Рекомендации по наращиванию ведущей роли
- выходить из позиции ребенка. Я уже говорила о том, что мама с внутренним состоянием ребенка не может стать безопасной опорой для малыша. Она сама, по сути, нуждается в ней. Почему женщина не может выйти из состояния ребенка в состояние взрослого, нужно разбираться в каждом конкретном случае. Но, скорее всего, это уже заявка на личную терапию со специалистом.
- принять на себя ответственность за своего ребенка. Не стоит взваливать на него ответственность не по возрасту или винить его в чем-то. Психика ребенка на это не рассчитана.
- Если вам нужно что-то делать, берете и делаете. Помните, что ребенок не может диктовать вам правила жизни. Это не в его компетенции. Главное, без перегибов.
- Соблюдайте семейную иерархию. Сначало вы и муж, потом ребенок. “Сначало оденьте кислородную маску на себя, потом на ребенка”. Помните?
- Выстраивание личных границ. Об этом я уже много писала.
Любовь или ум
Участие в неинтересных мероприятиях добавляет ребенку дополнительный стресс, ведь не нужно сбрасывать со счетов постоянное давление в школе: не сдал тест, набрал меньше баллов, чем сосед по парте, и подобное. Ответьте себе честно на вопрос, часто ли вы задумываетесь об этом и ставите это ребенку в вину? Спросите себя, любите ли вы ребенка за талант или ум. Вряд ли вы дадите положительный ответ. Конечно, среди прочих причин, которые заставляют родителей таскать ребенка по различным кружкам и секциям, сильной является страх за него. Вдруг он окажется беспомощным перед жизнью? Но связь между ребенком и родителем намного глубже, чем кажется на самый придирчивый взгляд, поэтому такие вещи не должны иметь решающего значения. Абсолютно каждый ребенок заслуживает любви.
Принцип ведущей роли педагога
Педагог – это воплощение единства и целостности воспитательной работы. Он согласовывает его части, последовательно использует принципы воспитания. Личный пример педагога является самым эффективным средством воспитательного воздействия.
Естественно, воспитательная работа предполагает активное участие самих воспитанников, но организатором данной активной деятельности и всего воспитательного процесса, его субъектом всегда является педагог. Потому к воспитателю или педагогу предъявляются повышенные профессиональные требования.
Еще одной функцией данного принципа является недопустимость отступлений педагога от принципов воспитания. Не стоит разрешать воспитанникам оказывать какие-то личные услуги, поощрять угодничество, лесть, подхалимство, попустительское отношение к одним и предвзятое отношение ко вторым воспитанникам. Подобные нарушения напрочь подрывают авторитет педагога и наносят ущерб воспитательной работе.
Совет 4
Большая проблема родителей – иметь ожидания относительно ребенка. Мы оказываем давление на детей, чтобы они достигли того, что мы ожидаем. Хорошо иметь моральные ценности и передавать их ребенку, но, когда это становится одержимостью, вы делаете жизнь ребенка несчастной, и тогда это уже не имеет смысла. Хотеть чего-то – это не проблема. Проблема в одержимости, это буддийская философия.
Пример. Есть такая проблема: родители хотят, чтобы их ребенок был лучшим в классе. Но в классе 30 детей, и от каждого ребенка его родители хотят, чтобы он был лучшим. Тут небольшая логическая проблема, вы видите? Не каждый ребенок может быть лучшим. Кто-то должен принять, что его ребенок будет вторым или даже номер 30. Ребенок может принять, что он будет номер 30, но не его родители.
Плач Ребенка: почему негативная реакция родителей может навредить?
Потом такие родители приходят ко мне с вопросом: “Я не понимаю ребенка, он злится на меня”. Я начинаю исследовать ситуацию, и нахожу, что родитель не может принять, что его ребенок не лучший. Но некоторым детям не нравится школа, некоторые – плохо учатся. У мамы есть рецепт: все, что ему (ребенку) нужно – больше работать. Ребенок воспитывается таким, что он неспособен принять неудачу. Потом мы имеем много подростков, которые кончают жизнь самоубийством из-за неудачных экзаменов.
Реальная история. Ко мне обратилась мама, чей ребенок не одарен в математике. Она видела в этом проблему. Я сказал: “Предположим, ваш ребенок плохо играет в хоккей. Вы бы навязывали ему, что он должен заниматься больше, чтобы стать чемпионом по хоккею?” Она ответила: “Нет, это не имеет смысла”. “Если это не имеет смысла в хоккее, почему вы не принимаете это в отношении школы? – спросил я. – Ваш ребенок такой, какой есть. Школа – это не конец света, хоть она и важна. Есть много людей, которые ведут прекрасную жизнь, но не являются чемпионами в школе”.
Пример. Некоторые родители говорят: “Я просто хочу, чтобы мой ребенок был счастлив”. Скорее всего, вы не очень счастливы и надеетесь, что ребенок сделает то, чего нет у вас. Родители не могут позволить себе, чтобы их ребенок был несчастлив. Тогда они не могут спокойно реагировать на плач ребенка. Они начинают устраивать цирк, бегут к ребенку, обнимают его. Проблема опять в компульсивном аспекте (одержимости). Ребенок упал, плачет. Может, он плачет, потому что был удивлен неожиданностью падения. Спросите его: “Тебе больно? Ты поранил что-то?” Вдруг он сразу перестанет плакать? Но если вы сразу схватите его, он начнет плакать сильнее, и в следующий раз он может использовать это.
Юношеский возраст
Это более спокойный возраст. Но проблем с ним может быть не меньше. Ваш ребёнок не просто ваше дитя, а он уже является сформировавшеюся личностью. Это уже не мальчик или девочка, в обществе они уже молодёжь – девушки и парни. Ваше влияние на ребёнка зависит от ваших отношений. Но вам нужно понимать, что в юношеском возрасте нужно позволить ребёнку учиться на своих ошибках. Дайте больше свободы детям. Но все же, есть много случаев, в которые вы должны как родители вмешаться.
Дети – это радость жизни! Они являются продолжением нас самих. Вы единственные кто обязан ребёнка научить и поддержать. Если вы пройдёте с ним половину пути его жизни с поддержкой, то он потом пройдёт остаток вашей жизни рядом с вами, поддерживая вас.
L o a d i n g . . .
Тест: Не изменяет ли ваша вторая половина?
Вы подозреваете, что ваш партнёр вас обманывает? Пройдите тест и узнайте, может ли вас водить за нос ваша вторая половина.
ответ:
Что советуют психологи
Сложный период в жизни подростка родители должны разделить вместе с ним. Но это не должна быть настойчивость, строгий контроль, самопроизвольное вмешательство в его дела. Любой родитель, у которого есть связь с ребенком, почувствует его состояние, и безмолвную просьбу о помощи. Начиная с 11–14 лет, родители должны:
Как можно больше времени уделять ребенку. Несмотря на то, что круг его друзей с каждым годом становится шире, общение с родителями необходимо ему.
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.adfoxCode.create({ownerId:304156,containerId:’adfox_16815431933557465′,params:{pp:’dkxi’,ps:’gmii’,p2:’ihys’}},,);})(window,’adfoxAsyncParamsAdaptive’);
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.adfoxCode.create({ownerId:304156,containerId:’adfox_168154340470458918′,params:{pp:’dkxr’,ps:’gmii’,p2:’ihyo’}},,);});
Они должны знать как можно больше о жизни ребенка, как и он об их.
Поэтому не стоит избегать заданных вопросов, ведь если они последовали, то имеют значение для собеседника. С помощью диалога можно узнать о жизни ребенка очень много: кто его друзья, какие у него увлечения, проблемы, радости.
- Кроме общения с ребенком нужно проводить время. Совместные вылазки на стадион, в лес, кафе должны приносить удовольствие обеим сторонам.
- Родители должны разделять интересы ребенка (в мерах разумного). Не стоит высказывать свое мнение, отличающееся от детского, по поводу его стиля, предпочтений, музыки. Сын (дочь) в возрасте 14 лет – это взрослый человек, который имеет собственные вкусы и убеждения. И все это ему будет приятно разделить с самыми близкими людьми.
- С ребенком нужно общаться как со взрослым человеком. Он должен иметь свои обязанности по дому, помогать родителям. А они в свою очередь должны стать примером идеальной семьи, в которую ребенок всегда будет хотеть возвращаться. Ведь что может быть лучше, чем дом, в котором тепло и уютно, где родители любят друг друга, уважают, и в любой ситуации поддержат ребенка, не оставят наедине со своими проблемами.
Дети в любом возрасте нуждаются в понимании, а подростки больше всего. Ведь в этот период в них самих происходит масса изменений, с которыми они не всегда могут справиться самостоятельно. И их отдаление от родителей вовсе не говорит о том, что они больше не нуждаются в их поддержке и помощи.
Возможно, им как никогда нужен совет, крепкие объятия, но они просто не знают, как это продемонстрировать
Поэтому внимание со стороны родителей должно быть как никогда предельным
Важно показать подростку, что он любим, дорог своей семье, возможно, эти элементарные вещи помогут легче пережить этот период, не наделать глупостей, о которых придется жалеть
Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в .
Как оставаться последовательным, но не стать авторитарным
-
Устанавливайте четкие границы, но предоставляйте ребенку свободу внутри этих границ, а также пересматривайте ограничения по мере того, как ребенок взрослеет.
-
Признавайте право ребенка на чувства. В ситуациях, когда не получаешь того, чего хочешь, у любого человека естественным образом возникают негативные эмоции: раздражение, злость, обида, гнев. Чтобы не учить ребенка отказываться от собственных чувств, в конфликтной ситуации необходимо принимать их, выражая свое понимание и сочувствие. Но это не обязывает родителей выполнять его желание.
-
Для того чтобы быть последовательным, вы не обязаны всегда быть правым. Признание собственной ошибки не сделает вас слабым в глазах ребенка, но научит его адекватно оценивать ситуацию и не бояться ошибок в своей жизни.
-
Наказывая ребенка, сохраняйте уважение к нему и оставайтесь с ним в контакте. Не следует отчитывать ребенка при других людях, выгонять в другую комнату, ставить в угол и тем более прекращать с ним разговаривать. Физические наказания, а также наказания, предполагающие унижение ребенка, безусловно, неприемлемы.
-
Жесткое воспитание может не стимулировать развитие ребенка, а, наоборот, угнетать его и давить. Чтобы этого не произошло, в основе ограничений, требований и задач, которые родители устанавливают для своего чада, должна лежать их безусловная любовь к нему. Она выражается в том, что ребенок для своих родителей всегда самый лучший и самый любимый, даже когда они не выполняют каждую его прихоть, не одобряют его поведение или заставляют исправлять «двойку».
Важно помнить, что, отказывая ребенку в прихотях, вы не отказываете ему в любви, а в некоторых случаях как раз отказ или ограничение являются проявлением вашей заботы. Вы учите ребенка справляться самостоятельно с неприятными ситуациями, когда он не получает желаемого. Во взрослой жизни такие ситуации нередки, поэтому этот навык очень важен для любого человека
Во взрослой жизни такие ситуации нередки, поэтому этот навык очень важен для любого человека.
Анастасия Вялых
10 принципов правильного воспитания от известного психолога
Вырастить счастливых и здоровых детей — трудная работа. Ведь воспитывать — это не просто доверять своим инстинктам или делать так, как когда-то наши родители, но и понимать, что больше всего подходит именно нашим детям, и почему.
В своей книге «Десять базовых принципов правильного воспитания» Лоуренс Стейнберг, профессор психологии Университета Темпл в Филадельфии, эксперт по подростковому возрасту, дает практические советы родителям, как повысить уверенность в себе и воспитывать детей правильно.
«Летидор» перечислит их для вас.
То, как вы поступаете, имеет значение
Для детей родители — основной образец для подражания. Наблюдая за мамой и папой, сыновья и дочери учатся поведению.
«Это один из самых важных принципов, — объясняет Стейнберг. — То, что вы делаете, имеет значение… Ваша реакция в ответ на поступок ребенка должна быть осознанной
Спросите себя: чего я хочу достичь и приведут ли эти действия к нужному результату? Будь то здоровое питание, занятия спортом, забота о близких или вопросы честности и справедливости, дети обращают внимание на все и смотрят на своих родителей, ища подсказки, как им вести себя в подобной ситуации»
Невозможно любить слишком сильно
Нет такого понятия, как «слишком много любви». Помните, что возможность обладать любой вещью или отсутствие правил и ограничений — это не то же самое, что любовь.
«Невозможно испортить любовью, — пишет Стейнберг. — Поведение ребенка не может стать хуже от того, что он слишком сильно любим, как часто думают взрослые. Как правило, оно портится вследствие того, что ребенок вместо любви получает снисходительное отношение, заниженные ожидания и материальные блага».
Участвуйте в жизни вашего ребенка
Воспитание подразумевает большую ответственность.
«Вовлечение в жизнь ребенка требует от родителей времени и тяжелой работы над собой, и это часто означает переосмысление и перераспределение приоритетов. Приходится жертвовать тем, что вы хотите сделать для себя, во имя интересов ребенка.
Принцип гуманизма
Принцип гуманизма базируется, в первую очередь, на вере в возможное достижение хороших показателей для каждого ребенка. Без веры сама воспитательная работа не может быть никак ориентирована.
Данный принцип определяется положительными задатками, которые в определенной степени есть у каждого человека. Необходимо выявлять и развивать положительные качества в личности и с опорой на них находить решения задач нравственного, эстетического и умственного воспитания. Профессиональный педагог, пользуясь этим принципом, не жалеет добрых слов, даже если это только аванс на будущее. Этим он внушает ученику уверенность в себе и в своем будущем, формирует атмосферу взаимного сотрудничества и поддержки.
Однако гуманизм не исключает высокой требовательности в воспитательном процессе. Только при одновременном сочетании уважения, доверия и требовательности можно эффективно решить задачи воспитания.
Воспитывать не словами и поучениями, а своим примером
Как мама инженера и миллиардера Илона Маска всегда вдохновляла его своим примером? Мэй Маск — востребованная 73-летняя модель, нутрициолог и популярный лектор. Всю жизнь Мэй занимается своим образованием, карьерой и делает то, что приносит ей радость. Она никогда не боялась пробовать новое, начинать с нуля и идти за мечтой — и ее дети поступают так же. Как говорит сама Мэй Маск, «они просто не знают, что у них может не получиться».
Комментирует Карина Рихтере. Главный принцип воспитания — начните с себя. Нет смысла вкладывать время и деньги в успешный старт ребенка, если мы сами не развиваемся. Хочется, чтобы ребенок управлял своей судьбой, занимался любимым делом, строил гармоничные отношения — тогда это должно быть и у нас. Счастливые мама и папа — источник вдохновения для детей.
А если ведущая роль у ребенка?
Нередко случается так, что ведущая роль в семье оказывается не у родителей, а у ребенка. Почему так происходит? Здесь может быть несколько причин (рассмотрим как примеры):
- Родители не справляются со своей жизнью. Что я имею ввиду? Если, предположим, малыш рождается в неблагополучной семье, где оба родителя употребляют алкоголь. В младенчестве за ним как-то ухаживают, с переменным успехом. А потом предоставляют самому себе. Ребенок с самого раннего детства учится быть взрослым, выживать в прямом смысле этого слова самостоятельно. И что самое интересное, многие дети все равно при этом любят своих родителей и пытаются им как-то помочь, жалеют их, заботятся. И у них это получается, но психика ребенка не предназначена изначально для такого груза ответственности. Ребенок вынужден слишком рано становится самостоятельным и быть в такой семье за главного. Правильно это? Нет. Родители – опора ребенка, а не ребенок – опора родителя. Это, если хотите, правило жизни, которое оказывается нарушенным.
- Мама растит ребенка одна. Это всегда тяжело для женщины, особенно, если вообще нет никакой помощи в лице той же бабушки. Жизненные проблемы, трудности, негативные эмоции… Куда девать весь накопившийся негатив? Сливать на ребенка! Ведь он ближе всего. И такая мама начинает жаловаться ребенку на жизнь, рассказывать, как все плохо и как ей тяжело. В этом случае она тоже не может быть для ребенка защитой и опорой, не может принять ведущую роль. Ребенок становится контейнером для ее эмоций, что неестественно, поскольку передача эмоций “для переработки” должна происходить наоборот: от ребенка к маме. Это мама должна успокаивать ребенка, а никак не наоборот. Что видит ребенок? Замученную жизнью маму. Какая уж тут из нее опора…
- Отсутствие границ у мамы. Если мама вовремя не обозначила личные границы при общении с ребенком, то есть опасность того, что он будет пользоваться этим вовсю. Это примеры по типу: “А мне ребенок не дает есть, мыться, дела делать…”. Нужное подчеркнуть. Мама главная или ребенок решает, что ей делать и как? Если второе, то жизнь такой мамы строится исключительно вокруг потребностей и желаний малыша, а про себя она забывает. Представьте, насколько тяжела такая жизнь. Поэтому, это не ребенок тиран, а просто мама не выстроила грамотно свои границы.
Технологический подход к воспитанию
Во второй половине XX века появился технологический подход к обучению и воспитанию. Это систематизированная совокупность различных приемов и процедур, разработанных научными деятелями и отобранных из практического применения, призванная привести воспитательный процесс к ожидаемому результату. Суть подхода в том, что учебно-воспитательный процесс детально планируется и продумывается заранее.
Современные технологии воспитания делятся на три типа:
- повседневные – поясняют повседневное поведение педагога во взаимодействии с воспитанником;
- ситуативные – разрабатываются для конкретной ситуации (например, в случае конфликта между одноклассниками);
- перспективные – представляют собой долгосрочные модели воспитательного процесса, разработанные для конкретного педагога с использованием наиболее действенных приемов и методов
Технологический подход позволяет осваивать новые области образовательной деятельности, а также наглядно анализировать и корректировать уже используемые в практике модели.
Как оставаться последовательным, но не стать авторитарным?
-
Устанавливайте четкие границы, но предоставляйте ребенку свободу внутри этих границ, а также пересматривайте ограничения по мере того, как ребенок взрослеет.
-
Признавайте право ребенка на чувства. В ситуациях, когда не получаешь того, чего хочешь, у любого человека естественным образом возникают негативные эмоции: раздражение, злость, обида, гнев. Чтобы не учить ребенка отказываться от собственных чувств, в конфликтной ситуации необходимо принимать их, выражая свое понимание и сочувствие. Но это не обязывает родителей выполнять его желание.
-
Для того чтобы быть последовательным, вы не обязаны всегда быть правым. Признание собственной ошибки не сделает вас слабым в глазах ребенка, но научит его адекватно оценивать ситуацию и не бояться ошибок в своей жизни.
-
Наказывая ребенка, сохраняйте уважение к нему и оставайтесь с ним в контакте. Не следует отчитывать ребенка при других людях, выгонять в другую комнату, ставить в угол и тем более прекращать с ним разговаривать. Физические наказания, а также наказания, предполагающие унижение ребенка, безусловно, неприемлемы.
-
Жесткое воспитание может не стимулировать развитие ребенка, а, наоборот, угнетать его и давить. Чтобы этого не произошло, в основе ограничений, требований и задач, которые родители устанавливают для своего чада, должна лежать их безусловная любовь к нему. Она выражается в том, что ребенок для своих родителей всегда самый лучший и самый любимый, даже когда они не выполняют каждую его прихоть, не одобряют его поведение или заставляют исправлять «двойку».
Важно помнить, что, отказывая ребенку в прихотях, вы не отказываете ему в любви, а в некоторых случаях как раз отказ или ограничение являются проявлением вашей заботы. Вы учите ребенка справляться самостоятельно с неприятными ситуациями, когда он не получает желаемого. Во взрослой жизни такие ситуации нередки, поэтому этот навык очень важен для любого человека
Во взрослой жизни такие ситуации нередки, поэтому этот навык очень важен для любого человека.
Кем Вас считает Ваш ребенок?
Тест для родителей, который поможет понять, кем видит вас собственный ребенок – другом, тираном или слугой, и что следует изменить в отношениях с ним, чтобы достигнуть взаимопонимания.
Основные принципы воспитания детей без наказаний
- Терпение. Родители, отважившиеся на воспитание без наказаний, выбирают сложный и тенистый путь. На нем будет немало проблем, но при соблюдении всех условий они вырастят счастливого и самодостаточного человека.
- Детей надо любить не за то, что они нам дают (чувство уверенности, полноценности и гордости), а любить просто так. Конечно, проще наказать, чем разбираться в причинах плохого поведения. Но в этом проявляется эгоизм родителей. Они делают легче для себя, ущемляя своего ребенка – маленькую личность.
- Принимать своего ребенка таким, какой он есть, со всеми проблемами, неприятностями и капризами. Он должен чувствовать, что его любят и ценят.
- Нужно уделять своему чаду достаточное количество внимания. Ведь именно его дефицит вызывает непослушание.
- Признавать личность ребенка. С самых малых лет, когда карапуз еще не умеет говорить, он уже выбирает себе одежду, игрушку. У него есть свои чувства и страдания. Нельзя ими пренебрегать. Ведь это губит индивидуальность.
Фото Pexels
- Воспитание личным примером. Если запрещаете ребенку врать — не врите и не приукрашивайте сами. Соблюдайте правила всей семьей. Врожденный инстинкт ребенка подражать взрослым действует на подсознательном уровне. Попробуйте, и вы поймете, что это так.
- Чем больше давления, тем больше сопротивление. Если постоянно пилить — убери игрушки, сделай то, сделай это, не бери, не ломай, не трогай, то можно создать такую напряженную атмосферу, что ребенку захочется из нее сбежать. Что он и будет пытаться делать в капризах, протестах и истериках.
- Наказания подтверждают, что на каждую силу найдется еще большая сила. Малыш вырастет и ваш силовой и финансовый авторитет пропадет. Тогда придет понимание, что наказание – это ошибка воспитания, но будет уже поздно.
- Последовательность — помощник в соблюдении правил. Сказали, что не дадите конфету до ужина — не давайте. Если сегодня нельзя, а завтра можно, то можно всегда.
- Поддерживать нужное поведение поощрением. Дети быстрее забывают о наказании, которое грозит в случае шалости, но помнят о презентах за прилежное поведение.
- Родитель должен постоянно развиваться, учиться, чтобы взрослеющий малыш не поставил его в тупик сложными вопросами.
- Не вестись на провокацию — истерики, упреки, грубость. Будьте равнодушны к таким эмоциональным взрывам.
Воспитание детей от 3 до 5 лет
Этот возраст особо отличается своею любознательностью. Постоянно вопросы: «Что?» и «Почему?». Физически дети уже могут многое и даже выражать своё мнение. Тут главное проявить терпение и постараться отвечать на все вопросы (часто они задают одни и те же вопросы, будьте спокойны в таких случаях). Ещё у ребёнка меняется окружение: дети во дворе и детский садик. Появляется любимая музыка, мультфильм, занятие. Вам, как родителям, необходимо следить за всем и объяснять вещи, с точки зрения морали. Ребёнок должен осознавать где добро и зло – где хорошо, а где плохо. В этом возрасте дети впитывают в себя невероятное количество информации.
Подводя итоги
В заключение, воспитание детей в школе является важной частью образовательного процесса. Школа должна не только передать знания, но и помочь детям стать грамотными, ответственными и творческими членами общества
Воспитание в школе основывается на принципах эмпатии, толерантности и сотрудничества, а также на индивидуальном подходе к каждому ребенку. Педагоги играют решающую роль в формировании личности детей и должны быть образцом для подражания. Только таким образом можно создать благоприятную атмосферу в школе и сделать воспитание детей эффективным и успешным.
Post Views: 1 324