12 упражнений в воде, которые помогут ребенку справиться со страхами

Причины возникновения акваприксии у детей

Одной из самых распространенных причин является недостаток опыта или негативный опыт, связанный с водой. Например, ребенок может испытывать страх после того, как упал в воду или задохнулся во время купания. Такие события могут вызвать травматическую реакцию у ребенка и привести к развитию водного страха.

Также важным фактором может быть наследственность. Если родители или близкие родственники страдают от акваприксии или других фобий, то вероятность появления этого страха у ребенка также повышается.

Другой причиной может быть недостаточно комфортное окружение во время купания. Например, если ребенок испытывает дискомфорт из-за холодной воды, шума или яркого освещения, то он может развить страх перед водой.

Важным фактором в возникновении акваприксии может быть и недостаточное знание и понимание ребенком о том, что является безопасным и что может вызывать опасность в воде. Если ребенок не знает, как правильно плавать или не понимает, что делать в опасной ситуации, то это может вызвать у него страх.

Наконец, страх перед водой может быть связан с источниками информации, такими как фильмы, книги или страшилки, в которых показаны опасности воды или жуткие события, происходящие в воде. Ребенок может воспринять эту информацию буквально и развить страх перед водой.

Необходимо помнить, что причины акваприксии у каждого ребенка могут быть индивидуальными, и самое главное – необходимо обращаться за помощью к психологу или специалисту, чтобы устранить этот страх и помочь ребенку полноценно наслаждаться окружающим миром и взаимодействовать с водной средой.

Возрастная боязнь воды

Какое-то время можно мыть ребенка не в ванной, а в тазике, подливая воду той температуры, которая приятна детской коже

Помним о разнице тактильных ощущений у взрослого и ребенка.
Игра переключает внимание, снижает напряжение. Сделайте настоящий флот для «моря» в ванной

Пусть Ваш ребенок управляет своей флотилией из пробочных или пластмассовых корабликов сам. На кораблики можно дуть — продолжительный выдох снимает напряжение, успокаивает, а заодно и развивается речевое дыхание.
Можно доставать «сокровища» со дна ванной: красивые «драгоценности», шарики, маленькие игрушки и пр. Не забывайте при этом о мерах безопасности: вы должны быть уверены, что ребенок не потащит все это в рот. Если не сомневаетесь, играйте в игру «Зоркий сокол».
Если малыш не хочет купаться один – подключайте братьев — сестер, кого-то из родителей. Для вашего ребенка совместная игра в воде с папой или мамой может стать одним из лучших воспоминаний детства. Устройте «банный день» для игрушек. Потешки, забавки, мыльные пузыри – вам в помощь.

  • Стал бояться мытья головы? Наденьте малышу удобные очки или маску для плавания. Сделайте специальный козырек, который не даст мыльной воде попасть в глазки.
  • Вместе придумайте сказку-историю о мальчике или девочке, который вдруг «забоялся» воды. Например: «Жил-был замечательный мальчик, который очень любил купаться (и перечисляете все развлечения вашего малыша в ванной в то время, когда страх воды к нему еще не «прицепился»). Но вот однажды он не захотел купаться… Как ты думаешь, что с ним случилось?..» Если вы будете спокойны и доброжелательны, то можете услышать «отгадку» от ребенка и понять причину его поведения. Но так бывает не всегда. Поэтому продолжаете рассказ. «И вот решил мальчик опять подружиться с водичкой… Как ты думаешь, что он сделал?» И на этом этапе можно получить «отгадку».
  • Еще вашими друзьями будут леечки, водяные пистолетики, водяные «бомбочки» из резиновых шариков и тысячи приятных и разнообразных занятий с водой.

Фобии, связанные с водой

Существует классификация фобий, связанных с водой, основанная на объектах, вызывающих у человека чувство страха. Часто боязнь связана не с самим водоемом, а с некоторыми присущими ему характеристиками:

  1. Лимнофобия.
    Данный термин обозначает ужас перед озерами, болотами и прудами. При этом индивид боится того, что может прятаться под водной поверхностью.
  2. Термин «потамофобия»
    образован от греческого слова «potamos», которое можно перевести как «поток». Человек боится движущейся воды, водоворотов и водопадов, ощущая собственную слабость перед бурной стихией.
  3. Талассофобия
    представляет собой страх перед морями и океанами.
  4. Батофобия
    обозначает страх глубины. Возникает он в тех случаях, когда человек не может понять, какое расстояние отделяет его от дна водоема.
  5. Антлофобия
    — ужас перед возможностью наводнения. Обычно подобный страх испытывают люди, которые пережили наводнение или столкнулись с теми, кто пострадал от стихии.
  6. Хионофобия
    обозначает страх попасть под снегопад. При этом человек испытывает патологическое отвращение к снегу.
  7. Омброфобия
    — термин, произошедший от греческого слова «ombros», обозначающего дождь. Естественно, люди, страдающие от омброфобии, испытывают ужас перед дождем. Нередко данная фобия связана с боязнью влажности, которая может вызывать усиленное размножение болезнетворных организмов, например, плесневого грибка.
  8. Аблютофобия
    — страх перед любыми контактами с водой. Человек, который страдает от подобной фобии, может не только отказываться от купания в естественных водоемах, но и откладывать необходимые гигиенические процедуры.

Фобии, названные в честь водоемов: лимнофобия, потамофобия и талассофобия

Лимнофобия (Limnophobia)

Лимнофобия

Причины лимнофобии как правило «закопаны» в детстве: наглотался воды и чуть не утонул в деревенском озере; перевернулся в лодке и напугался; кто-то из приятелей неудачно пошутил, неожиданно схватив за ноги и потянув на дно; видел утопленника. наслушался страшилок о нечисти из болота или пересмотрел фильмов ужасов о живущих в темных водах монстрах. Люди, испытывающие даже легкую лимнофобию, оказавшись в озерной воде, подвергаются чрезмерной тревоге и потере ориентации. Соответственно, чем сильнее фобия, там ярче и сильнее ее проявления.

Потамофобия (Potamophobia)

потамофобия

Однажды попав в бурный поток, течение или водоворот, испугавшись своей беспомощности, человек надолго запомнит этот опыт. Мутные воды реки также способствуют возникновению тревоги, ведь наверняка не скажешь, что они в себе таят и что там под ними на дне. В некоторых тропических странах с нетронутой природой в мутных водах еще живут крокодилы. Осознание опасности, исходящих от бурных водных потоков и мутных вод — присуще любому человеку со здоровым инстинктом самосохранения, но травматичный опыт или чрезмерная восприимчивость как раз-таки может поспособствовать возникновению фобии.

Талассофобия (Thalassophobia)

Талассофобия

Как и в случае с остальными фобиями, причиной возникновения талассофобии обычно служит травматичный опыт и связанные с ним негативные эмоции: от неудачного купания с попаданием сильно соленой воды в нос и глаза до кораблекрушений и нападения акулы.

Каковы мои задачи как родителя, чтобы поддерживать ребёнка в спорте?

Взращиваем ответственность

Ваша вовлеченность как родителя должна быть сбалансирована, предоставляя ребёнку независимость и подчёркивая важность его ответственности. Почему это необходимо? Если в ребёнке отсутствует чувство ответственности, спорт может навсегда остаться для него игрой, и он не будет мотивирован достигать большего.
Наряду с этим он должен стремиться к победе, потому что сам хочет этого, понимает её ценность, перспективы и свои возможности.. Вы можете установить границы, но необходимо предоставить ребёнку некоторую свободу в них

Например, граница может говорить: «Ты всегда должен быть готов к тренировкам», а независимость: «Ты можешь почитать ещё немного перед сном, но не забывай, что завтра — тренировка». Как родитель вы должны поощрять самостоятельные проявления ребёнка, и можете экспериментировать с предоставлением ему большей свободы.

Вы можете установить границы, но необходимо предоставить ребёнку некоторую свободу в них. Например, граница может говорить: «Ты всегда должен быть готов к тренировкам», а независимость: «Ты можешь почитать ещё немного перед сном, но не забывай, что завтра — тренировка». Как родитель вы должны поощрять самостоятельные проявления ребёнка, и можете экспериментировать с предоставлением ему большей свободы.

Ваша главная задача – поддерживать чувство ответственности, но не наступать на границы ребёнка. Помните, что ваши ожидания и увлечения – не ожидания и увлечения ребёнка, и они
будут меняться по мере продвижения ребёнка в спорте, и конечно же – по мере его взросления

Важно всегда поддерживать обратную связь, чтобы быть уверенным в том, что вы оказываете необходимую поддержку.

Мама, папа, тренер: создаём условия для «победы»

Тренер – партнёр и наставник

Ребёнок воспринимает не только то, что вы или тренер ему говорите, но и то, как вы взаимодействуете с ним. Стоит всегда проявлять уважение к тренеру, ведь он – наставник и поддержка ребёнка как на спортивной площадке, так и на соревнованиях. Когда он видит, что вы полностью доверяете и прислушиваетесь к рекомендациям тренера, то чувствует, что вы – в одной команде.

Режим и досуг

Спорт не заканчивается свистком окончания тренировки

Выходя за пределы спортивной площадки, также важно поддерживать полноценное функционирование ребёнка вне спортивного процесса, а именно: режим, досуг, питание, которые при правильном подходе к ним поспособствуют лучшему раскрытию потенциала маленького «чемпиона». Вам стоит организовать жизнь ребёнка таким образом, чтобы прикладываемые им усилия на спортивной площадке «разбавлялись» полезным и умеренным отдыхом, взаимодействием с друзьями и уделением должного внимания учёбе

Посоветуйтесь с тренером, как можно оптимизировать время, проводимое вне тренировок и соревнований так, чтобы ваш ребёнок всё успевал. При этом не стоит забывать, что спорт – это такая же важная часть жизни, как и остальные.

Правильно питание

1. Помогите своему ребёнку понять, как полезные и питательные продукты помогут улучшить его спортивные показатели, и почему важно есть здоровую пищу.

2. Вместо того, чтобы просто исключить менее полезную еду из рациона ребёнка, сосредоточьтесь на создании здоровых привычек питания. Если вы будете просить его есть только те продукты, которые ему не нравятся, даже несмотря на то, что они полезные, он будет чувствовать себя обделённым. Решение — баланс и умеренность.

3. Сделайте полезную еду привлекательной. В интернете можно найти множество рецептов питательных блюд в виде животных, которые так нравятся детям, а замена некоторых ингредиентов в них здоровой пищей сделает своё дело.

4. Также не забывайте про смузи и свежевыжатые соки вместо газированных напитков
Стоит обратить внимание на упаковку: забавные ёмкости для ланчей — бенто сделают овощи и фрукты обязательным пунктом для ребёнка в его питании. Но не отказывайте ему, если он внезапно попросит шоколадный батончик, который не входит в режим.

Причины аквафобии

Чаще всего основной вклад в развитие данного расстройства вносит пережитый в ранние годы опыт. Ребенок мог как попасть в опасную ситуацию, когда он рисковал утонуть, так и испугаться рассказов родителей о водяном или утопленниках.

Стоит отметить, что аквафобия может развиваться и у взрослых людей, например, после пережитого кораблекрушения, наводнения или цунами. Кроме того, причиной боязни воды может стать вид утопленника или даже фильм-катастрофа. Конечно, подобные факторы могут спровоцировать развитие фобии только у очень впечатлительных, ранимых людей.

Аквафобия может появиться у человека, который не умеет плавать, когда он купается в естественном или искусственном водоеме. В этом случае опасения обусловлены вполне естественным инстинктом самосохранения.

Что я могу сделать, чтобы мой ребёнок не тревожился?

Уже в раннем возрасте дети конкурентоспособны, поэтому они хотят побеждать и быть лучшими. И неизбежно, что иногда они растеряны и ощущают, что кто-то может превосходить их в спортивных состязаниях. Вам стоит воодушевлять и мотивировать вашего ребёнка: это означает понимание того, что проигрыш — это часть игры, в поражении нет ничего постыдного, и вы должны помочь ребёнку смириться с неудачами, но направлять и обсуждать то, что он может улучшить, чтобы расти в своём увлечении.

Родитель — поддерживает, тренер – наставляет, ребёнок – счастлив

Вам необходимо сосредоточиться на ваших задачах как родителя, а они, в свою очередь, помогут ребёнку сосредоточиться на процессе.
Искренность в разговоре с ребёнком – ваша главная задача как родителя; ваше одобрение и поддержка должны быть чем-то большим, чем стандартный набор фраз: огромное значение имеет не просто использование позитивных слов в попытке добиться желаемого результата

Важно быть искренним, позитивным и сопереживающим, просто потому, что это именно то, что нужно ребёнку, и это то, чего он заслуживает.

Сбавьте ожидания

Завышенные ожидания оказывают на ребёнка сильное давление. Родители и тренеры иногда возлагают свои собственные надежды на детей с целью повышения уверенности. Родители – потому что хотят быть частью жизни ребёнка, либо с целью реализации своих амбиции, тренеры – потому что принимают на себя часть родительских функций и верят, что таким образом смогут оказать большее влияние на ребёнка.
Но как правило это имеет противоположный эффект.

Если вы хотите, чтобы ребёнок чувствовал себя уверенно во время игры/соревнования, вам следует держать свои ожидания под контролем

Чрезмерно высокие цели вынуждают ребёнка слишком сильно заострять внимание на результатах, а не на процессе. Поэтому он чувствует разочарование — в особенности, когда думает, что не соответствует вашим стандартам.

«Говори, что думаешь, но думай, что говоришь»

«Ты молодец, но тебе следует приложить больше усилий, чтобы выиграть». Это то, что я должен сказать ребёнку, чтобы повысить его уверенность, верно? Нет.

Вот как это работает: в своих искренних попытках поддержки родители и тренеры часто говорят то, что ребёнок воспринимает как требование или условие (помните про взаимосвязь отношения родителя к ребёнку и исхода соревнования?), даже если это звучит благосклонно. Он усваивает и принимает ваши наставления за чистую монету, впоследствии становясь тревожным или обеспокоенным, и каждый раз во время спортивного мероприятия будет вести себя неуверенно только из-за одного страха подвести вас. Фактически ребёнок ощущает на себе груз ответственности, и думает, что если он не приложит максимум усилий, то допустит ошибки, но самое главное – он будет бояться, что своими ошибками или «не принесённой победой» расстроит вас.

Что могут сделать родители?

Если вы поняли, что ребенок вдруг начал испытывать ужас перед водой, вам стоит предпринять следующие действия:

  1. Не нужно заставлять ребенка купаться: просто поливайте его из лейки, когда он стоит на берегу.
  2. Гидрофобия часто выражается в страхе перед попаданием жидкости на лицо. Поэтому стоит тренироваться опускать лицо под воду. Докажите ребенку, что он не рискует своей жизнью и не может захлебнуться. После того, как малыш перестанет паниковать, научите его задерживать дыхание.

    Сделать это можно, поливая голову из кружки или ковша. Конечно, проделывать все это нужно в игровой форме: заставляя ребенка сделать то, чего он боится, насильно, вы рискуете усугубить его невротические переживания. Как только вы поймете, что ребенок перестал испытывать страх, можете отправляться с ним на пляж.

  3. Чаще беседуйте с ребенком о его страхах. Возможно, он переживает нечто скрытое от глаз взрослых. Желательно проконсультироваться с детским психологом, который научит вас, как правильно разговаривать с малышом и добиться его полного доверия.

Чаще всего тонут дети, которые не испытывают перед открытыми водоемами ни малейшего страха. Многие родители пытаются запугать своих детей, рассказывая им истории об утонувших детях, которые не слушались маму и папу.

При этом ребенок может «заразиться» родительской тревожностью, в результате чего и развивается фобия, способная сильно испортить жизнь во взрослом возрасте.

Поэтому психологи советуют отказаться от попыток запугать ребенка. Почему? Все очень просто: фобия может стать причиной утопления даже в мелком водоеме. Ведь из-за своей боязни личность теряет способность мыслить рационально, а тело перестает ему подчиняться в буквальном смысле слова.

Лучше записать ребенка в бассейн, научить его плавать и объяснить, где стоит нырять, а где от этого лучше отказаться.

Младенец в бассейне

Начать обучение можно с упражнения, которое называется «Поплавок». Зайдите на глубину, где вода будет доходить ребенку до груди. Попросите его сделать глубокий вдох и поджать ноги. Если после этого слегка наклониться, то утонуть невозможно: воздух в легких будет удерживать на воде.

Дело в том, что плотность тела человека меньше плотности воды. Утопления происходят из-за потери самоконтроля: фобия провоцирует панику, в результате чего можно захлебнуться. Удержание на воде не требует ни физических усилий, ни специальных навыков.

Быстро устать могут только люди, которые боятся глотнуть воду. Они стараются поднять голову как можно выше, в результате чего центр тяжести смещается и тело идет ко дну.

Чтобы не чувствовать усталости и избавиться от ужаса перед водой, следует научиться нырять. После этого можно переходить к следующему шагу: овладевать навыком плавания под водой. Дети до года, которые еще не испытывают страхов перед водой, проделывают это достаточно легко.

Как помочь ребенку преодолеть водный страх?

1. Позитивный опыт

Важно создать ребенку позитивный опыт с водой. Попробуйте начать с простых и безопасных водных игр в ванне или бассейне

Поощряйте их каждый раз, когда они справляются с проявлениями страха и проявляют интерес к плаванию.

2. Помощь инструктора. Расмотрите возможность посещения специализированных бассейнов с опытными инструкторами, которые помогут ребенку преодолеть водный страх. Инструкторы профессионально подойдут к ребенку, создадут доверительные отношения и применят специальные методики обучения.

3. Пунктуальный подход

Важно учитывать возраст и особенности ребенка при выборе метода обучения. Некоторым детям помогает групповое обучение, в то время как другим нужна индивидуальная помощь

Постепенное увеличение времени в воде и добавление новых элементов плавания поможет ребенку постепенно привыкнуть и преодолеть водный страх.

4. Родительская поддержка. Ребенку очень важна поддержка со стороны родителей. Родители должны создать атмосферу доверия и поддержку ребенка при преодолении страха. Поощряйте ребенка, демонстрируйте свою поддержку и терпение в процессе обучения плаванию.

5. Обратитесь за помощью специалистов. Если страх ребенка только усиливается или превращается в фобию, обратитесь к психологу или специалисту по работе с детьми. Они смогут провести специальные сеансы для преодоления страха и помочь ребенку в развитии здорового и радостного отношения к водным занятиям.

Все вышеперечисленные методы помогут ребенку преодолеть водный страх и открыть для себя прекрасный мир плавания и водных занятий. Главное — быть терпеливыми, поддерживать ребенка и применять подходы, наиболее подходящие для его возраста и особенностей.

От детского страха к взрослой фобии

Проявляя свой страх перед водой, малыш не осознает истинную природу данного чувства, он просто боится. Отправной точкой может быть что угодно — новое место, непривычная обстановка, неумение плавать, ассоциации из страшных мультиков или книг, плохое настроение, прохладная вода, неприятные камни или песок и прочее.

В сложившейся ситуации все наши родительские попытки приобщить ребенка к водной среде «экспресс методом» взвинчивают ощущение страха до высшей точки, а многократные повторения фиксируют его ассоциацию воды со страхом

Положение усугубляется в том случае, когда источником негативных переживаний становится мама, которая воспринимается ребенком как гарант ощущения защищенности и безопасности — весьма важного чувства для адекватного развития всех психологических свойств малыша. Потеря этого чувства для любого ребенка становится глубоким стрессом

Ребенок не только не преодолеет свою боязнь воды, но и утвердится в мысли, что купание — это страшно и неприятно, ведь его заставляют.

Фиксация в страхе по любой причине дает остановку в развитии вектора. Страх — это тоже эмоция, хоть и примитивная, а значит, это тоже наполнение зрительного вектора, пусть и на самом нижнем и элементарном уровне. Научаясь реализовывать свои потребности в эмоциях посредством страха, ребенок пробует пугаться снова и снова, ведь это просто, ведь он это уже умеет. В дальнейшем со временем он подрастет и сам будет входить в воду, но уже не для удовольствия от купания, а для испытания острых ощущений, из желания пощекотать себе нервы и тем наполнить зрительный вектор невысокого уровня развития.

Подобные эксперименты чреваты тем, что внезапная паника в глубоком месте может стать серьезным риском для жизни, так как именно паническое состояние чаще всего является причиной вдыхания воды и, как результат, самых печальных последствий.

Возможно, описанная ситуация и представляет собой крайне негативный, хоть и вполне реальный сценарий, при том, что его достаточно просто можно избежать, применяя системное воспитание и развивая потенциал ребенка на все 100 %, но она наглядно иллюстрирует механизмы фиксации ребенка в страхе и возможные последствия.

По большому счету так ли важно для нас, чтобы ребенок умел плавать и любил купаться? Может быть, наше родительское жгучее желание приобщить малыша к водным процедурам продиктовано не столько заботой о нем самом, сколько нашими личными амбициями, реализацией собственных потребностей, желанием похвастаться отпрыском или боязнью выделяться среди других родителей пугливым малышом?

Задумайтесь, как вы будете чувствовать себя, когда через десяток-другой лет именно ваш сын не побоится броситься на помощь утопающему и спасти человеческую жизнь? Один из сотни отдыхающих на людном пляже и десятков молодых и сильных мужчин?

Корректор Наталья Коновалова

Как приручить стихию

Обычно страх воды у малышей начинается с ванной. Если ребенок в год боится воды, постарайтесь найти правильный подход к водным процедурам:

Попробуйте на несколько дней отменить купание. Малыши за это время обычно забывают те неприятные ощущения, которые им доставляли водные процедуры;
Деткам постарше можно объяснить, что в купании нет ничего страшного. Можно искупать любимые игрушки малыша вместе с ним и показать, что купание – это приятно;
Для начала, разрешите ребенку поиграть с водой. Пусть он запустит игрушечный кораблик или искупает резиновую уточку. Гуляя по пляжу, предложите малышу собрать камушки или ракушки на берегу или со дна. Кстати, это упражнение будет полезно для мелкой моторики ручек. Таким образом, кроха поймет, что вода это не страшно, а очень увлекательно;
Отправляйтесь купаться вместе. Близкий контакт с мамой или папой успокоит ребенка и ему будет легче адаптироваться в воде. Однако, не следует прижимать его очень сильно, так как это может восприниматься, как опасность чего-либо;
Следите за тем, чтобы водичка не попала на голову или в лицо крохе. Это может его испугать, и он надолго откажется от водных процедур;
Опытные мамы
подсказывают, что некоторые детки отказываются заходить в воду голышом. Иногда достаточно оставить на малыше футболку, и он уже не так подозрительно отнесется к предстоящей процедуре;
Любой ребенок стремится подражать другим

В бассейне или на пляже обратите его внимание на других деток, которые беспечно резвятся в водоеме. Глядя на них, он, возможно, захочет присоединиться к их игре или просто поплескаться рядом;
Купите малышу забавный круг для купания или жилет с изображением его любимых сказочных героев

Объясните принцип его действия и расскажите, что это приспособление поможет ему плавать, как взрослые, уверенно держась на поверхности воды;
Чтобы вода не попала в глазки, можно приобрести специальные очки для плавания;
Не затягивайте время водных процедур. Если ребенок начал проявлять беспокойство, лучше его вынуть из воды;
Говорите с ребенком, рассказывайте ему какие-либо тематические стишки или потешки. Так ему будет проще расслабиться и насладиться купанием;
Нельзя шантажировать малыша и заставить его зайти в воду путем уговоров. Конечно же, малыш не хочет огорчать вас, но и преодолеть страх ему не так-то просто. Также нельзя его с кем-то сравнивать. Такое поведение только усилит его неуверенность в себе и поспособствует перерастанию страха в самую настоящую фобию, которая будет преследовать малыша даже во взрослом возрасте.

Откуда берется страх воды?

Если вы боитесь плавать, первое, что нужно знать, это то, что ваш страх — вполне рациональная реакция. Наша сенсорная система просто не приспособлена для естественного функционирования в водной среде. Мы чувствуем себя неуправляемыми, и реакции, которые обычно переориентируют нас на суше, не работают в воде.

Так что, если инструктор или друг когда-нибудь скажет: «Не глупи — бояться нечего» — смело отвечайте, что они совершенно не правы. Реальность такова, что начинающим пловцам есть о чем беспокоиться.

Иррациональный страх перед водой — состояние, известное как аквафобия.

Как правило, аквафобия появляется потому, что ранее у человека был неприятный опыт с водой. Он оставляет глубокие шрамы в нервной системе, которые вынуждают снова снова избегать всего, что связано с водой.

Таким образом, независимо от того, было ли это два месяца или двадцать лет назад, ощущения воды действует как триггер, снова разжигает множество негативных эмоций, которые вы испытывали в то время. Однако не всегда негативный опыт, вызывает страх перед водой. Другими основными причинами могут быть:

● Страх перед неизвестным, например, перед тем, что может скрываться под поверхностью.

● Страх потерять контроль над окружающим миром.

● История неадекватных или неквалифицированных инструкторов по плаванию.

● Проекция страха от родителей.

Какой бы ни была причина вашего страха, важно прояснить ее для себя. 

Понимание того, почему вы испытываете тревогу, — первый шаг к тому, чтобы справиться с ней. Вот простое упражнение, которое поможет вам разобраться со своими чувствами.

● Возьмите лист бумаги и напишите наверху: «Почему я боюсь воды?».

● Потратьте 10–15 минут на то, чтобы записать все причины, которые приходят вам на ум.

● Затем, просматривая каждый пункт, спросите себя: «Является ли этот страх рациональным, и если да, то какие существуют доказательства, подтверждающие его?»

● Наконец, спросите: «Есть ли доказательства, противоречащие этому страху?»

Надеемся, что это простое упражнение поможет вам. Возможно рациональное мышление всё-таки сможет убедить вас пойти в бассейн, но тревожные мысли могут не отпускать в процессе. Чтобы преодолеть такие неприятные мысли и чувства, вам нужно постепенно погрузиться в воду с помощью того, что психологи называют «экспозиционной терапией». Давайте раскроем, как это сделать шаг за шагом. Когда мы говорим о «преодолении» вашего страха перед водой, вам необходимо понять, что страх существует в спектре.

Например, даже заядлые пловцы могут испытывать легкую тревогу, плавая в новом месте на открытой воде, где новые течения, приливы, глубина и так далее. Поэтому преодоление страха перед водой будет для вас постепенным процессом. Сколько времени это займет, будет зависеть от того, насколько вы боитесь и как часто вы готовы заходить в воду.

Поначалу погружение в бассейн может показаться сложным и неприятным опытом. Но при повторных попытках вы начнете чувствовать себя все более и более уверенно и расслабленно. В конце концов ваш страх утихнет настолько, что вы даже не будете об этом думать. Именно тогда вы начнете по-настоящему получать удовольствие от плавания. Давайте рассмотрим некоторые из лучших упражнений, которые профессиональные тренеры предлагают новичкам.

Общие рекомендации по преодолению боязни воды:

1. Начните с бассейна. Вы можете преодолеть свой страх перед водой в озере или океане, но бассейн предлагает контролируемые условия, которые помогут успокоить вам нервы.

2. Ходите в бассейн, когда там меньше всего людей: другие пловцы могут занимать место и заставлять вас нервничать больше, чем нужно. По возможности выбирайте «непиковые» часы.

3. Оставайтесь на мелководье: тренируясь в воде не выше груди, вы всегда будете чувствовать себя в безопасности.

4. Купите очки для плавания: попадание хлора в глаза усиливает стресс, а наблюдение под водой расслабляет.

5. Не ходите в бассейн в одиночку: возьмите с собой друга или инструктора, который всегда будет рядом, если вам понадобится помощь. Если вы не можете никого взять с собой, наличие спасателя у бортика также может помочь успокоить нервы.

Страх большой воды

Опишу знакомую всем картинку. Лето, солнце, берег реки (моря, озера, бассейна). Все замечательно… И вдруг истошный детский крик: «А-а-а-а!» Это добрые взрослые пытаются причинить счастье своему малышу – затащить его в воду. Пожалуйста, не делайте этого, любящие мамы и папы. Запаситесь надувным бассейном, ведерком для воды, пасочками и другими полезными детскими пляжными принадлежностями. Ребенка к воде, к новой обстановке приучают постепенно: привыкнуть к новым тактильным ощущениям от ветерка, песочка, камешков.

Пусть первое «море» малыша будет маленькое надувное. Вместе с ребенком наполняйте ведерком бассейн, не заставляйте ребенка заходить на такую глубину, которая вам кажется не страшной. Всему свое время. Когда ребенок будет готов, он сам потащит вас в воду, а пока наслаждайтесь тем, что он постоянно на виду, а вы не должна стоять на берегу в позе «под козырек», не спуская с ребенка глаз.

Чудовища в воде

Страх водоемов, страх плаванья, страх глубины, страх потерять опору под ногами — все чувства имеют один общий корень — страх смерти.

Все люди в той или иной степени могут опасаться за свою жизнь, но только людям со зрительным вектором присущ страх смерти как глубинное, древнее и интенсивное ощущение, иногда перерастающее в фобии. Страх смерти, находящий свое воплощение в боязни воды, высоты, замкнутых пространств, темноты, змей, пауков, мышей и прочего, может значительно влиять на качество жизни своего обладателя, толкая его на определенные действия или лишая возможности полноценно реализовать себя в социуме.

Маленький ребенок, имеющий зрительный вектор, только пробует развивать свои врожденные психологические свойства, и состояние, когда он в страхе, не является поводом для принятия кардинальных мер родителями, а всего лишь одним из вариантов проявления определенных свойств психики.

Страх в любом его воплощении — это отправная точка развития зрительного вектора, которое можно (и нужно!) продолжить вплоть до высшей точки — способности к действенному состраданию, сопереживанию другому человеку, ощущению любви ко всему человечеству, в котором совершенно нет места страху.

Развитие векторальных свойств происходит до окончания периода пубертата, то есть до 12–15 лет. После этого идет реализация данных свойств на том уровне, до которого они успели развиться в детстве. Процесс реализации продолжается в течение всей жизни человека и может быть как полноценным воплощением всех врожденных свойств вектора, дающим такое же полное и мощное чувство удовлетворения, так и неуклюжими попытками слегка реализоваться, чтобы просто снять напряжение и заполнить растущие пустоты внутри.

Поэтому системный подход в воспитании зрительного ребенка играет крайне важную роль в развитии психологических свойств малыша, а значит, и всего жизненного сценария будущей личности.

Для воспитания зрительного малыша важными моментами являются крепкая эмоциональная связь с мамой, возможность в любой момент проявить свои эмоции, будь то восторг или печаль, полное отсутствие каких-либо пугающих моментов (страшные сказки, домашние «воспитательные» пугалки, игры в темноте с пуганиями, злые или жестокие мультики или компьютерные игры и тому подобное), формирование в ребенке чувства сострадания с постепенным переходом от заботы о куклах, растениях, животных к сопереживанию людям, которые нуждаются в помощи — больным, одиноким, бездомным.

Таким образом ребенок учится смещать эмоциональный фокус с себя любимого на другого человека, пробует получать удовлетворение от эмоциональной связи с другим, от отдачи эмоций и сострадания, от любви к ближнему и всему человечеству. Это позволяет ему уже во взрослой жизни находить такой вариант реализации врожденных психологических свойств, который дает наиболее полноценное ощущение радости и удовлетворения собственной деятельностью и жизнью в целом.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Альбатрос
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: