Долгожданное возвращение
Московские учреждения дополнительного образования вернулись к очному режиму работы всего неделю назад, а в стенах дореволюционной постройки уже кипит жизнь. Дети бегают по коридорам, болтают в раздевалке и, конечно, с удовольствием занимаются в классах.
Анастасия Левчук в коллективе школы с 2000 года. Она прошла профессиональный путь от преподавателя истории искусств до завуча, исполняющего обязанности директора и, наконец, директора школы. Анастасия отмечает, что одна из главных особенностей художественной школы — это отличная команда педагогов.
«Большинство преподавателей учились именно в нашей школе, для них это родной дом. Ученики чувствуют особенное отношение и атмосферу, поэтому их трудно оторвать от занятий. Детям сегодня не хватает общения, не только со сверстниками, но и с педагогами, причем не с позиции преподавателя, а с позиции друга, просто взрослого. В том числе поэтому мы очень ждали выхода с удаленки», — подчеркивает директор.
Школа имени В.А. Ватагина принимает ребят в возрасте от 11 до 18 лет и предлагает разнообразные программы и факультативы («Живопись», «Рисунок, живопись, композиция», «Скульптура», «История искусств», «Компьютерная графика», «Фотография», «Линогравюра» (гравировка на линолеуме), «Монументально-декоративная композиция»). В планах запустить факультатив «Анатомические наброски» и заново обучать гончарному делу, когда можно будет подключить необходимое оборудование.
Главная задача — раскрыть ребенка, подтолкнуть к свободному самовыражению. Яркий пример — издания, созданные в качестве дипломного проекта. Ребята нарисовали иллюстрации к цитатам М.А. Булгакова, оформили древнюю вьетнамскую легенду и сделали брошюру со стихами В.В. Маяковского, которая раскладывалась вертикально (под стать фирменному стилю поэта).
Выпускники школы искусств успешно поступают в такие известные вузы, как ВГИК, Московская государственная художественно-промышленная академия имени С.Г. Строганова, Школа-студия МХАТ. Кроме того, школа дружит и сотрудничает со многими колледжами.
Лучше лично
Возвращение к очному обучению — это не только радость для учеников и преподавателей, но и обязанности. Директор школы отмечает, что в учреждении соблюдают все нормы санитарной безопасности для профилактики распространения COVID-19. В свободном доступе есть санитайзеры, проводится регулярная обработка помещений, всем посетителям измеряют температуру. В классах установили бактерицидные рециркуляторы для обеззараживания воздуха.
Учителя признаются: они с нетерпением ждали возвращения к обычному режиму занятий. Анна Гельман преподает скульптуру, а со школой имени В.А. Ватагина познакомилась еще в 1997 году, когда была ее ученицей. По ее словам, даже находясь дома, дети получали текстовые задания с изображениями и пояснениями, фотографировали творческий процесс и получали обратную связь. Однако были и сложности.
«Лично можно объяснять всему классу, и ребята приступят к работе. После к каждому можно подойти, поправить. Где-то ты буквально в двух местах нажмешь рукой, и станет понятно, что требуется, однако в текстовой форме не всегда так легко выразить требуемое. Особенно на расстоянии, особенно с детьми, которые не успели долго проучиться и даже на уровне простых терминов пока тебя не понимают. Не хватало личного контакта. Когда получаешь фотографию от ребенка, ты не знаешь, в каком он настроениив этот момент и в какой форме лучше ему объяснить, где ошибка», — отмечает преподаватель.
В этом с Анной согласна одна из основательниц школы, преподаватель рисунка, живописи и композиции Ирина Янова. По ее словам, детям не всегда очевидно, с какой интонацией пишет учитель: «Сколько смайликов ни поставишь, ребенок может не понять, что ты хочешь донести».
Учитель композиции Сергей Лозница рассказывает, что преподает в школе искусств «недолго» — всего 12 лет. Возвращения к очному обучению он ждал с нетерпением.
«Детям сложно себя организовать, тем более когда вокруг такое количество разной информации
Очень важно объяснять лично, что получается и что не получается, и в отличие от русского языка и математики здесь не возбраняется подсматривать. Кто-то находит какие-то приемы, и их можно перенимать», — отмечает Сергей
Преподаватель живописи, рисунка и композиции Юрий Воронцов — один из старожилов, в школе он с 1986 года. Он уверен, что возвращение к обычному режиму работы поможет восполнить нехватку живого общения.
«Мы общались по интернету. Ученики присылали работы, и я смотрел на фотографию и указывал на ошибки. Но фотоаппарат никогда не передаст правды, искажение будет наверняка и в цвете, и в рисунке, и в тоне. А когда ты видишь работу вживую, тут же можно показать и исправить ошибки», — считает Юрий.
Новое здание — старые традиции
После дистанционного обучения дети вернулись в обновленное здание. Дом, в котором расположилась художественная школа, полностью отремонтировали в рамках программы «Искусство — детям». До этого школу не ремонтировали еще со времен СССР.
Теперь внешний вид дореволюционного купеческого дома сочетается с современной внутренней отделкой и электронными замками на дверях. Все учителя особенно довольны переделанной вентиляцией, новой мебелью и освещением
Это важно не только для здоровья учеников, но и для создания живописи, скульптуры
Директор Анастасия Левчук говорит, что во время капитального ремонта удалось сохранить исторический облик здания.
«Поменяли все — от крыши до подвала. Пол, отделка, покрытия — все абсолютно новое. Снаружи реставрировали фасад, расчищали и убирали старую краску, красили по новой, но фактуру сохранили, заменили наличники и старые окна. Но с нами остались оригинальные перила и главная гордость — уникальный витраж», — отмечает директор.
Анастасия подчеркивает, что свое лицо школа не потеряла. И вовсе не потому, что здание сохранило исторический облик, а потому что главное лицо учреждения — это его коллектив.