Укрощение пятиклашек: советы для тех, кто начинает работать с 5 классом

Как звучит наставление в учительской, в фльме "большая перемена"(см)? | анна табанина

Отцы и дети (сериал, 2008, Россия)

Возможно, сюжет сериала «Отцы и дети» покажется тебе близким. В нём рассматривается конфликт поколений. Ровесники Аркадий Кирсанов и Евгений Базаров — абсолютно разные по мировоззрению люди. Первый всецело доверяет старшим, второй, как нигилист, совершенно отрицает его. Базаров корит своего приятеля за излишнюю мягкотелость, считая что тот находится под сильным влиянием своих отца и дяди, время которых, по его мнению, прошло. Но юношу настигает непоправимая для рационального ума проблема — приходит любовь. Узнай, выдержит ли молодой человек это испытание на прочность. Заодно пополнишь свои знания произведений из ЕГЭ.

https://youtube.com/watch?v=1xh3Uul-e8s

Празднование и вызов ностальгии

Индиана Джонс и диск судьбы

Невероятно разочаровывает мысль о том, как будущие поколения будут оглядываться на 2020-е годы и воспринимать их как десятилетие, в котором правит интеллектуальная собственность. Однако также возможно, что к тому времени такие фильмы, как «Русалочка» и «Трансформеры: Восстание зверей», будут давно забыты, а такие фильмы, как M3GAN и «Краснеет», станут теми фильмами, которыми славится это десятилетие.

В любом случае, Голливуд извлекает все неверные уроки из ностальгии. Кажется, они думают, что «Звездные войны» имели успех, потому что это были «Звездные войны», и это правда, но не вся история.

«Звездные войны были воротами, — говорит Эдвардс. «Мы подсели на научную фантастику». Так много ностальгических фильмов вызывали ту ностальгию, которую мы испытываем к ним сейчас, не потому, что они были знакомы, а из-за полной противоположности — они были новыми, незнакомыми и знакомили зрителей с совершенно новыми мирами, историями и персонажами. Лучше всего то, что они были забавными и хорошо сделанными, и все это создавало легендарные моменты в кино.

80-е подарили нам «Звездные войны», «Охотников за привидениями», «Лучшего стрелка», «Зловещих мертвецов», «Индиану Джонса», «Русалочку» и «Пятницу, 13-е». 2020-е подарили нам «Звездные войны», «Охотников за привидениями», «Лучшего стрелка», «Зловещих мертвецов», «Индиану Джонса», «Русалочку» и, довольно скоро, «Пятницу, 13-е». «В кассовых сборах преобладали высокие концептуальные идеи», — говорит режиссер Рон Ховард, тогда как в нынешнем десятилетии преобладают те же самые идеи, уже не новые.

С помощью ретроспектив можно многому научиться, и «Год величайшего гика всех времен: 1982» — это фантастическое исследование любимых фильмов прошлого, одновременно прославляющее ностальгию и бросающее вызов нынешней одержимости Голливуда. Проницательный, поучительный и искрометный, этот мини-документальный сериал обязателен к просмотру киноманами любого возраста.

Личностные проблемы в работе с 5 классом

С данным видом затруднений сталкиваются и педагоги, и школьники.

Проблема 1: педагогу сложно запомнить много новых лиц

«Почти ежегодно начинаю работать в пятом классе, иногда достается сразу 3-4 коллектива. Поэтому самая большая проблема для меня — хотя бы запомнить имена и лица новых учеников», — Галина, учитель истории и обществознания.

В первую неделю организационная нагрузка на учителей буквально убивает память. Мне попроще, так как своих новеньких я вижу ежедневно на уроках либо русского языка, либо литературы. А каково приходится учителям истории, биологии, географии, которые встречаются с учащимися 5-х классов 1-2 раза в неделю?

Школьники очень сильно обижаются, когда педагог путает имена, неправильно называет фамилию, принимает за другого ученика.

Детям тоже тяжело запомнить педагогов. Учащиеся путаются, теряются и боятся. Поэтому пытаются отмолчаться, стать как можно более незаметными.

Выход один — бейджики. Причем лучше не стандартные напечатанные, а оформленные самими детьми и учителями. Через ассоциации с каким-либо образом процесс запоминания пойдет быстрее.

Проблема 2: ученики проверяют границы допустимого

«С пятиклашками не люблю работать. Абсолютно без тормозов! Почему-то многие, выпустившись из началки, теряют малейшее представление о дисциплине. Например, когда требую сесть детей так, как их рассадил классный руководитель, все время слышу что-то вроде: «А нам разрешили сесть по желанию!».В результате пол-урока тратишь, чтобы вернуть каждого на его место, или слушаешь непрекращающуюся болтовню соседей по парте», — Сергей, учитель математики.

Бывшие ученики начальной школы привыкли, что все время находятся на глазах одного-двух педагогов. Оказавшись в среднем звене, дети пытаются прощупать границы дозволенного. Выход только один — системность и постоянство.

А проблему любителей скакать с места на место (я их называла кузнечиками) решала так: всем пересевшим доставалось индивидуальное задание повышенной сложности. На следующий урок пятиклассник не рисковал перескакивать к другу.

Проблема 3: дети боятся новых учителей

«С пятиклассниками чувствую себя настоящим чудовищем: чуть громче скажешь, чуть более грозно посмотришь — они сразу дрожат», — Анна, учитель биологии.

Другая сторона ситуации, когда вместо знакомой (и единственной!) учительницы пятиклассник сталкивается с несколькими педагогами ежедневно. У многих школьников повышается чувство тревожности, возрастает неуверенность в себе.

Первые 2-3 недели, а еще лучше 2 месяца учителю лучше сдерживать свою эмоциональность на уроках. Общаться с учениками стоит ровно, без резких всплесков. Это время необходимо и школьникам, и педагогу для знакомства и выстраивания границ.

Мёртвые души (фильм, 1984, СССР)

Можешь смело подключать к просмотру фильма «Мёртвые души» старшее поколение, там собрались звёзды советского кино. А тебе на экзаменах поможет подробный рассказ об авантюре Чичикова. Он попытался оседлать Русь-тройку, да как-то не слишком успешно. Многоумный герой проворачивал такие бизнес-схемы, которые поразили бы даже современных олигархов. Чичиков придумал покупать умерших крестьян, которые по описям все ещё считаются живыми. Он уверен, что помещики с радостью продадут по дешёвке этот бросовый товар. В надежде на лёкую наживу он отправляется в путешествие. Его ждет множество приключений и открытий. Отправляйся в них и ты.

Преступление и наказание (сериал, 2007, Россия)

Сериал «Преступление и наказание» стоит смотреть не только из-за его появления в материалах ЕГЭ. Гарантируем, что он поможет тебе начать самоанализ. Студент Родион Раскольников убивает топором старуху-процентщицу и её сестру. Зачем? Ему нужны деньги. Содеянное ужасает Родиона. Он не может найти себе места. Его сестра Дуня собирается замуж без любви, теория о «необыкновенном человеке» разваливается на глазах, а сам Родион всё глубже погружается в пучину страхов и кошмаров. Позже судьба сводит его с Сонечкой Мармеладовой. Сирота работает проституткой, чтобы выжить. Именно она убеждает Родиона признаться в убийстве…

Культура гиков заслуживает внимания

Звездные войны. Эпизод IV: Новая надежда

« месяц и год, когда я официально влюбился в кино». — говорит кинокритик Шон Эдвардс. Как и в случае с Эдвардсом, эти фильмы превратили очень многих зрителей (особенно молодых) в киноманов и гиков, людей, которые рассматривали фильмы как нечто, способное сформировать их мировоззрение, то, ради чего они могли бы стоять в очереди по два-три часа. Как говорит человек, стоящий в очереди на просмотр фильма из старой кинохроники: «Ожидание в очереди — это даже хорошее времяпрепровождение».

«Вы не можете отделить людей моего возраста от фильмов начала 80-х, потому что они являются частью того, кем мы росли», — говорит 41-летняя актриса и режиссер Бреа Грант. Основная причина этого заключается в том, что в этом десятилетии анализ фильмов стал более популярным: в 1982 году состоялась премьера телепрограммы «В кино» с Джином Сискелом и Роджером Эбертом.

“Представьте, что кинокритики стали нарицательными,” говорит кинокритик Леонард Мальтин. Сискель и Эберт оба страстно говорили о кино, страсть настолько глубокая и очевидная, что многие полюбили фильмы так же глубоко и страстно, способствуя прославлению гик-культуры. Время от времени эти двое даже сильно расходились во мнениях, что привело к появлению таких сайтов, как Metacritic и Rotten Tomatoes, восхваляющих совокупность различных мнений кинокритиков.

Можно легко возразить, что именно поэтому в наши дни так много ностальгии по 80-м: это было десятилетие, когда гик действительно стал знаменитостью. «Я гордый гик – был еще до того, как стал модным», — говорит продюсер Дарин Скотт. 80-е могли стать не только 1982 годом, но и десятилетием величайшего компьютерного гения, поскольку оно подарило публике такие франшизы, как «Звездные войны», «Индиана Джонс» и «Пятница, 13-е», франшизы, которыми люди до сих пор одержимы, а студии до сих пор пытаются доить как можно больше.

Сегодняшние студии берут эти знакомые свойства и пытаются найти способы использовать их как средство для инвестиций в безопасные игры, поверхностно пытаясь вызвать ностальгию современных гиков. Однако «Величайший год гиков» утверждает, что фильмы 80-х прославляли гиков по другой причине:

Конкурс на название

Книга Георгия Садовникова о приключениях молодого педагога «Иду к людям» вышла в середине 50-х. Но только спустя 20 лет на «Мосфильме» решили снять по ней фильм. Этому было объяснение. В начале 70-х в СССР вышел специальный указ о повышении показателей уровня образования среди населения. В связи с этим на «Мосфильм» пришла директива: снять тематический фильм о школе рабочей молодежи. Никто из режиссеров браться за «спущенное сверху кино» не хотел. Все понимали: это будет агитка. Но Алексей Коренев решил рискнуть. Только перед тем, как приступить к съемке, полностью переработал готовый уже сценарий.

В итоге невеселая повесть о буднях вечерней школы превратилась в искрометную комедию под названием «Похождения школьного учителя». Но как только в «Вечерке» появилась заметка о съемках, в Министерство образования хлынул поток писем от возмущенных учителей: педагогика и приключения несовместимы. И название картины пришлось поменять.

«Леша объявил конкурс на название фильма, и я тут же придумал название «Большая перемена», – вспоминает оператор-постановщик фильма Анатолий Мукасей. – Потому что в большой перемене есть двойной смысл: это большая перемена как школьная перемена, и большая перемена в жизни. Премией за название была бутылка коньяка, и мы ее весело распили».

Образовательные проблемы в работе с 5 классом:

  • адаптация школьников к темпу и объему обучения,
  • плохой почерк у большинства учащихся,
  • привычка выпрашивать оценки,
  • низкая мотивация учиться.

Решить эти проблемы в одиночку не могут ни классный руководитель, ни учитель-предметник. Только сотрудничая друг с другом и с родителями школьников, мы можем рассчитывать на хороший результат.

Общие рекомендации учителям, которые начинают работать с пятиклассниками:

  • Согласуйте с другими учителями, которые преподают в данном классе, требования, например, по дисциплине, использованию на уроках телефоном и прочее.
  • На уроке поддерживайте дружелюбную атмосферу, но не переходите на панибратство.
  • Дайте школьникам точку опоры — конкретный организационный план, по которому каждый урок будет проходить образовательный процесс.

Так, каждый урок русского языка в 5 классе я начинала одинаково: словарный диктант на 10 слов или какой-либо вид языкового разбора, обмен тетрадями (я забирала те, в которых дети выполняли домашнее задание, отдавала проверенные). Через 2 недели после начала учебного года школьники привыкали к такому распорядку и не пытались хитрить.

  • Помните: совсем недавно родители контролировали этих детей на каждом шагу, а сейчас перестали. Лучше наладить взаимодействие с родителями школьника через классного руководителя или дневник.
  • Не перегружайте пятиклассников обилием научных терминов, сложным материалом на уроке, объемными домашними заданиями.
  • Повторяйте и закрепляйте постоянно! Иначе кто-то что-то обязательно недопоймет или совсем не поймет. А ведь 5 класс — база, на которой будет выстраиваться здание всего образовательного процесса средней и старшей школы!

Не делайте отметку способом наказать учащегося. Отметка должна показывать прогресс школьника в обучении.
Помните про нормы письма, работы с текстом, обязательно развивайте на уроках коммуникативные навыки учащихся

Это важно для всех предметов, а не только для русского языка и литературы.

Пятиклассники — больше дети, чем взрослые ученики. Слишком долгое письмо перегружает кисть руки, что становится причиной плохого почерка. А длительная работа с текстом способна вызвать сильную усталость глаз из-за перенапряжения, стать причиной головной боли.

  • Используйте, помимо отметок, устные оценки — похвалу качеству работы, например: «Сегодня ты аккуратно оформил домашнюю работу, молодец», «Умница, так держать!». Введите дополнительную систему поощрений, дети очень любят стикеры или наклейки в тетрадь.
  •  В течение сентября не ставьте двойки!
  •  Создавайте на уроке ситуации успеха, вдохновляйте, тогда учащиеся не будут бояться отвечать у вас на уроке, поверят в свои силы.

Мастер и Маргарита (сериал, 2005, Россия)

Считается, что эта экранизация романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» наиболее полная, диалоги актёров буквально слово в слово по книге. Сюжет перенесёт тебя в Москву 1935 года. На Патриарших прудах встречается Воланд и его свита. Он размышляет о возникновении нового человека, нового мира, новой философии, полностью отрицающей существование Бога. В том же месте Воланд знакомится с Михаилом Берлиозом и Иваном Бездомным. Потом происходит ужасное: Берлиоз попадает под трамвай, Бездомный — в психбольницу. Дальше воронка мистики затянет ещё сильнее. Картина не только отвлечёт тебя от учёбы, но и подготовит к развёрнутым вопросам ЕГЭ.

https://youtube.com/watch?v=QLi2GWy0Nyo

Горе от ума (фильм, 1977, СССР)

Фильм представляет собой экранизацию пьесы, которую буквально разобрали на цитаты. «Счастливые часов не наблюдают», «Ах! злые языки страшнее пистолета», «Служить бы рад, прислуживаться тошно» — всё из «Горе от ума». Сюжет произведения любят вставлять в экзаменационные вопросы. Молодой дворянин Александр Андреевич Чацкий возвращается из-за границы к своей возлюбленной — Софье Фамусовой. Они не виделись целых три года. Софья и Чацкий выросли вместе и с детства любили друг друга. Однако, девушка обиделась на то, что тот неожиданно бросил её, уехал в Германию и «не писал трёх слов». Вопреки ожиданиям Чацкого, Софья встречает его очень холодно. У неё уже появился другой возлюбленный — живущий в доме её отца молодой карьерист Молчалин.

Загадочный и ядовитый Нестор Петрович

ФОТО: Кадр из фильма

Так как за основу сценария были взяты реальные истории из учительской жизни писателя Георгия Садовникова, актера на главную роль старались подобрать, похожего на него. «По темпераменту мы с Нестором Петровичем – разные люди. – говорит Георгий Садовников. – Я – флегматик. Но когда я выпивал, я мог станцевать лезгинку с ножом в зубах, и Арбат прошел мазуркой в воскресный день».

Пробовались на роль Нестора Петровича талантливые и уже маститые на то время артисты: Андрей Мягков, Евгений Стеблов, Константин Райкин. Мягков в образе учителя выглядел наиболее убедительно. Но в фильме он так и не снялся. Дело в том, что он поставил свои условия. Он хотел, чтобы Светлану Афанасьевну сыграла Анастасия Вознесенская, его жена. Но режиссер Коренев этого не принял. Он нашел своего идеального Нестора Петровича, безошибочно угадав его в Михаиле Кононове.

Сам артист играть роль классного руководителя желанием не горел. «История глупая, сниматься в ней не буду», – сказал он, прочитав сценарий. Коренев с трудом уговорил артиста не рубить с плеча, подумать. Даже пообещал ему доработать линию главного героя, сделать ее более тонкой, драматичной. И свое обещание сдержал. Нестора Петровича Северова тривиальным персонажем назвать трудно.

Нестор Петрович получился немного странным, не от мира сего. У него куча проблем. «Он вообще не хотел идти работать в школу, он хотел в аспирантуру, – говорит Анатолий Мукасей. – И там он сталкивается с необычными для него ситуациями, да еще и любовная история у него необычная. Он – фантазер по нутру».

В весёлую и дружную компанию «Большой перемены» Михаил Кононов вписался не очень хорошо. Он демонстративно стоял в стороне от всех веселых застолий и шуток. Своим видом он как бы показывал, что он в этом фильме случайно.

Если на экране Кононов выглядит наивным и по-детски трогательным, то коллеги знали: малейший повод, и Кононов выльет на коллег порцию яда. Так, во время съемок одной из сцен он придрался к Наталье Богуновой, так, что она заплакала. Это все погасили, а Миша, как огурчик, встал перед камерой. Потом он объяснил это тем, что он чувствовал себя «как будто сонным», и ему надо было себя «взвинтить».

Фильмы 80-х были великолепны благодаря риску

Великое искусство не знает возраста

Главное

И «Нечто», и «Бегущий по лезвию» показали низкие кассовые сборы, что безумно для тех, кто там не был, поскольку оба считаются двумя лучшими фильмами, когда-либо созданными. Фильм Карпентера особенно разочаровал как в финансовом, так и в критическом плане. Согласно Greatest Geek Year Ever: 1982, когда режиссер Джон Карпентер просматривал журнал с E.T. на обложке он сказал: «Ну, вот и все, что касается The Thing».

И все же ни один киноман не станет утверждать, что ни «Нечто», ни «Бегущий по лезвию» хоть немного забыты. Оба они постоянно упоминаются среди лучших работ в своих жанрах, в 2011 году у The Thing появился приквел, также названный The Thing, у Blade Runner в 2017 году появилось продолжение под названием Blade Runner 2049, а перезагрузка The Thing в настоящее время находится в производстве.

Эти фильмы, являющиеся кассовыми разочарованиями, могут быть даже одной из причин, по которой они так хорошо ценятся сейчас. «Я помню, как расстроился из-за того, что дела идут плохо», — говорит сценарист Зак Пенн о «Бегущем по лезвию». «Я имею в виду, что теперь болеть за фильм Marvel — все равно, что болеть за янки».

Большинству людей было легко болеть и за «Бегущего по лезвию», так как этот фильм сильно отличался от всех остальных летних релизов того времени. «Идея о том, что вы можете снимать такие разные фильмы, как «Полтергейст», «Инопланетянин» и «Бегущий по лезвию», — это своего рода созревание летнего блокбастера», — говорит Пенн.

Режиссер и сценарист Роберт Бернетт идет еще дальше, говоря: «Когда вы доходите до конца этого фильма, он задает вопрос: что значит быть человеком? Есть этические вопросы, с которыми боролся «Бегущий по лезвию», но мы еще не знали, что нам нужно ответить. Я думаю, это то, что будет звучать в течение следующих ста лет».

Студии сегодня так обеспокоены тем, что новые оригинальные названия не найдут аудиторию, что они делают ставку на ностальгию, чтобы привлечь теплые тела в кинотеатры. Однако сама ностальгия показывает нам, что кассовые сборы не всегда определяют судьбу наследия фильма. Даже «Темный кристалл», еще один фильм 1982 года, который не оправдал ожиданий в финансовом плане, стал заслуженным культом поклонников, а в 2019 году был выпущен сериал-приквел под названием «Темный кристалл: Эпоха сопротивления».

«Можете ли вы хотя бы представить, какие разговоры велись в то время?» — говорит исполнительный продюсер Тед Биазелли. «Мы собираемся снять целый фильм с куклами, без людей, и он будет стоить столько же, сколько фильм с людьми. Это будет рискованно и безумно, и мы будем рисковать».

Сообщите в учебный отдел

Если есть конкретные претензии к работе учителя и вы видите явные недостатки в преподавании, можно написать отзыв на учителя — через наставника или техническую поддержку. 

Через наставника

Наставник составит жалобу на конкретного преподавателя, к которому приложит комментарий родителя. Эту жалобу отправят в учебный отдел и проведут проверку. Если будет возможность, педагога сменят

Как правило, в большинстве случаев идут навстречу, ведь важно, чтобы ребёнку нравился и был комфортен учебный процесс. 

Через поддержку

Если к ребёнку не прикреплён наставник или вы хотите разобраться в ситуации самостоятельно, напишите отзыв в свободной форме и отправьте его по почте [email protected]. Как можно подробнее опишите, почему вас не устроил педагог.

Со всеми отзывами проводится тщательная работа — если деятельность учителя действительно не соответствует критериям качества, будут приняты необходимые меры, а педагога сменят при первой возможности.

Гроза (фильм, 1933, СССР)

Напоследок познакомим тебя с картиной, основанной на пьесе Александра Островского «Гроза». Кстати, она встречается в 12 вопросе демоверсии ЕГЭ по литературе. Действие разворачивается в городе Калинов на Волге. В доме купцов Кабановых свадьба. Для Катерины, молодой жены купеческого сынка Тихона, наступают тягостные, однообразные дни замужества. Суровая и властная свекровь Кабаниха, слабовольный муж, хитрая, изворотливая Варвара — сестра Тихона, вороватый Кудряш — вот люди, окружающие Катерину. Когда Катерина встречает Бориса, племянника купца Дикого, он кажется ей человеком другого, лучшего мира. Но она страшится возникающего чувства. Сюжет фильма увлечёт тебя не менее, чем «‎Беременна в 16». Зато, посмотрев его, ты будешь более уверен в своих силах на экзамене.

Вот такой полезный список экранизаций русской классики у нас получился. Посмотри хотя бы парочку картин, и на ЕГЭ получишь высокий балл. Адукар обещает.

Спасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что были полезны. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:

Определите, как ребёнку легче воспринимать информацию

В 1987 году новозеландец Нил Флеминг разработал теорию, согласно которой разделил людей на визуалов, аудиалов и кинестетиков. Современные психологи выделяют ещё дигиталов. Зная свой основной канал восприятия, ребёнок сможет эффективнее усваивать информацию.

— Визуалам требуется тишина во время учёбы. Им мало прослушать занятие: нужно делать красочные заметки, составлять списки, чертить диаграммы. Хорошо работает запоминание с помощью карточек.

— Аудиалам тяжело даются задания с текстами и на время. Лучше слушать видеоуроки и аудиокниги. Для запоминания рекомендуется повторять информацию вслух и использовать ассоциации.

— Кинестетикам важно прикоснуться к предметам, связанным с темой урока. Запоминание новой информации лучше всего идёт в игре

— Дигиталам важны связи и цифры. Они охотно ведут конспекты и умеют пользоваться вспомогательными пособиями при изучении любого предмета. Например, для каждого урока в «Фоксфорде» разработаны материалы с теорией. Дигиталам особенно полезно их перечитывать.

Выясните, кто ваш ребёнок — аудиал, визуал, кинестетик или дигитал. Наши преподаватели стараются разрабатывать и использовать задания, которые будут интересны и эффективны для детей с разными каналами восприятия. Но знать предпочтения ребёнка всё равно полезно: так вы поймёте, на что сыну или дочери нужно делать акцент в обучении. Возможно, так будет легче разбираться в объяснениях преподавателя.


‍Конспекты с темами по всем предметам помогут лучше разобраться в теме. Особенно если ребёнок — визуал‍

Герой нашего времени (фильм, 1965, СССР)

«Герой нашего времени» — это экранизация одноимённого романа Михаила Лермонтова. Фильм состоит из двух частей — «Бэла» и «Максим Максимыч. Тамань».

Тебе стоит посмотреть эту картину, ведь образ Печорина является первым в русской литературе психологическим портретом. Сюжет «Героя нашего времени» максимально приближен к книге, поэтому рекомендуем его всем сдающим ЕГЭ. Тем более, вопросы по произведениям Лермонтова были в демоверсии экзамена по литературе.

Действие происходит в начале XIX века. Русский офицер Печорин служит на Кавказе. Он влюбляется в дочь местного князя Бэлу и подговаривает её брата Азамата похитить сестру. Печорин в долгу не остался и помог Азамату украсть коня у джигита Казбича. У Печорина получилось добиться расположения Бэлы, но со временем она становится ему неинтересна.

Суть методики

На самом деле ход работы с методикой живо напоминает беседу с «почемучкой» пяти-семи лет. Многим привычны такие диалоги:

— Почему пора домой?

— Уже вечер.

— Почему вечер?

— Солнышко садится.

— Почему солнышко садится? И т.д.

Суть методики Сакити Тоёда именно в таком подходе к проблеме. Работа проходит в несколько этапов.

  1. Констатация проблемы.
  2. Первое «Почему» — Почему возникла проблема? — Первый ответ.
  3. Второе «Почему» — Почему получилось то, что названо в первом ответе? — Второй ответ.
  4. Третье «Почему» — Почему получилось то, что названо во втором ответе? — Третий ответ.

И так далее, до пятого. Считается, что пятый ответ и есть первопричина.

Рассмотрим такой пример.

  1. Проблема: заметно снизился спрос на йогурты.
  2. Почему снизился спрос? — Йогурт стал менее привлекательным для покупателя.
  3. Почему? — Ухудшились органолептические показатели.
  4. Почему? — Часть молока была заменена сухим.
  5. Почему? — Это позволило снизить себестоимость продукта
  6. Почему? — Технологи получают премию за снижение себестоимости продукта, а не за его привлекательность для покупателя.

Таким образом найдена первопричина проблемы.

Важное условие: все причины не должны лежать вне сферы контроля, то есть они должны быть устранимы. Скажем, в нашем случае причина может быть в том, что наступило лето и покупатели приобретают больше свежих ягод и фруктов, а молочные продукты как скоропортящиеся интересуют их меньше

Но лето отменить нельзя.

В сфере бизнеса методика вызывает критику со стороны специалистов. Они указывают на то, что причин может быть много, разные люди видят разные ответы на «Почему» и получают, следовательно, разные результаты и т.д.

Но это не мешает использовать прием «Пять Почему» в школе.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Альбатрос
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: