Борьба с детскими страхами

Борьба со страхами у младенцев и детей ясельного возраста

В идеальной ситуации мир младенца окружен родительской безопасностью и чувством спокойствия. Все, что этому мешает, — например, громкий шум или посторонний человек — вызывает страх. Первая простая вещь, которую вы можете сделать, чтобы сохранять спокойствие младенца, — это установить предсказуемый распорядок дня. Второе, — сведите к минимуму количество опекунов в жизни вашего ребенка. Надежная связь с вашим ребенком, которая устанавливается через регулярные прикосновения, зрительный контакт, разговоры или пение — создает основу доверия, создавая защиту вашему ребенку от будущих тревог.

В какой форме проводится консультация

Поскольку консультация, касающаяся проблемы страхов, имеет информационный характер, проводить ее следует в виде семинара, «круглого стола». Родители должны принимать активное участие в обсуждении проблемы, быть заинтересованными слушателями, иметь возможность высказать свое мнение.

Формат лекции здесь не подойдет. Полученный материал должен затронуть сознание взрослых своей актуальностью. Для этого следует максимально вовлечь и заинтересовать всех участников.

Возможно проведение родительского собрания вместе с детьми в игровой форме. Цель — научить малышей говорить о своих проблемах посредством игры, раскрыть причину появившегося страха, дать родителям наглядное представление о том, как справиться со страхом без вмешательства терапевта.

Время проведения консультации будет варьироваться от 40 минут до часа. Следует заранее разбить план мероприятия на четкие блоки, например такие:

  • Вводная лекция.
  • Разбор вопросов родителей.
  • Демонстрация рисунков и письменных работ детей.
  • Совместное обсуждение.
  • Практическая, игровая часть.
  • Подведение итогов (заключение, рекомендации, распространение материалов для самостоятельного изучения).

3 Кусает губы

Если это происходит во время разговора, то ребенок, очевидно, пытается не сказать лишнего. Либо он изо всех сил старается удержать в себе какой-то рвущийся наружу секрет, либо стремится не вступить в спор с собеседником, смолчать, даже если не согласен с говорящим. А вот если малыш закусывает губу в процессе какого-то занятия, это демонстрирует максимальную степень сосредоточенности и трудность поставленной перед ним задачи.

Важно!

обращай внимание на реплики, которые ты бросаешь в адрес ребенка, когда устала или рассержена — в те моменты, когда теряешь контроль и можешь сказать что-то лишнее;
постарайся избавиться от неконструктивных посланий ребенку. Больше говори ему слов любви и поддержки;
давай ребенку больше пространства и возможности для самостоятельных действий и решений

Твои многочисленные советы могут мешать ему творчески мыслить и развиваться, а желание сделать что-то за него не дает ему возможности учиться на собственных ошибках.

Возникновение

Панический страх, который появляется у детей, связан с факторами, которые в реальности не несут опасности. Виной тому слаборазвитое логическое мышление, а также богатая фантазия, свойственной всем дошкольникам. Детская психика хрупкая и неустойчивая. В современном мире это потенциально опасно. Застенчивый и миролюбивый ребенок может стать случайным свидетелем несчастного случая (ДТП, пожар, агрессия собак, насилие взрослых и т.д.) и это станет причиной зарождения страха.

Нельзя пренебрегать боязнью детей. Родители должны быть осторожны и бдительны. Тревога, раздражительность, капризность и необычное поведение могут свидетельствовать о развитии фобии. Бездействие матери и отца грозит такими проблемами, как невротические проявления.

Причины, по которым детские страхи усиливаются

Уже существующий страх может усиливаться при воздействии некоторых неблагоприятных факторов.

  1. Родственники постоянно чего-то боятся.

Небольшой совет: проработайте свои страхи, откройте ребенку мир с позитивной стороны, делая упор на хорошем.

  1. Родственники напоминают ребенку о страхе или смеются с него.

Небольшой совет: примите страх ребенка как свой и не обвиняйте ребенка в нем – он имеет право бояться.

  1. Пугающий фактор постоянно присутствует.

Небольшой совет: узнайте, в чем причина детских страхов и скорее устраните ее.

  1. Родители ведут себя слишком властно по отношению к ребенку.

Небольшой совет: вас должны любить и уважать, а не бояться. Попробуйте построить дружеские отношения, психологически встав на один уровень с ребенком.

  1. Любая эмоция наказывается – ребенку запрещают топать ногами, колотить подушку, плакать, кричать (итог — страх укореняется и подавляется).

Небольшой совет: пусть ребенок выражает эмоции как хочет. За это нельзя ругать. Дайте ему потопать ногами, а потом спокойно сказать причину.

  1. С ребенком мало разговаривают по душам.

Небольшой совет: как бы вы ни были заняты, выделяйте час в день, чтобы поговорить с ребенком о прошедшем дне.

  1. Ребенок один в семье или у него нет друзей.

Небольшой совет: задумайтесь о причинах его замкнутости, станьте ему хорошим другом и он найдет себе товарищей.

  1. Ребенка не понимают родители и считают, что он виноват в своем страхе.

Небольшой совет: не думайте, что кроха вас не слушает. Поймите его сначала сами.

  1. Мама выматывается дома и на работе.

Небольшой совет: ребенку нужна веселая и добрая мама, а не ломовая лошадь. Смените работу или делегируйте часть обязанностей другим.

  1. Ребенка чересчур сильно любят и берегут его.

Небольшой совет: не ограждайте ребенка от окружающего мира, относитесь к нему адекватно – не превознося выше всех и не принижая.

  1. У ребенка нет отца.

Небольшой совет: если ребенок растет без отца, будьте для него другом и одновременно защитницей, когда он хорошо себя ведет. А также доброй советчицей, когда у него проблемы. Ваша задача – быть веселой, несмотря на трудности, и передать это отношение малышу. К тому же замечено, что у позитивных и жизненно активных женщин проблема неполной семьи решается очень быстро.

Многие страхи ребенка возникают из-за неправильного поведения родителей, их тревожности, гиперопеки или недостатка тепла и любви. Что бы ни случилось, вы должны стоять горой за своего ребенка – защищать его от нападок соседки с другого подъезда или критики воспитателя при вас. Иногда достаточно сказать: «я сама поговорю с ним», прийти домой и спокойно обсудить, почему он себя так повел. Выслушайте и дайте рекомендации малышу. Это лучший способ стать ему не только родителем, но и верным другом.

Дела семейные

Если во время чтения у вас возникло впечатление, что дети только и делают, что чего-нибудь боятся, то вы совершенно правы (взрослые ничуть не лучше!). Однако все самое интересное только впереди: согласно исследованиям, количество детских страхов увеличивается в старшем дошкольном возрасте, то есть с 5 до 7 лет. Самый же «бесстрашный» возраст у девочек приходится на 3, а у мальчиков — на 4 года. И одна из главных задач ответственных родителей в эти прекрасные периоды затишья — не усугубить ситуацию. Что, к сожалению, далеко не всегда получается — недаром психологи в один голос твердят, что семья играет решающую роль в формировании детских страхов.

Среди них одними из самых распространенных являются так называемые внушенные страхи. Их источник, как несложно догадаться, — это сверхзаботливые родители, бабушки, дедушки, а также няни и воспитатели, которые, пытаясь оградить ребенка от опасности, перегибают палку и чересчур эмоционально предупреждают: «Не беги — упадешь!» Или: «Не гладь собаку — она кусается!» Ребенок может даже не понимать, о чем идет речь, но он безошибочно считывает тревогу авторитетного для него взрослого и добавляет новые боязни в свою копилку страхов. А также обзаводится такими чертами характера, как пессимизм, мнительность, неуверенность в себе и зависимость от чужого мнения.

Запугивание и излишняя опека, впрочем, далеко не единственный способ, которым родные могут поселить в душе ребенка тревоги

Бывает и наоборот: недостаточное внимание со стороны родителей, их эмоциональная отстраненность, излишняя строгость и суровые наказания приводят к детским страхам. И разумеется, ни в коем случае нельзя недооценивать атмосферу в семье: погода в доме действительно влияет на то, будет ваш ребенок бояться любого шороха или вырастет бесстрашным и уверенным в себе человеком.

Что такое повышенная тревожность

Тревожность — это повышенная склонность к беспокойству и опасениям. Человек, страдающий от этой проблемы, часто переживает по относительно незначительным поводам, ощущает постоянную угрозу, страх по неопределённому поводу. Любые события воспринимаются как опасные, неблагоприятные и вызывают у него стресс.

Как и страх, тревога может быть оправдана и даже полезна, ведь это защитный механизм человеческой психики. Ситуативная тревожность помогает мобилизоваться, избежать опасности, решить проблему. Но, если тревога сопровождает человека во всех жизненных обстоятельствах, даже объективно благополучных, можно говорить о том, что она стала устойчивой чертой личности, моделью поведения.

Это справедливо как для взрослых, так и для детей. Но проявления тревожности у детей специфические. Тревожному ребёнку трудно устанавливать контакты с окружающими, он постоянно подавлен, находится настороже, воспринимает мир как пугающий и враждебный. У ребёнка закрепляется заниженная самооценка и мрачный взгляд на свое будущее. Одним из следствий повышенной тревожности у ребёнка становится низкая устойчивость к стрессам, в том числе неспособность справляться с жизнью, успешно учиться и познавать окружающий мир.

Научим умению быть спокойным и внимательным

Записаться на консультацию

Причины

Страхи у детей дошкольного возраста возникают вследствие негативного психологического воздействия взрослых (родителей, воспитателей в детсаду, бабушек, дедушек, няни) или же самовнушения. Не стоит оставлять без внимания невротические расстройства, иначе в сознательном возрасте могут возникнуть более серьезные последствия. Вне зависимости от причины возникновения страха или фобии родители должны серьезно относиться к психологическому здоровью детей и активно помогать преодолеть страх. Следует понимать, что их видение мира и мышление значительно отличается от взрослого мировоззрения. Очень часто детская фантазия оживляет невоодушевленные предметы.

Главные причины страхов у детей дошкольного и школьного возраста:

  • перенесенные травмирующие психику ситуации (укус собаки, пчелы, падение и т. д);
  • психологическое давление со стороны взрослых относительно падений, убийств, несчастных случаев;
  • увиденный в детстве несчастный случай или участие в нем;
  • семейные конфликты;
  • неумение общаться и постоять за себя, издевки со стороны сверстников.

Чтобы помочь детям побороть свой страх, нужно найти причину беспокойного поведения.

Очень часто такой причиной становится досрочный выход мамы на работу. Длительное кормление грудью (3-5 лет) также приводит к психологическим расстройствам, нарушает речь. На психологическое состояние влияют все стрессы или конфликты, перенесенные мамой во время беременности.

Как распознать детский страх?

Как правило, понять, что малыш боится, несложно. Испугавшись, дети могут расплакаться, крепко вцепиться в родителей или попытаться «спрятаться», закрыв лицо руками. Ребенок может настороженно замереть или демонстрировать тревожность – грызть ногти, сосать палец, нервно перебирать руками. Есть у страха и физиологические симптомы: тремор рук, сердцебиение, вспотевшие ладони, тошнота, потребность сходить в туалет.

Однако в некоторых случаях ребенок может скрывать от родителей свой страх. Косвенно на него могут указывать, например, бессонница, перемены в поведении или упорное нежелание о чем-то говорить.

Детские страхи — определение, как проявляются

Детские страхи — специфические возрастные переживания тревоги и беспокойства, связанные с реальной или несуществующей угрозой.

Любой страх заложен природой в основу инстинкта самосохранения и выполняет защитную роль. Он заставляет человека бежать, бороться или нападать, быстро находить способы реагирования на опасность. Детский страх побуждает к тем же действиям, но возникает без всякой угрозы и связан с надуманными поводами и фантазиями.

Наиболее часто дети боятся смерти родителей, диких животных, необычных природных явлений, например, грозы, молнии и т.д. До 8 лет такие переживания проходят, но иногда сохраняются вплоть до подросткового возраста. Однажды возникнув, страх навязчиво преследует ребенка в течение 3-4 недель, а затем под влиянием бесед с родителями постепенно ослабевает.

По данным детских психологов, страхи переживают до 90 % детей, но в 1-1,5 % случаев тревога переходит в устойчивую фобию.

Устранение такого эмоционального расстройства требует участия профессионалов.

  • учащенные сердечные сокращения;

  • нарушения ритма дыхания;

  • мышечные спазмы.

В поведении детей тоже замечаются изменения:

  • малыши чрезмерно привязываются к взрослым;

  • не могут оставаться в одиночестве даже непродолжительное время.

Выявление детских страхов — совместная задача родителей и специалистов по детской психике. Лечением болезни занимаются психологи и психотерапевты.

Как понять, что ребёнок чего-то боится?

Чтобы победить детские страхи, сначала нужно их выявить

Если ребёнок напрямую не говорит о своих фобиях, можно обратить внимание на ряд симптомов, которые могут сопровождать навязчивые страхи детей:

  • частая смена настроения;
  • мускульное напряжение/мышечные конвульсии в области лица и шеи;
  • чрезмерная возбудимость/плаксивость/нервозность;
  • длительное отсутствие аппетита;
  • нарушения сна;
  • трудности с концентрацией внимания;
  • немотивированная агрессия;
  • повторяющиеся мрачные рисунки с изображениями монстров;
  • невротические паттерны поведения: откусывание ногтей, подергивание своей одежды и пр.
  • длительная замкнутость.

Кроме того, если ребёнок уже умеет говорить, можно попробовать стать инициатором доверительной беседы: спросить, есть ли в его жизни вещи, люди или ситуации, которые вызывают у него тревогу. Во время разговора всячески подбадривайте и успокаивайте малыша – чтобы рассказать о своих переживаниях, он должен чувствовать себя в полной безопасности.

Если причину беспокойства не удалось установить самостоятельно – лучше отвести ребёнка к психологу. Специалист проведет диагностическую беседу и попросит малыша пройти несложные тесты и опросы, которые покажут, есть ли повод для беспокойства.

Как побороть детские страхи

Говорите с ребенком про то, что он боится

Побеседуйте в спокойной обстановке: расспросите малыша о его страхах, уточните детали. Научите не держать тревогу в себе, а рассказывать о ней, выпускать наружу

При этом очень важно демонстрировать, что вы внимательно слушаете и поддерживаете

Если ребенок боится каких-либо явлений или ситуаций, например, уколов, воды, электрических приборов и пр., важно объяснить ему, как работают эти явления и почему при соблюдении некоторых правил они абсолютно безопасны. Часто за такими страхами детей кроется боязнь неизвестности и, когда она уходит, уходит и беспокойство

Если же объект детского страха – вымышленный персонаж, человек или животное, можно попробовать представить его в неожиданном свете. Расскажите малышу, что клоуны бывают грустными из-за одиночества, а злой, на первый взгляд, пес вполне может стать верным другом.

Просите ребёнка нарисовать его страхи

Арт-терапия может быть полезной как самому малышу: рисуя предмет своего страха, он обретет чувство контроля, так и родителям: рассмотрев рисунки, они лучше поймут, что именно вызывает у ребенка тревогу.

После того, как картинка будет готова, можно её: порвать, порезать, скомкать, выбросить в мусорное ведро – это будет символизировать избавление от навязчивой фобии.

Играйте с ребёнком в его страхи

Еще одна действенная практика – ролевые игры, в которых малыш сам становится объектом своего страха: клоуном, пауком, злым доктором. Пусть он бегает за вами и всячески вас пугает. Это тоже поможет ему почувствовать контроль над своей фобией. Затем, можно поменяться ролями: вы становитесь предметом детского страха, а малыш успешно его побеждает и выясняет, что пугавший его монстр не так уж ужасен.

Смастерите «оберег» от страхов

Вместе с ребёнком придумайте и создайте некий защитный талисман, который всегда будет рядом с ним. Это может быть небольшой кулон, рисунок или игрушка. «Оберег» можно разместить в детской комнате или носить его с собой в садик или школу – в зависимости от того, где он сталкивается со своим страхом.

Шутите с ребёнком про страхи

Избавиться от фобий поможет и высмеивание объекта детских страхов – именно объекта, а не самого страха. Помните Боггарта из «Гарри Поттера» и то, как с ним боролись ученики? Они представляли огромного паука на роликах, а грозного профессора – в одежде пожилой дамы. Попробуйте похожую технику вместе с ребёнком, пусть он сам подумает, как сделать свои страхи комичными и преодолеть их. Это снимет тревожность и напряжение, которые он испытывает при мысли о чем-то пугающем.

Вебинар «Детские тревоги и страхи. Превращаем Слона в Муху»

Приглашаем вас на бесплатный вебинар клинического психолога и педагога Екатерины Антончик «Детские тревоги и страхи. Превращаем Слона в Муху»

На эфире вы узнаете ответы на вопросы:

— Как помочь ребёнку, который боится?— Откуда могли появиться детские страхи?— Как говорить с ребёнком о страхах, так чтобы он мог с вами делиться тем, что его беспокоит?— Как заставить ребёнка смеяться над тем, чего он раньше боялся?— Как без помощи психологов, помочь ребёнку избавиться от страхов?— Как реагировать на проявление детских страхов так, что ребёнок будет чувствовать вашу поддержку и понимание?

Также вы узнаете:

  • Техники работы со страхами, которые станут вашими помощниками в любых ситуациях – сохраняйте, адаптируйте и используйте в любых ситуациях.
  • Роли родителя в исцелении детские страхов. Как исцелять их одним своим взглядом.
  • Когда нужно «лечить» страхи, а когда это часть нормы? Где грань?
  • Также вы раскроете свои родительские супер-силы. Ведь всё для того, чтобы справиться со страхами ребенка уже есть – это он и вы.

Вебинар ведёт Екатерина Антончик — человеколюбивый и бережный клинический психолог и педагог.

Желаем вам взаимопонимания с вашим ребёнком и счастливого родительства!

P.S. Подписывайтесь на наш Телеграм-канал, где вы узнаете, как построить теплые и доверительные отношения в семье, сделать материнство легким и счастливым, без ежедневной войны с ребенком, без криков и усталости.

Рекомендации родителям

Психокоррекционная работа с ребенком будет проходить эффективнее, если родители смогут ему помочь своей поддержкой и созданием благоприятной атмосферы в семье. Психологи дают такие советы:

Проводить больше времени с ребенком (особенно в возрасте до 3-5 лет)

Важно, чтобы дети чувствовали себя в безопасности. Помочь в этом могут совместные развлекательные и познавательные игры.
Перестать запугивать детей в воспитательной форме

Вынужденная терапия с ними возникает по вине родителей, неправильного воспитания. Пересмотрев ошибки, ребенку будет легче избавиться от тревожности.
Не запрещать ребенку бояться. Многие родители при замеченных признаках тревожности у своего ребенка, говорят ему, что бояться объект страха не нужно. Это неверный подход. Победить собственную тревожность он может и самостоятельно.

Психокоррекция страхов у детей отличается от той программы, которую применяют к взрослым людям. Психика школьников и дошкольников очень хрупкая. Необходимо научить ребенка преодолевать трудности. Не использовать гиперопеку и тотальный контроль, они могут стать причиной для новых фобий.

Как помочь ребенку, испытывающему страхи

Причины детских страхов

Как и самих детских страхов, причин для них огромное количество, причем как психологических, так и социальных, и даже физиологических. Разбираемся, какие именно факторы чаще всего вызывают у малышей тревоги.

Психологические причины детских страхов

Приобретенный травмирующий опытНаиболее распространенная причина фобий – психотравмирующая ситуация, вызвавшая сильный испуг. Это может быть что угодно: внезапный громкий крик, укус животного или насекомого, авария, падение с высоты, смерть близкого человека, стихийное бедствие и пр. Если ситуация своевременно не проработана, она может превратиться в навязчивую фобию

Чрезмерно развитая фантазияДа, богатое воображение тоже может служить причиной повышенной тревожности и различных фобий. Например, оставшись ночью наедине, ребенок может принимать тени от предметов за монстров и призраков. Или видеть кошмары с участием выдуманных чудовищ.

Психические расстройстваКак правило, расстройства личности развиваются уже в детстве, начиная примерно с полутора лет. Некоторые из них, например, тревожное, могут стать причиной навязчивых страхов детей. Стоит подчеркнуть, что лечением таких заболеваний должны заниматься квалифицированные специалисты – клинические психологи, психотерапевты и психиатры

Социальные причины детских страхов

Тревожные родителиРодители, обладающие высоким уровнем тревожности, так или иначе транслируют её ребёнку. Вербально: «Не бегай – упадешь», «Не ходи туда – там опасно», или невербально: посредством мимики и жестов. Детская психика перенимает беспокойство старших, и ребёнок сам начинает видеть повсюду опасности. Кроме того, дети копируют реакции взрослых и, если мать или отец чрезмерно паникуют, их сын или дочь будут реагировать на стресс-факторы так же.

Конфликты в семьеСкандалы, крики, битье посуды и в целом нестабильная эмоциональная обстановка в семье – благодатная почва для детских страхов: от боязни развода родителей, до боязни громких звуков и темноты.

Агрессия по отношению к ребёнкуЕще хуже, если агрессия в семье направлена на ребенка. Родители перестают восприниматься им как надежные субъекты, готовые защитить. Отсюда и множество возникающих страхов детей: и непосредственно физического или психологического насилия, и окружающего мира в целом.

Социальные разладыПроблемы в отношениях с людьми — тоже распространенная причина для беспокойства. Любой конфликт вне дома может превратиться для ребенка в устойчивую боязнь общения и новых знакомств. Причиной может стать даже самая незначительная ситуация — вскользь брошенное обидное слово от друга или замечание со стороны учителя.

Физиологические причины детских страхов

Органические заболевания мозга и черепно-мозговые травмы.Ряд патологий головного мозга могут оказывать влияние на центры, ответственные за страх у детей и работу их воображения. В результате травма или болезнь могут привести к формированию тревог и фобий.

Тип нервной системы.Тип ЦНС – врожденный фактор, который тоже может служить причиной повышенной тревожности ребенка. Чаще всего этому подвержены обладатели слабого типа нервной системы – они очень чувствительны и нередко страдают неврозами.

НаследственностьГенетиками уже доказано, что некоторые фобии могут передаваться по наследству. Например, арахнофобия — боязнь пауков и паукообразных — зачастую переходит от родителя к ребенку.

Причины возникновения страха у детей.

Давайте проанализируем причины возникновения страха:

Конкретный случай, который напугал ребенка (стал свидетелем аварии, напугала собака, застрял в лифте).

— Внушенные страхи, источник этих страхов взрослые, которые предупреждают ребенка об опасностях, часто слишком настойчиво или эмоционально: «чужой дядя тебя заберет», «не беги — под машину попадешь», «в школу пойдешь – там тебе покажут!».

— Воображение ребенка: малыш выдумывает чудищ и монстров, которые как бы оживают в его воображении, особенно в темноте, представляет картину бушующего пожара в квартире и т.д. Такие фантазии часто питают телевизионные новости передачи и многие современные мультфильмы.

— Семейные ссоры. Ребенок очень страдает, если мама и папа ссорятся, часто дети считают именно себя причиной домашних конфликтов, это повышает тревожность малыша и ведет к серьезным глубоким страхам-

— Отношения с другими детьми и взрослыми. Если ребенка обижают сверстники, невзлюбила воспитательница или его запугивают сверстники разными историями, а взрослые наказаниями, у малыша могут появиться социальные страхи.

Как побороть чувство страха у ребенка

  1. Уберите стрессовый фактор. Конечно, по возможности можно убрать тот провоцирующий фактор, который запустил процесс формирования фобии. Например, если малыш панически боится какой-то вещи или наказания, следует убрать ее и начать базировать свое воспитание на других вещах. В идеале для такого ребенка воспитание должно основываться на поощрениях больше, чем на наказаниях. Не следует угрожать какими-то негативными последствиями в случае непослушания или уклонения от своих обязанностей.
  2. Разговор. Помочь ребенку с фобией можно с помощью обычной родительской беседы. Следует разобраться в его страхе и найти именно то, из-за чего он возник. Например, если напугал негативный персонаж из сказки, стоит рассказать более правдоподобно счастливый конец малышу и объяснить, что сказки всегда заканчиваются хорошо и ему ничего не угрожает.
  3. Безопасность. Второе, что захочет ощутить ребенок с фобией, — это уверенность в безопасности. Следует почаще обнимать его и проявлять заботу так, чтобы он чувствовал, что он не один. Чрезмерное отталкивание и акцент на самостоятельности в этом случае могут только усугубить состояние малыша.
  4. Позитив. Если докопаться до основания возникновения фобий, они — эмоциональное проявление чего-то плохого. На этом фоне развивается тревога — постоянное ощущение приближения того, чего ребенок боится. В таком состоянии он очень скоро закроется в себе и выдаст депрессивные или истерические проявления. Следует занять его и показать, что море добра и радости можно получить от жизни, не фокусируясь на своих страхах.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Альбатрос
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: