Видео: почему мы не помним события из раннего детства?
Подумайте о самом раннем моменте своей жизни, который вы можете вспомнить. Возможно, перед вашими глазами возникнут картинки праздника в честь дня рождения или придут на ум сцены семейного отдыха. А теперь подумайте, сколько вам было лет, когда все это происходило. Фактически, взрослые люди могут вспомнить себя в период от 3-х до 7-ми летнего возраста и, как правило, это довольно отрывочные воспоминания, хотя семейные фотоальбомы, какие-то фразы из детства могут вызвать из памяти больше деталей.
Психологи приписывают неспособность большинства взрослых людей помнить события своего раннего детства, включая и момент рождения, феномену психики, который получил название амнезия детства.
Впервые термин младенческая амнезия, сейчас более известная как амнезия детства, ввел Зигмунд Фрейд в 1899 году
После того как обратил внимание на то, что его взрослые пациенты не способны вспомнить события первых 3-5 лет своей жизни. Фрейд предположил, что это происходит потому, что в первые годы жизни ребенок испытывает агрессивные и часто сексуальные побуждения в отношении своих родителей
Однако, если это так, то амнезия детства должна была бы затронуть только события, связанные с сексуальными и агрессивными мыслями, тогда как на самом деле амнезия детства распространяется на все события первых лет жизни.
Скорее всего, главная причина — это существенная разница в кодировании полученной информации у маленьких детей и взрослых.
Психологи обнаружили, что дети и в 3 и в 6 месяцев могут сформировать долгосрочные воспоминания, однако в отличие от взрослых людей, маленькие дети запоминают свои переживания, никак не связывая их со смежными событиями. Если сравнивать память с дуршлагом, то взрослая память это дуршлаг с очень маленькими отверстиями, не больше пшеничного семени, через такие отверстия просачиваются небольшие количества информации. Тогда как детская память это дуршлаг с большими дырами, в которых пропадают целые куски воспоминаний. Способность формировать воспоминания зависит от целой сети нервных клеток в мозге, части которой развиваются в разное время. Полноценная сеть более-менее создаётся между 6 и 18 месяцами жизни, а с ней — краткосрочная и долгосрочная память.
Но если память ребенка к 18 месяцем уже практически достигает уровня взрослого человека, почему же тогда мы не можем вспомнить то, что происходило с нами в этом возрасте? Скорее всего, самые ранние воспоминания могут оказаться блокированными в сознании, потому что мы не имели возможности связать их со словами, описывающими произошедшее событие, т.к. тогда еще не имели достаточных языковых навыков.
В 2004 году в ходе исследования группы 27-и 39-месячных мальчиков и девочек было обнаружено, что если дети не знали слов, с помощью которых можно было бы описать то, что с ними случилось, они не могли сделать этого и позже, после изучения соответствующих понятий. Кроме того, мы обогащаем наши знания о своем прошлом, когда помещаем воспоминания в контекст, т.е. связываем их во времени и пространстве с другими событиями нашей жизни. Много детей дошкольного возраста могут последовательно рассказать различные случаи из своего прошлого, например о поездке в цирк, но только в возрасте пяти лет у детей появляется ощущение времени и они в состоянии соотнести свою поездку в цирк с определенным моментом времени в прошлом.
Бросая вызов, исследователям детской амнезии, некоторые люди утверждают, что помнят себя еще в том возрасте, когда у них не было языковых навыков, т.е. настаивают на том, что обладают пред — речевыми воспоминаниями и даже что помнят себя в утробе матери. Одна из форм психоанализа сосредотачивается на травмирующих ранних воспоминаниях, связывая существующие страдания человека с болью рождения, и тем самым, возвращая пациентам, в так называемом процессе перерождения, воспоминания о дне их появления на свет. Однако никакие научные исследования пока не подтвердили описанные выше возможности такой формы психоанализа и достоверность полученных в ходе терапии данных.
Воспоминания из глубокого детства недоступны людям, как и память о моменте их появления на свет. С чем же это связано? Почему мы не помним, как родились? Ведь некоторые яркие впечатления как будто отпечатываются в подсознании и после остаются там навсегда, а такой психически и физически важный момент, как рождение, попросту стирается из «подкорки». Многочисленные теории из психологии, физиологии человека, а также идеи, почерпнутые из религии, помогут разобраться в столь загадочном явлении.
Влияние окружающей среды на формирование самосознания
Окружающая среда играет важную роль в формировании самосознания у ребенка. С самого рождения ребенок взаимодействует с миром вокруг себя и начинает осознавать свое существование и свое место в нем.
Одним из основных факторов, влияющих на формирование самосознания, является семья
Семья является первым окружением ребенка, где он получает любовь, заботу и внимание. В процессе взаимодействия с родителями, братьями и сестрами ребенок начинает осознавать, что он является частью семьи и имеет определенную роль в ней
Шире рассматривая, влияние окружающей среды на формирование самосознания включает в себя и другие социальные сферы, такие как детский сад, школа, друзья, общественные организации и т. д. В этих местах ребенок сталкивается с новыми социальными ролями и ожиданиями, и начинает понимать, как он соотносится с другими людьми и как его действия влияют на окружающих.
Культурная среда также оказывает значительное влияние на формирование самосознания. Нормы, ценности и традиции, присутствующие в определенной культуре, помогают ребенку определить свое место в обществе и понять, какие качества и поведение считаются желательными или нежелательными. Например, в некоторых культурах большое значение придается семейным связям, в то время как в других — развитию личных достижений.
Влияние окружающей среды на формирование самосознания: | Факторы: |
---|---|
Семья | — Родители |
Детский сад | — Воспитатели, друзья |
Школа | — Учителя, сверстники |
Культурная среда | — Традиции, ценности |
Влияние окружающей среды на формирование самосознания ребенка является процессом динамичным и изменяется с течением времени. Ребенок постепенно осознает себя как отдельную личность, признает свои уникальные черты и становится все более независимым
Важно помнить, что каждый ребенок уникален и его опыт взаимодействия с окружающей средой будет индивидуальным
• Особенности детской памяти
На самом деле дети не думают, дети воспринимают. Особенности детской памяти заключаются в том, что она детская память синкретична. Проще говоря, восприятие мира ребенком происходит в его полном объёме. То есть все предметы, образы, действия, эмоции связаны неразрывно друг с другом. Дети визжат от восторга, прыгают от радости, замирают от восхищения, рассказывают взахлёб об оранжевом трамвае. Детские впечатления более полные и яркие, чем у взрослых. Именно поэтому детская память является более долговременной. Взрослый человек может забыть с легкостью то, что было вчера, зато помнит много деталей из детства. Особенно это заметно в пожилом возрасте.
В детстве способность запоминать гораздо большая, поскольку память у детей напрямую связана с эмоциями, а малышам всегда всё интересно. У взрослых этот процесс мало чем отличается, мы тоже лучше запоминаем то, что связано с яркими эмоциями, вот только впечатлений у нас гораздо меньше – пресытились. Для ребенка каждый день – открытие, каждый день начинается с новостей и заканчивается ими же. В детском возрасте время тянется долго, дни же взрослой жизни мелькают как фотовспышки. Безусловно, это сугубо психологическое восприятие, однако оно наиболее ярко характеризует разницу, существующую между детьми и взрослыми.
Детская память – это потрясающий, удивительный дар, который дается каждому в начале жизненного пути
Очень важно не упустить его, воспользоваться в полной мере, ведь именно в ранние годы в человеке закладываются основы мышления и сознания. Дети получают огромное количество самой разносторонней информации, которая обрабатывается в глубинах мозга, формируя мировоззрение и мировосприятие, которое «сопровождает» человека всю оставшуюся жизнь
Все мы «родом из детства», все мы из того самого удивительного времени, когда самая обычная шляпа походила на удава, который проглотил слона.
Почему дети рождаются синими?
Когда мамочке впервые показывают ребенка в родильном зале, радость от появления малыша может смениться переживаниями за его жизнь:
- В массовой культуре сформировался образ новорожденного – розовощекий кричащий малыш.
- Но в реальной жизни все немного иначе, ребенок появится либо синюшным, либо багряным.
- Тем самым розовощеким малышом он станет в течение ближайших пары дней, волноваться не стоит.
«Ненормальный» цвет может быть физиологическим и патологическим:
- С точки зрения физиологии он объясняется переходом от плацентарного к легочному кровообращению.
- Как только ребенок делает первый вдох и начинает самостоятельно дышать, цвет его кожный покровов постепенно приходит к розовому цвету.
- Свою роль играет наличие смазки на коже малыша.
- Не стоит забывать о наличии фетального гемоглобина и отличающейся от взрослого картине крови.
С патологией все проще. Варианта два – либо гипоксия, либо травма.
Но здесь уже решать акушерам, так что доверьтесь мнению специалистов. Не стоит накручивать себя на пустом месте, эти люди принимали сотни родов и видели предостаточно новорожденных. Если они считают, что все в порядке или что наоборот, что-то не так – скорее всего так оно и есть.
Полгода: страх незнакомцев
Примерно в полгода поведение младенца меняется очень сильно. В это время ребенок очень привязан к маме, он хочет видеть ее и только ее, и начинает плакать при приближении незнакомцев. Мама становится его безопасным убежищем. Отец, бабушки и дедушки могут почувствовать себя ненужными. Отцу может быть неприятно осознание того, что ребенок не желает проводить с ним время. Старшие родственники могут быть озадачены и обеспокоены тем, что их ангелочек больше не светится от радости, сидя у них на коленях. Ребенку не нравится находиться вдали от мамы, поэтому он начинает плакать всякий раз, как она далеко.
В таком поведении нет ничего неправильного, оно не означает, что ребенок испортился. Необходимый шаг в развитии малыша – научиться распознавать чужих.
В течении предыдущих месяцев его мама разделяла горести и радости крохи, ухаживала за ним во время болезни, оказывала поддержку в овладении своим телом, понимала его без слов. Это, а также физический контакт позволили стать маме главным человеком в жизни ребенка, с которым ему нравится проводить время больше всего.
Сейчас малыш знает, что кроме него и мамы есть целый мир, и пока еще боится его. Поэтому он обращается за поддержкой к человеку, к которому он так сильно привязался. Кого-то кроме мамы ребенок видеть не желает, но это временно.
Эта фаза «узнавания своих и чужих» может смутить и утомить родителей, но она является нормой и обязательным условием социального и эмоционального развития. Это первый шаг, который делает ребенок на пути к тому, чтобы научиться различать чужих и тех, кого он по-настоящему любит. Также эта способность поможет построить прочные отношения во взрослой жизни.
Мамам на заметку!
Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет…
Влияние возраста на память детей
Согласно исследованиям, способность к запоминанию событий начинает формироваться уже в раннем возрасте. Однако дети младше 3 лет обычно не могут сохранять эти запоминания на длительный срок из-за особенностей их когнитивного развития. Вместо этого, они могут запоминать события и факты в краткосрочной памяти.
С возрастом, примерно с 3-4 лет, дети начинают формировать эпизодическую память, что позволяет им запоминать события, происходящие в их жизни. Они могут вспомнить, что делали вчера или описать, что произошло на день рождения.
Способность к сохранению памяти у детей улучшается дальше во время предшкольного и школьного возраста. В этот период они могут запоминать факты и информацию с помощью сверхструктуры памяти, которая включает семантическую и процедурную память. Это позволяет детям не только запоминать события, но и использовать полученные знания в своих действиях и задачах.
Однако, необходимо учитывать, что развитие памяти у детей может варьироваться в зависимости от индивидуальных особенностей и степени их стимуляции. Регулярные упражнения и тренировка памяти могут быть полезными инструментами для развития и улучшения памяти детей на всех возрастных этапах.
В целом, возраст играет важную роль в формировании памяти у детей. С ростом возраста дети становятся все более способными к запоминанию и используют различные стратегии и структуры памяти
Отслеживание и поддержка развития памяти у детей является важной задачей для родителей и педагогов, и может помочь им в успешном обучении и адаптации в будущем
Роль родителей и окружения в развитии памяти детей
Развитие памяти у детей начинается с самого раннего возраста и зависит от различных факторов, включая родителей и окружающую среду. Родители играют важную роль в стимулировании памяти ребенка и помогают ему научиться запоминать и восстанавливать информацию.
Одним из ключевых источников памяти детей является родительская коммуникация. Частые разговоры с ребенком способствуют его интеллектуальному и эмоциональному развитию, а также развитию памяти. Родители могут задавать ребенку вопросы о прошлых событиях, помогая ему восстанавливать в памяти уведомления и детали. Это помогает ребенку укрепить связи между различными опытами и обогатить свою память.
Окружающая среда также имеет важное значение для развития памяти детей. Ребенок изучает и запоминает мир через свои сенсорные опыты и интеракции со всем, что его окружает
Игры, книги, игрушки и другие предметы вокруг ребенка представляют собой важные стимулы для развития памяти. Различные визуальные, звуковые и тактильные впечатления помогают ребенку стимулировать свою память и улучшать ее.
Родители также могут использовать различные стратегии, чтобы помочь развить память у своих детей. Они могут использовать повторение и упражнения запоминания, чтобы помочь ребенку закрепить информацию в памяти. Также рекомендуется создавать структуры и системы для организации информации, что поможет ребенку лучше запомнить и воспроизвести ее в памяти.
Итак, роль родителей и окружения в развитии памяти детей не может быть переоценена. Частые разговоры, стимулирующая среда и использование различных стратегий помогают развивать и укреплять память у детей, что является важным фактором в их когнитивном и эмоциональном развитии.
Ранние детские воспоминания: возраст и особенности
Возраст первых воспоминаний
С какого возраста дети начинают помнить свое детство является сложным вопросом. Согласно исследованиям, большинство детей начинает формировать ранние воспоминания примерно в возрасте 3-4 лет. Однако, некоторые дети могут начинать помнить события уже с 2 лет. В этом возрасте дети становятся способными сохранять информацию в памяти на более продолжительный срок и более организованным образом.
Особенности ранних детских воспоминаний
Ранние детские воспоминания обладают несколькими особенностями. Во-первых, они часто связаны с эмоционально значимыми событиями, такими как первые шаги, первые слова, празднование дня рождения и другие важные моменты в жизни ребенка. Во-вторых, такие воспоминания могут быть субъективными и искаженными, поскольку дети в этом возрасте еще не полностью развиты понятийное мышление и долговременную память.
Важно отметить, что ранние детские воспоминания могут иметь большое значение для формирования самооценки и личностного развития ребенка. Родители и близкие люди могут помочь поддержать и уважать эти воспоминания, создавая условия для их сохранения и обсуждения
Это может помочь ребенку развить понимание себя, своих эмоций и связей с окружающим миром.
Причина первая — развитие гиппокампа
Может показаться, что причина, по которой мы не помним себя в младенчестве, состоит в том, что младенцы и малыши не имеют полностью . Но на самом деле, добавляет The Conversation, дети в возрасте от 6 месяцев могут образовывать как краткосрочные воспоминания, которые сохраняются в течение нескольких минут, так и долгосрочные воспоминания, связанные с событиями последних недель и даже месяцев.
В одном из исследовании на тему 6-месячные малыши, которые научились нажимать рычаг для управления игрушечным поездом, помнили, как выполнять это действие, в течение 2-3 недель после того, как они в последний раз видели игрушку. А дошкольники, по данным уже другого исследования, способны помнить, что было несколько лет назад. Но здесь, поясняют эксперты, опять же открытым остается вопрос: это автобиографические воспоминания или воспоминания, полученные с помощью кого-либо или чего-либо.
Правда в том, что возможности памяти в детстве действительно не такие, как во взрослом возрасте (более того, память продолжает развиваться и в юности). И это одно из самых популярных объяснений «детской амнезии»
Важно понимать, что память — это не только формирование, но также поддержание и последующее извлечение воспоминаний. В то же время гиппокамп — область мозга, ответственная за все это — продолжает развиваться по крайней мере до семи лет
Интересно и то, что типичная граница «детской амнезии» в 3-4 года, по-видимому, смещается с возрастом. Есть данные, что дети и подростки обычно имеют более ранние воспоминания, чем взрослые. А это, в свою очередь, говорит о том, что вопрос может быть меньше связан формированием воспоминаний, но больше — с их сохранением.
Причина вторая — владение языком
Второй важный фактор, который играет роль в детских воспоминаниях — это язык. В возрасте от года до шести лет дети в основном проходят сложный процесс формирования речи, чтобы свободного говорить на своем родном языке (или даже языках, если мы говорим о билингвах). Ученые полагают, что предположение, будто способность говорить влияет на способность помнить (сюда же отнесем наличие в лексиконе слов «помнить», «вспоминать»), в какой-то мере верно. Иными словами, уровень владения языком в тот или иной период частично влияет на то, насколько хорошо ребенок будет помнить это или другое событие.
Об этом позволяет говорить, например, исследование, проведенное с участием малышей, доставленных в отделение неотложной помощи. В итоге дети старше 26 месяцев, которые могли рассказать о событии в то время, вспоминали его и пять лет спустя, в то время как дети в возрасте до 26 месяцев, которые не могли говорить, помнили мало и не помнили вообще ничего. То есть, превербальные воспоминания действительно с большей вероятностью теряются, если они не переведены на язык.
Формирование самосознания у детей
В начале своего развития ребенок имеет тесную связь с матерью и не осознает себя как отдельное существо. Постепенно, около 6-8 месяцев, ребенок начинает распознавать себя в зеркале, а это первый признак формирования самосознания. Возраст от года до двух лет считается критическим в этом процессе, так как именно в этот период у ребенка появляется понимание, что он является отдельной личностью со своими желаниями и потребностями.
Развитие самосознания стимулируется через взаимодействие с окружающими и близкими людьми. Родители и прочие заботящиеся взрослые играют ключевую роль в этом процессе, поощряя ребенка к самостоятельным действиям и позволяя ему принимать решения самостоятельно.
Способности к самосознанию развиваются постепенно и различными этапами. Вначале ребенок может осознать только своё физическое тело, далее он осваивает понятия «я», «мой» и понимает, что он может контролировать некоторые аспекты своей жизни. Постепенно, во взаимодействии с другими, ребенок начинает формировать свое представление о самом себе и своих познаниях.
Формирование самосознания у детей — это сложный и протяженный процесс, который продолжается на протяжении всего детства. Роль родителей и значимых взрослых в этом процессе неоценима, ведь именно они создают условия для развития самосознания и помогают ребенку осознать себя как индивидуальность.
Почему же мы не помним самих себя?
Если воспоминания у младенцев формируются уже в первые месяцы после рождения, то почему потом они пропадают? Так и не ясно, результатом чего является инфантильная амнезия: отсутствует ли у младенцев автобиографической памяти или же доступ к ней. Никто не знает наверняка, и ученым остается только строить гипотезы.
Считается, что для автобиографической памяти требуется осознание себя. Для этого предназначен «зеркальный тест», разработанный в 1970-х годах. На нос ребенку губной помадой или румянами наносится красная метка. Затем его помещают перед зеркалом. Дети в возрасте 18 месяцев просто улыбаются, глядя на ребенка в отражении. Они не выказывают признаков того, что узнают себя. По достижении 18–24 месяцев поведение меняется: дети дотрагиваются до носа, выглядят смущенными. Похоже, теперь они способны соотнести красную точку в зеркале с красной точкой на своем лице. У них формируется чувство «Я».
Есть и другое возможное объяснение инфантильной амнезии: дети начинают говорить связно только ко второму году жизни и еще не могут сочинять о себе истории, так что рассказать им потом нечего.
Ну и наконец гиппокамп — отдел мозга, отвечающий за память — в период младенчества еще не до конца сформирован.
Переводила: Елизавета ЯковлеваРедактировала: Анастасия Железнякова
Связь воспоминаний и культуры
Разница в среднем возрасте первого воспоминания может достигать двух лет, все зависит от культуры страны. Если там принято с детских лет беседовать с детьми, интересоваться его воспоминаниями, рассказывать семейные истории, то люди и помнят себя намного раньше. Если же эта часть детской жизни игнорируется, то ребенок будет помнить себя позже. Так что занятия с детьми помогут развитию объему его памяти.
Воспоминания американцев более длинные, подробные и с акцентом на себе. А вот китайцы высказываются лаконичнее, делая упор на факты. В восточных культурах детские воспоминания вообще мало кому интересны
Раньше всего помнят себя представители новозеландского народа маори, где принято уделять повышенное внимание прошлому
Почему мы не помним первые годы?
В одной из сцен фильма «Люси» главная героиня вспоминает не только свое детство, но и сам момент рождения. Конечно же, она находится под действием препаратов и обладает способностями на уровне Супермена. Но насколько реально среднестатистическому человеку вспомнить нечто подобное, и почему у большинства нет никаких воспоминаний о первых трех годах жизни?
На протяжении длительного времени это объяснялось исходя из двух теорий.
Подавление негативных воспоминаний |
Развитие речи |
На протяжении первых лет жизни человек испытывает стресс чаще всего. |
Центр речи активно формируется уже после рождения. |
На этом отрезке организм лишь начинает приспосабливаться к непривычной окружающей среде. |
Связывать предметы со словами ребенок начинает именно в возрасте 2-3 лет. |
Малейшее изменение вокруг может привести к целой истерике, стоит ли такое вообще запоминать? |
В связи с отсутствием ассоциаций усложняется процесс запоминания событий в этом возрасте. |
И обе предложенные гипотезы не идеальны:
- У каждого человека есть с десяток не самых приятных воспоминаний.
- У некоторых действительно ужасные моменты жизни отпечатались в памяти на долгие годы.
- В мире миллионы глухонемых, но они не испытывают особых проблем с памятью.
- При правильном подходе уже в трехлетнем возрасте малыш способен читать книги, что уж говорить о речи и запоминании.
Разрушение межнейронных связей
Недавние исследования, проведенные на крысах, дали интересный результат
:
- Оказалось, что во время интенсивного роста нервной ткани, нарушаются старые нейронные связи.
- Это происходит и с расположенными в так называемом «центре памяти» нейронами.
- А раз уж мы пришли к заключению, что память представляет собой электрические импульсы между клетками,
несложно прийти к логичному выводу. - В определенном возрасте нервная ткань растет слишком интенсивно, разрушаются старые связи, формируются новые. Память о предыдущих событиях просто стирается.
Конечно же, проведение любых подобных экспериментов на детях обречено на провал, этика и моральная сторона вопроса не дадут ходу таким исследованиям. Возможно, ученые найдут другой способ, чтобы подтвердить или опровергнуть эту теорию в ближайшее время. А пока что мы можем наслаждаться любым из трех общепринятых объяснений
.
Все это не значит, что человек не может помнить что-то из раннего детства. У некоторых людей присутствуют фрагментированные воспоминания об этом периоде — яркие образы, обрывки моментов и жизненных ситуаций. Так что уделять малышу время необходимо в любом возрасте
, именно в эти годы закладывается большинство особенностей психики
.
Почему наш мозг стирает память о первых годах нашей жизни?
Биологическая карта памяти
Отсутствие воспоминаний в раннем периоде детства называют инфантильной амнезией. Причины этого явления до сих пор не выяснены.
Тем не менее, существует ряд возможных причин, раскрывающих природу детской забывчивости.
Недоразвитый мозг
Преобразованием кратковременной памяти в долговременную занимается гиппокамп. Это часть лимбической системы, находящаяся у самого основания мозга.
Функциональное созревание органа начинается к первому году жизни ребенка и полностью завершается лишь к 8–12 годам. Несовершенство мозга не позволяет в полной мере откладывать все осознанные впечатления, оставляя место только самым ярким из них. Именно поэтому возраст с 7–8 лет считается идеальным для обучения.
Нейронные связи
Нейронная связь – сеть нейронов головного мозга, образующаяся для обработки, хранения и передачи информации.
Всякий раз, когда человек узнает нечто новое, мозг формирует нейронную связь, своеобразную карту памяти. Предполагается, что чем больше таких сетей в голове, тем человек умнее.
Однако мозг имеет дурную привычку расформировать совокупность нейронов, если хранящаяся там информация долго не используется. Таким образом, происходит оптимизация мозга, чтобы не перегружать и без того энергозатратный орган. Полученная ранее информация забывается.
У детей этот процесс возникновения и удаления нейронных связей происходит постоянно. Так познается мир, нечто казавшееся удивительным в 3 года, в 4 кажется обыденным, а в 7 уже навсегда исчезает из памяти.
Вероятно, воспоминания, сформированные в младенчестве, мозг банально стирает, освобождая место для новых впечатлений.
Отсутствие речи
Ряд психологов считают, что до того момента, пока ребенок не сможет мысленно проговорить полученную информацию, у него не получится её осознать, обработать и запомнить.
Речь формируется к 2–3 годам жизни. Именно с этого периода ребенок начинает запоминать то, что увидел.
Отсутствие общения с ребенком
Замечено, что нижняя граница детской памяти обусловлена его окружением.
Если родители занимаются своим ребенком, рассказывают ему сказки, развивают речь и интересуются его чувствами, то ребенок это запоминает. Общение с родителями является эмоционально важным событием для детей, это заставляет мозг постоянно напрягаться, волей-неволей расширяя объем памяти.
Эволюционная защита
Австрийский психолог Отто Ранк видит в инфантильной амнезии защитный механизм ребенка, уберегающий его от физического и психологического шока, вызванного своей беспомощностью.
Кроме того, если взрослый человек будет в деталях помнить все детские впечатления, то это нанесет ему психологическую травму.
Хотелось бы вам вспомнить ощущения, испытываемые в момент своего рождения? Дезориентацию, мокрые пеленки, страх отсутствия рядом мамы или вкус её молока?
Вероятно, такие воспоминания лучше оставить в младенчестве.
Популярное сегодня:
Сейчас смотрят
Ребенок маленький и все забудет… или нет?
Как работает детская память, и что ребенок запомнит из своего детства
Родители стараются сделать детство ребенка насыщенным, радостным и ярким. Довольно обидно, что, вырастая, ребенок не помнит из этого детства буквально… ничего! Не помнит, как в три года он впервые увидел в зоопарке жирафа. Как в четыре года вы поехали в отпуск в Испанию, и там он купался в море, с визгом убегая от волн. Или как впервые познакомился с соседской собакой, которая облизала ему нос, и он хохотал до слез…
Неужели все это исчезает безвозвратно, и мы никогда ничего из этого не вспомним? По какому принципу формируются наши детские воспоминания? Что именно запомнит наш ребенок?
Причина первая — развитие гиппокампа
Может показаться, что причина, по которой мы не помним себя в младенчестве, состоит в том, что младенцы и малыши не имеют полностью развитой памяти. Но на самом деле, добавляет The Conversation, дети в возрасте от 6 месяцев могут образовывать как краткосрочные воспоминания, которые сохраняются в течение нескольких минут, так и долгосрочные воспоминания, связанные с событиями последних недель и даже месяцев.
В одном из исследовании на тему 6-месячные малыши, которые научились нажимать рычаг для управления игрушечным поездом, помнили, как выполнять это действие, в течение 2-3 недель после того, как они в последний раз видели игрушку. А дошкольники, по данным уже другого исследования, способны помнить, что было несколько лет назад. Но здесь, поясняют эксперты, опять же открытым остается вопрос: это автобиографические воспоминания или воспоминания, полученные с помощью кого-либо или чего-либо.
Правда в том, что возможности памяти в детстве действительно не такие, как во взрослом возрасте (более того, память продолжает развиваться и в юности). И это одно из самых популярных объяснений «детской амнезии»
Важно понимать, что память — это не только формирование, но также поддержание и последующее извлечение воспоминаний. В то же время гиппокамп — область мозга, ответственная за все это — продолжает развиваться по крайней мере до семи лет
Интересно и то, что типичная граница «детской амнезии» в 3-4 года, по-видимому, смещается с возрастом. Есть данные, что дети и подростки обычно имеют более ранние воспоминания, чем взрослые. А это, в свою очередь, говорит о том, что вопрос может быть меньше связан формированием воспоминаний, но больше — с их сохранением.
Ошибка в хронологии
Первые наши воспоминания, которые мы можем назвать, на самом деле далеко не всегда хронологически являются самыми ранними. Эти картинки не привязаны к определенной временной точке и не являются барьером, до которого точно ничего не было. Кажется, есть некий сборник ранних воспоминаний, из которых мы выбираем самое яркое, называя его первым. Если попросить человека назвать другие свои ранние воспоминания, то может оказаться, что они хронологически проходили раньше, порой на целый год. Причина кроется как в датировке, так и в ошибочном ощущении своего возраста на тот момент.
В журнале Memory приводятся данные исследований памяти, проводимые целой командной под руководством доктора Петерсон из университета Ньюфаундленда на протяжении 20 лет. Под наблюдением оказалась почти 1000 человек, в 600 случаях использовались еще и воспоминания родителей.
Людям действительно кажется, что они были старше на момент своих первых воспоминаний. Но возраст корректируется рассказами родителей. Интересно, что влияет на это и то, сколько лет самому рассказчику. По мере взросления люди относят свои первые воспоминания ко все более старшему возрасту. Так, через восемь лет после описания событий люди начинают считать себя старше на год на описываемый момент. Этот эффект получил название телескопирование, и он вполне применим к детям.
Чем более отдаленное воспоминание, тем больше искушение приблизить его, приписать целый год. Но если ребенок начнет вспоминать о событиях, произошедших с ним в возрасте 3-4 лет, то такого эффекта уже не наблюдается. А исследования доктора Петерсон показали, что люди на самом деле помнят куда более ранние события, чем им кажется. И не так-то и сложно получить доступ к этим картинкам. С учетом понимания этих искажений датировки и погрешности около года, можно прийти к выводу, что первые воспоминания относятся к возрасту около 2,5 лет.
Исследование слуховой памяти
Методика заучивания десяти слов позволяет исследовать процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение.
Методика может быть использована в полном объеме, начиная с 7-летнего возраста.
Для детей младше 7-ми лет целесообразно использование меньшего объема словарного материала (5 — 8 слов).
Воспроизведение 5 — 6 слов после первого прочтения свидетельствует о хорошем уровне слуховой памяти.
Инструкция:
«Я назову тебе слова, ты прослушаешь их, запомнишь, а потом повторишь, сколько сможешь, в любом порядке».
Слова зачитываются испытуемому четко, не спеша.
Слова односложные или двусложные, имена существительные в единственном числе именительном падеже, не связанные между собой. Слова можно придумать самостоятельно.
Вот несколько вариантов слов для предъявления:
1. Стол, вода, кот, лес, хлеб, брат, гриб, окно, мёд, дом.
2. Дым, сон, шар, пух, звон, куст, час, лёд, ночь, пень.
3. Лес, хлеб, стул, брат, конь, гриб, мед, дом, мяч, куст.
4. Число, хор, камень, гриб, кино, зонт, море, шмель, лампа, рысь
Материал подготовила педагог — психолог Александрова В. Г.
Литература:
- Ершова Т.. «Как развивать память у дошкольников», «Школьный психолог», № 8, 2016
- Мухина В. С. «Детская психология», «Эксмо — Пресс», М., 2000
- Сергеенкова И. В. «Психологическое развитие детей», изд-во «Феникс», Ростов – на – Дону, 2007
Заключение
Подтверждение возможности запоминания фрагментов из младенчества до сих пор является сложной задачей для ученых. Некоторые люди утверждают, что они помнят свои первые воспоминания и даже могут описать их с деталями, в то время как другие не хранят никаких воспоминаний от этого периода. Более глубокое исследование мозговой активности и механизмов формирования памяти у младенцев может пролить свет на эту тему и дать ответы на вопросы, связанные с запоминанием фрагментов из младенчества.
- Сказал однокласснице, что она нравится мне: она написала «понятно». Стоит ли дальше с ней общаться?
- Каких девушек предпочитает современный мужчина?
- Девушки, как вы никогда не назовете своих «зайчиков», «пусиков» и т.д.?
- Ты любишь свою маму? Уважаешь?
- Нужна срочная помощь: почему раньше католики боялись чисел от 2 до 17
- У меня сильно лагает OBS когда я стримлю. Что делать?
- Как сделать из 9% уксуса, 4.5% уксуса
- Не будите ЛИХО. Разбудите? Мало не покажется.