Что нужно знать родителям о дислексии?

Дислексия: что это такое и как с этим жить?

Что такое дислексия: определение и классификация

ДИСЛЕКСИЯ, ДИСГРАФИЯ И ДИСКАЛЬКУЛИЯ – частичное специфическое нарушение процессов чтения, письма и счета, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

Дислексия, а также дисграфия, дискалькулия — это особенности восприятия информации, из-за которых детям сложно учиться чтению, письму, математике. По данным зарубежных исследований, такие особенности проявляются у каждого десятого школьника.

Все дети в процессе обучения делают ошибки, но если у обычных детей ошибки довольно быстро исчезают, то у детей с дислексией они сохраняются довольно продолжительное время — месяцы и даже годы.

Важно понимать, что дислексия — это не болезнь, это нейробиологическая особенность, при которой интеллект ребенка не нарушен, а его трудности в обучении связаны вовсе не с нежеланием учиться или ленью

Общие моменты

Дети и взрослые дислектики могут быть очень талантливые в искусстве, кодирование, музыке, спорте, механике, физике, прозе, продажах, бизнесе, проектировании, строительстве или технике. Обладают высоким  уровнем интеллекта, но им крайне сложно подтвердить это на листе бумаги

Устно пожалуйста, но не рукописно.
Они  легко теряются и, кажется, что зря теряют время.
Им трудно удерживать внимание, врачи утверждают «гипер», учителя – «мечтатели»
Они могут отлично учится и запоминают информацию на слух и через визуальный канал, благодаря практическому опыту, демонстрациям, экспериментам, наблюдениям и наглядным пособиям.

В НИУ ВШЭ проверили диагностическую валидность теста СМИНЧ

Исследователи из Центра языка и мозга НИУ ВШЭ совместно с профессором нейропсихологии из МГУ им. М.В. Ломоносова и специалистами из Центра патологии речи и нейрореабилитации провели оценку диагностической валидности СМИНЧ и проверили, насколько актуальны имеющиеся нормативные данные. Результаты исследования, обновленные уровни по скорости чтения, а также контрольные уровни для оценки этих показателей представлены в статье, опубликованной в The Russian Journal of Cognitive Science. Новые сведения помогут специалистам проводить более точную диагностику нарушений чтения.

Ранее до этой работы экспериментальная оценка диагностической валидности теста СМИНЧ никогда не проводилась. Отсутствовала научная проверка, насколько точно при использовании этого теста дети с дислексией будут диагностированы как дислектики, а дети, не имеющие нарушений чтения — как относящиеся к группе нормы.

Авторы исследования протестировали 90 типично развивающихся детей, успешно осваивающих чтение, и 50 детей, у которых опытными специалистами была клинически диагностирована дислексия. После этого они проанализировали соответствие между клиническим диагнозом и показателями этих детей по СМИНЧ, используя оригинальные нормы, приведенные в опубликованном руководстве к тесту, а также новые нормативные данные.

Исследование показало высокую специфичность теста. Это означает, что СМИНЧ позволяет идентифицировать типичные показатели чтения и отсутствие дислексии с высокой точностью: от 100% (при использовании нормативных данных, полученных в 2007–2008 годах) до 94,4% (при использовании контрольных уровней, рассчитанных на данных 2018 года). Однако чувствительность СМИНЧ, то есть его способность выявить ребенка с дислексией как имеющего нарушения чтения, существенно зависит от нормативных данных, используемых для расчета «уровней отсечки». 

При использовании нормативных данных, полученных в 2007–2008 годах, чувствительность теста находилась между 36,6% и 39,0% (в зависимости от текста), а при использовании новых данных по скорости чтения, полученных в 2018 году, чувствительность теста достигала 60,0–72,0%. Однако даже 72,0% — очень низкий показатель чувствительности. Он означает, что до 28,0% детей будут ошибочно диагностированы как не имеющие нарушений чтения, хотя по факту могут быть дислектиками. 

Относительно низкая чувствительность СМИНЧ является результатом использования только одного (хотя и самого важного) диагностического критерия — скорости декодирования. Однако СМИНЧ фактически позволяет использовать два дополнительных диагностических критерия: уровень понимания прочитанного и взвешенную оценку ошибок, допущенных при чтении.IQ

Ребенок с дислексией и иностранные языки

— О том, что нашему ребенку чтение дается сложнее, чем могло бы быть, мы поняли, когда он был в возрасте 5-6 лет, – рассказывает многодетный отец и основатель онлайн-школы английского языка Novakid Максим Азаров

– Я считаю, что очень важно в этой ситуации не сформировать у ребенка комплекс неполноценности. Он не должен считать, что он болен, с ним что-то не так

Для ребенка значимо не пасовать перед одноклассниками. Поэтому родителям необходимо продумать, как компенсировать недостающие базовые навыки — другими, возможно, более продвинутыми.

Дислексики часто одарены творчески, и эти грани их таланта можно и нужно развивать. В нашем случае палочкой-выручалочкой стало то, что мы растим детей билингвами. Знание иностранного языка как родного позволило сыну проявить себя в среде одноклассников.

При этом, поскольку обучение проходило практически с рождения, «на слух», проблем не возникало. Это может говорить о том, что беспереводная коммуникативная методика с носителями языка для детей, в том числе с когнитивными особенностями, предпочтительна. Мимика, жесты, картинки помогут понять друг друга. В то время как попытки читать незнакомые слова в печатном или электронном виде вызовут лишь головную боль. Такой «непереводной» английский лучше всего откладывается «на подкорке».

Что же это такое – дислексия?

Дислексия – это специфическое нарушение способности к обучению, проявляющееся в неспособности быстро и точно распознавать написанные слова и понимать смысл написанного (напечатанного) текста.

Понятие дислексия достаточно широко. Оно включает в себя:

  • дисфонезию – неспособность соотнести написание и звучания слова (при этом человек понимает смысл написанного слова, опознавая его как картинку, но не соотносит отдельные знаки со звуками);

  • дисэйдезию – неспособность воспринимать написанные буквы, составляющие слово, как единое целое (при этом человек отлично читает по буквам, но не может составить из них слово).

С дислексией связаны многие другие нарушения способности к обучению, например, дисграфия (или дисорфография) – человек читает, но не может писать (или писать грамотно), дискалькулия (не может оперировать цифрами), диспраксия (затруднения при сложно скоординированных действиях).

Часто у ребенка проявляется весь «букет» симптомов, поэтому в практике западной медицины все их считают проявлением одной проблемы – дислексии. Российские специалисты предпочитают рассматривать их как связанные, но самостоятельные диагнозы.

Однако не стоит рассчитывать, что дислексия сама по себе свидетельствует о каких-то необыкновенных талантах. Сегодня нет никаких доказательств, что дети-дислексики способнее своих сверстников. Но родители пытаются помочь им реализоваться в тех сферах, где неумение читать не препятствует карьерному росту, –  так что среди звезд Голливуда есть множество актеров, испытывающих проблемы с чтением.

Лечение

Работа с логопедом помогает освоить азы чтения. Фото: uflypro / freepik.com

На данный момент не существует метода коррекции изменений в головном мозге, обуславливающих дислексию. Тем не менее, ранняя диагностика и соответствующее лечение могут обеспечить хорошие результаты и приобретение необходимых для полноценной жизни навыков.

В большинстве случаев дислексия лечится при помощи специальных образовательных методов. Применяются подходы с использованием слуха, зрения и осязания, чтобы улучшить навыки чтения. Задействование нескольких органов чувств для обучения – например, прослушивание записанной на пленку речи с одновременным отслеживанием пальцем букв и произнесенных слов – может помочь улучшить обработку получаемой информации .

Такое лечение направлено на то, чтобы помочь ребенку приобрести следующие навыки:

  • Распознавать и использовать мельчайшие звуки, из которых состоят слова (фонемы).
  • Понимать, что буквы и буквосочетания соответствуют определенным звукам и словам.
  • Осознавать прочитанную информацию. 
  • Повысить точность, скорость и качество чтения.
  • Пополнять словарный запас из распознанных и понятых слов.

Выбор той или иной методики, подхода напрямую зависит от причин и формы дислексии, поскольку основной упор может делаться на приобретение тех или иных навыков, например, словообразования или развития слухоречевой и речезрительной памяти.

В некоторых случаях для стимуляции образования нейрональных связей и улучшения мозговой активности в качестве вспомогательной терапии могут использоваться медикаментозные средства из групп ноотропов (пирацетам, аминофенилмасляная кислота).

Как помочь своему ребенку с дислексией?

Родители также могут внести серьезный вклад в коррекцию дислексии у ребенка, соблюдая ряд несложных советов и рекомендаций. Чтобы сгладить симптомы патологии :

  • Читайте вслух своему ребенку. Это улучшит словарный запас и навыки аудирования, а также будет способствовать развитию интереса к книгам.
  • Читайте книги вместе. Совместное чтение, после которого следует обсуждение и анализ прочитанного, способствует коррекции дислексии.
  • Закрепляйте пройденный материал. Повторное прочтение любимой книги укрепит ее понимание и позволит убедиться в полноценном ознакомлении с текстом.
  • Позволяйте ребенку читать самостоятельно. Детям также нужна возможность читать в одиночку, которая поощряет их независимость и уверенность.
  • Сделайте чтение веселым. Чтение должно доставлять удовольствие, а не быть рутинной работой. Используйте книги, которые интересуют вашего ребенка, и убедитесь, что чтение проходит в непринужденной и комфортной обстановке.

Совместное чтение помогает развивать детям необходимые в обучении навыки. Фото: Kuzmichtudio / Depositphotos

Не болезнь, а особенность

Хотя на протяжении статьи мы пару раз употребили слово «диагноз», дислексия – это не болезнь, а особенность развития

Однако прежде чем обращаться к коррекционной педагогике, проверьте, не упустили ли вы что-то важное

Проверьте зрение. Малыши с врожденными особенностями зрения просто не знают, что мир выглядит для большинства людей по-другому. Если в быту они как-то приспосабливаются к требованиям взрослых, то чтение может стать для них непосильной задачей.

Проверьте слух. Полную глухоту и вы, и врачи, разумеется, обнаружите сразу, а вот снижение слуха ребенок может в быту успешно компенсировать. А для формирования навыков чтения это может стать серьезным препятствием.

Обратитесь к неврологу. Быть может, вашему ребенку трудно сосредоточить внимание на интеллектуальной задаче, скучно заниматься в школьном классе, у него синдром гиперактивности. Именно этот врач (вместе с логопедом или дефектологом) может определить, что ребенок – дислексик

Самостоятельная коррекция дислексии

Упражнения на улучшение зрительного восприятия

Одной из самых распространенных причин дислексии является нарушение зрительного восприятия. Чтобы улучшить свое зрение и справиться с этой проблемой, можно выполнять следующие упражнения:

Линии Коха. Нарисуйте на бумаге несколько кривых линий, которые будут пересекаться

Сосредоточьте свое внимание на точках пересечения и попробуйте увидеть каждую линию. Упражнение можно усложнить, используя разные цвета карандашей для линий

Зрительный поиск. Спрячьте на улице или в комнате несколько предметов и попросите себя найти их. Упражнение помогает улучшить способность замечать мелкие детали и обращать внимание на окружающий мир.

Упражнения на развитие речи и аудиального восприятия

Для того, чтобы справиться с дислексией, необходимо улучшить свой уровень речи и аудиального восприятия. Для этого можно выполнить следующие упражнения:

  1. Повторение слов и фраз. Прослушивайте записи со словами и фразами и повторяйте их вслух. Это поможет развить аудиальное восприятие и улучшить произношение слов.
  2. Логопедические упражнения. Для улучшения речи можно выполнять упражнения согласно программам логопеда. Такие упражнения помогают преодолеть затруднения в произношении определенных звуков или слов.

Изучение языка

Изучение иностранного языка также может быть полезно для улучшения произношения и понимания слов. Кроме того, изучение языка помогает улучшить уровень речи, что способствует справлению с дислексией. Можно заниматься самостоятельно с помощью специальных приложений или присоединиться к группе по интересующему языку.

Примерное расписание занятий:

Время Упражнения на зрительное восприятие Упражнения на развитие речи и аудиального восприятия Изучение языка
8:00-9:00 Линии Коха Повторение слов и фраз Английский язык
10:00-11:00 Зрительный поиск Логопедические упражнения Испанский язык

Какие ресурсы открывает дислексия?

Родителям детей с дислексией мы не рекомендуем зацикливаться только на решении проблем с чтением и письмом. При своевременной и правильной коррекции дислексия даёт человеку множество преимуществ, среди них:

  • способность пропускать через себя значительные объёмы неструктурированной информации и вычленять из неё только нужные и важные факты;
  • нестандартный взгляд на решение проблем, так как мозг позволяет посмотреть на проблему целостно с разных сторон: логики и перспективы;
  • высокая работоспособность, особенно если есть чёткая мотивация и понятна цель, к которой нужно стремиться.

Какие ещё даёт преимущества дислексия, читайте в этом материале.

Также родителям детей с дислексией рекомендуем прочитать следующие статьи:

  • Мифы о дислексии: что мы не знаем о проблеме?
  • Особенности детской психологии при дислексии.
  • Обучение детей с дислексией: что нужно знать педагогам и родителям.

Итак, дислексии не нужно бояться и думать, что ребёнку закрыт путь к высшему образованию. Наоборот, при коррекции дислексии человек раскрывает свои истинные интеллектуальные способности и ресурсы своего мозга.

Уважаемые родители!

Дислексия у вашего ребёнка – это шанс выделить его из общей массы, наделить его такими преимуществами, которых нет у других детей и никогда не будет, потому что так работает мозг дислексика.

А дислексики от природы обладают более высоким интеллектуальным потенциалом, чем обычные люди. Именно в этом и заключается ирония дислексии, так как на начальных этапах обучения у ребёнка могут возникнуть сложности в освоении элементарных навыков чтения и письма, которые обычным детям даются намного проще. Это может вызывать неуверенность ребёнка в собственных силах, потерю мотивации к обучению и преодолению трудностей, сформировать понимание, что он не может.

Главное – правильные подходы к коррекции дислексии, воспитанию и обучению ребёнка!

Как помочь ребёнку с дислексией?

Нужно тренировать его навыки чтения, запоминания и пересказа текста. Здесь очень важна поддержка родителей. Стоит поощрять ребёнка, растить его уверенность в себе на всех этапах обучения и заниматься его развитием. Как можно помочь:

Читайте ребёнку вслух. Это увеличит его словарный запас и разовьёт навыки слушания. Кроме того, это будет стимулировать интерес к чтению.

Читайте вместе с ним. Практика, когда родитель и ребёнок читают одну книгу и обсуждают её, помогает ребёнку развивать память и анализировать прочитанное.

Перечитывайте любимые книги. Вам может быть скучно читать любимую книгу вашего ребёнка снова и снова, но повторение укрепит понимание текста.

Сделайте чтение увлекательным. Чтение должно быть удовольствием, а не рутиной. При дислексии дети склонны избегать чтения, так как оно вызывает сложности

Поэтому важно читать книги, которые будут действительно интересны ребёнку, и делать это в максимально комфортной и поддерживающей обстановке.


Фото: Drazen Zigic / Shutterstock

Кроме того, многим детям и взрослым намного комфортнее работать с текстом на компьютере или планшете, а не использовать классический напечатанный текст. Это связано с тем, что компьютер создаёт более визуальную и отзывчивую среду.

Чем может быть полезен компьютер при обучении ребёнка с дислексией:

  • В текстовых редакторах есть функция проверки орфографии, которая показывает ошибки и исправляет их.
  • Большинство браузеров могут озвучивать напечатанный текст.
  • Можно использовать программы для преобразования речи в письменный текст.

Что делать если ваш ребенок дислектик:

Дислексия в школьном классе

  1. Принять и любить его таким какой он есть.
  2. Поверить, что ему действительно сложно научится читать, писать или считать. Хотите почувствовать себя в его шкуре, прочтите этот текст ;
  3.  Собрать информацию;
  4. Подтвердить диагноз,
  5. Разработать индивидуальный план обучения.

К сожалению в России мало специалистов, которые могут поставить диагноз «дислексия», хотя бы потому, что в применяемом у нас классификаторе  болезней  такого диагноза нет.

Нет и единой системы образования для дислектиков утвержденной на государственном уровне.

Но благодаря наличию интернета  мамы объединяются в ассоциации  и сообщества, находят и обмениваются информацией. Делают упор на адаптацию к трудностям и развитию творческого потенциала.  Многие предпочитают перевести ребенка на домашнее обучение.

Появляются  программы, методики и специалисты, которые готовы помогать дислектикам.

Соучредитель портала для преподавателей и психологов EduNeo.ru, к.филол.н, доцент, АГПС МЧС России Жаннетта Ермолаева  у себя на страничке замечает:

“Когда я пришла работать в школу учителем русского языка, то мне достался замечательный пятый класс, в котором было три дисграфа, и одиннадцатый класс (первая волна ЕГЭ), в котором было три дисграфа. Состояние – ааааа, что делать? У нас же не индивидуальное обучение.
Пошла в педагогический, к логопедам. Попросилась ходить на занятия, заявив: “Либо вы меня научите добровольно, либо готовьте их к ЕГЭ сами.” Подучили! Спустя два года предложили аспирантуру…к тому времени я уже готовилась к защите диссертации по русской литературе…

С этого момента я и стала отрабатывать карму: кого бы я не учила (вуз или школа) ,кого бы не брала на репетиторство, кого бы не консультировала из больших Мужей по риторике – всегда! Ко мне приходили дислексы и дисграфы. Это особые люди! Особые! С ними очень интересно! И не очень просто!”

Как понять, что у ребёнка дислексия

Необходимо обратиться к специалисту, для начала — к педиатру. Вот несколько симптомов, из-за которых стоит пройти обследование:

  • Ребёнок не может соотнести буквы со звуками. 
  • Он читает с дополнениями, исключениями, заменами и повторами. Кажется, что он не обращает внимания на последовательность букв и слов.
  • Ребёнок может выполнять арифметические операции, но не текстовые задачи. А также может путать арифметические знаки.
  • Скорость чтения сильно ниже, чем у сверстников или чтение механическое, ребёнок не понимает смысла прочитанного.
  • Он неправильно использует падежи, согласовывает род, число слов.
  • Не может отличить буквы, похожие по написанию, или читает зеркально.
  • Ему трудно освоить базовые навыки письма.
  • Он категорически отказывается читать книги.

<<Форма с консультацией>>

<<Форма демодоступа>>

Методы, которые помогают решить проблему дислексии

Дислексия — это расстройство чтения, которое выпадает из нормы и проявляется разными способами. К счастью, различные методы могут помочь исправить проблему, приведшую к дислексии.

  • Методика Фонематического Анализа — пошаговый метод, в котором ребенок на первом этапе учится отделять звуки в словах, на втором — их анализировать и распознавать. Эти занятия проходят один на один с педагогом, что позволяет детям более эффективно усваивать пройденный материал;
  • Экспресс-метод правополушарной стимуляции – психокоррекционная методика, направленная на обучение чтению по методу Эванса. Данный метод основан на активном использовании обоих полушарий мозга человека и считается одним из самых эффективных;
  • Методики работы на компьютере – современный подход к коррекции дислексии. Занятия за компьютером могут принимать разные формы: специальные программы, позволяющие детям учиться читать, или игры с высокой когнитивной нагрузкой, влияющие на умственное развитие.

Выбирая методы коррекции дислексии, важно помнить, что каждый ребенок уникален и подход к нему должен быть индивидуальным. Необходимо сначала провести диагностику проблемы, а затем подобрать наиболее оптимальный метод, который поможет вам добиться успеха

В таком случае, дислексия, не станет застояться на пути вперед.

Как помочь лечению дислексии?

Дислексия является нарушением грамотности чтения, письма и оценки слов. В основном дислексия встречается у детей и требует длительной и последовательной корректировки. Для успешного лечения дислексии рекомендуется следующее:

Обращение к специалистам. Необходимо связаться с врачом-неврологом, педагогом-психологом и педагогом-логопедом. Они проведут диагностику и определят индивидуальный план лечения.
Индивидуальный подход. Работа с дислексией должна быть индивидуальной и продолжительной. Педагог-логопед должен проводить регулярные занятия, а также дать рекомендации для родителей по работе с ребенком в домашних условиях.
Мульти-сенсорное обучение

Для ребенка с дислексией очень важно использовать различные методы обучения
Это может быть как аудио- и видео-материалы, так и различные игры и упражнения, которые помогут улучшить память и внимание. Поддержка и поощрение
Родители и педагоги должны постоянно поддерживать и поощрять ребенка

Важно не фокусироваться на его неудачах, а замечать каждый шаг вперед. Стимулирующие факторы, такие как похвала, награды и маленькие призы, помогут детям с дислексией поднять свою самооценку и уверенность в себе.
Практика. Занятия не могут быть единственным методом лечения. Для успеха необходима регулярная практика и попытки решать различные задачи, чтобы попрактиковаться в практическом применении навыков, полученных во время занятий с логопедом.

Преимущества :

  1. Улучшение памяти.
  2. Обогащение словарного запаса.
  3. Улучшение внимания.
  4. Повышение уверенности в себе.
  5. Успешное усвоение школьной программы.

Как обучать ребёнка с дислексией

Ребёнок с дислексией — не глупый и не непослушный, у него такие же интеллектуальные возможности, как и у других детей. Ему просто тяжело даётся чтение. Это необходимо учитывать при обучении ребёнка в школе, иначе плохие оценки и насмешки одноклассников могут спровоцировать депрессию и агрессию. 

Дислексику нужно внимание родителей и особый подход в обучении в школе. Чтобы подобрать для ребёнка индивидуальную программу, родители должны работать вместе с психологами, логопедами и педагогами

Дислексику требуется больше времени на выполнение заданий. В традиционной школе не всегда могут обеспечить такой подход. Индивидуализировать обучение и развивать те сферы, которые дислексику лучше даются, помогает переход на семейное образование. 

Чтобы подобрать для ребёнка индивидуальную программу, родители должны работать вместе с психологами, логопедами и педагогами. Дислексику требуется больше времени на выполнение заданий. В традиционной школе не всегда могут обеспечить такой подход. Индивидуализировать обучение и развивать те сферы, которые дислексику лучше даются, помогает переход на семейное образование. 

<<Форма семейного образования>>

Организовать процесс обучения ребёнка с дислексией дома поможет онлайн-школа. «Экстернат Фоксфорда» даёт широкие возможности для персонализации обучения: 

  • Можно построить индивидуальный образовательный маршрут. Предметы, по которым приходится много читать, можно изучать минимально, лишь для аттестации, а дисциплины, которые нравятся ребёнку, — углублённо. 
  • Можно регулировать нагрузку при обучении ребёнка с дислексией. Расписание «Экстерната Фоксфорда» очень гибкое, а занятость в несколько раз ниже, чем в обычной школе. Высвобождается время на коррекцию дислексии.
  • Образовательная платформа «Фоксфорда» позволяет ускорять и замедлять уроки, перематывать и ставить на паузу. 
  • У ребёнка может быть личный наставник, который будет следить за мотивацией и процессом обучения.
  • Успеваемость измеряется реальными знаниями. В «Фоксфорде» не ставят «двойки». Ученикам начисляются «очки опыта», которые складываются из количества просмотренных лекций и выполненных заданий.

Дислексия у детей и взрослых

Это врождённое расстройство, первые его признаки можно заметить ещё в дошкольном возрасте. Ребёнку тяжело даются занятия, в которых задействованы оба полушария мозга: игра в мяч, езда на велосипеде, игра на музыкальных инструментах.

Однако чаще всего дислексию выявляют в начальной школе, когда начинаются трудности с учебой: ребёнку сложно даётся чтение, письмо и счёт.

Есть тесты, помогающие выявить дислексию у ребёнка

Но важно помнить, что окончательный диагноз может поставить только врач

Так как дислексию выявляют обычно в детстве, то ко взрослому возрасту человек уже умеет с ней справляться. Но к сожалению, в школах советского и раннего постсоветского периода детей часто просто ругали за ошибки, не пытаясь выяснить причину, по которой учёба даётся сложно. Если у вас были такие проблемы с чтением и письмом в школе, то, возможно, вы живёте с дислексией, но не знали о ней (напоминаем, что проверить это и поставить диагноз может только врач).

Как учителю распознать дислексию у ребенка? Основные проблемы, с которыми может столкнуться педагог

Нередко именно учитель является первым человеком, который замечает у младшего школьника признаки дислексии

Важно учесть, что характерные ошибки, как правило, специфичны и проявляются на постоянной основе. Если они возникают периодически, возможно, это результат переутомления или невнимательности учащегося

В данном случае стоит тщательно понаблюдать за ребенком. 

Учителя могут насторожить следующие проблемы: 

  • Смешивание букв в процессе чтения по оптическому сходству:
    б – д; п – т; Е – З; а – о; д – у
  • Неправильное произношение звуков. Отдельные звуковые единицы могут отсутствовать или заменяться на другие. Причем эта проблема возникает не только в устной речи, но и в процессе написания слов. 
  • Замена букв на близкие по звучанию: б-п, д-т и другие. 
  • Написание слов в том виде, в котором они слышатся. 
  • Неумение передавать при чтении и письме мягкость звуков. 

Учащиеся с дислексией нередко испытывают сложности с написанием. Буквы в тетради могут иметь разный размер и наклон в противоположные стороны. В словах могут отсутствовать гласные, в том числе и ударные, порядок слов нарушается, словосочетания могут писаться слитно. 

Важность своевременного выявления и коррекции дислексии у школьников

Последствия нарушения навыков чтения напрямую связаны с социализацией человека в обществе. В школьном возрасте дислексия может стать причиной насмешек одноклассников и ухудшения успеваемости ребенка. В дальнейшем это может привести к социальному отчуждению и неспособности выполнять определенные виды деятельности. В то же время дети, которые своевременно начинают получать необходимую помощь, совершенствуют навыки чтения настолько, чтобы полностью освоить чтение и письмо, хорошо учиться в школе и успешно реализоваться в выбранной профессии. 

Профилактика дислексии у дошкольников и младших школьников основана на развитии необходимых навыков (речи, памяти, внимания и других) посредством специальных упражнений. Значимое место занимает коррекция дефектов произношения звуков и лексико-грамматическое построение речи. 

При выявлении у ребенка дислексии родителям важно понимать, что с ним потребуется дополнительно заниматься и уделять больше внимания. Дети с нарушениями навыков чтения нуждаются в особом подходе в обучении

Он заключается в адаптации школьной программы, регулярных занятиях с логопедом, психологом. Части дети с дислексией имеют другие таланты. Задача родителей и педагогов – найти и помочь развитию сильных сторон ребенка. 

Симптомы

Следует начать с самых ранних симптомов. Заметив первые признаки, стоит обязательно обратиться к доктору. Прежде всего, это перестройка порядка букв в процессе составления слов, видоизменение порядка чисел, отказ от того, чтобы читать вслух и писать, трудности в изучении алфавита, невнимательность, неуклюжесть, плохая память, путаница в ориентировании.

  • В дошкольном возрасте признаки могут быть следующими: позднее развитие речевого аппарата, плохое запоминание простейших вещей, трудности в изучении и произношении слов. Также наблюдаются проблемы в общении со сверстниками, и появляется путаница в расположении букв в словах, развивается ЗПР.
  • В 1–3 классах у школьников младших классов могут быть проблемы с декодированием слов. Он может делать разворот слов и букв, заменять одни похожие по звучанию слова на другие. С дислексией нарушается координация движений, трудно читать, запоминать факты, медленно осваиваются новые знания, проявляется импульсивность, тревожность, неуклюжесть.
  • В средней школе детьми с такой болезнью, затруднительно получается читать. Они отказываются писать и читать в голос. Почерк плохо читается, проявляются затруднения с произношением слов и их написанием. Обучение проходит медленно и трудно. У ребёнка плохая память, проявляются трудности в восприятии языка тела.
  • В старшей школе ребёнку с дислексией трудно произносить слова, в процессе зачитывания выявляется много ошибок, сложно читать. Проблемы также проявляются в пересказе и плохом восприятии информации. Отмечаются такие симптомы, как медленное обучение, трудности к приспособлениям в новых условиях, тревожность.
  • У взрослых детей с дислексией имеется такая характеристика и симптомы: трудности в восприятии письменной и звуковой информации, плохое запоминание, неразборчивое произношение слов. Такого ребёнка трудно научить организовывать и планировать своё время. Он путается в последовательности чисел и слов.

Методы коррекции

Насколько дислексия распространена?

Доктор Салли Шейвиц (Dr. Sally Shaywitz), содиректор Йельского центра дислексии и творчества (Yale Center for Dyslexia and Creativity), предполагает, что от 80 до 90 процентов детей с расстройствами обучения, страдают от дислексии — практически каждый пятый ребенок. Многие дети с дислексией остаются недиагностированными, утверждает она, и неуспеваемость в школе, которая объясняется факторами окружающей среды или интеллектом, часто является недиагностированной дислексией. Раньше эксперты считали, что дислексия чаще встречается у мальчиков, чем у девочек, но современные исследования показывают, что распространена дислексия равномерно, вне зависимости от пола ребенка.

Прогноз и профилактика

Как распознать дислексию у ребенка

Как правило, дислексия становиться явной, в период школьного обучения, когда ребенок закончил период обучения грамоте

Часто родители и педагоги при выявлении трудностей в усвоении этих навыков, ссылаются на лень ребенка, на его личностные особенности, нежелание читать, но дело, конечно, не в них.
Обратите внимание на трудности при чтении, если ваш ребенок учиться во втором классе и у него следующие симптомы:

  • медленное послоговое или побуквенное чтение;
  • меняет слоги местами;
  • пропускает буквы и части слов,
  • «выдумывание» слов во время чтения;
  • путает схожие по написанию буквы, явления зеркальности в чтении и письме (перевернутое восприятие знакового изображения букв, цифр);
  • сложности с пониманием прочитанного текста, пересказами;
  • соскальзывает на нижние строки, читает справа налево.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Альбатрос
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: