Почему школа отбивает интерес к чтению

Не заставляйте дочитывать до конца

Если вы видите, что книга «не идет», ребенок то и дело вздыхает, отвлекается, вертится, как уж на сковородке, да и вообще делает все что угодно, лишь бы не переворачивать следующую страницу — пусть закрывает эту книгу. Чтение из-под палки к хорошему не приведет. Никогда не принуждайте ребенка сидеть за неинтересной ему книгой, иначе вы добьетесь ровно противоположного эффекта. Даже взрослым советуют это делать: Игорь Манн использует «тест 50 страниц» — если за 50 прочитанных страниц книга «не цепляет», ее просто надо отложить в сторону. Не говоря уже о детях.

От интересной книги не оторваться! Автор фото: Мария Еремина, — .

Советы психолога: как развить интерес к чтению

Психологи убеждены: мотивация к чтению начинается с пробуждения интереса.  Лучший возраст для пробуждения интереса к чтению  – с рождения.

Чтобы заинтересовать ребёнка чтением, с рождения показывайте ему яркие книжки, можете читать, можете просто рассматривать картинки, но обязательно процесс взаимодействия с книгой должен иметь положительную эмоциональную окраску.

ЧИТАЙТЕ ПО ТЕМЕ:

Имейте в виду, что изучение букв лучше проводить в виде игры. Рисуйте буквы, украшайте нарисованные или вырезанные буквы, играйте с буквами как с предметами – вот буква М пришла к букве У – и вместе  стало МУ. Придумывайте истории,  что же стало дальше с МУ, МО, МА и прочее.

Попробуйте лепить буквы и проговаривать звук,  которые соответствует букве. Составляйте буквы из конструктора, из счётных палочек, из снега – из чего угодно – главное задействовать одновременно тактильный канал, аудиальный и визуальный. Всё это поможет снизить риск возникновения дислексии,  даже если у ребёнка есть логопедические проблемы. 

В том случае, если у ребёнка уже есть дислексия, то данные игры помогут ему повысить узнаваемость букв и снизить напряжение при чтении, а значит и облегчить понимание текста и повысить  интерес к книгам.

Загадывайте букву и ищите её в вывесках, объявлениях – пока едете куда-нибудь

Такие игры повышают не только узнаваемость буквы, но и тренируют внимание и память (нужно постоянно помнить какую букву нужно искать).  С возрастом можно усложнять игры – ищите не буквы, а слоги.. С самыми  маленькими хорошо начинать обучение чтению с наиболее употребительных слогов и слов

Сначала изучаются гласные буквы, а затем,  постепенно,  согласные.

С самыми  маленькими хорошо начинать обучение чтению с наиболее употребительных слогов и слов. Сначала изучаются гласные буквы, а затем,  постепенно,  согласные.

Когда каждая согласная прибавляется к уже изученным гласным, образуя различные слоги, то детям обучаться намного проще, чем заучивать буквы из алфавита  по порядку,  и занятие, вообще, легче построить в игровой форме.

Для детей младшего школьного возраста важную роль начинает играть мотивация. Им уже можно объяснить, для чего нужно изучать буквы, если этого не было сделано ранее. 

Вся мотивация для детей 6-9 лет должна сочетать как внешний фактор положительного  подкрепления, там и рождать чувство внутренней заинтересованности, т.е. нужно не просто  говорить о плюсах чтения, а именно соотносить чтение с получением удовольствия или выгоды для ребенка.

И в результате внешняя мотивация со временем может перерасти во внутреннюю. Это может быть мотивация к лучшему обучению, к тому, что бы узнать что-то новое, к интересному времяпрепровождению, банально чтобы похвастаться, что он прочитал новую книжку.

Когда ваш ребёнок уже умеет читать, пусть даже плохо  – можно переходить к играм на увеличение количества прочитанного.

ЧИТАЙТЕ ПО ТЕМЕ:

Первый совет: дочитываете до самого интересного момента в книге, а потом под разными предлогами не продолжаете чтение. В итоге ребёнку придется самому узнавать, что же случилось дальше.  Данный метод не всегда работает. Если чтение даётся ребенку с трудом, и интерес к книгам недостаточно развит – то читать он не начнёт.

Второй совет: писать ребёнку маленькие записки. Можно от имени сказочного персонажа, с предложением найти подарок или выполнить некое задание для подарка. Можно писать записки от мамы с просьбой о помощи или также с указанием места, где лежит подарок. Превратите записки в игру.

Пишите маленькие забавные истории от лица любимого сказочного героя или истории, что случились с вами.  Текст должен быть коротким, предложения – простыми по построению, слова – понятными ребёнку, шрифт – ярким.

Такие записки необязательно писать на бумаге – вы можете составлять их из букв на магнитиках, например, на холодильнике или на любом другом металлическом предмете. 

Третий совет: просить ребёнка прочитать строчку-предложение, чтобы у вас “отдохнули глазки”, или так: “не могу разобрать, что написано”. Постепенно увеличивайте количество текста.

Четвертый совет: за чтение всегда должно быть положительное подкрепление, ребенка надо обязательно хвалить. Стараться не обращать внимания на ошибки – ребёнок только учится  и это нормально, что он ошибается.

И вообще все занятия с ребёнком должны носить яркую положительную эмоциональную окраску.

В том случае, если ребёнку нужно увеличить скорость чтения, то можно воспользоваться тренажёром по чтению – это помогает наработать навык прочтения сложных звукосочетаний и тем самым увеличить скорость чтения.

Еще несколько советов, как мотивировать подростка к чтению:

  1. Подсовывайте ребенку различные жанры книг, пусть выберет тот, который по душе.
  2. Не заставляйте читать все подряд, соблюдайте золотую середину: если категорически отказывается от чтения всей рекомендованной литературы в школе — научите выходить из положения в таком случае. Например, прочитать хотя бы сокращенный вариант истории. Это же тоже чтение, пусть и 500 страниц, а всего-то 50,уже прогресс. А читает пусть то, что ему реально интересно. Может по душе например фантастика или фэнтези.
  3. Не оставляйте подростка наедине со своими проблемами, даже в выборе книги. Всегда отдавайте предпочтение доверительному разговору, чем кричать, поучать или отмалчиваться.
  4. А вы разобрались в причинах дикого нежелания читать? Может виной всему перенасыщение информацией. Поэтому приходит огромная проблема с выбором, и тут речь не только о книге. Если дело именно в этом, то тут поможет ограничения: если ребенок согласится, ограничить посещение социальных сетей; определиться с темами и областями, которые больше всего по душе; потом и двигаться и читать и изучать все в этих областях. Ведь невозможно быть всезнающими в литературе, и в физике ,и в математике.
  5. Ну и самое главное, что приятно знать подростку, что мир не рухнет, если за лето он прочитает всего 1 книгу, ту самую, о которой будет говорить все лето, а не 100500, о которых забудет сразу же.

Список книг, которые заинтересуют подростка:

  1. «Убить пересмешника» Харпер Ли
  2. «Уличный кот по имени Боб» — книга, написанная Джеймсом Буэном
  3. «Вино из одуванчиков» Рея Бредбери
  4. «Приют» Меделин Ру
  5. «451 градус по фаренгейту» Рэй Бредбери
  6. «Хроники Нарнии» Клайв Стэйплз Льюис
  7. «Прежде чем я упаду» Лорен Оливер
  8. «Таймлесс» Керстин Гир
  9. «Джордж и тайны вселенной» Стивен и Люси Хокинг
  10. «Взгляд кролика» Хайтани Кэндзиро
  11. «Скеллиг» Дэвид Амонд
  12. «Тринадцатая сказка» Диана Сеттерфилд
  13. «Тайна третьей планеты» Кир Булычев
  14. «Рони, дочь разбойника» Астрид Линдгрен
  15. «Полианна» Элинор Портер
  16. «Черная книга секретов» Фиона Э.Хиггинс
  17. «Робинзон Крузо» Даниэль Дефо
  18. «Пикник на обочине» братья Стругацкие
  19. «Зимняя битва» Жан-Клод Мурлева
  20. «Джентльмены и игроки» Джоанн Харрис
  21. «Марсианские хроники» Рэй Брэдбери
  22. «Суббота» Йэн Маккюен
  23. «Книга потерянных вещей» Джон Коннолли
  24. «Король воров» Корнелия Функе
  25. Сью Таусенд «Тайный дневник Адриана Моула».

Почему подростки не читают или читают меньше, чем поколение родителей?

Причины, по которым подростки предпочитают потреблять другие типы контента, вовсе не возрастные и не поколенческие. Дети и взрослые не читают по одним и тем же причинам.

Одним людям читать легко, другим — трудно. Один ребенок начал читать быстро, едва взглянув на алфавит, а другой долго и с трудом учился и при первой возможности предпочтет фильм книге. Это не лень — смотреть фильмы вдумчиво — это время и труд тоже. А на хороший фильм потратишь немало времени, а осмыслить просмотренное ничуть не проще, чем обдумать прочитанное. Просто кому-то объективно чтение дается труднее, чем остальным людям. И тогда человек при первой же возможности меняет книгу на что-то другое.

Как работает мозг при чтении

Для того, чтобы прочитать и понять текст, мозгу нужно сделать довольно сложную операцию. Нужно расшифровать эти странные знаки, из которого сделан текст, и соотнести их с образами и понятиями, а потом сформировать целостное представление о содержании. У тех, кто читает легко и быстро, мозг с этой операцией справляется легко. И не потому, что его лучше учили, не отбили желание и т.п. А потому что у мозга это получается легко.

Ребенок проговаривает текст про себя во время чтения

У тех детей, которые читают с трудом, есть сложности в расшифровке текста. Кто-то должен мысленно озвучить текст, чтобы его понять. Это называется субвокализация, и такие люди могут читать только слово-за-словом. Получается долго и утомительно. Быстро читающие люди так никогда не делают — они ухватывают сразу по полстроки, а то и целые абзацы, и, если их спросят, как они умудряются все это так быстро делать, они не смогут ответить. Ну, смотрит человек в книгу, и ему все понятно.

Ребенку трудно расшифровать буквенные символы и понять текст

Сложности при чтении возникают и у детей-дисграфиков. Им сложно понять смысл слова, потому что, условно говоря, они с трудом расшифровывают всю эту смесь линий. Быстро читающие люди не раскладывают слова на буквы — они узнают их. А вот дисграфикам это сложно — выявить разницу между словами, не поглядев на них долго и пристально.

Подростку трудно понимать текст, потому что у него плохо развита речь

Трудности с чтением могут быть вызваны проблемами с развитием речи в целом. Если человеку дать книгу, в которой много незнакомых слов и сложные синтаксические конструкции, он будет читать медленно и с трудом. Скажем, чтение текстов 18го века и раньше сложно, даже если они набраны с соблюдением современных орфографических и пунктуационных норм. Или например, чтение специальной литературы будет сложно неспециалисту, который не понимает терминов и контекста. Поэтому ребенок с небольшим словарным запасом может отказываться от книг просто потому, что в них много незнакомых слов.

Подросток тревожен и ему не до книги

Читать пассивно не получится — это намного сложней, чем тупить в видео или надеть наушники, в которых играет музыка, но при этом не вслушиваться и не помнить, какие композиции играли. При тревожности воспринимать текст сложно из-за общего снижения ресурсов коры головного мозга. Стресс, усталость, возбудимость — когда они ситуативны, они не дают читать в моменте. Когда этот период затянулся, то человек избегает длинных текстов.

Эти и другие особенности в работе мозга делают чтение затруднительным, поэтому при возможности дети, которым трудно читать, получают информацию другим способом.

Чтение развивает творчество и фантазию

Если вы человек творчества или просто любитель искусства, то книги отлично помогут вам укрепить креативное мышление. Объяснить это очень просто.

Книга — это единственный «инструмент», декодирующий символы в образы. Как музыка рождает образы в нашей голове, так и книги с помощью слов автора рождают наши собственные, неповторимые изображения в голове.

Сколько бы Лев Толстой не описывал пшеничное поле, каждый читатель «увидит» его по-разному. Ни художник, ни фотограф, ни режиссёр не смогут конкурировать с тем множеством образов, которые создает писатель в голове у читателя.

Воображение рождается из памяти человека, поэтому если вы страдаете от недостатка воображения, то книга может стать вашим верным помощником.

Ограничьте использование электроники

Гарри Поттер — любимое чтение подростков: как в переводе, так и в оригинале.Электронные книги выполняют много полезных функций, однако есть несколько преимуществ и у настоящих бумажных книг. Детям нужно дать своим глазам отдохнуть экрана, и лучше делать это почаще. Легко забыть и чтении электронных книг вообще, они неудобны, по сравнению с обычной книгой в твёрдом переплёте. Бумажные книги дают эстетическое наслаждение, тактильные ощущения, которых электроника не даст никогда.

Ограничьте время перед экраном хотя бы на два часа в день, и вы увеличите шансы вашего подростка читать книги. Подростки таким нововведениям сильно сопротивляются; чтобы было проще, подберите сами несколько хороших книг, дайте их подростку и ограничьте время для электроники. Если вы сразу предложите ребёнку интересное дело вместо экрана, возражений будет гораздо меньше.

Чтение развивает критическое мышление

Критическое мышление важно не только для людей творческих профессий, как может показаться на первый взгляд. Оно помогает нам вести диалог, обсуждение, спор, видеть причинно-следственные связи и параллели, принимать решения, избегать ошибок или справляться с ними

Ведь когда ты понимаешь, почему герои ведут себя именно так, осмыслить, почему в жизни люди ведут себя таким же образом, станет гораздо легче. А вы, в свою очередь, будете чувствовать себя спокойней и увереннее

Оно помогает нам вести диалог, обсуждение, спор, видеть причинно-следственные связи и параллели, принимать решения, избегать ошибок или справляться с ними. Ведь когда ты понимаешь, почему герои ведут себя именно так, осмыслить, почему в жизни люди ведут себя таким же образом, станет гораздо легче. А вы, в свою очередь, будете чувствовать себя спокойней и увереннее.

Мало кто обращается к книгам с прямой целью улучшить свое критическое мышление, но это происходит неосознанно. Что интересно, книги могут дать эту осознанность, ведь чтение — это как раз тот способ, позволяющий натренировать мозг на осознанный досуг.

Когнитивный тест CogniFit поможет оценить здоровье

Как уверяют исследователи, интерес к чтению у всех детей возникает в разном возрасте. Кто-то с увлечением сам учит буквы и пробует читать первые слова и книжки в 3-5 лет, а кого-то и в 10 лет невозможно уговорить или заставить прочитать хоть на строчку более, чем это нужно (а иногда ребёнок и вовсе отказывается от прочтения необходимого текста). 

Возникает вопрос: что это – просто лень и нежелание читать или нарушение работы мозга? Прежде всего, если у вас возникли подозрения – покажите ребёнка специалисту – только он может выдать заключение о наличии или отсутствии когнитивных нарушений.

В то же время необходимо помнить также и о том, что при очевидных проблемах с чтением диагноз “дислексия” некорректно ставить ребёнку младше 7 лет.

Существует также и ещё один метод проверить ваше дитя на когнитивные проблемы. Риск присутствия когнитивных нарушений можно определить с помощью нейропсихологических тестов CogniFit (“КогниФит”).

Для этого нужно пройти общий когнитивный онлайн тест CogniFit: с помощью научно разработанной программы быстро и точно оцените здоровье мозга, узнайте его сильные и слабые когнитивные стороны.

Данный тест очень важен, потому что результаты данного нейропсихологического теста помогают определить, являются ли нормальными происходящие у человека когнитивные изменения, или есть подозрение на какое-либо неврологическое расстройство.

При таком обследовании вы получите ваш результат менее, чем за 30-40 минут. CogniFit (“КогниФит”) – самая рекомендуемая и используемая профессионалами программа когнитивного тестирования. Тест рекомендуется взрослым и детям старше 7 лет.

Как привить ребёнку любовь к чтению с рождения

  1. Читайте даже тогда, когда ребёнок ещё не знает букв. Словарный запас начинает формироваться с 10 месяцев, с двух лет дети воспринимают фразы как повествование, а с трёх сами становятся собеседниками. При этом родители часто не читают малышам. «Что толку? Всё равно маленькие не слушают книги!» — говорят они. Но это не совсем так. Фаза активного внимания ребёнка до полутора лет составляет всего порядка четырёх минут, и только к трём годам увеличивается до 20. Но даже в эти мизерные временные отрезки необходимо читать ребёнку, хотя бы короткие стихи и сказки. Так вы посеете в дошколятах семя любви к книгам.

Покажите, как важно уметь читать в реальной жизни. Когда малыш освоил буквы, нужно продемонстрировать ему, что чтение — это увлекательно и полезно

Назидания бессмысленны: читай и вырастешь умным. Превращайте чтение в игру! Например, дайте ребёнку самостоятельно прочитать меню в кафе («Найди, есть ли здесь твой любимый шоколадный кекс») или вывески на домах («Мы придём, когда будем на улице Пушкина»).

Предоставьте детям свободу выбора. Вообразите: мама купила ребёнку новенькую красивую книгу, а он несёт ей зачитанную до дыр «Муху-Цокотуху». Что будет правильным: спрятать уже порядком надоевшую взрослому старую книгу и настоять, чтобы ребёнок посмотрел новую? А может быть снова (пусть и в сто первый раз) прочитать то, что так нравится ребёнку? Вероятно, второе. Страсть к многократному перечитыванию естественна для детей, и обычно к 8 годам проходит сама собой. Если вы возьмёте на себя роль цензора и будете строго фильтровать, что читать, а что не читать ребёнку, вряд ли он вообще будет это делать. Даже когда в подростковом возрасте ребёнок станет зачитываться историями про инопланетян, старайтесь спокойно относиться к его текущим литературным пристрастиям. Ведь в конечном итоге любая книга полезна. Вкусы со временем изменятся, а любовь к чтению останется.   

<<Форма демодоступа>>  

Способы вызывания интереса к чтению

Как убедить подростка, что нужно читать книги

Когда Шерлок сказал, что ему не нужно быть культурным и образованным, но при этом он очевидно умен, сложно доказать, что чтение — необходимо. Лучше привести правдивые аргументы.

Чтение — это критическое мышление и защита от манипуляций

Человеком, который мало читает, легко манипулировать. Картинки, видео, музыка воздействуют на нашу эмоциональную сферу и мы поддаемся чувствам. А текст имеет логику, в которой легко найти изъяны и понять, что нами пытаются манипулировать. Проведите эксперимент: опишите словами логику рекламы, которая нравится ребенку. Например: “Парень нравится девушкам, потому что пользуется этим дезодорантом. Ты тоже будешь нравиться девушкам, если будешь пользоваться этим дезодорантом”. Манипуляция очевидна, и нечитающий человек имеет заведомо более низкий уровень критического мышления, потому что не тренирует его.

Чтение развивает интеллект

Без чтения человек плохо усваивает абстрактные понятия. Когда мы потребляем информацию только органами чувств и не включаем свою вторую сигнальную систему — так великий Иван Павлов назвал способность человека к абстрактному мышлению — мы действительно не намного умней животных. Поговорите с ребенком об интеллекте животных и чем он отличается от человеческого интеллекта.

Чтение — это понимание мира

Шерлок Шерлоком, но в реальности читать — это элитный навык. Посмотрите с ребенком вместе фильм, который ему очень нравится, и позовите в компанию своего знакомого интеллектуала. Так подросток, например, узнает, что в Шреке не только история любви двух некрасивых существ, которые достойны счастья, но еще и шутки про рыцарей круглого стола, отсылки к сказкам братьев Гримм, образы античного мира и средневекового эпоса. Без чтения это сложно увидеть. Так же можно проанализировать буквально все, что ему нравится и дорого. Например, мемы, которые он, как ему кажется, понимает. А в хороших мемах такие многослойные шутки, что уровень понимания нечитающего ребенка — на уровне того, кто в Шреке видит только зеленый цвет.

Чтение и развитие речи — это психологическое благополучие

Попробуйте называть его эмоции и чувства словами, формулировать то, что он чувствует. Ощущение облегчения, которое дает перевод эмоций в слова, сложно переоценить. Дополните это наблюдение тем, что понимать себя и других без чтения книг по психологии довольно сложно. А то это самое понимание останется на уровне “Какой ты сегодня эльф?”

Читающий человек имеет больше шансов сделать карьеру

Посоветуйте ребенку пройти бесплатную профориентацию. Так он поймет, что интересные карьеры, как ни крути, требуют знаний и умения быстро обрабатывать большие объемы информации. Без чтения тут не справишься.

Почему важно поощрять чтение и чтение?

Важно развить вкус к чтению и привыкнуть к чтению, учитывая преимущества чтения для человека. Существенным аспектом чтения является то, что это фундаментальный способ доступа к культуре.

Чтение инструментальным путем позволяет ученикам учиться в школе. Овладение чтением является обязательным требованием, чтобы уметь переносить остальные школьные предметы.

По этой причине во многих исследованиях была обнаружена корреляция между навыками чтения и успеваемостью. Другие исследования связывают успеваемость учащихся и их любовь к чтению, которая измеряется через привычки чтения.

В дополнение ко всему этому есть много других преимуществ, которые дети могут найти в чтении. Чтение — это весело, оно расширяет знания, позволяет вам жить новыми историями, развивает ваше воображение и приближает вас к реальностям, которые вы иначе не могли бы знать..

Чтение — это источник удовольствия, источник воображения, фантазии и знаний, знаний и информации. На самом деле, получение индивидуальных читателей должно быть основной целью образования детей и молодежи, так как это будет одним из фундаментальных знаний на всю оставшуюся жизнь..

Для этого важно сотрудничество и постоянная анимация чтения всего: родителей, учителей и профессоров, контекста, библиотек, средств массовой информации ..

«Привить любовь к классике можно своим примером»

Надежда, автор блога @nadeyachernova

Как вдохновить школьника на чтение? Читать вместе, читать вслух для ребенка, обсуждать. Особенно, если действительно не очень интересная литература. Перемежать с интересными, захватывающими книгами.

Обычно в лучшем случае читают едва половину всего списка (по словам учителей). Это не самоцель, главное — прочесть основные произведения.

Классическая литература написана языком, к которому не привыкли дошкольники (первоначально), а затем и школьники испытывают трудности с чтением

Важно за год-два начинать немного читать классические небольшие произведения, объяснять малоупотребимые слова. В школе вместе читать, договориться, что есть обязательная школьная литература, и литература, читаемая в свое удовольствие

Можно читать параллельно.

Надежда

Привить любовь к классике (а много ли взрослых читают классику, кстати?) можно своим примером в первую очередь, восхищением, цитированием, чтением отрывков вслух, чтением критики для понимания, о чем говорил автор, возможно что-то было зашифровано (как, например, книгу «Мастер и Маргарита» бесполезно читать без критики и понимания, что говорил на самом деле Булгаков)

Что делать, чтобы подросток стал больше читать

Как бы ни фыркал ребенок на книжки, на самом деле, он испытывает стыд, если ему трудно читать. Так устроена наша культура, что подросток может бог знает что постить в инстаграме, но стесняться сказать правду: мне тяжело читать, я плохо понимаю текст. Многие дети готовы поддерживать имидж хулигана, лишь бы скрыть то, что другие назовут “тупостью”. И хуже того, с трудом читающие дети уже в подростковом возрасте искренне считают себя “тупыми”, не хотят учиться и убеждают окружающих, что им это все не нужно и “лень”.

Будьте честны с собой по теме чтения

Много ли вы читаете сами и что предпочтете в свободное время книгу или потупить в киношку? Когда вы последний раз прочли длинный роман? Многие ли ваши ровесники читают книги в свободное время? Люди вообще не так много читают, как говорят о том, что читать надо.

Избегайте избитых аргументов в пользу чтения

Не приводите аргументы, которые легко опровергнуть. Есть типичные фразы, с которыми так легко поспорить, что они ничуть не помогают доказать, что читать — нужно:

  • “Я в твоем возрасте…” — во-первых, недоказуемо, во-вторых, он может уточнить у бабушки с дедушкой.
  • “Ты не добьешься успеха…” — кумиры ребенка навряд ли производят впечатление читающих людей.
  • “Ты не поступишь в вуз…” — ЕГЭ сдают за счет курсов и репетиторов, а не за счет глубокого и вдумчивого чтения. Оно даже мешает, если речь не об олимпиадах.

Выясните, почему ему трудно много читать

Поговорите с подростком о том, как они читает. Вспомните с ним вместе, был ли у него период, когда он читал много и с удовольствием. Если был, то проблема не в сложностях с самой операцией дешифровки печатного текста — это решить проще.

Если же такого период не было, спросите подростка, хотел бы он научиться читать быстрее и лучше понимать текст. Вы удивитесь, но в спокойном разговоре, когда подростка не осуждают, он принимает помощь, чтобы избавиться от этой постыдной в его картине мира проблемы. Помогите ему найти курсы скорочтения, где дают методики специально для разных типов затруднений.

«Оставьте право не читать»

Оля Королевич, автор блога @o_korolevich

У меня двое детей: Матвею почти 12 лет, Марте — 3 года. «Школьники не читают» — это очень распространенный миф. Да, есть дети, которые не сидят с книжками, но они читают блоги, тематические сайты и посты в соцсетях. Школьники имеют право не читать, это не сделает их жизнь хуже

А если вам важно, чтобы ребенок был знаком с произведениями мировой литературы — читайте им вслух то, что интересно вам обоим! Даже подросткам! Или предложите слушать аудиокниги

Чтобы составить список литературы на лето — поговорите с ребенком! Что ему интересно? О чем хотелось бы больше узнать? Выберите вместе несколько книг из школьного списка, добавьте истории, которые экранизированы, а еще свои любимые книги! Но помните — оставьте право не читать, ведь лето так быстротечно!

Оля Королевич

Чего нельзя делать

Пытаясь приучить подростка к чтению, некоторые мамы начинают запрещать ему играть в компьютер или выходить на улицу к друзьям, предлагая вместо этого провести время с книгой.

Они совершают ошибку. Противопоставляя чтение компьютеру или телевизору, родители тем самым порождают у ребёнка непринятие книг.

Тем мамам и папам, которые хотят, чтобы их ребёнок-подросток полюбил чтение, не рекомендуется также прибегать к следующим методам:

  • Сравнение с другими детьми, которые читают много и охотно. Получится эффект, обратный ожидаемому.
  • Давление на ребёнка. Нельзя вынуждать его читать те книги, которые ему не нравятся. Это надолго отобьёт у подростка интерес к чтению. Если ему больше нравятся журналы или статьи на сайтах в интернете, пусть читает их. Это тоже полезно.
  • Предложение книг с большим количеством незнакомых слов. Если после каждого прочитанного предложения ребёнку необходимо будет обращаться к толковому словарю, он и страницы в книге до конца не дочитает.

Иными словами, чтобы сделать книгу другом подростка, нужно показать ему, что эта дружба действительно может подарить много приятных моментов. Добиться этого методом кнута невозможно. А вот путём убеждения – вполне реально.

——
Автор – Pelageja, сайт www.sympaty.net – Красивая и Успешная

Копирование этой статьи запрещено!

ссылки

  1. Джил Флорес, Дж. (2009). Привычки и отношение семей к чтению и базовые компетенции студентов. Журнал образования, 350, 301-322.
  2. Хименес Мартинес, Л. (2012). Анимация чтения в библиотеках … Построение пути к чтению. Бюллетень Андалузского общества библиотекарей, 103, 59-78.
  3. Молина Л. (2006). Чтение и образование: навыки чтения и их академические последствия в обязательном среднем образовании. Окнос, 2, 105-122.
  4. Морено Э. (2001). Анализ влияния семьи на привычки чтения дочерей и сыновей: этнографическое исследование. Образовательные контексты, 4, 177-196.
  5. Салазар С. и Понсе Д. (1999). Чтение привычек. Институт книги и чтения.
  6. Yubero S., Larrañaga E. (2010). Значение чтения по отношению к поведению читателя. Исследование о привычках чтения и образе жизни у детей. Ocnos, 6, 7-20.

Неправильные книги

Есть мнение, что читательский интерес у подрастающего поколения отбивают «неправильные» книги.

«Почему в начальной школе есть интерес к книге, а потом — он иссякает? — рассуждает программный директор ТКР «Рязань» Любовь Кантаржи. — Дети растут в основном на детской советской классике. Это Николай Носов, Виктор Драгунский, Валентина Асеева. А когда они переходят в среднее звено, на них вдруг резко наваливается серьёзная русская классика, к которой дети могут быть не готовы».

«Может, есть смысл предлагать другие книги, которые продолжат развивать привычку к чтению у детей в 10-12 лет, приключенческие романы таких авторов, как Майн Рид, Александр Дюма, Конан Дойль, —  говорит литературный критик, журналист Елена Сафронова. — Эта литература качественно переведена на русский язык, и она даёт представление о таких базовых понятиях, как Добро и Зло, честь, стояние за справедливость, личная смелость, ответственность. Переход от детской литературы к «серьёзной» классике, таким образом, будет проходить плавно».

«Моя дочь-подросток с удовольствием «глотает» романы в жанре фэнтези, а вот за книги, которые нужно прочесть по программе, её не усадишь, — признаётся Марина Николаева. — Когда проходили «Мёртвые души» Гоголя, она просила, чтобы я читала ей вслух».

Увлечение интернетом и гаджетами многие считают одной из главных причин потери интереса к чтению. Фото: Shutterstock.com/ RossHelen

Сеть для читателей

Многие представители старшего поколения считают, что в снижении читательского интереса виноваты компьютер, гаджеты и интернет. Мол, современных детей всецело увлекают компьютерные игры, социальные сети и прочие виртуальные развлечения, а времени на книги уже не остаётся.

А вот директор Централизованной системы детских библиотек города Рязани Зинаида Сухова рассудила иначе: коли уж дети сегодня «живут» в интернете, значит, именно здесь нужно искать читателей.

Как же связаны эти виртуальные развлечения с чтением книг? Просто для того, чтобы участвовать и побеждать в конкурсах и викторинах, нужно прочитать книгу, а иногда и не одну. И вот, книга прочитана, викторина разгадана. А там, глядишь, руки снова тянутся к книжным полкам.

«Взрослые, когда впервые заходят к нам, обычно удивляются, — говорит Зинаида Сухова. — Они думают, что в библиотеке сегодня, как и 30 лет назад, сидит строгая женщина и сторожит унылые стеллажи с книгами. А у нас — всё иначе. Мы понимаем: просто выдавать книги — уже не актуально. Надо заинтересовать читателя».

«Делитесь своей любовью к чтению нежно»

Анна Лаур, автор блога «Бумажный Лев»

Оговорюсь, что я не эксперт в педагогике, не владею премудростями дидактики и даже детей-школьников у меня пока нет — мои дети немного младше. Поэтому все, о чем я буду говорить ниже — мое личное мнение, не подкрепленное ничем, кроме моих абстрактных понятий о здравом смысле.

Не надо что-то специально делать, чтобы привить любовь к чтению, и уж точно не надо упрекать человека тем, что он мало читает. Пусть дома будут книги, пусть их читают те, кому хочется, подчеркивают в них что-то, смеются, плачут над ними. Читайте вслух своему ребенку на ночь, даже если ему уже 13 лет. Пусть чтение будет примером еще одного большого удовольствия в жизни.

Думаю, что больше всего школьника, как и любого человека вообще, вдохновляет его окружение. Если он растет в читающей среде, если он видит родителей и старших родственников с книгой, и они явно наслаждаются чтением, с интересом обсуждают друг с другом прочитанное, у него больше шансов самому вырасти читающим человеком.

Анна Лаур

Единая для всех школьная программа вряд ли может удовлетворить интересы конкретного человека, а вот сломать интерес ребенка к чтению чрезмерным давлением на него совсем несложно. Если прочитать все книги из школьной программы ну очень надо, можно попробовать увлечь ребенка контекстом

В какое время были написаны книги из списка, кем, в какой стране, что интересного или важного там происходило, как в то время жили дети. Искать то, что может увлечь именно вашего ребенка

Позвольте ребенку самому выбирать себе книги.

Можете дарить ему дополнительно то, что нравится вам, но оставьте ему возможность купить себе комиксы, любую литературу, которая вам непонятна и не нравится. Ходите с ним в книжные магазины (или пусть идет один, если возраст позволяет), где он сам будет изучать книжные полки. Дайте ему свободу понять, что ему нравится, к чему он испытывает интерес, без оглядки на ваш авторитет. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок читал классическую литературу — хорошо, это желание понятно, но дайте ему прийти к ней самому. Расскажите ему про свои любимые книги, поставьте их на полку, на видное место, но не заставляйте их читать, лучше перечитайте сами. Делитесь своей любовью нежно.

Увлекательные истории, привлекающие внимание

В мире существует огромное количество увлекательных историй, способных привлечь внимание даже самых непривычных к чтению подростков. Эти истории воплощают в себе самые разные жанры: фантастику, приключения, драму, комедию и многое другое

Одним из способов завлечь современных подростков чтением является предложение им увлекательных серийных романов. Такие книги обычно представляют собой серию книг с продолжающимся сюжетом и героями, которые подростки могут полюбить и сопереживать им. Это создает интерес и мотивацию к прочтению следующей части истории.

Другим способом заинтересовать подростков чтением являются книги, основанные на популярных фильмах или сериалах. Подростки, уже знакомые с персонажами и сюжетом, будут более склонны к прочтению таких книг, чтобы углубиться в мир, который им уже понравился на экране.

Также, подросткам могут понравиться истории с необычной или загадочной атмосферой, которые подкупают своими тайнами и загадками. Это могут быть детективы, научно-фантастические романы или мистические истории, которые захватывают воображение и стимулируют подростков к чтению.

1
Привлекательные обложки и яркие иллюстрации также способствуют привлечению внимания современных подростков. Когда книга выглядит ярко и заметно среди других на полке, она сразу вызывает интерес и желание узнать больше об истории.
2
Другим способом увлекать подростков чтением является предложение им книг, которые затрагивают актуальные для них проблемы

Подростки любят читать истории, которые отражают их реальность и помогают им разобраться в собственных чувствах и проблемах.
3
Важно также предлагать подросткам книги, которые соответствуют их интересам и хобби. Например, если подросток увлекается спортом, книги о спорте могут заинтересовать его и стимулировать к чтению.
4
Современные подростки также могут заинтересоваться книгами, которые освещают актуальные общественные проблемы

Книги, повествующие о темах, таких как буллинг, дискриминация, экология и другие, могут помочь подросткам лучше понять и осмыслить окружающий их мир.
5
Аудиокниги и электронные версии книг также могут помочь привлечь подростков к чтению
Многие подростки предпочитают слушать аудиокниги вместо чтения, поэтому предоставление им возможности выбора формата чтения может быть одним из ключевых факторов их заинтересованности.
6
И, наконец, еще одним способом привлечь внимание подростков к чтению является создание рекомендательных списков книг. Подростки часто полагаются на рекомендации своих сверстников или известных людей, поэтому списки книг, которые стоит прочитать, могут быть чрезвычайно полезными.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Альбатрос
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: