«перегрузки как у космонавтов»: как проходит адаптация первоклассника к школе

4 причины школьной дезадаптации

Важно понимать, что проблемы в школе чаще всего появляются не потому, что ребёнок ленится или не старается. Дезадаптация — это не выбор ребёнка! Она возникает, когда детскому организму не хватает сил и ресурсов на то, чтобы справиться с большим количеством изменений, происходящих одновременно

Обычно дезадаптация связана с этими четырьмя причинами:

  • Физические и умственные перегрузки. Стресс слишком большой, организм не справляется, «сбоит», могут появиться соматические признаки (тошнота, повышение температуры, головная боль).
  • Плохой контакт ребёнка с педагогом. Учитель — центральная фигура в жизни класса, он не только ведёт урок, но и помогает детям справиться со всеми проблемами (ударился, облился, потерял вещи, поругался с другом). Если ребёнок боится педагога, не может попросить его о помощи — адаптация будет крайне сложной.
  • Трудности в общении со сверстниками. Особенно трудно бывает детям, которые не посещали детский сад, а также тем, у кого нет братьев и сестёр: у них не сформированы навыки знакомства, им нелегко находить общий язык с другими детьми, сложно проявлять терпение и вовремя прекращать общение.
  • Аномальный тип семейного воспитания. Например, если ребёнок рос в очень жёсткой, авторитарной семье, он будет бояться сделать ошибку, не сможет быть активным, отвечать на уроке. Ребёнок из семьи с гиперопекой может растеряться, ему будет сложно научиться брать на себя ответственность: ведь ему никогда раньше не давали такой возможности.

Кроме того, есть дети, которым особенно сложно даётся привыкание к новым условиям, — это так называемые дети группы риска:

  • дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности;
  • дети с низким когнитивным темпом;
  • часто болеющие дети;
  • левши и амбидекстры (те, которые одинаково хорошо умеют писать левой и правой рукой);
  • дети с эмоциональными нарушениями (агрессивные, слишком застенчивые и тревожные);
  • дети с временной задержкой психического развития;
  • дети с дислексией или дисграфией.

Причины и проявления школьной дезадаптации у этих детей связаны с особенностями их нейрофизиологического развития. Они смогут преодолеть эти трудности и войдут в школьную колею, но для этого им потребуется больше поддержки, чем остальным.

Слайд 25Чем можно помочь пятикласснику?Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие

ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться. Если вас, что-то беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь, как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем или психологом.Если в семье произошли какие то события, повлиявшие на психологическое состояние ребенка (развод, отъезд в долгую командировку кого-то из родителей, рождение еще одного ребенка и т.д.) сообщите об этом классному руководителю.Проявляйте интерес к школьным делам, обсуждайте сложные ситуации, вместе ищите выход из конфликтов. Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня. Помогите ребенку выучить имена новых учителей.Не следует сразу ослаблять контроль за учебной деятельностью ребенка, если в период начальной школы он привык к вашему контролю.Приучайте его к самостоятельности постепенно.

Слайд 34Рекомендуем книги, в которых затронуты проблемы адаптации детей к школе9.Лусканова Н.Г.

Диагностика школьной дезадаптации: Для школьных психологов и учителей начальных классов системы компенсирующего обучения. — М., 1995. — 220с.10.Мир детства. Младший школьник. Составители А.В. Захарова, В.И. Слободчиков. — М.: Педагогика, 1981. — 398 с11.Нижегородцева Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов, родителей. — М.: Владос, 2001. — 256с.12.Сертакова Н.М. Игра как средство социальной адаптации дошкольников: Методическое пособие для педагогов ДОУ. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. — 268с.13.Устинова Э.В. Программа организации адаптационного периода учащихся пятых классов муниципального образовательного учреждения. Завуч начальной школы, 2003, № 5. — С. 99-105.14.Фуллер Ч. Подберите ключ к обучению своего ребенка. Минск.1998. 15. Хилтунен Е. Когда ребенок учит самого себя.М.1999. 16.Чудинова Е.В. Младшие школьники в учебной деятельности. Рига.1999.

Мотивы перехода в новую школу и особенности адаптации

При переводе ребёнка в другую школу у родителей появляется множество новых проблем. Для того чтобы грамотно подойти к решению вопроса адаптации, необходимо понимать, что стратегия помощи напрямую зависит от обстоятельств перехода в новую школу.

Перевод в другую школу ради углублённого изучения определённых предметов. В этом случае ребёнок меняет привычный коллектив, но остаётся в родном городе, поэтому адаптация пройдёт значительно легче. Психологи советуют поддерживать общение ребёнка с прежними одноклассниками, приглашать их в гости – так ваш школьник примет ситуацию как нечто естественное, меняющее только коллектив, но не весь образ жизни. Также нужно поощрять общение в новом коллективе, приглашать новых одноклассников в гости, одобрительно относиться к совместному времяпрепровождению вне школы.

Важно объяснить ребенку причины перехода в другую школу

Переход в новую школу из-за конфликтной ситуации. Иногда случается  так, что возникший конфликт между ребёнком и учителем или другими детьми лучше всего решить переходом в другую школу. Конечно, для родителей это должно быть крайней мерой, только если другие способы разрешения сложившейся ситуации не помогли. Однако в любом случае нужно постараться помочь ребёнку справиться с новыми условиями жизни

Важно объяснить мотивы перехода, чтобы в дальнейшем ситуация не повторилась

Причины для перевода ребенка

Переход в другую школу — стрессовая ситуация для ученика. Решение о переводе принимайте вместе с ребенком, после того как рассмотрели другие варианты решения проблем. По каким причинам меняют место учебы:

  • школа закрылась;
  • семья переезжает на новое место жительства;
  • ребенок отстает в обучении (для него слишком тяжела программа обучения в текущей школе), ребенок опережает сверстников, и родители хотят подобрать ему школу, соответствующую его уровню развития;
  • конфликты с учителями;
  • конфликты со сверстниками;
  • неудобное расположение школы, желание сменить на более подходящее (например, ребенок начал обучение в школе, после чего рядом построили новую школу, добираться до которой ему намного удобнее).

Слайд 6Возраст учащихся 5-го класса можно назвать переходным от младшего школьного к

младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости — главного личностного новообразования младшего подростка.Умственная активность младших подростков велика, но вот способности развиваются только в деятельности, которая вызывает положительные эмоции. Успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения. Оценки при этом играют важную роль: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности

Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В противном случае неизбежен внутренний дискомфорт и даже конфликт

Учитывая физиологические особенности возраста (рассогласование темпов роста и развития различных функциональных систем организма) можно понять и крайнюю эмоциональную нестабильность подростков.Таким образом, переходя из начальной школы в среднюю, ребенок подвержен не только внешним, но и внутренним изменениям.

Адаптация

Слайд 12 «Психологические проблемы адаптации пятиклассников к школьному обучению и условия их успешного

преодоления»

Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость.Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью.Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка.Развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребенка.

Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.

Сложности во время адаптации в новом классе

Адаптация ребёнка в новом классе может сопровождаться трудностями. В младших классах обычно появление новых учеников в классе проходит спокойно. Дети в этом возрасте зависимы от мнения учителя, их психика более гибкая, чем у детей постарше, а иерархия в группе еще неустойчива. Новичок перестанет считаться таковым уже через пару недель. Роль учителя в начальных классах огромная: как отнесётся к новенькому ученику при первом представлении его классу – так класс его и воспримет

Поэтому особенно важно познакомиться с учителем заранее

У учеников 5-8-х классов есть определенные отношения в коллективе, которые не всегда очевидны взрослым. Уже сформирован «костяк» класса – есть лидеры, есть и свои аутсайдеры. Очень многое зависит именно от того, как ребёнка воспримут лидеры – их оценка влияет на отношение остальных школьников, более ведомых. В пользу ребёнка говорят следующие факты:

  • Самостоятельный для своего возраста, умеет вступать в контакт с ровесниками и может постоять за себя.
  • В семье благополучные, доверительные отношения.
  • Есть какое-нибудь увлечение, в котором ребёнок достиг успеха.
  • Есть друзья помимо школы, например, в кружках, секциях (если меняется только школа, а семья осталась жить на старом месте).

В старших классах вопрос принятия новенького стоит не так остро, потому что ученики уже достаточно сильно загружены учёбой и подготовкой к экзаменам. Но большее значение приобретает внешность. Лишний вес, проблемная кожа, заикание – все это может стать причиной неуверенности в себе.

Осуществлять психологическую поддержку ребенка

Для этого необходимо:
• Опираться на его сильные стороны.
• Избегать подчеркивания промахов.
• Показывать, что Вы довольны Вашими учениками.
• Уметь и хотеть демонстрировать внимательное отношение к каждому ученику Вашего класса.
• Внести юмор во взаимоотношения с детьми.
• Знать обо всех попытках ученика справиться с заданием.
• Уметь взаимодействовать с ребенком.
• Позволять ученику самому решать проблемы, где это возможно.
• Принимать индивидуальность каждого ребенка.
• Проявлять эмпатию и веру в учеников.
• Демонстрировать оптимизм.

Поддержать можно посредством:
• отдельных слов («красиво», «аккуратно», «прекрасно», «здорово», «вперёд!», «продолжай»);
• высказываний («я горжусь тобой», «мне нравится, как ты работаешь», «я рада твоей помощи», «все идет прекрасно»);
• прикосновений (потрепать по плечу, дотронуться до руки, обнять ребенка);
• совместных действий, физического участия (во время труда и отдыха);
• выражения лица (подмигивание, улыбка, кивок, смех).

Чем могут помочь родители?

Адаптация детей в новой школе касается и ребенка, и его родителей. Если в классе появился новенький, и этот новенький – ваш ребенок, необходимо помочь ему психологически справиться с этим. Однако какие бы хорошие советы родители не давали, сына или дочь все равно могут не принять в школе. Поэтому нужно знать, что делать в этом случае.

Сначала поговорите с ребенком, выясните, в чем дело. Если он просто стесняется – это один разговор. Если же его травят или издеваются, необходимо подойти к классному руководителю, психологу, директору. Встретьтесь с родителями тех детей, с которыми произошел конфликт у вашего ребенка.

Обеспечьте сыну или дочери общение с одноклассниками вне школы. Пусть малыш позовет всех в гости, купите торт, придумайте интересные игры. Тогда одноклассники посмотрят на новенького другими глазами, а самому ребенку будет гораздо комфортнее в родном доме, нежели в школе.

Слайд 11 «Психологические проблемы адаптации пятиклассников к школьному обучению и условия их успешного

преодоления»

Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню. Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня.Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы.Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников).Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.

Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.

Возрастные особенности пятиклассников

Школа и учеба тут ни при чем, просто ребенок сталкивается не только с новыми обстоятельствами, но и собственными внутренними изменениями. Он входит в препубертат — начало подросткового возраста. 

Считается, что этот период длится с 7 до 14 лет, но в среднем именно на 9 -11 лет приходится начало основной, заметной перестройки организма: ребенок находится в активном процессе полового созревания, а также у него совершенствуется работа мозга и нервной системы. 

Как это проявляется?

  • Родители и учителя могут столкнуться с импульсивностью и непослушанием. 
  • Значение общения с друзьями будет постепенно возрастать, а авторитет родителей и учителей — ослабевать. 

Что делать?

Все это подробно описано в многочисленных книгах и статьях о возрастной физиологии и психологии. Не обязательно быть экспертом в научной сфере, но нужно помнить о том, что ребенку тяжело. Помимо внешней нагрузки его организм сталкивается с внутренними вызовами и тратит много ресурса на рост и изменения.

Самоорганизация, самостоятельность

В пятом классе перед нами уже маленький взрослый. Он может и хочет принимать решения, по многим вопросам у ученика вырабатывается своя позиция. Он готов к большей самостоятельности, у ученый процесс также рассчитан на это. Поощряйте его в любопытстве, в высказывании своего мнения и своей позиции, в самостоятельности действий. Ведение дневника, поддержание своей комнаты, тетрадей и учебников в порядке вполне доступно ребенку и приятно ему. Он постепенно готов быть «сам», к своей автономии.

Что делать?

В первые недели пятого класса постарайтесь, если это возможно, разгрузить свободное время ребенка от кружков и репетиторов, лучше постарайтесь вместе организовать режим дня, время для домашней работы — когда начинается? когда заканчивается? как правильно делать паузы? Могут потребоваться новых договоренности по поводу игр, гаджетов и времени отхода ко сну.

Много педагогов – много требований

Обучение у учителей-предметников всех (всех!) пятиклашек сбивает с толку. Ведь у каждого из них свои требования, привычки и представления об образовании. Как бы нам ни хотелось унифицировать критерии, сделать это невозможно. В итоге выясняется, что на уроке математики можно немного пошуметь, а на русском нельзя; учительница английского ругает за помарки, а учительница истории к ним снисходительна; учительница географии записывает домашнее задание на доске и следит, чтобы все его переписали, а биологичка просто торопливо перечисляет параграфы…

Психологически переход в среднюю школу непрост. В большинстве образовательных учреждений младшеклассникам выделяют изолированную территорию: крыло или этаж. И там, на этой территории, четвероклассники самые умные, самые опытные, самые знающие, да и просто самые старшие.

Освоение новой территории тоже требует дополнительных усилий: нужно запомнить расположение всех кабинетов, выучить имена учителей и зазубрить расписание, чтобы за короткую перемену успеть отыскать нужную дверь.

Все это, между прочим, стресс и шок, особенно если на адаптацию к средней школе наслаивается переформирование классов, ведь в новом коллективе выстраивается новая иерархия.

Что могут родители?

В ситуации с адаптацией родители должны осознавать в полной мере, что именно от них зависит, насколько быстро ребёнок привыкнет к новым условиям. Что же мы с вами можем?

Обеспечить тылы

Это вовсе не значит, что нужно бегать в школу по поводу и без. Ничего прочего, кроме как брошенных вслед насмешек про «маминького сынка» и подобных ребёнок от такой «заботы» не получит. В данном случае самым полезным станет родительское тепло и «погода в доме», когда созданный психологический комфорт помогут пережить адаптацию, чувствуя поддержку.

Когда все вместе, тогда и все трудности нипочём!

Делиться жизненным опытом

Рассказы о своей школьной жизни и о том, как вам раньше удавалось преодолевать трудности, станут для ребёнка настоящим доказательством того, что со всем в результате можно справиться и из каждой ситуации найти выход.

Интересоваться школьной жизнью

За чашкой вечернего чая спрашивать ребёнка нужно не только о том, какие отметки он получил сегодня

На этапе адаптации в новой школе успеваемость – это важно, но не настолько, насколько важнее становятся отношения с одноклассниками и учителями. Вовремя выданные советы, как следует вести себя в той или иной ситуации, смогут оказать реальную помощь при вливании в незнакомый коллектив, а иногда и предотвратить конфликт

Как говорят психологи, в среднем адаптация ребёнка в новой обстановке длится месяца два-три. Уверена, что при правильно выбранной позиции родителей стать своему чаду другом и помощником с намерением делить и горе, и радость этот период можно значительно сократить, а если получится – и вовсе не заметить, как новая школа стала родной.

Всем больших успехов в учебе!
Ваша «ШколаЛа»!

Советы для новичков: адаптируемся в новом коллективе

Новая школа пугает тебя, как и все неизвестное, но сейчас у тебя есть уникальная возможность научиться выстраивать отношения с незнакомыми людьми. Рано или поздно это все равно произойдет: тебе придется идти в колледж, универ или на работу, а там ты столкнешься все с той же проблемой. Чтобы адаптация прошла как можно легче, воспользуйся моими рекомендациями:

Совет 1. Не настраивай себя на негатив

Даже если тебе не очень хотелось менять школу. Даже если в прошлом классе отношения не сложились. Никто не знает твою историю, а вот все твои эмоции будут написаны на лице: поверь, в этом случае не каждый отчаянный смельчак решится подойти к тебе.

Новые одноклассники не виноваты в твоих проблемах, поэтому не сливай агрессию на них. Наоборот, ты можешь найти среди них друзей, которые поддержат тебя в этот период, а заодно помогут адаптироваться в коллективе. Но если ты будешь вести себя с ними, как с врагами, защита у них включится автоматически, и вы так и не узнаете, что все вы, в общем-то, неплохие люди.

Совет 2. Проявляй дружелюбие

Если к тебе подходят, чтобы познакомиться, улыбайся и вежливо отвечай на все вопросы. Если не подходят — бери инициативу в свои руки. Поверь, для одноклассников твое появление тоже в некотором роде стресс: никто не знает, чего от тебя ожидать, поэтому первое время за тобой могут наблюдать издалека.

Не заискивай, но и не сиди в углу. А еще смирись с тем, что в первые дни придется очень много общаться

Если ты прирожденный интроверт, тебе будет сложно, но относись к этому, как к игре: пока что ты новость номер один в классе, поэтому к тебе приковано повышенное внимание

Совет 3. Задавай одноклассникам вопросы

Лучший способ влиться в коллектив — расспросить о том, как все устроено. Кто из учителей нормальный, а кто держит в страхе весь класс? Можно ли в столовой найти что-то съедобное? Есть ли в школе свои традиционные мероприятия? Одноклассники рады будут поделиться с тобой ценными сведениями, а заодно расскажут с десяток веселых историй. Так ты узнаешь, как вести себя в новой школе, и морально подготовишься к тому, чего ждать.

Только обойдись без сравнений с прежней школой — пусть там было лучше, интереснее и уютнее, одноклассникам это знать не обязательно. Никому не понравится, если новенькая начнет критиковать все вокруг, даже если твои новые приятели сами не в восторге от своего учебного заведения.

Совет 4. Наблюдай за коллективом

Тебя ждет увлекательная исследовательская деятельность. Какие в классе сложились компании? Кто тут главный? Есть ли изгои? Кто приходит в первую очередь учиться, а кто поболтать и сорвать урок? Внешний вид часто бывает обманчив, но если ты не любишь обсуждать шмотки, подружиться с местными модницами вряд ли получится.

Постарайся присоединиться к тем людям, с кем у тебя совпадают ценности, но не отказывайся от общения с теми, кто кажется совсем непохожим на тебя. Отношения в коллективе обычно складываются стихийно, и ты можешь обнаружить, что твоими друзьями стали те, с кем в первые месяцы вы даже не разговаривали.

Совет 5. Относись ко всему с юмором

Скорее всего, ты будешь нервничать, а это значит, что с тобой может произойти какой-нибудь провал. Споткнешься на ровном месте, забудешь свою фамилию или случайно придешь в разных носках. Не относись к этому, как к катастрофе: посмейся, сделай вид, что ничего страшного не произошло и придумай по этому поводу какую-нибудь шутку.

Поверь, если ты будешь вести себя так, будто жизнь закончена, сделаешь только хуже. В лучшем случае тебя сочтут занудой, в худшем — станешь жертвой насмешек до конца школы.

Совет 6. Участвуй в школьной жизни

Если у тебя есть свободное время, старайся не сидеть в стороне: узнай, есть ли в новой школе дополнительные занятия, проводятся ли какие-то мероприятия. В таких ситуациях люди собираются по интересам, а не потому, что их посадили в один класс. Так ты сможешь познакомиться с учениками из параллельных классов, а заодно станешь заметнее в своем коллективе.

Этот совет подойдет тебе и в том случае, если отношения с новым окружением не складываются: не обязательно сидеть и грустить за своей партой. Как я уже говорила в статье Как найти друзей: 4 простых способа, твой класс — это еще не вся школа.

Совет 7. Не стесняйся просить о помощи

Несмотря на все твои старания, одноклассники ни в какую не хотят общаться с тобой или, что еще хуже, начинают травить? Обязательно расскажи об этом родителям и узнай, можно ли перевестись в параллельный класс. Даже если ты будешь встречаться с обидчиками на переменах, остальное время тебе будет гораздо спокойнее.

Рекомендации школьного психолога учителям-предметникам

• Учитывать трудности адаптационного периода, возрастные особенности пятиклассника в выборе способа подачи материала, терминологии.
• Учитывать, что высокий темп — одна из причин, мешающая пятиклассникам усваивать материал.
• Предлагать ученикам более рациональные способы выполнения домашнего задания, ознакомить с этими способами родителей, уделять на уроке время для объяснения домашнего задания.
• Не забывать, что только совместная деятельность педагога и учащегося является наиболее эффективным способом передачи опыта и знаний. Стараться, как можно реже вставать на позицию «над» школьниками и подавлять их инициативу.
• Поощрять детей на виду у всего класса. Уметь найти в ответах каждого ученика что-то особенное.
• Создавать обстановку успеха.
• Заканчивая урок, не упустить случая, чтобы перед классом приободрить тех, кто еще не уверен в себе и малоактивен, побаивается новых учителей.
• Работать в контакте с семьёй ученика, классным руководителем, школьным психологом и учителем начальной школы.
• Налаживать эмоциональный контакт с классом.

Слайд 36Рекомендуем сайты, в которых затронуты проблемы адаптации детей к школеhttp://www.trepsy.net/training/http://s11011.edu35.ru/index.php/kab/ad5/68-rec5.html(Рекомендации родителям,

5 класс, адаптация)http://brezgalova-lichnost.ru/psichologicheskie-igri/psichologicheskaya-igra-druzhniy-klass-dlya-5-klassa.html(Психологическая игра «Дружный класс» для 5 класса)http://www.psi.lib.ru/detsad/briling/1r5klss.htm(Первый раз в пятый класс или проблемы школьной адаптации)http://vashpsixolog.ru/correctional-work-school-psychologist/45-trainings/905-training-i-will-soon-become-fifth-graders(Тренинг «Я скоро стану пятиклассником»)http://festival.1september.ru/articles/600204/(Адаптация учащихся 5-х классов. Развивающее занятие «Родники моей души»)

Переходим в 5-ый класс вместе

Можно, конечно, немножко подождать, и через пару-тройку месяцев адаптационный период сойдёт на нет, и всё наладится. Одно но: так могут действовать лишь те родители, у которых дети справляются с трудностями самостоятельно. Такие дети «как танки, прут напролом», и им ничего не страшно. Но таких единицы, и поверьте, им тоже иногда требуется помощь.

Для большинства же переход в 5-ый класс может обернуться настоящими проблемами, от своевременности решения которых будет зависеть весь успех дальнейшего обучения ребёнка в школе.

Знакомимся со школой

Во многих учебных заведениях начальная школа со средним звеном разделена не только этажами, но и даже зданиями. Потому, чтобы не бегать с круглыми глазами в поисках кабинетов, когда пять минут назад звонок прозвенел, а ты ещё в поиске, где идёт урок, попросите классного руководителя устроить детям экскурсию.

Что важно при изучении «новых стен»? Найти место, где раздеться, где висит расписание, где покушать и где (да! это важно) туалеты. В идеале будет, если все родители убедят нового классного руководителя хотя бы первую неделю учёбы детей встречать и провожать до нужных кабинетов

Уверена, правильный «классный» пойдёт навстречу, в особенности, если попросят все сразу.

Знакомимся с учителями

Хотите, лично повстречайтесь с каждым. Но, думаю, будет логичнее поближе, «глаза-в-глаза» узнать классного руководителя и уже через него устроить знакомство со всем остальным педагогическим коллективом.

Не откладывая на завтра, пригласите на ближайшее родительское собрание всех, кто будет принимать участие в дальнейшем воспитании ваших детей. Заодно и сами запомните-запишите, как зовут педагогов, чтобы потом не краснеть, если вдруг Ваш ребёнок по досадной ошибке «посоветует» Марью Ивановну Ангелиной Петровной называть.

Выполняем требования

Да, сориентироваться во множестве требований каждого педагога совсем непросто

А что, если завести такой секретный блокнотик, куда вписать предмет, имя учителя, и рядышком его «предпочтения», что для этого педагога важно. Например, на русский – толстая тетрадь и цветные ручки, на математику – обязательно к линейке циркуль и транспортир, на историю – цветные карандаши выделять даты… Ну, и не забывать туда заглядывать периодически

Контролируем учёбу

Какими бы взрослыми наши дети к 5-му классу не казались, это не повод нам, родителям, «забить» на их учёбу, которую мы контролировали на каждом шагу в начальной школе. Расслабляться рано ещё, потом расслабимся, когда ВУЗовский диплом вместе пойдём получать!

Потому не изменяем традициям и продолжаем заглядывать в дневники и тетрадки и настойчиво интересуемся школьной жизнью, выясняем причины «я не справился» и вместе пробуем исправлять оценки. Только так, отдавая не сразу, а постепенно «бразды правления», можно приучить ребёнка к самостоятельности.

И вот когда степень заинтересованности учёбой налицо, о справляемости со школьной программой говорят хорошие отметки, ученик сам всё помнит и уже сам без напоминания всё делает, можете считать, что адаптация прошла «на ура».

Всем хорошего настроения и отличной учебы!

Ваша «ШколаЛа»:)

Почему к новеньким придираются

Враждебность по отношению к новичку — естественная реакция группы. Часто ребята сами не понимают, что заставляет их подкалывать нового человека. Причины могут быть разными. Например, с помощью колкостей и нападок «старички» защищают свой статус и показывают превосходство. Также коллектив или отдельные ученики с помощью придирок и насмешек проверяют, чего ждать от новенького. Ещё одной неосознаваемой причиной бывает ревность и злость, если одновременно с приходом ученика из класса ушёл кто-то другой. По выбывшему школьнику ребята могут скучать и рассматривать новенького — совершенно безосновательно — как причину ухода своего друга.

Отношения в группе и реакция на новичка зависят от сложившегося уклада в школе и классе. В атмосфере небольшой домашней или авторской школы наладить контакт и привыкнуть к новому окружению легче. В крупной школе многое зависит от учителя, его умения разрешать конфликты и выстраивать коммуникацию.

Социально‑психологическая адаптация

Адаптация происходит не только на физическом, но и на социально‑психологическом уровне:

дети учатся новому, более «деловому» стилю взаимодействия с педагогом и одноклассниками;
учатся соблюдать распорядок и правила, у них формируется поведение;
учатся удерживать внимание, сосредотачиваться и добиваться результата;
учатся реагировать на критику и создают новый образ себя — образ ученика.

В этот момент очень важно поддержать ребёнка: хвалить за успехи, выражать уверенность в его силах («Ты справишься, у тебя получится!»). А если потребуется выразить критику — критиковать поступок или его результат, но не личность ребёнка

Тогда ребёнок научится адекватно воспринимать себя: что у него получается, а что пока нет, для чего нужно приложить усилия

А если потребуется выразить критику — критиковать поступок или его результат, но не личность ребёнка. Тогда ребёнок научится адекватно воспринимать себя: что у него получается, а что пока нет, для чего нужно приложить усилия.

Жизнь без имени

За четыре года начальной школы учитель не просто познакомился – он сроднился с учениками, с которыми проводил добрую половину дня. Он знал их привычки, чувствовал их настроение, был в курсе всех домашних обстоятельств и учитывал все это, в том числе и во время занятий. Хотя занимается учитель со всем классом, но у него есть возможность найти индивидуальный подход к каждому ребенку.

Стоит ли говорить, что, к примеру, у учителя биологии, который ведет занятия на параллели пятых, шестых, седьмых классов, нет никакой возможности действовать аналогичным образом. Потом, к выпускному классу подростки станут для учителей самыми родными и любимыми, но пока педагоги даже не могут толком запомнить их имена и фамилии, не говоря уж о том, чтобы вовремя подкинуть Ване лишнюю задачку, а Васе дать дополнительное время на решение.

Решающей может стать помощь классного руководителя, который превращается в «мостик» между педагогами, детьми и родителями. К сожалению, так бывает не всегда.

Пятый класс – сложное, но такое интересное время! Ваши дети взрослеют на глазах и, вероятно, с большинством ситуаций успешно справятся сами. Но… как же без мамы? Без вас – никуда!

29.08.2018

  
  о подростках, Школа  Другие статьи автора

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Альбатрос
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: