Чем помочь ребёнку при переходе в новую школу
Сообщить ребёнку информацию о переходе постфактум было бы бесчеловечно
Важно обсуждать варианты и поддерживать на каждом этапе. В этом вам помогут пять принципов.
-
Формируем правильный настрой — в меру позитивный и обнадёживающий, но без необоснованного восторга.
-
Обсуждаем старую школу — не только плохое, но и хорошее, с чем жалко расставаться. Выслушиваем мысли и надежды, стараемся развеять сомнения и страхи.
-
Снижаем насколько возможно нагрузку в стрессовый период и одновременно не даём ребёнку скучать и бездельничать.
-
Меняем обстановку, если это возможно. Хороший вариант — между школами уехать на неделю и устроить качественный отдых от волнений.
-
Даём время привыкнуть к новой школе. Учителя могут показаться не очень приветливыми, одноклассники — неприятными, привычные предметы — ещё более скучными. Заново построить со всеми отношения и полюбить школу поможет время, а также мотивация и усилия.
И главное — не бойтесь перемен. Новая школа принесёт не только новый стресс, но и новые впечатления. И в своей проблеме вы более чем не одиноки. Например, известные всему миру Иосиф Бродский, Дмитрий Лихачёв и Уинстон Черчилль несколько раз меняли школы, и это только помогло их развитию.
С чем сталкиваются новички?
Непростая задача стать своим в новом классе часто связана с необходимостью решать некоторые трудности адаптации.
Нет контакта
Бывает так нередко. Сложившиеся группки ребят зачастую не готовы взять в свой круг кого-либо ещё, потому нередко новички теряются и замыкаются. Либо случается, что интерес, наоборот, слишком повышенный, но вот довольно специфический – в виде дразнилок.
Совет психологов: разговаривайте чаще дома, давая понять, что с первого дня никто «чужаков» не принимает за своих, придётся выстраивать отношения и доказывать, что с тобой тоже может быть интересно, день за днём завоёвывая доверие. Как? Общие увлечения и интересы всегда объединяют. Совместные вылазки и неформальное общение вне школы всегда сближают.
В борьбе за место лидера
Новичок, в особенности привыкший в своём классе быть лидером, попытается и тут отвоевать «место под солнцем». И вот незадача: он наверняка встретит достойный отпор. Ведь за время учёбы лидер-то уже «устаканился» и, поди, не готов уступить пальму первенства просто так.
И если среди учеников начальной школы лидерство может быть завоёвано исключительно отличной учёбой, то авторитет у подростка складывается за счёт отношения к нему одноклассников далеко не учебными достижениями.
Совет психолога: в стремлении стать лидером класса малышам доказывать, что они могут повести за собой, придётся «словом и делом».
Лучший приём для новичка-подростка на первые дни – вливаться постепенно, не переходя другим дорогу, а только на условиях компромисса, не выскакивать, а примерить роль дружелюбного наблюдателя, который не метит в ряды первых и «качает права», но всегда готов прийти на помощь и везде поучаствовать.
Это всё были проблемы. А теперь преимущество. Жирным достоинством начала новой школьной жизни является возможность написать свой школьный роман с чистого листа. Это даёт шанс ребёнку проявить себя с совершенно другой стороны, не наступать на уже оставленные в другой школе грабли и выстроить отношения с одноклассниками и учителями с учётом пройденных ошибок.
Для выпускного класса
Перейти в другую школу в 9 классе — это рисковый шаг. Связан он с тем, что ребенку предстоит подготавливаться к экзаменам. Перевод из школы в школу вынудит несовершеннолетнего подстраиваться под новые требования образовательного учреждения, что создаст дополнительную нагрузку. Поэтому лучше подождать до 10 класса.
Предположим. что родители решили зачислить несовершеннолетнего ребенка в 10 класс в новую школу или лицей. Тогда нужно взять с собой и отнести директору:
- паспорт ребенка;
- личное дело;
- свидетельства о сдаче ЕГЭ (ГИА, ОГЭ);
- школьный аттестат за 9 классов;
- награды и дипломы, доказывающие развитие несовершеннолетнего;
- заявление на зачисление в тот или иной класс;
- идентификатор личности родителя-заявителя;
- справку о рождении ученика или его усыновлении.
Перейти в 10 классе в другую школу проще, чем осуществлять перевод до сдачи экзаменов. Более того, ребенок может после 9 классов обучения отправиться в училище или колледж. Тогда о переводе в школу речь не идет.
Как понять, что придирки превращаются в травлю
Возможно, вы слышали истории о травле в школе. Психологи выработали эффективные способы решить эту проблему вместе с родителями и учителями, поэтому не стоит бояться. Главное, вовремя обратиться за помощью, если:
ваши вещи специально и неоднократно портят,
вам причиняют физический дискомфорт или боль,
вас оскорбляют,
вам докучает группа школьников и вас никто не поддерживает открыто.
Речь не идёт о случайностях, которые происходят в весёлых потасовках одноклассников. Постороннему может показаться, что школьники дерутся, а сами они воспринимают это как дружескую толкотню. Если же всем смешно и весело, а вам горько и обидно — нужно рассказать родителям.
Причины неуспеваемости
Кроме рассмотренных специфических причин, влияющих на качество успеваемости в пятом классе, существуют и другие, характерные не только для этого возраста.
Физиологические изменения
Переход в среднюю школу может совпасть с началом физиологических изменений в организме ребенка. Ребенок начинает расти, становится плаксивым, все время хочет спать. Следствием этих явлений являются рассеянность, ослабление памяти, внимания. Естественно, что для адаптации ребенку в такой ситуации требуется больше времени.
Неуверенность в себе
Сформировавшись однажды, неуверенность в себе, в своих способностях «переходит» с ребенком из класса в класс. Ребенок как бы заранее считает, что у него ничего не выйдет, и даже не решается пробовать.
Причиной такой неуверенности в себе могут быть повышенная тревожность, давление со стороны близких, их излишняя требовательность, боязнь не оправдать ожиданий.
Неуверенность в себе может особенно сильно проявляться в переходном возрасте. Ребенок начинает критически относиться к себе и своим успехам, своей внешности и способностям чего-либо достичь. У многих подростков наблюдается резкое падение самооценки.
Помочь ребенку преодолеть эти трудности, почувствовать себя успешным и компетентным можно, только разобравшись в их причинах.
Личные проблемы
Резкое ухудшение качества обучения может быть связано с личными проблемами ребенка: поссорился с другом, влюбился, проблемы в семье и т.д. Знание того, что тревожит ребенка, поможет с терпением и пониманием отнестись к его неуспеваемости. Иногда достаточно переждать какое-то время, и все войдет в колею, а иногда необходима поддержка и помощь специалиста — психолога.
Отсутствие способностей
Скорее речь идет об отсутствии у ребенка каких-то выдающихся способностей, на что надеялись родители. Но в пятом классе появляются новые предметы, и у ребенка есть возможность проявить себя в совершенно новых сферах.
Отсутствие интереса
Очень частое явление — ребенок плохо учится, потому что ему неинтересно. Причины могут быть разные: постоянные неудачи, плохие отношения с учителем или сверстниками, личные проблемы. Иногда ребенок заявляет, что ему неинтересно учиться, потому что он не понимает, как то, что они изучают в школе, может пригодиться ему в жизни.
Объяснения, что потом это тебе точно пригодится или что учиться надо для общего развития, в этом случае не годятся. Но родители могут постараться наглядно показать ребенку смысл изучения того или иного предмета. Жизнь постоянно ставит перед человеком задачи, требующие применения школьных знаний: например, без таблицы умножения очень сложно сосчитать, сколько денег понадобится на покупку продуктов. А знание алфавита помогает ориентироваться в каталогах и энциклопедиях.
Разгадывание кроссвордов требует наличия определенных знаний на уровне школьной программы (географии, истории, литературы). Можно попросить у ребенка помощи, вместе с ним поискать ответ в учебниках.
Отправляясь с детьми в путешествие или просто добираясь из одного конца города в другой, можно предложить им рассчитать скорость движения или пройденное расстояние.
Когда кто-то из родных или знакомых собирается в путешествие, обсудите, как ему одеться и на какой климат рассчитывать, какие традиции надо будет соблюдать.
Собственный огород или даже цветы на подоконнике — хороший практикум по ботанике и даже генетике (в прошлом году цвели красные и белые гвоздики, а теперь из собранных с них семян почему-то выросли розовые).
А обсуждение различных кинотрюков продемонстрирует необходимость знания физических законов.
Прививки и перевод — могут ли запретить
Как правильно перейти в другую школу? Чтобы справиться с этой задумкой, необходимо придерживаться ранее указанных советов. Но что может доставить проблемы в процессе перевода?
Немало вопросов сегодня при зачислении в школу вызывают прививки. Образовательные учреждения часто отказывают в принятии ребенка в качестве ученика при отсутствии прививочного сертификата.
Родителям стоит знать, что подобное деяние незаконно! В России вакцинация — дело добровольное. Более того, родители не обязаны отчитываться во всех подробностях о состоянии здоровья ребенка. Обычно достаточно справки от фтизиатра или результатов ТБ-спота (теста на туберкулез). С прививками эти выписки ничего общего не имеют.
Важно: если в школе начинается эпидемия того или иного заболевания, не привитого могут отправить на домашнее обучение, перевести в другой класс на время или пустить в стены учреждения под ответственность родителей
Советы психолога
Ниже, перечислены базовые рекомендации профильных специалистов (социального педагога и детского психолога), направленные на максимально мягкую, быструю и легкую адаптацию ребенка к 1 классу школы.
Методика адаптации детей к школе
Существует множество методик адаптации детей к школе, в том числе специализированного характера для учащихся со специфическими потребностями (инклюзивные классы). Мы предлагаем наиболее простые общие подходы, которые могут помочь типичному ребенку без особых проблем со здоровьем (физических либо психических) быстро освоиться в школе. При серьезных затруднениях, связанных с особыми факторами социально-психологической интеграции детей в любом случае родителям требуется помощь квалифицированных специалистов.
Общая схема:
Хвалить, а не ругать. Временная неуспеваемость первоклассника, особенно на начальном этапе посещения школы, объяснима сложностями интеграции в новый для него социум. Нельзя ругать ребенка за плохие результаты или как-либо выражать недовольство — это вызовет в нём массу негативных эмоций и снизит интерес к учебе. Хвалите чадо при малейшей возможности и даже малом успехе; Сравнение с другими — недопустимо. Довольно часто, не слишком дальновидные родители начинают публично сравнивать способности и таланты своего ребенка с каким-либо другим (сыном подруги, дочерью знакомой и так далее), указывая на недостатки чада. Делать это не допустимо! Таким образом, существенно снижается самооценка и исчезает мотивация к дальнейшей учебе. Сравнивать ребенка можно только с ним самим, делая акцент на улучшении собственных результатов; Щадящая оценка. Не ждите быстрых и высоких результатов в учебной деятельности ребенка — первый год познавательный процесс сформирован таким образом, чтобы привить ребенку интерес и любовь к школе, оценки же отходят на второй план. Более того, для смягчения процесса адаптации в 1 классе начальной школы вообще не проводится официальное оценивание, а домашние задания — минимальны; Развитие скрытого потенциала
Если ребенок любит публичное внимание, очень любознателен и имеет нерастраченную в школе энергию, то стоит найти ему наиболее подходящую сферу, где он сможет реализовать себя в рамках продуктивного процесса. Это может быть спорт, танцы, различные кружки. Естественно, дополнительные занятия и род деятельности должны в обязательном порядке согласовываться с чадом и не мешать отдыху, а также основному школьному обучению; Награда
Лучшая награда для первоклассника — это не игрушки и сладости (они должны предоставляться в меру и не как плата за хороший результат в учебе либо поведении), а доверительное, открытое общение и похвала.
Естественно, дополнительные занятия и род деятельности должны в обязательном порядке согласовываться с чадом и не мешать отдыху, а также основному школьному обучению; Награда. Лучшая награда для первоклассника — это не игрушки и сладости (они должны предоставляться в меру и не как плата за хороший результат в учебе либо поведении), а доверительное, открытое общение и похвала.
Признаки успешной адаптации детей к школе
Как можно понят, что ребенок полноценно освоился в школе? В первую очередь, понаблюдать за ним!
Признаки завершения адаптации и перехода к продуктивному учебному процессу с социальной интеграцией в новое для себя общество:
Как начать всё с чистого листа
Если хочется всё начать заново, надо разобраться, почему вы отказываетесь принимать свой предыдущий опыт. Допустим, вы станете другим человеком, а что будет с тем, кем вы были раньше, куда его девать? Трудности в принятии себя и стремление вытеснить воспоминания полезно обсудить со взрослым, которому вы доверяете.
Жить без ошибок не получится: мы общаемся, попадаем в смешные и неловкие ситуации, по-другому не бывает
Важно принимать себя разным: успешным, опаздывающим, предусмотрительным, забывчивым, косноязычным, остроумным, неуклюжим, умелым. Что бы ни случилось, вы сможете это пережить, так что не бойтесь
Помните, что не ошибается тот, кто ничего не делает.
Не ждите, что придёте в новый коллектив и начнёте вести себя иначе, чем прежде. Поведение, общение — это навык, который нужно сформировать, а уже затем переносить в новую ситуацию.
Вклад родителей и родственников в период адаптации
Начинайте обсуждать с ребенком внедрение новшеств в его жизнь заблаговременно, при этом мотивируя и заинтересовывая его предстоящим событием. Хотя и не рисуйте перед ним слишком радужные картины, которые могут в последствии его расстроить, не оправдать надежды и подорвать доверие к вам. Объясняйте все возможные варианты трудностей, с которыми может столкнуться ребенок, подчеркивая свою поддержку в любую минуту
Это позволит малышу снизить уровень тревожности перед неизвестностью.
Обязательно посетите заведение с ребенком, прежде чем он пойдет в него самостоятельно
Особенно обратите его внимание на то, что по окончании рабочего дня, все родители возвращаются за своими детьми и забирают их домой
Ребенку очень важно понимать, что его не оставят и не забудут.
Будет лучше, если созданные традиции расставаний в семье, на первых порах будут иметь свое место и в новых условиях
К примеру, если ребенок идет в сад, можно попросить воспитателя перед сном погладить ребенка по спинке или подержать за ручку перед сном, как это делается в семье. Таким образом, у ребенка снизится уровень тревожности, и позволит ему ощущать себя в привычном состоянии безопасности.
Часто дети не хотят расставаться со своими любимыми игрушками, даже переступив порог школы. Не отказывайте ребенку в этом, но обговорите с ним возможность других детей позаимствовать игрушку, поэтому ребенок должен быть готовым поделиться ею
Вечером обязательно поинтересуйтесь, как прошел его день, не обижал ли кто его игрушечного друга и т.д. Подобная беседа поможет вам четче определить для себя чувства и переживания ребенка за день.
Заранее стоит подготавливать ребенка и к предполагаемому режиму дня в новом заведении. То есть подстроить расписание дома к требованиям режима в детском саду или школе. Все это позволит быстрее пройти этап адаптации.
На первых порах, когда ребенок только начинает свое ознакомление с новой средой, не стоит его отдавать на дополнительные кружки и секции, перегружать его нервную систему шумными компаниями и чрезмерными эмоциональными напряжениями. Отложите все мероприятия на позже
Не отказывайте ребенку в этом, но обговорите с ним возможность других детей позаимствовать игрушку, поэтому ребенок должен быть готовым поделиться ею. Вечером обязательно поинтересуйтесь, как прошел его день, не обижал ли кто его игрушечного друга и т.д. Подобная беседа поможет вам четче определить для себя чувства и переживания ребенка за день.
Заранее стоит подготавливать ребенка и к предполагаемому режиму дня в новом заведении. То есть подстроить расписание дома к требованиям режима в детском саду или школе. Все это позволит быстрее пройти этап адаптации.
На первых порах, когда ребенок только начинает свое ознакомление с новой средой, не стоит его отдавать на дополнительные кружки и секции, перегружать его нервную систему шумными компаниями и чрезмерными эмоциональными напряжениями. Отложите все мероприятия на позже.
Если же вы заметили в ребенке кардинальные изменения, которые тревожат вас, выясните сначала причину, т.е. что именно повлекло за собой подобное состояние малыша. Ведь это может быть связано как с детским коллективом, так и взрослыми, которые могли чем-то обидеть ребенка. И лучшим способом разузнать причины — поговорить с ребенком, поделившись с ним собственными проблемами и переживаниями в аналогичных условиях. Подобный подход может расположить ребенка к вам, и помочь ему выразить свою готовность поделиться проблемами. Но если же ребенок все больше замыкается в себе и не желает разговаривать, а ваши попытки выяснить причины, как у него самого, так и в школе, были недостаточно удовлетворяющими, обратитесь к детскому психологу. И не откладывайте это, так как своевременная помощь специалиста очень много значит для психологического и физического здоровья ребенка, которое обязательно скажется на становлении его личности.
-
Назад
-
Вперед
Как справиться с тоской по старой школе
Позвольте себе грустить
Когда мы с чем-то расстаёмся, это всегда печально, даже если новое лучше прежнего. Ощущение грусти неизбежно, и нужно это принять, позволить себе грустить. Возможно, раньше вы ходили мимо красивого клёна, а теперь приходится ехать в метро, где все толкаются. Может, раньше до школы было пять минут пешком, и если забыли сменку, легко было сбегать домой. Даже если новая школа вам тоже нравится, лишаться чего-то всегда печально.
Общайтесь со старыми друзьями
Возможно, вам будет не очень приятно слушать рассказы о жизни класса, частью которого вы больше не являетесь, но у вас останутся темы для общения. Поддерживайте связь онлайн, приходите навестить учителей и ребят, устраивайте встречи. Не держите эмоции в себе, рассказывайте близким, чего вам не хватает, о чём вы тоскуете.
Помните, что психике нужно время
Новый класс и школа часто кажутся плохими и несимпатичными, потому что не похожи на старые — это механизм восприятия, так устроен мозг. Если прежняя школа вам нравилась, то каждое отличие от неё будет восприниматься как минус.
Со временем вы привыкнете и будете относиться по-другому.
Могут ли отказать в переводе
У образовательных организаций есть ряд законных оснований отказать вам в переводе. Решая вопрос о том, как перейти в другую школу, учитывайте, что вам вправе отказать:
- Если нет свободных мест. В этом случае обращайтесь в районный орган управления образованием, там предложат другие варианты школ, где есть свободные места.
- Если школа относится к специализированным образовательным организациям, с углубленным изучением отдельных предметов, а ребенок при зачислении не прошел тестирование.
- Если нет подтверждения того, что ребенок проживает на территории, закрепленной за образовательной организацией.
Документы для перевода среди года
Как перейти в другую школу? Если осуществляется перевод ребенка после 9 класса, можно просто обратиться с некоторым пакетом справок в то или иное образовательное учреждение. Специально отчисляться с прежнего места получения среднего образования нет никакой необходимости.
Предположим, что ребенок учится в начальном или среднем звене, либо операция будет осуществляться в середине учебного года.
Подобная ситуация предусматривает подготовку следующих бумаг для «новой» школы:
- личное дело ученика;
- табель успеваемости;
- выписки с текущими оценками ребенка;
- заявление от родителей на зачисление в новое место обучения;
- награды и грамоты, позволяющие продемонстрировать умственное и физическое развитие ребенка;
- справку с места жительства несовершеннолетнего;
- любые документы, указывающие на наличие льгот при зачислении в школу;
- свидетельство о рождении ученика (может быть заменено на справки об усыновлении);
- паспорт родителя-заявителя.
Все указанные выписки представляются вместе с их копиями. Взамен на них родителям выдадут согласие на принятие нового ученика в школу. Этот акт придется приложить к заявлению на перевод, подаваемому в «старом» учебном заведении.
Адаптационный период
Советы педагогам по адаптации подростков
Когда в ваш коллектив с прочно устоявшимися правилами приходит новый участник – трудно всем, и ему, и вам, и другим ученикам. Педагог несете ответственность за адаптацию подростка. Чтобы найти общий язык и помочь ребенку влиться в ваш класс/группу, следуйте нижеприведённым советам.
- Покажите подростку, что готовы стать ему поддержкой. Это не значит, что стоит пренебрегать профессиональной этикой или сложившимися правилами. Просто приходите на помощь по мере требования и старайтесь разрешать конфликты мирным, справедливым путем.
- Вовлекайте во внеклассные мероприятия. Силком тащить не нужно. Дайте подростку дело, которое сможет занять, будет интересным и полезным. Оформление стенгазеты, участие в драмкружках, пение на школьном концерте – и это неполный список занятий, способных расшевелить подростка или направить его энергию в нужное русло.
- Познакомьте подростка с коллективом, педагогами. Представления перед классом будет достаточно. Поручите нового ученика старосте или просто доброжелательному члену коллектива. Сложностей станет сразу меньше, особенно если подростки сразу смогут найти общий язык.
- Следите за успехами, неудачами подростка и обсуждайте тему с родителями. Но не в негативном ключе и не перед всеми! Объясните родителю, какие предметы он не тянет, какие конфликты возникают у нового ученика с остальными ребятами. Желательно поговорить в пустой аудитории после занятий либо по телефону.
Когда стоит менять школу
Собрали для вас главные рациональные причины перехода и масштаб их развития.
Травля
Часто ученики меняют школу из-за буллинга — проще говоря, травли. Это не только агрессия, но и оскорбления, бойкоты, порча личных вещей и прочее. С буллингом сталкивались 75 % школьников, по опросу российской соцсети Chips, и 38 %, по исследованию ВЦИОМ.
Особенности травли выяснило агентство «Михайлов и Партнёры. Аналитика», поговорив с учениками 10–18 лет:
-
52 % школьников сталкивались с буллингом;
-
43 % подростков травят за их внешний вид;
-
33 % учеников становятся жертвами травли из-за национальной принадлежности;
-
32 % школьников жалуются на психологическую агрессию;
-
26,6 % сталкивались с физической агрессией: толчками и побоями.
Издевательства в любой форме могут нанести глубокую психологическую травму. Иногда в подобных условиях ребёнок учится выстраивать границы. Но такая психологическая закалка слишком болезненна. Чаще жестокий коллектив ещё сильнее цепляется к выбранной мишени. Если разговоры с учителями, родителями, детьми и прочие меры не помогают, то ребёнка нужно спасать — менять коллектив.
Нерешаемые проблемы с учителями
Иногда ребёнок теряет желание учиться из-за конкретных учителей. В исследовании агентства «Михайлов и Партнёры. Аналитика» 19,7 % школьников заявили о буллинге со стороны преподавателей: публичных унижениях и заниженных оценках.
Подобное обращение учителей незаконно и недопустимо. Если беседы с педагогом и администрацией школы не меняют ситуацию, не стоит искать компромиссы, какой бы престижной или близкой к дому ни была школа. Надёжнее перейти к профессионалам.
Желание жить вне рамок
Даже если школа в целом неплохая, бывает, она не соответствует ритму жизни ребёнка или всей семьи. Мониторинг Общероссийского народного фронта показал:
-
всего 28 % детей нравится их школа;
-
65 % школьников перегружены домашними заданиями;
-
59 % учеников не хватает времени на любимые дела.
Если вашему ребёнку тоже не хватает времени на любимое дело, стоит присмотреться к другим вариантам. Допустим, школьник успешен в спорте или творчестве: ездит на соревнования, фестивали, концерты. Он должен заниматься внешкольной активностью днём, и ему не подходит типовой школьный график. То же самое в случаях, если родители — путешественники. Нет смысла привязываться к конкретной школе. Можно выбрать домашнее обучение, учиться в удобном графике из любой точки мира.