Что маме нужно знать о новорождённых в первую очередь?

Удивительные научные факты о новорожденных

Особенности развития новорожденного

Что нужно знать о новорожденном родителям

Новорожденным ребенка называют первые 28 дней с момента появления на свет. Кроха серьезно потрудился, чтобы покинуть свой уютный домик с благоприятной водной средой, в котором он получал все, что нужно для роста и развития — кислород, питательные вещества, тепло. И теперь ему предстоит познакомиться с огромным внешним миром и адаптироваться к жизни в новых условиях — научиться самостоятельно дышать, управлять теплообменом, добывать пропитание. 

Этот период приспособления, перестройки называют кризисом новорожденности. Физически ребенок отделился от мамы, но по-прежнему зависим от нее — не может самостоятельно питаться, передвигаться, нуждается в защите и внимании. 

Период новорожденности — это очередное испытание на прочность и для крохи, и для его близких

Чтобы оно было с честью пройдено, родителям важно понимать, с кем и с чем они имеют дело. Поэтому в первую очередь рассмотрим особенности физического и психоэмоционального развития новорожденного. 

Физическое развитие

При появлении на свет младенцы в среднем весят 3-3,7 кг, а их рост составляет около 50 см (но все очень индивидуально!). В первую неделю жизни кроха может потерять до 8% веса — сказывается серьезная нагрузка, которую малышу пришлось пережить во время родов. Затем масса тела постепенно растет — до 3,6-4,5 кг к четвертой неделе. Увеличивается и рост карапуза — на 1-4 см. 

Новорожденные близоруки, поэтому лучше всего они видят объекты, находящиеся в 20-25 см. Все, что расположено на более удаленном расстоянии, имеет размытые очертания. 

Мышцы глаз младенца слабы. И периодически родители могут наблюдать так называемое младенческое косоглазие или закатывание глаз. Это не повод для паники — со временем глазки окрепнут.

Еще до появления на свет ребенок слышат разные звуки — как стучит мамино сердце, какую музыку она слушает, как она разговаривает с ним или о нем. После рождения количество звуков, окружающих малыша, многократно увеличивается, они становятся громче и четче. Все это непривычно, поэтому особенно остро кроха реагирует на резкие звуки — поворачивает голову, пытается найти глазами их источник, начинает всхлипывать или плакать, замирает или прислушивается. 

У новорожденного хорошо развито обоняние, а свою маму он узнает по запаху. Поэтому чтобы крохе было спокойнее, можно оставить возле кроватки мамин халат или салфетку, которую она держала у груди. 

Что же умеет делать малыш в первые недели своей жизни:

  • хаотично двигать ручками и ножками;

  • лежа на животе, приподнимать голову;

  • сосредотачиваться — на несколько мгновений фокусировать взгляд или внимательно прислушиваться;

  • поворачивать голову в сторону значимых людей или на звуки;

  • плачем сообщать о том, что пора пообедать, поменять подгузник или подержать на ручках;

  • успокаиваться, когда добился своего — взяли на руки, переодели, покормили и спать уложили. 

Психоэмоциональное развитие 

Формирование психики малыша стартует еще в утробе матери. Но и когда ребенок появляется на свет, его мозг еще не до конца развит. Кроха беспомощен, и выживать ему помогают врожденные безусловные рефлексы, например, защитный, поисковый, сосательный, хватательный. Чуть позже появятся и условные. 

Новорожденные нуждаются в контакте с мамой — зрительном, телесном, в ее ответной реакции на его потребности

Внимание, забота, постоянное общение с крохой помогают создать прочную основу для дальнейшего психологического благополучия маленького человека. . Отметим важные моменты в психоэмоциональном развитии малыша:

Отметим важные моменты в психоэмоциональном развитии малыша:

  • периодически его лицо озаряет улыбка, которую так ждут взрослые (правда, это пока так называемая физиологическая улыбка, неосознанная);

  • малыш учится фокусировать свой взгляд на знакомых лицах, следит за выражением лица;

  • кроха может на несколько мгновений сосредотачиваться — например, прислушиваться к тому, что говорит мама;

  • он успокаивается, когда к нему прикасаются родители или начинают с ним разговаривать;

  • новорожденный издает свои первые звуки — кряхтит, сопит, фыркает, а если взрослые часто и много болтают с малышом, он вскоре порадует их своим агуканьем (или гулением);

  • перестает плакать, когда его берут на руки.

Ключевым новообразованием этого периода является комплекс оживления — яркая эмоциональная реакция на появление значимого взрослого: взгляд малыша фокусируется на мамином лице, он улыбается и приветствует любимую женщину активными движениями ручек и ножек. Так новорожденный переходит в следующий этап — младенчество.   

Возрастные нормы и стандарты лишь ориентир

Помните, что в развитии ребенка свою роль играет такое множество факторов, что строго оценивать его созревание в первый год жизни не возьмется самый придирчивый специалист.

Срок появления тех или иных навыков может быть растянут во времени от 2 до 6 – 7 месяцев. Например, особо активные дети могут пытаться вставать на ноги уже в 5 месяцев, те же, кто в силу своего темперамента никуда не торопятся, могут начать проявлять интерес к подобной активности лишь в возрасте одного года. Если вам кажется, что некоторые умения появляются у вашего малыша с задержкой, не бойтесь поговорить с вашим педиатром: у врачей общей практики богатый опыт и знания обо всех вариантах нормы.

Вы можете быть уверены, что, если с первых дней своей жизни ребенок полноценно питался и спал, бывал на свежем воздухе, получал достаточное количество физических и эмоциональных стимулов, был окружен любовью и заботой взрослых, вовремя проходил осмотры у педиатра и профильных специалистов — к своему первому дню рождения он вырос в прекрасного, здорового и счастливого малыша!

Список использованной литературы

  1. Казьмин А.М., Казьмина Л.В. Дневник развития ребенка от рождения до трех лет. — Москва: Издательство «Когито-Центр», 2008.
  2. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. — Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1997.
  3. Мухина В.С. Детская психология. — Москва: Издательство «Просвещение», 1985.
  4. Уайт Б. Первые три года жизни. — Москва: «Педагогика», 1982.

Этапы развития в 5 месяцев

Пятый месяц проходит под девизом «Хочу двигаться!». Пусть малыш продолжает попытки переворачиваться, раскачиваться, садиться, главное — обеспечьте ему безопасность в эти моменты. Если вы замечаете, что ребенку нужна большая свобода пространства, чем у него есть в кроватке или манеже, можно выкладывать его на пол. Заранее подготовьте для этого поверхность: она должна быть чистой и приятной для контакта с нежной кожей малыша, мягкий коврик прекрасно подойдет для этих целей.  

Режим сна, бодрствования и кормления в этот период может снова начать перестраиваться. Иногда малыш может не просыпаться всю ночь, даже на кормление, или встать очень рано и уже не досыпать утром.

Физическое развитие в пять месяцев:

  • Долго лежит на животе, опираясь на вытянутые руки, может начинать ползать по-пластунски;
  • Уверенно переворачивается со спины на живот;
  • Сидит с поддержкой, спина при этом сильно согнута;
  • Развлекает себя, играя с собственными ручками и ножками;
  • Уверенно хватает предметы и подолгу держит их в руках.

Психоэмоциональное развитие в пять месяцев:

  • Узнает голос матери;
  • Отличает лица близких от чужих;
  • По-разному реагирует на неодинаковый тон обращения к нему — улыбается в ответ на ласковый тон голоса и хмурится при строгой интонации;
  • Долго и певуче гулит;
  • Сам побуждает родителей к общению — улыбается, лепечет, тянет ручки; капризничает, если общения не хватает.

Взаимодействие ребенка и матери

В начале 60-х годов биологи уже знали, что, находясь в утробе матери каждый развивающийся плод получает от нее некоторое число клеток в готовом виде. Они проникают через плаценту – непроницаемый барьер, который избирательно пропускает жизненно необходимые субстанции.

Не так давно проводимые медицинские исследования подтвердили еще одно удивительное открытие о детях. Оказывается, что процесс переноса носит двухсторонний характер. Если во время беременности мать заболевает, развивающийся внутриутробно малыш посылает ей свои стволовые клетки, необходимые для восстановления поврежденных тканей нужного органа.

Прочная эмоциональная связь между матерью и ребенком сохраняется в течение всей жизни. Но наиболее ярко близость проявляется в первый месяц с момента рождения, который является переходным этапом между внутриутробным развитием и жизнью во внешнем мире. Малыши всегда знают о присутствии мамы в комнате, чувствуют ее настроение, ассоциируя его со своей безопасностью.

Какие показатели проверяет педиатр

На что обращает внимание педиатр при осмотре вашего крохи?

Сразу после рождения малыша осматривают, измеряя показатели по шкале Апгар, предложенной американским врачом-анестезиологом Викторией Апгар в 1952 году. Врач проверяет цвет кожи, сердечный ритм, рефлексы, мышечный тонус и дыхание.

Как правило, ребенок получает оценку 7 – 9 баллов. Если этот показатель меньше, о малыше позаботятся, чтобы он почувствовал себя лучше. 

Затем акушерка обработает пуповину, удалит защитную смазку, измерит его рост и вес.

Нормой считаются следующие показатели при рождении: рост малыша — от 46 до 56 см, вес — от 2600 до 4000 г, окружность головы — 34 – 36 см, окружность груди — 32 – 34 см.

Каждый день, пока вы в роддоме, новорожденного наблюдает врач.

Доктор проверяет, в какой позе находится малыш, каков цвет его кожи, мышечный тонус и рефлексы, как он кричит; ощупывает головку и осматривает ребенка до кончиков пальцев, проверяет состояние родничка и швов; Врач осматривает ротик малыша, чтобы убедиться в отсутствии дефекта неба, который может помешать кормлению и привести к другим сложностям. В случае наличия такого дефекта ребенку будет назначено лечение; Затем врач осматривает ключицы, чтобы исключить перелом

Если это происходит, малышу фиксируют ключицу на несколько дней повязкой, и все быстро заживает; Важно также проверить, как сформированы грудная клетка, ручки, ножки, стопы и ладошки, нет ли вывиха тазобедренного сустава и косолапости; Затем он осмотрит половые органы и анус и спросит маму про стул; Он непременно послушает сердце и легкие малыша, сделает пальпацию животика. Не стесняйтесь задавать доктору любые вопросы!

Не стесняйтесь задавать доктору любые вопросы!

Питание ребенка

9.

Младенцы могут понимать собак Ребёнок может не понимать всех слов, которые Вы произносите, однако он довольно неплохо разбирается в том, что пытаются нам сказать братья наши меньшие, а именно собаки. Результаты исследования, в котором приняли участие полугодовалые дети, показали, что малыши способны понимать собачий лай – даже если они никогда прежде в своей жизни не видели собак. Учёные давали младенцам послушать записи лая злых и дружелюбных собак, сопровождая это показом соответствующих картинок. Им удалось установить, что когда малыши слышали дружелюбный лай, они смотрели на изображение хорошей собаки. И наоборот: когда младенцы прослушивали запись лая озлобленной собаки, они в это время смотрели на фотографию пса, который явно был чем-то недоволен. Малыши могли инстинктивно понимать тон лая. И хотя дети были способны соотнести запись лая с соответствующим изображением, это не означает, что они понимали, как нужно правильно реагировать на добрых или злых животных. Даже когда собаки злобно лаяли и рычали, младенцы смеялись и улыбались.

Особенности физиологии растущих организмов

Традиционно возраст ребенка считается с момента рождения. Но в Корее за точку отсчета берется момент зачатия и период внутриутробного развития засчитывается в «стаж».

Родившиеся в срок дети в среднем весят от 3 до 4 кг. Малышей массой свыше 4 кг именуют не иначе как «богатырями». Но и среди них есть свои рекордсмены. Так в 2011 году естественным путем появился на свет малыш Уильям Бакус весом в 6,7 кг.

В этом же году в техасской клинике родился «крошка» ДжаМайкл весом в 7,2 кг. Но все же самым крупным считается малыш из Бразилии. Вес юного Адельминтона дос Сантоса составляет ровно 8 кг. Эта цифра в 2 раза превышает массу среднестатистического новорожденного.

Существует распространенное мнение, что нет ничего в мире более беспомощного и хрупкого, чем новорожденный. Но удивительные факты про младенцев говорят об обратном. Перечислим лишь основные из них:

  • Младенцы появляются на свет без бактерий. Первую порцию микробов они получают при прохождении через родовые пути. Основной частью микробиома малыши «обзаводятся» в первые три года жизни, когда у них интенсивно развиваются все системы организма.
  • В теле младенца объем крови можно измерить всего одной чашкой. А группа его крови соответствует той, что у одного из родителей, либо же является суммой этих двух групп. Наследуется малышом резус-фактор родителей.
  • Вкус малыши начинают различать еще в утробе матери, причем они способны дифференцировать их самые тонкие оттенки. У грудничков три раза больше вкусовых рецепторов, чем у любого взрослого человека. Предложенная мамой еда может вызывать у крохи очень яркую реакцию за счет того, что вкусовые рецепторы захватывают не только язык, но и внутреннюю поверхность щек, а также небо.
  • Зрение – наименее развитое чувство новорожденных. Его уровень не превышает 20% от взрослой нормы. В младенческом возрасте многие испытывают трудности в различении цветов. Развитие органов зрения продолжается в течение первых 7 лет жизни.
  • В теле любого младенца 270 костей, что на 60 костей больше, чем у взрослого. Так природа позаботилась о том, чтобы малыш свободно проходил через родовой канал. По мере взросления организма отдельные короткие косточки срастаются.
  • Исследования, проводимые психиатрами и неврологами подтвердили, что дети начинают видеть сны одновременно с развитием органов зрения еще будучи в утробе матери. У младенцев сновидения представляют собой бессистемные картинки, по мере обретения «жизненного опыта» картинки сплетаются в окрашенный эмоциями сюжет.

Уверены, что для многих будет открытием и тот удивительный факт про детей, что в скелете младенцев изначально нет коленных чашечек. Точнее они есть, но в первые месяцы состоят из мягкой хрящевой ткани, а потому на рентгеновских снимках практически неразличимы. Сегмовидные кости формируются ближе к 3-4 годам по мере окостенения окружающих их зон.

Один из самых ответственных органов – центральный отдел нервной системы формируется дольше всего. Мозг с момента рождения увеличивает свой размер больше, чем в 2 раза и заканчивает свое развитие лишь к 20-25 годам.

И приведем еще один удивительный, но при этом ужасающий факт. В западной медицине вплоть до 80-х годов прошлого века бытовало мнение, что нервная система младенцев развита слабо, а потому они не чувствуют боли. По этой причине все хирургические вмешательства юным пациентам проводили под слабым наркозом либо же вовсе без него.

Факты про детей, которые имеет право знать каждая молодая семья

Ребенок начинает «дышать» примерно на 27-й неделе, когда его наполненные жидкостью легкие начинают расширяться и сжиматься из-за ритмических сокращений диафрагмы и грудных мышц матери. Исследования показывают, что дети преуспевают, когда в их жизни есть влияние по крайней мере трех любящих и поддерживающих взрослых людей

С момента рождения малыш быстро учится, если родители и другие взрослые оказывают ему внимание, ласку и физическую заботу. (Прочитайте красивые цитаты про бабушку, чтобы увидеть какое огромное влияние она оказывает на внуков). Поощрение детей к играм помогает им учиться и развиваться во всех сферах: социальной, эмоциональной, физической и интеллектуальной

Это подготавливает их к следующему этапу жизни — школе. Детям нравится притворяться. Это следует поощрять, так как притворство развивает их воображение и творческие способности. Дети учатся вести себя (в социальном и эмоциональном плане), имитируя поведение своих близких. Для маленьких детей плач — это способ общения. Отвечая на плач малыша, обнимая его и успокаивающе разговаривая с ним, вы закладываете ребенку чувство доверия и безопасности. Мальчики и девочки имеют одинаковые физические, умственные, эмоциональные и социальные потребности. У обоих одинаковые способности к обучению. У обоих одинаковая потребность в ласке, внимании и одобрении. Дети быстро учатся, когда с рождения чувствуют себя в безопасности и видят, что их любят, когда они играют и общаются с членами семьи и другими близкими им людьми. Чем чаще они это чувствуют, слышат и видят, тем быстрее они учатся. Такие дети более уверены в себе, обладают хорошей самооценкой и могут легче справляться с жизненными трудностями

Поощрение детей к играм помогает им учиться и развиваться во всех сферах: социальной, эмоциональной, физической и интеллектуальной. Это подготавливает их к следующему этапу жизни — школе. Детям нравится притворяться. Это следует поощрять, так как притворство развивает их воображение и творческие способности. Дети учатся вести себя (в социальном и эмоциональном плане), имитируя поведение своих близких. Для маленьких детей плач — это способ общения. Отвечая на плач малыша, обнимая его и успокаивающе разговаривая с ним, вы закладываете ребенку чувство доверия и безопасности. Мальчики и девочки имеют одинаковые физические, умственные, эмоциональные и социальные потребности. У обоих одинаковые способности к обучению. У обоих одинаковая потребность в ласке, внимании и одобрении. Дети быстро учатся, когда с рождения чувствуют себя в безопасности и видят, что их любят, когда они играют и общаются с членами семьи и другими близкими им людьми. Чем чаще они это чувствуют, слышат и видят, тем быстрее они учатся. Такие дети более уверены в себе, обладают хорошей самооценкой и могут легче справляться с жизненными трудностями.

Осязание

Помните, что 80% информации о мире в течении первых недель жизни ребенок получает через осязание. Взрослый человек этот же объем информации получает через зрение. Поэтому смело можно говорить о том, что у ребенка ведущая модальность восприятия — осязание, а у взрослого — зрение.

Что же можно почувствовать благодаря осязанию?

Во-первых, конечно же, это простые осязательные ощущения: насколько мягка ткань? Тепло или холодно? У новорожденного ребенка есть ярко выраженная «тепловая доминанта», то есть малышу приятно, когда тепло и неприятно, когда холодно. Новорожденному ребенку лучше всего подбирать ткани максимально мягкие, претерпевшие не одну стирку.

Через осязание малыш также может почувствовать эмоциональное состояние человека, который его держит. Да, да, не удивляйтесь. Такие маленькие дети чувствуют эмоции непосредственно. И если человек, который их держит напряжен, расстроен или обеспокоен — малыш может начать беспокоиться и плакать. А если его держать жесткие и равнодушные руки — малыш зажимается и становится напряженным. Приятнее всего малышу уверенные, спокойные, теплые и родные руки мамы, которая не слишком сомневается в том, что она хорошая мама. Для того, чтобы нормально развиваться, ребенку необходимо достаточное количество тактильного контакта с мамой. Есть польская поговорка, в которой говорится о том, что дети, которых чаще трогают, лучше растут.
В первые часы, дни и недели жизни вашего малыша, когда контакт между вами только налаживается, ребенку очень полезен тактильный контакт. Да и матери чувствуют себя гораздо спокойней, когда держат на руках своего малыша, или чувствуют его тепло и дыхание рядом. Специалисты считают, что достаточное количество контакта «кожа — к — коже» служит профилактикой возникновения послеродовой депрессии.

По мнению психологов, именно тактильный контакт запускает естественные сильные материнские чувства.

Поэтому тем мамам, которые думают, что они недостаточно любят своего кроху, можно смело рекомендовать держать его побольше на руках, и не просто на руках, а при непосредственном тактильном контакте.

Современные психологи и педиатры совсем не считают, что ребенка можно испортить, если много держать его на руках (внимание, эта рекомендация в столь категоричном виде касается только первых недель жизни ребенка, в дальнейшем следует настраиваться на то, что малыш не будет проводить у вас на руках все время своего бодрствования). Простой, непрофессиональный , материнский массаж, описанный в книгах для родителей, поможет вашему малышу начать осознавать свое тело и развиваться гармонично, а маме — почувствовать уверенность и наладить контакт с новорожденным

Простой, непрофессиональный , материнский массаж, описанный в книгах для родителей, поможет вашему малышу начать осознавать свое тело и развиваться гармонично, а маме — почувствовать уверенность и наладить контакт с новорожденным.

Как проходят первые дни новорожденного дома?

Выписавшись из роддома, мамочка сама начинает ухаживать за малышом. Ведь раньше почти все гигиенические манипуляции проводили медсестры. Крайне тривиальные процедуры, что в ближайшем будущем  станут рутиной, на первых порах у родителей вызовут беспокойство. При уходе за новорожденным выполняются такие действия:

  • Умывание, которое включает обработку глаз, носа, ушных раковин.
  • Обработка пупочной ранки.
  • Обрезание ноготков.

Ребенка необходимо умывать с первых дней его жизни. Такую процедуру выполняют ватными дисками, которые смачивают кипяченой водой. Для каждого глазика обязательно берется отдельный диск. Протирается глаз от внешнего к внутреннему уголку. Увлажненным ватным диском обязательно проведите за ушками малыша. При этом не трогайте внутренность ушей, а исключительно ушную раковину. Очистку носа проводят ватными турундами.

Пупок нужно обрабатывать дважды в день, к примеру, утром и вечером. Для этой цели сначала на пупочную ранку капните несколько капель (2-3) перекиси водорода. Он будет пениться и так грязь удалить значительно легче. Выполняют такую процедуру ватным тампоном. После этого пупок обрабатывается зеленкой.

Ногти ребенку стричь нужно очень часто (примерно 1 раз в 3 дня), потому что растут они очень быстро. Наиболее удобное время для этого – во время сна (глубокая фаза). Ногти на ногах стригут по прямой линии, а на руках – полукругом. Чтобы в первые дни жизни новорожденный себе не оцарапал лицо, на ручки нужно надеть специальные варежки или использовать распашонки с зашитыми рукавами.

Факты о младенцах в утробе матери:

Вот несколько невероятных фактов о ребенке, которым он подвергнется от зачатия до рождения.

  1. В течение девяти месяцев периода беременности вес ребенка увеличивается в колоссальные 3 миллиона раз. И это даже без учета множественных родов.

Младенцы едят раньше матери, так же, как после рождения. Младенцы получают необходимые им питательные вещества через пуповину, а остальное оставляют матери

Вот почему важно, чтобы матери во время беременности придерживались здорового питания

  1. Когда ребенок находится в утробе матери, он использует одну руку больше, чем другую. Он предпочел бы использовать то же самое и после родов.
  1. Четырехмесячный плод отвернет голову, если на живот матери попадет очень яркий свет. Младенцы также реагируют на внезапные громкие звуки.
  1. У плода появляются свои уникальные кончики пальцев в возрасте трех месяцев.
  1. Детям в дородовой период требуется меньше месяца, чтобы развить и использовать свое сердце. В среднем с момента зачатия проходит всего 18 месяцев.
  1. Слух у малышей начинает формироваться еще до первого месяца первого триместра. В этот период развиваются даже дыхательная система и зрение.
  1. Регистрацию мозговых волн младенцев можно начать через 42 дня после зачатия.
  1. Младенцы не ждут, пока они выйдут из матки, чтобы начать сосать большой палец. Бродячая сумасшедшая показала на УЗИ красивые фотографии своего малыша, сосущего большой палец.
  1. Младенцы развивают почти все свои телесные системы до того, как закончится второй месяц первого триместра. Это происходит к восьмой неделе после зачатия.
  1. Вероятность выживания ребенка вне матки может возникнуть после шестимесячного периода. 26-недельный дородовый ребенок имеет более 50% шансов на выживание.
  1. Итак, вы думаете, что доктор, шлепающий их при рождении, — это первый крик вашего ребенка, но это не так. Младенцы могут плакать даже после 26-й недели зачатия. К этому времени у младенцев даже развиваются вкусовые рецепторы, что может объяснить их плач.
  1. Младенцы реагируют на смех матери, подпрыгивая вверх и вниз. Это происходит через 32 недели после зачатия.

Первый вдох малыша

Итак, началом жизни считается первый вдох. И этот вдох не приносит малышу приятных ощущений. Ощущения новорожденного скорее всего будут напоминать резкий вдох при сильном морозе или глоток воздуха на высоте порядка 5-6 километров. Это резкие, неприятные, обжигающие ощущения. Есть специалисты, которые считают, что именно эти ощущения являются причиной первого плача малыша. Привычка дышать возникает достаточно быстро — несколько вдохов , и все неприятные ощущения проходят. Но дышать холодным воздухом малыш будет готов совсем не сразу.
Ребенку, который только что родился, стоит попытаться показать, что тот непривычный мир, в который он родился — вполне уютное место. И произвести это можно единственным способом — восстановив тактильный и сенсорный контакт с матерью. Контакт «кожа- к-коже».

Первое, что стоит сделать сразу после родов — это помочь ребенку восстановить контакт с «сенсорным миром матери».

Красивое и сложное на первый взгляд понятие «сенсорный мир матери» обозначает всю сумму впечатлений, которые дает живое присутствие мамы рядом. А именно: мамино тепло, стук маминого сердца, который сопровождал ребенка все время, пока он рос в материнском животе. Это запах мамы, так легко узнаваемый. Это мамин голос и легкое покачивание, контакт «кожа- к- коже», ну и конечно же — вкус материнского молока.

Считается, что многие взрослые и почти все дети так любят мороженное именно потому, что из всех продуктов, только мороженное по сладости и жирности, и общей вкусноте напоминает вкус грудного молока.

Попробуем представить, как функционируют органы чувств новорожденного ребенка.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Альбатрос
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: