Как научить ребенка ползать, упражнения

Достижения первого года: когда кроха начинает ползать?

Ребенок не ползал. Поезд ушел?

Дети, которые пропустили этап ползания, могут в более старшем возрасте испытывать некоторые трудности с письмом и чтением

Совершенно очевидно, что, если ребенок перепрыгнул какой-то этап развития, вернуть этот момент уже никак невозможно. Но отчаиваться не стоит. Мозг ребенка невероятно пластичен и восприимчив до возраста 9-10 лет, и в этот период вполне можно провести коррекцию, которая восполнит дефицит развития. Кстати, многие дети и безо всяких коррекционных занятий в возрасте 2-3 лет сами «наверстывают упущенное», активно ползая по полу во время игры. Если вы заметили, что ребенок во время игры значительное время проводит лежа и ползая по полу, не надо ни в коем случае его одергивать, призывая к порядку и требуя занять вертикальное положение. Лучше постелите на пол ковер и позвольте ему играть, как ему нравится, — скорее всего, ваш ребенок просто не «доползал» в свое время и сейчас восполняет существующий пробел

А сделать ему это очень и очень важно

Комментировать статью «Нужно ли ребенку ползать? «

Мы вообще против ходунков, ребенок все должен делать в свое время, когда его скелет и мышцы готовы к этому.И у нас стимулом ползти стал пульт, уж очень он нам понравился, лучше игрушек.

во многих странам все эти ходунки-прыгунки запрещены, т.к. приводят к ортопедическим проблемам разной степени тяжести. ИМХО, это игрушки не для малышей, которым они нафик не нужны, а для их тщеславных родителей. Ну что от вас убудет, если ребенок пойдет на месяц позже, но САМ и ПРАВИЛьНО? Соседки/подружки/род-ственники заклюют? Ребенок ведь не одолжение тому дяде делает, а СВОЙ первый шаг.ИМХО, можно вмешиваться на всех этапах развития чада, научить можно всему, даже алфавиту в год (даже обезьяну можно научить играть на пианино). Понимаю, что невозможно не сравнивать своего ребенка со сверстниками и не пыться «переплюнуть конкурентов», но ведь, постоянно и навязчиво вмешиваясь, можно зарубить на корню самостоятельность и инициативность ребенка, его самодостаточность и жизнерадостность:(

Очень полезная статья!Я переживала, когда мой второй ребенок в первые дни вообще! не мог лежать на спине — скрючивался и плакал -а врачи ведь рекомендуют! Я решила не париться и укладывала дочу спать на животик. Оказалось, поступала правильно. Согласно новейшим медицинским веяниям спать на животе считаетя полезнее для малыша. 5 лет назад (когда родился первый ребенок) — детей чуть не насильно укладывали на спину.Веяния меняются, а вы с вашими детьми и ненужными переживаниями остаетесь. Хочется поменьше категоричности в рекомендациях педиаторов.

Всего 9 сообщений
.

Отправить свой рассказ для публикации на сайте можно на

Как ползание ребенка развивает речь

Некоторые мамы ужасно переживают, если ребенок начинает стоять и ходить чуть позже, чем полагается: «Наверно, с ним что-то не так». А есть те, кто хвастается: «А мой пошел уже в десять месяцев».

Конечно, все родители радуются, наблюдая, как растет и развивается их ребенок: сначала малыш может только сосать грудь, но постепенно учится выполнять все привычные для человека действия. Родители с нетерпением ждут, когда ребенок начнет стоять, а затем ходить. Поэтому можно понять их чувства: они волнуются, если малыш начинает ходить позже остальных, а если раньше — для них это повод похвастаться.

Но очень плохо, если эти чувства у родителей превращаются в желание как можно быстрее отучить ребенка ползать и сразу научить ходить. Не нужно торопить события

Если родители будут форсировать этот процесс, ребенок лишится очень важного этапа развития. А у родителей вместо повода для гордости возникнет повод для беспокойства. Новорожденный ребенок не может держать голову, поэтому взрослые должны ее поддерживать, когда берут малыша на руки

Так происходит потому, что мышцы шеи ребенка еще не развиты. Примерно в три месяца дети начинают держать голову в вертикальном положении. В четыре месяца они уже могут поднимать и поворачивать ее. В педиатрии такой темп развития считается нормой. Чтобы ползать, ребенку нужно уметь поднимать голову — два этих навыка напрямую связаны

Новорожденный ребенок не может держать голову, поэтому взрослые должны ее поддерживать, когда берут малыша на руки. Так происходит потому, что мышцы шеи ребенка еще не развиты. Примерно в три месяца дети начинают держать голову в вертикальном положении. В четыре месяца они уже могут поднимать и поворачивать ее. В педиатрии такой темп развития считается нормой. Чтобы ползать, ребенку нужно уметь поднимать голову — два этих навыка напрямую связаны.

Малыш, когда ползет, изо всех сил старается поднимать и удерживать голову. Это движение отличается от поднимания головы, когда ребенок лежит на спине: чтобы ползти, нужно поднимать голову от груди, как бы запрокидывая ее назад. Ползание стимулирует развитие мозга и мышц шеи, и пропускать этот этап никак нельзя.

В современной медицине считается, что дети, которые пропустили этап ползания или которые мало ползали, сильно уступают сверстникам по уровню развития речевых способностей. Профессор Гленн Доман, основатель американской организации «Институты достижения потенциала человека», представил исследование о том, что речевые навыки детей, которые не ползали, а сразу начали ходить, отличаются от тех, кто прошел через этап ползания.

Он обратил внимание, как значительно процесс ползания влияет на мозг человека, и даже предложил использовать это при лечении умственной отсталости, энцефалопатии и частичного паралича после инсульта. По словам Домана, эволюция живых существ связана с появлением у них способности ползать. Уровень развития мозга пресмыкающихся намного превосходит низших животных

Понятно, почему ползание оказывается эффективно при лечении энцефалопатии у младенцев

Уровень развития мозга пресмыкающихся намного превосходит низших животных. Понятно, почему ползание оказывается эффективно при лечении энцефалопатии у младенцев.

При ползании нужно поднимать и держать голову, а это хорошо влияет на развитие мозга. Так что нужно поддерживать желание ребенка ползать, а не стремиться поскорее пройти этот этап.

Одно время активно обсуждали, нужно ли выкладывать детей на живот. В Японии такой метод подвергся критике из-за того, что привел к несчастным случаям. Однако выкладывание новорожденного на живот развивает те же навыки, что и ползание. Чтобы дети, которые еще не умеют ползать, научились поднимать голову, как маленькие черепашки, их специально кладут на живот. Но если постель мягкая, ребенок может задохнуться.

Ползание улучшает здоровье и тонус мышц

Важно учитывать тот факт, что ползание улучшает здоровье и тонус мышц не только у маленьких детей, но и у взрослых людей. Распределяя вес тела на все четыре конечности, происходит формирование мышечной коробки по всему телу

В процессе ползания ребенок развивает различные группы мышц, которые в предстоящем будущем понадобятся для поддержания здоровья и правильного положения тела на протяжении всей жизни.

Не стоит забывать, что ползание способствует развитию костной ткани и особенно важно для детей в раннем возрасте, когда идет активный процесс роста и формирования костяков

  • Ползание улучшает гибкость мышц и суставов
  • Ползание способствует формированию гармоничного телосложения
  • Ползание улучшает проходимость кровеносных сосудов связанных с мышечной системой

Важно понимать, что начинать обучение ползанию необходимо с раннего возраста, когда малыш еще не слишком активен, легко устраивается на животике и готов начать двигаться. Основную нагрузку в процессе обучения должна нести рука родителя, постепенно знакомящая ребенка с новыми движениями и помогающая приобрести необходимые навыки

Следует учитывать что каждый ребенок индивидуален и у каждого ребенка процесс обучения будет происходить по своему индивидуальному графику, который зависит от многих факторов. Поэтому необходимо прислушиваться к своему ребенку и совместно с ним отслеживать все изменения происходящие в его организме.

Зачем ребенку нужно ползать и почему он не хочет это делать?

Родители пристально следят за развитием своего крохи в первые месяцы жизни. Они знают, что одним из базовых навыков детей является ползание. Оно укрепляет все мышцы тела, развивает координацию и пространственное мышление, что позволяет постепенно переходить к навыкам сидения и стояния, а затем и делать первые самостоятельные шажки. Однако, нередко родители сталкиваются с нежеланием ползать или формированием у детей своеобразной формы этого навыка (ползает задом или боком). Опасно ли это? Может ли ребенок, не ползая, сразу сесть и пойти? Насколько важен такой навык?

Развитие ребенка происходит по определенным законам, и навык ползания в нем — один из ключевых этапов. От того, насколько активно и правильно пройдет освоение данного навыка, во многом зависят темпы дальнейшего психомоторного развития ребенка. Поэтому, через ползание, каким бы стилем и методом оно не осуществлялось, должны проходить все дети на первом году жизни. Физиологи и неврологи говорят о том, что навык ползания является более значимым в полноценном и гармоничном развитии нервной системы и высшей нервной деятельности, чем даже навыки сидения, стояния и затем первые шаги детей. Почему так? Во-первых, дети осознают понятие пространства и его правильные соотношения, кроме того, именно на этом этапе наиболее видны многие из нарушений в развитии ребенка, которые именно сейчас можно скорректировать.

По мере того, как развитие ребенка доходит до стадии ползания, укрепляется тело и развивается нервная система, формируются ее базовые связи. Так, по мере освоения навыка в области мозга сначала формируются, а потом прочно закрепляются связи между полушариями мозга (двигательной корой) и телом, его мышцами, связками и костями. По мере оттачивания навыка включается в работу и мозжечок, что развивает координацию и точность, формируются произвольные и осознанные движения. Первоначально дети осваивают методику движения в горизонтальном положении, что потом, уже по аналогии, существенно облегчает им освоение навыков уже в вертикальном положении. Есть данные о том, что те дети, что рано начали ползать, показывают высокие результаты развития одновременно обоих полушарий мозга, не имеется выраженного преобладания влияний левого или правого, это дает более гармоничное и всестороннее развитие. То есть, в дальнейшем такие малыши могут быть склонны как точным наукам, так и к гуманитарным, у них полноценно и равномерно тренируется тело, нормализуется мышечный тонус и правильно развивается скелет.

Малыш начинает ползать примерно с 6-7 месяцев, осваивая навык быстро и активно к периоду 8-9 месяцев. Это говорит о полноценном и правильном развитии тела и нервной системы, полноценного их взаимодействия. За счет ползания тело получает оптимальную нагрузку, а в процессе освоения и оттачивания навыка равномерно нагружаются все скелетные мышцы, начиная от шеи, заканчивая пяточками. Малыш в процессе активного ползания выравнивает мышечный тонус, тренирует суставы и связки, нагружает скелет, что приводит к активизации метаболизма минералов, кости становятся крепче. Активная тактильная стимуляция и поступающие импульсы от двигательной сферы, новые зрительные и тактильные ощущения посылаются в кору мозга, помогая нервной системе полноценно развиваться, получать верную информацию о пространстве и окружающем мире, его свойствах.

Новые движения и действия приносят малышу массу положительных эмоций, что существенно влияет не только на саму нервную систему, но и на иммунитет, кроветворение и работу внутренних органов. Активно расходуя энергию во время ползания, такие дети лучше кушают и спят, они менее беспокойны. Известен тот факт, что дети, которые в силу определенных обстоятельств или дефицита занятий с родителями мало двигаются, имеют снижение иммунитета, более частые и длительные простуды.

Когда дети начинают ползать?

Вопрос, со скольки месяцев ребёнок должен поползти, некорректен. На самом деле младенец никому и ничего не должен. Да, имеются усреднённые показатели, однако малыши с ними не знакомы, поэтому и развиваются в своём собственном темпе.

Представим лишь общие данные. В среднем малыши начинают ползать в 7-месячном возрасте, однако рамки появления этого навыка достаточно широкие – от 5 до 9 месяцев. Также педиатры отмечают, что девочки нередко опережают мальчишек на месяц-другой.

Обычно ребёнок учится ползать уже после того, как научится сидеть самостоятельно, поскольку позвоночный столб уже достаточно крепок, что перейти на этап полноценных движений. Любопытно, что некоторые малыши вообще пропускают ползание и сразу же встают на ножки.

Кроме того, ответ на вопрос, во сколько месяцев ребёнок начинает ползать, должен учитывать множество сопутствующих факторов — как внешних, так и внутренних. Так, время начала ползания будет зависеть от таких условий, как:

  • пол крохи (мальчик, скорее всего, начнёт ползать позже девочки);
  • масса тела ребёнка (крупные малыши поползут позже);
  • доношенность (рождённый раньше срока младенец поползёт позже);
  • темперамент (активные холерики и сангвиники активнее овладевают практически всеми навыками);
  • состояние здоровья;
  • заинтересованность родителей в развитии детей.

Таким образом, вопрос, во сколько месяцев детки начинают ползать, зависит от индивидуальных особенностей конкретного ребёнка. Ясно одно, ползание – очень полезная разновидность физической активности у грудничков. Поэтому родителям необходимо создать малышу все условия для формирования и совершенствования этого навыка.

Когда начинает ползать?

Новорожденный младенец с первых минут жизни начинает познавать окружающий мир. Он рассматривает все вокруг, прислушивается, трогает и пробует на вкус любую вещь, к которой может дотянуться. И вот, когда в зоне досягаемости руки не остается неизученных секретов,  естественная пытливость побуждает малыша проявить интерес и к другим предметам.

Этот период активной познавательной деятельности начинается несколько раньше, чем дети учатся ходить. Поэтому, чтобы дотянуться до яркой игрушки или маминого мобильного телефона, малыш пробует двигаться вперед другими доступными ему способами.

Сначала у него начинает хорошо получатся перекатываться на бок и на живот. Потом он сможет, отталкиваясь ножкой или ручкой, развернуться в другую сторону, передвинуться вперед или назад. А когда малыш окончательно поймет и освоит свои новые возможности – он научится ползать в нужном ему направлении.

Обычно первые попытки ползти отмечаются у детей уже с пятимесячного возраста. Самые активные и настойчивые малыши к семи месяцам умеют ползком преодолевать довольно большие расстояния.

Такие данные о том, во сколько месяцев ребенок начинает ползать, нельзя считать нормой, поскольку в младенческом возрасте развитие детей происходит сугубо индивидуально.

Период, когда малыш станет ползать, зависит от нескольких критериев:

  1. Степень развития опорно-двигательного аппарата. Чем быстрее окрепнут мышцы рук и спины, тем увереннее будет чувствовать себя ребенок, опираясь на ручки, и в скором времени начнет ползать.
  2. Степень развития нервной системы. Осмысление принципа передвижения путем переползания – результат напряженной работы головного мозга. К этому моменту у младенца должны быть сформированы нейронные связи, отвечающие за координацию движений, развитие чувства пространства и расстояния.
  3. Особенности развития. Каждый малыш осваивает окружающий мир в своем ритме. Некоторые отдают предпочтения тактильным ощущениям и тогда они раньше начинают ползать. Другие сразу хотят понаблюдать и только потом пытаются потрогать.

Кроме этого, считается, что временной период, во сколько начинают ползать девочки, наступает немного раньше, чем у мальчиков. Также установлено, что недоношенные дети делают это немного позже, примерно в десятимесячном возрасте.

  1. Телосложение. Обычно пухленьким карапузам тяжелее научиться передвигаться ползком, поэтому у них данный процесс может занимать больше времени.
  2. Стимулирование. Создание благоприятных условий для формирования умения ползать может поспособствовать более раннему развитию этого навыка.

Таким образом, нельзя точно спрогнозировать, когда малыш научится ползанию. Нередко бывает, что ребенок в 8 месяцев еще не ползает, а уже начинает учиться стоять, перешагивать от предмета к предмету. У него потребность в перемещении ползком может не появиться совсем.

Если малыш не хочет вставать на ноги…

Если к 10-и месяцам ребенок не встал на четвереньки, помогите ему упражнениями на мышечный корсет ног: прыжки, подъемы, упоры, которые выполняются ежедневно по несколько раз.
Если когда-то он упал, пусть даже с небольшой высоты, ребенок может «записать» этот негативный опыт на подкорку и после бояться встать на ножки. Поэтому в преодолении боязни родитель помочь просто обязан: для этого понадобится сложенная вчетверо простынь, которую пропускают под животиком малыша и связывают концы над ним. Затем, видя, что он пополз по-пластунски, нужно немного подтянуть вверх узел, при этом вес уменьшится, а ребенок почувствует поддержку. Если опыт пройдет удачно, ваше чадо начнет ползать на четвереньках.
Дети, часто болеющие, долго ползают на животике, так как их организм немного отстает в освоении двигательных навыков из-за приема лекарственных препаратов, им свойственна мышечная слабость. Для того, чтобы малыш рос полноценно и встал на ноги до года, нужно с самого первого дня понемногу выкладывать его на животик, массировать стопы ног, руки, ежедневно делать утреннюю гимнастику.
Небольшой валик с любым натуральным наполнителем подкладывают под животик ребенка, когда тот ползет, как партизан. При этом он будет стараться принять удобную позу, вначале начнет упираться на руки и стоять в таком положении, а затем станет и на коленки

Чтобы поза зафиксировалась, надо привлечь внимание рукой игрушкой, до которой нужно доползти (валик при этом надо убрать).
Будьте внимательны к своему малышу, прислушивайтесь к его состояниям, думайте о том, как помочь ему в развитии, но при этом не навредить.

Виды ползания у детей до года

Поэтапный прогресс ребенка в самостоятельном передвижении условно подразделяют на несколько стадий, для которых характерен свой вариант ползания.

На животе

Это важнейшая стадия, на которой ребенок осваивает свой самый первый метод передвижения. Самостоятельно переворачиваться на животик он будет уметь уже в трехмесячном возрасте, а передвигаться на нем ближе к четырем-пяти месяцам. Происходить это будет так: при помощи рук малыш будет как бы подтягиваться, стараясь продвинуться вперед. Конечно, быстро перемещаться таким образом не получится, но зато значительно укрепятся мышцы спины, плеч и шеи, ведь ребенок выгибается, пытается приподнимать голову и отталкиваться руками от твердой поверхности.

По-пластунски

Когда малыш осознает, что лежать на животике и стараться оттолкнуться недостаточно, он пускает в ход свои ноги. Условные сроки освоения такого способа – шестимесячный-восьмимесячный период. Ребенок широко расставляет ноги, сгибая их, а затем усилием усердно отталкивается от твердой поверхности, тем самым двигаясь вперед. Опорой при этом являются локти. Со стороны это выглядит очень забавно и мило. Некоторые дети отталкиваются не двумя, а только одной ногой, и в этом нет ничего страшного.

На четвереньках

Это довольно сложный вариант, требующий умения сидеть, равномерно переносить вес тела на руки и ноги и держать равновесие тела. Обычно это происходит с семимесячного по девятимесячный период. Всемирная организация здравоохранения установила верхнюю границу нормы, когда ребенок уже должен ходить на четырех конечностях – это тринадцатимесячный срок.

Чтобы помочь малышу научиться более уверенно ползти на четвереньках, можно поиграть с ним в такую игру: взять мягкую простыню или легкий плед, свернуть его в неширокую плоскую ленту и подхватить малыша за грудь, тем самым родитель будет регулировать процесс и помогать ему передвигаться на четырех конечностях (точках опоры), координироваться в пространстве.

Также полезным будет упражнение «стойка на коленях»

Осторожно и аккуратно нужно поставить малыша согнутыми ногами на пол и придерживать либо позволить ему держаться за диван. Чуть позже он научится уже самостоятельно регулировать равновесие в таком положении, не нуждаясь в опоре

Заставлять ребенка передвигаться через силу нельзя, потому что, если он не чувствует равновесия, рефлекторно включается инстинкт самосохранения и он просто перестает ползти. Поэтому нужно быть ласковыми и терпеливыми, не оказывая лишнего давления.

На коленях

Ходить таким методом маленький ребенок сможет после того, как сначала научится регулировать свое ползание на четырех конечностях. Именно из этого положения он сможет подняться на колени. Навык такой ходьбы является предпосылкой к скорому хождению на ногах.

В первое тренировочное время нужно вставать перед ним и держать его за руки. Легонько тянуть малыша на себя, чтобы он рефлекторно стал передвигать ноги по направлению к родителю.

Если регулярно выполнять с ребенком «стойку» на согнутых ногах, ему будет намного проще начинать передвигаться таким способом, ведь он уже будет знать и чувствовать, как держать равновесие.

Как помочь ребёнку научиться ползать быстрее

Если ребёнок развивается без отклонений, то с одобрения педиатра начинать заниматься можно с 4-х месяцев. Более ранние сроки начала занятий могут привести к осложнениям, так как плечевой пояс ребёнка ещё недостаточно окреп. Занятия включают массаж и комплекс упражнений.

Перед началом занятий нужно убедиться, что:

  • комната проветрена, температура от 20 до 23ºС;
  • после последнего приёма пищи прошло не меньше 1 часа;
  • карапуз в хорошем настроении.

Массаж и упражнения проводятся на твёрдой поверхности. Можно расстелить одеяло и несколько пелёнок на полу.

Занятия лучше всего проводить на полу

Массаж

Перед тем как приступать к упражнениям, нужно сделать малышу общеукрепляющий массаж с использованием массажного масла или детского крема. Руки взрослого должны быть тёплыми. Для массажа можно использовать массажный мячик.

  1. Лёгкими движениями поглаживаем кроху от ручек, ножек к центру животика.
  2. Лёжа на спинке, попеременно сводим и разводим ручки.
  3. Ребёнок лежит на спинке. Подтягиваем прямую левую ножку к правому плечу, а правую ножку к левому плечу.
  4. Выкладываем кроху на живот. Поглаживаем спинку.
  5. «Ангелок». Малыш лежит на животе. От позвоночника к бокам поглаживаем спинку, очерчивая крылышки. Делаем до 30 поглаживаний.
  6. От поясницы плавными поглаживаниями двигаемся к подмышкам.
  7. «Поезд». Ребром ладони проводим несколько раз вдоль позвоночника, а затем от позвоночника к рёбрам.
  8. По ступням и от ладошек к плечам несколько раз проводим массажным мячиком.

Гимнастика для малышей

В гимнастику после консультации с педиатром можно включать упражнения с фитболом и треком Домана.

Занятия с малышом нужно проводить каждый день

Занятия в 4 месяца

Цель занятий — подогреть интерес крохи к ползанию и поощрить первые попытки ползти по-пластунски.

«Птичка». Берём ребёнка двумя руками за грудь так, чтобы он смотрел вниз или вперёд. Поднимаем и покачиваем малыша из стороны в сторону.
«Иди к маме!» Ребёнок лежит на полу на животике. Мама садится немного в отдалении, прикасается к верхней губе крохи (так активизируется его двигательный рефлекс) и зовёт к себе. Малыш будет изо всех сил пытаться доползти до мамы. Обязательно карапуза нужно похвалить и взять на руки.
«Вперёд!» Ребёнок лежит на животе. Подставляем ладонь под ступни, кроха отталкивается и продвигается вперёд.
«Какая игрушка!» Малыш на животике

Чуть в отдалении перед ним лежит игрушка, взрослый, рассказывая о ней и привлекая внимание крохи, побуждает его ползти к цели.

Чтобы ползти, у ребёнка должен быть стимул, например, в виде игрушки

Занятия в 5–6 месяцев

Если малыш освоил ползание по-пластунски, то можно переходить к новым упражнениям, направленным на освоение ползания на четвереньках.

  1. «Кошечка». Под животик и грудь малыша кладём высокий, скатанный из одеяла валик. Такое положение рефлекторно заставит ребёнка опереться одновременно на ножки и на ручки.
  2. «Моя игрушка!» Садимся на пол, ноги разводим в стороны. Малыша кладём спинкой вверх на одну ногу так, чтобы его ножки лежали на другой ноге взрослого. Получается имитация позы на четвереньках. Перед крохой кладём игрушку и даём ему возможность поиграть с ней. Тело ребёнка запоминает положение в пространстве.
  3. «Кто у нас сидит?» Малыш лежит на спине, берём его за ручки и помогаем принять положение сидя.
  4. «Велосипед». Поочерёдно сгибаем и разгибаем ножки малыша, имитируя катание на велосипеде.
  5. «Топ-топ». Укладываем малыша на спину, выполняем его стопами поступательные движения, опуская их полностью на твёрдую поверхность.
  6. «Повтори». В полгода многие детки уже сами совершают попытки проползти. Если среди знакомых есть «ползунки», то можно пригласить их в гости: ребёнок, следуя примеру, тоже захочет передвигаться таким же образом.
  7. «Лабиринт». Это то же упражнение, что и «Иди к маме!» на этапе освоения ползания по-пластунски, но на новом уровне. Теперь к цели ведёт «тоннель» из одеял, пледов, полотенец.

Занятия в 7–8 месяцев и старше

Самым действенным для малышей этого возраста является упражнение «Повтори». Доктор Комаровский предлагает упрощённый вариант вместо приглашения гостей: мама или папа становятся на четвереньки рядом с малышом и ползут, показывая пример для подражания.

Если в 9 месяцев малыш не умеет ползать даже по-пластунски, нужно показать его ортопеду. Если отклонений во время осмотра не установлено, занятия нужно продолжать в том же режиме: массаж и гимнастика.

Как научить?

Умение ползать заложено природой, родителям следует лишь немного помочь малышу «вспомнить» это. Обычно процесс перемещения в пространстве с помощью ползания начинается в возрасте от 5-6 до 8-9 месяцев. Если ребенок старше не сидит и не ползает, стоит проконсультироваться с врачом, чтобы выяснить, в чем причина — в мышечной слабости спинки и конечностей или в индивидуальных особенностях крохи. Стимулирование ползания — это необходимый комплекс мер.

Подготовительный этап

Подготовительный этап заключается в стимулировании, создании мотивации. Если ребенок не заинтересован в ползании, он не поползет. Значит, нужно создать ему потребность ползти. Положите перед ним красивую яркую игрушку или очень интересный предмет, до которого кроха не сможет дотянуться, не попытавшись продвинуть свое тело хоть немного вперед из положения лежа на животе. Если ребенок уже сидит, это облегчит задачу, если еще нет — не стоит усаживать его насильно, лучше стимулировать ползание.

Основной этап обучения включает в себя оздоровительный массаж для укрепления мышц спины, шеи и живота, а также сами занятия. Представления о том, в какой позе лучше всего ползать — всего лишь родительские представления. Малыши сами выбирают удобное для себя положение тела. Даже если со стороны кажется, что ребенок ползает неправильно, отталкиваясь только одной ногой (или елозит на животе, раскинув руки и ноги и размахивая ими), нет никаких оснований вмешиваться и что-то пытаться изменить.

Медленное ползание

Довольно часто дети, которым помогли встать на четвереньки, надолго «застывают» в этом положении. Они могут раскачиваться, как бы проверяя, держат ли они баланс, но делать движение вперед не спешат. Комаровский рекомендует таких «медленных» карапузов никуда не торопить. Они проходят важный этап, изучая вестибулярные возможности собственного тела.

Специалист рекомендует родителям не искать в интернете видео о том, как научить ребенка ползать в 5 месяцев по системе Комаровского (именно такой запрос является очень популярным). Такого видео не существует, поскольку возраст, в котором ребенок начинает ползать — разный. От родителей активная помощь карапузу нужна тогда, когда он сам уже готов к новому способу перемещения, а это часто происходит значительно позже, чем в 5 месяцев.

Однако несколько приемов, которые помогут научить малыша ползать, Евгений Комаровский все-таки подсказывает.

  • Личный пример. Со стороны это смотрится смешно и порой даже нелепо, но лучшего способа научить ребенка чему-либо, чем личный пример, пока не придумано. Если ребенок лежит на животе, ползайте рядом с ним по-пластунски. Если он уже встал на четвереньки, вставайте рядом и показывайте, как нужно перемещаться. Деткам, которые боятся совершить движение вперед, можно помочь, поддерживая их ладонью под животик. Если на пару дней на четвереньки встанет вся семья, включая братьев и сестер, будет вообще идеально.
  • Миссия должна быть выполнимой. Если вы ставите игрушку слишком далеко от ребенка, пытаясь заинтересовать его в ползании, кроха быстро поймет, что добраться до нее трудно, сложно или невозможно вообще. Тогда он перестанет предпринимать попытки и смирится с недосягаемостью желанного предмета. Как вариант — он может начать истошно орать, требуя эту игрушку. Но если вы будете ставить ее рядом, а с каждым днем немного отодвигать дальше, то процесс ползания будет происходить естественно, при обоюдной заинтересованности сторон.
  • Обучение движениям. В ежедневную гимнастику или процедуры массажа стоит добавить новые упражнения, которые будут имитировать ползание и тренировать мышечную память. Можно положить чадо на спинку и поочередно сгибать и разгибать в коленочках ножки. Это не только полезная процедура, но и веселая игра. Можно положить ребенку под животик мягкий валик, взять его за ножки и немного «покатать» его животом по валику, при этом кроха должен упираться ручками в твердую поверхность пола.

Еще одно эффективное упражнение напоминает движения лягушки — положите кроху на живот на твердую поверхность, обе ножки попеременно сгибайте в коленях и слегка разводите в стороны (это будет похоже на манеру плавания лягушат). Через некоторое время в этой позе можно подставлять ладонь таким образом, чтобы стопы крохи упирались в нее, тогда малыш научится отталкиваться и совершать первое инерционное движение вперед.

Укрепить руки и плечевой пояс поможет хождение на руках. Если малыш хорошо опирается на руки во время лежания на животе, аккуратно возьмите его за ножки и слегка приподнимите их, легко подтолкните ребенка вперед, чтобы он начал «переступать» руками. Не делайте это слишком резко, иначе малыш может сильно удариться головой.

Почему дети не хотят ползать?

Если вы пытаетесь помочь вашему ребенку освоить навыки ползания, а он упорно не хочет это делать, стоит прежде всего выяснить, почему малыш не хочет предпринимать попытки ползать на четвереньках. Специалистами выделяется восемь основных факторов, которые могут мешать ребенку:

Недоразвитость мышц или их слабость из-за заболеваний, например, при рахите. Диагноз обычно устанавливается педиатром во время планового осмотра, им же и назначается лечение и курс массажа. При игнорировании советов врача и самостоятельных занятиях ползанием у такого ребенка может серьезно травмироваться связочный аппарат и мышцы.

Большой вес и тучность. Скелет малыша еще слаб и не может выдержать нагрузку такого веса. Перекормленные и очень полные дети закономерно отстают в физическом развитии, они позже осваивают все навыки, им просто очень трудно двигаться.

Малоподвижное пребывание в постели в результате длительной болезни или ношения ортопедических конструкций, частые болезни в первые полгода жизни. Обычно такие малыши чуть позже, окрепнув, начинают активно догонять в развитии сверстников.

Различного рода травмы рук и ног, переломы, растяжения и вывихи, сильные ушибы. Боль не дает ребенку свободно двигаться.

Практика тугого пеленания не дает своевременно освоить некоторые навыки. Дети, с раннего возраста находившиеся в свободной одежде, раньше учатся управлять своим телом и раньше начинают ползать. Если вы не можете обходиться без пеленания, то при любой удобной возможности предоставляйте ребенку свободу движений — он не должен всегда быть спеленут.

Длительное нахождение в манеже и пользование прыгунками и ходунками не дает ребенку возможности развить навыки ползания. Конечно, на несколько минут в день, чтобы сделать необходимую домашнюю работу, можно пользоваться манежем, но в общей сложности ребенок не должен быть там более 2 часов в сутки и не более получаса подряд. А вот ходунки и прыгунки врачи вообще не одобряют.

Предрасположенность к позднему ползанию, переданная по наследству. Врачи давно заметили, что навыки физического развития передаются по наследству, мальчики обычно наследуют отцовские черты, а девочки — материнские. Расспросите своих родителей о вашем развитии и примерно в эти же сроки ждите прогресса у вашего карапуза.

Отсутствие интереса к ползанию. Задача родителей так заинтересовать ребенка, чтоб он не мог устоять от соблазна поползти за любимым предметом или игрушкой.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Альбатрос
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: