История
В 1920 году А.С. Нил начал поиск помещения, в котором он мог бы основать новую школу, в которой он мог бы работать в соответствии со своим образовательным принципом предоставления свободы детям и персоналу через демократическое управление. Во время поездки в Европу, которая началась как исследовательский визит в прогрессивные школы от имени теософского журнала New Era, он нашел идеальное место для проживания в Хеллерау недалеко от Дрездена, деревне, основанной на принципах, основанных на движении Гарден-Сити в Англии. Благодаря объединению с двумя другими проектами, Neue Deutsche Schule (Новая немецкая школа), основанной Карлом Тиссом в предыдущем году, и существующей школой со многими иностранными студентами, занимающимися преподаванием ритмики, совместное предприятие под названием International School или Neue Schule Hellerau был запущен. Сектор Нейла назывался «иностранной» школой (в отличие от «немецкой школы» Тисса). Джонатан Кроолл писал: «Это, по сути, было началом Саммерхилла», хотя само название Саммерхилл появилось позже.
Neill вскоре был недоволен Neue Schule в этос, и двинул сектор организации Зонтагберг в Австрии. Из-за враждебности местных жителей он снова переехал в 1923 году в Лайм-Реджис в Англии. Дом в Лайм-Реджис назывался Саммерхилл, и это стало названием школы. В 1927 году он переехал на нынешнее место в Лейстоне, графство Саффолк, Англия. Во время Второй мировой войны ему пришлось временно переехать в Ффестиниог, Уэльс, чтобы это место можно было использовать в качестве тренировочного лагеря британской армии.
Школа имела местное влияние, так как несколько учителей участвовали в формировании коммунистической партии Лейстона. Несколько учителей были вовлечены в Коммунистическую партию, некоторые до того, как они были назначены: Вивьен Джексон была дочерью Т. А. Джексона, ведущего деятеля Коммунистической партии Великобритании, и его жены Кейт Хокинс, одной из основателей Социалистической партии Великобритании. Великобритания. Она вышла замуж за А. Л. Мортона, известного историка коммунистической партии, который также работал в школе. Художник Пакстон Чедвик был назначен учителем рисования на полставки в начале тридцатых годов. В то время учителем в школе был коммунистический математик и пионер компьютеров Ричард Гудман. Сирил Эйр также был сотрудником. Хотя сам Нил симпатизировал цели коммунизма, он все более критически относился к сталинизму и современной Коммунистической партии. Он написал Дэвиду Бартону, бывшему ученику в то время в коммунистической партии, говоря:
Вы должны знать, что Саммерхилл не мог существовать при коммунизме в его нынешнем виде… видите, как наши дети приветствуют любой флаг или портрет?… Я хочу коммунизм, то есть некоммерческое общество, ПЛЮС то, что отстаивает Саммерхилл… независимость личности.
После смерти Нила в 1973 году им управляла его жена Эна Мэй Нил до 1985 года.
Сегодня это интернат и дневная школа служит первичное и вторичное образование в демократической форме. Сейчас им управляет дочь Нила, Зои Ридхед.
Хотя основание школы можно было бы датировать другими годами, сама школа отмечает 1921 год как год своего основания.
Биографические предпосылки идей реформы
Детство в консервативной семье происхождения
Нил пошел в школу в возрасте четырех с половиной лет в одноклассной школе, где преподавал его отец. В то время (не только) в Шотландии было принято наказывать детей ударами и суровыми наказаниями. Поскольку к Нилу как к сыну учителя не относились предпочтение, к нему относились особенно сурово. Мать Нилла также работала учительницей, но ей пришлось бросить работу: замужним женщинам больше не разрешалось работать учителями.
У Нилла было семь братьев и сестер. В своей автобиографии он описывает себя как «паршивую овцу», неблагополучную семью.
Поиск карьеры
В возрасте четырнадцати лет Нил начал последовательно учиться на бухгалтера и продавца. Однако он не был счастлив в этих профессиях и поэтому стал учеником учителя (своего рода учеником учителя) в школе своего отца в 1899 году . После четырехлетнего ученичества он получил диплом преподавателя и теперь работал помощником учителя. С 1903 по 1908 год Нил работал в различных шотландских деревенских школах, но эта задача его не удовлетворяла, потому что он отвергал обычные педагогические подходы и за это время развил глубокое отвращение к суровым методам обучения, принятым в то время. Кроме того, он брал частные уроки, чтобы получить квалификацию для поступления в университет, и, наконец, изучал сельскохозяйственные науки в Эдинбургском университете с 1908 по 1912 год , но вскоре переключился на английский язык и литературу. Получил степень магистра (MA) . Затем он год проработал редактором энциклопедии и уехал в Лондон , где работал художественным ассистентом в журнале Piccadilly Magazine .
Попутный ветер для первых попыток реформ
В 1914 году , после начала Первой мировой войны — Нил был признан непригодным к военной службе — он стал директором государственной школы Гретна в Шотландии, заместителем ректора, уехавшего на фронт. Его опыт в этой школе привел его к интеллектуальному повороту. До этого, будучи неохотно адаптированным учителем, он теперь разрабатывал новые идеи в школьном образовании и опробовал их — в значительной степени без контроля со стороны школьного надзора из-за войны. Он отверг принуждение к учебе и систему наказаний и уделял больше внимания игре и удовольствию. Например, его ученики могли покинуть занятия, если захотели. Он описывает свое время в качестве директора школы Gretna Green в своей первой книге «Журнал Домини» . Публикация 1915 года ознаменовала начало его карьеры как писателя, так и реформиста.Книга стала бестселлером в Великобритании, а затем Нил написал еще четыре книги Домини .
Влияние на Гомера Лейнса
В это время он впервые встретился с Гомер Лейн . Нил стал учеником, другом и пациентом Лейна и принял многие из его принципов. Лейн верил в врожденную доброту каждого ребенка. Он добился значительных успехов в «Маленьком Содружестве», доме для детей с трудностями в воспитании. Здесь Лейн применил свои революционные терапевтические меры, такие как психоаналитически мотивированные «парадоксальные санкции», которые позже использовал Нил, например, когда он призывал студентов разбивать оконные стекла или не наказывал воров за их преступления, а вознаграждал их. Когда Нил захотел работать с Лейном после службы в армии, на которую он был призван в 1916 году, он узнал, что его эксперимент закончился закрытием «Маленького Содружества».
Поэтому он обратился к королю Альфреду школы из Джона Рассела в Хэмпстед . В этой реформаторской школе совместного обучения были отменены оценки и телесные наказания . Следуя примеру Гомера Лейна, он ввел там «самоуправление». Когда среди преподавателей возникли протесты по поводу иногда неспокойного самоуправления в классе Нейла, Рассел предложил ему прекратить работать в этой школе.
«Образование новой эры» как площадка
С весны 1920 года вместе с Беатрис Энсор издает журнал «Образование новой эры». Теперь он мог заниматься широким кругом тем и знакомиться с широким спектром школьных экспериментов в Великобритании и на континенте во время своих путешествий. В своих «передовых статьях» он резко критиковал существующую школьную систему. За это время он познакомился со все более популярной педагогикой Монтессори . Он отверг этот подход как слишком научный, слишком изящный, слишком дидактический. С другой стороны, его временная работа в экспериментальной школе Хеллерау около 1921 года оказала значительное влияние на его собственные концепции. Радикальная позиция Нилла, о которой он заявлял во время лекций и публикаций, вызвала множество дискуссий и споров с другими педагогами-реформаторами.
В художественной литературе и на телевидении
Серия романов Энид Блайтон « Самая непослушная девочка », написанная в 1940-х и 50-х годах, была ее первой серией о детях школьного возраста, и действие происходило в школе на Саммерхилле, где проводились демократические общественные собрания, позволяющие детям принимать решения относительно школа и «наказания» и т. д.
В романе Иры Левина «Младенец Розмари» (1967) главный герой читает книгу Нилла « Саммерхилл» и обсуждает ее со своими друзьями.
Школа была предметом документального фильма ITV 1987 года « Быть счастливым — вот что важно». Позже это было пародировано в документальном фильме Channel 4 1997 года « Brass Eye» во втором эпизоде «Наркотики»
В художественном документальном фильме под названием «Эксперимент на озере Драмлэйк» было представлено интервью с директором школы Дональдом Мэтьюзом, которого сыграл Дэвид Кэнн.
В 1991 году Зои Ридхед часто в дискуссионной программе Channel 4 After Dark вместе с 13-летним Джеймсом Харрисом.
В 1992 году документальный фильм Channel 4 Cutting Edge создал серию на Саммерхилле в 70 лет, которая транслировалась 30 марта.
В 2008 году BBC1, CBBC и BBC Four показали мини-сериал под названием Summerhill. Действие шоу происходило в Саммерхилле и представляло сильно вымышленную версию судебного дела 2000 года и событий, приведших к нему. Большая часть постановки была записана на месте в Саммерхилле, и ученики использовались в качестве статистов. Постановка представила откровенно положительный взгляд на школу, поскольку директор Джон Ист хотел бросить вызов существующей парадигме того, что такое школа, как она представлена в массовой культуре. Он получил два , в том числе один за сценарий Элисон Хьюм.
Магия Саммерхилла
Многие родители, прочитав первую часть статьи, наверное ужаснулись: философия свободы — это же отговорка, чтобы все могли бездельничать! Как можно давать полную свободу ребенку? Это же опасно — он себе что-нибудь сломает, нашкодит, будет хулиганить, останется необразованным, превратиться в опасного для общества «элемента», преступника Однако почти столетняя практика существования школы показала противоположные результаты. В чем же магия Саммерхилла?
Разница в том, что здесь доверяют детям и их инстинктам, чего боятся делать родители, так как, возможно, чувствуют гиперответсвенность по отношению к своему ребенку. Вдумайтесь только в саму идею: «свобода, а не вседозволенность». Это значит, что ребенок пользуется своей свободной только до тех пор, пока она не наносит какого-либо вреда другому человеку. Не надо думать, будто здесь царит произвол и безнаказанность. Все права регулируются общими собраниями, на которых не только принимаются некие законы, но и решается виновность/невиновность, а также степень наказания нарушавшего правила. Морально-этические принципы здесь прививаются естественным путем с помощью отношений равных «граждан». Ребята на собственном опыте понимают, что свобода — это не так просто, потому что она накладывает определенную ответственность.
Может быть именно благодаря отсутствию давления и принуждения у детей пропадает злость, агрессия, которые вызывают различные психологические болезни, а также приводят к преступлениям закона уже во взрослой жизни. Нилл понимал детей, он понимал их настолько, что изменил представление об образовании навсегда. Он не верил, что надо заставлять ребят сидеть в классах, когда они этого не хотят и сдавать экзамены, чтобы просто их сдать. Он хотел, чтобы они выросли эмоционально здоровыми. Для этого он дал детям голос.
Сам Александр Нилл в своей книге «Саммерхилл — воспитание свободой» писал: «Саммерхилл, вероятно, самая счастливая школа в мире. У нас нет прогульщиков и редко случается, чтобы дети тосковали по дому. У нас почти никогда не бывает драк — ссоры, конечно, неизбежны, но мне редко доводилось видеть кулачные бои вроде тех, в которых я участвовал мальчиком. Также редко я слышу, чтобы дети кричали, потому что у свободных детей, в отличие от подавленных, нет ненависти, которая требует выражения. Ненависть вскармливается ненавистью, а любовь — любовью. Любовь означает принятие детей, и это существенно для любой школы. Вы не можете быть на стороне детей, если наказываете или браните их. Саммерхилл — это школа, где ребенок знает, что его принимают».
Результаты качества образования здесь впечатляют: 75% учеников после выпуска получают аттестаты с оценками «хорошо» и «отлично». Это цифра больше, чем в обычных школах. Почему так происходит? Преподаватели Саммерхилла заметили, что когда ребенок решает чего хочет, то обучается невероятно быстро и эффективно. Потому что формирование мотивации учения происходит естественным путем, а не навязывается искусственно.
Изначально школа Саммерхилл считалась заведением для так называемых «трудных» детей, угнетенных неблагоприятной обстановкой в семье, давлением, завышенными требованиями со стороны родителей или вовсе обделенных вниманием. Когда они попадали сюда, то раскрывались, буквально расцветали на глазах
Однако годы показали, что это уникальное образовательное учреждение подходит большинству ребят. Детей школы Саммерхилл считают самыми счастливыми в мире.
Полная свобода
Плюсы
Безграничная свобода – это ли не мечта всех детей? Если родители избегают любых ограничений и абсолютно все позволяют малышу, то, вполне возможно, что они вырастят творческую и независимую личность – ведь отсутствие запретов дает безграничный простор для самовыражения. Это, пожалуй, главный плюс подобного подхода.
Минусы
Минусы, при этом, куда более существенные. Во-первых, вседозволенность может привести к серьезным ошибкам в жизни ребёнка, о которых он первый и будет сожалеть, когда вырастет. «Не хочешь делать уроки? Не делай!», «Отказываешься от занятий с логопедом? Не будем к нему ходить!», «Не нравится есть кашу по утрам? Ешь, что хочешь» – такой подход только выглядит, как свобода выбора. На самом деле, это скорее перекладывание ответственности за принятие решений на маленького человека. Решений, последствия которых он не в состоянии просчитать. Малыш пока не понимает, что может остаться без образования или «посадить» желудок. Задача и прямая обязанность родителей – думать о последствиях всех принимаемых решений. Идя по пути отсутствия рамок, ограничений и вседозволенности, мамы и папы оказывают ребенку медвежью услугу: кроха учится следовать за сиюминутными желаниями и прихотями, часто в ущерб собственным интересам, а то и здоровью, и оказывается совершенно неспособным прилагать усилия, идти к цели и трудиться. Причем став взрослым, ребёнок не оценит вашу систему, а еще и обвинит во всех своих неудачах именно родителей. И в чем-то, безусловно, будет прав.
Традиционное образование vs «Саммерхилл»
Чтобы понять, чем традиционное образование отличается от демократического, посмотрим на современный школьный класс. Его история начинается с эпохи капитализма: индустриальный военный аппарат в поисках новых работников выстраивает систему таким образом, чтобы с детства привить им дисциплину, субординацию, передать базовые знания и навыки. Парты расставлены рядами, чтобы ограничить общение детей друг с другом, учитель свысока смотрит на класс, как бы подчеркивая свою авторитарную роль, вводятся четкие правила, за нарушение которых следует наказание. Сегодня очевидно, что многие регионы Европы и США только выиграли от перемен в школьной программе: они продвинулись в промышленности, экономике и военном деле. При этом школы стали напоминать фабрики с их стремлением все стандартизировать, привести программу и учеников к единому образцу. С тех пор мало что изменилось, как внешне, так и содержательно: школьная политика продолжает вращаться вокруг нормативов и результатов, обучая студентов так называемым «навыкам трудоустраиваемости» вместо развития критического мышления. А американский социолог Филип Джексон отмечает еще одну проблему: согласно его концепции «скрытого учебного плана» все, чему обучают в условиях авторитарной среды, неявно учит авторитаризму.
В 1921 году Александр Нилл, шотландский педагог, сторонник защиты личной свободы детей, находит решение — создает первую в мире демократическую школу «Саммерхилл».
Устройство «Саммерхилл» держится на нескольких базовых положениях:
- у детей есть права;
- дети не принадлежат родителям или учителям;
- заставлять детей действовать против воли, кроме как из соображений заботы о других, — неправильно.
Особенности воспитания в Японии
- Раннее развитие. Родители создают все условия для того, чтобы развить творческие навыки и интерес к познанию. А также реализовать свои способности.
- В сад малыш отправляется в три года. При этом группы с максимальным количеством в 8 человек. Для более успешной социализации каждые 6 месяцев группы переформировывают. А также меняют воспитателей, чтобы не возникало привыкание.
- Мальчишкам с самого рождения запрещено посещать кухню. Они не принимают никакого участия в домашних делах. Он будущий самурай, опора и поддержка семьи. Поэтому требований с 5 лет к нему масса. Порой очень жёстких. После школы обязан посещать кружки. Где получает дополнительное образование.
- Девочки испытывают меньше требований. В них развивают ценность семьи и умение с лёгкостью управляться с бытовыми вопросами. После школы они обычно проводят время с подружками в кафе, болтая о девичьем.
Несмотря на то что в раннем возрасте детям все позволяется и они ничего не знают о запретах, они тем не менее вырастают очень дисциплинированными.
Если взять во внимание теорию Руссо, Нилла и даже японской системы воспитания, то можно заметить одну закономерность. Которая заключается в том, что такое понятие, как теория свободного воспитания направлено на естественное и полноценное развитие ребёнка
А это означает, что не нужно за него что-то делать. Не нужно навязывать свои интересы. Не нужно требовать незамедлительного выполнения заданий.
Альтернативное обучение: российский опыт
В России опыт Саммерхилла только-только начинает завоевывать сердца родителей и педагогов. Все больше мнений высказывается за семейное обучение. Мы доросли до того уровня, когда не боимся признать порой «несостоятельность» классической школы и предпочитаем оставлять ребенка дома, контролируя лично учебный процесс.
Российский аналог Саммерхилла — это школа-парк, которая объединяет различные кружки и студии. «Пионером» в этом плане стала Школа-Парк в Екатеринбурге, основанная Милославом Балабаном. Принципы школы созвучны Саммерхиллу: отказ от оценок, одновозрастных учебных групп и обязательных занятий. Лучший документ об образовании — не табель с оценками, а портфель с отзывами всех учителей об успехах ученика.
В Москве действует НПО «Школа Самоопределения» А.Н. Тубельского, которая стала инициатором организации Ассоциации демократических школ, пронизанных духом свободы Саммерхилла.
Первые попытки предоставить свободу ученикам делает Оренбург. Демократическая школа «Берег Мечты» объединяет учеников, находящихся на семейной форме обучения, и их родителей, заинтересованных в индивидуальном подходе к обучению.
Положительные результаты апробации образовательной системы «Школа-парк» позволили включить ее в Федеральную программу развития образования по направлению «Авторские экспериментальные школы».
Автор — Даниленко Мария.
Методы наказания
Будучи ярым противником всякого принуждения, Руссо считал, что дети — это совершенное творение природы, его нельзя переделывать и искажать, а нужно только направлять в правильное русло. Он стремился максимально глубоко познать человеческую сущность и специфику развития личности. Свободу, по его мнению, можно ограничивать только вещами. Отсюда вытекает предложенный Ж. Ж. Руссо метод наказаний, который он сам назвал естественными последствиями.
Ругать и ограничивать малышей за проступки недопустимо. Подрастающая личность должна самостоятельно осознавать негативные последствия содеянного. Например, если ребенок сломал стул, он может почувствовать, как неудобно без него обходиться. При разбитом окне виновный некоторое время пребывает в некомфортной для него холодной комнате. А при поломке любимой игрушки автор не рекомендует сразу бежать и покупать новую. Отсутствие привычной вещи заставит задуматься о необходимости бережно относиться к ценным вещам.
Трактовка методики наказаний Руссо предполагает также словесное воздействие. Но при этом детей нельзя ругать, кричать, угрожать, следует только объяснить, почему нельзя поступать подобным образом и к чему подобное поведение может привести.
Отдельным пунктом в теории философа отмечено воспитание женщин. Он назвал их хранительницами домашнего очага, утверждал, что у представительниц слабого пола не может быть собственного мнения и религии. Женщинам не стоит углубляться в науку и производство, экономику и управление. Их задача — не уметь общаться с окружающими, а только наблюдать, как это делают другие. Таким образом, педагогическая теория Руссо сводится к половым ограничениям:
- гражданские обязанности может выполнять только мужчина;
- девушкам отводится роль матери и жены.
Несмотря на явные противоречия и ошибки, педагогическая концепция Руссо сыграла прогрессивную роль в истории. Однако после завершения буржуазной революции взгляды известного философа воспринимались настороженно из-за требований воспитывать активных, свободных и вольно думающих людей.
История и особенности английской школы Саммерхилл
Саммерхилл в Англии располагается в 100 километрах от его столицы Лондона в городке Лейстон.
На обучение в школу может попасть любой желающий от 5 до 12 лет, в разные годы в учебном заведении находилось не одинаковое число воспитанников от 30 и до 100.
Дети находятся под присмотром учителей и воспитателей и проживают в комнатах, рассчитанных на 2-4 человека.
Проживающие рядом со школой ученики могут приезжать на учебу каждый день, не оставаясь на ночь. В Саммерхилл может быть осуществлена подготовка к английской школе с обычным расписанием занятий.
Александр Нилл Самерхилл, основывая заведение для детей, желал чтобы в нем все чувствовали себя на равных, независимо от возраста, положения в обществе, образования, мировоззрения.
Поэтому все решения в Саммерхилл принимаются на общем собрании, где каждый, начиная от пятилетнего ребенка и заканчивая директором, могут иметь право голоса. И в результате голосования примется тот закон для учебного заведения, который будет устраивать всех.
Всем детям в школе предоставлена полная свобода – они могут делать все, что посчитают нужным – учиться, развлекаться, лежать на кровати, не один из воспитателей не будет указывать, что им нужно сделать в данный момент.
Несмотря на такую вседозволенность со временем воспитанники приходят к выводу, что нужно посещать занятия и с этого момента могут выбрать себе тот предмет для изучения, который интересует их больше всего.
Расписание уроков в английской школе Саммерхилл дети для себя составляют сами, они могут посещать уроки понравившегося учителя на протяжении нескольких месяцев, могут встать и уйти, если их не устраивает объяснение материала.
Оценки как таковые детям не выставляются, но большинство из воспитанников школы по ее окончанию поступают в престижные высшие заведения – этот факт может говорить только о положительном влиянии методики.
На общих собраниях рассматриваются не только сами ученики и их отношение к занятиям и другим воспитанникам, но и учителя.
Некоторые сторонники жесткого воспитания считают, что наказания в школах Англии должны быть телесными, в Саммерхилле этого нет и никогда не будет.
На собраниях пансиона, общим решением, учеников наказывают другим способом – запрещают на несколько дней посещать любимые занятия и это может быть крайней мерой воздействия на хулигана. Этот метод приносит ощутимые плоды – провинившиеся часто просят заменить подобное решение другим.
Саммерхилл – воспитание свободой, начинался как экспериментальный проект, который со временем доказал право на свое использование в воспитании всесторонне развитой, творческой и свободной от навязываемых рамок личности.
Основатель заведения сам долгое время работал в обыкновенной школе и понял, что детям навязывают мнения окружающих, не давая разобраться в том, что он хочет сам.
В результате ребенок озлобляется, теряет собственную индивидуальность и не может раскрыть свой потенциал в дальнейшем.
Принципы жизни и развития в Саммерхилл позволяют ребенку почувствовать себя личностью с правом голоса, богатым внутренним миром, с собственными взглядами на проблемы, учебу, развлечения.
И все это дает толчок к высвобождению внутренних сил, которые помогут стать ребенку развитой личностью с собственным, неповторимым внутренним миром.
Средние школы в Англии, в отличие от Саммерхилл, следуют принципам традиционного воспитания, что для многих родителей является более приемлемым.