Как развивать нестандартное мышление у детей

Занятия триз для детей: растим гениев и просто счастливых людей!

Дайте возможность создать собственный проект

Когда ребенок создает собственный проект, он учится искать разные пути решения проблем, а значит, начинает мыслить за пределами шаблонов. Ученики онлайн-школы “Пиксель” по окончанию каждого курса создают свой собственный продукт: мультфильм, игру или сайт

Это позволяет максимально реализовать творческий потенциал и проявить себя как создателя чего-то по-настоящему интересного и важного. 

Визуальная среда Scratch Junior подходит для детей от 5 лет. Она позволяет создавать настоящие игры, анимацию и придумывать собственных персонажей. Красочный и понятный интерфейс помогает малышам в игровой форме освоить азы программирования и развить его алгоритмическое мышление, внимательность и усидчивость. 

Для детей постарше есть программа с большим функционалом Scratch, которую рекомендуют детям с 8 лет. Здесь уже начинается настоящее программирование с циклами, условиями и стандартными конструкциями. Все по-прежнему красочно и интересно, но уже более серьезно. 

Еще одна визуальная среда, в которой также можно создавать игры и серьезно знакомиться с программированием — это Kodu Game Lab. Подходит детям с 7 лет. 

Python представляет собой полноценный взрослый текстовый язык программирования. В онлайн-школе “Пиксель” дети осваивают его в игре Minecraft, которую так любят школьники. Здесь они учатся не только создавать компьютерные объекты в игре, но и печатать на компьютере, да еще и на английской раскладке, писать функции, а также всесторонне развиваться. Например, дети знакомятся с таким понятием, как трехмерная система координат и математические операторы. 

Roblox представляет собой платформу для создания игр, в которой используется язык программирования Lua. Здесь можно полноценно создать трехмерную игру любого жанра, с продуманной системой уровней. Это — очередная ступенька, после которой можно начать серьезно изучать программирование на профессиональном уровне. 

Движок Unity, на котором создают профессиональные игры, довольно прост в освоении, поэтому он доступен и для обучения детей. Это отличный способ посмотреть на работу инженера-разработчика изнутри и попробовать себя в роли создателя настоящих игр абсолютно любого жанра. Ребята осваивают здесь программирование на языке C#. 

Есть в “Пикселе” еще и курсы создания сайтов на языках HTML, CSS, JavaScript, а также знакомство с веб-дизайном в программах Фигма и Фотошоп. Здесь дети учатся создавать собственные проекты с “нуля” до готового продукта.  

Взаимосвязанные принципы

Принцип самоценности возраста. Любой возраст ребёнка воспринимается не как этап на пути к достижению определённой цели, а как самобытный период его жизни с соответствующими особенностями восприятия.

Принцип деятельности. Любое развитие должно быть направлено на формирование конкретных умений и навыков, которые пригодятся ребёнку на данном этапе жизни.

Принцип личностно-ориентированного взаимодействия. Родители должны воспринимать ребёнка как отдельную личность с собственными взглядами, потребностями и желаниями.

Принцип полноты образования

Очень важно позаботиться о качественном образовании, которое даст ребёнку все необходимые знания, навыки и умения.

Принцип интеграции образования. Теоретическое образование должно воплощаться в реальной жизни, чтобы ребёнок сам увидел и понял, как помогут ему приобретенные знания.

Считается, что пик познавательной активности у детей попадает на период от 7 до 12 лет. В это же время у ребёнка формируется собственная мотивация к получению новых знаний и обучению

Поэтому очень важно использовать этот период максимально продуктивно

Что такое принцип всестороннего развития?

Всестороннее развитие – это гармоничное развитие всех сторон человека, при котором всем аспектам уделяется равное количество внимания. Грубо говоря, ребёнок дошкольного возраста должен не только хорошо считать или пересказывать сюжеты книг, но ещё быть физически активным и социально адаптированным к различным ситуациям в мире.

Принцип всестороннего развития – это должный метод воспитания и обучения детей. Он основан на понятных утверждениях, которые необходимо применять к сыну или дочери.

Всесторонне развитие личности ребёнка необыкновенно важно для формирования его индивидуальности, для развития физических и интеллектуальных способностей, духовных качеств

Зачем ТРИЗ детям?

Мы уже начали говорить о том, что ТРИЗ развивает творческое мышление и в целом полезен для улучшения когнитивных навыков. Как именно это происходит? Тут есть несколько ключевых моментов.

Зачем нужен ТРИЗ:

Развитие навыков системного подхода и мышления. ТРИЗ-технология для детей учит их видеть конкретный предмет во всех взаимосвязях с окружающим миром

Условно говоря, ребенок научится не просто смотреть на дерево, а еще и обращать внимание, где и как оно растет, задаваться вопросом, зачем это дерево нужно в живой природе и насколько оно полезно для человека.
Нацеленность на результат. Ребенок с самого раннего возраста привыкает, что если взялся за какое-то дело, нужен результат

Именно так строится работа с детьми по ТРИЗ-технологии, когда они в конце каждого занятия видят итог своих усилий: решенную задачу или головоломку, сочиненную всем коллективом сказку или придуманную новую игру. Да, дети уже в дошкольном возрасте учатся сочинять сказки и изобретать игры, так что если хотите вырастить маркетолога или разработчика – ТРИЗ в помощь!
Умение аккумулировать и адаптировать личный опыт к новым обстоятельствам. Все, чему они научились на одном занятии, они учатся применять на следующем. Фактически это имплицитное обучение рабочим схемам решения новых задач, которые могут появиться в любой момент. При этом речь идет не о простом воспроизведении полученного опыта, а его адаптации к новым условиям.

Как видим, ТРИЗ вырабатывает полезные для жизни навыки: видеть и воспринимать ситуацию в целом, работать на результат, творчески использовать имеющийся багаж знаний. Тут уже не будет такого, что «выучил и забыл», «собрались и поговорили, а толку никакого», «слышал звон, да не знаю, где он». Этих аргументов уже достаточно, чтобы доверить развитие ребенка ТРИЗ-методикам. А этих чудо-методик довольно много, и всегда можно выбрать то, что наилучшим образом подходит вашему ребенку в конкретном случае.

Шаг 4. Планировать с учетом детских интересов

Современное представление о планировании в детском саду очень завязано на детские интересы. Это вовсе не означает, что дети делают, что хотят, и нет никакого плана работы

Но важно при планировании ориентироваться на те проблемные ситуации, которые возникают в группе, на то, что значимо для детей. Также можно обсуждать планы вместе с детьми — такую практику уже применяют в некоторых детских садах

Но, в целом, планирование с учетом детских интересов пока еще остается редкостью.

Что же касается детской речи, то для ее развития нужны такие события и ситуации, в которых у детей есть потребность поделиться с другим, обсудить проблему.

Современное дошкольное образование, которое помогает детям стать самостоятельными и инициативными, научиться задавать вопросы и разворачивать сложную игру — лучшая подготовка к школе. Уточню — к школе, которая ориентирована на развитие учебной самостоятельности детей.

Амелёхин Леонид Александрович Ответственный редактор

С ребенком раннего возраста вполне возможно заниматься самим, главное выбрать правильное время и организовать занятия, в конце концов, ребенок привыкнет к тому, что два часа в день вы отводите на разнообразные занятия. Длительность одного занятия не должна быть более 15 минут. Вам может показаться, что за столь краткое время ничего не успеешь, однако, как считают психологи, важен сам факт сосредоточения ребенка на чем-либо, а не результат, которого вы пытаетесь добиться. Добиваться в занятиях с детьми вообще противопоказано, лучше занятия построить в форме игры. Но если вы боитесь, что не сможете придумывать подходящие игры, или сомневаетесь в собственных силах, то лучше обратиться к профессионалам.

В развитии малышей дошкольного возраста обязательно нужно учитывать огромное количество разнообразных аспектов

Однако специалисты выделяют пять основных элементов, на которые родителям нужно обратить наиболее пристальное внимание и гармонично развивать их как на протяжении всего этапа подготовки ребенка к школе, так и по мере его вхождения во взрослую жизнь. Что это за элементы? Об этом мы сегодня и поговорим

Детство любого ребенка состоит из определенных периодов, в процессе которых дети едва ли не ежедневно открывают для себя все новые возможности и горизонты. Каждый из таких периодов отличается своими особенностями. В том числе и промежуток времени, к которому относится дошкольного возраста (3-7 лет), когда ребенок наиболее активно расширяет границы своего мировоззрения: перед ним открывается мир человеческих отношений и различных видов деятельности людей. В этот период его мир перестает существовать только в рамках семьи и малыш постепенно «вливается» в жизнь общества.

Да, ребенок дошкольного возраста еще не может принимать непосредственного и активного участия в жизни взрослых. Но ему очень хочется. Отсюда первые стремления к самостоятельности (пресловутое «Я сам»), неуемное любопытство (хорошо знакомое каждому родителю «почему») и активные проявления инициативы (в том числе, подражание взрослым и попытки помочь родителям по дому: порезать хлеб, помыть посуду, натереть морковку и т.д.). В развитии малышей дошкольного возраста обязательно нужно учитывать огромное количество разнообразных аспектов

Однако специалисты выделяют пять основных элементов, на которые родителям нужно обратить наиболее пристальное внимание и гармонично развивать их как на протяжении всего этапа подготовки ребенка к школе, так и по мере его вхождения во взрослую жизнь. Что это за элементы? Об этом мы сегодня и поговорим

Процесс, а не результат

Возможно, вы слышали выражение «главное — процесс, а не результат». Оно отлично подходит детям, изучающим художественные материалы. Ценность творчества заключается в исследованиях и открытиях, а не в том, что получается в итоге.

Результат обычно интересует взрослых, а дети, получив полную свободу действий, перестают беспокоиться о своих будущих рисунках и тут же начинают выяснять, как ведут себя материалы, с которыми они работают.

Например, ребенок может старательно смешать все краски и получить неопрятный рисунок коричневого цвета. Эта картина не будет самой лучшей, но процесс ее создания оказался захватывающим и интересным, была возможность мыслить и принимать решения. То, что ребенок увидел и узнал, смешивая краски, уникально. Он понял, что иногда возможны ошибки, но сколько было радости и волнения!

Дать детям возможность сосредоточиться на творческом процессе для нас так же просто, как позволить им рисовать карандашом на бумаге или приклеить ватные шарики на бумажную тарелку. Но то, что нам кажется обычным — например, рисование на белой поверхности, — для них имеет огромное значение.

Развитие критического мышления

Для развития критического мышления рекомендуется использовать следующие методики:

1. Вопросно-ответный подход. Поощряйте своего ребенка задавать вопросы и активно искать ответы на них. Это поможет развить его аналитические способности и научит думать критически.

2. Игры и задачки. Включайте в занятия с ребенком игры и задачки, которые требуют анализа и решения проблем. Например, головоломки, логические игры, математические задачи. Это поможет развивать его логическое мышление и способность к абстрактному мышлению.

3. Обсуждение и дебаты. Поощряйте ребенка высказывать свое мнение и дискутировать на разные темы. Это развивает его способность анализировать информацию, высказывать и аргументировать свою точку зрения и принимать обоснованные решения.

4. Критический анализ и оценка источников. Учите ребенка анализировать и оценивать информацию из разных источников — книг, интернета, СМИ и т.д. Поощряйте его сравнивать источники, искать противоречия и ложные утверждения. Это поможет развить его критическое мышление и способность отличать достоверную информацию от мифов и дезинформации.

