Агрессивное поведение в подростковом возрасте и методы коррекции

Девиантное поведение подростков

Совет 2. Установите правила и заранее обговорите санкции

Случайные наказания — плохой стимулятор. Кричать — непродуктивно. Физическое наказание воспринимается как насилие, игнорирование разрушает эмоциональный контакт, а крик запускает защитные механизмы и отключает сознание. Говорить жёсткую, неприятную информацию мягким тоном тоже нелогично — подросток запутается в сигналах.

Если вы чувствуете, что ваши взаимоотношения необходимо регламентировать, установите чёткие правила. Пусть подросток заранее знает, какие санкции последует за ту или иную провинность. Говорите тоном, которого требует ситуация: волнуясь, раздражаясь, радуясь. Не делайте параллельно других дел.

Разговор с подростком — это отдельное мероприятие.

Во время беседы смотрите на своего ребёнка и дайте ему возможность наблюдать за вашими эмоциями. Ждите ответа столько, сколько нужно, не торопитесь.

Установив правила для подростка, следуйте им и сами. А главное — будьте готовы проявить стойкость, когда дело дойдёт до санкций. Оговоренное наказание должно быть приведено в жизнь, иначе поступок повторится.

Социальное давление

Часто родители живут через своих детей и ожидают, что их дети достигнут всего, чего они хотели, но не имели. Ожидание, что подросток получит хорошие оценки, заведёт хороших друзей, преуспеет во внеклассных мероприятиях и будет вести себя хорошо, ответственно — это большое давление. К этому добавляется давление со стороны сверстников. Чтобы быть принятыми среди сверстников и стать «популярными», подростки чувствуют необходимость соответствовать определенным вкусам, поведению и внешнему виду.

Когда все окружающие подростка люди пытаются придать ему / ей другую форму, давление нарастает. Родители, учителя, старшие родственники, братья и сестры, друзья, одноклассники и социальные группы играют свою роль и тянут подростка в разные стороны.

Попытка соответствовать академическим и социальным ожиданиям наносит ущерб физическому и психическому здоровью подростков.

Попытка соответствовать академическим и социальным ожиданиям наносит ущерб физическому и психическому здоровью подростков.

Особенности подросткового возраста

  • Всестороннее половое созревание, сопровождающееся быстрым физическим ростом, изменением роста и веса, изменение пропорций тела (например, у мальчиков увеличиваются плечи, фигура становится более «мужской)
  • Формируется и завершается сексуальная ориентация подростка. Формируются вторичные половые признаки (см. выше). Возрастает интерес к потенциальным партнерам.
  • Трудности в кровоснабжении головного мозга, функционировании легких, сердца, связанные с быстрым ростом органов и перестройки организма.
  • Появляется способности логически мыслить, оперировать абстрактными категориями, фантазировать (у детей младшего возраста нет таких способностей, они развиваются со временем). Именно поэтому в подростковом возрасте дети часто начинают заниматься творчеством: рисовать, сочинять стихи и песни, а также интересуются философскими учениями и стремятся к логическому мышлению, спорам на философские и другие темы.
  • Появляется умение сопереживать, сами переживания становятся глубже, чувства — сильнее. Проявляется интерес к ранее неинтересным сферам жизни (социальной, политической и т.д.).
  • Общение со сверстниками становится необходимостью, это дает возможность выразить эмоции, поделиться, а также дает возможность формирования норм поведения в обществе.
  • Общение с родителями и родственниками уходит на второй план.
  • Появляется потребность принадлежности какой-то группе подростков. В частности, которая приветствует определенные элементы одежды, обороты речи и т.д. При это те, кто не имеют этих признаков, могут быть не приняты в этой группе.
  • Желание принять на себя обязанности и права взрослых.
  • Формирование самооценки ребенка, способность принять как свои положительные, так и отрицательные черты, в т.ч. в волевой сфере.

Вопросы психического и физического здоровья

Все это влияет на здоровье подростка:

  • Плохое питание. Пищевые привычки подростков бедны и не контролируются.
  • Недостаток сна. В попытке всё успеть сделать подросток жертвует сном. Им требуется около девяти часов сна, но в среднем подростки получают примерно семь часов. Это означает, что каждый день они испытывают дефицит сна.
  • Депрессия и беспокойство. Гормональные изменения, добавленные к хаосу и напряжению планирования, расстановке приоритетов, достижению и удовлетворению ожиданий, подвергают подростка значительному эмоциональному давлению. Это отражается на перепаде настроения, агрессии, депрессии, тревоге, а иногда даже полном расстройстве.

Психическое и физическое здоровье связаны между собой. Если ваш подросток физически не здоров, это повлияет на его психологию, и наоборот.

Как общаться с подростком

Подростками когда-то были все взрослые люди. Воспоминания о себе в переходный период, о своих поступках, пережитых эмоциях могут помочь родителям понять причины непростого поведения детей. Но сравнивать сына или дочь с собой — не лучшее решение. Ребенок — совсем другой человек, с собственной психической реальностью и видением мира.

Чтобы не потерять контакт с ребенком, стоит:

Интересоваться и поддерживать его увлечения
Если не удается заниматься интересным делом вместе, то не критикуйте и не обесценивайте заинтересованность чада.

Проявить внимание к физическим изменениям, но постарайтесь вести себя деликатно, не акцентировать внимание на внешности ребенка

Стоит подбадривать его, напоминать о том, что вы любите его
Важно помочь справиться с проблемными моментами, которые беспокоят подростка. Если нужно сбросить несколько килограммов, займитесь физкультурой вместе с ним

При необходимости обновить гардероб, помогите с этим.

Внимательно слушайте и меньше говорите — правило, которое помогает родителям сохранять доверительные отношения с детьми. Не старайтесь поучать, давать советы до тех пор, пока ребенок сам не попросить об этом. Не забывайте интересоваться его мнением по разным вопросам. Эта придаст подростку ощущение собственной значимости.

Обнимайте свое дитя. Подростки, как и раньше, нуждаются в заботливом и теплом отношении. Но нежность стоит проявлять к месту — вряд ли 16-летний юноша или девушка с восторгом воспримет идею пообниматься с мамой на глазах у друзей.

Примите своего ребенка таким, какой он есть. Не старайтесь сделать из него свою копию или слепить несуществующий идеал. Ваш ребенок — личность, которой не нужна маска.

Неудовлетворенная потребность в общности и идентичности

Многие подростки пытаются найти место в обществе, хотят, чтобы их признали сверстники. Это одна из самых важных задач их жизни на данном этапе, и они сталкиваются с большим количеством беспокойства и неуверенности.

Когда подростки понимают, что они не вписываются и не принадлежат к какому-то важному для них месту, это может привести к ощущению изоляции, разобщенности и депрессии. Телевизионные шоу, ориентированные на подростков, устанавливают для них нормы поведения такие как издевательства, ранний секс, агрессивное и жестокое поведение и нарушение правил

Или же вы крутые, только если вы владеете всеми брендами. Чувство непринадлежности распространено и затрагивает все аспекты жизни подростка.

Подростки хотят чувствовать, что они принадлежат к сообществу, но многим подросткам трудно найти признание.

Подростки хотят чувствовать, что они принадлежат к сообществу, но многим подросткам трудно найти признание.

Наркотики и алкоголь

33,2% старшеклассников в России сообщили, что употребляли алкоголь в течение последнего месяца.

В 2017 году в старших классах средней школы 5,9% подростков в США ежедневно употребляли марихуану.

В 2017 году ежегодное исследование употребления наркотиков и алкоголя среди подростков показало, что почти 40% всех опрошенных 11-х классов употребляли какие-то запрещенные наркотики в прошлом году, а 55,7% употребляли алкоголь.

И алкоголь, и марихуана могут повредить развивающийся мозг подростка

Очень важно поговорить с ними, чтобы узнать, что происходит в их школе и в группе сверстников, выяснить, с чем они сталкиваются, и рассказать своему ребенку об опасностях

Яблоко от яблони

ss=»article-paragraph»>Важно обращать внимание, что подростки делают не так, отметила Дугенцова. Но это не значит, вбивать им в голову, что надо учиться на пятерки

Учебой нужно заниматься в младшем школьном возрасте — с 7 до 12 лет. И учить ребенка учиться. А после 12-ти — там уже интимно-личностное общение у детей. Им нужно что-то показывать и рассуждать, что, к сожалению, многие родители не делают.

Дарья Дугенцова

детский психолог

Фото: Vlad Bagacian/Pexels

Психолог порекомендовала родителям посмотреть, что ребенок делает на улице, как он относится к более младшим детям на площадке, к бабушкам и дедушкам. Здоровается ли он с другими детьми и взрослыми людьми. «На себя обращаем внимания сначала, а потом уже на ребенка — здороваемся ли мы, нормально ли относимся к бабушкам и детям», — подчеркнула Дугенцова.

В случае, если еще в дошкольном возрасте у ребенка появится яркое проявление насилия к живым существам — нужно срочно отвести его к детскому психологу, предупредила психолог, чтобы этот момент сразу искоренить, а не ждать, что в подростковом возрасте это вырастет во что-то более серьезное.

Когда ребенок где-то зажимает агрессию и выводит не социально-приемлемым способом, а каким-то неадекватным, то, значит, родители на что-то не обратили внимание, выразила уверенность специалист. Лучше это пресечь на корню в маленьком возрасте, чем потом пожинать плоды в подростковом, когда его посадят в тюрьму

В этих ситуациях здорово работают сказки. Вы видите проблемы, если они не уходят. Вы читаете с ребенком сказки, обсуждаете, как общаться с кошками и собаками. Если не проходит проблема — тогда идем к психологу 100%

Лучше это пресечь на корню в маленьком возрасте, чем потом пожинать плоды в подростковом, когда его посадят в тюрьму. В этих ситуациях здорово работают сказки. Вы видите проблемы, если они не уходят. Вы читаете с ребенком сказки, обсуждаете, как общаться с кошками и собаками. Если не проходит проблема — тогда идем к психологу 100%.

Дарья Дугенцова

детский психолог

Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».

Что на самом деле происходит с подростками – определяем внутренний возраст своего ребёнка

Для большего понимания, что происходит с подростками, рассмотрим внутренние возраста. Г. Гурджиев сформулировал более 100 лет назад семь внутренних уровней человека. Многие родители поймут своих детей, помогут им пройти подростковый период без стресса для обеих сторон и перейти в осознанный взрослый мир, не теряя своей детской непосредственности. Именно эта детская непосредственность в жизни дает успех, удачу, радость жизни, радость от своих достижений.

Юноша

Если предыдущие уровни не пройдены, то подростки становятся ленивыми, перестают делать обыкновенные задачи по отношению к семье, работе, учёбе.

Старец

Совет родителям от психолога-эксперта

Встаньте и почувствуйте движение волн и вам сразу станет легче. Следующие волны принесут вам с детьми: радость, взаимопонимание, обнимашки, благодарность, уважение, терпение, более крепкую связь – пусть невидимую, но совершенно необходимую.

Запомните, дорогие родители: подростковый возраст вашего сына или дочери – не навсегда, рано или поздно он закончится. Постарайтесь сохранить хорошие, доверительные отношения с ребёнком, не оттолкните его запретами и осуждением. Подростку очень нужна ваша любовь и поддержка, хотя он всеми силами пытается доказать обратное.

  • Сколько информации несет сообщение содержащее 432 символа написанное с помощью двоичного алфавита

      

  • Сообщение по теме множества и операции с ними

      

  • Пюви де шаванн сообщение

      

  • Тишина польза или вред сообщение

      

  • Сообщение о галогенах по химии 9 класс

Психологические проблемы, что переживает подросток.

психологические проблемы подросткового возраста

  1. Поиск своего «Я». Каждый кризис в жизни человека открывает новые представления о себе, но именно подростковый — становится основой для формирования личности. В это время ребенок еще не знает чего хочет. Он желает быть частью социума, при этом старается не потерять своего мнения. Эта проблема психологического возраста легко решается если обратиться к психологу. Он поможет ребенку изучить себя, свои достоинства и поможет определиться с интересами.
  2. Финансовая независимость. Выходя из беззаботного детства во взрослую жизнь, ребенок конечно понимает, что за покупки нужно платить, но он не знает как зарабатываются деньги, сколько усилий для этого нужно и поэтому не придает им такой ценности, как его родители. Также часто возникает ситуация манипуляции, когда из-за желания контролировать взрослые упрекают свое чадо в зависимости от них. Именно подобные ситуации заставляют ребенка искать варианты финансовой независимости уже сейчас.
  3. Сексуальное развитие. В результате полового созревания, выплеска гормонов и изменения тела тинейджер начинает изучать свою сексуальность. Теперь он по-другому смотрит на противоположный пол и проявляет знаки внимания. На фоне сексуального развития возникают и некоторые другие психологические проблемы подростков. Так, ребенок начинает изучать свое тело тактильно, может смотреть разного рода информацию и при этом ощущает стыд за свои действия.
  4. Неприятие другого мнения. В силу бескомпромиссного мышления тинейджер в период пубертата воспринимает только мнение своего авторитета. Соответственно, он не готов к другой точке зрения и категорически ее не приемлет. Этим связаны ситуации, когда в школе ученик спорить с учителем, всячески доказывая его неправоту, если услышал другое мнение.

психологические проблемы подросткового возрастапсихологические проблемы подростков

Принятие ответственности за свою жизнь

Подросток должен понять, что в переходном возрасте настало время нести ответственность за свои поступки. За небольшие проступки, такие как нарушение дисциплины, последуют устные предупреждения, наказание со стороны родителей. Серьезнее будут последствия при противозаконном поведении (поведении, запрещенном законом).

С 14 лет наступает уголовная ответственность подростков за некоторые виды преступлений. К ним относят убийство, грабеж, похищение человека, хищение оружия. Это суровая мера по отношению к подросткам, она была введена, чтобы предотвратить преступления против жизни и здоровья человека, защитить безопасность и порядок в обществе. Уголовная ответственность подростка наступает независимо от того, знал он о существовании закона или нет.

Дети, достигшие 14 лет должны понимать, что проступок невольно может стать преступлением:

  • Петя и Миша потешались, скидывали с крыши кирпичи и наблюдали, как они разбиваются с 8 этажа об асфальт. Но внезапно за угол завернул прохожий и прошел как раз под крышей 8-этажки. Хорошо, что ему удалось вовремя увернуться, иначе ребята попали бы случайно ему кирпичом в голову;
  • Вася разозлился на своего одноклассника, когда они сидели на уроках труда. Он замахнулся молотком над головой Пети, если бы тот не успел вовремя отскочить, произошла бы беда. Вася очень испугался и пожалел о своем поступке, который мог закончиться печально.

Избиение пенсионерки

На кадрах из подмосковного Красноармейска двое молодых людей с закрытыми банданами лицами били ногами пенсионерку, лежащую в одном халате на полу. Она умоляла их остановиться. А 8 мая пожилая женщина скончалась от сердечного приступа.

Как рассказала телеканалу «360» дочь пенсионерки Марина, на ее мать напал 19-летний сосед с подругой. По ее словам, подростки часто заходили к женщине. Подруга соседа и сообщила Марине о смерти женщины. Она отметила, что хотела отнести продукты пенсионерке, но нашла ее мертвой.

Следователь рассказал дочери пожилой женщины, что у нее были множественные травмы, а по результатам судебно-медицинской экспертизы установили, что смерть все же наступила от сердечного приступа. Гражданский муж Марины Игорь не поверил подросткам, он выразил уверенность в том, что они отбирали еду у пенсионерки. «Это просто нелюди. Людьми их назвать тяжело», — подчеркнул он.

Психологическая ломка

Психологический дискомфорт в период активного взросления испытывают не все, но большинство подростков. Причин для ломки немало — это и физиологические изменения, и неприятие со стороны родителей, отвержение сверстниками, непонимание собственных задач и места в мире. На фоне психологической нестабильности подростковый период становится временем появления серьезных нарушений — депрессии, повышенной тревожности и более тяжелых расстройств психической сферы.

Самомнение подростков

В подростковом возрасте ребенок начинает ощущать себя не как часть родителя, а как отдельную, полноценную личность. Это проявляется в демонстрации своего несогласия с родителями, конфликтах с ними. Ребенок настаивает на своем мнении — именно его он считает самым правильным.

Не все мамы и папы готовы принять и понять такое поведение еще вчера такого послушного малыша. Подобное неприятие влечет за собой проблемы в отношениях внутри семьи, отстраненность и недоверие со стороны подростка. Но он нуждается в том, чтобы делиться и получать эмоции, в понимании, чувствовать свою причастность к группе. Находит подросток это в компании сверстников — одноклассников, или друзей со двора.

Быстрые изменения в подростке и статичность родителей, их неготовность к изменениям — главная причина проблемы. Если же мать с отцом проявляют гибкость, не стремятся демонстрировать свой авторитет и с уважением относятся к ребенку, ломка проходит мягко.

Внутренний конфликт

Основное противоречие, которое не дает покоя подросткам — несоответствие между “я сильный и взрослый, я могу и хочу” и “мне нельзя”. Действительно, подросток уже физиологически созрел для продолжения рода, достаточно силен чтобы работать, считает, что так же умен, как взрослые. Но поступать, как взрослые, нельзя.

Ограничение не только в том, что у подростка нет тех прав, которые предоставлены совершеннолетним людям. Особенности строения мозга в возрасте 14-17 лет таковы, что подросткам сложно прогнозировать последствия своих действий. Отсюда возникает тревожность, страх будущего и неуверенность в своих силах.

Отрицание действительности

Средний подростковый период — время отрицания. Негативизм возникает на фоне того, что ребенок дезориентирован во внутреннем и внешнем мире. Он больше не видит в зеркале знакомого человека, воспринимает окружающий мир не так, как раньше. Это создает в его душе раздрай, непонимание ситуации.

Переход из детства в состояние взросления сопровождается ломкой устоявшихся интересов, разрушением привычных схем поведения. Для подростка особую трудность представляет соприкосновение с различными психологическими установками, что создает почву для внутреннего и внешнего протеста, отрицания всего и вся.

Проявления кризиса независимости

Проявления кризиса зависимости

  • негативизм;
  • грубость;
  • желание поступать по-своему;
  • отрицание авторитетов;
  • стремление защищать личное пространство.
  • избыточное послушание;
  • возврат к детскому поведению;
  • зависимость от мнения взрослых;
  • отсутствие самостоятельности;
  • желание не выделяться, быть “как все”;
  • подчинение мнению большинства.

Выдержка, спокойствие и понимание требуется от родителей ребенка в период отрицания. Такое состояние ребенка большинство психологов считает необходимым элементом взросления, а отсутствие отрицания — неблагоприятным признаком.

Разговоры с ребенком

В СМИ то и дело возникают новости о том, как подросток устроил стрельбу в школе, другие несовершеннолетние убили мать одного из них из-за ссоры, школьники сняли на видео, как издеваются над животными и тому подобные жестокие действия.

Фото: Pixabay

Как пояснила в беседе «Ямал-Медиа» детский психолог и сказкотерапевт Дарья Дугенцова, подростковая жестокость была всегда, потому что именно в подростковом возрасте активно работает гормональный фон, идет перестройка организма и еще не до конца сформированы морально-этические качества.

Специалист подчеркнула, что очень важно детям рассказывать о подобных вещах и новостях, а не бояться, что дети повторят это. Родителям следует задавать своему чаду вопросы для того, чтобы выводить его на рассуждения, чтобы он сам сделал выводы и смог в будущем сформировать свои морально-этические качества и нормы

Нужно рассказывать, чтобы рассуждать на эти темы вместе с подростком. И не делать за него выводы — «как ужасно вот сделали». А порассуждать: «Что ты думаешь, почему они так поступили, а из-за чего они так сделали, а как бы ты поступил в такой ситуации, а как ты думаешь, это нормально или нет?».

Дарья Дугенцова

детский психолог

15 лет

В пятнадцать появляется «раздвоение в чувственном поле». Из-за гормонального всплеска и полового влечения появляются мысли о любви. Сознание резко взрослеет и мировоззрение снова меняется.

Происходит сильное изменение в интеллектуальной деятельности. Развиваются навыки логически и теоретически мыслить, появляется логическая память. Меняются и творческие способности, появляется собственный стиль в одежде, мысли о ценности бытия и собственном предназначении.

Формируется новая структура взаимоотношений, появляется сексуальное желание, обучаться становится все сложнее. Подростки уже считают себя взрослыми и требуют соответствующего отношения от учителей и родителей.

Парни

В этом возрасте парни начинают догонять девочек в росте, скелет стремительно растет, голос начинает «ломаться»

Мальчики также начинают уделять внимание своей внешности, боясь насмешек общества

Девушки

Организм продолжает расти и развиваться, поэтому девочки-подростки часто комплексуют из-за лишнего веса, угревой сыпи и иных факторов, которые могут повлиять на самооценку. Настроение может меняться ежесекундно, девочка может быть веселой и неожиданно впасть в апатию, или проявлять агрессию и резко заплакать.

Подростки учатся отвечать за свои поступки, учитывают интересы и мнение окружающих. Главным в жизни становится взаимоотношения с социумом.

14 лет

В четырнадцать лет начинается формирование этнических принципов, моральных основ и общественных установок. В итоге меняются интересы, которые появились ранее, взаимоотношения с другими людьми и особенности. Появляются психологические проблемы, физиологические трудности, ухудшаются взаимоотношения с родителями и учителями.

Парни

Зачастую парни не понимают, что с ними происходит, в связи с кем ощущают дискомфорт. В результате юные бунтари забрасывают учебу, не слушают советов старших, не желают помогать по дому, поздно возвращаются с прогулок и часто дерзят.

Девушки

Из-за биологических трансформаций в этом возрасте появляется половое влечение, резко меняется настроение, иногда появляется неуклюжесть и угловатость. Тело понемногу начинает принимать женственные очертания.

Самым важным становится общение со сверстниками и желание самоутвердиться, найти себя. Отношения с родителями часто накаляются.

17 лет

Индивид уже может полностью регулировать свое поведение, но все еще сомневается и начинает думать обо всем на свете. В социуме подростка считают уже взрослым, хотя его личность сформирована еще не до конца, это оказывает сильное давление на подростков. Так же приходится принимать решение относительно своей дальнейшей судьбы.

Парни

Организм все еще формируется, но изменения уже не так заметны. Эмоциональный фон нормализуется. Парни начинают задумываться о постоянных отношениях, учатся принимать себя и других людей. Начинают относиться терпимее к чужим особенностям и недостаткам.

Девушки

Девушки в этот период все больше думают о своей внешности и выдуманные недостатки часто приводят к серьезным проблемам. Организм прекращает формироваться и основные размерные признаки больше фактически не меняются.

Так как юность — только начало взрослой жизни, появляется желание экспериментировать, искать истинного себя. Почти все психические функции сформированы и личность начинает стабилизироваться. Начинается кризис семнадцатилетнего возраста.

Причины девиантного поведения подростков​

Скорее всего, многие наши читатели нашли в особенностях девиантного поведения и свои подростковые проблемы. Этот период действительно очень непростой для детей. Давайте разберём, какие причины могут спровоцировать неадекватное поведение у подростков.

Физиологические и психологические причины

1. Кризис подросткового возраста

Сам по себе кризис является сложным этапом. Сопровождается раздражительностью, вспыльчивостью, стремлением к независимости. Подростки начинают больше прислушиваться к мнению сверстников. Физическое развитие даёт ощущение взрослости, но при этом большей свободы ребёнок не получает, что приводит к конфликтам.

2. Половое созревание

Тоже становится причиной асоциального поведения подростков. Тело меняется, и подростки часто чувствуют себя неуклюжими. Появляются новые желания, сексуальное влечение. Изменяется гормональный фон, возникают проблемы с кожей, запах пота становится более резким. Многие дети с трудом принимают происходящие изменения, критично относятся к своему телу и внешности, что сказывается на настроении и самооценке.

3. Раннее половое созревание

В некоторых случаях пубертат начинается раньше нормы, до 10 лет, и может провоцировать дополнительные проблемы с поведением и эмоциональным состоянием у детей. Также на этом фоне могут возникать головные боли и быстрая утомляемость, которую родители часто принимают за лень.

4. Недостаток сна и отдыха

Как и у взрослых, отсутствие или недостаток сна вызывает тревожность у несовершеннолетних и провоцирует девиантное поведение. Дети, которые мало спят, чаще жалуются на плохое настроение, вспышки злости, хуже контролируют эмоции и справляются со стрессом. Поэтому здоровый сон важнее сделанных в ночи уроков или дополнительных кружков.

5. Особенности созревания мозга

В 13 лет начинают активно созревать зоны мозга, отвечающие за эмоции, но при этом те зоны мозга, которые сдерживают эти эмоции — развиты недостаточно. Поэтому подросткам бывает сложно контролировать свои поступки.

Внешние причины

1. Выученная беспомощность

Апатичное состояние, в котором подросток не делает ничего, чтобы улучшить своё положение, даже если имеет возможность. Подросток не верит в свои силы, ему кажется, что изменения невозможны. Причины возникновения такого состояния:

  • у ребёнка нет опыта успешной самостоятельной деятельности, так как родители перехватывают инициативу и торопятся делать всё за него;
  • ранее ребёнок сталкивался с ситуациями, которые оказались для него непосильны, из чего он сделал вывод, что в принципе не может влиять на ситуации;
  • ребёнок воспринимает любые ошибки как катастрофу: я неудачник, у меня ничего никогда не получается, всё бесполезно.

2. Сексуальное насилие

Может вызывать девиантное поведение, в том числе и сексуальные девиации, которые, в свою очередь, могут спровоцировать появление и других видов девиантного поведения подростков: агрессию, употребление алкоголя и т.д. Требуются особая деликатность в обсуждении этой темы, работа с психологом и бережное отношение к подросткам, пережившим сексуальное насилие.

3. Девиантное поведение в семье

Девиантное поведение членов семьи может послужить причиной формирования асоциального поведения у подростка, ведь ребенок берет пример со своих родителей. Насилие в семье по отношению к ребёнку также способно спровоцировать поведенческие проблемы в подростковом возрасте.

4. Асоциальное поведение в окружении

Плохая компания также вызывает развитие этой проблемы. Друзья, которые пьют алкоголь, могут подтолкнуть непьющего пока подростка к употреблению спиртных напитков. А если среди знакомых есть правонарушители, риск того, что подросток также нарушит закон, возрастает.

5. Школьное образование

Чем более авторитетной и справедливой кажется школьная система, тем менее выраженную форму принимает девиантное поведение подростков. Отрицательная оценка школы, а особенно несправедливое отношение учителей к ученикам, может вызвать протест у подростка, например, прогулы, срывы уроков или отказ учить предмет.

Основные сложности подросткового возраста

  • Угловатость и неуклюжесть. В связи с поэтапным ростом организма (сначала растут кисти рук и ног, затем конечности и в последнюю очередь — туловище), многие подростки становятся неуклюжими и комплексуют из-за этого.
  • Частая смена настроений и физического состояния, которые возникают в организме в связи с ростом внутренних органов.
  • Быстрая возбудимость, влияние эмоций на духовную жизнь.
  • Обиды, озлобленность, раздраженность (особенно у подростков в тяжелой жизненной ситуации).
  • Напряженные отношения с родителями, избегание общения с ними, отдавая предпочтения сверстникам возникают в случаях, когда родители не готовы относиться к подростку как к самостоятельному, взрослому человеку, уважая его взгляды и чувства.
  • Возникновение т.н. подросткового одиночества.

Все мы были подростками и прошли через все трудности. Уверены, что это было возможным, благодаря поддержке родителей, семьи, педагогов, которые могли с пониманием относится к нашим «выходкам». От родителей и педагогов многое зависит: к сожалению, случаев, когда ребенок «ломался», уходил с правильной дороги, ввязывался в плохую компанию и даже совершал самоубийство, немало.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст

Ошибка в тексте? Мы очень сожалеем, что допустили ее. Пожалуйста, выделите ее и нажмите на клавиатуре CTRL + ENTER.

Особенности переходного возраста

Подросток от 12 до 16 лет — это формирующийся человек, чей интеллект уже способен перерабатывать полученный опыт, но мозг ещё не даёт возможности этим опытом пользоваться.

Префронтальная кора головного мозга, которая отвечает за когнитивный контроль и принятие решений, в это время только начинает развиваться. Подростки пока не способны нормально воспринимать критику. Не до конца сформированный мозг полагается на лимбическую систему, а это зона эмоций.

Подростки не в силах контролировать свои эмоциональные перепады. Эмоции всегда сильнее, чем того требует ситуация: не ошибка, а провал, не победа, а эйфория. Порой они специально ведут себя рискованно, чтобы получить сильные эмоции. Когда мир кажется серым и тусклым, его срочно необходимо заполнить новыми ощущениями.

Поступки подростка взрослому кажутся нелогичными. Но, скорее всего, он неглупый и не делает назло. Просто не соотносит значимость правильного решения с действиями и ресурсами, необходимыми для его достижения.

Однако не всегда пубертатный период ребёнка оборачивается для семьи проблемами.

Переходный возраст свойственен каждому человеку, но его бурное протекание заметно не каждому родителю.

Многое зависит от нервной системы ребёнка, а также от поведенческой и воспитательной стратегии мамы и папы. Гипер- или гипоопека создают взаимоотношения, при которых подростку трудно доверять взрослому.

Так как же сохранять контакт и тёплые отношения с подрастающим человеком, который остро нуждается в поддержке, но порой демонстративно от неё отказывается?

<<Форма демодоступа>>

Правило 2. Осознайте психологические потребности ученика

Психологическая особенность проблемного поведения подростков в том, что они делают это бессознательно

Подросток не осознает истинные причины проблемного поведения. Он может ставить цель вывести учителя из себя. Но, как правило, он не отдает себе отчета в том, зачем ему это нужно.

В основе проблемного поведения лежат вытесненные (спрятанные) неудовлетворенные психологические потребности:

  • в безопасности. Подросток ведет себя незаметно, чтобы на него никто не напал, или угрожающе, чтобы никто не решился противостоять ему;
  • во внимании и признании. Ученик настолько нуждается во внимании, что его качество второстепенно. Отсюда заведомо спорные или провокационные высказывания и действия, вызывающее поведение и облик, поиск негативного внимания. Ребенок нарушает очевидные правила, что влечет за собой наказание;
  • в установлении четких границ. Происходит торг из-за правил и порядков, ребенок делает попытки добиться особого положения, получить льготы. Растущему человеку нужны ориентиры, границы дозволенного. Слишком лояльные, идеалистичные, гипоопекающие и гиперопекающие семьи не дают границ, и тогда подросток проявляет активность, которая направлена на то, чтобы проверить, сдвинет ли классный руководитель границу, изменит ли правило, уберет ли запрет;
  • наличии условий для развития. Если к подростку не предъявляют общие требования к поведению и обучению, он сам конструирует ситуации, в которых чем-то осмысленно занят. Ребенок стремится вовлечь одноклассников или педагога в свою активность в школе, которая не имеет отношения к уроку. Эта потребность часто не реализована у слабоуспевающих подростков или на занятиях у нетребовательных педагогов.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Альбатрос
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: