Родился в рубашке: как узнавали о беременности и рожали в старину

Рождение и воспитание детей на руси в 10-15 веках: какие обряды проходили новорождённые и что умели делать отроки к 14 годам

Крестины

Крещение было строго обязательно для каждого рожденного в православной семье

До совершения обряда крещения на семейном совете обсуждалось имя, которым может быть наречен младенец. При этом, конечно руководствовались святцами. Но, как правило, наречение имени предоставлялось священнику. Он выбирал имя по святцам в соответствии с чествованием того или иного православного святого, совпадающим с днем крещения или рождения ребенка или близким к этому днем. Нельзя было выбирать имя святого, чей день памяти уже миновал, ибо такой святой не мог защитить ребенка.

Важным моментом был и остается выбор крестных родителей для ребенка или восприемников. Они считались вторыми родителями ребенка, его опекунами, покровителями и духовными наставниками. Приглашение в крестные было почетным, расценивалось как проявление большого уважения и доверия. Лучше выбирать крестных из числа близких людей – родственников или друзей.

Если в семье случались какие-то проблемы, то в трудную минуту крестные родители помогали заниматься ребенком. В случае, когда с родными родителями случалось несчастье, крестные родители заменяли родных. Крестный отец – кум, крестная мать – кума. В разных регионах к выбору восприемников подходили по-разному: возраст крестных, пол, один или двое. По мнению церкви, крестный должен быть один, мужчина у мальчика, соответственно женщина у девочки. После крещения считается, что младенец находится под охраной Бога от всевозможных болезней и зла.

Крещение ребенка считалось и сегодня считается одним из самых торжественных событий в жизни человека. Поэтому на празднование после крещения ребенка собиралось много гостей: родственники, соседи, знакомые. Какими бы разнообразными не были блюда на крестильном обеде, обязательно подавали кашу (гречневая или пшенная). Крестильную кашу готовили на молоке, даже крупу замачивали в молоке. В кашу клали много масла. Могли запекать в ней курицу или петуха (в зависимости от пола ребенка). Чтобы жизнь новорожденного ребенка была веселой и счастливой, гости произносили много пожеланий и по традиции крестные отец, мать и все приглашенные дарили подарки.

Как известно наши предки, древние славяне, на протяжении многих столетий были язычниками и поклонялись различным богам. После принятия христианства большая часть знаний наших предков была безвозвратно утрачена, но от этого интерес к прошлому своего народа на сегодняшний день только возрастает. Людей всегда интересует все неизведанное и тайное, особенно если это касается непосредственно их прошлого.

В современном мире славянские праздники и обряды почти утратили свою силу и влияние, но все же родовая память играет огромную роль. Многие наши соотечественники начинают изучение славянских языческих праздников.

После родов, крестьянкам давали – водку, а дворянкам – кофе

Делали это чтобы женщины скорее приходили в чувство. В современном мире тоже бывают роды, после которых хочется забыться, но почему-то водки никто не предлагает. А нашим предкам в обязательном порядке подносили стограммовый стаканчик. За ребенка все были спокойны, ведь молозиво, в которое попадет спирт, все равно сцеживают.

Дворянок же поили кофе и кормили белым хлебом. Какие колики, аллергия или беспокойство? Что за чушь? В общем, о таких вещах никто не думал. Новорожденных детей вообще передавали выкармливать крестьянским женщинам. Да, да, тем самым, что недавно водку после родов пили.

Толкование снов 8 января

  •  Сон, в котором вы сдали экзамен на «отлично» является благоприятным как для учащихся, так и для тех, кто уже давно отучился. Он свидетельствует о том, что вам удастся стойко перенести серьезное жизненное испытание и перейти на следующий уровень саморазвития.
  •  Приснилась цифра «один» — из-за неимоверно возросших амбиций у вас возникнет конфликт с коллегами по работе; «два» — вы станете невольным участником какой-то интриги; «три» — неожиданная встреча вас приятно обрадует; «девять» — вам посчастливится не только улучшить свое материальное положение, но и успешно справиться с болезнью.
  •  Пригрезившиеся утки сулят любовный роман или появление новых друзей.

Как делается праздничная каша

Для приготовления этого ритуального блюда в два часа ночи нужно было собрать просо и воду. Консистенция могла быть любой, от рассыпчатой ​​до максимально жидкой (последняя называлась кашицей). Для получения рассыпчатого блюда использовали ядро, для жидкого выбирали самое мелкое и перемалывали зерна.

С давних времен каша была одним из основных и любимых блюд. Наши предки не только каждый день ставили его на стол, но и придавали ему ритуальный смысл. И в жизни, и в сказках каша символизировала достаток и благополучие. «Кашей» называли свадебное застолье в Древней Руси. Была еще одна традиция, каша готовилась и съедалась со своими врагами в знак перемирия. Из этой традиции пошло выражение «С ним каши не сваришь”.

Видео:8 января — БАБЬИ КАШИ, БАБИЙ ПРАЗДНИКСкачать

Как Екатерина курировала роды

«Моления наши услышаны: Великая княгиня беременна и здоровье ее, кажется, укрепилось», — записала Екатерина II 27 августа 1775 года. Она уже сомневалась, что правильно выбрала невестку из «роя немецких принцесс» — Наталья Алексеевна, до крещения Вильгельмина Луиза Гессен-Дармштадтская, жила с Павлом уже два года и все не беременела. И вот наконец-то 20-летняя Великая княгиня ждет наследника!

Схватки у Натальи Алексеевны начались в положенный срок, с самого начала в покоях с ней были муж, царица и повитуха. К вечеру схватки усилились, так что царица распорядилась вызвать докторов, но до утра продержала их в передней.

Утром врачи осмотрели роженицу, один из них, по фамилии Тоде, предложил наложить акушерские щипцы. Консилиум не принял это предложение. Наталья промучилась еще сутки, потом еще. «Мы отличная сиделка, — писала Екатерина своему другу. — Вообразите мое положение: надо одного утешать, другую ободрять. Я изнемогла и телом, и душой». Вечером доктора Тоде допустили к осмотру больной, и он заключил, что ребенок уже мертв.

Врачи предлагали немедленно начать операцию, чтобы извлечь его и спасти жизнь матери, но Екатерина не решалась принять такое решение в одиночку. Она даже советовалась с сенатом, хотя прекрасно понимала, к чему все идет, и писала своему статс-секретарю:

«Дело наше весьма плохо идет, какою дорогой пошел дитя, чаю, и мать пойдет».

Царица не ошиблась: мертвый ребенок инфицировал организм матери. Когда Екатерина дала согласие на операцию, было уже поздно: у Натальи Алексеевны началась гангрена от разложения умершего ребенка. Она умерла, промучившись пять дней.

Все знали, что Екатерина недолюбливала невестку. По дворцу поползли сплетни: царица намеренно не дала врачам спасти Наталью. Говорили, что с повитухой графиней Румянцевой встречался Потемкин, что якобы он передал ей тайный приказ…

Но вскрытие показало, что у Великой княгини была типичная для многих немецких принцесс особенность: в детстве она страдала от сильной сутулости, даже горбатости. «Великая княгиня с детства повреждена спиною.

Спинная кость не токмо похожа на букву S, но та часть, которая должна быть выгнута, была вогнута, кости имели 4 дюйма в окружности и не могли раздвинуться, а ребенок в плечах имел до 9 дюймов, — писала Екатерина подруге. — Вот еще доказательство тому, что не из гордости, но вследствие невозможности она не могла нагибаться вперед».

Екатерина и сама с 8 до 14 лет носила металлический корсет для исправления осанки. Наталье Алексеевне не повезло: при мануальном вправлении искривления позвоночника ей сломали ребра, это и не дало ей родить естественным путем. «Кулаки шарлатана отправили принцессу на тот свет», — заключила Екатерина.

Екатерина Михайловна Румянцева, неизвестный художник, ок. 1770 / wikimedia

Пеленами повиваю

Как вы думаете, почему повитуху назвали повитухой? По названию одного еще важного действия, которое совершается с новорожденным младенцем – свивание в пеленки. Повивальник (или свивальник) – это широкая тесьма, которой обертывали малыша поверх пеленок для того, чтобы ручки и ножки лежали ровно

Кстати сказать, того же корня слова «повойник», «повой» – так назывался головной убор, которым обвивали голову замужние женщины. А новорожденного младенца положено было повивать не в пеленки, а в отцовскую рубаху. Причем, не свежевыстиранную, а только что снятую с тела, хранящую родной запах. Считалось, что в этом случае отец будет сильнее любить свое чадо, а оно, в свою очередь, будет спокойнее спать.

Кроме того, подобные обрядовые действия имели еще одну причину: «привязать» малыша к дому, к семье, к роду, установить прямую связь с родителями

Между прочим, современные ученые подтверждают важность таких ритуалов. Ведь не случайно психологи настаивают на том, что младенец сразу после родов должен полежать у мамы на животе, услышать привычный стук ее сердца, сразу познакомиться с родителями и не разлучаться с ними в первые часы и дни своей жизни

Вместо уютного уголка в родительской постели, где царят знакомые запахи и звуки, современных детей встречает яркий, слепящий свет и лязг медицинских инструментов, а потом новорожденных младенцев, испуганных и одиноких, отправляют в детское отделение якобы для того, чтобы дать маме «отдохнуть после родов». Впрочем, это тема для отдельной статьи.

Возвращаясь к знакомству малыша с новым миром, стоит упомянуть еще такой факт. Запеленатого в отцовскую рубаху младенца повитуха поднимала к матице – балке поперек дома, на которую опирается в деревенских избах потолок и которая считается центральным и самым важным местом в доме. Это тоже делалось с целью «привязать» кроху к дому, где ему отныне предстояло жить.

Самая известная «бабка»

После этой истории русская царица страшно разозлилась на короля Пруссии Фридриха II: он участвовал в брачных переговорах, мог бы и сказать, что у принцессы был искривлен позвоночник.

«Бабку» же, графиню Екатерину Михайловну Румянцеву, которая изо всех сил старалась спасти Великую княгиню, царица, наоборот, наградила и долго не отпускала в отставку. Екатерина Михайловна принимала роды у второй жены Павла, красавицы Марии Федоровны, — этот младенец стал потом императором Александром I.

Неизвестно, где графиня обучалась повивальному искусству. Мы знаем только, что Катю, европейски образованную дочь фельдмаршала Голицына, выдали замуж за графа Румянцева. Он через несколько лет после свадьбы оставил жену и детей и то пропадал на войне, то увлекался какой-нибудь «обывательницею Данцига».

Граф писал жене письма, в которых ругал ее последними словами и просил денег. Денег она не давала, скупо сообщала о детях и предлагала перестать позориться и вернуться в семью.

Когда Екатерина Михайловна Румянцева все-таки ушла с должности придворной повивальной бабки (Екатерина очень не хотела ее отпускать), то постоянно покупала земли и открывала какие-то фабрики — умножала капитал и занималась делом.

Мужа она так и не видела, но отлично прожила и без него и воспитала детей достойными людьми. Кажется, эта история говорит нам о том, что роды у цариц принимали лучшие женщины современности. К сожалению, при тогдашнем уровне медицины и они не были всесильны.

Фото: портрет Александра I, 1778 /wikimedia

Что можно и чего нельзя делать 8 января 2023

Что можно делать

В Собор Пресвятой Богородицы было принято почитать бабок-повитух. Женщины приходили к повитухам, которые принимали у них роды, и показывали детей, появившихся на свет с их помощью.

В этот день было принято поднимать маленьких детей на руках выше своей головы, чтобы они быстрее росли и были здоровыми.

Также 8 января называли «Бабьими кашами», поэтому главным угощением и лакомым подарком в этот день принято считать именно это блюдо. И сейчас каша на Собор обязательно должна быть на столе.

Беременным в праздник Бабьих каш нужно было заказать панихиду по умершим. Иначе роды будут сложными.

Чего нельзя делать

Сегодня нельзя в чем-либо отказывать беременным и повивальным бабкам, иначе с отказавшим может случиться беда большая.

По примете, нельзя 8 января работать, особенно этот запрет касался будущих матерей и отцов. У ослушавшихся может родиться малыш с разными физическими отклонениями.

Согласно поверью, в праздник Бабьих каш беременные должны ходить по домам со столовой ложкой и просить у хозяев накормить их кашей, специально приготовленной для этого случая. Отказывать такой гостье нельзя – иначе может в доме приключиться множество проблем: пожар, хищники нападут на скотину или же вовсе смерть придет.

Запрещено 8 января что-либо брать из рук повитухи – может ребенок заболеть. Поэтому если повитуха что-то давала, просили ее этот предмет положить на пол или стол, чтобы потом его забрать.

Не разрешалось кому-то показывать младенца, со дня рождения которого еще не прошло 40 дней. Исключение делалось повитухе.

Нельзя сегодня есть пригоревшую кашу девушке, недавно вышедшей замуж, – скоро узнает об измене супруга.

В этот день запрещалось из дома выносить хлам, особенно – старую треснувшую посуду. По примете, придет в семью горе и несчастье.

Не рекомендовалось 8 января в дом, где есть новорожденный, пускать на ночлег путников, но и отказывать путешественникам тоже воспрещалось, иначе вместе с ним может счастье уйти. В такой ситуации хозяева дома обязательно кормили зашедшего к ним гостя, а ночевать отправляли в другой дом, дав с собой угощение.

Сегодня под запретом кисель. Верили в народе, что тот, кто его выпьет в день Бабьих каш, очень скоро отправится на тот свет.

История и значение праздника

Собор Пресвятой Богородицы относится к числу тех праздников, о которых точно известно, когда они официально появились. Установлен он был в далеком 681 году. То есть, в сравнении с другими христианскими праздниками, Собор Пресвятой Богородицы появился не так давно.

Решение об его установлении было принято Третьего Константинопольского собора, во время которого император Константинополя хотел примирить противоборствующих в христианской церкви партий. Помимо этого было принято решение об установлении нескольких новых праздников, в том Собора Пресвятой Богородицы.

Дело в том, что решила воздать должное не только тому, что Господь принес в мир с сыном своим, но и родственникам Иисуса. Ведь в жизни Христа важную роль сыграла его семью, которой пришлось пережить многое.

В церкви это понимали, поэтому не могли оставить этот момент без внимания, так как Мария, Иосиф и их родственники являются неотъемлемой частью жизни Иисуса. То есть, церковь решила соединить Божественное и человеческое.

Если говорить в двух словах, то Собор Пресвятой Богородицы является праздником, во время которого верующие начали чествовать не только Иисуса, Марию и Иосифа, но и всех по-настоящему близких им людей.

Еще до появления христианства на Руси, в этот день девушки, роженицы и беременные женщины ходили к бабкам за благословением. При этом они приносили родильницам пироги, конфеты и другие вкусности, в знак благодарности. Повивальные бабки, в свою очередь, благословляли пришедших к ним женщин и желали крепкого здоровья их детям.

То есть, Бабьи каши чествует матерей с их новорожденными детьми, а также тех, кто принимал участие в родах. Поэтому не удивительно, что славяне решили объединить Бабьи каши с христианским праздником.

Помимо традиции чествовать рожениц, женщин у которых есть детки и повивальных баб, в этот праздник славяне соблюдали множество других традиций. Например, именно в этот день молодые мамы в первый раз стригли детям волосы. Они полагали, что делать это нужно именно в этот праздник, дабы дети росли здоровыми и крепкими.

Кроме того, в Бабий день мужчины приходили к своим тещам и приносили им угощения. Таким образом, они благодарили женщин за их дочерей. Тещи, в свою очередь, накрывали богатый стол своим зятьям, чтобы отблагодарить их за женитьбу на их дочери.

Помимо зятьев, которые посещали своих тещ, и рожениц, посещавших повивальных бабок, по домам ходили ряженые, которые надевали на себя костюмы ведьм, чертей и другой нечистой силы. Молодые люди колядовали, собирая с соседей всевозможные угощения.

Однако ряженые делали это не ради угощений, а для того, чтобы показать нечистым силам, что место в их деревне уже занято. Дело в том, что древние славяне верили, что именно в этот день ведьмы и черти начинали веселиться, ходя по деревням, делая всевозможные гадости.

Более того, что славяне верили, что если в этот день они чествуют рожениц, то черти будут воровать младенцев. Поэтому они и устраивали подобные маскарады, дабы обмануть нечисть, показав, что в деревне уже гуляют их «коллеги».

В этот день на площадях проводились народные гулянья с играми и забавами. То есть, праздник этот славяне отмечали с немалым размахом. Поэтому неудивительно, что христианская церковь не искоренила его, а сделала его частью своего праздничного календаря.

Кроме того, что на Бабьи каши люди веселились и забавлялись, они обращались музыканту и укротителю злости Давиду. В основном к этому пророку обращались странники, которые собирались отправляться в путь. Они полагали, что пение Давида, а также его игра на гуслях отпугнет всех потенциальных злодеев, которые могут встретиться страннику в пути.

К Давиду обращались даже те, кто не верил в него. Дело в том, что так им гораздо легче было отправляться в дальнюю дорогу, держа в голове мысль о том, что их оберегает укротитель гнева Давид.

Помимо этих традиций, существовало и множество других, ведь славяне были довольно суеверными людьми, которые верили как в богов, так и в нечистые силы.

Особенно рекомендовалось в этот день ходить к бабкам будущим мамам и молодым девушкам.

Посещение и совместная еда с повивальными бабками иногда проходила с вечера «до белого света». За столом все веселятся, шутят, разговоры почти всегда исполнены сексуальным подтекстом. Сама повивальная бабка иногда проводит ритуалы, которые должны помочь женщинам иметь больше детей. Повитуха варила кашу для рожаниц из проса или гречихи. Этому блюду отводилась важная роль в обрядовых действах. Например, чтобы предупредить низкорослость ребенка, бабка поднимала горшок с кашей, приговаривая: «Расти высоко-высоко». Чтобы малыш поскорее встал на ноги, старшим детям тоже вручался горшок с кашей: её полагалось съесть на улице, а в пустой горшок посадить петуха или курицу (соответственно полу новорожденного). В этот день стригли детям, а в память умерших ставили Роду и Рожаницам особую трапезу.

Бабка повивальная – в деревне всем родня дальняя. Ни одни родины не обходились без повитухи. Бабка пособляла роженице. И была она, как говаривали, с руками. Зная обычаи старины, бабка знала своё дело. При муках роженицы затапливала баньку, вываживала роженицу по солнцу. Бабканье – повиванье – утворялось добрым словцом, добрыми травами, добрыми молитвами. Одымляя роженицу, то есть, запалив берёзовую лучину и поджигая полынь с травой бессмертником, бабка радела о лёгких родинах.

Далеко не любой женщине доверялась сложная и ответственная задача принятия родов. Во-первых, она должна была быть немолодой, т.е. исчерпавшей детородный возраст. Повитьё даже и называлось «бабканьем». Во-вторых, повитухой могла быть только та, что сама рожала детей, и ни в коем случае к повивальному искусству не допускалась девственница. Она обязательно должна была быть «с руками», т.е. ловкой и знающей. При первых схватках роженицы растапливала баньку, чтобы облегчить её муки, окуривала берёзовой лучиной, травами полыни и бессмертника, читала добрые молитвы, поддерживала ласковыми словами.

Надо отметить также, что к родовспоможению привлекались женщины, не запятнавшие свою честь супружеской изменой или сварливым либо вздорным характером. Считалось, что иначе можно нанести вред как здоровью, так и судьбе новорожденного. По этой же причине запрещалось принимать помощь в родах от черноглазых бабок. Исстари существовало поверье, согласно которому между повитухами и принятыми ими младенцами устанавливались духовно-родственные отношения.

Мыла бабушка не для хитрости

Потом младенца следовало обмыть. Это была не просто гигиеническая процедура, с ней тоже связано множество ритуальных действий. И первое омовение, и последующие, вплоть до крещения, должны были смыть с малыша всевозможные болезни и некую печать иного мира, из которого пришел новорожденный, а также уберечь от сглаза.

Обычно первое омовение матери и ребенка совершалось в бане. Новоиспеченной маме повитуха делала, выражаясь современным языком, послеродовой массаж – поправляла золотник (матку), ставила на место органы, сместившиеся во время беременности и родов (примерно тем же самым занимаются сейчас врачи-остеопаты).

Затем повитуха садилась на полок, клала новорожденного себе на вытянутые ноги и поливала особой водой. Эта вода готовилась заранее, в нее добавлялась соль «от всякой болезни и нечисти», вымачивалось яйцо, «чтобы ребенок был белым и чистым», серебряная монета, «чтобы он был богатым». При этом бабка приговаривала: «Мыла бабушка не для хитрости, не для мудрости, Мыла ради доброго здоровьица, Смывала причище, урочище, призорище (разные виды сглаза). Водушка текуча, Анюшка ростуча, Водушка в землю, Анюшка кверху.»

После этого воду, которой мыли ребенка, выливали снаружи избы на тот ее угол, в котором в доме висят иконы. Считалось, что чем выше выплеснут воду, тем выше вырастет ребенок.

Картины Бориса Михайловича Ольшанского

В детстве в 90-х у меня была весьма интересная книга, — «Из сказок тысячи и одной ночи», в которой мне очень нравились красочные иллюстрации сказочного Востока с джинами и жар-птицами, недавно вспомнив о ней я решил таки узнать, кто этот замечательный художник.

Книгу пришлось долго искать по памяти, а после узнавать авторство художника, кстати весьма неплохого художника.

А вот иллюстрации к этой книге восточных сказок

Если что, жители Тамбова, он является вашим земляком, где он и родился 25 февраля 1956 года.

В 1980 г. – окончил Пензенское художественное училище имени К. А. Савицкого.

В 1986 г. – окончил Суриковский институт г. Москвы.

С 1989 г. член союза художников СССР.

В 1993 г. – персональная выставка (более трёхсот работ) в картинной галерее г. Тамбова.

С 1995 г. – выставки в Центральном Доме художника на Крымском Валу в Москве.

Собственно иллюстрации в начале 90-х для различных изданий были так сказать пробой пера и попыткой заработать хоть какие то деньги, в последствии он отошел от иллюстраций и решил заняться исключительно живописью, сделав акцент на историю России и особенно историю Древней (ещё дохристианской) Руси.

Вот ряд его работ, Пересвет на Куликовом поле

Алёша Попович и Елена Прекрасная

Слово о полку Игореве

Огненный Волх, Ночь воина

Рождение воина

Пора летнего цветения

И особо мне понравившаяся — Из темной глубины веков

Кстати жена у него как оказалось, тоже художник — Татьяна Ольшанская, но более специализирующаяся по пейзажам и русской природе, вот, чем то мне эта её картина понравилась, в деревню захотелось.

4.

Как кормили, учили ходить, и что значит «разрезать путы»
Кормили малыша всегда грудным молоком.

Кормили новорожденного исключительно грудным молоком. Если мать этого не делала, она брала на себя грех, поскольку разрывала магическую связь между собой и младенцем. Более того, полагали, что даже если по каким-то ужасным причинам ребенок умер, он еще долго может являться по ночам, чтобы отведать материнского молока.

Ходить учили так же, как и сейчас. Также делали своеобразные ходунки из кожаных ремешков и веревок. Если к году малыш все еще не постигал искусство хождения, нужно было разрезать путы. По преданиям, именно они не давали ребенку шагать. Чтобы это сделать, нужно было поставить ребенка на лавочку, после чего отец должен был взять ножницы или две лучины и сделать движение, которое имитировало разрезание веревок между ногами сына или дочери. К после чего нужно было сказать ребенку, что он может ходить, поскольку «путо разрезано».

Чему обучали детей на Руси: какие ценности старались привить мальчикам и девочкам

В прежние времена отношение к детству кардинальным образом отличалось от того, что мы привыкли наблюдать сейчас. Ребёнок не считался самостоятельной личностью, имеющей какие-либо права.  С ранних лет детей готовили к ответственности, формируя у них тех навыки и умения, которые будут необходимы им в будущем.

Основным содержанием воспитания и обучения детей на Руси было развитие патриотизма, смелости, трудолюбия, доброты и уважения к старшему поколению. Именно эти личностные качества являлись первостепенными, несмотря на достаточно суровые и специфические методы.

Обнаруженные в процессе археологических раскопок фрагменты детских игрушек могут многое рассказать об особенностях воспитания детей в минувшие времена. Большинство из них имитировали те атрибуты, которые присущи для мира взрослых.

  • Для мальчиков изготавливали игрушечное оружие: деревянный лук со стрелами, различные копья и кинжалы.
  • Для девочек предназначалась игрушечная посуда: глиняные горшки и кувшины и прочие столовые предметы, имитирующие кухонную утварь того периода.

До 4-х лет уход и забота о ребёнке возлагалась исключительно на женщину. Именно мать должна была начать учить детей мелкой домашней работе — это было вынужденной необходимостью, так как работу по дому и содержание хозяйства требовало массу времени и сил.

Начиная с 5-6 лет воспитание девочек и мальчиков приобретало яркие отличия: девочки активно обучались навыкам ведения домашнего хозяйства, а мальчиков отец привлекал к физическому труду и тому мастерству, которым занимался сам.

В возрасте 15 лет ребёнок становился полноправным членом общины.

Славянские традиции родов

И вот наступает самый важный момент – роды. К этому событию готовятся долго, относятся серьезно. Ведь приход младенца из Нави обозначает открытие врат между мирами

Важно было родить ребенка в другом месте, не в доме. В северных культурах славян роженица старалась в это время удалиться в лес, в отдельную заимку

Она понимала, что невольно отворяет дверь иному Миру, помогая явиться на свет новой душе. Также местом рождения могла быть натопленная баня или даже поле под стогом сена, если время пришло рожать в пору покоса.

Вот обычаи и славянские традиции самих родов:

женщине расплетали волосы – считалось, что так ей легче было раскрыться;

все сундуки, замки, ящики, бочонки, двери, окна – всё в доме открывали, давая понять Божъему Миру о том, что сейчас важно раскрытие матери и выход младенца;

присутствие мужа было обязательно;

пуповина перерезалась на стреле, либо топоре, если рождался мальчик, на веретене, если – девочка;

перевязка пупка делалась специальной нитью, сплетенной из льна и волос отцовских, материнских;

первая пелена, пеленка – отцовская рубаха, если родился мальчик, материнская рубаха — для девочки.

Традиции беременности и родов были многочисленными, касались и периода вынашивания ребёнка, и самих родов, и принятия ребёнка в род и ухода за младенцем. При родах славянским женщинам помогала старшая женщина. Считалось, что самая лучшая повитуха – это та, у которой уже есть свои дети — крепкие и здоровенькие.

Традиции беременности и родов есть у каждого народа — ведь это важнейшее дело, касающееся выживания. Мы видим, что славянские традиции просты и мудры, полны уважения к женщине и, в то же время, наполнены волшебством и верой в Родных Богов.

Бабьи Каши 8 января

Январь богат на славянские праздники, но в статье речь пойдет лишь о двух.

8 января отмечается праздник с необычным названием-Бабьи Каши. Изначально он был посвящен богиням славянского пантеона: Макоши, Матери-Сырой Земле, Рожаницам и некоторым другим.

Позже в этот день стали чествовать и бабок-повитух, поскольку наши предки считали этих женщин слугами богинь-матерей, дающих новую жизнь.

Макошь является одной из главных богинь. Она жена Перуна-громовержца, богиня судьбы и благополучия. Не случайно кумир Макоши находился в Киеве у князя Владимира.

Об этом свидетельствуют летописи 12-14 веков:

“И постави кумиры на хълме въне двора теремъного Перуна древяна, а главу его съребряну, а ус злат, и Хърса, и Дажьбога, и стрибога, и Съмаргла, и Макошъ”.

Мать-Сыра Земля-это богиня Земли и жена Неба. От их союза рождается все на на нашей планете, благодаря ее покровительству продолжается сама жизнь.

Рожаницы олицетворяли женское начало, способность рождать новую жизнь. Им были посвящены и другие праздники славян в течение всего года.

Бабки-повитухи были у славян особо почитаемы, поскольку помогали женщинам разрешиться от бремени. Их считали практически родственниками, а в день Бабьих Каш приносили дары.

Повитухой могла стать лишь женщина, у которой есть свои дети и семья. Она должна обладать опытом, знать лекарственные травы и традиционные заговоры.

В этот день женщины с маленькими детьми и беременные приходили в гости к бабкам-повитухам. Они приносили угощение-блины, выпечку, мед и пиво. А сама повитуха варила кашу из проса или гречихи.

Такая каша имела сакральный смысл. Каждая из присутствующих женщин должна была отведать ее хотя бы ложку. По поверьям, это способствовало женскому здоровью и плодовитости.

Маленьким детям тоже давали горшочек с такой кашей. Ее ребенок съедал на улице, а остатки скармливал птицам. Считалось, что это поможет ребенку быстрее подрасти и окрепнуть.

Эти своеобразные женские посиделки могли продолжаться до самого утра. На прощанье бабка-повитуха каждой из участниц давала напутствие и доброе пожелание.

Защитники семьи

Воспитывали мальчиков и девочек по-разному. Мальчикам внушали, что они должны быть защитниками, воинами и кормильцами, девочек — хозяйками в доме, хранительницами очага и просто мамами. Дети носили сшитые из родительской одежды рубахи. Считалось, что в такой одежде детей защищает родительская сила.

Древнерусские игрушки для детей делались из того, что было под рукой: дерево, древесная кора, кожа, кость, глина или солома. Игрушками для мальчиков становились мечи из дерева и игрушечные луки. Самой распространенной куклой считалась фигурка человека или различных животных из дерева.

Восстановление после родов

Как известно, раньше рожали детей при помощи повитух. Эти женщины помогали роженице и младенцу. После появления детского места, бабка вправляла матку в нужное положение. Именно эта манипуляция в основном влекла смерть. Сразу после родового акта, матери давалось время для отдыха и восстановления сил. Весь период лактации, женщина была освобожденной от тяжелой работы, кормили ее сверх нормы.

Роженица после родов в старину дважды в день парилась в бане на протяжении недели. Таким образом, пытались воздействовать на сокращение матки. Мать считалась полуживой, ей разрешалось лежать несколько недель на кровати, если было кому заботиться о малыше.

Во время войн, все проходило значительно суровей. Матерям, потерявших мужей, приходилось выходить на работу, чтобы прокормить семью. Им было сложно восстановиться. Через тяжкий труд, появлялось выпадение матки и внутренних органов.

Женщины имели специальные подвязки, надевающиеся на плечо и поддерживающие внутренности во вправленном положении. Отсутствие условий для нормальной гигиены, негативно влияло на здоровье послевоенных матерей, наблюдался высокий уровень смертности от инфекций. Но экология, натуральные продукты и физическая подготовленность делали тогдашних женщин выносливей.

Роды в старину проходили примерно так же, как и сейчас. Вперед шагнула отрасль медицинского обезболивания детородного процесса, и появилось комфортное пребывание роженицы с малышом в послеродовой период. Их не сравнить с антисанитарными условиями старины. Некоторые приемы и методы извлечения ребенка из матки используются в гинекологии по сегодняшний день. Положение женщины в родах осталось неизменно вертикальным.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Альбатрос
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: