Генетические проблемы в воспитании ребенка
Ученые до сих пор не могут прийти к единому мнению относительно того, что больше всего влияет на формирование человека: наследственность или воспитание. Скорее всего, и то и другое в разной степени. Личность приемного ребенка — это не чистый лист, на котором приемные родители могут «написать» собственные установки и модели поведения.
Вполне возможно, что рано или поздно проявятся черты характера биологических родителей. Генетическую программу, заложенную в человека, нельзя полностью игнорировать. Одна из особенностей воспитания приемных детей — это то, что приходится считаться с их наследственностью.
Приемные родители переживают очень сложные моменты своего отцовства и материнства, когда им приходится сталкиваться с нетипичными для их семьи и окружения особенностями поведения ребенка. Они не чувствуют себя готовыми к таким ситуациям, они недоумевают и паникуют.
Одна из причин паники – ожидание того, что в ребенке проявятся пороки их настоящих родителей. Однако для этого страха нет никаких оснований, так как биологические родители и ваш приемный ребенок находятся в разных социальных ситуациях, росли и растут в разных условиях. Возможно, вам стоит уделить время психологической подготовке или получению информации на эту тему, чтобы вернуть уверенность в своих силах.
Активность личности — это следующий по значимости фактор для ее развития после генетики и влияния социума. Умело направляйте ее в нужное русло. Но, если ребенок предпочитает тишину и одиночество в противовес вам, любящим шумные компании, примите его выбор.
Этот тип темперамента он унаследовал от биологических родителей, и это совершенно не помешает ему преуспеть в жизни, так как существуют сферы деятельности, где приветствуется уединение и работа в одиночку. Если же активность ребенка зашкаливает, помогите ему подобрать увлечение или вид спорта, чтобы он сумел реализовать себя. Вполне возможно, благодаря этому он выберет в будущем деятельность или хобби, где в полной мере проявит свои способности.
Приемный ребенок не обязан быть похожим на вас, будьте готовы к тому, что он выберет себе стезю или увлечение, отличающиеся от ваших стандартов или приоритетов. Не считайте, что вы потерпели фиаско, если решили обратиться за психологической помощью. Быть даже обычными родителями непросто в любых обстоятельствах, а вы – родители непростого ребенка, поэтому принять любую возможную помощь — это не слабость, а мудрое решение.
Основные проблемы родителей
Лишь на первый взгляд содержание детей в приемной семье ничем не отличается от воспитания родных деток. Конечно, разницу никто не подчеркивает, но отрицать ее бесполезно.
- Если в семье рождается ребенок, то родителям легче принимать ответственность за его судьбу. В ситуации с усыновлением типично чувство неуверенности и страха. Родители боятся, что сделают что-то не так, что не смогут вернуть ребенка обратно, если не справятся с воспитанием. Нередко есть страх осуждения. Причем как за то, что взяли чужого ребенка в семью, так и за стиль воспитания, успехи/недостатки приемного малыша.
- Имеет место повышенная ответственность мамы и папы за бывших сирот. Это понятно: органы опеки периодически запрашивают разного рода информацию и контролируют уход. Это можно проследить даже на примере лечения. При легких ОРЗ приемным детям чаще всего вызывают врача, тогда как своих в том же случае лечат дома самостоятельно.
- Несоответствие приемного ребенка представлениям родителей.
Как видите, отношение взрослых в целом играет ключевую роль. Они сами являются инициаторами усыновления, но нередко их мучают страхи, которые мешают адекватно оценить ситуацию. Поэтому работа с психологом очень важна.
Адаптация ребенка в приемной семье
Физиологические аспекты привыкания к новой обстановке
- Повышенная тревожность. Перевозбуждение часто негативно влияет на функционирование желудочно-кишечного тракта ребенка. Следовательно, хотя бы в первое время после приезда из детского дома его нужно оградить от непривычной и тяжелой для него пищи. Обилие сладкого также может негативно сказаться на таких детях, которые часто не привыкли к подобным гастрономическим излишествам. Все это только усилит тревожность воспитанника детского дома, который и так будет проблематично осваивать новую для него территорию.
- Излишняя суетливость. Особенно это заметно в первый период адаптации ребенка к новому дому и семье. Дети в данной фазе привыкания ко всему необычному особенно подвержены всяческим проблемам в области психомоторики. Если наблюдается описанный фактор, то лучше всего обратиться к педиатру, который обозначит возможные пути избавления от возникшей проблемы.
- Простуда. В 80% случаев дети, которых только привезли домой, буквально в этот же день или на следующий заболевают. У них повышается температура, отмечают бронхит или ОРВИ. Родителям не стоит впадать в панику. Это ответная реакция организма на смену обстановки. Стоит воспользоваться этим временем, чтобы лучше узнать нового члена семьи, показать, что в этом доме он будет окружен заботой и любовью.
Психологические особенности адаптации ребенка к новой семье
Предоставление привычных ребенку вещей
Иногда детям важно видеть рядом с собой то, что стало для них обязательным аксессуаром из прошлой жизни. Специалисты рекомендуют при усыновлении (попечительстве) взять из детского дома те предметы обихода, которые благоприятно влияют на настроение ребенка
Иногда самая простая, грязная и заношенная игрушка помогает адаптироваться, словно дает небольшую защиту от новых обстоятельств.
Размеренный ритм жизни. Период ознакомления с новой обстановкой в данном случае не терпит суеты. Не каждый взрослый человек способен адекватно реагировать на неожиданные события в его жизни, которые доставляют ему определенный дискомфорт. Следовательно, ребенок из детского дома должен постепенно привыкать к той среде, в которую он впервые попал.
Минимум навязчивости. Данный аспект является ключевым звеном в цепочке под названием «что нужно детям из детского дома». Любовь взрослого человека сложно заслужить, а вот доверие ребенка с такой судьбой добиться реально. Очень корректно и шаг за шагом необходимо дать понять маленькой личности, что она значима в новой семье.
Не требовать в первое время помощи. Дело в том, что многие дети из детского дома понятия не имеют, как делают даже банальный чай. Для них напиток — это коричневая жидкость, которую приносит заботливая нянечка. Аналогично дело обстоит и с мойкой посуды, стиркой. Детей редко допускают к таким занятиям, так как это не положено по правилам детского дома. Бывали случаи среди приемных родителей, когда ребенок, стараясь угодить новой семье, сам вызывался отправиться на кухню и принести чая или еду. Однако там не находил «привычной коричневой жидкости». Такая ситуация нередко заканчивалась истерикой, так как новый член семьи всеми силами стремился понравится, но не смог. Для него это серьезное поражение, страх, что его вернут назад, так как он не смог.
Определение границ. Дети из детского дома зачастую не имеют своих вещей. У них все общее. Поэтому не стоит удивляться, когда новый член семьи будет пользоваться всем подряд. Необходимо сразу запастись комплектом для гигиенических процедур, одеждой, тапками, постельным бельем. И крайне спокойно реагировать, если ребенок решил изучить вещи одного из членов семьи. Если в семье есть кровный малыш, детям придется находиться в одной комнате, то также следует помочь им разграничить «территорию»: поделить полки, поставить два стола, поделить игрушки и помочь найти общий язык.
Никаких банкетов в честь приезда. Некоторые родители стараются сразу показать своего нового члена семьи знакомым и родственникам, устраивают праздник в его честь. Результатом становится еще больший стресс, закрытость и страх. Не стоит торопить события, а с новыми людьми нужно знакомить постепенно и ненавязчиво.
Не лезть в душу. Да, новым родителям хочется узнать все о жизни ребенка, о том, как ему было в детском доме. Однако далеко не все сразу готовы открыться, рассказать правду, особенно если она была неприятной и неприемлемой. Всему свое время, не стоит торопить события.
Обратите внимание! Родителям несложно выполнить вышеозвученные рекомендации от специалистов. Главное при выполнении советов — любить своего сына или дочь так, чтобы они чувствовали поддержку со стороны ставших близких для них взрослых.
Признаки успешной адаптации
Если адаптация и в особенности последний ее этап (восстановление) прошла успешно, приемный ребенок:
- будет более волевым и смелым в принятии самостоятельных решений,
- станет проявлять здоровую активность и инициативу, познавая окружающий мир,
- при общении с родителями смело пойдет на телесный и зрительный контакт,
- в случае опасности на улице спрячется за маму или папу, а не за неживой объект или незнакомого человека,
- в случае, когда ему что-то не нравится в действиях взрослого, будет реагировать протесом, а не смирением,
- научится отличать свое от чужого (ведь раньше у него все было общее с другими детьми, поэтому сложно понять что такое «мое»),
- научится понимать, что ему самому, а не взрослому нравится, а что нет,
- найдет для себя любимые занятия и увлечения,
- будет больше искренне улыбаться, его мимика в целом станет более живой, подвижной,
- научится реагировать на запреты, сказанные спокойно,
- начнет называть приемных родителей «мама» и «папа».
Сложный период адаптации рано или поздно пройдет. Как бы ни был он сложен, а все-таки намного лучше всего, что познал ребенок до того, как был принят в семью.
Приемный малыш наверстает все, что было им упущено, догонит своих сверстников в развитии, научится с охотой, а не из страха, выполнять свои обязанности, слушаться взрослых, из нелюдимого превратится в любящего, если дополучит всю необходимую ему родительскую заботу, поддержку и любовь.
И, хотя психологи не безосновательно говорят о негативном влиянии на формирующуюся личность ребенка такого явления как гиперопека, не нужно бояться «перелюбить» ребенка, особенно если он приемный. Для таких деток любви не бывает много. Они жаждут ее, и когда получают, долго не могут «насытиться».
Ждем Вашей оценки
Поддержка общества в адаптационном периоде ребенка и замещающей семьи
Период адаптации для ребенка, попавшего в замещающую семью, может быть сложным и требует особой поддержки со стороны общества. Различные организации и государственные учреждения играют важную роль в этом процессе, предоставляя необходимую помощь и ресурсы.
Одной из ключевых организаций, которая оказывает поддержку в адаптации ребенка и замещающей семьи, является приемная служба. Ее задачей является поиск подходящей семьи для ребенка и сопровождение его адаптации. Приемная служба предоставляет замещающим семьям информацию о правах и обязанностях в отношении ребенка, а также оказывает психологическую и правовую поддержку.
Дополнительно, существуют различные образовательные программы и тренинги для родителей-приемных. Они помогают подготовить семью к принятию и адаптации ребенка. Такие программы включают в себя знакомство с основами детской психологии, навыками родительства и средствами общения с ребенком. Эти знания и навыки позволяют родителям создать комфортную и поддерживающую атмосферу для ребенка.
Важной составляющей поддержки ребенка и замещающей семьи является доступ к медицинским и психологическим услугам. Для того чтобы ребенок мог адаптироваться к новой жизни, ему может потребоваться профессиональная помощь специалистов
Государственные программы могут предоставить доступ к таким услугам и обеспечить ребенка и замещающую семью необходимой медицинской поддержкой.
Также важным аспектом поддержки является создание специальных ресурсных центров для ребенка и замещающих семей. В этих центрах предоставляются услуги, направленные на содействие адаптации ребенка и поддержку семейного воспитания. Они также могут предложить консультации, групповые занятия и другие формы помощи для родителей-приемных и самих детей.
В целом, поддержка общества в адаптационном периоде ребенка и замещающей семьи играет важную роль в создании условий для успешной адаптации и развития ребенка. Она позволяет родителям-приемным получить необходимые знания и навыки, а также обеспечить ребенка всеми необходимыми ресурсами для полноценной жизни и развития.
Как познакомить ребёнка с новым мужчиной
Во-первых, не стоит делать вид, что это просто приятель, который пришёл, чтобы «показать тебе приёмы карате» или «помочь с математикой». Так ребёнок может подумать, что новый взрослый заинтересовался им, и когда поймёт, что интересна была на самом деле мама, может чувствовать себя обманутым.
Не стоит знакомить сына или дочь с большим количеством мужчин, но при серьёзных отношениях представьте своего избранника не как простого приятеля, а дайте понять, что вы знакомите его с ребёнком, потому что это важные отношения.
Во-вторых, помните, кто здесь взрослый. Бывает, мама ведёт себя как подросток — скрывает новую любовь, обманывает, недоговаривает.
Ребёнок должен понимать, что мама имеет право на личную жизнь. Это нормально, здорОво и стесняться тут нечего. Маме самой нужно уверенно дать себе это право.
Очень понятно, что вы беспокоитесь, благополучно ли всё получится с этим человеком. Доверие к мужчинам вообще может быть уже подточено. И женщина перекладывает ответственность на ребёнка — решает для себя, что если ребёнок полюбит этого мужчину — выйду за него замуж, а иначе нет.
Быть арбитром в такой ситуации — непосильно для ребёнка, не нужно его нагружать этой властью. Это ваше право и обязанность — решать, быть с этим мужчиной или нет.
Помните, кто здесь взрослый
Ребёнок должен понимать,
что мама имеет право
на личную жизнь
Учитывать интересы ребёнка надо, но искать мужчину под него — совершенно нецелесообразно. Когда выбирают того, кто будет хорошим отцом, но любви к этому человеку не испытывают, это не будет наилучшим вариантом для ребёнка. Реакция детей — плохой критерий оценки вероятности счастья с вашим новым мужчиной.
Процесс притирки новых членов семьи не бывает гладким, и в норме не должен быть.
Ребёнку нужно много времени, чтобы присмотреться к новому человеку, привыкнуть взаимодействовать с ним. Если у них не сложились хорошие отношения сразу, это не означает, что у вас не получится благополучная дружная семья.
Ваша задача — помочь ребёнку пройти через изменения. Они действительно серьёзные, это второй по частоте повод для обращения к психологам, после запроса о том, как помочь ребёнку пережить развод.
Психологические аспекты адаптации ребенка
Адаптационный период для ребенка в замещающей семье является сложным и важным этапом его жизни. В течение этого периода ребенок сталкивается с новым окружением, людьми, правилами и ожиданиями, что может вызывать у него стресс и тревогу.
Одним из самых важных аспектов адаптации ребенка является установление доверительных отношений с новой семьей. Ребенок нуждается во взаимопонимании, поддержке и принятии со стороны замещающих родителей
Важно создать атмосферу, в которой ребенок чувствует себя уверенно и защищенно
При адаптации ребенка в замещающей семье также важно учитывать его индивидуальные особенности и потребности. Ребенок может иметь определенные проблемы, связанные с прошлым опытом или особенностями развития
Необходимо обеспечить ему психологическую поддержку и помощь со стороны специалистов.
Очень важно создавать для ребенка благоприятную атмосферу в замещающей семье. Это включает в себя не только физическое благополучие, но и эмоциональную безопасность
Ребенку необходимы положительные эмоциональные взаимодействия, выражение любви, заботы и понимания.
Адаптация ребенка также связана с его включением в новую социальную среду
Ребенку важно наладить отношения с другими членами семьи, друзьями, учениками и учителями. Поддержка со стороны замещающих родителей и педагогов играет важную роль в успешной адаптации ребенка в новой обстановке
Важно отметить, что адаптационный период для ребенка и замещающей семьи может быть разным по продолжительности. Некоторым детям может потребоваться всего несколько недель для установления новой рутины и привыкания к новому окружению, в то время как другим может потребоваться несколько месяцев или даже более года
Вывод: Адаптация ребенка в замещающей семье – это сложный и важный процесс, который требует участия и внимания со стороны замещающих родителей, педагогов и специалистов по защите прав детей.
Принимаем в семью подростка
Больше всего родители боятся именно этого возраста. Травмированные подростки действительно сложные, ершистые и колючие. Но и с ними можно договориться. Ведь на самом деле это лишь защитная реакция на жизненные обстоятельства, в которых он вовсе не виноват. Но все не так страшно, поскольку всегда практикуется сопровождение детей в приемных семьях специалистами — психологами, с которыми можно обсудить и решить все возникающие проблемы.
В чем основная загвоздка? Подросток — это еще не взрослый, но уже и не ребенок. Гормоны бушуют, мир переворачивается с ног на голову, а тут еще и новоиспеченные мама с папой, которые пристают с правилами и нормами. Конечно, он способен ответить грубо или неделикатно, что не всегда адекватно оценивается родителями. Это нужно учится принимать и по мере возможности корректировать.
Подросток, попадая в новую обстановку, проходит все стадии, не пройденные ранее. Периоды адаптации ребенка в приемной семье обычно протекают параллельно этим процессам. Если в прошлом он не наигрался в куклы и машинки, то с увлечением займется этим сейчас. Не нужно мешать или стыдить, как только ребенок завершит для себя процесс игры, он сможет идти дальше. Порой подрастающее чадо может попросить маму покормить его с ложечки. И это тоже нормально. Формируется механизм привязанности.
О проблемах приемных детей в семье можно говорить до бесконечности. Нередко бывает, что родители устают от адаптационного процесса и начинают испытывать разочарование. Довольно часто к коррекционному педагогу приходят с жалобами на свое чадо: «Мы ее взяли, а она такая бестолковая/глупая/ неопрятная». То есть подросток не оправдал возложенных на него ожиданий, в чем, конечно же, виноват исключительно он сам. Даже если девочка действительно глупая, на свете полно таких людей, и многие прекрасно живут. Вы же хотели помочь ей, вот и помогайте. Из этого можно вывести ряд рекомендаций.
«Знакомство»
Нередко эту стадию воспринимают как первую и последнюю. Но это слишком оптимистично. «Знакомство», или «медовый месяц» — это самый приятный этап из всей долгой и сложной адаптации. Здесь имеет место опережающая привязанность. Ребенку так давно хотелось найти своих родителей и почувствовать заботу, что зачастую он сразу начинает называть их мамой и папой. Это не значит, что он их уже полюбил, он только хочет этого. Сейчас ему нравятся перемены в жизни, он с удовольствием выполняет все просьбы.
Зачастую аналогичные чувства возникают и у родителей. Они хотя обогреть малыша, отдать всю любовь. И конечно, ждут в ответ улыбчивости, послушания. Но проходит несколько дней — и настроение ребенка начинает меняться. Он испытывает радость и тревогу одновременно. Из-за этого суетится, за все хватается, роняет. И родители испытывают первое недовольство. Они хотят, чтобы процесс адаптации проходил гладко, и огорчаются, что ребенок оказался не таким, каким они его себе представляли. На самом деле это еще только начало совместного пути. Давайте рассматривать дальше стадии адаптации ребенка в приемной семье.
Что влияет на адаптацию ребёнка?
Сложности, с которыми может столкнуться замещающая семья
В процессе адаптации ребенка в замещающей семье могут возникать различные сложности, как у самих родителей-приемных, так и у ребенка
Важно понимать, что каждая ситуация индивидуальна, и сложности могут быть разные для каждой семьи
- Недостаток информации о самом ребенке. Замещающая семья зачастую не имеет полной информации о прошлом ребенка, его привычках, предпочтениях, а также о влиянии предыдущей среды на его развитие. Это может затруднять процесс адаптации и требовать дополнительного времени и усилий для понимания и установления связи с ребенком.
- Эмоциональные проблемы. Ребенок, которому приходится менять свою семью, может испытывать эмоциональные трудности, связанные с потерей родного дома и разлукой с биологическими родителями. Он может проявлять страх, тревожность, агрессию, печаль и другие негативные эмоции. Замещающая семья должна быть готова помочь ребенку справиться с этими эмоциональными сложностями и создать ему условия для восстановления эмоционального равновесия.
- Сложности в установлении родительских ролей. Замещающая семья может испытывать трудности в установлении родительских ролей с приемным ребенком. Возможно, у родителей могут быть ожидания, которые не соответствуют потребностям и особенностям ребенка, или наоборот, ребенок может испытывать трудности в принятии новых родителей и привыкании к новым правилам и ожиданиям.
- Трудности в установлении социальных связей. Ребенок из замещающей семьи может испытывать трудности в установлении социальных связей с другими детьми и взрослыми в новом окружении. Он может чувствовать себя неуверенно, изолированно или иметь проблемы с коммуникацией и адаптацией к новой социальной среде. Здесь родители-приемные могут помочь ребенку, поддерживая его, предоставляя возможности для общения и включения в различные социальные активности.
Также важно помнить, что процесс адаптации ребенка в замещающей семье может занимать разное количество времени в зависимости от ряда факторов, таких как возраст ребенка, его индивидуальные особенности, а также качество взаимодействия в семье и предоставляемая поддержка. Главное – это создать условия для ребенка, где он будет чувствовать себя безопасно, любимым и принятым, а также поддерживать его в процессе адаптации и развития
Привыкнуть к новому месту
Детям, особенно если у них тревожный характер, свойственно сильно привязываться к обстановке. Привычные игрушки, книжки, знакомое расположение предметов в квартире или доме становятся для них символом стабильности и безопасности мира. Лишенный этого ощущения безопасности, столкнувшийся дополнительно с переменой учебного заведения, малыш может испытывать чрезвычайно сильный стресс.
Для маленького ребенка даже обзаведение собственной комнатой может стать источником тревоги. Ведь раньше он спал вместе с мамой и папой, и отселение от родителей его напугает. Если при этом он перешёл в новый садик к более строгой воспитательнице, то у него может наблюдаться заметный эмоциональный регресс.
Школьники, наоборот, часто страдают от того, что новое место жительство ограничивает их свободу. При переезде в более крупный город родители начинают волноваться и не разрешают детям самостоятельно гулять, отправляться в школу или на кружки, хотя на прежнем месте они везде ходили сами. Такие ограничения могут привести к протестным реакциям.
Большие города вызывают тревогу не только у родителей, но и у самих детей. Иногда подростки замыкаются в себе и стараются не выходить без особой нужды на улицу. Ведь здесь нет старых друзей, нет возможности гулять допоздна.
Что делать? Чтобы снизить стресс от переезда, родители должны внимательно отнестись к чувствам ребенка. Следует заранее сообщить о переезде, позволить подготовиться к нему — привыкнуть к мысли о новом доме, собрать вещи, которые хочется взять с собой. Этот момент очень важен: малыш, который не берет с собой любимые игрушки, одежду, любимую чашку, страдает гораздо сильнее. Родителям следует постараться сделать новое обиталище похожим на прежнее.
Чтобы школьники не страдали от ограничений, которые возникают при переезде, важно убедиться, что им комфортно в новом учебном заведении
Привыкнуть к новой школе
Переезд всегда почти всегда означает, что ребенку надо привыкать к новой школе или детскому саду. Чаще всего это связано с переменой круга общения, но не только. Новые требования, новые учителя, новые порядки — всё это может вызвать напряжение у тревожного школьника и даже привести к снижению успеваемости.
Что делать? Необходимо минимизировать стресс от привыкания новому учебному заведению. Для этого самим родителям надо постараться узнать побольше о новой школе и сообщить эту информацию своему ребенку. Как зовут учителей, сколько будет уроков, где расположена столовая и спортивная площадка — надо постараться выяснить всё это до начала обучения.
Кроме того, в такой ситуации очень важны поддержка родителей и ощущение защищенности в собственном доме. Пусть в новой школе возникнут какие-то трудности — дома ребенок должен иметь возможность отдохнуть
Конечно, учебные заботы будут обсуждаться с родителями, но важно делать это так, чтобы школьник знал — папа и мама на его стороне