Как подготовиться к тренировкам
Любой спортсмен знает, что без подготовки подвергать свое тело нагрузкам нельзя. Мозгу к интеллектуальным тренировкам тоже нужно подготовиться. Чтобы сделать его более пластичным и поддающимся усвоению нового материала, достаточно соблюдать три простых правила:
- Устранить гиподинамию. Если вы слишком много сидите, то лишаете кислорода не только свое тело, но и мозг. Помните, что наш организм – это взаимосвязанная система. Чем подвижнее и гибче будет ваше тело, тем более эффективным станет мозг. Обеспечьте себе достаточную физическую активность. При этом отнюдь не обязательно бросаться в крайности и умирать на беговой дорожке. Обычной 10-минутной зарядки будет вполне достаточно.
- Обеспечить организм водой. Чистая вода очищает организм и поддерживает нейронные связи мозга. Считается, что суточная норма воды должна соответствовать весу человека из расчета 1 литр на 30 кг веса.
- Употреблять продукты с углеводами и фосфором. К первой категории относятся кефир, отруби, рыба, рис, кукурузные хлопья. Ко второй – орехи, плавленый сыр, фасоль, тыква, кунжут.
За что отвечает каждое полушарие?
Левое полушарие в основном связано с такими функциями, как аналитическое мышление, математические способности, речевые навыки, научное мышление, письмо, подсчет, двигательные реакции, понятие времени и т.д. Правое отвечает за целостное мышление, интуицию, слух, творчество, музыку и искусство, дневной сон.
Более поздние исследования показали, что мозг не столь дихотомический, как первоначально предполагалось. Оба полушария способны синхронизироваться, хотя иногда из-за пластичности нейронов одна часть при необходимости (при повреждении) может брать на себя функцию другой. Например, математические способности усиливаются, когда оба полушария совершают совместную работу, функционируют одновременно (благодаря соединению функций через мозолистое тело).
К примеру, левое полушарие специализируется на захвате звуков, составляющих слова, работает над составом слов, но не имеет монополии на обработку языка. Правое полушарие более чувствительно к эмоциональным аспектам речи, переводит ритм речи, который носит интонацию и акцент. Если два полушария мозга работают одновременно, то человек может охватывать намного больше информации. Такие «сверхспособности» можно развивать с помощью специальных техник.
Воспитание детского сознания
Пальчиковые игры, любые упражнения на развитие мелкой моторики благотворно влияют на работу мозга. Дети, как правило, обладают очень развитым правым полушарием с рождения, с радостью фантазируют и представляют себя в разных образах.
Многие детские игры включают оба полушария, например, как «Да и нет не говорить, черное с белым не носить». Тут представление всевозможных красочных предметов сочетается с одновременным контролем сознания, чтобы не впустить запрещенную информацию. «Море волнуется, раз» — образное мышление воплощается в конкретной форме через двигательную активность. «Казаки-разбойники» — интересный сюжет сочетается с знакописью и символами.
Творческого ребенка видно сразу, однако, если не уделять достаточно внимания развитию у него левой части мозга, позже он будет витать в облаках, не сможет сосредоточиться, а точные науки будут даваться с трудом. Поэтому стоит включить в постоянные занятия:
- разгадывание кроссвордов и ребусов;
- ментальную арифметику;
- собирание пазлов;
- использование правой руки вместо левой (для левшей).
По мере взросления начинает доминировать левое полушарие, особенно с началом повышенной нагрузки в школе. Редко, но встречаются дети с врожденной доминантой ЛП. Они с легкостью решают математические задачи, с раннего возраста отличаются педантичностью и повышенной бережливостью: собирают разные коллекции, раскладывая составляющие по цвету или размеру, любят запоминать цифры и номера машин.
Ребенок с левополушарной доминантой часто выучивается читать сам по себе, потому что механически запомнил символы, но вряд ли буквы будут включать в его сознании образы: отсюда может возникнуть равнодушие к чтению. Также этим детям сложно самостоятельно играть в игры, придумывая воображаемые события и действия.
Им нужны четкие указания на последовательные действия, поэтому они часто добиваются больших успехов в спорте и в учебе, но испытывают сложности в дружбе и общении. Тем более необходимо постоянно развивать правое полушарие мозга через любой вид творчества, особенно хороши для таких детей танцы и занятия музыкой.
Обычный человек редко использует больше 5% от возможностей мозга, просто из-за незнания или лени. Но если целенаправленно заниматься, зная тонкости работы этого удивительного органа, можно удивить не только окружающих, но и самого себя.
Originally posted 2018-04-30 07:24:28.
Нейропсихологический подход к школьной неуспеваемости
Нейропсихология определяет процесс обучения, как сложенное звено, которое формируется из мелких звеньев, они связанны между собой и выполняют различные функции. Основным звеном считается то, что «играет» главную роль, остальные – сопутствующую. То есть помогают в достижении главной цели.
Нейропсихологический фактор в процессе обучения и его роль
Нарушение связи между звеньями приводит к тому, что «рушится» вся цепочка и ребенок не понимает, как выполнить задание.
«Рушит» цепочку фактор, тот самый, что мешает ученику усваивать информацию в полной мере. В результате возникает «пробел», восполнить который самостоятельно ребенок не может.
У детей с нарушениями развития отсутствуют причинно-следственные связи, то есть процесс взаимодействия звеньев в цепочке нарушен. В результате чего ученик упорно пытается выполнить задание, но у него ничего не получается. Но не по причине влияния каких-либо факторов, а в результате особого состояния.
Способность выстраивать цепочку из звеньев, в процессе школьного обучения, считается нейропсихологическим фактором, влияющим на успеваемость.
Кинетический
Существует также и кинетический фактор, который определяется последовательностью действий. Взаимосвязь действий, как при формировании пазла или картинки, собранной из нескольких кусочков, последовательность помогает в достижении цели.
В случае несформированности мозговых структур или при наличии определённых заболеваний, цикл движений нарушается. Ребенок не видит между ними взаимосвязи и выполняет действия изолированно, что нарушает цепочку.
Человек не только последователен в движениях, мышлении, но и в речи. Если у ребенка есть определенные проблемы с речевой функцией, то ему нужны:
- Занятия музыкой, игра на инструментах.
- Занятия ритмикой, подвижные игры, танцы.
Речь требует последовательного формирования, она строится от букв к слову, от слов к предложениям. Если в этой последовательности происходят нарушения, то выстроить речь ученик не может. Или делает это, но с определенными нарушениями.
Отставание в речевом развитии сказывается на уровне интеллекта и приводит к тому, что школьник плохо понимает, о чем говорит ему учитель. Возникают трудности, которые и заканчиваются плохой успеваемостью.
Нейропсихологии полагают, что выстроить полноценное общение с таким ребёнком можно, как и добиться от него понимания. На это у учителя уйдет не мало времени.
Цикличность
Сказывается не только способность выстраивать связи, искать причину и следствие, но и общая готовность структур головного мозга к обучению.
Это сложный процесс, происходящий в органе, его связывают с цикличностью. Цикл сна и бодрствования нарушается по различным причинам. Если ребенок плохо спит, его мозг активен в ночные часы, а не в часы обучения, он будет испытывать определенные трудности в школе, усвоении информации.
Снижение концентрации внимания приводит к тому, что мозг не успевает перерабатывать информацию. На фоне нарушения цикличности начинают проявлять себя мозговые дисфункции, ситуация усугубляется.
Но проблемы со сном могут возникать и по иным причинам, они часто обусловлены:
- напряженными отношениями со сверстниками, причем как в школе, так и за ее пределами;
- частыми конфликтными ситуациями в семье, с родителями, братьями или сестрами;
- нестабильным положением ребенка в цепочке взаимоотношений взрослых людей.
Стресс негативным образом сказывается не только на сне, но и на успеваемости ученика. Нередко подобные проблемы возникают и при приеме определенных препаратов. Чаще речь идет о стимуляторах, ноотропах.
Интуиция в процессе обучения
Помимо последовательного, существует и одномоментное, то есть интуитивное восприятие информации. Когда ребенок не выстраивает цепочек, не формирует их из звеньев, а просто принимает сведенья в первозданном виде. Как их преподносит учитель.
Суть фактора, заключается в том, что ребенок не видит грани между картинками, которые складываются в общее изображение. Поэтому и воспринимает его целым.
Как взрослый человек воспринимает уже готовую картину, написанную художником, не замечая и не различая каждого мазка кистью по холсту.
По такой схеме школьник воспринимает правила-исключения, усваивает и запоминает их. Ещё таким образом мозг запоминает иностранную речь и усваивает ее.
Когда ученик плохо воспринимает подобную информацию, не усваивает ее, то говорят о нарушении связи между полушариями головного мозга.
Как развить правое полушарие мозга?
Развитие левого полушария мозга
Левая сторона отвечает за логику. Языковые способности, решение логических схем, математические действия, вычисления целых чисел и дробей, учет времени — все это работа левой половины мозга.
Поэтому для повышения успеваемости детей в школе или для улучшения общего развития, мы должны развивать левую часть нашего «компьютера».
Так, как развить левое полушарие мозга? Необходимо выполнять следующее:
- Работайте над развитием логики — изучайте математические алгоритмы, упражняйтесь в логическом мышлении
- Решайте сложные геометрические задачи. Изучение такой науки, как математика, невозможно без хорошо развитого левой половинки нашего мозга
- Разгадывайте ребусы и кроссворды — анализируя действия и составляя слова, левое полушарие работает лучше, чем правое
- Человеку-левше необходимо делать все правой рукой: писать, рисовать, кушать. Необходимо задействовать именно правую сторону тела
- Принимайте витамины для улучшения работы мозга
Развитие правого полушария мозга
Правая сторона мозга занимается обработкой данных, которые поступают от органов чувств. Она позволяет производить синтез имеющихся данных в голове, поэтому человек может решать головоломки и действовать по своим задуманным планам, а не по составленным шаблонам.
Развивая правую половинку, мы воспитываем в себе целостный взгляд на мир и реальность. Как развить правое полушарие мозга? Выполняйте следующее:
- Прослушивайте музыку — это должна быть классическая музыка, а не рок или попса
- Мечтайте, медитируйте в одиночестве. Лучше выполнять медитацию на берегу моря или в лесу, где происходит соединение с природой
- Рисуйте, пишите стихи, сочиняйте музыку. Любое творчество помогает развитию правой половинки мозга
Для того чтобы правильно развивать мозг ребенка, необходимо обеспечить ему только должный уход.
Психофизиологи много работают над созданием методик гармонизации и развития головного мозга.
Каждое полушарие отвечает за свою руку, поэтому музыканты и пианисты усовершенствуют оба полушарии головного мозга. Ведь они играют на музыкальных инструментах двумя руками, что помогает хорошо развить две половинки головного мозга.
УПРАЖНЕНИЕ: Возьмитесь левой рукой за кончик носа, а правой за мочку левого уха. Затем опустите руки, и сделайте хлопок в ладоши. Поменяйте руки, и повторите упражнение
УПРАЖНЕНИЕ: Возьмите лист бумаги обеими руками и помашите им, задействуя не только кисти, но и локти, и плечи
УПРАЖНЕНИЕ: Левую руку положите на правое плечо, поверните голову в эту сторону, сосредоточив взгляд на каком-либо предмете. Медленно поверните голову в сторону левого плеча, и взгляните через него. Повторите упражнение, переложив правую руку на левое плечо
УПРАЖНЕНИЕ: Напишите на бумаге слова разными цветами. Максимально быстро повторяйте их, и без запинки
Упражнение для развития мозга
В развитии мозга помогают шахматы, шашки, головоломки, кубик Рубика, ребусы и кроссворды.
Японский целитель Кацудзо Ниши создал систему упражнений для оздоровления организма. Это производится через тренировку капилляров.
Гимнастика для сосудов головного мозга Ниши:
- Самое простое упражнение для улучшения состояния капилляров и циркуляции крови называется «Вибрация». Утром, не поднимаясь с постели, поднимите кверху ноги и руки и потрусите ими 2 минуты. Этот своеобразный массаж капилляров помогает также перераспределить лимфатическую жидкость, что позволяет очистить организм от шлаков
- Упражнение «Золотая Рыбка». Лежа на ровной поверхности, положите руки под шею, на уровне четвертого шейного позвонка. Подтяните к себе носки ног. Сильно напрягитесь и воспроизводите вибрирующие движения всем телом, ка рыбка
Такие упражнения помогают уменьшить тонус нервной системы, и поднять тонус сосудов. Во всем теле начинается активное кровообращение, сосуды активно работают и укрепляются.
Примеры упражнений для развития мозга
Нейрогимнастика для детей (комплекс упражнений подбирается с учетом умственных способностей ребенка) создана, чтобы обеспечить качественное развитие ЦНС.
Для каждой возрастной категории существует свой комплекс занятий по развитию головного мозга.
Для детей 4-5 лет
Для детей возрастом от 4 до 5 лет необходимо обеспечивать самую простую нейрогимнастическую нагрузку.
Данный вид тренировки для мозга проводится следующим образом:
По команде родителя ребенок сжимает руку в кулак.
Затем ребенок поворачивает руку в кисти и разжимает кулак так, чтобы ладонь была повернута вверх.
После этого ребенок еще раз поворачивает верхнюю конечность в кисти, ставя ладонь на ребро.
Данное занятие проходит с соблюдением следующего алгоритма действий:
Ребенок принимает положение стоя.
Затем наклоняет голову в бок, касаясь ухом поверхности плеча.
После этого указательным пальцем руки ребенок должен нарисовать в воздухе слона или любимого животного.
Во время выполнения данного упражнения ребенку необходимо следить глазами за кончиком пальца. Продолжительность занятия составляет 1-2 мин. для каждой руки.
Данное упражнение выполняется следующим образом:
Необходимо занять положение, стоя или сидя.
После этого ребенок кладет правую руку на поверхность тела ниже левой ключицы.
Левая рука фиксируется на животе в области пупка.
Аналогичные действия выполняются в области правой ключицы.
Для достижения положительного эффекта тренировки мозга достаточно выполнять по 10 повторений данного упражнения.
Для детей 5-6 лет
Детям возрастом от 5 до 6 лет рекомендуется выполнять более сложные упражнения, которые активируют большее количество центров мозга.
Занять положение стоя.
Ребенок делает шаг, поднимая правое колено вверх, а затем одновременно касается его поверхности ладонью левой руки.
После этого поднимается левое колено, а к его поверхности прислоняется ладонь правой руки
Данные действия повторяются по 10-15 раз
Очень важно следить за тем, чтобы ребенок делал упражнение правильно, а также не запутался в движениях
Для выполнения этого упражнения потребуются лыжные палки или другие предметы, которые их имитируют.
Тренировка проходит следующим образом:
Данное упражнение необходимо повторять по 15 раз ежедневно. Усложнение тренировки происходит путем ускорения выполняемых движений.
Данное упражнение направлено на улучшение функций опорно-двигательного аппарата ребенка, его координации движений и ориентирования в пространстве.
Этот вид тренировки проходит следующим образом:
Необходимо занять положение стоя.
Ребенок делает шаг правой ногой.
Затем поджимает левую ногу назад и касается ее пятки кончиком указательного пальца правой руки.
После этого делается шаг левой ногой, выполняются аналогичные действия пальцами левой руки.
Для детей 6-8 лет
Для детей возрастом от 6 до 8 лет процесс тренировки центров головного мозга предусматривает использование расширенного комплекса упражнений.
Для выполнения этого упражнения нейрогимнастики необходимо соблюдать правила:
Ребенок поочередно шагает правой и левой ногой.
С каждым шагом ребенок проговаривает по несколько слов стихотворения, заученного наизусть.
Данное упражнение выполняется по 15 раз ежедневно. Во время тренировки можно использовать разные стихотворения, которые разучиваются с ребенком до начала занятий.
Данное занятие проходит следующим образом:
Необходимо занять положение, стоя или сидя.
Ребенок выпрямляет обе руки в локтях, вытягивая их перед собой.
Затем указательными пальцами верхних конечностей необходимо синхронно рисовать в воздухе различные геометрические фигуры.
Это упражнение следует повторять по 10 раз ежедневно. Средняя продолжительность тренировки от 5 до 7 мин.
Данное упражнение направлено на развитие памяти, координации движений, внимательности и способности фокусироваться на одном предмете окружающей среды.
Тренировочный процесс проходит следующим образом:
Ребенок занимает положение сидя.
Затем на большой палец правой руки надевают пальчиковую игрушку.
После этого игрушку надевают на палец левой руки для выполнения аналогичных действий.
Для каждой верхней конечности потребуется сделать не менее 15 повторений. При этом все движения большим пальцем руки должны быть плавными и неспешными.
Упражнения для развития левого полушария у взрослых
Эти занятия и упражнения можно выполнять в любом возрасте. Некоторые из них подойдут не только взрослым и подросткам, но также будут интересны и младшим школьникам.
Нейрогимнастика
Ученые-нейрофизиологи пришли к выводу о том, что определенные движения тела оказывают влияние на состояние мозга. Американские исследователи Гейл и Пойл Деннисон разработали целую методику интеллектуального развития, которую назвали нейрогимнастикой.
Она представляет собой набор простых физических упражнений, которые помогают развивать мозг. Польза гимнастики:
синхронизирует работу обоих полушарий между собой;
оказывает благоприятное воздействие на нервную систему;
развивает память, внимание, мелкую моторику;
улучшает восприятие новой информации.
Предлагаю посмотреть 10-минутный ролик, на котором руководитель Центра развития “Орфей” Татьяна Гринчук доступно показывает, что и как нужно делать.
Логические задачи
Поскольку левое полушарие мозга традиционно связывают с логикой, развить его можно с помощью занятий, прокачивающих именно эту сторону мышления. Вам поможет:
- решение математических задач и головоломок разной степени сложности;
- разгадывание загадок, кроссвордов, сканвордов, судоку, шарад, ребусов;
- игра в шахматы, шашки, нарды;
- собирание кубика Рубика;
- интеллектуальные карточные игры, например, Мафия, Покер, Пасьянс;
- изучение иностранных языков;
- коллективные логические игры, например, Монополия, Самый умный, игра “Что? Где? Когда?” и др.;
- посещение квизов, прохождение квест-комнат.
Сейчас есть множество мобильных приложений с логическими играми на любой вкус. Скачивайте и заполняйте полезными занятиями время в общественном транспорте, в очереди на кассе и т. д. Также есть сайты с онлайн-головоломками, например, Mines.zone, ЛогикЛайк.
Кроме того, развитию логического мышления способствует решение задач с помощью кругов Эйлера. О том, что это такое и как это делать, предлагаю посмотреть в небольшом видеоролике.
Устный счет
Развить концентрацию внимания и улучшить работу левого полушария поможет устный счет. Придумывайте примеры с двузначными или трехзначными числами и вычисляйте их в уме. Можно также находить математические задачи и решать их без использования калькулятора и бумаги.
Майнд-карты
Наверняка в каком-нибудь детективном сериале вы видели настенную доску с материалами дела, на которой наклеены фото, записки и прочие вещи, соединенные между собой нитями.
Такая доска называется интеллект-картой, или майнд-картой. Простыми словами, это мысли, упорядоченные в виде графической схемы. С помощью таких карт можно планировать распорядок дня или путешествия, систематизировать знания в процессе обучения, генерировать новые идеи или фиксировать главные мысли, прочитанные в книге.
Используйте как можно чаще такие карты, чтобы структурировать свои мысли и тем самым прокачивать логическое мышление. Кстати, на блоге мы собрали для вас лучшие онлайн-сервисы для создания ментальных карт. Переходите, выбирайте и пользуйтесь!
Последние новости центра
-
158
28.11.2023
Повышении цен с января 2024 года
Уважаемые родители,
Сообщаем вам о предстоящем повышении цен на наши услуги с 1…
-
105
28.11.2023
Праздничные дни в новогодний период
Уважаемые родители,
Сообщаем вам, что с 31 декабря по 7 января наш центр будет …
-
336
28.09.2023
Проведение технических работ
Уважаемые клиенты!
Сообщаем вам о временном закрытии нашего центра с 30 сентябр…
-
344
14.09.2023
Ведется запись на онлайн-диагностику
Новая услуга центра
Ведется запись на онлайн-диагностику к ведущему логопеду и …
-
792
25.05.2023
Обновленные правила центра
Уважаемые посетители центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной, ин…
-
664
27.04.2023
Открытие нового центра в Москве!
Уважаемые родители и посетители центра, информируем вас о скором открытие нового…
-
433
27.04.2023
График работы центра в майские праздники
Уважаемые родители и посетители центра, информируем вас о графике работы центра …
Асинхронная гимнастика
Эти упражнения можно делать, когда захочется. На работе или на отдыхе. Особенно они эффективны перед принятием какого-либо решения или для того, чтобы увидеть ситуацию с другой стороны.
Кстати, когда я нахожусь в компании маленьких детей, они с огромным удовольствием повторяют за мной упражнения и сразу же забывают о компьютерных играх и мобильных телефонах.
1. Новое место. Сходите в какое-то новое место. Это может быть кинотеатр в новом районе города. Или новый торговый центр
Обращайте внимание на детали интерьера, запахи, фигуры или звуки
2. На ощупь. Постарайтесь пройтись по своей квартире с закрытыми глазами, стараясь вспомнить все предметы по пути. Это позволит вам воспроизводить все в образах.
3. День левой руки. Делайте весь день дела с помощью нерабочей руки. Порежьте хлеб, откройте дверь левой рукой (для правшей), рассчитывайтесь в магазине другой рукой и т.д
Посмотрите, как сложно делать что-то, акцентируя на этом внимание
4. Новая дорога к дому. Чаще всего вы ходите домой по одному пути. Постарайтесь что-то изменить в своем маршруте. Выйдите на пару остановок раньше и пройдитесь пешком
Обратите внимание на то, что вас окружает. Вы с удивлением обнаружите много нового и интересного
А самое главное, отвлечетесь от привычных мыслей: что завтра делать, что сегодня готовить и т.д.
5. Зеркальное рисование. Положите на стол чистый лист бумаги, возьмите по карандашу в каждую руку. Рисуйте одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения вы почувствуете расслабление глаз и рук, потому что при одновременной работе обоих полушарий улучшается эффективность работы всего мозга.
6. Метод Цицерона. Этот метод можно применить для запоминания списков. Например, вы идете в магазин. Список брать не хотите. С закрытыми глазами представьте ваш путь из спальни в кухню. Начиная от спальни, расставляйте предметы, которые надо купить. На кухонном окне вы размещаете последний предмет из списка. Через пять минут желательно возобновить список в виде образов. Так же можно запоминать план доклада, чтобы не перескакивать с темы на тему.
7. Алфавит. Эту программу можно найти в Интернете. Ее смысл заключается в том, что на экране перед вами появляются две буквы с промежутком в несколько секунд. Верхнюю букву нужно произнести вслух, а нижняя обозначает, какую руку одновременно нужно поднять.
В первый раз могут возникнуть легкая головная боль или головокружение. Поэтому, чтобы было комфортно, вы можете упражняться ежедневно, постепенно увеличивая нагрузку до максимально рекомендуемой.
Моя знакомая делает такую гимнастику перед принятием решения или перед встречей с партнерами. Ответы приходят быстрее, и начинаешь лучше чувствовать людей и ситуацию.
Способов научиться быстро переключаться с левого на правое полушарие мозга (и наоборот) достаточно много
Важно понимать, для чего это вам нужно. Это такая же зарядка, как и физическая
Если перестать ее делать, мышцы вернутся в первоначальное расслабленное состояние. Хотя такая тренировка похожа на езду на велосипеде. Стоит один раз в детстве научиться ездить, и даже через десять лет тело вспомнит все, что нужно.