Как отучить подростка воровать и врать
Что делать, если подросток ворует деньги у родителей?
Психологи дают советы – когда подросток ворует деньги у родителей, главное — дать ему почувствовать серьезность совершенного поступка. При этом необходимо сделать так, чтобы он понял, что он по-прежнему любим. Рекомендуется действовать так:
- Каждый случай воровства нужно обязательно обсудить с подростком и найти объяснение, выход из сложившейся ситуации. Если он откровенно лжет – надо дать ему время подумать.
- Разборки недостойного поведения должны производиться строго наедине, без публичных скандалов.
- Если человек подозревается в краже денег или предметов, но не пойман за руку – обвинять нельзя.
- Никогда нельзя произносить фраз типа «Ты вор», «Ты преступник», «Твое место в тюрьме», и тому подобных. Это может озлобить, толкнуть на настоящий криминал. Рекомендуется говорить «взять чужое», «брать без разрешения».
Если не помогают объяснения, разборки поведения, тогда придется обратиться к психологу.
Лучше всего родителям позаботиться о профилактических мерах. Нужно постоянно вникать в подробности жизни своего чада, вовлекать его в семейные дела. Выстраивая отношения, стараться учитывать мнение сына или дочери. Общение должно строиться на доверительных беседах, а не на постоянных нравоучениях. Важный аспект – выделение карманных денег, при этом необходимо давать ненавязчивые советы – как ими распоряжаться.
Главное – помнить, что оступиться может каждый, надо всегда предоставлять шанс на исправление.
Итак, вы узнали, что ребенок украл. Что делать?
Тут еще надо заметить, что наша взрослая реакция на разницу в стоимости похищенного предмета и реакция детей очень отличается. Взрослые могут снисходительно отнестись к похищенной конфете или красивой наклейке, и прийти в ужас, если ребенок присвоил чужой телефон. А вот ребенку это безразлично. Для него важна только сила его желания завладеть этим предметом.
1. Не угрожать!
Часто родители, будучи в шоке от того, что их чадо совершило этот непростительный и ужасный, по их мнению, поступок, начинают пугать ребенка разговорами про тюрьму и полицию.
Пока дети малы, они часто не могут соотнести свой проступок, не такой уж страшный, по их мнению, с теми ужасами, которыми стращают родители.
Тут очень важно, чтобы ваш сын или дочь всегда чувствовали, что вы на их стороне, даже если они поступили плохо. И если уж речь зашла о полиции или тюрьме, то вы будете «адвокатом», а не «обвинителем»
2. Без ярлыков
«Ты — вор!», «Да тебе одна дорога — в тюрьму», «Уголовник! Тебя ничего хорошего в жизни не ждет!». А иногда можно услышать даже – «Мой ребенок не мог такого совершить! Ты не мой сын!» Если вы на секунду остановитесь и подумаете, то сразу увидите, что здесь совершенно нарушен масштаб: воровство – безусловно, несимпатичный поступок, но он точно не заслуживает проклятия на всю жизнь.
З. Без сравнений!
С собой в детстве, с другими детьми и т.п. Во-первых, кто без греха? Каждый совершал поступки, о которых стыдно вспоминать. Каждый. Если вам удастся убедить ребенка в его «плохости», это только поспособствует следующему проступку. Ведь если он плохой, безнадежный, хуже всех – то к чему стараться и удерживать себя от соблазнов? У ребенка с такой самооценкой уже не будет веры в свою способность противостоять искушению, и он легче поддастся ему снова.
Вы же помните, наша цель — укрепить самооценку ребенка.
Обвинения и наказания опасны еще и тем, что ребенок будет сожалеть не о том, что совершил плохой поступок, а что был уличен, и постарается повторить свой подвиг, но уже изобретательнее, чтобы не попасться. Думаю, мы стремимся не к этому.
Во-вторых, задайте себе вопрос: в чем ваша цель сейчас? Разве вы хотите унизить и раздавить ребенка? Думаю, нет. Вы хотите его удержать от совершения плохих поступков в будущем. Но ругая и унижая ребенка, вы вызываете у него стресс. А вы уже знаете, стресс снижает способность к самоконтролю.
4. Не при свидетелях
Ни в коем случае не проводить разборки при посторонних. Дяди, тети, друзья, школьная учительница — не надо. Только наедине. Недаром классика воспитания гласит: похвала — прилюдно, выговор — наедине. Все то, что было написано в первых трех пунктах, усилится публичностью позора. Помним про стресс, самоконтроль и самооценку.
5. Кто старое помянет.
Если вы не хотите укрепить ребенка в вере, что он «плохой», что он «вор», не припоминайте это его прегрешение в будущем. Особенно, если его новое «преступление» будет совсем другого рода. Например, плохая оценка, немытая посуда, беспорядок в комнате.
Как отучить ребенка воровать?
Ранее мы уже говорили о способах взаимодействия с ребенок в ситуации воровства, добавим еще несколько важных положений:
- Никогда не называйте ребенка вором. Это не принесет никакой пользы и только усугубит положение. Некоторые родители пугают ребенка полицией и судом, бьют по рукам. Говорят, что он может попасть в тюрьму. Родителям кажется, что они выбрали правильный путь воспитания, однако так поступать нельзя. Такие разговоры могут привести к тому, что у ребенка разовьется чувство собственной неполноценности, вины и возникнет заниженная самооценка. Помните, что преступления чаще всего и совершаются людьми с подобными проблемами. Не доводите малыша до такого.
- Проведите с ребенком беседу в спокойной обстановке, постарайтесь выведать причину, которая подталкивает его к воровству. Попытайтесь узнать, что за факторы им движут. Столкнуться с данной проблемой ребенок может по разным причинам.
Почему ребенок ворует деньги
Для начала нужно попробовать понять, почему ребенок ворует деньги? Что подвигло его на подобный поступок? От этого может зависеть общая эмоциональная картина происходящего. Ведь одно дело, когда сын взял деньги на лечение бездомного пса, а другое, когда он прогулял зарплату отца с друзьями. Чтобы выяснить истинную причину произошедшего, не нужно повышать голос на ребенка, кричать и читать ему нотации. Постарайтесь сначала выстроить доверительные отношения и найти контакт. Зачастую кражи случаются в подростковом периоде, дети в это время довольно агрессивные и закрытые. Но постарайтесь найти ту ниточку, за которую можно потянуть. Выйдите с ребенком на откровенный разговор и спросите, почему он так поступил. Обычно дети воруют деньги у родителей по следующим причинам.
Бывает так, что ребенок берет деньги, просто считая, что они общие, ведь семья и бюджет общий. Но такое обычно происходит у детей младшего возраста – до 7 лет, они пока еще не могут различать «свое-чужое». Чаще всего ребенок ворует деньги, потому что ему хочется купить жвачек, конфет и иную дребедень, а денег нет. Ведь вокруг все пестрит соблазнами, друзья покупают желаемое. Признайтесь себе честно, даете ли вы ребенку деньги на карманные расходы, а вместе с этим возможность распоряжаться своими деньгами? Безусловно, отсутствие карманных денег не оправдывает воровство, однако если вы все время отказываете ребенку в мелочах вроде жвачки, говоря о том, что это вредно, вы просто не оставляете ему иного выхода.
Иногда к воровству подталкивает желание самоутвердиться в компании более взрослых и наглых сверстников. Особенно ярко это проявляется в том случае, если ребенка не понимают дома, папа отмахивается от совместного времяпровождения, а мама считает увлечения самолетами ерундой. С помощью родительских денег ребенок хочет показать себя в новой компании, завоевывает доверие ее «главарей» путем покупки различных сладостей и т.д. Бывает так, что воровство – это простое привлечение внимания родителей к своей персоне. Признайтесь себе откровенно – когда вы посвящали все свое свободное время ребенку? Целый день вы проводите время вдали друг от друга, а вечерами уговариваете ребенка отстать от вас, ведь вам нужно приготовить ужин, прибраться и закинуть вещи в стирку. «И вообще, иди уроки делай», говорите вы
Папа тоже занят – он смотрит важный обзор политических новостей Ребенок понимает, что для того, чтобы на него обратили внимание, с ним должно произойти что-то особенное, ведь не зря родители носились с ним как угорелые, когда у него была ангина с высокой температурой. И тогда чадо решает привлечь внимание родителей именно воровством денег И пусть это внимание проявляется криком, гневом и наказанием, но это уже достижение – ведь он добился этого внимания
Если причина именно в этом – это укор не ребенку, а именно вам. Ведь по сути, воровство в этом случае — немой крик о помощи. Некоторые дети воруют на спор или на «слабо». Они пытаются утвердиться среди друзей за счет преодоления страха и получения желанной наживы. В этом случае можно сказать, что у ребенка реальный комплекс неполноценности, и он не может поставить себя в обществе правильно, не может добиться уважения иными способами. Дети могут воровать, если видят перед собой пример. Если вы берете и кладете в карман найденный кошелек, забираете ручки с различных касс и без спроса присваиваете соседскую лопату, ребенок понимает, что ничего опасного и дурного в этом нет. Бывает так, что родители со злостью отзываются о богатом соседе, говоря о том, что деньги он наворовал. Ребенок видит «красивую» жизнь более удачливого соседа и начинает понимать, что брать без спросу – это хорошо, так жить лучше. Иногда начинают воровать тихие, и даже замкнутые дети. Если вы уверены в моральных качествах своего ребенка, возможно, его заставляют это делать старшие подростки. Зачастую слабых духом детей заставляют воровать деньги под страхом избиения его или его младших братьев и сестер
Здесь очень важно выйти на откровенный разговор с чадом. Это далеко не полный список причин, которые могут подтолкнуть ребенка к воровству
Поговорите с сыном или дочкой по душам, и вы поймете, почему ребенок украл деньги
Это далеко не полный список причин, которые могут подтолкнуть ребенка к воровству. Поговорите с сыном или дочкой по душам, и вы поймете, почему ребенок украл деньги.
Что делать, если ворует маленький ребенок
Маленькие дети – маленькие проблемы. Часто воровство у малышей связано с непониманием самого понятия воровства. Малышу бывает сложно осознать, что игрушку другого ребенка нельзя забрать с собой домой с детской площадки. Он хочет только ее и именно сейчас, поэтому готов даже украсть ее. Причины воровства у маленьких детей чаще всего связаны именно с такими ситуациями, но и о вышеперечисленных забывать нельзя. Как же вести себя родителям, кроха которых замечен в воровстве.
- Соберите всю имеющуюся информацию, обвинения не должны быть беспочвенными, если вина не доказана ни в коем случае не наказывайте ребенка.
- Для начала, следует понять, что все решение всех сложных ситуаций нужно проводить, когда спадет первая волна гнева. Если разговор начинается агрессивно и доходит до физических наказаний, то ко всем негативным чувствам прибавляется обида на родителей.
- Для начала попросите ребенка описать свое видение данной ситуации.
- После выслушивания скажите о своих эмоциях, расстройстве и огорчении.
Как воспитывать ребенка с кожным вектором
Кожному ребенку пойдет на пользу строгое соблюдение режима дня. Конкретный список обязанностей с обозначением полагающейся за их выполнение наградой. С ними хорошо работает схема “ты мне – я тебе”. Спорт, дисциплина и четкий распорядок дня – вот лучшие помощники в воспитании кожного ребенка.
Кожный ребенок лучше других детей понимает запреты и ограничения. Если на каждое «нет и нельзя» давать четкое и логичное объяснение «почему нельзя», то это способствует развитию ребенка с кожным вектором.
