Рисунки на полях и дробные задачи: 7 приемов, которые помогают мне учиться с сдвг

Дети с сдвг: кто они и как поддержать их в школе

Как ожидания семьи сказываются на детях

Взгляды родителей на то, что такое жизненный успех, и на образовательные шансы их детей зависят от уровня дохода, образования самих родителей, а также от типа населённого пункта, в котором они живут.

Как влияет на установки уровень дохода

Исследование подтвердило, что у родителей с разным уровнем дохода разные представления о том, что такое жизненный успех. Стоит начать с того, что респонденты с низким доходом гораздо реже считают, что успех в школе как-либо связан с будущим благополучием в жизни.

И, говоря о благополучии, разные семьи придают значение разным вещам. Для родителей с высоким уровнем дохода важнее образование и карьера, а с низким — семья и друзья.


Источник данных и инфографики: «Мониторинг экономики образования» №12 (29)

Конкретные ожидания от детей тоже разнятся. Например, в опросе родителей спрашивали о гипотетической ситуации, в которой их дети смогли бы зарабатывать достаточно со средним профессиональным образованием — не меньше, чем с высшим. Вопрос состоял в том, настаивали бы родители в таком случае на поступлении в вуз или нет. Оказалось, что 57% респондентов всё равно предпочтут, чтобы ребёнок получил высшее образование, пусть это и не сулит никаких преимуществ в доходах. А в группе с низкими доходами таких ответов было гораздо меньше — 39%.

Как влияет на установки образование и тип населённого пункта

Ещё заметнее различия во взглядах у родителей с разным уровнем образования. Респонденты без высшего образования, отмечают авторы, скептически относятся к возможности их детей учиться в магистратуре или получить два высших образования.

Похожая картина наблюдается для групп из различных населённых пунктов: родители из сёл и городов с населением менее 100 тысяч не рассчитывают на долгое образование детей.


Источник данных и инфографики: «Мониторинг экономики образования» №12 (29)

Как разные установки влияют на детей

Авторы исследования предполагают, что ожидания родителей могут работать как самосбывающееся пророчество. Ведь если родители и не ждут от детей рвения к учёбе и поступления в вуз, то шансы на такое развитие событий сокращаются. И доступ к высшему образованию, особенно в престижных вузах, по-прежнему получают дети таких же образованных и обеспеченных родителей.

«Есть работы, подтверждающие, что даже при одинаковой успеваемости дети из семей с разным социальным статусом принимают разные решения о поступлении. Чем выше социальный статус, тем вероятнее выпускник пойдёт в вуз. А его ровесник из семьи с более низким статусом, но такими же оценками, не пойдёт», — говорит Юлия Керша.

По поводу чего родители из разных социальных групп единодушны

Для родителей из всех доходных групп характерно общее представление о том, какие препятствия могут помешать образованию детей. Распределение отличается, но на первом месте — слишком высокие траты на обучение. Однако респонденты с более высоким доходом гораздо чаще боятся, что дети не доучатся, так как потеряют интерес к учёбе.


Источник данных и инфографики: «Мониторинг экономики образования» №12 (29)

Академическая успеваемость

Директор лицея №103 «Гармония» города Железногорска Елена Дубровская считает, что выпускники классов с раздельным обучением более успешны в дальнейшей жизни. Она наблюдает это уже 34 года — в лицее первый такой класс появился еще в 1989 году. «ЕГЭ по математике в раздельных классах в среднем сдали на 80 с лишним баллов, в смешанных — на 50, хотя никакого отбора в раздельные классы мы не проводим», — говорит Дубровская, отмечая, что ученики раздельных классов также чаще побеждают на школьных олимпиадах. Идею раздельного обучения поддерживают родители, нередко вслед за старшими в такие классы отправляют младших.

В докладе 2018 года, подготовленном Научно-исследовательским институтом высшего образования Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (UCLA), говорится, что выпускницы школ для девочек чаще, чем их сверстницы из обычных школ, справляются с решением сложных задач, в том числе потому, что ищут альтернативные решения. Они чаще изучают темы самостоятельно, даже когда этого не требуется, и лучше аргументируют свою точку зрения. Кроме того, девочки из «однополых» школ чаще проявляют гражданскую активность и намерение заниматься политикой. К похожим выводам пришла другая исследовательница из UCLA Линда Сакс: выпускницы школ для девочек чаще считают важным следить за политической повесткой и обсуждают ее с друзьями.

Различия в результатах сторонники раздельного обучения объясняют тем, что мальчикам и девочкам нужны разные подходы в обучении — и только в несмешанном классе учитель может в полной мере удовлетворить потребности детей. 

«Талантливы и девочки, и мальчики, но к знаниям они идут разными путями», — говорит в разговоре с Forbes Woman Елена Дубровская. Она считает, что к началу обучения у девочек лучше развита речь, они более готовы к учебе и легче ее переносят. В дальнейшем, по ее словам, девочки воспринимают информацию на слух, мальчики — визуально; «мальчикам интереснее решать задачу о том, сколько тонн угля привез в порт сухогруз, а девочкам — о том, сколько тюльпанов было посажено в саду». Педагог считает, что и хвалить детей нужно по-разному: мальчика не стоит гладить по голове, девочку не следует называть «молодец»: «Ну какой она мóлодец? Она — умница». 

Карина Шарин отмечает, что ученики даже по-разному ощущают температуру в классе: девочки лучше себя чувствуют, когда в помещении тепло, а мальчики — когда прохладно. «То есть даже верно настроив температуру в однополом классе, можно оптимизировать обучение», — считает она. 

Впрочем, принципиальной разницы в работе женского и мужского мозга нет, говорят исследования. А склонности к тем или иным темам и предметам могут формироваться под влиянием стереотипов, которые транслируют родители, учителя, друзья и общество в целом. Есть и исследования, которые показывают, что различий в академической успеваемости при совместном и раздельном обучении нет. Хотя школьное окружение на нее все-таки влияет.

Мифы о людях с СДВГ

О синдроме дефицита внимания и гиперактивности есть множество стереотипов, но далеко не все из них правда. Команда фонда «Обнаженные сердца» развенчивает самые распространенные мифы.

Миф 1. СДВГ встречается только у мальчиков

СДВГ диагностируется у детей обоих полов, хотя у мальчиков, действительно, намного чаще — примерно в три раза. Но с возрастом этот разрыв уменьшается. Возможно, это связано с тем, что у девочек чаще, чем у мальчиков, встречается менее заметная окружающим форма этого нарушения — синдром дефицита внимания, без гиперактивности и импульсивности. Он также приводит к существенным трудностям в обучении и социальной адаптации.

Миф 2. Дети с СДВГ необучаемы

Несмотря на непоседливость, проблемы с вниманием, забывчивость, дети с СДВГ могут прекрасно учиться, реализовывать свои способности и развивать академические навыки. Интеллектуальный уровень детей с СДВГ может быть самым разным, в том числе и очень высоким

В редких случаях СДВГ может сочетаться с интеллектуальными нарушениями.

Для успешного усвоения материала ребенком с СДВГ педагогам необходимо грамотно организовывать учебный процесс: у занятий должна быть структура, распорядок, между уроками — перерывы на двигательную активность. А родителям следует устанавливать контакт с учителями, помогать детям с выполнением домашних заданий. Например, если ребенок пропустил новую тему, забыл сделать уроки, не стоит его ругать, лучше вместе с ним попробовать разобрать материал еще раз. 

Миф 3. Дети с СДВГ обязательно агрессивные

Агрессия не входит в список критериев, по которым диагностируют СДВГ. Некоторым детям с этим синдромом просто трудно регулировать свои эмоции, и из-за этого они могут тяжело переживать неудачи в играх, в общении со сверстниками, в учебе. Другие с трудом дожидаются своей очереди, не умеют проигрывать, нередко бросаются игрушками

Ребенка важно обучать тому, как распознавать свои эмоции, а также выражать негативные чувства и несогласие социально допустимыми способами. 

Импульсивность этих детей также часто принимают за агрессию. Но на самом деле такой ребенок нередко просто действует и принимает решения быстрее, чем успевает их обдумать. Например, из-за этого диагноз «СДВГ» резко повышает вероятность получения травм, случайных отравлений химическими веществами.

Миф 4. Гиперактивные дети не чувствуют усталости

На самом деле ребенок с СДВГ устает так же, как и другие дети. Но проявляется у него это действительно по-другому: зачастую еще большей двигательной активностью и перевозбуждением. Вот почему ребенку с СДВГ еще важнее, чем всем остальным детям, соблюдать режим дня, высыпаться, вовремя есть, чередовать подвижные виды деятельности (игра, физическая активность, прогулки на природе) и спокойные (чтение книги, лепка) — это нормализует его состояние и помогает избежать перевозбуждения.

Что можно сделать для ребёнка

Лечить СДВГ мы пока не научились. Однако мы можем создать для ребёнка условия, при которых его и наша жизнь станет легче. Например:

1. Учитывать особенности и не требовать многого

Гиперактивность и дефицит внимания — это следствие особенностей работы головного мозга ребёнка. И требования, которым легко отвечает обычный ребёнок, к этим детям применять не получается. Как бы они ни старались, контроль за поведением оказывается выше их сил. И надо исходить из того, что эта их особенность не устраняется просто замечанием учителя или наказанием дома.

2. Помогать в бытовых делах и в школе

Например:

разрешать 1-2 раза за урок вставать из-за парты, выходить в коридор и двигаться 2-3 минуты, чтобы удовлетворить потребность в движении;

давать с собой в школу маленькую мягкую игрушку (или игрушку-антистресс), которую он сможет теребить, чтобы снять напряжение (этот вариант для детей постарше или менее активных);

давать возможность переключать внимание с учителя (или задачи) на что-то другое буквально на 30 секунд, чтобы не истощать мозг чрезмерным усилием по удержанию внимания на предмете.

3. Отдать на спорт

Помимо школы для детей с СДВГ очень полезны плавание и занятия восточными единоборствами. Они не только позволяют сжигать излишнюю энергию, но и благотворно действуют на мозг, стимулируя подкорковые и стволовые отделы, дефицит которых и вызывает СДВГ. 

Минусы домашнего обучения

Но семейное обучение — это не просто уроки в расслабленном режиме с чашкой чая за компьютером. Дистанционная школа требует большего уровня осознанности от ребёнка и семьи.

Финансовые траты

На первый взгляд может показаться, что домашнее образование стоит дорого. Онлайн-школы, несомненно, платные. Но на обучение в государственной школе тратится ощутимая часть семейного бюджета. Вспоминаем хотя бы сборы на шторы, учебники, ремонт, интерактивную доску, охрану. Для учёбы в школе нужен большой набор канцелярских принадлежностей, форма, а нередко и оплата транспорта.  Дополнительные образовательные услуги в государственных школах, продлёнка — всё это оплачивается родителями. А если уровень подготовки к ЕГЭ или ОГЭ в школе невысокий, то нужно нанимать репетиторов.

<<Форма семейного образования>>

Посчитайте, сколько вы тратили на обучение в обычной школе (форма, канцелярия, проезд, питание, «сборы на шторы»). Это позволит вам понять, что затраты на СО не сильно отличаются. Кроме того, часть трат можно покрыть при помощи компенсации или налогового вычета. Налоговый вычет получают работающие родители, которые оплачивают обучение ребёнка в лицензированной образовательной организации, в том числе онлайн-школе.

Повышенная ответственность

Другой вероятный минус домашнего обучения заключается в том, что не все готовы брать на себя обязательства по организации учебного процесса  ребёнка. Однако мамам и папам вовсе не обязательно играть роль педагогов. Все хлопоты по образовательному процессу можно возложить на помощников. Домашняя онлайн-школа «Фоксфорда» является одним из них. 

<<Форма с консультацией>>

Нехватка общения

Есть расхожее мнение, что дети на семейном обучении испытывают сложности с социализацией. Общее количество контактов ребёнка при переходе на СО может действительно снизиться. Особенно тяжело бывает экстравертам. Ведь социализация — это умение общаться с людьми разного возраста и социального статуса, решать конфликты и высказывать своё мнение.

Для это проблемы есть решение. Кружки и секции — лучший выход преодолеть трудности дистанционного обучения, связанные с общением. С ровесниками, которые разделяют одни увлечения, приятно и интересно общаться. Обсудите с ребёнком, какие дополнительные занятия он хотел бы посещать, и запишите его туда.

Ребёнок будет ходить дома на голове

Некоторым родителям кажется, что если ребёнок будет всё время находиться дома, то он будет баловаться и бездельничать. Мамы и папы боятся, что придётся постоянно контролировать чадо — не останется сил на работу и бытовые дела. Решением этой проблемы может стать чёткое расписание, в котором будет время как на учёбу, так и на отдых. Следуйте алгоритму:

  • Шаг 1. Поставьте цель обучения. Проговорите с ребёнком, к чему нужно прийти за ближайший год. Если пока неясно, в каком направлении двигаться, попробуйте пройти тест на профориентацию.
  • Шаг 2. Определитесь с предметами. Можно взять основные предметы школьной программы, необходимые для аттестации, и добавить к ним дополнительные занятия исходя из интересов ребёнка.
  • Шаг 3. Уточните график аттестаций. Регулярность и сроки проведения аттестаций должны отразиться в расписании хоумскулера.
  • Шаг 4. Составьте тематический план. Рекомендуется составить отдельный график по каждому предмету. Затем распределить количество тем по количеству недель в учебном году. При этом можно воспользоваться одним из приложений для составления расписания, о которых мы писали.

Психологические аспекты СДВГ

Сходство и различия в психологическом развитии детей с синдромом Дауна, вероятно, связаны с их особенностями в физическом и умственном развитии. Дети с СДВГ часто имеют задержку в мышлении и речи, что может повлиять на их психологическое состояние.

Одной из основных психологических особенностей детей с СДВГ является отсутствие агрессивности и конфликтности, что сказывается на их социальной адаптации. Дети с СДВГ часто проявляют дружелюбие и доброжелательность, однако иногда они могут испытывать чувство неполноценности из-за своих особенностей.

В связи с этим, важно создать в школе такую атмосферу, чтобы дети с СДВГ могли чувствовать себя комфортно и принятыми. Это может быть достигнуто путем проведения индивидуализированного подхода к образованию, включая дифференцированные уроки, дополнительные классы по развитию речи и моторики, а также специальную поддержку со стороны педагогов и психологов

  1. Настройтесь на позитив
  2. Создайте безопасную и поддерживающую среду
  3. Учитывайте индивидуальные особенности каждого ребенка
  4. Повышайте самооценку ребенка
  5. Обеспечьте доступность образования и развития

Психологические аспекты СДВГРекомендации для психологической поддержки

Отсутствие агрессивности и конфликтности Создание дружелюбной и поддерживающей среды
Чувство неполноценности Повышение самооценки и поддержка со стороны педагогов и родителей
Индивидуализированный подход к образованию Дифференцированные уроки, дополнительные занятия по развитию речи и моторики
Работа с семьей Предоставление знаний и навыков для эффективной поддержки ребенка

Следите за калорийностью своего рациона?
Да 0%

Нет 100%

Семейная форма обучения

В случае если нет возможности определить ребенка в школу с раздельным обучением – всегда есть вариант дать ему образование на дому. Конечно у этого подхода есть сторонники и противники. Те, кто против утверждают, что это мешает социализации ребенка. Но существует и противоположное мнение. Наиля выбрала для своей дочери семейную форму обучения. И не разу не пожалела о своем решении

Наиля Незаметдинова поясняет: «Было очень важно, чтобы мой ребенок развивался гармонично, как личность. И я побоялась, что социальная среда в школе очень может сильно отразиться на ней

У меня дочка очень впечатлительная, нежная, поэтому для нее излишняя озлобленность многих детей очень сильно сказывается. Дело в том, что нравственная позиция нашей семьи более требовательна к общению моего ребенка». Как и с раздельным обучением, дети обучающиеся на дому, показывают как правило высокие результаты. Сказывается индивидуальный подход, ведь каждый учащийся занимается в удобном для себя ритме. Еще одним доводом за семейную форму обучения является то, что таким образом практически сводится на «нет» попадание «не в ту компанию».

Наиля продолжает: «Есть такие опасения почти у всех родителей, которые переходят на домашнее обучение – та самая социализация, о которой постоянно говорят нам администрация школы, куда мы приходим, но мне кажется, что важность социализации в школе несколько завышена. Дело в том, что дети обучающиеся на семейной форме обучения – они обычно имеют большой запас свободного времени и посещают спортивные секции, кружки, занимаются творчеством»

Из минусов такой формы обучения – высокая финансовая нагрузка на родителей, особенно в старших классах, когда необходимо нанимать множество репетиторов по различным предметам. Но выход есть: если вбить в поисковой строке в Интернете «семейное образование», то мы увидим специализированные сайты с уроками по школьной программе. Также широко представлены различные центры, фактически частные школы, которые помогают снизить финансовую нагрузку на семью и позволяющие дать ребенку качественное образование.

Наиля говорит: «Комплектация современных школ в классе она превышает 30 человек и в связи с этим учитель не имеет возможности уделять каждому ребенку максимум времени. И таким образом этот индивидуальный подход, который принят в школе – он органичнее будет для ребенка именно в семейной форме». Мухамед уже много лет занимается общественной и просветительской деятельностью, и знает о проблемах образования не понаслышке. Особенно в среде соблюдающих мусульман. Мухамед Саляхетдинов – председатель правления Ассоциации «Собрание»: «Более верующие или более консервативные родители ищут какие-то альтернативные пути дать своим чадам образование. Таким образом, сегодня есть какие-то образовательные центры, очень много образовательных центров очень высокого уровня, где берется достаточно солидная плата за это образование. И есть примитивные на дому, приглашается преподаватель и так далее, либо семейное обучение».

Также домашняя форма обучения может стать настоящим спасением для детей мигрантов, которые пока плохо владеют русским языком. Как показывает практика, подобный подход полностью себя оправдывает. Мухамед продолжает: «Я заметил, что те дети, даже дети не из русскоязычных семей с плохим русским языком, оказывается сдают аттестацию в школах лучше, чем русские дети в этих школах. То есть процентное соотношение показало, это меня еще раз убедило в том, что в этом направлении надо помогать. Чтобы эти дети не маргонизировались, а были достойными представителями этого общества. И мы увидели, что мы как общественная организация, мусульманская организация, должны как-то содействовать такому виду образования, чтобы дети действительно получали образование и потом могли поступать в высшие учебные заведения».

Конечно, каждый родитель желает дать своему ребенку самое лучшее образование. И не все знают, что помимо престижной гимназии для одаренных детей есть альтернативное решение, которое позволяет раскрыть огромный потенциал даже в ребенке, которого в обычной школе определили в безнадежные «троишники».

СДВГ сегодня — это все еще стигма? Как ты считаешь, нужно ли раскрывать свой диагноз на первом свидании или при устройстве на работу?

Сейчас стало гораздо проще, так как люди более информированны и толерантны к людям с особыми потребностями. У нас в команде больше 50% сдвгшников, и мы все друг другу помогаем: ведем общий календарь, напоминаем о дедлайнах, даем больше времени на выполнение сложных задач и т. д. Что касается раскрытия диагноза, то это вопрос обоюдной безопасности. Постороннему человеку, который не связан с тобой близкими или рабочими отношениями, не обязательно рассказывать, что у тебя СДВГ, так как на него это никак не повлияет. А вот будущего партнера или работодателя лучше честно предупреждать о своих особенностях, чтобы не возникло недопонимание.

Материал создан при поддержке Фонда президентских грантов

Право на бесплатное государственное образование

Хотя у родителей есть возможность направить своего ребенка к частнопрактикующему врачу для оценки и образовательных услуг, большинство детей с СДВГ имеют право на бесплатные услуги в государственных школах. Принимаются меры к тому, чтобы каждый ребенок с СДВГ получил образование, отвечающее его или ее уникальным потребностям. Например, учитель специального образования, работая с родителями, школьным психологом, школьной администрацией и классным руководителем, должен оценить сильные и слабые стороны ребенка и разработать индивидуальную образовательную программу (IEP). В IEP излагаются конкретные навыки, которые необходимо развивать ребенку, а также соответствующие учебные мероприятия, основанные на его сильных сторонах. Родители играют важную роль в этом процессе. Они должны участвовать в собраниях и иметь возможность просматривать и утверждать IEP своего ребенка.

Многие дети с СДВГ или другими ограниченными возможностями могут получать такие услуги специального образования в соответствии с Законом об образовании лиц с ограниченными возможностями (IDEA). Закон гарантирует соответствующие услуги и государственное образование детям с ограниченными возможностями в возрасте от 3 до 21 года. Дети, которые не имеют права на получение услуг в рамках закона IDEA, могут получать помощь в соответствии с более ранним законом, разделом 504 Закона о национальной реабилитации, который определяет инвалидность в более широком смысле. Право на получение услуг в соответствии с Законом о национальной реабилитации часто называют «правом 504».

Поскольку СДВГ — это инвалидность, которая влияет на способность детей учиться и взаимодействовать с другими, это, безусловно, может быть инвалидизирующим состоянием. По тому или иному закону большинство детей могут получать необходимые им услуги.

Вы лучший защитник своего ребенка. Чтобы быть хорошим защитником своего ребенка, узнайте как можно больше о СДВГ и о том, как он влияет на вашего ребенка дома, в школе и в социальных ситуациях.

Если у вашего ребенка с раннего возраста проявлялись симптомы СДВГ, и он был обследован, диагностирован и лечился с помощью модификаций поведения, лекарств от СДВГ или их комбинации, когда ваш ребенок поступает в школьную систему, сообщите об этом его или ее учителям. Они будут лучше подготовлены, чтобы помочь ребенку войти в этот новый мир вдали от дома.

Если ваш ребенок поступает в школу и испытывает трудности, которые заставляют вас подозревать, что у него или нее СДВГ, вы можете обратиться за помощью к внешнему специалисту или попросить местный школьный округ провести оценку. Некоторые родители предпочитают обращаться к профессионалу по своему выбору. Но школа обязана оценивать детей, у которых, как они подозревают, есть СДВГ или какой-либо другой недостаток, который влияет не только на их академическую работу, но и на их взаимодействие с одноклассниками и учителями.

Если вы чувствуете, что ваш ребенок страдает СДВГ и не учится в школе, как следовало бы, вам следует выяснить, к кому из школьной системы вам следует обратиться. Учитель вашего ребенка сможет помочь вам с этой информацией. Затем вы можете письменно потребовать, чтобы школьная система оценила вашего ребенка. В письме должны быть указаны дата, ваше имя и имя вашего ребенка, а также причина запроса оценки. Сохраните копию письма в своих файлах.

До последних нескольких лет многие школьные системы неохотно оценивали ребенка с СДВГ. Но недавние законы четко обозначили обязательства школы перед ребенком, подозреваемым в наличии СДВГ, что отрицательно сказывается на его или ее успеваемости в школе. Если школа упорно отказывается оценивать вашего ребенка, вы можете либо получить частную оценку, либо заручиться некоторой помощью в переговорах со школой. Помощь часто оказывается такой же близкой, как местная родительская группа. В каждом штате есть Центр обучения и информации для родителей (PTI), а также агентство по защите и защите интересов (P&A). (Для получения информации о законе, а также о PTI и P&A см. Раздел о группах поддержки и организациях в конце этого документа.)

После того, как вашему ребенку поставили диагноз СДВГ и он получил право на услуги специального образования, школа, работающая с вами, должна оценить сильные и слабые стороны ребенка и разработать индивидуальную образовательную программу (IEP). У вас должна быть возможность периодически просматривать и утверждать IEP вашего ребенка. Каждый учебный год приносит нового учителя и новые школьные задания, переход, который может быть довольно трудным для ребенка с СДВГ. Вашему ребенку сейчас нужна поддержка и ободрение.

Никогда не забывай главное правило -ты лучший защитник своего ребенка.

Будущее с СДВГ

СДВГ — это не болезнь, она не лечится. Мозг может доразвиться, например, в 25 лет. СДВГ перерастают не все дети. Они более склонны попадать в плохую компанию, к зависимости от алкоголя или наркотиков.

Я вижу разные примеры людей с гиперактивностью, как они по-разному приспосабливаются к жизни. Например, вырабатывая определенные компенсаторные механизмы. Например, я, как человек с гиперактивностью, знаю свою особенность. Если мне кто-то не нравится, я неосознанно могу накинуться на этого человека. Я выработала такой компенсаторный механизм: избегаю его и при встрече обхожу десятой дорогой. Знаю свою особенность и не попадаю в неприятные ситуации. Надеюсь, Ярослав тоже не будет.

Стоит ли менять школу, если у ребенка не сложились отношения с классом?

Иногда это правильное решение, но очень важно подготовить ребенка к этому шагу. И лучше всего это делать со специалистом — детским психологом

  • Провести работу с психологической травмой, который ребенок получил в результате травмы и буллинга.
  • Скорректировать его поведенческие стратегии: как стоит реагировать на новый коллектив, чтобы не вызвать негатив, как сохранить свои границы, но не вступить в конфликт.

Такие меры помогут ребенку чувствовать себя уверенно в новом коллективе и завести друзей. Обратитесь к психологу не с жалобой а конкретным запросом: Как моему ребенку научиться налаживать дружеские отношения в школьном коллективе?

Смена школы — это серьезный шаг и важный опыт в жизни ребенка. Адаптация к новому коллективу — это серьезная нагрузка, и игра должна стоить свеч. Выбирайте школу вместе с ребенком, взвешивайте все плюсы и минусы, чтобы выбор школы оказался правильным и помог ребенку развиваться и получать образование.

О психотерапии

Сейчас Ярослав ходит на сеансы раз в неделю. С психотерапевтом они работают в двух направлениях: над контролем гнева и подъемом самооценки. Меня выгоняют с сеансов сына, потому что я подстегиваю его и со мной он ведет себя иначе. Потому я могу сказать лишь о том, что сама видела.

Психотерапевт пытается изменить сильный негативизм Ярослава. Сейчас сын видит мир в темных тонах, считает, что все что-то имеют против него, все считают его плохим, хотят его обидеть и обвинить. Он имеет право так думать. Всю жизнь у него был такой опыт общения с людьми. Специалист пытается показать, что это не совсем так. Также она учит его анализировать свои эмоции и экологично выходить из ситуации гнева.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Альбатрос
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: