Литература и дидактический материал
Ниже приведены наиболее популярные и действенные методики и материалы для ознакомления детей с геометрическими формами.
«Школа Семи Гномов»
В цикле книжек для раннего развития детей «Школа Семи Гномов» имеются две, посвященные формам: «Квадратик и Кружок» (для детей от рождения и до года), «Форма. Цвет» (для детей от 1 года до 2 лет). В книгах крупно и наглядно представлены основные фигуры.
Геометрические фигуры. Мягкая мозаика
Очень удобный и яркий способ познакомить ребенка с формами. Мозаика изготовлена из безопасного мягкого материала. Малышу будет интересно рассматривать ее детали и собирать из них картинки.
Раскраски
Таких книжек-обучалок на современном рынке очень много. Можно выделить «Умную раскраску. Смешарики» с любимыми детьми героями из одноименного мультфильма.
Наклейки
Многоразовые наклейки также будут очень полезны в период обучения ребенка «геометрии для самых маленьких». Такие наклейки можно клеить куда угодно! В ванную, в детскую комнату, на кухню. Предложите крохе игру: в окружающей обстановке нужно найти предметы того или иного вида.
Дидактические игры
1. Заблудившиеся фигурки
Понадобится много разноцветных фигур из плотного картона и несколько коробок. Задача ребёнка – рассортировать фигуры по коробкам. Перед началом игры можно рассказать малышу сказку о том, как фигурки заигрались, перепутались и теперь хотят поскорее попасть домой. В одной коробке живут квадраты, в другой – треугольники, в третьей – круги и т. д.
Можно усложнить задание, предложив выбрать фигуры только одного цвета.
2. Цепочки
Взрослый выкладывает в ряд фигуры в определённом повторяющемся порядке. Треугольник, квадрат, круг, потом снова треугольник, квадрат, круг… Ребёнку предлагает продолжить эту цепочку. Малышу нужно понять закономерность и самому воспроизвести ряд.
Эта игра имеет много уровней сложности. Начинать следует с самого простого, чтобы ребёнок понял принцип закономерностей. Потом можно усложнять, добавляя цвета, фигуры и размеры.
3. Кот в мешке
Вместо кота в мешок помещают фигуры из плотного картона. Они должны быть такого размера, чтобы помещались в ладошке ребёнка. Ему нужно опустить руку в мешок, нащупать фигуру и угадать её название.
4. Рисование разнохарактерных линий
Линии – это тоже геометрический материал, с которым знакомятся дети в дошкольном возрасте. Они могут быть прямыми, волнистыми, зигзагообразными. Детям предлагают незаконченные рисунки. Рисование дождика – это наклонные линии, рисование причёски на голове человека – волнистые и т. д. Таким образом, ребёнок знакомится с основами геометрии, просто рисуя. Также нужно ввести понятие «точка». Точка – это начало любой линии. Если соединить несколько точек, можно получить определённую фигуру.
5. Пазлы
Собирание пазлов хорошо развивает логику и пространственные представления. Можно изготовить самодельные пазлы для изучения геометрических фигур. Понадобятся картинки, которые нужно разрезать на несколько фигур. Ребёнку предлагают воссоздать картинку и рассказать, из каких геометрических фигур он её собрал.
6. Геометрический планшет
Этот способ использовала Мария Монтессори в своей методике. Для изготовления понадобятся кнопки-гвоздики, канцелярские резинки и пробковая доска. Ребёнок может составлять геометрические фигуры, растягивая резинку между симметрично расставленными гвоздиками.
Учим формы по карточкам Домана
На самом деле, я считаю, что этот метод изучения форм самый эффективный. Если вы занимаетесь по , ребенок очень быстро запомнит все фигуры, а вы потратите на это минимум усилий. Однако нужно заметить, что для того, чтобы знания, полученные по карточкам Домана, отложились у малыша в голове, их нужно закреплять посредством других игр
(см. выше). Иначе ребенок быстро забудет все, что вы ему показывали. Поэтому я рекомендую начинать смотреть карточки Домана с геометрическими фигурами примерно в возрасте 1 года, так как в это время малышу становятся интересны сортеры, рамки-вкладыши, рисование, аппликация и т.п. И, изучив формы по картинкам, он сможет использовать полученные знания в этих играх. Кстати, карточки «Геометрические фигуры» можно , а купить ЗДЕСЬ
.
О нашем опыте изучения фигур по карточкам Домана можно почитать .
В каком возрасте можно начинать изучение геометрических фигур
Познание окружающего мира ребенком начинается с восприятия им предметов и явлений. В самом младшем возрасте малыши еще не способны понимать форму предмета отдельно от него самого. Фактически они познают их с использованием различных органов чувств: не только с помощью зрения, но и на ощупь, а также проговаривая различные слова.
Набор для изучения
К сведению! Важную роль в этом процессе играет сравнение. Увидев новый предмет, малыш может определить, похож ли он на другие, уже известные ему.
В процессе своего развития ребенок по-разному воспринимает геометрическую форму предметов. Маленькие дети видят и ощущают их в целом, не выделяя при этом форму. То есть каждый мячик для них не шар, а особенный предмет.
В более старшем возрасте малыш уже может производить сравнение предметов, определяя их схожесть или различие. Постепенно он учится выделять должным образом элементы формы. В старшем дошкольном возрасте уже понимает, что такое геометрическая фигура и какие свойства у нее существуют.
Однако развитие геометрического восприятия и мышления происходит не автоматически, а в процессе обучения.
Важно отметить, что получение первоначальных геометрических знаний и обучение счёту носит ознакомительный характер. При этом не происходит систематического изучения геометрических знаний
Никакие точные определения в это время не рассматриваются.
Важно! В процессе изучения дети учатся узнавать и изучать фигуры, рисуют их, описывают на русском языке
Цель дидактической игры «Фигуры»
В картотеке перечислены игры со множеством дидактических функций, обеспечивающие разностороннее развитие ребенка. Но объединяющая их цель – формирование представления о геометрических формах.
Общие задачи:
- запоминание и осмысление геометрических фигур;
- закрепление представления о колерах и очертаниях окружающих объектов;
- развитие зрительного, в том числе цветового, пространственного и плоскостного, восприятия;
- совершенствование навыка сравнительного анализа, классификации, обобщения;
- тренировка памяти, концентрации внимания, сообразительности, умения логически мыслить;
- формирование навыка порядкового счета, первичных математических знаний;
- улучшение моторики пальцев рук, общее физическое развитие;
- расширение индивидуального словаря, формирование навыка развернутых ответов на вопрос;
- воспитание усидчивости, целеустремленности, самостоятельности, наблюдательности, умения действовать по правилам и инструкциям, продуктивно работать в коллективе.
Вместо заключения
Очень часто процесс обучения ребенка геометрическим фигурам (да и не только фигурам) воспринимается родителями исключительно как постоянное экзаменирование ребенка, т.е. они пару раз показывают ребенку, например, квадрат, а в дальнейшем же обучение сводится к вопросу «Скажи, какая это фигура?». Такой подход крайне неправильный. Во-первых, потому что как и любой человек, ребенок не слишком любит, когда ему устраивают проверку знаний, и это только отбивает у него охоту заниматься. Во-вторых, прежде чем о чем-то спрашивать малыша, ему нужно очень много раз это объяснить и показать!
Поэтому постарайтесь сводить проверочные вопросы к минимуму. Просто повторяйте и повторяйте изучаемую информацию, будь то названия фигур или чего-то еще. Делайте это во время игр и бесед с малышом. А то, что ребенок все усвоил, вы вскоре и сами увидите без лишних проверок.
Геометрия для малышей – предмет неоднозначный, ведь фигур так много, а способов их изучения еще больше. Какие из них следует взять для работы в первую очередь и как заставить кроху интересоваться ими? Обсудим подходы, которые можно использовать для обучения новому материалу.
Средняя группа
Предлагаем дидактические игры для детей «Геометрические фигуры», которые можно использовать в средней возрастной группе, то есть для воспитанников 4-5 лет.
Чудесный мешок
Возьмите для игры среднего размера мешок из непрозрачного материала, подберите несколько некрупных предметов, имеющих четко определяемую геометрическую форму: мяч, клубок ниток, яблоко, коробку с карандашами, кубик, коробок спичек и прочее. Положите все в мешок, попросите ребенка вытянуть предметы только круглой формы, затем только прямоугольной.
Геометрический футбол
Игра знакомит дошкольников с двумя пространственными объектами: шаром и кубом. Соорудите на столе подобие футбольных ворот. Попросите ребенка закатить в ворота сначала шар, затем куб. Затем помогите воспитаннику сделать выводы: шар не имеет углов, поэтому легко перекатывается, куб сдвинуть с места сложнее из-за наличия граней, зато он устойчивее на горизонтальной поверхности.
Домик для ежа
Для игры вырежьте треугольники разного размера: возьмите два бумажных квадрата – один большего размера, второй меньшего, разрежьте их диагонально. Разложите получившиеся фигуры перед воспитанником, расскажите, что наступила осень, ежик готовится уснуть до весны, нужно помочь ему соорудить уютный домик из всех представленных треугольников.
Рыбка
Вырежьте из квадратных листов треугольники по вышеописанному методу. Попросите дошкольника составить из фигур рыбку. Это можно сделать несколькими способами, главное – треугольники не должны пересекаться. Если какой-то вариант геометрической рыбки понравится ребенку больше остальных, из него можно сделать с помощью клея аппликацию.
Эстафета
Разделите воспитанников на две команды. Каждая группа детей становится в ряд. В начале каждого ряда поставьте табурет. На другом конце помещения положите на стол перемешанные меж собой картонные квадраты и треугольники.
Когда прозвучит старт, игроки по очереди подбегают к столу, хватают фигуру, несут ее к своему табурету. Первая команда должна собирать квадраты, вторая – треугольники. Игра завершается, когда в одной из команд в эстафете поучаствуют все игроки. Эта команда и побеждает, но при условии, что фигуры собраны правильно.
Скажи одним словом
Для игры подготовьте группы геометрических фигур, объединенных формой, но с разными остальными признаками. Например, крупные и маленькие прямоугольники, круги разных цветов. Раскладывайте объекты на столе по 4 штуки. Ребенок должен назвать их обобщающим словом.
Разложи по размеру
Для игры сделайте парные геометрические фигуры: один объект в паре крупный, второй маленький. Положите на стол два квадрата. Задача воспитанника – положить на квадраты остальные объекты соответственно их размеру. То есть на крупный квадрат нужно класть большие треугольники, овалы и прочее, а на маленький – такие же маленькие.
Дидактическая игра «Найди фигуры»
Для настольной игры сделайте парные карточки, изображающие несколько геометрических форм. Одни картинки из пар заберите, вторые разложите на столе. Демонстрируйте детям карточки по очереди, а они должны отыскать на столе аналогичные изображения.
Найди домик
Для подвижной игры раздайте детям по маленькому геометрическому изображению: одним круг, другим квадрат, третьим треугольник и так далее. Расставьте в разных местах игровой комнаты табуреты с изображением соответствующих форм. Включите музыку, под которую дети должны бегать по помещению, танцевать. Когда музыка прервется, дети должны быстро отыскать свой «домик», то есть табурет, подбежать к нему. Игру можно усложнять: отодвигать табуреты так, чтобы игроки этого не заметили.
Дидактическая игра «Фигуры и формы»
Для игры распечатайте геометрические картинки. Показывайте ребенку фигуры вразнобой, а он должен назвать объект соответствующей формы. Например, увидев круг, воспитанник может назвать следующие предметы: яблоко, мяч, апельсин, колесо, солнце.
Что спрятано
Разложите перед воспитанником геометрические изображения. Пусть дошкольник внимательно на них посмотрит, затем закроет глаза, не подглядывает. Спрячьте одну из картинок. Воспитанник, открыв глаза, должен вспомнить, какая фигура исчезла.
Какие проблемы могут возникнуть?
Ребёнок может отвлекаться на цвет.
Если малыш больше внимания обратил на цвет, а не на фигуру, сделайте чёрно-белые карточки. Они не будут отвлекать ребёнка и не будет возникать аналогия фигура-цвет.
Ребёнок путает плоские и объёмные фигуры.
Помните, что шар и круг — это разные вещи, не надо путать ребёнка в начале изучения. Круг — это блюдце, диск или нарисованное, в книжке солнце. А шар — это мячик, бусина, апельсин или яблоко. Возможно, воздушный яркий шар поможет запомнить малышу, что у шара есть объем.
Какие основные игры-задания можно использовать, для изучения и закрепления геометрических фигур?
- Найди предмет похожий на фигуру. Из предложенных игрушек, нужно найти подходящий, по форме.
- Сортировка по признаку. Из множества фигур, ребёнок должен отобрать, например, только квадраты. Другой вариант — среди кругов, оставить треугольник и спросить: «Что лишнее?»
- Сортеры. Подобрать нужную фигуру, которая будет помещаться в окошечко или отверстие. Потом их можно использовать в рисовании — обводить контур и развивать тем самым, мелкую моторику. А можно лепить из пластилина похожие фигурки.
- Волшебный мешочек. Поместите в непрозрачный тканевый мешочек, несколько фигур, которые легко отличаются друг от друга. Например, шар и куб, или кубик, шар и цилиндр. Попросите ребёнка опустить руку и достать шар, затем куб. Со временем можно добавлять фигуры и усложнять задачу — попросить ребёнка рассказать, что он нашёл или описать предмет.
- Блоки Дьенеша и кубики Никитина. Про эти методики написано очень много. Они с успехом применяются во многих развивающих центрах раннего развития и детских садах. Стоит и родителям вникнуть и взять их на вооружение.
- Танграмм. Для детей от 5 ти лет и старше. Есть несколько уровней сложности.
Это — головоломка, которая состоит из семи плоских фигур. Из них нужно, сложить, определённым образом, другую более сложную фигуру (животное, человека, букву или цифру, предмет посуды).
Образец того, что нужно получить, даётся в виде силуэта. Для решения используются условия: фигуры не накладываются друг на друга и все должны быть использованы.
И помните, все способы хороши — и наблюдение, и игрушки, и аппликация, и рисунки. Начинайте с простого и постепенно усложняйте задания. Сделайте изучение — интересной игрой, путешествием в мир знаний.
Занимаясь и играя вместе с ребёнком, незаметно пролетит время и ваша кроха, обязательно порадует вас успехами!
Время для изучения фигур
Первые попытки знакомства с фигурами можно начинать чуть ли не с рождения. Игровая подача материала всегда будет уместна. Показываете ли вы малышу картинку с мячиком или кубик, всегда можно в дополнение сказать и об их форме. Такая легкая подача будет восприниматься ребенком положительно.
2-летний карапуз уже должен различать:
- треугольник;
- круг;
- квадрат.
3-летний кроха дополнительно знает:
- овал;
- ромб;
- прямоугольник.
Следом за ними можно начинать знакомить ребенка с трапецией, эллипсом и т.д. Не забывайте о включении в ваши занятия с детьми игр и занимательных моментов.
дидактические материалы
Игры на запоминание геометрических фигур
1. Добавь фигуру
1. Эта игра предназначена для детей, которые только начали знакомство с геометрическими фигурами. На изображениях овечки, рыбки, улиточки и черепашки расположены разные геометрические фигуры, отличающиеся по размеру. Ребёнку нужно правильно заполнить пустые места на картинке, подбирая подходящие геометрические фигуры. Сначала он может не классифицировать фигуры по размеру, главное — правильно их отобрать (круги для овечки, квадраты для черепашки и т.д.).
2. Ещё одно подобное задание, но только с одинаковыми геометрическими фигурами — кругами. Ребёнку предлагается заполнить свободные места на изображениях насекомых кругами соответствующих цветов. Источник задания (Насекомых можно распечатать в PDF).