В случае непослушания можно применить ограничение во времени и пространстве. Например, отправить спать на полчаса раньше, ограничить территорию прогулки – ни шагу дальше песочницы. А спокойно постоять 5 минут в углу для подвижного ребенка будет тем еще испытанием. Уж лучше убраться в своей комнате, как просила мама, чем такие мучения.
Разрешите ему быть другим
Часто бывает так, что наш ребенок совсем на нас не похож. Вроде, и носик наш, и глазки, а внутри как будто кто-то другой сидит. Вот и растет непоседливый малыш. Все время куда-то бежит, вертится постоянно. Игрушками делится неохотно. Только и слышишь: «Дай, дай, мое!»
Ему хочется все делать одновременно, бросает начатое, хватается за новое. Похвала для таких детей мало что значит, материальное вознаграждение мотивирует лучше. Дашь конфету – пойдет, положит в мешочек, рядом с другими. Уже и коробочку ему отец сделал, так он говорит: «Мешочек удобнее: взял и пошел, да и влезет больше».
Такое поведение вызвано наличием кожного вектора. В детстве, вплоть до окончания пубертата (возраста примерно 16-ти лет), мы развиваем свои врожденные качества, реализацией которых занимаемся уже будучи взрослыми.
Причины детского воровства в младшем школьном возрасте
В этом возрасте у детей должно быть сформировано понятие: хорошо-плохо. И ценность денег им уже известна. В начале школьной жизни у большинства ребят появляются первые деньги, на свои самостоятельные карманные расходы. Но, именно в этот период, семьи чаще всего сталкиваются с детским воровством. И недоумевают: «как же так?», «никто в семье его такому не учил» и т. д.
Не стоит сразу же приписывать такое поведение к «аморальному» и придумывать суровые наказания. В первую очередь следует доверительно поговорить с ребенком и выяснить, какие же трудности толкнули его к этому поведению. Вот лишь несколько наиболее распространенных причин.
Отсутствие своих денег
В начале школьной жизни дети активнее начинают погружаться в социальную среду, их развитие проходит под влиянием окружающих. Особенное место в этом процессе занимают сверстники. Если малыш видит, что у других детей есть деньги на буфет и другие мелкие расходы, а у него нет – он чувствует себя ущербным и неполноценным. Эти чувства могут толкнуть его к нехорошему поступку, даже если он уже осознает неправильность своего поведения.
Кража как реакция на травму
Такое поведение возникает в результате неблагополучной атмосферы сложившейся в семье. Возможно, что при таком раскладе дети начинают воровать еще в дошкольном возрасте, но родные гневно реагируют на подобное поведение, не понимая его истинных причин. Если систематически ребенка наказывали, а общая атмосфера в семье не менялась – ребенок начинает воровать уже намеренно. Чтобы отомстить за ранее причиненные обиды.
Самоутверждение
Погружаясь в школьную жизнь, дети осознают – популярными становятся те ребята, у которых есть эксклюзивные игрушки и дорогие гаджеты. Ошибочно полагая, что это единственный путь к одобрению и принятию окружающими, дети начинают воровать деньги родителей, чтобы потратить их на угощения для сверстников или покупку игрушки, которую будут просить другие. Они тем самым «покупают» любовь окружающих.
Пробелы в воспитании
Выше уже говорилось, что в возрасте 5-8 лет дети должны осознавать отличия плохого от хорошего. Но иногда этого не происходит. Ведь любые качества характера формируются в процессе воспитания родителями, влияния других значимых окружающих, самостоятельных решений ребенка, а не появляются сами по себе в каком-то определенном возрасте.
Если в нравственном воспитании малыша произошел серьезный пробел, он не осознает, что совершает что-то плохое и думает, что деньги принадлежать ему точно так же, как и родителям. В этом случае он не испытывает раскаяния, чувства вины и не осознает состояние родителей, так как не способен к эмпатии.
Возможно, у него недостаточное развитие волевой сферы и тогда желание «хочу», преобладает над здравым «могу это позволить». Такое поведение складывается вследствие того, что в более раннем детстве, родители покупали своему чаду абсолютно все, и он не слышал слова «нет». Теперь, когда желания стали серьезнее, они уже не могут так потакать его требованиям.
Отсутствие доверия к родным
Иногда ребенку нужны деньги на то, что, по его мнению, родители посчитают напрасной тратой. Например, на подарок симпатичной однокласснице или на помощь приюту для животных. Терзаемый сомнениями, он принимает сложное решение – потратить средства родителей на очень-очень значимые для него вещи. Здесь один хороший поступок совершается вслед за плохим поступком. В такой ситуации ругать ребенка точно не следует, ведь он замкнется еще больше и только удостоверится в правильности своих первоначальных выводов.
Буллинг
Распространенной причиной воровства может стать давления на ребенка со стороны сверстников или старших ребят. Путем запугивания или битья, они вынуждают беззащитного малыша совершать кражу денег у родителей. Таким образом, он естественно хочет «откупится» и не терпеть больше систематических издевательств.
Почему ребенок начал воровать
- Неправильная модель воспитания. Иногда родители настолько заняты собой, что не замечают негативных изменений в поведении своего потомства. Встречаются даже такие индивидуумы, которые не считают зазорным, если их чадо взяло чужую игрушку. Связана такая реакция или с педагогической неграмотностью родителей, или с элементарной их распущенностью.
- Пример взрослых. Если папа и мама находились в местах не столь отдаленных за кражу, то не стоит удивляться тому, что их отпрыск полез в чужой карман. Особенно этот факт касается подростков, которые уже все осознают и копируют поведение своих родителей, если те пользуются у них авторитетом.
- Плохая компания. Как показывает жизненная практика, дурной пример однозначно заразителен. Существует такое понятие, как стадный инстинкт. Именно он зачастую подталкивает детей даже из вполне благополучных и обеспеченных семей к воровству.
- Деформация личности. Если ребенку с раннего детства не объяснили нормы морали, то последствия такой безответственности не заставят себя ждать. Дети — это глина, из которой взрослые способны вылепить самодостаточную личность. Упустив момент начала присвоения чужих вещей, можно потерять своего ребенка навсегда.
- Вымогательство. Иногда более старшие дети требуют у своей жертвы удовлетворить их финансовые потребности. Ребенок боится хулиганов и вымогателей, поэтому ему легче украсть деньги у родителей, чем открыть им истину. В дальнейшем он начнет выносить из дома ценные вещи, если малолетние преступники войдут во вкус, чувствуя свою безнаказанность.
Почему дети воруют? Какие причины толкают подростка на воровство
Первый вопрос, который задают полицейские, — дают ли родители карманные деньги. Понятно, когда воруют дети из неблагополучных семей, малообеспеченных, детдомовцы.
Если деньги у подростка есть, причины воровать могут быть следующие:
1 Подросток не знает слово «нельзя», путает свое и чужое. То есть у него не сформированы нормы морали и поведения, возможно, он даже избалован.
2 Не может себя контролировать, совершает импульсивные поступки. Очень хотелось есть, кошелек забыл дома, решил «одолжить денег у окружающих. Не подумал, к чему это может привести. Инфантильность.
3 Привлекает к себе внимание, хочет о чем-то сказать семье. Ребенок может воровать деньги назло родителям, отчиму или мачехе, которые обижают
Так подросток может реагировать на неблагоприятную атмосферу в семье, на эмоциональную холодность окружающих.
4 Хочет «купить» дружбу, расположить к себе группу детей, к которой хочет принадлежать
У подростков на первый план по значимости выходят сверстники, им важно признание, включенность в группу. Родители как значимые фигуры отходят на второй план
5 Ищет острых ощущений, адреналина, приключений. В некоторых подростках очень сильно желание противостоять обществу, его нормам и морали. Таким образом часто «развлекаются» дети из очень обеспеченных семей, «золотая молодежь».
6 Переживает из-за разницы в достатке, стоимости вещей, наличии дорогих гаджетов (классовые различия). «Что это у него все есть, а у меня нет? Я ничуть не хуже, а может еще и лучше, чем он!»
7 Испытывает ревность, гнев, хочет отомстить.
После разговора с девочкой выяснилось, что воровство в ее случае оказалось желанием попасть в группу подростков из обеспеченных семей. Чтобы попасть в эту группу, нужно было совершить асоциальный поступок. Девочка не знала, что в школе установили камеры, и пошла на воровство. Ей было стыдно, что все открылось, что ее назвали воровкой.
Я спросила: «Было бы тебе стыдно, если бы это все осталось в тайне?» Она ответила, что нет.
Почему наши дети непохожи на нас?
Системно–векторная психология Юрия Бурлана утверждает, что все мы разные именно по своему внутреннему содержанию. Наш ребенок может быть непохож на нас, и это совершенно нормально, потому что люди рождаются с разными психическими качествами. Это объясняется наличием разных векторов.
Вектором называется группа врожденных желаний и психических свойств человека. Всего существует восемь векторов, каждый из которых определяет жизненные ценности человека, его мысли и поступки.
В наше время люди, в основном, имеют от 3 до 5 векторов. Даже во внешнем виде людей мы можем наблюдать отличительные особенности каждого вектора.
Именно врожденные желания задают особенности развития ребенка. А мы смотрим на детей через себя и свои свойства. Вот мы, например, были послушными детьми, усердно учились, уважали старших. Нас не надо было приучать делить все поровну, не врать, не брать чужого. Мы будто родились честными и порядочными. Конечно, мы не были идеальными, но всегда старались стать лучше. Поэтому мы искренне не понимаем, как можно не испытывать желания быть честным и порядочным человеком.
Так мы оцениваем поведение своих детей, сравнивая с собой – это ведь мой ребенок, моя кровь, мои гены. Став родителями, мы стараемся воспитывать своих детей так же, как воспитывали нас наши мамы и папы. Ведь благодаря им мы выросли достойными членами общества. Но оказывается, внутри мы по-разному устроены. У нас разные бессознательные желания. В этом корень всех проблем и непонимания между детьми и родителями.
Учёт возрастного фактора
В данном материале речь не идёт о тех ребятах, чьи «воровские наклонности» формируются под влиянием окружающей обстановки. Не стоит даже и думать, что родители, с лёгкостью присваивающие чужую собственность, озаботятся вдруг подобным детским поведением. В зону нашего внимания попадает обычный малыш или школьник, который вроде бы не стеснён в средствах, однако почему-то норовит прихватить игрушку у ровесника, шоколадку в магазине или энную сумму денег из родительского кошелька. И тут стоит учитывать возрастной фактор.
Ребятишки старшего дошкольного возраста уже понимают, что понравившаяся вещь им не принадлежит и брать её нельзя. Однако тут возникает другая проблема – неумение управлять собственными желаниями и страстями. Крадет ли шестилетка в стандартном понимании этого слова? Скорее нет, чем да.
Ассоциировать взятие ребёнком чужих вещей с кражами психологи советуют со старшего школьного возраста, когда подростки присваивают имущество либо деньги осознанно, целенаправленно, «по-взрослому». Однако дожидаться взросления проблемы не следует, поскольку работать нужно уже с начальными попытками воровства. В ином случае психологическая проблема быстро перерастёт в криминальную. Но прежде рассмотрим подоплёку краж у школьников и подростков.
Не наказывайте вора
Нет, это вовсе не значит, что нужно закрывать глаза на проступок! Но и физическое наказание не имеет смысла. Правило наказания просто: нельзя направлять воздействие от личности родителя к личности ребенка.
Наказывать должна сама ситуация. А объект наказания – неправильное поведение, а сам ребенок остается любимым. Второе – последовательность. Никаких двойных стандартов: папе можно, а тебе нет; вчера было можно, а сегодня нельзя; вчера наказывали, а завтра махнули рукой.
На месте преступления
Малыша можно окликнуть из другой комнаты, переключить его внимание, а затем расспросить, что он делал там, где был замечен. Если воришке от 3 до 6 лет, то диалог с ним можно вести вполне открыто, сказав: «Я видел(а), как ты сделал(а) это
Ты знаешь, мне стало очень обидно за обладателя этой вещи. Я сразу подумал(а), как сильно он(а) расстроится…»
От застигнутого врасплох подростка можно ожидать реакции гнева или откровенной лжи.
В обоих случаях не нужно повышать голос и использовать повелительное наклонение.
Лучше тихо полушутливо спросить: «Тебе нужна моя помощь? Я тут собиралась дать тебе несколько сотен на кино, но вижу ты справляешься сам(а). Только ты берешь не из того кошелька (кармана, сумки). Для тебя я отложил(а) деньги в копилку (шкатулку, баночку). Сколько тебе нужно?» Вопрос задается для того, чтобы втянуть ребенка в диалог.
Продолжив разговор, обязательно выясните, для чего нужна сумма. Для ряда приобретений нужно вместе запланировать бюджет и срок покупки, для других – объяснять, что такие расходы нерациональны или непозволительны для семьи сейчас. Завершить диалог обязательно нужно компромиссом, договором.
За давностью лет
Наказание неэффективно, если оно последовало не вовремя. За события давно минувших дней детей не наказывают – это совсем не улучшает положение завтра, зато вредит контакту и психологическому комфорту сегодня.
Если о факте воровства стало известно постфактум, то с ребенком можно разве что побеседовать о том, осознает ли он свою вину
Важно, чтобы в этом разговоре прозвучала фраза: «Молодец, что не побоялся рассказать об этом»
Ребенок ворует деньги у родителей
Постоянное воровство денег у родителей – помимо всего прочего (см причины воровства выше) симптом нездоровых отношений в семье. Если уже выясняли причину, разговаривали, а деньги продолжают пропадать, то скорее всего у вас с ребенком не налажена эмоциональная связь. Задайте себе вопрос, как так произошло, что вы остаетесь не услышаны? Быть может вы в свою очередь не слышите, что хочет ребенок? А может вы строите воспитание не на эмоциональной теплой связи, а на страхе?
Что вы чувствуете к своему ребенку? Напишите 3 основных чувства.
Вероятнее всего, он чувствует к вам то же самое…
Вы можете пройти тест «Каков ваш стиль воспитания»
Советы психолога, что делать если ребенок ворует деньги у родителей. Воровство детей из бедных и богатых семей: в чём разница?
Проблема детского воровства чаще всего никак не связана с материальным уровнем семьи. Как ни странно, в обеспеченных семьях дети воруют чаще. Поскольку проблема денег здесь не стоит, ребёнок без угрызений совести ворует деньги у родителей, гостей, знакомых, родственников.
«Позвонила мама одноклассника, сообщила, что мой сын сорит деньгами: раздаёт всем детям по 500 рублей, — рассказывает мама первоклассника Игоря. — Семья у нас обеспеченная, муж очень хорошо зарабатывает. Отношения были доверительные, денег без спроса не брал, поэтому прятать их не было нужды. Выяснили, что он украл из дома 20 тысяч рублей!»
Маме Игоря повезло — ей вовремя сообщили о странном поведении сына. Часто родители, столкнувшиеся с проблемой детского воровства, могут не замечать ничего предосудительного продолжительное время. А когда замечают, то не могут поверить в то, что деньги у них пропадают по вине их собственных детей. Почему ребёнок из обеспеченной семьи ворует деньги у родителей? Потому что он уверен в родительской благосклонности и чувствует себя в безопасности. Со временем безнаказанность превращает привычку присваивать себе чужие вещи в порок.
Как правило, в семье с низким материальным достатком ребёнок не ворует деньги дома. Он знает, что у родителей на счету каждая копейка. Риск разоблачения слишком высок. Гораздо проще украсть шоколадку в супермаркете. С его точки зрения, это не так опасно, как воровать у близких. К сожалению, если такого ребёнка не поймать «за руку» при первых попытках воровства, кражи будут повторяться неоднократно.
Что делать если ребенок ворует?
Главное, что должен сделать каждый родитель – не спешить с выводами, а проконсультироваться сначало у специалиста: воспитателя, педагога, психолога
Важно все тщательно обдумать и не предпринимать поспешных решений. Дети в большинстве случаев не осознают серьезность воровства и своего поступка, а этот факт следует учитывать
Изначально каждый родитель должен понимать, что делать нельзя:
- Не стоит угрожать. Когда некоторые родители узнают о краже, они начинают пугать своего ребенка тюрьмой или полицией. Зачем лишний раз его шокировать и подвергать стрессу, который после может выльется в аллергию или другое психосоматическое заболевание.
- Не стоит вешать «штампы». Родители в порыве собственной злости могут говорить: «Уголовник», «Мой ребенок такое бы не сделал, ты ужасен» и многое другое. Дети воспринимают штампы реально, у них нет понятия «шуточное» или «временное» выражение.
- Не стоит сравнивать своего ребенка с соседским. Зачем начинать сравнения с другими детьми, ведь это может начать его угнетать с новой силой.
- Ни в коем случае нельзя отчитывать ребенка при свидетелях, проявлять к нему агрессию и повышать голос.
Каждый родитель в первую очередь должен быть психологически стрессоустойчивым. Нужно научиться тактично объяснять ребенку, почему чужие вещи брать нельзя, а воровать в магазине это неправильно. Стоит показывать явные примеры собственными поступками в собственной семье. Можно разделить с ребенком игрушки, вещи, территорию — это твое, а это мое. На личном опыте дети быстрее усваивают информацию и начинают понимать, что можно делать, а чего нельзя.
Если ребенок во время разговора начинает переживать, не нужно на него давить, ему необходима психологическая поддержка. Когда он поймет серьезность совершенного поступка после объяснений, он может начать переживать. Большинство родителей не понимают, что дети всегда принимают все близко к своему сердцу и даже шутливая фраза может нанести сильнейшее психологическое потрясение. В данном случае я всегда рекомендую родителям психологическую консультацию, для исследования, того или иного факта воровства.
А после психологической поддержки ребенка, стоит подумать о том, как можно исправить ситуацию в будущем. Можно предложить ребенку отдать собственную игрушку или заплатить за нее деньгами, которые были подарены на день рождения. Возможно, хватит простых извинений. Ребенок должен начать чувствовать собственную ответственность за действия, которые он выполняет, именно это и является главной целью любого обучения.
Что делать, если ребенок ворует в магазине
Очень неприятно однажды узнать, что сын или дочь стали участником преступления. Подобного рода звонок из ближайшего магазина надолго выведет из равновесия размеренную жизнь семьи. Первая реакция – они ошиблись! Однако, надо признать, такого рода воровство – далеко не редкость.
Выяснить причину и доверительно поговорить с ребенком придется позже, но для начала очень важно, чтобы после кражи ребенок взял на себя ответственность за поступок и загладил свою вину. Если родители пустят на самотек эту ситуацию, растеряются, простят и будут замалчивать случившееся, велика вероятность повтора данного инцидента
Проследите, чтобы ребенок собственноручно вернул украденные вещи или продукты и извинился перед администратором или владельцем магазина.