Развитие критического мышления у ребенка является важным компонентом его образования и будущего успеха в жизни. Помогите своему ребенку обрести этот навык, используя описанные методики, и вы обеспечите ему преимущество в современном мире, где критическое мышление все более ценится и востребовано.

Что делать родителям?

1. Поощрять детей рисковать.

Взрослые любят устанавливать свои правила и требовать от ребенка их выполнения. К сожалению, этим грешат очень многие родители. Но слишком большое их количество не приведет к положительному результату. Дело в том, что правила не научат самостоятельному мышлению. Скорее наоборот, они вгоняют в рамки, из-за которых ребенок либо не станет рисковать вообще, либо пойдет на риск лишь в случае отсутствия наказания или возможности его избежать. А это, в свою очередь, может привести к тому, что юный человек будет бояться выходить из зоны комфорта, пробовать и искать что-то новое, находить нестандартные решения проблем.

Чтобы избежать подобного, нужно делать акцент на ценностях, а не правилах. Вместо указания правил, лучше объяснить, почему ценятся те или иные принципы и как их стоит применять.

Конечно, это не значит, что от правил нужно полностью отказаться. Но родителям нужно четко объяснить своему чаду, зачем они нужны и почему важны. Так ребенку станет понятно, что определенные вещи стоит делать или не делать по определенной причине, а не просто потому, что так сказала мама.

2. Объяснять требования.

Детям нужно объяснять, почему от них что-то требуется. Например, помощь с уборкой по дому требуется для поддержания порядка и чистоты в доме. Такой подход, во-первых, приучит к ответственности, а во-вторых, даст ребенку поучаствовать в общем деле, помочь своей семье. Если правильно формулировать и объяснять требования, то детям не будет казаться, что родители пытаются ограничить их свободу или наказать. Кроме того, такой метод воспитания привнесет в детские мысли и действия элемент осознанности.

Интересные способы развития нестандартного мышления у детей

Даже у некоторых взрослых нету задатков к нестандартному мышлению, что усложняет им находить выход из разных ситуаций или принимать решения на работе, которые требуют срочности.

Так как же развивать креативность у детей школьного возраста? Вот несколько способов.

1.   Наблюдательность.

Работать над наблюдательностью нужно всегда, ведь сосредоточенность на деталях помогает быть внимательным и осторожным. Люди с высоким показателем наблюдательности менее склонны к депрессиям и более уверенны в себе.

Как наблюдательность помогает в жизни? У наблюдательных людей реже теряются кредитные карточки, они редко забывают, что хотели купить в маркете, дети помнят тему урока и домашнее задание.

Как же научиться быть наблюдательным? Проходя по улице, вы можете играть с ребенком в игру «Угадай, что я вижу», загадывайте вещи и предметы, которые увидеть сначала сложно, а только лишь когда присмотреться, то можно заметить угаданный предмет.

2.   Другие способы решения задач.

Любую работу или задание можно решить общепринятым методом. Но что, если предложить ребенку придумать другой метод, хотя бы один? Если ваше дитя найдет, как это сделать лишь одним, но совершенно иным способом – это уже хороший результат.

Например, нарисовать семью или свой дом можно так, как ребенок привык. Но вы можете предложить ему нарисовать семью вверх ногами, или же в скафандрах на космических кораблях.

Очень актуально подбирать методы решения заданий, отталкиваясь от противоположного. Например, в задаче по геометрии нужно сначала отсеять то, что не может изначально быть верным решением. При этом останутся только правильные, из которых и следует выбрать самое подходящее.

3.   Самореализация.

Дети не умеют самореализоваться самостоятельно. То есть, они это делают, но не всегда успешно. Тут им приходят на помощь родители. Как это делать? Вы можете предложить ребенку самостоятельно разбить клумбу возле дома и самому выбрать нужные растения. Это сможет показать креативное мышление вашего чада, а также придаст ему уверенности в своих силах, ведь он САМ выбрал наиболее подходящие кусты и цветы для СВОЕЙ клумбы. И пускай это не самая гармоничная клумба в мире, но это точно самая нестандартная посадка растений в уме вашего ребенка.

4. Мозговой штурм.

Мозговой штурм – это комплексный подход к решению задачи методом активного подбора методов решений за небольшой диапазон времени. Во время мозгового штурма мозг работает в усиленном режиме, выдавая множество идей за короткий период времени, особенно таких, которые не могли бы прийти в голову при обычном решении ситуации.

Детский мозговой штурм сопровождается интересным заданием, активным обсуждением и большим количеством способов решений, которые методом отсеивания неподходящих, сокращаются до одного верного.

Это очень популярный метод, которым пользуются во всех странах мира для развития нестандартного мышления у школьников и подростков.

Что присуще для мозгового штурма у детей:

  • Ситуация или кейс-задание;
  • Время на освоение данных;
  • Вопрос или задание, которое нужно решить;
  • Сам мозговой штурм: накидывание множества идей, которые первыми приходят в голову;
  • Анализ озвученных идей и предложений;
  • Выбор лучших вариантов;
  • Определение одного или нескольких правильных и наиболее результативных методов решения проблемы.

Именно во время средней части занятия – мозгового штурма – происходит процесс развития нестандартного мышления у детей. Это в некоем роде подсознательный процесс, так как ребёнок может выдать такую информацию, которую в спокойном состоянии никогда бы не озвучил.

​Как научить ребенка мыслить нестандартно?

Критическое мышление — один из важных навыков, который пригодится детям в будущем. Так считает президент независимого американского института «Семья и работа», автор более сорока книг, в том числе «Я сам! Или как мотивировать ребенка на успех» (издана на русском в 2010 году), и мать двоих детей Эллен Галински.

Чтобы выжить в постоянно меняющемся мире и чувствовать себя успешным, ребенок должен уметь гораздо больше, чем зазубривать факты, а потом повторять их в нужный момент. Он должен быть мыслителем, который разберется в новой информации, проанализирует ее, научится сравнивать и противопоставлять факты, делать выводы и подкреплять свою позицию аргументами. Как же научить ребенка мыслить критически и таким образом дать ему ключ, который поможет открыть ему во взрослой жизни множество дверей?

На самом деле здесь нет какой-то единственно верной дороги, выбрав которую, вы совершенно точно научите малыша этому умению. Однако определенный фундамент заложить можно и нужно.

Во-первых, постарайтесь время от времени задавать ребенку открытые вопросы (на которые нельзя ответить «да» или «нет»), таким образом подталкивая его к размышлению. Позвольте ему фантазировать, экспериментировать и самостоятельно узнавать природу вещей, самому устанавливать причинно-следственные связи.

Свобода мыслей и действий приведет к тому, что ребенок постепенно приобретет навык решения проблем.

Во-вторых, обеспечьте возможность для игры с разными предметами. Открывая для себя, как работает эта или другая вещь, ребенок развивает мышление. Что произойдет, если снова и снова бросать со стола ложку? Что будет, если одновременно пустить с горки два шарика разного размера? Что случится, если в наполненную водой чашку положить яблоко? Опыты, которые ребенок проводит в дошкольном детстве, и знания, которые он приобретает, научат его мыслить абстрактно.

В-третьих, задавая открытые вопросы и не получая мгновенного ответа, не торопитесь вмешиваться. И тем более отвечать за ребенка. Умейте держать паузу. Малыш должен понять, что не все решения приходят сразу, и на обдумывание нередко уходит много времени.

Поэтому если малыш молчит, спокойно ждите, досчитайте про себя до ста двадцати, а уже потом задавайте наводящий на ответ вопрос.

Старайтесь не отвечать за ребенка, так как в следующий раз он будет держать паузу лишь с одной целью — услышать правильный ответ от вас.

В-четвертых, уважайте мнение ребенка. Вне зависимости от того, получили вы правильный или ложный ответ на вопрос, вам следует принять его. А еще лучше поинтересоваться: «Расскажи, почему ты так думаешь», «Как ты считаешь, мы могли бы найти еще информацию для решения этой проблемы?», «Есть ли еще способы справиться с задачей?»

В-пятых, помогайте ребенку формировать гипотезы. Момент формирования гипотезы в процессе игры важен для развития навыка критического мышления. Спросите у ребенка:

«Если ты сделаешь сейчас вот это, что произойдет потом?» или «Давай предскажем, что произойдет дальше».

В-шестых, поощряйте неожиданные и необычные ответы. Позволяя детям думать по-другому, не так, как принято, вы даете им прекрасную возможность развивать творческий навык решения проблем.

Конечно, вы обязательно столкнетесь с ситуациями, когда вам надо будет вмешаться в процесс принятия решения, где-то подсказать, помочь сделать верный выбор. Но не следует делать это слишком часто

Важно дать малышу понять, что вы рядом и поддержите его в случае ошибки

Но иногда вмешиваться в процесс принятия решения бывает полезно. Правда, только в том случае, если вы делаете это правильно: объясняете ребенку ход своих мыслей, рассказываете, что натолкнуло вас на ответ. В это время вы вербализируете собственный процесс критического мышления и так учите ребенка этому навыку на своем примере.

Чем безумнее, тем лучше

Предложите детям рисовать пеной для бритья и гуашью на картонных коробках, огромной кистью и красками — на доме, дороге или на собственном теле, разбрызгать краску по ватману, раскрасить камни, начертить мелом на тротуаре силуэт, вместо кисточек использовать цветы или еловые ветки.

Если ребенок не горит желанием прямо сейчас заняться искусством, подумайте, что ему хотелось бы делать и как можно привнести туда элементы творчества.

Машинки? Изготовьте вместе с ребенком коврик для игры в машинки из плотной бумаги, разрисованной краской или фломастерами. Еще неплохо построить на улице здания из коробок или из палочек, а то и целые города.

Ваш ребенок любит нарядную одежду? Вырежьте из картона маску или корону и оставьте на столе вместе с перьями, блестками и банкой жидкого блестящего клея. Сделайте коллаж из кусочков ткани или сшейте одежду для бумажной куклы.

Для того чтобы придумать, как совместить интересы ваших детей и творчество, обычно не требуется много времени.

Иллюстрации здесь и далее из книги «Творческое воспитание».

Творческое развитие детей в детском саду

Творческое развитие детей в детском саду направлено на формирование навыков рисования, лепки, пения, танцев. Дошкольник уже имеет достаточный словарный запас. В это же время активно развивается его умение анализировать, обобщать, запоминать, фантазировать. Чтобы развить ребенка творчески и облегчить нагрузку, которую вызывает образовательный процесс, воспитатели детских садиков включают в ежедневные занятия задания креативного типа. К ним относятся такие направления:

  • Развивающие игры.
  • Лепка.
  • Рисование.
  • Изучение окружающего мира посредством обсуждений.
  • Занятие музыкой.
  • Танцы.
  • Инсценировки (непродолжительные театральные постановки).

Чтобы развить детей, занятия проводят группой, а не индивидуально. Во время творческого процесса дошкольники учатся применять на практике свои знания, выражают свое психологическое состояние. Малышей, которые демонстрируют стремление к изучению новой сферы (изобразительного искусства, музыки, танцев), нельзя ограничивать. Поскольку в дошкольном возрасте творческие занятия – это не только времяпрепровождение, но и эффективный способ выражения эмоций.

Развитие детей в детском саду – это важный этап становления полноценной личности. Воспитатели имеют соответствующее педагогическое образование, наличие которого позволяет сделать ребенка ответственным, дисциплинированным, развитым (психологически, интеллектуально, физически, творчески). Воспитание в детском саду и в семье – это не взаимозаменяемые действия, но их можно и нужно дополнять друг другом. Методы, применяемые в ДОУ, обеспечат еще больший эффект, если они одобряются и реализуются в семье дошкольника.

Да, в стандарте действительно прописаны главные ценности дошкольного образования и условия, которые нужно создать в детском саду. Но сказать легче, чем сделать

Поэтому важно проанализировать, а действительно ли ФГОС реализуется на практике в каждой конкретной ситуации и относительно чего мы выстраиваем работу и оцениваем ее — ради самого стандарта или формирования необходимых в дошкольном возрасте навыков

Есть четыре ключевых момента, на которые следует ориентироваться, чтобы выстроить грамотную работу детского сада с учетом современных тенденций. Это эмоциональное благополучие ребенка, развивающая коммуникация взрослого и детей, устройство среды и планирование жизни.

Позитивное мышление

Как развить позитивное мышление у ребенка?

1. Воспитывайте у ребенка ощущение благодарности.

Проявляйте благодарность за мелкие радости жизни, учите ребенка замечать все положительное вокруг него. Это может быть букет цветов, любезное слово или маленький подарок.

2. Учите ребенка быть оптимистом.

Помогайте ему видеть светлые стороны ситуаций и находить позитивные моменты в любых обстоятельствах. Обсуждайте совместно проблемы и ищите варианты их решения

Важно, чтобы ребенок понимал, что в его силах изменить ситуацию

3. Развивайте творческое мышление.

Позитивное мышление часто сопряжено с творческим подходом к жизни. Разрабатывайте с ребенком разные проекты, поощряя его фантазию и оригинальность. Знакомьте его с искусством, музыкой, литературой.

4. Учите ребенка выражать свои эмоции.

Позитивное мышление не исключает испытание отрицательных эмоций

Важно научить ребенка адекватно и конструктивно выражать свои чувства, не подавлять их. Помогайте ему разбираться в своих эмоциях и обсуждать их с вами

5. Будьте примером.

Ваше отношение к жизни и к себе является ключевым фактором, влияющим на формирование позитивного мышления у ребенка. Показывайте ему, как радоваться жизни, относитесь к себе с любовью и уважением. Берегите свою энергию и практикуйте позитивные аффирмации в присутствии ребенка.

Выводы

Позитивное мышление – важный навык, который способствует развитию ребенка. Оно помогает ему адаптироваться к изменениям, решать проблемы, развивать творческое мышление и быть счастливым. Необходима ваша поддержка и пример, чтобы ребенок смог освоить этот подход к жизни.

Эксперименты

Для развития способностей особенно важны эксперименты. Именно поэтому так важен сам процесс творчества, суть которого заключается в исследовании материалов и приемов работы. При таком подходе невозможно ошибиться — он стимулирует гибкость мышления, пробуждает желание рисковать и повышает уверенность в себе.

Дети начинают самостоятельно принимать решения, экспериментировать и анализировать, выяснять причины и следствие. «Что получится, если я смешаю эти две краски? Если посыплю картину солью, как это будет выглядеть? Могу ли я сделать скульптуру с меня ростом, или она упадет? А если попробую по-другому?»

Вместо того чтобы дать ребенку две бумажные тарелки, три ватных шарика, пару пуговиц и указания, как все это «правильно» собрать, предоставьте ему различные материалы (например, скотч, краску и холст) и, может быть, предложите, с чего начать («Не хочешь наклеить скотч на холст?» или «Ты будешь использовать большие или маленькие кусочки скотча?»), а затем отойдите в сторону.

Творим всегда, творим везде

В повседневной жизни абсолютно все — приготовление еды или, например, игры — может быть наполнено творчеством.

И ваша задача привнести творчество в повседневную жизнь. Существует множество способов, с помощью которых мы, родители, можем добавить искусство в нашу жизнь. Самые очевидные из них — рисование и лепка, однако найдется немало иных занятий, которые также можно назвать творческими.

1. Проведение научных экспериментов. Они способствуют развитию творческого мышления.

2. Прогулка. Природа вокруг нас необыкновенно прекрасна: попробуйте, например, присмотреться к жилкам на листьях или узорам на коре дерева.

3. Выпечка. Приготовление еды питает разум, сердце и желудок.

4. Кукольное чаепитие. Ролевые игры полезны для развития воображения.

При правильном подходе творческим упражнением может стать все что угодно. Нужно только отвести место для занятий, положить туда необходимые материалы и инструменты и предложить ребенку новые игры. Вы можете вводить творчество в жизнь вашей семьи постепенно или же в один прекрасный день устроить настоящую революцию

Неважно, как вы это сделаете. Главное, что результат будет впечатляющим

Творчество — это все, что наполнено красотой и вдохновением, с небольшой долей причуды.

Таблица из книги «Одна привычка в неделю для всей семьи».

Освойте программирование

Программирование — это не только для взрослых, и не просто создание программ и игр. Это особый уровень мышления, который помогает решать повседневные задачи. Человек, владеющий программированием, лучше других умеет находить собственные ошибки и подбирать оптимальные способы для их устранения. А еще у него хорошо развиты творческие способности, ведь не все проблемы решаются по одному алгоритму. 

Программирование учит думать на несколько шагов вперед, развивая функциональное и алгоритмическое мышление, и даже предвидеть результат. Оно помогает оперативно реагировать на изменения и принимать быстрые решения, основанные на логическом рассуждении.

Начинать учиться программировать можно уже с 5 лет. Онлайн-школа программирования для детей и подростков “Пиксель” адаптировала программы обучения под возрастные особенности юных учеников, благодаря чему научиться кодить могут даже самые маленькие программисты. Занятия проходят в увлекательной форме, что помогает поддерживать интерес и стимулировать ребят к занятиям. Здесь они учатся создавать свои первые игры и анимацию, пользоваться графическими редакторами и даже делать собственные сайты.   

Как проверить уровень креативного мышления

Способов много, но поскольку творческое мышление часто делят на два типа — дивергентное и конвергентное, — рассмотрим тесты для проверки именно их. 

  • Дивергентное мышление — способность придумать несколько решений для одной и той же задачи.
  • Конвергентное мышление — способность выбрать самый оптимальный способ решения из имеющихся. 

<<Форма демодоступа>>

Тест вербальной креативности Медника

Что проверяет: конвергентное мышление.‍Суть: берутся три слова, к которым нужно подобрать четвёртое, сочетающееся с каждым из них.

Например: «громкий», «правда», «шёпот». В качестве ответа подойдёт «говорить» — «громко говорить», «говорить правду», «говорить шёпотом».

Для развития креативного мышления нужно стараться использовать яркие и оригинальные словосочетания, а также придумать как можно больше ответов на каждую тройку слов. 

Тест Гилфорда на использование предмета 

Что проверяет: дивергентное мышление.Суть: выбрать любой предмет и придумать как можно больше способов его использования. 

Например, стакан. Возможные способы использования: подслушать соседей, в качестве подсвечника, как музыкальный инструмент, подставка для карандашей или зубных щёток, вместо скалки и так далее.

Психолог Джой Пол Гилфорд, который разработал тест, выделяет четыре критерия для оценивания результатов:

  • Гибкость. Количество уникальных категорий использования — то есть целей применения. 
  • Новизна. Оригинальность идеи. Можно определять субъективным методом — как кажется остальным участникам, если тест проводится в компании. А можно более объективным — посчитать, сколько раз это предложили остальные. 
  • Полезность. Действительно ли идею можно использовать? Какова вероятность, что вы так сделаете? 
  • Беглость. Общее количество вариантов, которые не повторяются. У каждого предложенного ответа должна быть цель, которая не похожа на остальные и никак с ними не перекликается. 
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Альбатрос
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: