Школьная травля

Как помочь ребенку

Немаловажный момент заключается и в том, как помочь страдающему от буллинга в школе ребенку. Во-первых, родителям стоит быть очень внимательными к чаду, ставшему жертвой агрессивного поведения других детей. Если он страдает от словесных нападок и оскорблений, родители как никто другой способны подобрать правильные слова, чтобы убедить свое дитя в том, что он важный человек, а также в том, что вокруг есть люди, искренне любящие и уважающие этого ребенка.

Важно научить ребенка не принимать на себя роль жертвы. Зная, что в школе есть потенциальные задиры, не стоит ругать ребенка, если вдруг у него отобрали телефон, деньги или что-то другое

Родителям рекомендуют обратиться с жалобой сначала в школьную администрацию, при ее бездействии – в правоохранительные органы. Идти на контакт с родителями обидчика нецелесообразно, поскольку задира может копировать их поведение, либо в его семье он имеет максимум поощрения. Своему ребенку нужно уделить максимум поддержки и заботы, придавая ему уверенности в себе. Уверенный в себе ребенок вскоре перестанет быть целью буллинга, потому что задире станет не интересно допекать такую жертву.

В процессе обучения в школе у ребенка закладываются важные навыки общения, буллинг способен подкосить чувство доверия к окружающим, равно как и нанести психологические травмы

Очень важно следить за поведением детей, с малых лет учить их взаимоуважению, пресекать попытки буллинга. С течением времени буллинг стал насколько актуален и опасен, что за его проявления начинают наказывать, в частности, в законодательном порядке

Буллинг – серьезная проблема современного общества, но, взявшись за решение с самых первых проявлений, ее можно искоренить.

Основные виды детского моббинга в школе – кто есть жертва, а кто преследователь?

Дети в школе могут подвергаться основным видам моббинга:

Вербальный: издевки, насмешки, придирки, клевета

Речевое воздействие или высказывание к будущей жертве-школьнику. Такой способ издевки, могут применять как девочки, так и мальчики. Негативные словоизлияния о жертве травли направлены для того, чтобы ранить его. Далее для наибольшего эффекта могут быть высказаны комментарии высмеивающего характера. Жертва моббинга становится объектом всеобщего посмешища.

Изоляция, бойкотирование

Объявление бойкота одна из форм моббинга, которая предполагает обречение на одиночество. Классический вариант, когда человека прогоняют из определенной группы, действуя не по его воле. Таким образом, могут даже заставить повиноваться их требованиям. Приведу пример возможного сценария: жертву травли могут впустить в коллектив, делая вид, что он свой, а затем кардинально меняют к нему отношение. Все действия сопровождаются переглядываниями, усмешками и дерзкими комментариями. Такая форма моббинга распространена среди девочек.

Физические способы травли

Преследователи применяют явные способы физического воздействия: ставят подножки, толкают, устраивают захваты, наносят удары. К такой форме моббинга прибегают, в большинстве случаев мальчики. Мальчики, которые подвергаются моббингу слабее своих преследователей.

Разные виды угроз

Они оказывают сильное давление на жертву, ставят ультиматумы. Обычно обидчики грозятся нанести материальный или физический вред.

Что делать, если ребенка отвергают

Не все дети могут и хотят рассказывать родителям о своих проблемах, и чем старше ребенок, тем меньше вероятность, что он пожалуется родителям на происходящее. Стоит проявлять интерес к делам своего ребенка, но делать это ненавязчиво. Если он ничего сам не рассказывает, следует понаблюдать за ним.

В первую очередь надо сходить в школу, поговорить с учи-телями об отношениях своего ребенка с одноклассниками, по-смотреть, как себя ведет ребенок в классе после уроков или на перемене, на праздниках: проявляет ли инициативу в общении, с кем общается он, кто общается с ним и т.д. Можно обратить-ся за помощью к школьному психологу, ему легче осуществлять наблюдение за детьми.

Следующие симптомы могут свидетельствовать о том, что ребенку плохо в классе, его отвергают.

Формы психологической травли

Современная статистика свидетельствует о том, что каждый четвертый ребенок подвергался когда-либо травле в школе.

Эмоциональное насилие и травля происходит в разных формах.

  • Физическая предполагает побои, намеренное травмирование ребенка, толкание и т.д.  
  • Поведенческая — это бойкот, игнорирование, изоляция в коллективе, интриги, шантаж, вымогательства, создание неприятностей (крадут личные вещи, портят дневник, тетради).
  • Вербальная агрессия выражается в постоянных насмешках, подколах, оскорблениях, окриках и даже проклятиях, сплетнях (распространение заведомо ложных слухов, выставляющих жертву в невыгодном свете).
  • Кибербуллинг — очень популярное среди подростков явление, которое  проявляется в травле при помощи социальных сетей или посылании оскорблений на электронный адрес. Сюда же относят съемку и выкладывание неприглядного видео в общий доступ.

Обидчики — чрезвычайно изобретательны. Обидчиками могут быть и мальчики девочки-подростки, травля не зависит от пола, роста, национальности или предпочтений. Повод может быть самым разным. Поэтому пострадать от буллинга может любой ученик. При этом зачастую могут даже отсутствовать какие-либо конкретные основания для агрессии. Объектом буллинга чаще всего выбирают тех, кто отличается от других детей и не может себя защитить.

Несколько слов об уверенности в себе

Если ребенка в классе не любят и отвергают, его родителям необходимо:

Я уже говорила, что часто непопулярными становятся дети, имеющие какие-либо физические недостатки или поведенчес-кие проблемы, неуверенные в себе. Именно родители могут помочь ребенку преодолеть чувство неполноценности, превра-тить недостаток в достоинство. Однако родители, наоборот, часто бывают слишком критичны и нетерпимы к особенностям своего ребенка. К сожалению, мы слишком часто даем какую-либо оценку поступкам и словам своих детей, порой даже не замечая этого. Ребенок кажется нам слишком активным, и мы, сокрушаясь, говорим подруге: «Он неусидчив». Таким образом мы прогнозируем его будущее, исходя из своей оценки, и, об-щаясь с ребенком, начинаем загонять его в рамки нашего не-гативного прогноза. «Вечно ты вертишься, бесишься! Ты ведь никогда не можешь посидеть молча…» и т.д. Если ребенок тих и не стремится к общению с окружающими, мы переживаем, что ему будет трудно заводить друзей, он будет одинок. Ребе-нок говорит что-то, не соответствующее нашему настроению, мы резко обрываем его: «Опять ты говоришь, глупости!» При-клеивая ярлыки, мы убеждаем ребенка — он именно такой:

неуверенный, неусидчивый, глупый. Ребенок сначала неосоз-нанно, а затем и сознательно начинает строить свое поведение, исходя из предписанной ему взрослыми роли.

Мальчика Васю, героя рассказа Ю.Я. Яковлева «Рыцарь Вася», из-за его полноты и неуклюжести прозвали Тюфяком, а он мечтал о рыцарских доспехах. Но «кроме насмешливого зер-кала, к действительности его возвращала мама

Услышав из кух-ни его шаги, от которых жалобно звенели стаканы, мама кри-чала: «Осторожно! Слон в фарфоровой лавке!»». И родители в этой непростой ситуации из союзников и помощников сами превращаются в преследователей, а ребенок остается один на один со своей проблемой

Если уж родители не принимают ре-бенка таким, какой он есть, насмехаются над ним, то чего же ждать от остальных.

В детстве мне очень нравились сказки замечательной фин-ской писательницы Туве Янсон о Муми-тролле. В одной из них Муми-тролль, играя с друзьями в прятки, спрятался в шляпе Волшебника и вышел оттуда настолько преобразившимся, что друзья не узнали его и даже задали ему взбучку. Пришедшая на шум Муми-мама тоже сначала не узнала своего сына, но, при-стально вглядевшись в его «испуганные глаза-тарелки», призна-ла, что это Муми-тролль. И тогда он снова стал самим собой. Муми-мама обняла его и произнесла особенно впечатлившие меня слова: «Уж моего-то маленького Муми-сына я узнаю всег-да, что бы ни случилось». Для меня в этих словах заключается основной смысл родительской любви и поддержки: принятие и помощь ребенку в любой ситуации. Главное -уметь принимать своего ребенка (может быть, более застенчивого или излишне эмоционального по сравнению с другими) таким, какой он есть…

Спокойные, уверенные в себе родители, не ждущие от ре-бенка моментальных сверхдостижений, с пониманием относя-щиеся к его успехам и неудачам, — вот залог развития у ребен-ка уверенности в своих силах и адекватной самооценки.

Как помочь своему ребенку стать увереннее (обращение психолога к родителям)

В сложных ситуациях не стремитесь все сделать за ребенка, но и не бросайте его одного

Предложите справиться с проблемой вместе (не важно, что это — шнурки на ботинках или первая ссора с приятелем). Иногда достаточно просто побыть рядом с ребенком, пока он пытается сделать что-то

Родительская любовь для ребенка вещь не очевид-ная; если родители никак не проявляют своих теплых чувств, то ребенок может решить, что его не любят. Это сформирует у него чувство беспомощности и незащи-щенности, а следовательно, и неуверенности в себе. Преодолеть это чувство помогает телесный контакт. Можно просто погладить ребенка по голове, обнять, посадить на колени. Это никогда не будет лишним ни для малышей, ни для дошкольников, ни для младших школьников.

Все сказанное отнюдь не означает, что ребенка не следует критиковать. Но, порицая его, следует дать по-нять, что вы критикуете конкретный поступок ребен-ка, а ваше отношение к нему не меняется. Можно ска-зать ребенку: «Мы любим тебя всегда, что бы ты ни сделал, но иногда нам бывает трудно не сердиться (оби-жаться) на тебя!»

Моббинг причины

Причинами моббинга, могут быть факторы, внешнего характера и особенностями внутри личностными, каждого участника. Если, сотрудника, невозможно уволить юридическим путем, запускается процесс прессинга и давления.

Так же, способствую следующие причины:

  • страх, перед новым, более удачливом членом коллектива;
  • нездоровая атмосфера;
  • склочный коллектив;
  • плохая кадровая политика;
  • неграмотное руководство;
  • зависть к сотруднику;
  • подсиживание (стремление занять ваше место, либо, пристроить своего)

Иногда, сам сотрудник, создает предпосылки, плохого к нему отношения.

  • игнорирование корпоративных мероприятий;
  • обособленность от других членов коллектива;
  • собственный негативный настрой;
  • неуверенность в себе.

Некоторые индивидуумы, желая поднять собственную значимость, выбирают объект и начинают травлю, склоняя к этому, других участников. Такое поведение, может быть следствием травмы, полученной, в детском возрасте, Человек сам, был жертвой подобного поведения в школе. Это грозит, организатору, не только победой над выбранным объектом, но и потерей авторитета. С другой стороны, моббингу, могут быть подвержены люди, независимо от характера и личных качеств.

Почему родители бездействуют

1. Страшно признать собственную беспомощность

В одной из западных работ родители описывали свои переживания в момент, когда узнавали, что их ребенок — жертва буллинга: это было похоже на попадание в шторм. Вначале облака сгущаются и меняется ветер: появляются «первые звоночки» того, что по отношению к ребенку происходит что-то нехорошее.

Родители надеются, что во всем разберется школа или что травля закончится сама по себе. Но шторм все равно приходит, и в его эпицентре — чувство разочарования и беспомощности из-за того, что ты оказался неспособен помочь собственному ребенку.

Когда шторм заканчивается, семье остается подсчитывать убытки и разрушения: многие родители жалеют о том, что не включились в ситуацию раньше, другие — что пообещали ребенку, что скоро все будет хорошо, хотя никаких реальных оснований так говорить у них не было.

2. «Я справился, и ты сможешь»

Если родители жертвы сами пострадали в детстве от насилия — от домашних скандалов до школьной травли — они могут считать, что это нормальная часть взросления. Те, кто был жертвой, могут теперь избегать похожей ситуации с собственным ребенком, чтобы избежать травмирующих воспоминаний. А те родители, которые в детстве были инициаторами или активными участниками травли, редко способны адекватно оценить происходящее с собственным ребенком, если он оказался жертвой.

3. Мой ребенок не такой

Обычно родители буллера узнают о травле быстрее, чем родители жертвы, — на их ребенка жалуются другие родители и учителя. Но, если в остальное время ребенок не проявляет открытую агрессию, родители не всегда верят жалобам. А если ребенок к тому же хорошо учится, то в школе тоже могут закрывать глаза на то, что он — буллер и манипулятор. Для многих учителей отличники и активисты попадают в категорию любимчиков, что мешает объективной оценке ситуации. И если представить хорошего ученика в роли жертвы учителя еще могут, то его роль организатора травли они отрицают до последнего.

Дети ведут себя хорошо, если могут

Однако Росс В. Грин, несколько лет совместно с коллегами занимающийся проблемами таких детей, утверждает, что детям тоже не нужны истерики. «Дети ведут себя хорошо, если могут» — это основная позиция автора книги. Сравните с «Дети ведут себя хорошо, если хотят».

Бывают дети, которые не умеют хорошо рисовать или которые никогда не достигнут высоких результатов в спорте и музыке, а есть дети, имеющие особые проблемы – отсутствие адаптивности и самоконтроля – и таких детей мы называем взрывными, невоспитанными, трудными. Детьми, для которых единственный возможный вариант поведения в ряде ситуаций – истерика. Но почему? Что делает собака или другое животное (не обладающее речью), если ей наступят на хвост или зайдут на ее территорию? Рычит, лает, кусается и убегает. Что делает ребенок, не умеющий говорить или выражать свои эмоции? То же самое! Рычит, кричит, психует и убегает. А взрывные дети часто не умеют выражать свои эмоции: они не умеют анализировать свои чувства и желания и не обладают достаточным словарным запасом, чтобы описать свое беспокойство и потребности.

«Дети не выбирают сознательно вспыльчивость как манеру поведения, точно также как дети не выбирают сниженную способность к чтению».

Взрослые, понимая, что есть дети с проблемами интеллектуального и физического, должны признать, что есть дети и с проблемами адаптивности и самоконтроля. Это взрывные дети. Это другие дети. «Но ведь мои родители воспитывали меня так, как я воспитываю своего сына или дочь, и я вырос хорошим человеком, почему я должен идти на уступки своему ребенку?». А почему родители должны заниматься с ребенком решением логопедических проблем? Почему родители должны по особой методике учить детей с ДЦП? Эти примеры кажутся нам очевидными: мы знаем, что дети с нарушением речи и с ДЦП – другие, а взрывных детей мы считаем просто невоспитанными. Нам кажется, что нужно просто найти подход к этим детям, быть строже, не потакать капризам, «правильно» воспитывать. Конечно, капризам потакать не нужно, не нужно и вырабатывать связь «истерика – достижение цели». Но что же нужно? Как работать с такими детьми?

Причины возникновения

Причины возникновение буллинга и моббинга разнообразны, причем некоторые противоречат друг другу. Выделяют три основные:

  1. Первая причина – вседозволенность. Чаще лидерами буллинга становятся дети, которым поощряют свободное поведение, без запретов. Такие индивиды позволяют себе делать колкие замечания окружающим, несмотря на их возраст, они могут ударить кого-то из членов семьи и не получить наказание, им чужды понятия равенства, щедрости и т. п.;
  2. Вторая причина – нехватка внимания. Инициаторам буллинга не хватает внимания родителей. Перебрав попытки быть хорошим учеником, показать себя с лучших сторон, суметь оказать помощь родителям в тех или иных делах, они не получают должного одобрения. Ребенок выбирает другой путь, превращая обиду в злость и изливая ее на жертву буллинга;
  3. Третья причина – копирование родителей. В семейных отношениях между родителями задиры могут рисоваться картины неравенства. Например, один из родителей позволяет себе оскорблять прочих членов семьи, а также грубо обходиться с гостями. Ребенок копирует поведение авторитетного родителя, ожидая, что ему тоже будут потакать во всем.

Недаром говорят, что поведение играющих на детской площадке ребят – это примерная картина того, что происходит у них дома. Перечисленный список причин возникновения буллинга объединяется тем, что родители могут и не подозревать об агрессивном поведении ребенка, поскольку в их присутствии он ведет себя адекватно.

Дети, воспитанные без запретов

Как бороться с буллингом в школе?

Буллинг является проблемой, которая остро стоит в подростковой и школьной жизни. Усугубляется она тем, что жертвы зачастую замалчивают факт издевательства. Хуже, когда родители знают о произошедшем и не предпринимают попыток помочь ребенку выйти из этого состояния.

Да, ребенок должен постараться справиться с обидчиком сам. Но родители должны поддержать и дать понять «Чтобы не случилось, мы рядом». Когда подросток чувствует поддержку, справиться с проблемами ему намного легче.

Буллинг – это постоянные нападки. Чтобы ребенок мог их остановить, нужно придерживаться следующих правил:

  • Понимать, что проблема есть и ее нужно решать.
  • Обратиться за помощью к человеку, которому доверяешь.
  • Не обращать внимания на нападки булля. Агрессор ждет от вас реакции на свои поступки. Нет реакции – значит он уйдет искать ее дальше.
  • Не давайте себя в обиду. Научитесь давать сдачи. На физическую силу нужно ответить тем же.
  • Найдите группу поддержки – совместными усилиями проще бороться с проблемой.
  • Полюбите себя – нельзя даваться себя в обиду.
  • Поработайте над своей самоуверенностью.
  • Научитесь противостоять манипуляциям.
  • Подумайте, из-за чего началась травля? Вы можете это исправить? Нет? Значит примите себя таким. И не стоит винить себя за несовершенства. Если агрессор это не принимает – это его проблемы, а не ваши.
  • Подумайте о смене коллектива. Примите это как заботу о себе, а не попытку к бегству.

Для решения проблемы необходимо знать причину возникновения буллинга в школе среди подростков. Порой помощь психолога нужна всем участникам конфликта – не пренебрегайте общением со специалистами.

Почему жертва молчит

1. Они мне ничем не помогут

Ребенок-жертва уверен в том, что родитель не сможет или не захочет ему помочь. Например, он привык к тому, что в трудных ситуациях родитель склонен преуменьшать значение происходящего и предлагать ему «не обращать внимания» или «справляться самому». Или ребенок уверен, что будет любим и принят только в том случае, если со всем справится сам и не доставит родителям много хлопот.

2. Будет только хуже

Ребенок предполагает, что родители выберут самые неудачные способы разобраться — эмоциональный разговор с буллерами и попытку их устыдить или агрессивные выпады в сторону классного руководителя с требованием принять меры.

3. Жалко родителей

Ребенку, который очень привязан к родителям, часто бывает трудно рассказать о своих бедах, потому что ему кажется, что эта информация их очень сильно расстроит. Такие дети чувствуют ответственность за душевное равновесие близких и оберегают их, замалчивая проблемы.

4. Жертва и буллер в одном лице

Часто ребенок, которого травят одноклассники, сам вступает агрессором по отношению к другим детям — слабее или младше. Если ребенка вместо поддержки родителей и попытки разобраться в ситуации ждет двойное наказание — он будет молчать.

Патогенез

Моббинг в школе — это систематическое психологическое насилие, которое группа агрессоров под руководством лидера осуществляет над одним или несколькими учащимися. Это насилие может проявляться в различных формах, таких как травля, издевательства и придирки.

Проявления моббинга начинаются с формирования группы агрессоров в классе, и ребенок с лидерскими качествами или выдающимися физическими данными может стать лидером

Лидер имеет важное значение, так как он способен мотивировать и убеждать остальных участников группы в необходимости и правильности насилия

Моббинг в школе может проявиться как открытая, так и скрытая форма насилия. Открытая агрессия чаще всего выражается через физическое и эмоциональное насилие над жертвой. Такое поведение может происходить во время уроков, перемены, на внеклассных мероприятиях или за пределами школы.

Скрытый моббинг, в свою очередь, может проявляться через психологическое давление, задетости, провокации и отчуждение жертвы от коллектива.

Одной из причин моббинга в школе является неполноценность некоторых детей в социальной среде. Моббинг дает группе агрессоров возможность утвердить свою власть и удовлетворить свои потребности за счет остальных учеников. Иногда жертвой моббинга становится не только объектом агрессии своих сверстников, но и преподавателей, что затрудняет ее ситуацию в школе.

Для обнаружения моббинга в школах все чаще привлекаются учителя, родители и психологи. Ведется работа с классами с целью выявления и осознания своего отношения к проблеме. Школы организуют тренинги и мероприятия, способствующие формированию более адекватных взаимоотношений между учащимися

Кроме того, важно обращаться к лидеру группы агрессоров, чтобы изменить его мировоззрение и перенаправить его энергию в более конструктивное русло

Борьба с моббингом

Тяжело в одиночку бороться с враждебно настроенной группировкой. Но все же есть несколько способов, которые помогут улучшить ситуацию. Уволиться или перейти в другое учебное заведение – это крайняя мера. С проблемой моббинга помогут бороться следующие рекомендации:

  1. Попробуйте откровенно поговорить с зачинщиком прессинга. Агрессоры не всегда понимают, что своим поведением приносят боль. Спокойно поговорите о напряженной атмосфере. Предупредите, что не намерены терпеть издевательства. Иногда остановить агрессора может сообщение о том, что его поведение будет предано огласке.
  2. Ни в коем случае не поддавайтесь провокациям. Мобберы хотят запугать жертву, сломить ее волю и подчинить себе. Бессмысленно доказывать им собственную правоту, ваша позиция агрессоров не интересует. Главное, запомните, что безосновательная критика не касается ваших навыков и знаний. Она отражает слабость мобберов, перед которыми нет необходимости оправдываться.
  3. Сделайте скриншоты клеветнических сообщений или постов, порочащих вас. Старайтесь записывать на диктофон все оскорбления. Также в качестве доказательства преследований могут выступить записи или детали личной переписки. Покажите агрессору собранные факты и припугните, что обратитесь в соответствующие инстанции, если издевательства не прекратятся.
  4. Уведомите о проблеме начальство и работника отдела кадров. Они знакомы со всеми сотрудниками, поэтому могут дать дельный совет, как правильно вести себя с агрессорами. Если ситуация остается неизменной, отправляйте жалобу в службу труда.
  5. Ищите поддержку среди близких. Не стесняйтесь обращаться к психотерапевту за советом. Специалисты знают множество способов, как остановить травлю. 

Важная мера по пресечению моббинга в учебных заведениях – усиление системы наказаний и создание четких правил поведения.

Все положения необходимо задокументировать и максимально доступно сформулировать, а также ознакомить с материалом всех учеников. При нарушении правил необходимо соблюдать обозначенное наказание, чтобы подростки осознали взаимосвязь между своим поведением и ответственностью. Также нелишним будет периодически организовывать классные уроки с объяснением недопустимости любых форм травли.

Школьные психологи?

Школьные психологи проводят тесты. Много тестов. Как будто тесты от чего-то спасают. Тесты показывают то, что и так все прекрасно видят.

Вопрос в другом, что с этим делать, как бороться с проблемой насилия в школе? Но психологи, похоже, сами толком не знают.

Правда, придумали классификацию. Есть, например, буллинг, а есть моббинг.

Буллинг – это когда один или несколько «бычков» обижают слабых и тех, кто не может противостоять. Это как дедовщина в армии.

Моббинг – это когда весь класс «травит» одного ребенка, как в фильме «Чучело» Ролана Быкова.

Есть троллинг, когда дети преследуют и позорят друг друга в соцсетях, дело может дойти до того, что жертва, не вынеся эмоционального прессинга, накладывает на себя руки. И такие последствия уже были.

Но классификации явно уже не хватает, так как есть еще просто жестокое обращение детей друг к другу, когда скучно, когда делать нечего, или просто на спор. Как это случилось в Нижегородской области, когда 15-летняя девочка просто на спор задушила 7-летнюю девочку подушкой. Ни за что.

Школьные психологи, к сожалению, пока не могут это ни диагностировать заранее, ни предупредить.

Знания Системно-векторной психологии Юрия Бурлана могут реально помочь преодолеть проблему школьного насилия, если подойти к этому вопросу комплексно, понимая происходящее на уровне причин.

Слайд 28Список использованных источников.Алексеева И.А. Травля в школе: причины, последствия, помощь. [Электрон.

ресурс] – Режим доступа: http://psy.su/feed/2510/Баркан Алла. Дедовщина в школе или школьный буллинг. – Режим доступа: http://abarkan.ucoz.com/publ/dedovshhina_v_shkole_ili_shkolnyj_bulling/1-1-0-18Буллинг в школе: причины, последствия, помощь/ сост. Н.В. Ктотова – Минск: Красико-Принт, 2015. – 96 с.Кравцова М.М. Дети-изгои. Психологическая работа с проблемой. – (Психолог в школе). – М.: Генезис, 2005. – 111 с. Кулганов В.А., Котова С.А. Как сохранить здоровье, работая в школе. М., 2010 г. Лоренц К. Агрессия (так называемое зло). М., 2009 г. Макларен Питер. Жизнь в школах: введение в критическую педагогику. М., 2007 г. Млодик И.Ю. «Школа и как в ней выжить: взгляд гуманистического психолога». М., 2008 г. https://rosuchebnik.ru/material/detskiy-bulling-kak-raznovidnost-nasiliya-problema-detskogo-bullinga-t/

Плохое поведение ребёнка — это симптом более серьёзной проблемы в семье

Иногда родители хотят «починить» ребёнка и приводят его к психологу. Но проблема в том, что «починить» его невозможно т.к. причина его плохого поведения зачастую кроется в семейных проблемах. Например:

  • Капризы, истерики: могут быть из-за отсутствия или недостатка поддержки в семье, непоследовательного воспитания, переутомления и стресса родителей.
  • Агрессивное поведение: если ребенок бьет, кусает или толкает других детей, это может быть связано с отсутствием постоянной дисциплины дома. Возможно, у родителей ребенка разные подходы к дисциплине, что приводит ребенка в замешательство. Или, может быть, ребенок не получает достаточного внимания дома, что приводит к разочарованию и отсутствию социальных навыков.
  • Плохая успеваемость: ребенок, у которого проблемы с успеваемостью, может испытывать стресс или беспокойство дома. Возможно, родители оказывают на него слишком сильное давление, чтобы он добился успеха, или не оказывают достаточной поддержки в выполнении домашних заданий и учебе. Это также может быть связано с отсутствием структуры или рутины в доме, что приводит к трудностям с управлением временем и организацией.
  • Замкнутое поведение: замкнутый и необщительный ребенок может испытывать стресс или травму дома. Возможно, между родителями возник конфликт или ребенок пережил значительную потерю или изменения в своей жизни. Это также может быть связано с отсутствием эмоциональной связи или взаимодействия с ребенком со стороны родителей.
  • Злоупотребление психоактивными веществами: если ребенок экспериментирует с наркотиками или алкоголем, это может быть связано с отсутствием близкого и теплого контакта, границ или надзора дома. Возможно, родители не знают о действиях ребенка или не оказывают достаточного руководства и поддержки. Это также может быть связано с основными эмоциональными или психологическими проблемами, с которыми ребенок пытается справиться.
  • Вызывающее поведение: Возможно, ребенок чувствует, что он не контролирует свою жизнь и пытается боротся с родителями, желая утвердиться как личность в семье. Это также может быть связано с отсутствием последовательности или справедливости в подходе родителей к дисциплине.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Альбатрос
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: