Почему дети не читают? три главные причины

Что делать, если ребёнок не любит читать книги

Что делать?

Если учащийся, студент, да и вообще любой человек обнаруживает у себя (в том числе — с помощью специалиста) отсутствие понимания учебного материала или жизненных реалий, то первый шаг, несомненно, это чтение соответствующих текстов вслух.

Следующий шаг — проговаривание вслух же своих представлений о прочитанном или наблюдаемом. Типичным примером является необходимость приготовления домашних заданий учащимися вслух. И это должно быть нормой: математики и физики-теоретики серьезного уровня работают исключительно вслух. Впрочем, как и другие профессионалы в области интеллектуальной деятельности. Только таким образом можно самому услышать, ЧТО ты имеешь в виду, читая тот или иной материал. И, соответственно, понять, о чем это ты думаешь и говоришь.

Ну, и последний шаг — это постоянные разговоры с человеком при соблюдении тактично выдвинутого требования к построению речи из полных предложений в соответствии нормами языка. Односложные «высказывания» и ответы указывают на серьезные проблемы в плане интеллектуального состояния говорящего.

Из всего, что было здесь сказано, следует, что ребенок в принципе может быть мотивирован в отношении чтения только при условии понятийной наполненности своей речи, то есть при условии понимания того, о чем и что он говорит. Или читает. Но это — техническое условие. Сущностное условие заключается в том, что к добровольному заинтересованному чтению в любом источнике — учебнике, книге, статье (в бумажном или электронном варианте) — может привести только наличие интереса к предмету. Интересом называется форма проявления познавательной потребности, состоящая в обращении внимания человека на возможно важные для его существования явления. Беда нашего времени — практически поголовное отсутствие у детей познавательных интересов, направленных на развитие соответствующих реальному миру представлений о нем. Поэтому и не читают. Не о чем им читать. Ну, а потом и нечем.

Так что сначала надо вызвать у ребенка интерес к реальной жизни в ее многообразии. Имеется в виду не формирование музыкальных навыков сомнительной нужности, тем более — не связанных с развитием дальнейшей профессиональной судьбы. Не занятие спортом или физической культурой. Все это не связано с познанием мира и этим следует заниматься СВЕРХ общего образования. Юля Липницкая потрясает и вызывает взрыв эмоций у зрителей

Но ее так жалко! Она не видит мира в этом своем столь важном для развития личности возрасте. У нее нет практики его познания

И, скорее всего, так и не будет. Мир на протяжении жизни пройдет мимо ее безумно трудного, под завязку наполненного, но такого узкого мирка. Она может так и не узнать о существовании и сущности этого огромного мира. Но это — Юля Липницкая, чудо, которое ценой своей жизни ДЛЯ НАС раскрывает неведомые нам грани мира. А что — все, кого родители отдают в секции и музыкальные школы, и кто лениво занимается там в ущерб общему образованию и познанию мира, находятся на профессиональном и человеческом уровне Юли? Да нет, мимо них мир пройдет, ничего не дав не только им самим, но и никому другому.

Так что, давайте подумаем о развитии у наших детей познавательных интересов. Тогда, естественно желая расширить свои представления о предметах этих интересов, они вынуждены будут начать читать. Другого пути нет. Пусть они прочитают мало книг. Но прочитают качественно. У меня есть хороший знакомый, который прочитал всего две книги — «Пчеловодство» и «Налоговый кодекс». Прочитал по-настоящему. Ему это было нужно, он в этом был заинтересован. Это теперь очень серьезный и вполне успешный сельский предприниматель.

Отсутствие времени

Возросшая нагрузка в школе и стремление к успеху приводят к тому, что у подростков часто возникает необходимость заниматься уроками или подготовкой к экзаменам допоздна. Из-за этого время, которое можно было бы потратить на чтение, уходит на изучение учебного материала.

Еще одной причиной, почему подростки не читают, является переизбыток информации. В современном информационном обществе доступность информации повысилась до максимума, и подросткам сложно сориентироваться в этом океане данных. Избыток информации создает дополнительный стресс и вызывает неуверенность в выборе чтения. В результате подростки могут терять мотивацию и предпочитают заниматься более привычными и доступными формами развлечений.

Для решения этой проблемы рекомендуется создавать определенные временные рамки для чтения и установить приоритет на образование

Родители и педагоги могут помочь подросткам планировать и организовывать свое время, создавая благоприятную обстановку для чтения и показывая своим примером важность чтения. Также важным моментом является поддержка и поощрение подростков при выборе интересных и полезных книг

Как убедить подростка, что нужно читать книги

Когда Шерлок сказал, что ему не нужно быть культурным и образованным, но при этом он очевидно умен, сложно доказать, что чтение — необходимо. Лучше привести правдивые аргументы.

Чтение — это критическое мышление и защита от манипуляций

Человеком, который мало читает, легко манипулировать. Картинки, видео, музыка воздействуют на нашу эмоциональную сферу и мы поддаемся чувствам. А текст имеет логику, в которой легко найти изъяны и понять, что нами пытаются манипулировать. Проведите эксперимент: опишите словами логику рекламы, которая нравится ребенку. Например: “Парень нравится девушкам, потому что пользуется этим дезодорантом. Ты тоже будешь нравиться девушкам, если будешь пользоваться этим дезодорантом”. Манипуляция очевидна, и нечитающий человек имеет заведомо более низкий уровень критического мышления, потому что не тренирует его.

Чтение развивает интеллект

Без чтения человек плохо усваивает абстрактные понятия. Когда мы потребляем информацию только органами чувств и не включаем свою вторую сигнальную систему — так великий Иван Павлов назвал способность человека к абстрактному мышлению — мы действительно не намного умней животных. Поговорите с ребенком об интеллекте животных и чем он отличается от человеческого интеллекта.

Чтение — это понимание мира

Шерлок Шерлоком, но в реальности читать — это элитный навык. Посмотрите с ребенком вместе фильм, который ему очень нравится, и позовите в компанию своего знакомого интеллектуала. Так подросток, например, узнает, что в Шреке не только история любви двух некрасивых существ, которые достойны счастья, но еще и шутки про рыцарей круглого стола, отсылки к сказкам братьев Гримм, образы античного мира и средневекового эпоса. Без чтения это сложно увидеть. Так же можно проанализировать буквально все, что ему нравится и дорого. Например, мемы, которые он, как ему кажется, понимает. А в хороших мемах такие многослойные шутки, что уровень понимания нечитающего ребенка — на уровне того, кто в Шреке видит только зеленый цвет.

Чтение и развитие речи — это психологическое благополучие

Попробуйте называть его эмоции и чувства словами, формулировать то, что он чувствует. Ощущение облегчения, которое дает перевод эмоций в слова, сложно переоценить. Дополните это наблюдение тем, что понимать себя и других без чтения книг по психологии довольно сложно. А то это самое понимание останется на уровне “Какой ты сегодня эльф?”

Читающий человек имеет больше шансов сделать карьеру

Посоветуйте ребенку пройти бесплатную профориентацию. Так он поймет, что интересные карьеры, как ни крути, требуют знаний и умения быстро обрабатывать большие объемы информации. Без чтения тут не справишься.

Технологии и социальные сети – причины снижения интереса подростков к чтению

В современном мире преобладание технологий и социальных сетей оказывает негативное влияние на чтение подростков. С развитием интернета и мобильных устройств чтение книг и других печатных материалов стало менее привлекательным для подростков, особенно для тех, кто вырос в цифровой эпохе. Вместо этого, они предпочитают проводить свободное время на своих смартфонах, компьютерах и планшетах, занятыми играми, социальными сетями и потоковыми сервисами.

Еще одним фактором, влияющим на снижение интереса подростков к чтению, является зависимость от технологий. У подростков развиваются привычки постоянного присутствия в онлайне и непрерывного использования устройств. Это приводит к потере интереса к другим видам деятельности, включая чтение. Беспрерывное использование технологий также влияет на сокращение времени, выделяемого на чтение и умственное развитие.

Использование технологий и социальных сетей приводит к снижению интереса подростков к чтению. Они предпочитают быструю информацию и мгновенное удовлетворение, что затрудняет развитие навыков чтения и мыслительного процесса. Для решения этой проблемы необходимо объединять технологии и чтение, создавая приложения и платформы, которые будут сочетать интерактивность и образовательные материалы, чтобы произвести на подростков желание читать и развивать свои когнитивные способности.

Важен подбор произведений

Когда мы подошли к изучению творчества В.Г. Распутина в 7 классе, в программе был прописан рассказ «Уроки французского». Дети заявили, что они уже его читали в 6 классе и помнят о чем он. Рассказ замечательный, есть о чем поразмышлять. Если бы я настояла на повторном чтении, уроки бы не получились. По одной простой причине — детям было бы неинтересно. Я стала искать другой текст, ведь Распутин не только «Уроки французского» написал. Так я открыла для себя великолепный рассказ «Женский разговор». Уроки прошли на ура: рассказ задел, затронул, заставил задуматься. Итогом стали сочинения-письма «Я хочу пожелать тебе, Вика …» Не было ни одной списанной работы. Писали честно, трогательно, откровенно. Значит, доверяют мне, а это дорогого стоит.

Итак, важен подбор текстов

Важно найти в произведении то, что захватит ученика

Почему современные школьники не любят читать?

Большинство современных школьников читают из-за того, что такие задания задаются в школе, или потому, что их заставляют родители. При этом, сами дети редко предпочитают проводить свободное время за книгами, выбирая общение с друзьями, прогулки, просмотр мультфильмов или сериалов или компьютерные игры. У повального нежелания читать есть множество причин:

  • неподходящая по возрасту или интересам литература. Ученикам начальной школы могут быть неинтересны сказки, которые ребята уже «переросли», а тем, кто учится в средних или старших классах, скучной или непонятной кажется классика. И если список школьной литературы сложно видоизменить, то книги для внешкольного чтения нужно выбирать с учетом интересов и возраста ребенка.
  • отсутствие примера перед глазами. Родительский пример играет важнейшую роль при воспитании любви к чтению. Если дома много книг, а сами родители любят читать, то и у ребенка может проснуться интерес к этому занятию. 
  • давление со стороны учителей и родителей. Взрослые понимают, что чтение полезно для развития грамотности, кругозора, устной и письменной речи, а потому заставляют детей читать. Но чтобы ребенок сам захотел знакомиться с книгами, нужно его заинтересовать. 

Зачем нужны книги, если есть гугл?

А может, и вправду печатная литература — это отголосок прошлого, как кареты, печки и дирижабль? В эру интернета информация, которая напечатана в книге, считается безнадежно устаревшей. Стоит ли на самом деле проявлять озабоченность по поводу нежелания читать наших детей?

Стоит. Мы есть то, что мы потребляем, особенно если дело касается информации.

Чтение классической литературы — самый действенный и, по сути, единственный способ развить чувственную сферу и воображение ребенка, расширить словарный запас, стимулировать способность мыслить, перерабатывать и систематизировать получаемую информацию и многое другое.

Хорошая книга — это инструмент, который развивает. Причем то, что можно развить через чтение классики, невозможно развить никаким иным способом. Лучше этого для ребенка еще не было создано ничего.

Книга может помочь

Иногда бывают случаи, когда к чтению прибегают за поддержкой. Это тоже особенное качество книги, которая может создать особую связь между собой и читателем. Для кого-то книги становились лучшими друзьями, для кого-то — неиссякаемым источником полезных и интересных знаний, а для кого-то — настоящим лекарством.

Правильно подобранная книга может ответить читателю на волнующие вопросы, — будь то художественная литература или нон-фикшн. Согласитесь, ваш интерес к книге только повышается, если предварительно сказать, что она ответит на мучающие вас вопросы.

Только не стоит ждать, что книга подробно объяснит, как жить надо, а как нельзя. Книга может помочь найти ответ, а такая поддержка бывает незаменима для каждого из нас.

Сдвиг приоритетов

Вместо того чтобы проводить время за чтением, многие подростки предпочитают тратить свое время на социальные сети, видеоигры, сериалы, фильмы и другие развлекательные форматы. Такие форматы обладают большей интерактивностью и мгновенным удовлетворением, что делает их более привлекательными для подростков.

Кроме того, современные технологии позволяют подросткам мгновенно получать доступ к информации в интернете. Они могут найти ответы на свои вопросы, прочитать новости и получить развлекательный контент в любое время и в любом месте. Это также снижает мотивацию к чтению книг.

Важно отметить, что среди родителей все еще существует культура чтения и они могут быть примером для своих детей. Однако, с развитием современных технологий, родители также могут столкнуться с проблемой снижения количества времени, которое они уделяют чтению

Возможно, родители могут заняться чтением вместе со своими подростками, чтобы показать им, насколько это важно и интересно.

Чтение является важным компонентом развития личности и мышления подростка

Поэтому, важно помочь им осознать значение чтения и стимулировать интерес к книгам. Рекомендуется выделять время для чтения, создавать уютные условия для чтения и регулярно обсуждать прочитанное с подростками

Кроме того, можно рекомендовать интересные книги, которые могут заинтересовать подростка и подстегнуть его к чтению.

Сдвиг приоритетов среди подростков является вызовом для образовательных учреждений, родителей и общества в целом. Необходимо уделять больше внимания развитию чтения среди подростков и создавать условия, которые будут способствовать формированию читательских навыков и привлекать их к миру книг. Только так мы сможем обеспечить подросткам доступ к знаниям и развить их творческий потенциал.

Почему подростки не читают или читают меньше, чем поколение родителей?

Причины, по которым подростки предпочитают потреблять другие типы контента, вовсе не возрастные и не поколенческие. Дети и взрослые не читают по одним и тем же причинам.

Одним людям читать легко, другим — трудно. Один ребенок начал читать быстро, едва взглянув на алфавит, а другой долго и с трудом учился и при первой возможности предпочтет фильм книге. Это не лень — смотреть фильмы вдумчиво — это время и труд тоже. А на хороший фильм потратишь немало времени, а осмыслить просмотренное ничуть не проще, чем обдумать прочитанное. Просто кому-то объективно чтение дается труднее, чем остальным людям. И тогда человек при первой же возможности меняет книгу на что-то другое.

Как работает мозг при чтении

Для того, чтобы прочитать и понять текст, мозгу нужно сделать довольно сложную операцию. Нужно расшифровать эти странные знаки, из которого сделан текст, и соотнести их с образами и понятиями, а потом сформировать целостное представление о содержании. У тех, кто читает легко и быстро, мозг с этой операцией справляется легко. И не потому, что его лучше учили, не отбили желание и т.п. А потому что у мозга это получается легко.

Ребенок проговаривает текст про себя во время чтения

У тех детей, которые читают с трудом, есть сложности в расшифровке текста. Кто-то должен мысленно озвучить текст, чтобы его понять. Это называется субвокализация, и такие люди могут читать только слово-за-словом. Получается долго и утомительно. Быстро читающие люди так никогда не делают — они ухватывают сразу по полстроки, а то и целые абзацы, и, если их спросят, как они умудряются все это так быстро делать, они не смогут ответить. Ну, смотрит человек в книгу, и ему все понятно.

Ребенку трудно расшифровать буквенные символы и понять текст

Сложности при чтении возникают и у детей-дисграфиков. Им сложно понять смысл слова, потому что, условно говоря, они с трудом расшифровывают всю эту смесь линий. Быстро читающие люди не раскладывают слова на буквы — они узнают их. А вот дисграфикам это сложно — выявить разницу между словами, не поглядев на них долго и пристально.

Подростку трудно понимать текст, потому что у него плохо развита речь

Трудности с чтением могут быть вызваны проблемами с развитием речи в целом. Если человеку дать книгу, в которой много незнакомых слов и сложные синтаксические конструкции, он будет читать медленно и с трудом. Скажем, чтение текстов 18го века и раньше сложно, даже если они набраны с соблюдением современных орфографических и пунктуационных норм. Или например, чтение специальной литературы будет сложно неспециалисту, который не понимает терминов и контекста. Поэтому ребенок с небольшим словарным запасом может отказываться от книг просто потому, что в них много незнакомых слов.

Подросток тревожен и ему не до книги

Читать пассивно не получится — это намного сложней, чем тупить в видео или надеть наушники, в которых играет музыка, но при этом не вслушиваться и не помнить, какие композиции играли. При тревожности воспринимать текст сложно из-за общего снижения ресурсов коры головного мозга. Стресс, усталость, возбудимость — когда они ситуативны, они не дают читать в моменте. Когда этот период затянулся, то человек избегает длинных текстов.

Эти и другие особенности в работе мозга делают чтение затруднительным, поэтому при возможности дети, которым трудно читать, получают информацию другим способом.

Быть умным, начитанным, эрудированным — это немодно.

Пятая причина падения популярности чтения заключается в том, что читать сейчас немодно. У детей нет понимания того, что начитанность и эрудированность позволяют им присоединиться к какой-то интеллектуальной элите людей. К сожалению, на данный момент в обществе преобладает мнение, что быть умным, начитанным, эрудированным — это немодно.

Тут масло в огонь подливают учителя. Возьмем стандартную «Марию Ивановну» — сложившийся типаж среднестатистической учительницы литературы. Мы ничего лично против «Марии Ивановны» не имеем. В наших школах очень много хороших, высококвалифицированных и профессиональных педагогов. Но согласитесь, что Мария Ивановна — это женщина за сорок со своими проблемами, и она не является каким-то авторитетом для современного школьника. Ребенок просто не видит в Марии Ивановне пример для подражания, авторитет, соответственно, не видит причин слушать ее рекомендации.

Другое дело, когда ребенка обучают молодые, амбициозные, целеустремленные люди, на которых подростки хотят быть похожими. И одна из основных целей, которые мы преследуем на уроках, — вложить в голову детей мысль о том, что быть умным, эрудированным и начитанным так же модно и круто, как иметь iPhone. Это тот ключ, который позволяет мотивировать любого ребенка.

И даже не столько приходится вкладывать в детскую голову какие-то мыслеформы, сколько сам ребенок начинает подражать авторитетному для него педагогу. Подражая, он начинает читать. Ребенку становится некомфортно ощущать, что его словарный запас достаточно мал, знания ограниченны, а эрудиция практически на нуле.

Свободный доступ к гаджетам смартфонам и ноутбукам

В наше время, к большому сожалению, планшеты, гаджеты и компьютеры вытесняют книги из жизни ребенка. Особенно это происходит с теми детьми, кому чтение дается с большим трудом. Поэтому пока у них есть свободный доступ к планшетам, смартфонам и домашним ПК, мальчики читать не будут. Девочки, скорее всего, будут заниматься чтением. У них зависимость от гаджетов гораздо слабее.

Но есть небольшой нюанс. Родителям следует понимать, что компьютер не всегда зло, от которого надо ограждать ребенка. Домашний ПК — это ещё источник знаний: развивающие мультики и фильмы, познавательные каналы и передачи.

Отсутствие чтения как навыка и привычки в семьях подростков

В итоге, подростки не видят чтение как активность, которой нужно уделять время и заниматься регулярно. Отсутствие чтения как навыка и привычки в семьях подростков может привести к тому, что они не осознают ценность чтения и не видят в этом занятии привлекательности.

Кроме того, стоит отметить, что в семьях подростков не всегда придается должное значение чтению как интеллектуальному развлечению

Постоянное присутствие технологий и социальных сетей может отвлечь внимание от чтения и создать преграду для формирования этой привычки

Важно понимать, что чтение является ключевым инструментом развития ума и фантазии подростков. Оно способствует расширению словарного запаса, развитию критического мышления и воображения

Умение погружаться в книги и наслаждаться чтением важно для формирования самообразования и эмоционального интеллекта.

Поэтому, несмотря на технологические прорывы и привлекательность социальных сетей, необходимо поощрять чтение в семьях подростков. Родители могут стимулировать интерес к чтению, предлагая разнообразную литературу, участвуя в обсуждении книг и создавая домашнюю обстановку, благоприятную для чтения

Важно показать подросткам, что чтение может быть увлекательным, полезным и насыщенным впечатлениями занятием

Необходимо осознать ценность чтения и создать атмосферу поддержки чтения в семьях подростков, чтобы заменить отсутствие этой привычки на желание и удовольствие от чтения.

Почему дети перестают читать

Детей, по-настоящему влюбленных в чтение художественной литературы, встретить сегодня удается все реже. Школьники 7–10 лет с трудом отвечают на вопрос: «Какая книга у тебя самая любимая?»

Им проще сказать, какой комикс они последний раз держали в руках, какой мультик смотрели на выходных. Учителя, родители, представители интеллигенции в ужасе. Но это современная реальность. Дети всего мира постепенно перестают читать. Этот факт подтверждают социальные опросы и исследования психологов.

Разобраться в том, почему дети не любят читать, первым попытался американский психолог Майкл Коул. Выводы, которые он сделал в процессе общения с подростками, актуальны для всех стран мира. Глобальные причины нелюбви к чтению кроются в следующем:

Цифровые развлечения

Цифровые развлечения имеют ряд особенностей, делающих их очень привлекательными для подростков. Во-первых, цифровые развлечения предоставляют мгновенный доступ к огромному количеству контента: игры, видео, музыку и прочие материалы. Подростки не ограничены в выборе и могут наслаждаться разнообразием развлечений в любое время.

Во-вторых, такие развлечения как игры могут быть интерактивными, что означает, что подростки могут активно взаимодействовать с контентом, создавать свои персонажи и участвовать в виртуальных мирах. Это создает ощущение полного погружения и адреналина, чего не может предложить книга или фильм.

Однако, цифровые развлечения имеют и свои недостатки. Например, они могут привести к избыточным затратам времени и энергии, которые могли бы быть направлены на чтение книг. Время, проведенное в виртуальных мирах, часто забирает время у подростков для других активностей, включая чтение.

В свете этого, родители могут принять некоторые рекомендации, чтобы сбалансировать использование цифровых развлечений у своих детей

Важно установить правила и ограничения для времени, проводимого в цифровом мире. Также родители могут поощрять чтение, предоставляя доступ к книгам и создавая атмосферу чтения в доме

Важно понимать, что цифровые развлечения не являются полностью плохими или вредными и могут быть использованы с пользой для развития подростков. Однако, важно находить баланс между использованием цифровых развлечений и чтением книг, с целью обеспечить полноценное развитие подростков и развитие их интереса к чтению

Как помочь ребенку полюбить книги?

Обсуждение и анализ прочитанного является важным условием понимания текста. Поэтому родителям нужно задавать ребенку вопросы после того, как он прочитал книгу: «Что нового удалось узнать?», «Что показалось тебе непонятным?», «Какие выводы ты можешь сделать?». Совместное обсуждение прочитанного поможет научиться рассуждать. Даже если ранее учащийся читал невнимательно, с каждой новой книгой он все больше будет концентрироваться на ее содержании.

Не менее важное условие развития интереса к чтению – это тренировка соответствующих навыков. Развить их можно с помощью методики обучения быстрому чтению с высоким уровнем понимания прочитанного, которую предлагает академия SMARTUM

Эта программа научит использовать разные методы восприятия текста, а также повысит уровень понимания и запоминания информации. Благодаря этому, ребята смогут более эффективно знакомиться как с художественными текстами, так и с учебниками и пособиями.

Как зажечь интерес к чтению

Интерес к чтению не может возникнуть из-под палки. Только через вовлечение. Ребенок идет только за удовольствием.

Не хочет читать сам? Читайте ему. Заведите семейную традицию, хорошую привычку. Организуйте чтение перед сном, в ролях, читайте с выражением, передавайте эмоции, интригуйте. Это рождает интерес, толкает читать дальше, ведь на следующих страницах маячит удовольствие от захватывающих событий. Ребенок постепенно вовлечется и захочет читать сам.

Чтобы научить маленьких детей читать, Юрий Бурлан советует создавать у ребенка нехватку, когда он уже вовлечен в чтение. Начав читать какую-то интересную книгу, остановитесь на самом интересном месте с обещанием дочитать в другое время. Если время чтения слегка откладывать, поддерживая интерес к сюжету, то ребенок захочет прочитать книгу сам и будет просить научить его чтению.

Читайте сами, пусть ребенок видит, что вы не расстаетесь с книгами. Покажите своим примером, как это увлекательно. Дайте понять, что вам это нравится, делитесь впечатлениями. Зачитайте любимые моменты, перескажите сюжет, опишите колоритного персонажа, используйте ставшие крылатыми фразы из книг.

Принцип получения наслаждения через продуктивную деятельность — это самое верное направление для развития ребенка. Пассивное потребление информации не имеет подобного эффекта.

Раннее обучение чтению: нужно ли оно?

А что касается раннего обучения чтению — это чрезвычайно вредно. Выпендриваясь друг перед другом в том или ином пространстве родители соревнуются в якобы раннем якобы развитии своих детей. Обучение чтению до появления у детей собственного интереса к этому процессу, к тому же не поддерживаемое наличием реальных познавательных интересов, приводит к смуте в маленьких головах.

Чтение воспринимается в таких случаях детьми как некая, возможно и временно увлекательная, возня с знаковыми системами как таковыми, никак не связанными с реалиями окружающего мира и внутреннего мира человека. Со временем интерес к таким системам, оторванным от насущных задач детей в их восприятии, обязательно угасает. Более того, приводит к разочарованию в этой деятельности. И, так бодро начинавший читать, ребенок начинает испытывать к этому процессу отвращение.

Итак, нет ничего непонятного в том, почему дети в наше время не читают. Из-за непонимания взрослыми связанных с этим процессов. Из-за беспечности, незаинтересованности, неразумных амбиций, а то и просто глупости родителей. Из-за непрофессионализма, а то и вовсе несостоятельности педагогов. Сами-то дети еще маленькие и не понимают всей прелести и пользы чтения. И всего ужаса ломающей судьбу безграмотности в отсутствие умения читать.

Совершенно понятно, что надо делать (и чего не надо делать), чтобы дети читали. Так почему бы этого не делать?

См. также:

  • Дети читают не то
  • Почему дети перестали читать? Как привить любовь к чтению

А.А. Фролов, 2015-2021 г.
Публикуется с любезного разрешения автора

Как дети «проходят» школьную программу

Киноиндустрия, накопившая сегодня достаточное количество различных экранизаций классики, дает возможность школьникам поверхностно, но быстро ознакомиться с содержанием обязательных к прочтению произведений. Альтернативой фильмам могут быть спектакли, а также аудиокниги и краткое изложение литературных шедевров, которое можно найти на многочисленных сайтах в интернете.

В ходе опросов более 17% учеников 10-11 классов на вопрос «Случалось ли вам вместо чтения этих книг (книг из школьной программы: прим.ред.) знакомиться с их кратким изложением или смотреть их экранизации, слушать аудиокниги?» ответили: «Да, регулярно» и 65% «Да, иногда».

При этом подростки не всегда осознают то, что прибегают к альтернативным методам освоения литературного содержания. С одной стороны, в ходе опросов они могут говорить, что не используют их, а с другой, указывают на конкретные произведения, которые освоили каким-то иным образом, чем прочтение оригинального текста. Подобные практики стали настолько естественными, что школьники этого даже не замечают, отмечает Любовь Борусяк. Доказательство тому и то, что старшеклассники заносят в списки любимых те произведения, которые не читали, но смотрели их экранизации. Так, большинство опрошенных, которые указали «Обломова» и «Бесприданницу» в качестве любимых произведений школьной программы – это не читатели, а зрители.

Самые популярные среди подростков экранизации классики

  • «Война и мир» Сергея Бондарчука
  • «Жестокий романс» Эльдара Рязанова («Бесприданница»)
  • «Несколько дней из жизни Обломова» Никиты Михалкова («Обломов»)
  • «Тарас Бульба» Владимира Бортко

Кадр из фильма Сергея Бондарчука «Война и мир», (Мосфильм, 1967 г.)

Поскольку сегодня экранизированы практически все шедевры русской классики, в число альтернативно освоенных попадают и «Преступление и наказание», и «Евгений Онегин», однако все же реже, чем перечисленные выше произведения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Альбатрос
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: