Откажитесь от ярлыка «непослушный»
Общение и хорошее поведение — это две стороны одной медали. Стоит ли ждать, что дети захотят сотрудничать и выполнять наши просьбы, если мы постоянно придираемся к ним. Иногда мы говорим детям то, чего никогда не сказали бы друзьям: «Ты с ума сошел!», «Хватит ныть!», «Как с тобой трудно!», «Вот ты странный!» и, конечно, «Ты такой НЕПОСЛУШНЫЙ!».
Наши комментарии по поводу детей или обращенные к ним слова могут остаться с ними навсегда. Они способны вызвать чувства стыда, смущения и вины. Все эти чувства проникают в самую глубь детского сердца. Часто мы даже не осознаём, что делаем. Но мозг ребенка все фиксирует и запоминает. Как мы уже знаем, это может стать причиной внезапного всплеска чувств, с которыми трудно будет справиться.
«Легче помочь детям стать сильными, чем исправлять сломленных взрослых».
Фредерик ДУГЛАС, американский социальный реформатор
Психологи знают, что все мы склонны к негативу. Люди часто концентрируются на отрицательной информации, а позитивная может ускользать от внимания. Вот почему мы чаще вспоминаем оскорбления, а не комплименты. Мудрые родители это учитывают.
Представьте: партнер или закадычный друг весь день твердит, что вы сумасшедший или сложный. А если он постоянно вас одергивает и называет все ваши дела глупой затеей? А еще ответьте, как воспитывали вас самих? Что вам больше запомнилось: общение с родителями в позитивном ключе или негативном?
«Стыдные» ярлыки пристают намертво и тяжело ранят.
Получено 3 совета от психологов
16
Хороший ответ
4
Сыну 6 лет, он не говорит в садике вообще (1 ответ)
Здравствуйте, Марина.
В Вашем письме нет очень для меня важной информации- сколько времени девочка ходит в садик. Если предположить, что Ваша внучка пошла в садик недавно, то возможно, что у неё ещё не закончился период адаптации
Тогда мне нужно знать- когда она пошла в садик, как ведёт себя с этого момента- не нарушен ли аппетит, сон, не появились ли какие-нибудь страхи, энурез, не стала ли внучка более «нервной», не плачет ли по пустякам…много разных вопросов, которые могли бы сделать предположение- почему ребёнок не разговаривает в саду.
Также очень важно , С КЕМ она не разговаривает- со всеми педагогами или с одним, играет ли с детьми, выполняет ли задания на занятиях или нет. Общается ли она с воспитателем в присутствии мамы или бабушки или вообще никогда
Также важно, были ли когда- нибудь такие случаи, когда девочка уже отказывалась с кем-либо общаться. Хочу сказать, Вам, Марина, что описанный Вами случай вызывает у меня определённую тревогу, ибо я сталкивалась с детьми, страдающими избирательным мутизмом — симптоматика при этом примерно такая же
А это вобщем- то психиатрический диагноз и если это так- чем раньше Вы обратитесь к доктору, тем лучше. Обычно в таких случаях ( у меня в практике такое было 2 раза) я веду ребёнка совместно с психиатром. Со стороны невролога может и не быть никакой патологии, этот специалист занимается функциями нервной системы и рефлексами, а не психикой и поведением. Поэтому если доктор- то именно психиатр. И обязательно детский. При ведении таких детей я беру на себя функцию игровой терапии, опосредованной социализации ребёнка, а доктор- медикаментозной поддержки и оценки рисков. Важно, чтобы доктор, психолог и родители действовали согласовано. Сразу скажу- терапия бывает обычно довольно длительной. Но если её не проводить ( я говорю о мутизме), то симптоматика со временем может углубляться и расширяться. Например, в зону отчуждения без особых видимых причин могут попасть родственники, учитель, другие нужные ребёнку люди. И если воспитатель как-то может справиться с ситуацией , то в школе это как правило перевод на домашнее обучение ( что не улучшает социализированности ребёнка и лишает его очень важных контактов со сверстниками)
Хочу сказать, Вам, Марина, что описанный Вами случай вызывает у меня определённую тревогу, ибо я сталкивалась с детьми, страдающими избирательным мутизмом — симптоматика при этом примерно такая же. А это вобщем- то психиатрический диагноз и если это так- чем раньше Вы обратитесь к доктору, тем лучше. Обычно в таких случаях ( у меня в практике такое было 2 раза) я веду ребёнка совместно с психиатром. Со стороны невролога может и не быть никакой патологии, этот специалист занимается функциями нервной системы и рефлексами, а не психикой и поведением. Поэтому если доктор- то именно психиатр. И обязательно детский. При ведении таких детей я беру на себя функцию игровой терапии, опосредованной социализации ребёнка, а доктор- медикаментозной поддержки и оценки рисков
Важно, чтобы доктор, психолог и родители действовали согласовано. Сразу скажу- терапия бывает обычно довольно длительной
Но если её не проводить ( я говорю о мутизме), то симптоматика со временем может углубляться и расширяться. Например, в зону отчуждения без особых видимых причин могут попасть родственники, учитель, другие нужные ребёнку люди. И если воспитатель как-то может справиться с ситуацией , то в школе это как правило перевод на домашнее обучение ( что не улучшает социализированности ребёнка и лишает его очень важных контактов со сверстниками).
А воспитатель , я думаю, и правда здесь может быть ни при чём.
Если у Вас есть возможность- приходите ко мне на очную консультацию.
Побединская Ирина, Спб.
21
Хороший ответ
17
Ребенок не разговаривает в садике (2 ответа)
Здравствуйте,Марина!Прежде всего хочу сказать ,что у малышки сейчас проходит кризис трех лет.Прочитайте эту статью:-Эти ужасные и прекра…
Еще могу посоветовать книгу Ю.Гиппенрейтер «Общаться с детьми .Как?» Там много практических советов для родителей.
Марина! Если дома с девочкой все в порядке,то,возможно,стОит подождать определенного периода адаптации к садику.Не стОит делать поспешных выводов.Попробуйте договориться с воспитателем,психологом и действовать вместе.Любви Вам и спокойствия.
Если нужна будет помощь и желание разобраться- обращайтесь за консультацией. Можно работать и по скайпу. Буду рада помочь.
Психолог Никулина Марина,г.Санкт-Петербург.Консультации очно,скайп
17
Хороший ответ
2
Причины отставания в развитии
Отставания в психическом и физическом развитии могут иметь несколько причин:
- Во-первых, это неправильный педагогический подход. Здесь отклонения от нормы зависят не от работы мозга и физических особенностей, а заключаются в недостатке воспитания или неправильном поведении родителей/педагогов в этом процессе. Эта проблема легко устраняется при регулярных занятиях с педагогом, который сможет подобрать правильный подход к ребенку. Со стороны родителей требуется уделять своему ребенку больше внимания, мотивировать его к учебной деятельности, восхвалять любые достижения ребенка, поощрять его к умственной деятельности.
- Во-вторых, к отставанию ребенка в развитии могут привести и биологические факторы. К ним можно отнести нарушения в работе организма, употребление алкоголя, курение, инфекционные заболевания матери во время беременности, родовые травмы, перенесенные инфекционные заболевания в младенчестве, наследственность, проблемы в работе эндокринной системы, гормональный сбой.
- В-третьих, не стоит забывать и о социальных факторах. Тотальный контроль со стороны родителей, недостаток внимания, нехватка общения, агрессивные взаимоотношения и насилие в семье, психические травмы, перенесенные в раннем возрасте, могут повлечь за собой серьезные отклонения в развитии ребенка.
Как правильно завершить конфликт, сложившийся в ходе непослушания ребенка
У каждого малыша после проявления непослушания остаётся чувство того, что он плохой.
Ваша задача убрать это ощущение.
Ребенок всегда должен себя чувствовать хорошим, любимым и нужным.
У вас должен быть ритуал примирения:
- Протяните свою руку малышу и скажите: “Давай мириться”;
- Это может быть “Мирись, мирись и больше не дерись”;
- Обязательно обнимите, поцелуйте и скажите, что любите его при любых обстоятельствах.
Так вы дадите понять малышу, что знаете, почему это произошло и что это нормально, понимаете, что ребенок жалеет о непослушании и постарается больше себя так не вести.
Главное, к чему вы должны прийти в конфликтной ситуации, сложившейся из-за того что ребенок в 3 года не слушается – это здоровый компромисс.
- Вам нужно дать понять малышу, что у вас тоже есть свои желания и вы прекрасно понимаете то, что хочет он;
- Вам нужно показать ребенку, что вместе с ним вы можете всегда найти способ, как разрешить ситуацию так, чтобы при этом было хорошо и вам и ему.
И, конечно же, любовь и терпение – это должно оставаться главным девизом для вас при любых обстоятельствах!
- Как объяснить ребенку, что нельзя?
- Медлительный ребенок
- Как не кричать на ребенка?
На что не стоит реагировать родителям.
Никогда не нужно обращать внимание на реплики и замечания посторонних людей или родных. Во время того, как вы пытаетесь разобраться с вашим бушующим ребенком, вы можете услышать: “Ужасное поведение
Как так можно было допустить это?” или “Ну конечно, ничего удивительного, ты же так балуешь его.”
Во время того, как вы пытаетесь разобраться с вашим бушующим ребенком, вы можете услышать: “Ужасное поведение. Как так можно было допустить это?” или “Ну конечно, ничего удивительного, ты же так балуешь его.”
Помните! Так могут говорить только те люди, которые не только не имеют ни малейшего представления о возрастных изменениях и не интересуются этим. Они не понимают, что это нормально. Либо те люди, у кого нет собственных детей.
Задержка психоречевого развития у детей
Задержка психоречевого развития у детей – это состояние, при котором ребенок отстает в развитии речи и коммуникативных навыков по сравнению со своими сверстниками. Это может проявляться в отсутствии или ограниченности репертуара речевых навыков, затруднениях в понимании и использовании языка, а также в сложностях в общении с окружающими.
Причины задержки психоречевого развития могут быть разнообразными. Одной из основных причин является генетическая предрасположенность. Некоторые дети могут иметь нарушения в структуре мозга или нервной системе, что приводит к ограничению речевых возможностей. Также факторами риска могут быть преждевременная рождаемость, недоношенность, травмы при родах или в раннем детстве, а также неблагоприятные социально-экономические условия.
Симптомы задержки психоречевого развития у детей могут проявляться различными способами. Ребенок может не начинать говорить вовремя, иметь ограниченный словарный запас, трудности в произношении звуков, понимании и использовании грамматических правил. Также дети с задержкой психоречевого развития могут испытывать затруднения в общении, проявлять поведенческие проблемы или иметь трудности в усвоении академических навыков.
Для помощи детям с задержкой психоречевого развития необходимо проводить специализированное логопедическое и психологическое вмешательство
Важно раннее выявление проблемы и назначение индивидуального плана реабилитации. Логопедические занятия должны быть систематичными и ориентированы на развитие не только речи, но и других коммуникативных навыков
Важную роль играют также родители, которые могут поддерживать и стимулировать речевое развитие ребенка в повседневной жизни.
Выводящая таблица:
ПроблемыПричины
Отсутствие или ограниченность репертуара речевых навыков | Генетическая предрасположенность, нарушения структуры мозга или нервной системы |
Затруднения в понимании и использовании языка | Преждевременная рождаемость, недоношенность, травмы при родах или в раннем детстве, неблагоприятные социально-экономические условия |
Трудности в общении с окружающими |
Чтобы помочь детям с задержкой психоречевого развития, необходимо обращаться за помощью к специалистам и следовать их рекомендациям. Своевременное вмешательство и поддержка окружающих могут существенно повлиять на развитие речи и коммуникативных навыков у детей.
Лечение ЗРР посредством упражнений.
Диагностика задержки психоречевого развития
Диагностика задержки психоречевого развития у детей является важным этапом, позволяющим определить наличие проблем и начать своевременное лечение. Для проведения диагностики используются различные методы и инструменты, позволяющие оценить различные аспекты речевого развития ребенка.
Анамнез
Первым шагом в диагностике задержки психоречевого развития является сбор анамнеза. Врач беседует с родителями, задает вопросы о развитии ребенка, выясняет наличие факторов риска (например, преждевременное рождение, наследственность и др.), а также уточняет информацию о симптомах и проблемах, которые замечаются у ребенка.
Наблюдение
Одним из важных методов диагностики является наблюдение за ребенком в различных ситуациях. Врач наблюдает, как ребенок взаимодействует с окружающими, как использует жесты, мимику, как понимает и выполняет инструкции
Также врач обращает внимание на особенности произношения ребенка и его способность передвигаться в пространстве
Тестирование
Для более точной оценки уровня развития психоречевых навыков ребенка используются специальные тесты. Эти тесты могут включать задания на понимание речи, произношение звуков, словарный запас и другие аспекты речевого развития. Результаты тестирования позволяют определить уровень развития ребенка и выявить наличие задержки.
Консультация специалистов
При диагностике задержки психоречевого развития важно обратиться к специалистам, таким как детский психолог, дефектолог, логопед. Они могут провести дополнительные исследования и оценить различные аспекты развития ребенка
Консультация специалистов поможет определить подходящие методы реабилитации и разработать индивидуальную программу помощи ребенку.
Влияние окружающей среды на развитие речи у детей
Окружающая среда играет важную роль в развитии речи у детей. Она может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на развитие коммуникативных навыков ребенка. Среда, в которой ребенок вырастает и взаимодействует с другими людьми, может определять его уровень речевого развития.
Положительное влияние:
- Богатый языковой опыт: Если ребенок окружен разнообразной речью и имеет возможность слышать и использовать различные слова и фразы, это способствует развитию его словарного запаса и грамматических навыков.
- Качество коммуникации: Когда родители и другие близкие люди внимательно слушают ребенка, выражают интерес и поддержку, это способствует формированию уверенности в себе и мотивации к развитию речи.
- Игра и чтение: Игра и чтение книг с ребенком не только развивают его воображение, но и способствуют развитию речи. Во время игры ребенок учится использовать слова для выражения своих мыслей и желаний, а чтение книг расширяет его словарный запас и способность понимать различные концепции.
Отрицательное влияние:
- Ограниченный языковой опыт: Если ребенок ограничен в возможностях слышать разнообразную речь или взаимодействовать с другими людьми, его речевое развитие может быть замедлено. Недостаток языкового опыта может привести к ограниченному словарному запасу и недостаточному развитию грамматических навыков.
- Негативное отношение к речи: Если родители или другие люди в окружении ребенка критикуют его речь или не оказывают должной поддержки, это может привести к формированию негативного отношения к речи и снижению мотивации к ее развитию.
- Недостаток игры и чтения: Если ребенку не предоставляются возможности для игры и чтения книг, его речевое развитие может быть заторможено. Во время игры и чтения книг дети могут практиковать использование слов и развивать свои лексические и грамматические навыки.
В целом, окружающая среда имеет значительное влияние на развитие речи у детей. Предоставление ребенку богатого языкового опыта, качественной коммуникации, возможностей для игры и чтения книг является важным аспектом поддержки его речевого развития. Родители и другие близкие люди в семье и обществе играют ключевую роль в создании благоприятной среды, которая стимулирует развитие речи у детей.
Что делать, если ребенку поставили ОНР первой степени?
Мы дали Роминой маме 10 основных рекомендации, как можно развивать речь ребенка в домашних условиях. Первые четыре касаются общения, а следующие шесть – работы по развитию речи:
1. Следите за своей речью
Не сюсюкайте с ребенком, четко проговаривайте слова, фразы, предложения. Следите за темпом – говорите не слишком быстро и не слишком медленно. Дети всегда берут пример с родителей.
2. Не используйте сложные слова при разговоре с ребенком
Фразы должны быть простыми и понятными. Если, например, вы читаете книгу, где попадаются незнакомые слова – останавливайтесь и объясняйте ребенку смысл.
3. Задавайте простые конкретные вопросы и не торопить с ответом
Например: «Ты не замерз?», «Хочешь кушать?», «У тебя что-нибудь болит?» и т. п. На понятные вопросы ребенку будет проще отвечать.
4. Не ругайте за речевые ошибки, а мягко поправляйте
Например, ребенок сказал «пайшоу», а вы аккуратно ему – «Зайка, правильно говорить пошел».
Если в этот момент вокруг есть другие люди, скажите так, чтобы вас никто не слышал. Тогда ребенок не будет смущаться.
5. Развивайте мелкую моторику рук
Позволяйте ребенку самостоятельно одеваться и завязывать шнурки, чаще давайте лепить, разукрашивать, рисовать, собирать мозаики и конструкторы. Чем лучше развита моторика рук ребенка, тем лучше работает мозг, и быстрее нормализуется речь.
7. Развивайте фонематический слух
Фонематический слух помогает быстрому и правильному освоению устной речи через умение слышать и различать звуки. Примеры игр и простых упражнений, как развить фонематический слух ищите здесь.
8. Делайте артикуляционную гимнастику
Такая гимнастика направлена на тренировку всего, что помогает нам говорить: мышцы лица и рта, нос и голос. Развитый артикуляционный аппарат поможет ребенку сразу произносить звуки правильно.
⠀
Сюда относятся такие упражнения как «уточка-трубочка», «заборчик», «лошадка», массаж языка зубной щеткой и т. п. Все эти упражнения вы можете легко найти на YouTube.
9. Контролируйте, сколько времени ребенок проводит в гаджетах
Ребенок должен проводить больше времени в подвижных играх. Например, дома тоже можно попрыгать, поиграть в догонялки, построить домик из стульев, подушек и покрывал.
10. Чаще рассматривайте с ребенком книги и читайте ему вслух
Чтение лучше всего развивает воображение, обогащает словарный запас и улучшает память. Если ребенок с детства будет читать с удовольствием, то у него обязательно будет красивая и грамотная речь.
⠀
На первый взгляд, делать все вышеописанное сложно. Но если вы переведете все упражнения в игру, ваш ребенок будет в восторге.
⠀
Другое дело, если у вас, как и у мамы Ромы, совсем нет на это времени. Именно поэтому мы предложили свою помощь и записали Рому на наш курс «Букварята 43», который ведут педагоги с логопедическим образованием. Чтобы через обучение чтению сначала отработать произношение сложных звуков (С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Р, Л), затем увеличить словарный запас и поэтапно развить его речь.
Спустя 4 месяца обучения Рома уже знает все буквы русского алфавита и потихоньку читает по слогам. Но главное – он начал разговаривать. Конечно, его речь еще не идеальна, но он уже перестал заменять слова непонятными звуками и говорит пока короткими, но четкими фразами: «Мама пойдем», «Я хочу есть», «Давай поиграем» и т. п.
⠀
Впереди еще много работы, поэтому мы не останавливаемся и идем дальше. К школе Рома уже будет разговаривать не хуже других, а еще будет уметь читать и грамотно писать на русском языке.
⠀
Если у вашего ребенка тоже проблемы с речью и вам некогда заниматься с ним дома — попробуйте наши онлайн-уроки. Приходите, проконсультируем, дадим рекомендации, подберем педагога и подходящий курс.
Нашим читателям мы дарим промокод KIDSKEY_BLOG с дополнительными бесплатными уроками*.
KIDSKEY_BLOG
* Чтобы получить дополнительные уроки на ваш счёт, при оплате любого пакета просто укажите промокод KIDSKEY_BLOG в поле “Введите промокод”.
⠀
Причины недоразвития речи в 3 года
Если ребенок не говорит в 3 года, прежде всего, ему нужно проверить слух. Патологии слухового аппарата неизбежно вызывают задержку речевого развития.
К другим причинам отсутствия речи в три года, относятся:
- патологическая беременность и роды;
- заболевания и травмы головного мозга, перенесенные в младенчестве;
- неврологические, хромосомные и психические заболевания — аутизм, детская шизофрения, синдром Дауна, умственная отсталость;
- педагогическая запущенность — обычно встречается в асоциальных семьях, когда ребенок живет в плохих условиях, ему не уделяют должного внимания;
- наследственная предрасположенность — ближайшие родственники ребенка тоже начали поздно разговаривать.
Примеры методик и упражнений
Есть множество методик, упражнений по развитию речи дома
Важно подбирать их в соответствии с возрастом ребенка и цели (то есть что именно вы хотите сформировать или скорректировать)
«Третий лишний»
Цель: формирование навыка обобщения, умения устанавливать связи между предметами, речевое обоснование ответа.
Взрослый показывает картинки с изображением четырех предметов. Нужно определить, какой лишний и объяснить почему. Если возникают затруднения с ответом, взрослый задает наводящие вопросы. Предметы должны быть понятны ребенку.
«Кто это говорит?»
Цель: научить распознавать звукоподражания животным, соотносить взрослого животного и детеныша.
Подберите соответствующий наглядный материал с изображением животных. Спросите, кто там нарисован, попросите изобразить, как это животное разговаривает. Узнайте, как зовут детенышей. Перед проведением задания можете повторить животных.
«Скажи какой»
Цель: научить выделять и называть признаки предмета.
Взрослый показывает изображение предмета и просит назвать основные признаки (цвет, размер, форму, вкус).
«Путаница»
Цель: научить находить ошибки в знакомых явлениях и называть их.
Взрослый показывает картинку с неточностями: красный заяц ест шоколад, медведь летает, рыба живет в дупле и другие похожие изображения. Ребенок должен исправить ошибки и сказать, как должно быть правильно.
Что должен уметь говорить трехлетний ребенок
Норма речевого развития ребенка в этом возрасте включает следующие умения:
- знание имени и фамилии, своего адреса и города, имен родителей и близких родственников;
- активный словарь составляет не менее 250-300 слов;
- употребление не только существительных, но и прилагательных, глаголов, наречий;
- употребление предложений, состоящих из 3-4 слов;
- в целом правильное склонение слов по падежам, временам и числам — могут быть незначительные ошибки;
- простое описание событий или пересказа услышанного, прочитанной взрослым сказки;
- адекватное восприятие речи окружающих, умение вступить в разговор и поддерживать его на своем возрастном уровне.
Каждый ребенок имеет свои особенности темпа развития речи, это не является нарушением нормы, но ее полное отсутствие свидетельствует о наличии патологий, требующих коррекции.
Общие советы
В развитии речи ребёнка важно руководствоваться общим принципом «Не навреди». Нужно помнить, что каждый ребёнок развивается по своей индивидуальной модели и не всегда она подстраивается под описанные этапы развития
Мы рекомендуем придерживаться принципов, применимых в целом ко всему процессу воспитания и развития детей.
- Принцип игровой формы. Для ребёнка дошкольного возраста ведущей деятельностью является игра. Чем интереснее построено занятие, тем более вовлечённым в него будет малыш. Не принуждайте играть. Вместо этого заинтересуйте.
- Принцип взаимного диалога. Разговоры с детьми – не пустая трата времени, как может показаться на первый взгляд. Выводите ребёнка на диалог, поддерживайте с ним разговор, рассказывайте и внимательно слушайте. Общение – самый действенный способ научить ребёнка рано говорить.
- Принцип принятия проблемы. Трудно признаться самому себе, что у ребёнка есть какие-либо проблемы. Однако чем раньше вы начнёте работу над ошибками, тем быстрее получите результат. Не бойтесь обратиться к профессионалам, если видите, что самостоятельная работа не приносит плодов.
- Принцип принятия индивидуальности. Ваш ребёнок – уже отдельная личность, даже если он только-только начинает стоять на ногах. Не стоит сравнивать его со сверстниками, которые уже вовсю рассказывают стишки. Вместо критики хвалите каждое достижение вашего ребёнка и тогда он обязательно заговорит.
Роль родителей в развитии речи у детей
Развитие речи у детей начинается с самого раннего возраста, и на этом пути родители играют ключевую роль. Интерактивное общение с ребенком и создание благоприятной речевой среды помогают ему приобрести навыки связной речи, расширить словарный запас и улучшить понимание языка.
Вот несколько способов, которыми родители могут помочь в развитии речи у своего ребенка:
1. Регулярное чтение книг. Чтение разнообразной литературы помогает развивать у ребенка любовь к чтению и расширять его словарный запас
Важно читать не только детские книги, но и разные жанры, чтобы разнообразить речевой опыт ребенка
2. Игры со словами. Игры, связанные с рифмовками, скороговорками, загадками и словесными играми, помогают развивать фонематический слух и улучшают артикуляцию. Такие игры веселы и увлекательны для детей.
3. Общение и диалоги
Важно создавать возможности для общения с ребенком. Разговаривайте с ним на разные темы, задавайте открытые вопросы, показывайте интерес к его рассказам
Слушайте и реагируйте на его слова, чтобы развивать навыки связной речи и понимания смысла.
4. Использование позитивной обратной связи
Важно поощрять и поддерживать ребенка в его речевом развитии. Оценивайте его усилия, выражайте свои положительные эмоции и похвалу
Это поможет ребенку почувствовать уверенность и мотивацию в развитии речи.
5. Речевые упражнения и игры. Существует множество упражнений и игр, которые помогают развивать различные аспекты речи у детей. Например, можно играть в «магазин», где ребенок будет называть продукты и их характеристики. Или можно дать ребенку задание составить рассказ по картинке. Такие упражнения помогают развивать лексические и грамматические навыки ребенка.
Родители могут сыграть важную роль в развитии речи у своих детей. Создание благоприятной речевой среды, общение и игры со словами помогут ребенку улучшить свои речевые навыки и расширить словарный запас
Важно помнить, что каждый ребенок развивается в своем темпе, поэтому необходимо быть терпеливым и поддерживать его на пути к развитию речи
Куда обращаться?
Многие родители думают, что, если ребенок плохо говорит в 3 года, то нужно обращаться к логопеду. Но стоит понимать, что врачи такой специализации обучают детей повторять различные звуки, правильно говорить. Чтобы избавиться от проблемы, надо выяснить ее генез.
Определить причину ЗРР помогают такие виды обследований:
- денверский тест;
- МРТ;
- тест Бейли;
- ЭХО-ЭГ.
Проанализировав результаты обследования, педиатр поставит предварительный диагноз и направит к узкому специалисту.
Лечением ЗРР занимаются такие доктора:
- логопед;
- дефектолог (занимается речевым развитием детей с физическими и психическими отклонениями);
- невролог (специализируется на устранении патологий головного мозга);
- ЛОР (занимается лечением заболеваний органов слуха);
- психолог (помогает развить мелкую моторику, улучшить память, справиться с психологической травмой).
Логопеды постановкой диагноза не занимаются. Родителям необходимо обратиться к педиатру местной поликлиники. Врач изучит анамнез ребенка, направит его на прохождение диагностических процедур.
Особенности общения с 2-4-летним ребенком
В общении с ребенком 2, 3 и 4 лет очень сложно найти общий язык. Самые частые фразы таких малышей: «Я сам!», «Не буду!», «Не трожь!» Другая особенность этого возраста — делать все с точностью до наоборот.
2-4-летки активно включаются в социальную жизнь, с удовольствием играют со сверстниками, общаются с родственниками и мнят себя неприкасаемыми «божествами».
В этот же период у ребенка напрочь отсутствует инстинкт самосохранения. Все это нельзя не учитывать при общении с детьми 2-4 лет. И каким бы ни казался трудным этот возраст для взаимодействия, это наиболее удобный период для начала воспитания у ребенка нравственных категорий и личностной стойкости.
Не секрет, что малыша сложно научить делиться своими игрушками, а чужие игры ему интересны больше своих. В этом возрасте можно отдавать ребенка в развивающие кружки для малышей или устраивать у себя дома непродолжительные встречи с его сверстниками.
В два-четыре года ребенок начинает примерять на себя различные социальные роли. Он может часами играть в доктора, прослушивая ритм сердца у кукол или ставя градусник родителям, и тут же начнет истерику, если взрослые сменят предмет игры без его согласия. И не учитывать эти особенности при общении с ребенком не допустимо.
Нормы развития речи в 3 года
Что должен говорить трёхлетний ребёнок?
В 3 года дети должны уметь говорить слова полностью, не глотать окончания, не переставлять слоги, строить и произносить короткие предложения, их речь понятна для окружающих.
Что должны уметь 3-летние дети:
- Рассказать немного о себе – имя, пол, возраст.
- Составлять правильное предложение из 3–5 слов, грамматические ошибки вполне допустимы в этом возрасте.
- Составлять уменьшительную форму существительного при помощи суффикса, делать прилагательное из существительного.
- Уметь находить синонимы.
- Объединять предметы, слова по общим признакам.
- Правильно выговаривать практически все звуки, за исключением шипящих, буквы Р, Л.
Трёхлетки могут склонять, свободно оперировать примерно 350 словами, активно выражают потребности, чувства, эмоции. Но даже неговорящий ребёнок в этом возрасте должен уметь совершать 3 последовательных действия.