2. Продолжи фигуру
Нарисуйте половинки геометрических фигурок и простых предметов. Предложите ребёнку дорисовать задуманные фигуры. Например, так:
3. Назови геометрические фигуры
Ребёнку предлагается внимательно посмотреть на изображения и назвать геометрические фигуры, из которых состоят данные предметы:
Как вариант, сделайте с малышом аппликацию, используя для создания картинки разные геометрические фигуры.
1. Вы можете сделать из солёного теста много геометрических фигурок разного цвета, а потом из них складывать предметы, например, такой домик. Геометрические фигуры из солёного теста покрыты акриловой краской.
2. Можете сделать заготовки из картона в форме какой-нибудь геометрической фигуры (например, в форме квадрата). Пусть квадраты будут не только разных цветов, но и отличные по размеру. Тогда во время игры и составления из них большого квадрата ребёнок будет повторять еще и понятия большой/маленький, больше/меньше. 3. Помогите ребёнку сложить из предложенных заготовок не просто геометрические фигуры (квадрат из квадратиков), а более сложные формы, например, лису из треугольников, как на изображении справа.
5. Сложи квадрат
Поиграйте с ребёнком в складывание геометрических фигур из разных деталей разнообразный форм.Можно воспользоваться готовым набором «Квадрат Никитина», а можно сделать его своими руками из плотного картона. Элементы квадрата вы видите на рисунке.
Предложите малышу сложить квадрат:
- сортируя детали по цвету, форме;
- выкладывая элементы по образцу или без образца,
- выбирая нужные детали из перемешанных элементов нескольких квадратов,
- на время.
6. Загадочный куб
Для пространственного восприятия показывайте ребёнку не только плоские геометрические фигуры, но и объёмные (круг и шар, квадрат и куб). Можно предложить такую игрушку: вырежьте в сторонах коробки геометрические фигуры. Эти фигуры можете сделать объёмными. Вырезать отверстия можно и под имеющиеся дома шарики (мячики) и кубики разных размеров
Ребёнку важно забросить в коробку все фигуры, выбирая правильные отверстия.
7. Составь геометрический конструктор
На рисунке изображены детали, из которых можно сложить двух лесных животных и два дерева
Скажите малышу, что важно обратить внимание на цвет фигурок
Задавайте ребёнку наводящие вопросы:1. Кто из обитателей леса имеет серую окраску? (Заяц, волк). 2. Можно ли из кружочков сложить фигуру волка? А зайца? (Пусть ребёнок попробует сложить фигуру животного из серых кружочков. Подскажите, что самый большой кружочек — это туловище. Детали можно накладывать одну на другую).3. Кто из лесных жителей рыжий? (Белка, лиса). 4. Кто по размеру больше, белка или лиса? (Пусть ребёнок попробует сложить фигуру второго животного).
5. Какое дерево можно сложить из треугольников? Одинаковые ли деревья по размеру? Когда фигурки животных и деревьев сложены, сверьте получившийся результат с картинкой-подсказкой.
Назад
Особенности обучения
Перечислим особенности детского развития, а в частности восприятия фигур:
- В 1-2 года кроха сравнивает их зрительно, учится производить сортировку (рекомендуем прочитать: рейтинг развивающих игрушек для детей от 1 года до 2 лет). Ребенок начинает выбирать из имеющихся фигурок нужную и вставлять ее в соответствующее отверстие.
- Подросший 2-летний ребенок в состоянии выбрать называемую форму из целого ряда представленных фигурок.
- Развитие 3-летки позволяет ему уже называть некоторые фигуры самостоятельно.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: список лучших занятий для детей с 1 года
Играя и разговаривая, всегда уделяйте внимание окружающим предметам и сравнивайте их с уже знакомыми геометрическими фигурами. Гуляя по парку, вы также можете обратить внимание карапуза на появление треугольников и кругов, даже вне дома
Постоянно обращаясь к этой теме, вы легко выясните, что еще требует проработки, а что малыш уже хорошо усвоил.
Изучение продолжается в следующем ключе:
- сопоставление плоских и объемных фигур с указанными образцами;
- поиск объемного тела по имеющемуся плоскому изображению;
- воссоздание геометрических тел (лепка, рисование, вырезание);
- анализ картинки со сложносоставным предметом, идентификация его составных частей.
Как использовать картинки в работе с детьми
Вполне понятно, что встает вопрос: одно дело художники, но зачем детям такое видение мира?
Конечно, картинки с животными из геометрических фигур не ставят целью навязать малышу неординарное видение мира. Однако почему бы ни показать, что и такая трактовка всего, что нас окружает, возможна.
По картинкам можно интересно и увлекательно изучать названия геометрических фигур. От простого показа и повторения ребенок быстро устает и начинает отказываться от занятий, даже если их проводит мама в домашних условиях. Другое дело, если фигуры необходимо отыскать в животных. Тут просыпается неподдельное любопытство.
Когда вы полностью изучите с ребенком названия фигур и их внешний вид, попросите ребенка проявить свое видение мира. Пусть для примера будет взято животное или любой предмет.
Спросите: на какую геометрическую фигуру он похож.
Такие упражнения:
- — развивают наблюдательность;
- — совершенствуют логическое и пространственное мышление;
- — способствуют видению скрытого за внешней оболочкой предмета.
Малыш учится видеть и наблюдать то, что не могут или не умеют видеть другие
. Это ли не воспитание художника и творческой личности?
А можно поиграть в обратную игру. Представьте, что вы художники-абстракционисты. Пусть один из вас нарисует что-нибудь, состоящее из геометрических фигур, а другой попытается отгадать, что нарисовано. Живописцы постмодернизма часто зашифровывали свои рисунки на полотне, заполненной квадратами, прямоугольниками, трапециями… такие же головоломки предлагали ранее детские журналы.
Вы и сами можете создать такую головоломку: нужно лишь немного фантазии и взгляд на мир сквозь призму геометрии.
Игра математические фигуры для дошкольников
Сколько фигур изображено на рисунке?
Игра с геометрическими фигурами для дошкольников поможет им усвоить представление о геометрических фигурах, укрепить навыки счета и развить математические способности.
Геометрические фигуры для детского сада.
Используя разные геометрические фигуры изобразите следующих животных:
- Лев
- Сова
- Кошка
Собери треугольник из 4 фигур.
Разреж фигуры на равные части
- разрезать фигуру на 2 равные части
- разрезать фигуру на 4 равные части
- разрезать фигуру на 6 равных частей
- разрезать фигуру на 8 равных частей
- разрезать фигуру на 10 равных частей
Игра заключается в том, что дошкольнику требуется собирать из геометрических фигур определенные ряды. Например, попросите выстроить первый ряд, который будет состоять из трех кругов, второй ряд будет состоять из пяти треугольников, а третий ряд будет состоять из семи квадратов.
Расположи геометрические фигуры на листе бумаги в следующем порядке: два красных треугольника, один синий круг, три розовых ромба.
Польза для ребенка от игр с Квадратом
Игровой квадрат окажет огромную помощь в развитии вашего ребенка.
Играя с ним, ребенок будет:
- учиться называть и отличать разные формы геометрических фигур;
- ориентироваться в размерах – большой, средний, маленький;
- формировать первые представления о пространственных отношениях и пространственном моделировании;
- уметь пользоваться предложенными схемами или придумывать свои для конструирования плоскостных и объемных фигур;
- запоминать цвета;
- развивать внимательность, мыслительные процессы, логику, память;
- развивать фантазию, творческие данные, креативность;
- мелкую моторику.
Как сделать фигуры геометрические интересными для детей?
Существует множество способов организовать знакомство малышей с предметами и их формами. Рассмотрим самые интересные варианты:
- Сортер – увлекательная развивающая игрушка, которая позволяет ребенку узнать о свойствах фигур. Карапуз подбирает для отверстия предмет нужной формы. Сортер помогает малышу учить фигуры, разрабатывать мелкую моторику и развивать логическое мышление.
- Мягкая мозаика, которую полюбит и ребенок до 3-х лет. Проглотить или сломать ее детали невозможно, а вот использовать их для изучения фигур очень даже желательно.
- Объемные наклейки с изображением геометрических фигур, которые встречаются ребенку везде, сделают процесс получения новых знаний практически незаметным. При этом, результат от «скрытого обучения» закрепится надолго.
- Карточки Домана. Использование наглядных материалов позволит родителям быстрее объяснять новую информацию, а деткам – проще ее запоминать.
- Специализированные мультфильмы – это идеальный инструмент для домашнего обучения. С одной стороны, родители смогут ненадолго оставить ребенка без присмотра. С другой – малыш почерпнет только полезную информацию.
- Игры по методике Марии Монтессори.
Комбинирование вышеперечисленных вариантов с учетом потребностей и интересов малыша обязательно принесет положительный результат.
Геометрические фигуры для малышей: игры и развивающие пособия
Современные производители товаров для детей и детские психологи предлагают заняться развитием и обучением ребенка практически сразу после его рождения. По каким методикам заниматься – решать только родителям, но некоторые основные понятия следует объяснить вне основной программы. Геометрические фигуры для малышей важны не менее чем цвета и названия основных бытовых предметов. Как же правильно познакомить ребенка с кругами и овалами?
Зачем нужна геометрия дошкольникам?
Понятие формы и размера помогает воспринимать окружающий мир и предметы, сравнивать их между собой. Вы, не задумываясь, скажете, описывая какой-то необычный предмет мебели, что он похож на два прямоугольника с закругленными краями. А теперь представьте себе, насколько сложно описать и сравнить какие-то объекты, не зная названий и понятий простых форм. Именно поэтому выучить геометрические фигуры для малышей полезно как можно раньше. Уже к 2-3 годам ребенок должен знать, как минимум, круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, ромб. Постепенно можно добавлять и более сложные фигуры.
Отправляемся на поиски фигур!
Проще всего чему-то научить ребенка в процессе игры. Постарайтесь заинтересовать малыша, подавайте новый материал в оригинальной игровой форме. Для самых маленьких даже не нужно организовывать занятия, учиться можно между делом. Расскажите, что чашка круглая, а книга – прямоугольная. Наглядным пособием, раскрывающим понятие «геометрические фигуры», для малышей станут самые обычные игрушки. Сравнивайте вместе кубики и мячики, усложняйте задачу, добавляя посуду или фрукты для игры в магазин. Детей старшего возраста можно занять на продолжительное время, попросив найти в комнате как можно больше кругов или треугольников. Помогите проявить всю фантазию и объясните, что фигуры могут «прятаться» на ткани или обоях в виде рисунка, представлять собой целый предмет или его часть.
Занимательная геометрия
Выучить 5 геометрических фигур намного проще, если самостоятельно их нарисовать. Предложите малышу творческое задание, возьмите лист бумаги и краски, карандаши и фломастеры и изобразите круг, прямоугольник, квадрат, треугольник и ромб. Более интересная версия этой игры – мама рисует геометрическую фигуру, а ребенок дорисовывает какие-то элементы, превращая форму в предмет или животное. Можно также нарисовать прямоугольник на листе бумаге и повесить на видном месте. Конечно, кто-то из ваших гостей удивиться такому украшению интерьера, но вы всегда сможете ответить: «Это мы учим геометрические фигуры с малышами». На следующий день нарисуйте круг и повесьте его рядом с прямоугольником. А затем предложите сравнить фигуры между собой. Постепенно добавьте остальные формы и обязательно уделяйте несколько минут в день такому обучению.
Полезные игрушки для изучения фигур
В изучении основ геометрии помогут разнообразные игры и игрушки. Самый простой вариант: приобрести готовые карточки с изображением фигур. Обычно такие наборы ориентированы на изучение формы и цвета. Карточек может быть много, фигуры на них повторяются, но различаются по размеру и оттенку. Играть с такой настольной игрой можно часами. Попросите собрать все одинаковые формы, затем разложить их по размеру. Затем смешайте карточки и предложите найти все фигуры одного размера или цвета. При желании такую игру можно сделать и своими руками. Помочь в изучении геометрии способно и специальное детское лото. При желании совсем нетрудно найти такую игру, посвященную фигурам. И все же самыми популярными геометрическими игрушками остаются сортеры. Обычно это какая-то основа (емкость, рамка), имеющая прорези разных форм. В отверстия вставляются цветные геометрические фигуры. Задача ребенка — подобрать для каждого маленького предмета соответствующую прорезь на основе. Сортеры бывают оформлены в различных стилях, но выбирая самый простой – геометрический, вы получаете возможность выучить названия фигур во время их размещения в основе. Помочь в изучении форм могут и деревянные или картонные рамки с вкладышами, сделанные по принципу сортера. Полезно также смотреть специальные обучающие мультики про геометрические фигуры для малышей. Сочетайте все предложенные варианты обучения, и тогда у вашего ребенка не возникнет проблем с геометрией.
Мастер класс по изготовлению квадрата Воскобовича своими руками
Есть несколько вариантов того, как сделать квадрат самим. Подробнее о каждом.
Вариант 1
Как делать:
- Подберите контрастные цвета для треугольников. Если вы будете делать двухцветный квадрат, то достаточно будет красного и зеленого листов картона. Если вы решите сделать четырехцветный квадрат, то потребуется красный, зеленый, синий и желтый листы.
- Расчертите на картоне необходимое количество треугольников. Для двухцветного необходимо по 16 штук каждого цвета, для четырехцветного – по 8 штук. Размеры треугольников можете использовать стандартные (6*4,5*4,5 см), а можете сделать свои.
- Вырежьте треугольники.
- Исходя из размеров треугольников, определитесь с размерами основы. Для стандартных размеров основа будет 15*15 см. Если вы используете другой размер треугольников, то учитывайте расстояние между ними в 0,5-1 см.
- Склейте треугольники попарно контрастными цветами: синий-желтый, красный-зеленый. Всего должно получиться 16 треугольников.
- Далее если вы используете скотч, склейте треугольники между собой с двух сторон, согласно количеству выбранных для квадрата цветов.
- Если вы используете пленку, то сначала отмеряйте размеры основы квадрата. На основе расположите квадраты в необходимой последовательности. Сложите пленку по верхней границе и аккуратно проклейте квадраты с другой стороны. У вас получится цельная основа вашего квадрата. В случае если вы используете скотч, то будет много мест его соединения.
Пособие готово. Можно начинать складывать.
Вариант 2
Вам потребуется:
- однотонная, легко складывающаяся ткань для основы;
- цветная самоклеящаяся бумага;
- ножницы;
- линейка:
- карандаш.
Как сделать:
Приготовьте основу необходимого размера
Обратите внимание, что края ткани не должны осыпаться. При необходимости обработайте их.
Из самоклеящейся бумаги нарежьте равнобедренные треугольники.
Расположите треугольники на основе, чтобы при наклеивании не ошибиться.
Теперь постепенно отделяйте от каждого треугольника защитный бумажный слой и приклеивайте к основе.
Размеры треугольников и основы, цветовое сочетание подробно описано в варианте 1.
Вариант 3
Как сделать:
- Подготовьте основу. При необходимости обработайте края ткани.
- Из цветной ткани вырежьте необходимое количество треугольников.
- Из картона нужно вырезать 32 треугольника, чуть меньшего размера.
- Собираем квадрат. На основу с помощью клеевого пистолета приклеиваем треугольники из картона, сверху на них клеим тканевые треугольники.
- Для придания прочности прошейте края треугольников на швейной машинке.
Все необходимые размеры и подбор цветов можно увидеть в первом варианте изготовления квадрата Воскобовича.
Помимо игр с таким квадратом, Воскобович предлагает еще одну игру «Прозрачный квадрат».