Упражнения для учеников 3 класса
Школьники, которым уже 9 лет, читают хорошо в общей своей массе, но не всегда. Стоит продолжать проводить занятия по развитию данного навыка.
Помогут в этом такие упражнения:
Тарабарским чтением называют чтение не слева направо, а наоборот
Оно помогает тренировать внимание, мышление и память, без которых невозможно развить навык скорочтения
Мозг видит перед собой задачу, с которой необходимо справиться
Происходит развитие обоих полушарий, что очень важно.
Применяется метод «тик-так», когда дети должны посмотреть на начало строки и на её конец. Понять смысл написанного они всё равно смогут, что существенно ускорит процесс развития навыка скорочтения.
Чтение по диагонали
Надо объяснить ребёнку, что данный способ поможет в будущем читать быстро большие объёмы информации.
В этом возрасте можно развивать технику фоточтения. Суть в том, что ребёнок фотографирует страницу, стараясь понять смысл. Он охватывает весь материал, затем вычленяет главное, а после этого возвращается к важным местам в тексте.
Онлайн-тренажёры, которые предлагаются в большом количестве, также помогают развить полезный навык.
Павел Палагин предложил способ, который назван «Сбор урожая». Суть в том, что ребёнок читает текст, а затем воспроизводит его в образах и схемах. Благодаря данному методу запоминается прочитанное на длительное время, так как работает долговременная память.
Чтение через слово поможет ребёнку в дальнейшем выделить основную мысль в тексте. Выглядит это так, что школьник находит на странице самое главное и читает, опуская не столь важную информацию. Внимание будет сконцентрировано только на важном. Как показывает практика, на странице из всей информации только третья часть является главной.
О.В. Лысенко предлагает собственную методику, которая помогает научить сначала читать, а затем читать быстро. Ольга Васильевна устраняет слоговое чтение, помогает поставить дыхание, чтобы не было пауз там, где они совершенно не нужны. В курсе Лысенко предлагает собственный учебник, а также сборник авторских рассказов. Чтобы было понятно, как заниматься с малышом, родителям предоставляется видеолекция, где автор рассказывает о своей методике.
Многими родителями применяется методика Шамиля Ахмадуллина. Отзывы говорят о том, что в книге предложены интересные и эффективные приёмы, позволяющие быстро научить читать. Кроме того, дети сами хотят заниматься по данной книге, так как она интересна и написана доступно.
Самостоятельное чтение также помогает выработать важный навык. Ребёнок учится быть ответственным за свои действия, старается контролировать самостоятельно свои действия.
Скорочтение научит не только находить нужную информацию гораздо быстрее, но и поможет развить такие важные качества, как память и внимание. Все мыслительные процессы связаны между собой
Развивая навык скорочтения, происходит развитие остальных важных качеств и навыков.
Таблицы Шульте
Для тренировки внимания и сосредоточения (от этих двух качеств напрямую зависит скорость чтения и восприятия информации) для детей постарше (10-12 лет) можно использовать таблицы Шульте.
Таблица Шульте — это таблица со случайно расположенными объектами (обычно числами или буквами), служащая для проверки и развития быстроты нахождения этих объектов в определенном порядке. Изначально такие таблицы были разработаны немецким психиатром и психотерапевтом Вальтером Шульте как психодиагностическая проба для проверки свойств внимания человека.
Пример таблицы Шульте
20 | 15 | 16 | 9 | 17 |
7 | 10 | 31 | 8 | 4 |
15 | 24 | 11 | 6 | 23 |
22 | 25 | 18 | 5 | 1 |
11 | 21 | 3 | 20 | 12 |
В скорочтении подобные таблицы используются для тренировки сосредоточения, переключения, отвлечения, распределения внимания и выработки навыков быстрого восприятия текста.
Есть модификации таких таблиц: с арабскими и римскими цифрами – таблица Шульте-Платонова, двухцветные – Шульте-Горбова.
Обратитесь за помощью в IQКлуб
Развить навыки чтения, память, внимание у ребенка поможет IQКлуб. Это – новый интернет-сервис, который порадует и детей, и родителей
Команда профессионалов подготовила для детей занимательные развивающие игры. Над разработкой трудились лучшие дизайнеры, психологи и педагоги.
Как воспользоваться услугами сервиса?
- Зарегистрируйтесь в системе (можно через социальные сети).
- Дайте ребенку пройти интересный тест.
- После оценки сильных и слабых сторон вашего ребенка, для него будет сформирована индивидуальная программа обучения.
Результаты обучения можно отслеживать в онлайн режиме. Так вы оперативно узнаете о достижениях вашего чада и получите необходимые рекомендации для дальнейшего развития.
В современном мире, когда нас окружают разнообразные электронные гаджеты, проблема детского чтения становится все более актуальной: к сожалению, в последнее время все меньше детей читают книги. Поэтому взрослым стоит на личном примере показать, что чтение на самом деле является очень увлекательным процессом. И притом, как сказал Ф.Жанлис: «Люди, которые читают книги, всегда будут управлять теми, кто смотрит телевизор».
Когда начинать обучать скорочтению?
Специалисты сходятся во мнении, что начинать обучение скорочтению нужно не раньше 10-12 лет. Во много это связано с тем, что ребенок уже осознает, зачем ему (а не родителям) это нужно и обладает определенными волевыми навыками. Так, к примеру, ему нужно следить за тем, чтобы не проговаривать слова ни вслух, ни про себя – а это требует усилий с его стороны. Вряд ли 5-6-летний малыш будет следовать этому принципу.
Существуют упражнения из методики скорочтения, которые могут помочь даже первокласснику улучшить навыки. Сделаны они в форме игры.
«Буксир»
Вместе читайте любимую книжку, только взрослый делает это про себя, ведя пальцем по строке, а ребенок – вслух. Регулируйте скорость, постепенно увеличивая ее. Подсознательно кроха будет пытаться успеть прочитать за вами.
Полный порядок!
Возьмите несложное предложение и запишите слова в его составе в произвольном порядке. пусть малыш «соберет» предложение так, чтобы в нем появился смысл.
На скорость
Засеките минуту, пока кроха читает текст. Как только минута окончится, скажите «стоп» и отметьте место, где ребенок закончил чтение. Через непродолжительное время попросите малыша вновь начать читать тот же текст. Почти гарантия, что во второй раз он прочитает бОльший отрывок, чем раньше. В третий раз отрезок текста будет еще больше. Повторять упражнение более трех таз не нужно. И не забывайте хвалить малыша каждый раз за успехи и старание.
Чтение: как заинтересовать ребенка. Топ-7способов
Родителям на заметку
- Чтобы читать быстро, нужно любить читать. Хорошо, если малыш с раннего детства будет постоянно видеть маму и папу с книгой в руках, а не с планшетом или телефоном. Развивайте у ребёнка любовь к чтению собственным примером!;
- Не совершайте ошибок при обучении чтению. Переучить всегда труднее, чем научить заново. Доверьте обучение нашим специалистам;
- Читайте с ребенком ежедневно, особенно перед сном, в поездке, на отдыхе, даже когда он уже вырос и может читать сам;
- Никогда не сравнивайте своего ребенка с другими детми. Пусть единственным критерием для сравнения будет то, что сегодня ваш непоседа стал читать на два слова быстрее, чем вчера. Похвалите его и позвольте ему гордиться своими успехами. В этом помогут наши специалисты по обучению скорочтению!
«Развеял миф, что в школе учат правильно читать»
— Я учился скорочтению давно — в 2008 году. Мне было интересно попробовать что-то новое. Цена вопроса была невелика, а у меня всегда была проблема с запоминанием прочитанного. А читал я немало.
Дмитрий Иванович
Экономический обозреватель
Было около 10 очных занятий дважды в неделю по выходным. Еще нам давали методическую литературу, домашние задания, диск для отработки техники «ритм-стук». После курсов я еще порядка 3 месяцев тренировался сам.
В результате я увеличил скорость чтения обычной (не технической) литературы с 60 до 150 страниц в час при качественном улучшении запоминания. И это не предел. Я развеял миф о том, что нас правильно учат читать и запоминать в школе.
Потом я прошел еще и курс тренировки памяти и скажу одно — методики преподавания устарели до невозможности. Зубрежка и чтение по строкам с проговариванием слов — это даже не каменный век, а куда более ранняя эпоха. Без тренировки старые техники, которыми нас «долбят» в школе, начинают возвращаться. Сейчас потребности в такой скорости чтения уже нет, но навык трансформировался в подобную работу с цифрами — очень помогает искать ошибки в данных. Но главное не в этом. Курс показывает, что на самом деле пределы наших возможностей далеко не раскрыты.
Фото с сайта sputniknews-uz.com
Именно этот курс помог лучше понять механизм интуиции — преподавался один метод чтения, который предполагает передачу полного доверия мозгу самостоятельного поиска важнейшей информации на странице. В жизни это работает аналогично. Мозг работает намного быстрее, чем мы себе представляем, но мы сами наставили ему искусственных барьеров, и он пока их преодолевает, скорость падает катастрофически.
До курсов скорочтения стоит пройти курсы тренировки памяти — будет очень полезно использовать приемы одного курса в другом именно в такой последовательности. И да, мой путь в мир статистических данных начался именно с этих курсов.
Техника чтения
Да, чтение некоторым детям дается нелегко, поскольку в этом процессе участвуют и память, и воображение, визуальное и звуковое восприятие. И, тем не менее, нужно стремиться к тому, чтобы научить ребенка читать быстро.
И, кстати, при проверке техники чтения учитывается не только скорость. Во время этой «процедуры» учитель выясняет, насколько ребенок понял то, что прочитал; были ли ошибки; с выражением ли был прочитан текст. Кроме того, среди критериев проверки техники чтения присутствует такой показатель как способ чтения: то есть, по слогам прочитал ребенок или полностью слово; насколько у него получилось это сделать плавно.
Поэтому родителям первоклассников (которым в первом полугодии оценок не ставят) не стоит «зацикливаться» именно на скорости чтения. Больше читайте с ребенком, расширяйте его кругозор, знакомьте с новыми словами, расширяйте его словарный запас, и результат придет.
Хочу узнать побольше. Есть какие-то книги по скорочтению, которые специалисты советуют взрослым?
- «Скорочтение. Как запоминать больше, читая в 8 раз быстрее», Питер Камп
- «Скорочтение и другие суперспособности», Анастасия Клюшина
- «Учебник быстрого чтения», Тони Бьюзен
- «Скорочтение на практике. Как читать быстро и хорошо запоминать прочитанное», Павел Палагин
- «Быстрое чтение за 10 дней», Эбби Маркс-Бил
- «Скрытые ресурсы мозга», Христиан Грюнинг
- «Скорочтение. Уникальный курс по развитию навыков рационального чтения», Марат Зиганов
- «Техника быстрого чтения», Олег Андреев
- «Скорочтение. Лучшие упражнения и тренинги», Виктория Морозова
- «Скорочтение. Читаем в 4 раза быстрее», Джон Уитч
Когда начинать заниматься скорочтением
Раннее обучение скорочтению, примерно в 4-5 лет недопустимо по причине того, что мозг малыша ещё не готов к этому. Восприятие больших объёмов информации несоизмеримо с его жизненным опытом. Говоря по-другому, малыш ещё не до конца познал этот мир и ему сложно разбираться в том малом наборе образов, представлений и ощущений, созданному на данном этапе жизни. Можно обучить ребенка в малом возрасте читать быстро, но без понимания значения слов. Ему ещё нужно ответить на множество своих вопросов «почему», исходя не из книжных описаний, а личных ощущений.
В возрасте 7-9 лет ребёнок имеет достаточный, пусть и небольшой объём знаний и ощущений от мира, что помогает ему начать осваивать скорочтение. Более осознанное и быстрое чтение приходит лишь к годам 10-11, а в 12-14 лет, появляется жгучая потребность в его освоении, потому что увеличивается учебно-информационная нагрузка и с каждым последующим годом она лишь усиливается, потому как дети становятся всё более и более независимыми, избирают свой жизненный путь и увлечения.
Таким образом, если у ребёнка правильно сформирован речевой аппарат, нет явных дефектов речи, которые можно устранить с помощью логопеда, то оптимальным возрастом для начала обучения скорочтению, по мнению большинства специалистов нашей школы скорочтения, является возраст 7 лет.
Ошибки приводящие к снижению скорости чтения у детей
При попытках научать ребенка читать быстро, вы можете столкнуться с некоторыми трудностями. Техника быстрого чтения предусматривает некоторые правила, нарушая их, теряется уровень скорости поглощения информации, который априори должен быть высоким.
- Скорочтение для детей имеет свои проблемы — одной из главных считается артикуляция или проговаривание слов, а также внутренняя речь. Когда ребенок пытается проговорить всё прочтенное им вслух, либо мысленно, это снижает быстроту поглощения им информации в разы. Поэтому, при желании научить малыша читать достаточно быстро и бегло, чтобы техника быстрого чтения была на высоте, постарайтесь устранить этот фактор. Но в данном случае, мы говорим о детях, уже умеющих довольно бегло читать, без ошибок, то есть 8-10 лет.
- Глаз должен видеть не только ту точку, куда направлен взгляд, но и в некотором радиусе вокруг нее. Как правило, дети имеют небольшое поле зрения. Но существует очень мало методик, как ребенку расширить поле зрения.
- Следующая ошибка, замедляющая скорость чтения – эффект регрессии. Это самый распространенный недостаток. Методика повышения скорости чтения не позволяет делать обратные движения глаз с целью прочтения уже пройденного повторно. Привычка регрессировать формируется весьма плотно и трудно искореняется, поэтому стоит научить ребенка не делать этой ошибки изначально. Обращайте внимания на возвраты по тексту: это отсутствие внимания или непонимание прочитанного?
Однако, есть исключение – если регрессия возникает в результате переосмысления или возникновения новых идей, то это называется – рецепция и является оправданным действием.
Кроме перечисленного, восприятию информации при скоростном чтении мешает проблема непонимания смысла текста ребенком. Понимание психологи трактуют как связь между предметом и уже имеющимся багажом знаний. При запоминании текста нужно сначала его лучше понять.
Зачем человеку скорочтение
Люди, которым приходится постоянно обрабатывать большое количество информации, оценили скорочтение по достоинству. Юристы, филологи, историки благодаря скорочтению могут быстрее познакомиться с литературой, найти необходимую информацию. И это не полный перечень профессий, где без навыка скорочтения трудно.
Студенты, владеющие данным навыком, не тратят попусту время на заучивание больших блоков информации. Они умеют выделять главное, что значительно облегчает процесс обучения. То же самое можно сказать и о школьниках. Скорочтение уже в средней школе поможет быстрее выполнять домашние задания и не сидеть за учебниками много времени.
Ключевые навыки для высокой скорости чтения
Чтобы научиться скорочтению, мы советуем развивать также смежные навыки. Их можно тренировать как одновременно с развитием скорочтения, так и по отдельности. Эти умения можно развивать в любом возрасте — они будут в равной степени полезны как ребенку, так и взрослому. К ним относятся:
- способность сосредоточиться на одной задаче, сконцентрироваться;
- развитое периферийное зрение;
- внимательность;
- умение выделять в тексте главное и второстепенное;
- умение анализировать информацию;
- способность ставить четкие цели перед началом интеллектуальной деятельности;
- хорошая память.
Частые вопросы родителей по скорочтению
Ниже ответы, на популярные вопросы от родителей, с которыми мы часто сталкиваемся.
Вопрос: В каком возрасте лучше начинать обучение скорочтению?
Ответ: Обучение скорочтению может начинаться с 10-12 лет, когда у детей уже устоялись навыки чтения и формируется интерес к обогащению своих знаний. Однако, каждый ребенок индивидуален, и если ребенок проявляет интерес к развитию этого навыка раньше, можно начинать и раньше.
Вопрос: Какие методы наиболее эффективны при обучении скорочтению?
Ответ: Существует несколько методов, которые позволяют развивать навыки скорочтения у детей. К ним относятся упражнения на увеличение скорости чтения, тренировка внимания, техника сканирования, использование электронных устройств с программами для скорочтения, а также упражнения на распознавание слов и чтение группами слов. Родители могут подбирать и комбинировать разные методы, чтобы найти наиболее эффективный подход для своего ребенка.
Вопрос: Какой прогресс можно ожидать от обучения скорочтению?
Ответ: Прогресс в развитии навыков скорочтения зависит от индивидуальных особенностей каждого ребенка. Некоторые дети могут достичь заметных результатов уже после нескольких недель практики, в то время как у других это может занять больше времени
Важно поддерживать и поощрять ребенка, давая ему время и возможности развиваться
Вопрос: Как долго следует заниматься каждый день для успешного обучения скорочтению?
Ответ: Регулярная практика очень важна для успешного обучения скорочтению. Для детей старше 10 лет рекомендуется заниматься каждый день около 15-30 минут
Важно не перегружать ребенка, а делать занятия увлекательными и интересными
Вопрос: Каким образом скорочтение поможет моему ребенку в повседневной жизни?
Скорочтение — это просто быстрое чтение?
Не совсем. Скорочтение — это навык, позволяющий быстро воспринимать текстовую информацию. Главный его принцип не просто скорость чтения, а способность понимать смысл прочитанного материала, воспринимая его быстрее и увереннее. При этом, информация должна правильно отложиться в памяти, иначе это можно назвать обычным перелистыванием страниц, либо сканированием текста глазами. Проще говоря, скорочтение — это техника быстрого чтения с высоким уровнем запоминания и восприятия информации — это ключевое отличие скорочтения от других видов знакомства с текстами.
При обычном чтении человек не всегда запоминает прочитанное, так как отвлекается на дополнительные образы, которые возникают в его голове по ходу чтения. Так, например, про прочтении слова «лес» человек представляет зелёную листву, поющих птиц и животных, которые в нём обитают. Это связано с тем, что мозг справляется с переработкой прочитанного примерно в три раза быстрее, всё же остальное время идёт на образы и фантазии. В результате, человек может и вовсе забыть, о чём шла речь, основываясь только на образах, и уже по образной памяти пытаться воссоздать прочитанное. Одним из самых эффективных решений проблемы нерациональной траты времени на сегодняшний день и является скорочтение.
5 уроков быстрого чтения
5 навыков, полезных для быстрого чтения,
которым вы сможете научиться на нашем сайте:
1. Концентрация внимания
(УРОК 1)Вы, наверное, замечали, что интересная книга читается на одном дыхании и быстрее скучного учебника
Также, к примеру, при чтении интересной книги вы постепенно ускоряетесь, погружаясь в процесс чтения… Внимание для скорочтения очень важно, а главное, его можно тренировать
2. Подавление артикуляции (проговаривания текста)
(УРОК 2)У большинства людей есть привычка читать текст, проговаривая его про себя. Если Вы хотите прочитать текст быстро, это нужно делать «молча», то есть, избавив себя от артикуляции.
3. Совершенствование зрительных навыков
(УРОК 3)Умение видеть весь текст сразу в абзаце или даже на странице, понимать его структуру, читать не слева направо, а сверху вниз (или, как говорят, « по диагонали») — это важный навык при быстром чтении. Поэтому зрительные навыки тоже нужно тренировать, а в жизни они могут пригодиться и при вождении автомобиля, в игровых видах спорта и т.д. В уроке представлены специальные таблицы и тренажер для тренировки скорочтения.
4. Быстрое чтение и управление информацией
(УРОК 4)Не секрет, что большинство текстов имеют лишь небольшую часть полезной информации, которую вы должны научиться быстро находить. Этот навык приходит чаще всего с опытом чтения, однако вы можете ускорить этот процесс с помощью специальных упражнений.
5. Скорочтение и развитие памяти
(УРОК 5)Когда вы научитесь читать быстро, вы сможете осваивать достаточно большой объем информации. Но навык быстрого чтения может оказаться бесполезным, если прочитанное будет забыто, что в принципе не странно, при таком объеме информации. Эту информацию нужно уметь запоминать.
Кроме того, на сайте представлены дополнительные материалы по быстрому чтению: книги и учебники , видео , тренажеры и программы, материалы для скачивания, а также статьи с комментариями и отзывами из социальных сетей.
Скорочтение существовало еще до того, как мир «заболел» повышением личной эффективности. И на фоне целей «Х книг в год», которые ставят многие предприниматели и менеджеры, оно снова актуально. Но действительно ли полезно? Не перестанете ли вы получать удовольствие от чтения или понимать прочитанное? Как научиться читать быстро и сколько книг в год можно прочитать? Мы опросили несколько наших читателей, которые прошли курсы скорочтения, и попросили тренера посоветовать несколько методик, которые можно освоить самостоятельно. И мнения получились очень разные.
Скорочтение — это навык, который позволяет быстро читать. Качество усваивания информации при этом не теряется — считается, что человек все так же понимает прочитанное и запоминает. При стандартной скорости 120−180 слов в минуту, скорочтение позволяет ускориться до примерно 600 слов. Популярно оно среди тех, кто работает с большим потоком информации и кто хочет узнавать больше за меньшее время.
Ошибки родителей
Родители ошибаются, если:
- Учат ребёнка читать, называя ему не звуки, а буквы. Если малыш привык говорить «нэ» вместо н, то с чтением у него обязательно будут проблемы с чтением. Что говорить о том, чтобы читать бегло? Ребёнок и медленно читает с большим трудом, так как не может понять принцип создания слова.
- Учат читать фразу не полностью, а разбивают её на отдельные слова. Чтение текста по словам замедляет понимание прочитанного. Теряется смысл того, что было прочитано.
- Думают, что надо заниматься с ребёнком как можно больше. Поэтому усердно занимаются часами, не делая перерыва. Слишком длительные занятия не дают должного эффекта. Лучше выбрать небольшой отрывок и прочитать его, чем заставлять ребёнка сидеть час за книгой. Эффект может получиться противоположным.
- Не соблюдают перерыв между упражнениями. К следующему заданию можно приступать только через 2-3 часа.
Родители должны подготовиться теоретически к занятиям, знать все особенности, чтобы не навредить малышу. Обучение должно превратиться в увлекательное занятие, своеобразную игру, в которую хочется играть.
Почему не всем детям дается навык быстрого чтения
Замечено, что одни дети после нескольких упражнений начинают читать быстрее и осознавать прочитанное, другим же детям этот навык дается нелегко. Так происходит по нескольким причинам:
- Плохое развитие внимания и памяти. Наряду со скорочтением следует давать ребенку упражнения, которые будут развивать его память.
- Небольшой объем оперативного поля зрения. Другими словами, ребенок не охватывает взглядом последующие слова или даже одно слово, а только 2-3 буквы. «Предугадывать» слова научат таблицы для скорочтения и Шульте.
- Небольшой словарный запас. Следует много читать познавательной литературы, включая детские энциклопедии, классическую литературу.
- Неразвитость артикуляционного аппарата. Наблюдается у совсем маленьких деток (до 5 лет) или у детей с логопедическими проблемами. Выговорить западающие буквы помогут занятия со специалистом.
Некоторые дети прочитывают слово не один, а два раза, сначала глазами, про себя, а потом произносят его вслух. Подобное явление устраняется постоянным чтением вслух. Перечитывать слово нужно только тогда, когда ребенок произнес его неправильно.
С какого возраста можно упражняться в скорочтении
Перед тем как осваивать скорочтение, необходимо в принципе научиться читать. Пока ребенок не освоил этот навык, лучше двигаться в комфортном темпе и не обращать внимания на скорость.
Обычно развивать скорочтение у ребенка начинают с 9–10-летнего возраста
Однако важно, чтобы школьник понимал, в чем смысл и ценность таких занятий, поэтому иногда педагоги советуют отложить уроки до подросткового возраста
Но если вы действительно хотите научить ребенка быстро читать, то необязательно ждать определенного возраста
Можно подготовить почву заранее: учиться концентрировать внимание, расширять поле зрения, визуализировать прочитанное. Всё это поможет развить детский мозг и успешно освоить скорочтение в дальнейшем.
7 причин, чем скорочтение поможет вашему ребёнку
Скорочтение содействует развитию переключаемости внимания между похожими задачами;
Быстрое чтение совершенствует ум ребенка во всех его видах и формах;
Скорочтение улучшает внимание, память, воображение. Хорошая скорость чтения способствует лучшему восприятию материала и его глубокому запоминанию;
Успеваемость в школе напрямую зависит от скорости чтения ребенка
Плохо читающий ребенок —прямой кандидат в троечники, который будет стабильно отставать от класса в освоении школьной программы;
Скорочтение улучшает дикцию и артикуляцию.
Медленная скорость чтения способна вызвать множество психологических проблем и комплексов у ребенка: Медленная скорость чтения часто становится одним из поводов для буллинга;
Скорочтение улучшает концентрацию внимания и усидчивость, способствует сосредоточиться на занятиях.
«Некоторым книгам нужна скорость улитки»
— В прошлом году я за полтора месяца прошла видеокурс по скорочтению. Я хотела больше успевать, а еще заметила, что иногда вроде читаю, а голова в другом месте. Хотелось проработать концентрацию.
Сперва был вводный блок про составляющие чтения — скорость, внимание, понимание и так далее. Потом перешли к техникам (Zorro, «Торнадо», например)
Это был самый сложный блок, потому что каждую технику рекомендуется отработать на 300 страницах. А это требует усидчивости и времени, но тем не менее я отрабатывала, хотя, честно говоря, в меньшем объеме. На курсе было три замера скорости чтения. Это помогало оценить прогресс.
Я точно не пожалела. Очень помогает в профессиональном развитии и фильтровании информации, учишься быстро оценивать, стоит ли читать новую книгу или статью. После окончания курса старалась применить навык везде и всегда. Скорость чтения выросла примерно в 2 раза. Что касается статей и любой профлитературы, то скорее даже в 3.
Но я считаю, что не всегда стоит использовать скорочтение. Например, сейчас я читаю «Антихрупкость» Нассима Талеба. Там не то что скорочтение не нужно — там нужна скорость улитки, чтобы осознавать каждое слово. Также не использую навык в полную силу при прочтении художественной литературы, когда я отдыхаю, а не читаю с какой-то целью. Но при этом новую книгу Игоря Манна, например, могу прочитать за час-два, поняв все самое главное, используя фишки.
Иногда мне кажется, что навык и не нужен. Я думала, что буду читать ну очень быстро. Но потом поняла, что это не для меня. Мне неинтересно рассказывать всем в Инстаграм, как я прочитала 300 книг за год. Я лучше прочитаю 50, но вынесу из них максимум. С другой стороны, кроме книг я поглощаю еще много другого контента.
Если решили обучать скорочтению…
Продолжительность занятий – 15-20 минут три раза в неделю. Построить каждое занятие можно примерно по такой схеме.
На первом этапе основное внимание уделяется устранению таких причин медленного чтения:
- проговаривание прочитанного вслух;
- небольшое поле зрения.
- Разминка – ребенок читает текст до 100 слов, затем взрослый задает ему вопросы на понимание прочитанного.
- Работа с таблицей Шульте. Для детей подходят те, что поделены на равные прямоугольники, количество цифр в таблице – 25 и 36, букв – 20.
- Упражнение «По порядку» (о нем мы рассказывали выше).
- Упражнения на логику (чаще использую математические логические задачки сообразно возрасту). Время от времени их можно заменять рисованием на тему прочитанного.
Следующий этап предполагает, что основное внимание уделяется повышению качества усвоения прочитанного. Без этого никакое скорочтение не имеет смысла
Главное, сколько информации останется в памяти у маленького ученика.
- Чтение поврежденного текста: можно разделить лист на 3-4 полоски и развести их примерно на 1 сантиметр.
- Чтение двух текстов одновременно – затем ребенка просят вспомнить, видел ли он что-то похожее, о чем услышал в прочитанном.
- Упражнения на развитие и активизацию словарного запаса. Например, составить небольшой рассказ или хотя бы несколько предложений с предложенными словами, которые никак не вязаны между собой.
- Для того, чтобы научить ребенка быстро ориентироваться в тексте, применяют упражнение «Прыжок». Малыш кладет руки на колени и начинает чтение по команде «прыжок!». По команде «Стоп!» отрывает глаза от чтения (руки по-прежнему на коленях), закрывает их и несколько секунд отдыхает. Команда «Прыжок!» – и надо начать читать с того места, где закончил. Продолжительность упражнения – до 5 минут. Оно хорошо развивает навыки ориентирования в тексте.
- Упражнение «Спрятанная строка»
Монтессори-педагогика: развиваем речь, учимся чтению и письму
Текст читается с прикрытой верхней частью строчки. При этом у малыша развивается сразу несколько навыков. Поскольку нижняя строка остается открытой, ребенок в какой-то момент понимает, что ему выгодно сейчас прочитать и запомнить ее, в результате развиваются:
навык чтения про себя;
словесно-логическая память, поскольку нужно прочитать и удержать в памяти несколько слов;
умение распределять внимание, ведь малыш одновременно читает верхнюю сроку вслух и нижнюю – про себя.
Особенности скорочтения для детей
Дети обладают удивительной способностью к обучению и развитию, и умение быстро читать не исключение
Однако, стоит учитывать некоторые особенности, которые важно учитывать при обучении детей быстрому чтению
Гибкость восприятия: Детский мозг обладает высокой пластичностью, что делает их способными к быстрому адаптированию и усвоению новых знаний. Скорочтение — это одна из областей, где дети могут достичь высокого уровня мастерства.
Ограничения возраста: Хотя дети обладают потрясающими умственными способностями, скорочтение может быть вызовом для детей младшего школьного возраста, чья способность сосредотачиваться и концентрироваться на тексте может быть ограничена. Поэтому лучше всего начинать обучаться после 10 лет.
Постепенное развитие навыка: Навыки скорочтения у детей развивается постепенно
Важно не ожидать мгновенных результатов, а предоставить ребенку достаточно времени и возможностей для практики.
Игровой подход: Дети учатся лучше через игру и интересные задания. Включите элементы игры в процесс обучения скорочтению, чтобы сделать его более увлекательным и эффективным.
Уникальные потребности: Каждый ребенок уникален, и подход к обучению скорочтению должен быть индивидуализированным
Учитывайте интересы, возможности и особенности вашего ребенка при разработке обучающих упражнений.
Поддержка и поощрение: Поощряйте ребенка и поддерживайте его в стремлении развиваться. Положительные слова и поддержка могут стать мощным стимулом для достижения успеха в скорочтении.
Терпение и настойчивость: Не останавливайтесь на первых сложностях. Обучение скорочтению требует времени и терпения как со стороны ребенка, так и со стороны родителей.
Обучение скорочтению — это увлекательное и важное путешествие, которое поможет вашему ребенку стать успешным и уверенным читателем. В следующих разделах статьи мы рассмотрим конкретные упражнения и методы, которые помогут развить этот ценный навык у вашего ребенка и покажут, как научиться быстро читать