В глубинке нужны кадры
– Столько направлений работы-то у вас… А людей вам хватает?
Новость по теме
В ДШИ №4 города Рязани презентовали новые музыкальные инструменты
Но если в центре кадров хватает, в муниципальных образованиях найти их не так просто. Нужен такой проект, как «Земский работник культуры». Знаю, что в этом направлении работает губернатор Рязанской области Николай Любимов. Этот вопрос он поднимал на нескольких федеральных площадках. Правительство России, насколько я знаю, изучает возможность запуска этого проекта. Очень на это надеемся. С появлением проекта «Земский работник культуры» в глубинку поедут специалисты, которые нам нужны.
– Вот только не понятно теперь, где эти люди будут получать образование. Институт культуры-то закрыли…
Статья по теме
«Кулька» больше нет. Рязанский институт культуры официально ликвидировали
Детские потешки до и во время еды
Если малыш не хочет кушать, можно попробовать развлечь его веселой потешкой. Гляди, и от каши ничего не останется вскоре.
Утка утенка, Кошка котенка, Мышка мышонка Зовет на обед. Утки поели, Кошки поели, Мышки поели. А ты еще нет? Где твоя ложечка? Скушай, хоть немножечко!
Вспомним и про ложечки: первую, вторую, третью, чтобы аппетит пришел к нашим детям.
Кто у нас любимый самый? Ложку первую за маму, А вторую за кого? — Да за папу твоего, За кого же третью ложку? — За веселую матрешку, Съешь за бабу, Съешь за деду, За мальчишку — за соседа, За подружек и друзей, Съешь побольше, не жалей! Съешь за праздник, шумный, яркий, За гостей и за подарки, За котенка, за Тимошку Эту маленькую ложку И за рыжего кота, Вот тарелка и пуста!
И еще одна простенькая, но забавная детская потешка:
Каша вкусная дымится, Юра кашу есть садится, Очень каша хороша, Ели кашу неспеша. Ложка за ложкой, Ели понемножку.

Значение потешек
Стоит отметить, что второе название стишков — потешек – «материнская поэзия» или «педагогика раннего детства»
Использование этого жанра особенно важно в первые годы жизни ребенка, когда он только начинает познавать мир и у него не сформированы реакция на слова и внимание, а простая рифма и восклицания в стихотворениях заставляют дитя прислушиваться к разным ноткам в голосе и звучанию речи. В первых месяцах жизни ребенок начинает выделять из общей массы звуков человеческую речь и реагировать на нее, а ближе к годику – пытаться повторять
Исходя из этого, можно сделать вывод, что цель потешек – не только позабавить, развлечь ребенка, но и помочь в развитии. Другая их задача – познакомить подрастающее поколение с окружающим миром, бытом народа, культурой, ценностями и развить в детях определенные качества. Это относится к тому возрасту, когда маленький человечек уже запомнил достаточно слов для понимания речи. В каждом творении народа заложен смысл. Можно назвать эту разновидность фольклора своеобразной ступенью принятия ребенка в общество.
Потешки — что это такое
Способность управлять большими группами мышц (например, всей рукой) появляется у ребенка раньше, чем возможность осуществлять точные движения кистью и пальцами, играющими важную роль в развитии тонкой моторики. Так, сначала ребенок двигает всей рукой (грубая моторика), позже кистью, еще позднее — пальцами
Увидев, например, какую-нибудь игрушку, привлекшую его внимание, малыш начинает тянуться к ней. На первых порах это приводит к неточным прикосновениям и случайным захватам; лишь спустя месяцы ребенок научится совершать более точные и координированные движения рукой по направлению к понравившемуся ему предмету
Хорошо известные и сегодня потешки «Ладушки-ладушки» и «Сорока-ворона» как раз и предназначались для развития навыков движения руки, в частности кистей и пальцев. Они использовались, как правило, в конце первого — начале второго года жизни ребенка.
Слова, ритмика, игровые действия, сопровождающие исполнение потешки, направлены на одно: развеселить, позабавить, потешить ребенка; создать яркий, положительно окрашенный, эмоциональный фон.
Так, двигая ручки ребенка к себе и от себя, мать припевала:
Ай тата, тата, тата,
Пожалуйте решета —
Мучки посеять,
Пирожки затеять.
А для нашей лапушки
Затеем оладушки,
Испечем блинка —
Покормить сынка!
Важно отметить, что в игре ребенка не просто обучали достаточно сложным и тонко координированным движениям, но одновременно закладывали первичный словарный и понятийный запас малыша. Обыгрывая в процессе произнесения потешки различные части тела, мать рано приучала ребенка к их названиям и местоположению, формируя у ребенка соответствующую «схему тела»
Дотрагиваясь до тех или иных частей тела, мать называла их, весело приговаривая:
Нос лепешкой!
Нос лепешкой!
Щечки — булочки у нас.
Ай, люшеньки, люли,
Щечки — булочки у нас!
Зубки, словно миндалинки,
А глазки — коринки… и т.д.
Так пестушки и потешки комплексно, разнонаправленно воздействовали на ребенка, приводили к целостному физическому развитию.
Откуда взялись потешки
Потешки – это выходцы из народа. Неизвестно, от кого конкретно пошли маленькие стихотворные сказки, но впоследствии стали использоваться повсеместно. Они формировались под влиянием множества факторов: различных возрастных и социальных групп, условий бытия, местного фольклора, менталитета и многого другого.
Предназначались потешки для успокоения детей, чтобы их заинтересовать, отвлечь или убаюкать несколькими певучими сказками — прибаутками, а также для развития памяти и воображения. Преимущественно, их использовали женщины: матеря, бабушки или няни – все те, кто присматривал за подрастающим поколением. Для большей увлеченности ребенка, содержание потешки разыгрывалось с помощью движений пальцев, рук, мимики. Завлекая чадо в игру, тем самым его заинтересовывали повторять все движения и это как раз развивает моторику, а моторика пальцев развивает мозжечок, который отвечает за равновесие и координацию движений.
Потешки
Барабан
Потешки
Заинька попляши
Потешки
Заинька, приди к нам
Потешки
Идёт коза
Потешки
Идёт коза рогатая
Потешки
Как у наших у ворот
Потешки
Капустка
Потешки
Каравай
Потешки
Киска
Потешки
Колючий ежик
Польза потешек для малышей
Потешки для развития речи ребенка очень важны, но их значение только этим не ограничивается. Они положительно действуют на интеллект, эмоции, на физическое и сенсорное развитие ребенка.
Чем полезны малые фольклорные формы для всестороннего развития малышей:
Способствуют эмоциональному и тактильному контакту малыша и взрослого
Взрослый, напевая или рассказывая потешку, обычно улыбается. Видя маму или папу в хорошем настроении, малыш получает сигнал о том, что все благополучно. Такое психологическое состояние способствует полноценному эмоциональному развитию. Пение потешек, сопровождающихся прикосновениями, объятиями и поцелуями, дает повод для тактильного контакта и сближения детей и взрослых.
Развивают речь
С помощью потешек развивается фонематический слух. В этих малых фольклорных формах используются часто повторяющиеся сочетания звуков – наигрыши. Они произносятся с разной интонацией, в различном темпе. Роль потешек в развитии речи ребенка трудно переоценить — она становится образной и эмоциональной.
Развивают мелкую моторику
Стихи с движением позволяют совершать различные действия, развивая мелкую и крупную моторику. Это способствует физическому развитию малышей
Имитация слов потешек координирует движения детей, связь текста с моторикой развивает внимание. Поскольку речь и мелкая моторика тесно связаны, такие потешки, как «Сорока-белобока», «Мальчик-пальчик», «Ладушки-ладушки», с раннего возраста готовят почву для стимуляции речевых навыков
Имеют отвлекающий от боли, лечебный эффект
Ласковые слова потешек, произнесенные нежным голосом мамы или бабушки, отвлекают от боли, заставляют забыть об огорчениях. Существует мнение, что слушание потешек настраивает организм ребенка на биоритмы Земли. Поглаживая и массажируя пальчики малыша под известную «Сороку-ворону», мама стимулирует работу мозга, желудочно-кишечного тракта и других внутренних органов.
Развивают музыкальный слух
Многие потешки произносятся нараспев, тем самым позволяя петь их даже тем, кто не обладает музыкальными талантами. Эти небольшие фольклорные произведения, отшлифованные до совершенства многими поколениями, с раннего возраста знакомят малышей с лучшими образцами народного музыкального творчества.
Развивают эмоции
Нередко в потешках слова используются в уменьшительно-ласкательном варианте (головушка, бородушка, петушок), что вызывает любовь и уважение к герою этих малых фольклорных форм. Животные очеловечиваются — они продают орешки, метут избушку, несут воду.
Развивают чувство ритма
Звукоподражания (ду-ду-ду, ту-ту-ту, баю-бай) и рифмы (на дубу, во трубу) придают тексту потешек особую ритмичность. Ритм и рифма, разнообразные интонации в голосе родителей вызывают у детей чувство тепла и безопасности.
Воспитывают малыша, дают образец для подражания
Во многих потешках рассказывается о пользе умывания, правильного поведения во время еды, о том, что нужно заботиться о своем организме.
Учат доброте, сопереживанию
С помощью потешек ребенок получает образец правильного поведения: нужно делиться с другими, не обижать маленьких, быть добрыми, отзывчивыми, дружить и приходить на помощь друзьям.
Потешки для детей до года на разные случаи жизни
Именно с коротких стишков специалисты рекомендуют начинать приобщение малышей к подобным произведениям. Детские стишки для малышей короткие до года предназначены для разных случаев.
Если кроха не хочет отправляться отдыхать

Спать пора, стоп игра.
Баю-бай, до утра.
Тут какая-то ошибка — засыпай, скорее, рыбка вместо меня.
Вместо рыбки, можно вставлять другие слова, например, домашних питомцев или названия мягких игрушек.
Перед сном подойдет и успокоит и такой стишок:
Бродит сон у колыбельки —
Баюшки, баю.
Чьи тут глазки спать хотели —
Знаю-баю.
А ты глазки, закрывай, закрывай.
Поскорее засыпай, засыпай.
Еще один замечательный стих, который актуален перед отправлением в постель:

Вот лежат в кроваточке
Маленькие пяточки.
Чьи это пяточки –
Мягкие да сладкие?
Прибегут гусяточки,
Ущипнут за пяточки.
Прячь быстрее, не зевай,
Одеяльцем укрывай!
Вечером ребенку нельзя сильно смеяться, поэтому пощипывания должны быть максимально деликатными.
Во время купания

Ой, как с гуся вода —
С моей детки худоба!
Течет водичка
С ручек и личика,
Льётся-выливается,
Смехом заливается.
Пусть стечет с тобой, вода,
Хвороба и худоба.
Для веселого умывания:
Ай, лады, лады,
Не страшимся мы воды,
Часто умываемся,
Маме улыбаемся.
Ладушки-ладушки
Когда хочется научить малыша хлопать в ладоши, а заодно — поднять ему настроение.
Сначала необходимо усадить кроху на колени, а затем читать:

Едем в гости к бабушке.
Быстро-быстро едем,
Стол накрыт к обеду.
Едем вместе с кошкой
По узенькой дорожке.
Едем вместе с Шариком,
Скачем по ухабикам.
Приехали мы к бабушке.
А на столе — оладушки.
Для физической активности
Следующей потешкой можно сопровождать прыжки крохи на кровати или коленях мамы:
Прыг-поскок!
Прыг-поскок!
Вырос, вырос
Наш сынок!
Прыг-поскок!
Прыг-поскок!
Посмотрите,
Как высок!
Легкая утренняя зарядка будет веселее со следующей потешкой:
Мы проснулись, мы проснулись.
Славно, сладко потянулись.
Всем вокруг мы улыбнулись.
После первой строчки нужно развести ручки малыша в стороны, а затем соединить на груди, после второй — потянуть их вверх.
Во время приема пищи

Это — ложка,
Это — чашка.
В чашке — сладенькая кашка.
Ложка в ротике бывала —
Кашки сладенькой не стало!
И еще один вариант:
Картошка, картошка
В тарелке сидела,
На нас смотрела,
И в ротик захотела.
Также для трапезы подойдет следующее:
Мамы всех ребят зовут на обед.
Уточки поели.
Воробушки поели,
Цыплята поели,
Котята поели,
А ты — еще нет.
***
Ротик у меня — чтоб есть,
Нос — дышать, а ушки — слушать,
Глазоньки — смотреть, моргать,
Ну а ручки — все хватать.
При прочтении, взрослый должен обязательно выражать эмоции, то есть — грустить, веселиться, удивляться, восхищаться и вместе с героями.
Для чего нужны потешки?
Потешки – это небольшие стишки, которые отличаются своей ритмичностью и побуждают к действиям. Для того, чтобы стишки были действительно эффективными, в процессе прочтения, их необходимо всегда сопровождать движениями.
Это хороший метод начального воспитания ребенка, так как именно через потешки наши бабушки и мамы проявляют свою любовь к ребенку, любовь и ласку.
С какого возраста можно читать потешки?
Уже с первых дней жизни такие стишки направлены на развитие слуха новорожденного ребенка, они полезны для того, чтобы малыш учился слушать, различал звуки, понимал ритмичность произношения и интонацию.
Голос матери – это именно те звуки, которые ребенку приятны с первых дней его жизни. Если мама будет тихо и спокойно читать стишки ребенку во время его плача или капризов, то он на подсознательном уровне будет постепенно успокаиваться, так как мамина речь побуждает довериться ей и сохранять спокойствие.
Потешки для новорожденных детей дают следующие преимущества:
- помогают успокоить ребенка в случае, если он чем – то недоволен, расстроен, испытывает какие-то дискомфортные ощущения
- стишки на раннем этапе жизни ребенка позволяют ему в будущем в значительной степени увеличить его словарный запас
- налаживают контакт между ребенком и родителями на психологическом и эмоциональном уровне
- активизируют речевые центры головного мозга, учат анализировать мимику и мелкую моторику родителей в процессе чтения стишков.
Новорожденные дети еще не понимают сказанных слов, однако, подобная форма общения позволяет передать через спокойную интонацию матери любовь и заботу о малыше.
Когда начинать знакомить малыша с потешками?
Специалисты утверждают, что никогда не рано. То есть, петь песенки и рассказывать стишки крохе стоит уже с самого раннего возраста. А перинатальные психологи говорят, что все это можно начинать делать еще до рождения малыша.
Песенки, спетые для родного человечка, гармонизируют и успокаивают также и саму маму. Они с малышом становятся еще более близки душевно. А что может быть лучше?
Позже, когда ребеночек немного подрастет, можно предлагать ему и более «взрослые» потешки о животных, а также разных предметах в быту. Чудесно будет делать небольшие разминки, сопровождаемые потешками, во время игр и творческих занятий.
Чем полезны песенки и детские потешки?
Немного истории. Потешки пришли к нам из народа, и несут в себе мудрость многих поколений наших предков. Положительное действие веселых песенок и прибауток замечают не только мамы с папами, но и педагоги. Но чем же они так полезны?
Во-первых, они знакомят малыша с окружающим миром. Прижимая к себе ребеночка, мама показывает ему какую-то вещь и называет ее, пропевает в песенке.
Во-вторых, песенки учат малыша понимать и воспринимать речь. Казалось бы, самые простые и незамысловатые слова, но на деле они помогают крохе связывать сказанное слово и предмет, который оно обозначает. Кроме того, благодаря потешкам малыш учится определять веселую или грустную интонацию голоса, различать даже похожие между собой звуки, чувствовать плавность и ритмичность речи.
В-третьих, такая легкая форма общения с мамой способствует психологическому здоровью малыша. Ведь он видит, что мама поет, улыбается, а, значит, все хорошо. И можно нормально расти и развиваться.
В-четвертых, по наблюдению ученых, потешки и песенки, рассказанные или спетые с любовью, стимулируют интеллектуальное становление малыша. Стимулируется мелкая моторика, а вместе с ней – и мышление
Начинают развиваться различные разделы мозга, ребенок тренирует внимание, восприятие, память и другие важные психические функции
В-пятых, песенки и потешки помогают ребенку лучше и быстрее адаптироваться к изменяющимся условиям и более спокойно идти на контакт с близкими.
В-шестых, естественным образом происходит физическое развитие малыша. Ведь он тянется за мамой, старается повторить все то, что она показывает и о чем рассказывает в потешке.
И один из самых главных «бонусов» песенок и потешек — сближение родителей и малышей. Ведь мы в игровой форме все чаще обнимаем своих крох, прикасаемся к ним, целуем, учим всему новому.
Помимо этого, песенки приучают малыша к определенным процедурам – купанию, умыванию, мягкому пробуждению или засыпанию, приему пищи. Давайте вспомним самые чудесные песенки-потешки для наших крошек.

Зачем нужны пестушки
Пестушка — это определенное руководство матери к действию. По форме она представляет короткий стихотворный напев, который должен сопровождаться мягкими прикосновениями матери к телу ребенка, определенными движениями. Ритм пестушки и ее содержание подсказывали матери, в какой последовательности и с какой скоростью совершать необходимые движения.
Так, распеленав малыша после сна, мать плавными движениями рук начинала поглаживать тельце младенца — сначала от шейки до ступней ног; затем от середины груди до кистей рук и т.д. — ласково приговаривая:
Потягунюшки, порастунюшки,
Поперек толстунюшки,
А в ножки ходунюшки,
А в ручки хватунюшки,
А в роток говорок,
А в головку разумок.
Если малыш в ответ издает звуки (вокализирует), вы можете включить в эту песенку и разговор с ним: «А в роток говорок, агу, агу, маленький, а в роток говорок, агу». Произнося «А в головку разумок», — нежно погладьте малыша по головке.
Чтобы научить ребенка уверенно стоять, а затем и ходить, управляя движениями ног и сохраняя равновесие, нужно прежде всего укрепить мышцы его нижних конечностей. Четырехмесячному малышу подложите под ноги свою руку и слегка подтолкните ножки — малыш с удовольствием станет их выпрямлять, брыкаться. Можно закрепить в кроватке какую-либо опору для ног (гимнастический мяч или хотя бы твердую подушку), и тогда брыкание станет одним из любимых занятий малыша.
Когда ребенок становился на ножки, его держали под бока, подкидывали и озорно подпевали:
Дыбки, дыбки, дыбки,
Стой дыбки, стой дыбки!
Или:
Дыбок, дыбок,
Завтра годок!
Дыбок, дыбок,
Целый годок!
Радость взрослого, четкая ритмика пестушки передавались младенцу, вызывая у него веселое настроение, — и вот он уже сам, подбадриваемый матерью, стремится вновь и вновь повторять свои первые попытки движения.
Позже, когда подходило время освоения более сложных форм — ходьбы, прыжков, бега — наступал черед другим пестушкам. Например, обучение малыша ходьбе и бегу могло сопровождаться такой приговоркой:
Большие ноги
Шли по дороге:
Топ, топ, топ,
Топ, топ, топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ, топ, топ, топ, топ,
Топ, топ, топ, топ, топ!
Определенные упражнения существовали и для развития мышц шеи, рук и других частей тела. Так, например, мать сажала ребенка на колени лицом к себе и, взяв его за ручки, разводила их в стороны под «аккомпанемент» подходящей пестушки:
Тятеньке — сажень,
Маменьке — сажень,
Дедушке — сажень,
Бабушке — сажень,
Брату — сажень,
Сестрице — сажень,
А Колюшеньке —
Большую, набольшую!
Использовался также прием быстрых, «взмахивающих» движений руками ребенка («Сова летит, сова летит») или медленного разведения рук, имитирующего плавательные движения. Соответственно изменялся и ритм пестушки, он становится более растянутым, плавным: «Лунь плывет, лунь плывет».
Интересно, что уже с самых первых месяцев жизни ребенка обучали именно действию, т.е. определенной последовательности движений, скрепленных каким-то значением. Так у малыша формировались первые представления о том, «что могут делать» окружающие его предметы и он сам.
Так, освоение произвольных движений руками сопровождалось незамысловатой припевкой:
Гуси летели,
Лебеди летели,
Гуси летели,
Лебеди летели…
Или:
Уты, уты полетели,
На головку сели,
Сели, сели, посидели
Да опять полетели.
Уты, уты, уты…

Зачем читать малышу стишки?
Не все родители знают, зачем читать стихи крохам, которые еще не умеют разговаривать и понимают далеко не все из услышанного. Однако, психологи, логопеды и прочие специалисты работающие с детьми, в один голос утверждают, что такое занятие очень полезно для малышей, в том числе до года.
Приведем лишь несколько причин:

в стихах есть рифма, слушая которую, ребенок запоминает, как одни слова сочетаются с другими;
потешки обычно читаются ласковым и спокойным голосом — кроха начинает улыбаться и радоваться, поэтому это важно для психологического настроя в паре «мама и малыш»;
слушая выразительные стихи, ребенок учится понимать речь, он «ловит» различные голосовые интонации, то есть, развивает слух. В будущем это обязательно окажет положительное влияние на формирование речи малыша;
потешки могут сопровождать ежедневные процедуры по уходу за крохой, например, зарядку, массаж, приготовление ко сну или прочее
А это значит, что с помощью простых и незамысловатых стихов маме легче придерживаться режима и интереснее играть и совершать необходимые ритуалы.
Многие потешки пришли к нам из далеких времен — в них заключена мудрость народа и любовь мам к своим детям. Такие произведения принесут младенцу только пользу.
Виды потешек
Потешки рассчитаны на всестороннее развитие ребенка. Каждый этап жизни крохи сопровождается потешками.
Для расчесывания
Сопровождая прибауткой расчесывание волос малышу, приучаем его к утренней процедуре расчесывания. Кроме этого, маленькие дети очень активны, и расчесывая его волосы вы не только приводите в порядок его растрепанные волосы, но и успокаиваете его, настраиваете на тишину. Используйте для этого такие потешки, как «Уж я косу заплету», «Расти коса до пояса…», «Петушок-петушок, подари мне гребешок…»
Потешки при умывании и купании
Утренние процедуры всегда сопровождаются умыванием, приучая ребенка к гигиене своего тела. «Водичка, водичка, умой мое личико…», приговаривает мама, умывая своего малыша. Ребенок знакомится с водой, понимает, что ею надо умываться, оставаться чистым и аккуратным. Можно проговаривать с ребенком, который не любит умываться игровые потешки: «От водички, от водички», «Плыви ко мне, рыбешка». Ребенок переключается на игру и начинает сам умываться.
Купание детей тоже сопровождают детские потешки: «Буль, буль, буль, карасик», «Кто будет куп-куп?», «Море-морюшко, серебряное донышко» и другие.
Обозначаем части личика, тела
Ребенок должен знать свое тело, мама с помощью проговаривания развивающих песенок для малышей поможет ему познакомиться со своим телом. «Вот лежат в кроватке розовые пятки», «Где же наши ручки?», «Где же наши ушки» и другие посвящены отдельным частям тела.
Есть потешки, которые позволяют повторять с ребенком все части тела: «Для чего сыночку ножки?», «Ротик мой умеет кушать». Произнося такие потешки можно не только показывать руки, ноги, нос, уши ребенку, но и поглаживать их, успокаивая его.
Одеваемся приговариваем
Многие дети не любят одеваться, поэтому их необходимо отвлечь, превратив одевание в игру. В этом очень хорошо помогают потешки «Вот они сапожки», «Мы с тобой пойдем гулять», «Наша Даша маленька», «Маша варежку надела».
Ребенок не только отвлекается от одевания. Но и знакомится с одеждой, узнает ее назначение и на какие части тела что надевается.
Играем вместе
Малыши очень любят играть, но так как в маленьком возрасте они не могут долго заниматься одним и тем же делом, необходимо постоянно переключать их внимание на различные занятия. Есть множество интересных игровых потешек, которые переключат его внимание и избавят вас от капризов
По кочкам, по кочкам – веселая игра избавит их от плохого настроения, поможет вам просидеть очередь в поликлинике и просто развеселит малыша. Для игры мама усаживает ребенка к себе на колени и слегка потряхивает его, изображая неровную дорогу. Со словами «в ямку бух», мама раздвигает колени, и малявка как будто проваливается в ямку. Ребенок обязательно попросит вас повторить такую игру.
Еще одна интересная игра «Ладушки». Она не только поможет вам покормить малыша, но и играя с ним в ладушки вы учите его:
- Координации движения: он должен совместить свои ладошки;
- Развиваете мелкую моторику;
- Развиваете речь ребенка.
Проговаривая слова, вы помогаете малышу запоминать последовательность действий в игре, развивая его память.
Потешки при массаже
У маленьких деток часто болит живот, и они начинают капризничать. С первых дней жизни ребенка необходимо мягко и нежно делать массаж: разминать ножки и ручки, для проявления физической активности. Все движения стимулируют физическое развитие малыша. «Били лён, били», «Как на этой на недели…» и другие потешки помогут вам в этом занятии.
Есть универсальная развивающая песенка для малышей, которая активизирует работу всех органов – «Сорока-ворона» и «Сорока-белобока кашу варила». Потешки очень схожи между собой. В обоих случаях предполагается, что мама будет разминать каждый пальчик своему ребенку. Известно, что акупунктура на пальцах отвечает за определенный орган человека. Разминая каждый пальчик, вы активизируете работу всех органов ребенка, настраивая работу организма на здоровую работу.
Потешки для успокаивания малыша
Ребенок бывает часто устает и капризничает, чтобы его упокоить есть специальные потешки, которые произносят тихим, спокойным голосом, настраивая малыша на позитивный лад. «Не плачь, не плачь, я куплю тебе калач…», «Придет киска, не спеша и погладит малыша» и другие.
Для засыпания
Бывает порой, что малыша невозможно уложить спать: не может успокоиться, что-то беспокоит, сильно устал и не может уснуть. В таком случае, на помощь тоже придут потешки: «Бай, баюшки, баю…», «Глазки, зайка, закрывай», «Ай, бай, бай, бай, ты, собачка, не лай…». Ребенок привыкнет к словам и станет быстрее засыпать.
«Важное направление»
– Александра, расскажите, почему вы выбрали профессию логопеда?
– Я очень люблю деток. Сначала я закончила педагогический колледж по специальности «воспитатель» и три года проработала в этом качестве в родном Белгороде
А потом решила, что логопед – важное и востребованное сейчас направление. И поступила в Белгородский университет, получив диплом по этой специальности
– И как давно вы переквалифицировались?
– Мы переехали с семьей в Сосенский, и после декрета я пришла в «Ровесник». В этом году будет уже два года, как я работаю учителем-логопедом.
– Тогда расскажите о ваших подопечных – кто они?
– Мы работаем с детками, у которых ограниченные возможности здоровья. Это ребята, находящиеся в «Ровеснике» или живущие дома, но оформленные в отделение ОВЗ. После прохождения медкомиссии они получают направление на занятия с логопедом.
– А многих ли детей охватывают ваши занятия?
– Детки с инвалидностью зачисляются к нам на целый год. А с третьей группой здоровья – на полгода. Расписание в зависимости от этого постоянно корректируется, но человек пятнадцать ходят регулярно.
– Кто-то еще занимается у вас?
– Есть детки, которые часто болеют и редко посещают детсад и школу. Они в основном приходят по заявлениям родителей. Мамы и папы понимают, что что-то не так с ребенком и приводят его. Это необходимо, чтобы он не сильно отставал и имел такие же возможности, как и у всех детей.
Поездки в районы
– Расскажите о своей исследовательской работе.
Новость по теме
В деревне под Рязанью построят ДК за 37 миллионов рублей
Авторами публикаций в вестнике являются научные сотрудники, доктора наук, кандидаты наук академических вузов Рязани, Москвы, Санкт-Петербурга. Много сборников у нас выпущено доктором филологических наук Еленой Самоделовой – она работает в институте мировой литературы имени А.М. Горького, учёными Института этнологии и антропологии РАН. Нами издана «Антология музыкально-обрядового фольклора», где мы записали голоса носителей традиционной песенной культуры – аутентичного фольклора. Они нам напели то, что осталось от их предков. Мы это всё сохраняем, объединяем в разные сборники. И этими материалами уже пользуются руководители разных детских фольклорных коллективов, студенты, руководители творческих коллективов.
– Аутентичность в вашем случае – это по-другому уникальность?
– Если точнее, традиционность, передающаяся из поколения в поколение.
– В чём же особенность нашей традиции? Что её отличает от традиций соседних регионов?
– Рязанская область – уникальный регион. Он находится на земле, где соприкасаются многие культуры. С Мордовией, к примеру, граничит Кадомский район. Как результат, мы видим отголоски мордвы и в местном костюме, и в традициях. Оставила у нас заметный след и финно-угорская культура. А возьмём, к примеру, такой пласт народной культуры, как костюм, то увидим такое многообразие… Стандартный женский народный костюм – это понёвный комплекс, состоящий из шерстяной юбки, рубахи и фартука, который в разных сёлах называется по-своему(запон, занавеска).

Фото: АиФ/ из архива Рязанского областного научно-методического центра народного творчества
Кроме того, в Рязанской области понёвы отличаются не только по цвету, но и по технике своего исполнения. Так, в Касимовском районе существовала красно-коричневая двухосновная понёва с геометрическим рисунком, в Кадомском районе понёва насыщенного красного цвета в горизонтальную полосу, а в Скопинском, Рязанском, Милославском, Ухоловском, Михайловском районах понёва имеет чёрную основу с клетчатым рисунком. Причём в зависимости от села клетка могла варьироваться не только по цвету, но и по размеру. В то время как в других областях существует только один вид понёв. Один из основных цветов наших костюмов – красный. Я бы даже сказала – насыщенный красный. Он выделял рязанцев в толпе.
Уникальны и головные уборы рязанцев. Есть такой замечательный головной убор, как рогатая кичка. Он характерен для жителей района Богословщины – территории Иоанно-Богословского монастыря (Михайловский, Захаровский, Рыбновский районы), на этой территории костюм отличается своей многослойностью – помимо понёвы, рубахи, рогатой кички и запона, так же носили кодман (разновидность верхней одежды).
«Новый эксперт»
– А с какими проблемами вам наиболее чаще приходится сталкиваться и их исправлять?
– Задержка речи, неправильное произношение звуков. Причины здесь могут быть разные. Например, при ДЦП это считается нормальным, но заниматься в этом случае тоже необходимо.
Мы делаем специальные гимнастики, способствующие развитию артикуляционного аппарата. И если все получается, то ребенок начинает хорошо разговаривать.
– У вас есть какие-то особые методики, помогающие в работе?
– Конечно, что-то мы придумываем сами. Параллельно изучаем и опыт других логопедов, например, через посты в соцсетях. Также участвуем в вебинарах, например, на сайте «Новый эксперт». Сейчас там можно найти много полезного. И, разумеется, к каждому ребенку нужен свой подход. Одному, например, могут быть интересны машинки, а другому – конструктор.
– А бывали такие моменты, что результата было трудно добиться?
– Больший результат виден только у тех детей, с которыми дома занимаются и регулярно выполняют домашние задания. Сразу видно, кто этого не делает.
– Александра, вы очень спокойная с виду. Что помогает держать внутреннее равновесие в работе? Ведь дети все разные.
– Дети с чужими людьми абсолютно другие, не такие, как с родителями. Они приходят спокойные, практически всем интересно то, что я предлагаю. Поэтому у меня нет повода нервничать.
– Тогда какой главный плюс в вашей работе?
– Самое важное, что она приносит свои плоды. Когда видишь результаты у детей, то понимаешь, что не зря все это было пройдено – и годы учебы, и постоянное саморазвитие
– Александра, многие неврологи отмечают: то, что происходит с ребенком – отражение внутреннего состояния семьи. На ваш взгляд, какие сейчас актуальные проблемы существуют в нашем обществе и семьях?
– Многие родители стали грубыми, у них нет времени. Ребенок слышит всегда: «Отойди». Все заняты, и как я говорила, очень мало времени мамы и папы проводят с детьми. Это глобальная проблема. И проблема не только у нас, но и по всей России. Чтобы заработать средства на жизнь, взрослым приходится много работать, а на детей остается очень мало времени. Но это связано только со здоровыми детьми. У кого отклонения или нарушения, то они могут быть не связаны с семьей.
Заключение
Можно смело сказать, что потешки – наследие наших прапрабабушек. То, что спустя столько поколений современные люди используют стишки и дразнилки предыдущих поколений лишь доказывает, насколько наши предки были умны и грамотны в вопросах воспитания и развития детей. Они смогли создать настолько практичный, интересный, а также полезный способ игры и общения со своими маленькими детьми, что этот способ в наше время используется даже в медицине. Не стоит забывать то, что когда-то в старину применялось с наибольшим успехом, да и вреда детям не будет, если современные родители станут учить и разыгрывать с малышами потешки.
Основные выводы
Детские потешки можно использовать не только для развития речи. Эти образцы народного фольклора оживляют речь взрослых и детей, делают ее эмоционально насыщенной.
Краткость и небольшой объем позволяют детям запомнить потешки и самостоятельно их декламировать. Эти произведения сопровождают детскую жизнь с самого рождения. С их помощью малыши быстрее осваивают гигиенические навыки, засыпают и просыпаются, играют и успокаиваются во время плача.
Потешки развивают внимание, речь, память, знакомят ребенка с разными сторонами жизни, учат доброте, сочувствию, взаимопониманию. Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее
Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее


























