Самая загадочная поэтесса. тайны жизни эмили дикинсон

«дурная мать»: почему у ахматовой не сложились отношения с ее единственным сыном?

Жизнь

Имя Энхедуанна переводится как «Верховная жрица Ана» (бога неба) или «Эн-жрица, жена бога Нанны». Она происходила из северного города Аккад и, как отмечает Кривачек, «имела бы семитское имя при рождении но, переехав в Ур, самое сердце шумерской культуры, она взяла шумерский официальный титул: Энхедуанна — «Эн» (главный жрец или жрица); `хеду» (орнамент); «Ана» (небес)«. 

Она организовала и возглавила храмовый комплекс города, сердце города, и держалась против попытки переворота шумерского мятежника по имени Лугаль-Ане. Аккадская империя, несмотря на всё богатство и стабильность, которые она принесла региону, постоянно страдала от восстаний в различных регионах, находящихся под её контролем.

Однако в случае с Лугаль-Ане она, похоже, была побеждена, по крайней мере поначалу. В своей поэме «Возвышение Инанны» она рассказывает историю о том, как её выгнали с поста верховной жрицы и отправили в изгнание. Она пишет мольбу о помощи богине Инанне, прося её обратиться за помощью к богу Ану: 

Были принесены похоронные подношения,
как будто я никогда не жил там.
Я подошла к свету, но свет опалил меня.
Я подошла к тени, но меня накрыла буря.
Мой медовый рот покрылся пеной.
Расскажите о Лугаль-Ане и моей судьбе!
Может отменить это для меня!
Как только ты расскажешь Ан об этом,
Ан отпустит меня.
(строки 67-76) 

Инанна, очевидно, услышала её молитву, и благодаря божественному заступничеству Энхедуанна была наконец восстановлена на своём законном месте в храме. Она, кажется, была первой женщиной, занявшей эту должность в Уре, и её поведение как верховной жрицы послужило бы образцовым примером для её потомков.

Трагический разрыв

С началом оттепели Льву смягчили условия содержания в заключении, а затем освободили досрочно. Казалось бы, самое страшное уже позади. Но именно тогда в отношениях между матерью и сыном произошел окончательный разрыв.

Лев Гумилев подорвал в тюрьмах здоровье. Он вернулся из лагерей больным и раздражительным, хотя и не сломленным. В это время он много и интенсивно работал. Он защитил докторскую диссертацию, а его труды стали пользоваться большой популярностью, хотя и не признавались многими представителями научного сообщества.

Ахматова с гордостью следила за успехами сына. Литературовед Эмма Герштейн вспоминала – Анна Андреевна говорила ей, что хочет примириться с Левой. В ответ Эмма Григорьевна ответила, что Лева хочет того же, но не знает, как это сделать. «Пусть просто подойдет и попросит пришить ему пуговицу», – в своей ироничной манере ответила поэтесса. Но помириться они так и не успели. Многие исследователи думают, что причиной тому были «пунические войны», развязанные семейством Пуниных.

Анна Ахматова с сыном Львом, 1960-е годы

«Сначала сидел за отца, потом за мать»

Судьба Льва Гумилева складывалась трагически. В первый раз он был арестован в 1938 г. и 5 лет провел в Норильском лагере. Во второй раз его задержали в 1949 г. и приговорили к 10-летнему сроку заключения. На свободу он вышел в 1956 г. Талантливый ученый-историк и этнолог, он и в лагерях продолжал свои исследования, но тюремная жизнь подорвала его здоровье – как физическое, так и психическое.

Сам Лев Николаевич впоследствии скажет, что его преследовали из-за его родителей-поэтов. Соответствовало ли это действительности? Если это и было правдой, то лишь отчасти. В те годы гонениям подвергались все, кто отличался свободомыслием. Характерным в этом смысле является фраза, брошенная прокурором Льву Гумилеву: «Вы опасны, потому что грамотны».

Похожие вопросы

Прочти текст и выполни задания 10-12. (1) Галчонок научился самостоятельно есть неожиданно для всех. (2) Сел он как-то во время обеда на край маминой тарелки и клянчит, чтобы его покормили. (3) Но мама на него внимания не обращает, продолжает есть суп с лапшой. (4) Вот зачерпнула полную ложку, а с неё длинная лапшинка свесилась

(5) Мама поднимает ложку осторожно, чтобы не расплескать суп. (6) Вдруг галчонок как подпрыгнет, цоп лапшинку с ложки

(7) Потряс в клюве, как червяка, и съел. (8) Мама вторую ложку пополней зачерпнула, и опять с неё лапша свисает. (9) Несёт мама ложку мимо галчонка и чуть-чуть ею потряхивает. (10) Лапшинка так и пляшет, словно живая. (11) И эту птенчик съел. (12) Начал вниз в тарелку заглядывать – откуда такие вкусные червячки появляются. (13) Мама решила зачерпывать в ложку лапшу и потихоньку приподнимать её над тарелкой. (14) Галчонок наклонялся всё ниже и ниже, а потом стал хватать лапшинки и кусочки мяса прямо из тарелки. (15) Вот и одолел всю премудрость еды! ( По Г.К. Скребицкому) 10. В каком предложении содержится основная мысль текста?

1. в предложении 14

2. в предложении 2

3. в предложении 1

4. в предложении 6

Текст к заданиям А27-А30, В1-В4. (1) На мой взгляд, главная цель изучения наук — формирование нашего мировоззрения, то есть совокупности таких идей и убеждений, которые бы составили собой неотъемлимую принадлежность нашего «я». (2) Ведь каждый человек стремится к цельности и независимости, к тому, чтобы иметь свои взгляды на жизнь, то есть стремиться стать личностью. (3) Но приобрести убеждения, КОТОРЫЕ бы сделали из нас личность, можно лишь путем долгого и упорного изучения наук. (4) Дело в том, что знания, направленные на расширение МИРОПОНИМАНИЯ, на упрочение личностной позиции, служат для человека также и источником высокого наслаждения. (5) При этом наука приносит «сладкие плоды» даже таким людям, которые по своей близорукости не ждут от нее духовного удовлетворения. (6) Ведь многие при изучении наук обычно преследуют только одни материальные выгоды и ищут только преимущества. (7) Я даже сравнил бы выгоду от образования с урожаем. (8) В марте крестьянин начинает свои полевые работы и трудится всю весну и лето, несмотря на страшно изнуряющую жару в поле. (9) зато в будущем крестьянина ожидает удовольствие покоя и полного благополучия. (10) Так и знания приносят пользу и наслаждение тому, кто на славу потрудился на ниве образования. Прочитайте текст и определите, какие из перечисленных ниже утверждений противоречат содержанию текста:

1. Знания могут служить источником удовольствия.

2. Быть личностью — значит иметь свои взгляды на жизнь.

3. Образование формирует личность человека.

4. Изучение наук не всегда приносит пользу человеку.

5. Образование дает человеку только практические и материальные выгоды.

Она — первая на Земле женщина, которой улыбнулись звёзды. Ведь именно она потревожила их покой. Дочь этой прекрасной женщины — хирург. О ком мы говорим?

1. Анжелика Варум

2. Валентина Терешкова

3. Анастасия Волочкова

В школе 126 мальчиков, а девочек на 49 меньше. Сколько в детей обучается в школе?

1. 77

2. 203

3. 193

4. 200

«Дурная мать»

Анна Андреевна была строга к себе. И слова «дурная мать» принадлежат ей самой. Именно так она назвала себя в своем стихотворении «Колыбельная», которое было написано в 1915 г. Леве на тот момент было 3 года. Он жил в это время с бабушкой в Царском Селе и родителей видел редко.

Лева рос чувствительным и ранимым ребенком. Позже он будет вспоминать, что рано ощутил свое сиротство. «Я понял, что никому не нужен», – будет говорить он. Но так ли это было на самом деле? Анна Ахматова любила сына, но должным образом ухаживать за ним не могла и не умела. Многие современники отмечали ее совершенную беспомощность в быту. У бабушки – Анны Гумилевой – мальчик был окружен заботой, которую молодые родители-поэты дать ему просто не могли.

К тому же нужно понимать, что это было за время – началась Первая мировая война, Николай Гумилев ушел на фронт. Отношения между супругами и до этого были крайне непростыми. В 1918 г. они официально развелись. А три года спустя по ложному обвинению свободолюбивого поэта расстреляли.

Сочинения по русской литературе

  • «Герой нашего времени» — главные герои
    (766)

    Главный герой романа – Григорий Печорин, личность неординарная, автор нарисовал «современного человека, каким он его понимает, и слишком часто встречал». Печорин полон кажущихся и действительных противоречий в отношении к любви, дружбе, ищет истинный смысл жизни, решает для себя вопросы предназначения человека, выбора пути.Порой главный герой…

  • «Иудушка Головлев — тип единственный в своем роде
    (738)

    Иудушка Головлев — гениальное художественное открытие М. Е. Салтыкова-Щедрина. Больше никто не сумел раскрыть образ пустослова с такой обличительной силой.Портрет Иудушки раскрыт “в динамике”. Впервые он предстает в образе несимпатичного, подлизывающегося к матери и подслушивающего ребенка. В конце же книги читатель видит перед собой вызывающее…

  • «Маленький человек» в повести Гоголя «Шинель»
    (712)

    Повесть Николая Васильевича Гоголя «Шинель» сыграла большую роль в развитии русской литературы. «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя», — сказал Ф. М.Достоевский, оценивая ее значение для многих поколений русских писателей.Рассказ в «Шинели» ведется от первого лица. Мы замечаем, что рассказчик хорошо знает жизнь чиновников. Герой повести — Акакий…

  • «Маленький человек» в произведениях Гоголя
    (701)

    Н. В. Гоголь раскрыл в своих «Петербургских повестях» истинную сторону столичной жизни и жизни чиновников. Он наиболее ярко показал возможности «натуральной школы» в преображении и изменении взгляда человека на мир и на судьбы «маленьких людей».В «Петербургских записках» 1836 года Гоголь с реалистических позиций выдвигает идею социально…

  • «Судьба человека» главные герои
    (801)

    Андрей Соколов – главный герой рассказа «Судьба человека» Шолохова.Его характер – по-настоящему, русский. Сколько бед он пережил, какие муки вынес, знает только он сам. Герой говорит об этом на страницах рассказа: «Зa что же ты, жизнь, меня тaк покaлечилa? Зa что тaк искaзнилa?» Он не спеша рассказывает свою жизнь от начала до конца встречному…

  • 1812 ГОД В ИЗОБРАЖЕНИИ Л. Н. ТОЛСТОГО
    (591)

    Сочинение «Война и мир» Толстой.Л. Н. Толстой был участником Севастопольской обороны. В эти трагические месяцы позорного поражения русской армии он многое понял, осознал, как страшна война, какие страдания она несет людям, как ведет себя человек на войне. Он убедился в том, что истинный патриотизм и героизм проявляется не в красивых фразах или ярких подвигах, а в…

События

03.01.2024 19:34

* * *

В ночь с 3 на 4 января 2024 года в Jaaj.Club произошло мощное землятресение.

К счастью жертв нет.

Похоже, что землятресение затронуло не активных пользователей, которые не успели спасти свои предметы. Все пострадавшие от землятресения награждены памятным значком

Землятресение
 
Все найденные предметы, которые удалось найти среди разрушений, были размещены в лавке «Нужные Вещи» и доступны для новых хозяев.

* * *

30.12.2023 05:40

* * *

Завершился самый праздничный турнир Jaaj.Club
Новогодний Бум

Турнир получился действительно очень интересным. Большое количество участников и произведений просто разрывало жюри, хотелось отдать голос сразу всем участникам.

Тем не менее тройка победителей расположилась в следующем порядке.

Первое место взял автор

Chris_Rios

с душещипательной историей

В поисках человеческого волшебства

В одном шаге от победителя остановился

rokicapitan21

с новогодней приключенческой сказкой

Предновогодняя неожиданность

На третьем месте уверенно закрепился новогодний блокбастер от создателя

Docha25042012!

Предновогодний кошмар

Поздравления всем участникам и победителям турнира!

С наступающим 2024 годом!

Турнирная таблица
Чемпионы Jaaj.Club

* * *

29.12.2023 06:30

* * *

Из Jaaj.Club были выведены устаревшие клубные предметы, а вместо них пользователи получили

Новогодняя шапка

* * *

«Пунические войны»

Около 15 лет Ахматова была гражданской женой искусствоведа Пунина. А потом продолжила дружить с его семьей и особенно привязалась к его дочери Ирине. Сам Пунин скончался в 1953 г. в исправительно-трудовом лагере, немного не дожив до амнистии. Именно Ирина претендовала на роль наследницы Ахматовой и враждовала со Львом Гумилевым.

Когда великая поэтесса лежала при смерти, семейство Пуниных настояло на том, чтобы Лева не приходил к ней. С их слов, это могло ее слишком взволновать. Или они просто опасались остаться без ее наследства? Именно Пунины завладели архивом Ахматовой, который продали по частям за огромную сумму.

Узнав о смерти матери, Лев Гумилев сказал: «Лучше бы я умер раньше ее». Он руководил ее похоронами, а потом установил на ее могиле пронзительный памятник в виде тюремной стены с окном для передач – символ тех страданий, которых им обоим пришлось вынести.

«Кидалась в ноги палачу»

Ярким свидетельством тех страшных событий стала поэма «Реквием», которую Ахматова создавала на протяжении 20 лет. В ней она передала всю свою боль и страх. Она стояла в многочасовых очередях, чтобы передать посылку сыну. Писала унизительные прошения властям, чтобы облегчить его судьбу.

Лев Николаевич Гумилёв в 1934 году

На протяжении всех лет заключения Анна Андреевна и Лев вели переписку. Многие из этих писем сохранились. В словах сына часто звучат упреки по отношению к матери. Но так ли они справедливы? Он упрекал ее в том, что письма ее сухи и что пишет она к нему редко. Также он ставил ей в вину то, что она слишком мало делает для его освобождения. Но Ахматова не могла писать в письмах откровенно о том, как она обивает пороги для того, чтобы помочь сыну. Такие строки цензура просто бы не пропустила.

Что касается лаконичности ее стиля – в этом отражалась вся ее суть. Она скрывала свою боль и тревогу за красиво отточенными фразами. Но Льву Гумилеву нужно было другое – он хотел видеть в Ахматовой в первую очередь мать, а не поэта. В 1955 г. он пишет ей в письме трогательные строки:

Ему – 43 года, ей – 66. Обоим трудно меняться, но они всё еще пытаются услышать друг друга.

Фото из следственного дела, 1949 год

Труды

Она наиболее известна своими произведениями «Иннинсагурра», «Нинмесарра» и «Иннинмехуса», которые переводятся как «Великодушная госпожа», «Возвышение Инанны» и «Богиня грозных сил» — все три мощных гимна богине Инанне (позже отождествлявшейся с такими богинями, как аккадская /ассирийская Иштар, хеттская Саска, греческая Афродита и финикийская Астарта., среди прочих). Эти гимны по-новому определили богов для народа Аккадской империи под властью Саргона и помогли обеспечить основополагающую религиозную однородность, к которой стремился царь. Более сорока лет Энхедуанна занимала пост верховной жрицы, даже пережив попытку переворота против Лугаль-Ане. 

В дополнение к гимнам, Энхедуанна запомнилась сорока двумя стихотворениями, которые она написала, отражая личные разочарования и надежды, религиозную преданность, свою реакцию на войну и чувства о мире, в котором она жила. Её письмо личное и прямое и, как отмечает историк Стивен Бертман

Гимны дают нам имена главных божеств, которым поклонялись месопотамцы, и говорят нам, где находились их главные храмы, но именно молитвы рассказывают о человечестве, поскольку в молитвах мы сталкиваемся с надеждами и страхами повседневной смертной жизни.

Молитвы Энхедуанны честно выражают эти надежды и страхи и делают это весьма отчётливым голосом. Пол Кривачек рисует картину поэта за работой:

Сидя в своей комнате или, возможно, в своём кабинете, ибо директору такого крупного и престижного предприятия, как храм Нанна в Уре, несомненно, были предоставлены самые лучшие условия для работы, её волосы красиво уложены Илумом Палилисом и персоналом, диктуя своему писцу, возможно, самому Сагаду Энхедуанна, чью печать нашёл Вули, оставила свой постоянный след в истории, написав от своего имени серию из более чем сорока необычных литургических произведений, которые копировались и переписывались в течение почти 2000 лет.

Фото: www.worldhistory.org

Помимо мастерства и красоты этих работ, их влияние на месопотамскую теологию было глубоким. Энхедуанна приблизила богов к людям земли, синтезировав шумерские и аккадские верования, чтобы создать более богатое понимание, чем любое из них раньше. Размышления Энхедуанны о лунной богине Нанне, например, сделали её более глубоким и симпатичным персонажем, и она возвела Инанну из местного растительного божества во всемогущую Королеву Небес.

Часть очарования работ Энхедуанны — её открытая чувственность и горячая преданность. В «Великодушной госпоже» (также иногда переводимой просто как Гимн Инанне) поэтесса пишет: 

Ты великолепна, твоё имя восхваляется, ты одна великолепна!
Миледи…Я твоя! Так будет всегда!
Да успокоится твоё сердце по отношению ко мне!

Твоя божественность сияет на Земле!
Моё тело испытало твоё великое наказание.
Плач, горечь, бессонница, горе, разлука …
Милосердие, сострадание, забота,
Снисхождение и почтение ваши,
И вызвать наводнение, открыть твёрдую землю и повернуть
Тьма превратилась в свет.
(строки 218, 244-253)

В другом месте поэмы (строки 115-131) Энхедуанна восхваляет Инанну за её дары желанности и возбуждения и отмечает, что она обладает способностью «превращать мужчину в женщину, а женщину — в мужчину» (строка 121), что может быть отсылкой к андрогинности духовенства и последователей культа Инанны. Храмы Инанны и сопутствующие ритуалы управлялись духовенством обоих полов, и её преданные были известны своей привычкой переодеваться, смешивать, размывать или устранять различие между мужчиной и женщиной в погоне за трансцендентностью через Инанну.

Сама Энхудуанна ссылается на этот же опыт во всех своих работах, в строках, слишком многочисленных, чтобы цитировать, умоляя богиню взять её, быть единым с ней, уничтожить и спасти её. Эти же чувства позже будут выражены в псалмах Библии, хотя обычно с гораздо меньшей чувственностью. Библейская поэма «Песнь песней» ближе всего приближается к страсти гимнов Энхедуанны. 

Противоречие

Хотя нет никаких сомнений в том, что женщина по имени Энхедуанна жила и была верховной жрицей в Уре, некоторые учёные сомневаются, можно ли считать эту женщину автором гимнов, носящих её имя. Учёный Джереми Блэк, например, утверждает, что, хотя существует достаточно доказательств, чтобы установить её историчность, нет ни одного предположения, что она написала стихи, которыми она славится. Из заметок Блека:

В лучшем случае мы можем сказать, что у Энхедуаны был писец, известный нам по его цилиндрической печати, и что возможно, даже вероятно, что гимны были составлены от её имени…В худшем случае следует отметить, что все рукописные источники относятся ко второму тысячелетию до нашей эры, в основном к восемнадцатому веку, примерно через шесть столетий после её жизни.

Возражение против авторства Энхедуанны было оспорено на том основании, что поэтесса называет себя в ряде своих произведений — в «Великодушной госпоже» в строке 219 и в «Возвышении Инанны» в строках 66 и 81, — чтобы установить своё авторство. Более поздние писатели приписывали ей эту поэзию и, как отмечает Пауль Кривачек:

Энхедуанна оставила свой постоянный след в истории, написав от своего имени серию из более чем сорока необычных литургических произведений, которые копировались и переписывались в течение почти 2000 лет.

Игнорирование текстовых и исторических доказательств её авторства на том основании, что «более вероятно», что стихи были написаны писцом-мужчиной, несостоятельно. Кажется гораздо более вероятным, что цилиндрическая печать её писца использовалась на документах, чтобы подтвердить их подлинность — обычное использование цилиндрической печати — и не оспаривает авторство писца работ Энхедуанны.

Заключение

В 1927 году британский археолог сэр Леонард Вулли нашёл ныне знаменитый кальцитовый диск Энхудуанна на раскопках в Уре. Три надписи на диске идентифицируют четыре изображённые фигуры: Энхедуанна, её управляющий имуществом Адда, парикмахер Илум Палилис и писец Сагаду.

Царская надпись на диске гласит: «Энхедуанна, зирру-жрица, жена бога Нанны, дочь Саргона, царя мира, в храме богини Иннаны”

Фигура Энхедуанны занимает видное место на диске, подчёркивая её важность по отношению к другим и, кроме того, положение великой силы и влияния на культуру своего времени. 

Вули также обнаружил храмовый комплекс, где жрицы были похоронены на специальном кладбище. Кравчек пишет:

Записи свидетельствуют о том, что мёртвым жрецам продолжали приносить жертвы

То, что один из самых поразительных артефактов, физическое доказательство существования Энхедуанны, был найден в слое, датируемом многими столетиями после её жизни, делает вероятным, что её, в частности, помнили и чтили ещё долго после падения династии, которая назначила её управлять храмом.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Альбатрос
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: