Причина 1. Не видит смысла в обучении
Например, считает, что знания по физике\химии\литературе (нужное подчеркнуть) никак не пригодятся ему в жизни. А значит и тратить время и силы на бесполезные знания не стоит.
Что делать?
- Заинтересовать новыми знаниями. Здорово, если у вас есть знакомые, которые заняты интересным делом и искренне им увлечены. Например, можно попросить друга-журналиста рассказать о том, как он путешествует, как общается с интересными людьми. А чтобы работать по такой профессии, нужно хорошо знать русский язык и неплохо разбираться в других предметах.
- Показать, что хороший кругозор — это интересные знакомства, темы для общения, карьера и многое другое. Можно привести в пример эрудированных успешных людей. Например, Илона Маска.
- Обсудить с подростком ситуации и сосредоточиться на тех предметах, которые нужны для поступления в вуз. Например, договариваетесь, что все силы бросаете на изучение, например, русского языка и истории, а по всему остальному стараетесь не «падать» ниже тройки.
Повышение уровня успеваемости ребёнка
В каждом конкретном случае причины индивидуальны. Нельзя судить ребёнка, не разобравшись в ситуации, опираясь только на жалобы учителя или оценки в дневнике. Соответственно, и методы повышения успеваемости будут разными.
- Организация чёткого распорядка дня, в котором было бы место и полноценному отдыху, и продуктивной работе. Правильное питание и здоровый сон, умеренная физическая нагрузка, регулярное пребывание на свежем воздухе – всё это благоприятствует плодотворной работе.
- Контроль и фиксация прогресса – акцентирование внимания не только на неудачах, но и успехах. Можно принимать участие в процессе – совместно работать над задачами повышенной сложности, искать примеры решений, смотреть обучающие ролики и т.д. Главное – активно и искренне интересоваться школьной жизнью.
- Изучение основ тайм-менеджмента. Планирование задач поможет более эффективно распределять нагрузку – разбитие громоздких заданий на несколько частей, записи на стикерах или в онлайн-планировщике. Умение самостоятельно определять сроки и укладываться в них будет полезно на протяжении всей жизни, а не только в школьные годы.
Особое значение имеет рабочее место, точнее – его правильная организация. Для выполнения домашних упражнений нужна соответствующая обстановка. Не должно быть отвлекающих факторов, посторонних раздражителей. Правильно подобранная мебель, хорошее освещение, достаточное свободное пространство – всё это необходимые условия для продуктивной деятельности.
Биологические факторы у отстающих
Это самые частые причины плохой учёбы.
Не достиг школьной зрелости
Как часто родители стремятся побыстрее маленького всезнайку вывести в школьную жизнь. А зачем? Оставьте своему чаду драгоценные минуты детства, пусть докачает кукол и докатает машинки.
Левша
Сегодня каждый родитель знает, что левшей переучивать чревато. Особенности обучения таких детишек мы с вами рассматривали в соответствующей статье. Постоянное понукание школьника и желание сделать его «как все» приведут к проблемам в успеваемости.
Нарушены некоторые функции организма. Мы с вами уже обсуждали такие расстройства. Кратко напомню.
Дислексия
Искажённые навыки чтения могут быть вызваны дислексией. Всё, что связано с заданием прочитать и уяснить смысл, вызывает у таких ребят затруднения. Здесь часто встречаются замедленный темп чтения, пропуски слов, их замена и изменение на свой лад.
Дисграфия
Нога в ногу с дислексией идёт ещё одно расстройство, затрудняющее обучение по русскому языку, — дисграфия. Ребёнок с таким диагнозом не может устно произнести слово по буквам, неграмотно пишет, заменяя и пропуская нужные буквы и слоги. Об этом расстройстве вот здесь мы тоже разговаривали.
Акалькулия
У некоторых бывают проблемы со счётом по математике, названные врачами акалькулией. Ну не получается у такого ученика ни складывать, ни вычитать, не даётся таблица умножения и решение задач!
Гиперактивность
Ни для кого не секрет, что причиной плохой учёбы могут стать гиперактивность и противоположный ей гиподинамический синдром. «Вечные двигатели» и «тормозящие тюфячки» часто находятся в списках неуспевающих.
Одна репрезентативная система
Мешает учёбе восприятие информации только с доски либо только со слов учителя, либо только посредством жестов и действий. Когда у школьника лишь одна ведущая система понимания и запоминания материала – аудиальная, визуальная или кинестетическая, то ему тяжёло подстроиться, в результате он постоянно что-то пропускает.
Частые заболевания
Сложнее учиться тем, кто по причине частых больничных пропускает уроки. А учиться самому дома да ещё, если температура, горло болит и кашляешь каждые пять минут – занятие непосильное. В результате в дневнике хорошие отметки с каждым новым больничным «тают как прошлогодний снег». Как помочь ребёнку зимой не заболеть, вы можете узнать в статье про иммунитет.
За что стоит хвалить или ругать ребенка?
Хвалить ребёнка следует за любые успехи – но в меру, содержательно. Адекватная критика воспринимается детьми хорошо
Другими словами – важно дать понять, что выполненная хорошо работа – это несомненный повод для гордости, но одновременно с этим и всегда есть, к чему стремиться. Дети должны понимать, что пределов совершенства не существует, быть готовыми преодолевать трудности
Ругать ребёнка за неудачи в принципе не стоит
Первостепенная задача родителя всегда – детально разобраться в ситуации, быть помощником и другом в любых обстоятельствах, оказывать соответствующую поддержку и внимание
Как это может помочь на практике?
Убедиться в перспективности такого подхода можно на ярком примере.
Ученице средней школы предстоит написание контрольной работы по русскому языку. С оценками у неё проблемы. Поэтому родители решают прибегнуть к помощи репетитора. В запросе указано – подтянуть знания и поработать над мотивацией. В ходе работы выяснилось, что особых пробелов в предмете и нет. С мотивацией всё обстоит иначе. Девочка предпочитает прогуливаться после школы на свежем воздухе, а не торопиться домой, чтобы делать уроки. А ещё она очень любит читать в свободное время. Всё это закономерно отражается на качестве выполнения домашних заданий. Родители не придумали ничего лучше, чем запретить прогулки и убрать все книги из комнаты дочери.
На такую ситуацию все дети реагируют одинаково. То, что под запретом, становится желанным ещё больше. Учёба закономерно уходила на всё дальний план.
Как можно решить ситуацию – поменять родителям отношение к сложившейся ситуации – найти компромисс, но ввести определённые правила. Ребёнок может гулять перед уроками, читать книги в свободное время после выполнения уроков. Прогнозируемые результаты такого подхода:
- преодоление коммуникационного напряжения, налаживание общения;
- минимизация ссор и споров;
- повышение мотивации к учёбе.
Каждому ребёнку нужен свой подход. Родители не должны забывать о том, что их любовь, признание и уважение можно заслужить исключительно хорошими оценками в школе. Решение проблемы с неуспеваемостью требует, прежде всего, спокойствия и рационализма.
Ребенок плохо учится, что делать родителям?
К великому сожалению, в условия современного образования, любая плохая оценка воспринимается глобальной неудачей
Чтобы ребенок совершал успехи в учебе, важно, чтобы родители прежде всего поняли и смогли донести до ребенка, что полученные двойки и тройки – это оценка понимания всего одной темы. Разобравшись с трудностями можно получить более приятную, высокую отметку
Ни в коем случае нельзя употреблять в отношении ребенка такие оценочные слова, как «неумеха», «лентяй» и прочее. Все это лишь усугубит ситуацию. Следует создать максимально комфортную, располагающую к обучению ситуацию.
Зачастую, неуспевающие в учебе дети начинают отвлекаться на уроках и даже полностью прогуливать занятия.
Помочь контролировать процесс обучения в школе может приложение родительского контроля UniSafe Kids. С его помощью родитель может в удаленном режиме контролировать вовлеченность своего чада в учебный процесс.
Возможности приложения UniSafe Kids
Использование UniSafe Kids откроет перед родителями такие возможности, как:
-
контроль местонахождения ребенка в режиме «онлайн»;
-
блокировка устройства;
-
ограничение времени использования приложений или гаджета в целом;
-
получение статистики использования приложений;
-
запрос снимка экрана устройства;
-
возможность отправки уведомлений на смартфон с возможностью их воспроизведения.
Кроме того, через личный кабинет, зарегистрированный на официальном сайте приложения, каждый родитель сможет не просто наблюдать, а еще и контролировать содержимое телефона, в частности, прочтение SMS-сообщений и просмотр журнала звонков.
Преимущества использования приложения родительского контроля UniSafe Kids
Использование приложения родительского контроля дает возможность не только контролировать успехи в учебе, но еще и повышает социальную безопасность ребенка.
Родители, использующие приложение родительского контроля, гарантированно получают такие преимущества, как:
-
мониторинг местонахождения ребенка, своевременное уведомление о прогулах;
-
ограничение возможности игр в смартфон в урочное время;
-
помощь в организации режима дня, планировании свободного времени перед сном.
Важно отметить, что приложение устроено таким образом, что его практически невозможно заметить на смартфоне, что позволяет сохранить доверительные отношения с ребенком и никак не отражается на расходе заряда аккумулятора телефона
Советы родителям: как помочь ребенку, который плохо учится в школе?
Хотите помочь своему ребенку достигнуть успехов в учебе? Делимся советами, которые помогут каждому родителю, чей ребенок плохо учится в школе:
Создайте максимально комфортные условия для постижения нового
Организуйте для ребенка собственное рабочее место, по возможности, устранив все отвлекающие факторы.
Уделите особое внимание развитию способностей ребенка, в частности, математические и творческие.
Постоянно работайте над расширением кругозора ребенка, это будет способствовать формированию желания постоянно узнавать что-то новое.
Заинтересуйте ребенка, ведь лучше всего усваиваются именно те знания, которые по-настоящему интересны.
Совершенствуйте самостоятельность ребенка, отказавшись от сравнения с другими детьми.
Моделируйте и создавайте ситуации такого рода, чтобы ребенок чувствовал свой успех.. Если ребенок не успевает в школе – это вовсе не повод портить с ним отношения
Помогите ему справиться с непростым периодом и заручитесь его доверием на долгие годы!
Если ребенок не успевает в школе – это вовсе не повод портить с ним отношения. Помогите ему справиться с непростым периодом и заручитесь его доверием на долгие годы!
Читайте еще больше статей в нашем блоге.
Почему родители должны обращать внимание на низкие оценки школьника
Все мы знаем примеры известных людей, которые получали в школе низкие оценки, а потом стали преуспевающими и известными. К сожалению, это небольшой процент. Если посмотреть реальнее, то к окончанию школы такие дети имеют явные проблемы с поступлением в институт и поиском достойной работы.
Школа – это не только багаж знаний, она еще и развивает практическое и логическое мышление. Она дает основы, базу. Но если у ученика часто появляются двойки в школе, основных знаний явно не хватает. Низкая успеваемость может иметь отдаленные последствия, которые пока еще ни школьниками, ни родителями не осознаются.
В психологии рассматриваются определенные этапы развития, когда наиболее быстро и эффективно усваиваются определенные знания. Например, если ребенка начать учить читать позже 7-8 лет, то это может привести к более медленному усвоению техники чтения. Система обучения построена таким образом, что в разные этапы даются те знания, которые наиболее удачно усваиваются в определенном возрасте
Поэтому так важно не упустить момент и обратить внимание на неуспеваемость
Конфликты с учителем
Такие причины неуспеваемости научно называют организационно-методическими или педагогическими, поскольку они напрямую связаны с качеством образовательных стандартов, методов обучения, личностью педагога и его мастерством.
Ошибки педагога, из-за которых школьники отстают от программы:
-
перегружает учеников;
-
не применяет индивидуальный подход;
-
не пытается закрыть пробелы в знаниях учеников;
-
не помогает детям преодолеть трудности в обучении;
-
мало занимается воспитательной работой.
Настроиться на учёбу ученикам также могут мешать стойкая неприязнь и недостаток уважения к учителю. Когда возникают подобные проблемы, наивно думать, что проблема решится сама или её решит сам ребёнок. В этом случае нужно наше активное участие.
Чем помочь ребёнку
Обсуждаем проблему вместе
Важно вести разговор нейтрально, не выступая обвинителем ни ребёнка, ни школы. Спокойно выясняем, в чём проблема, по мнению ребёнка
Не стоит вставать на сторону учителя, даже если он прав. Когда на человека нападают толпой, это уже травля. У ребёнка не остаётся опоры, и он чувствует безнадёгу — что никто ему не поможет. Именно поэтому даём понять ребёнку, что в любой ситуации вы на его стороне и бросаться обвинениями и угрозами не станете.
Общаемся с другими родителями — выясняем, есть ли проблема с учителем у кого-то ещё. Практика показывает, что если учитель обладает негативными личностными качествами, то к нему много претензий. Тогда проблему можно решать сообща. Например, если учитель кричит на детей, оскорбляет их, то это будет мешать всему классу, а не только вашему ребёнку.
Разговариваем с учителем. Здесь важно соблюдать нейтралитет и не идти в школу с настроением всё разгромить, отстаивая интересы ребёнка. Впрочем, если вести себя как провинившийся школьник, тоже ничего хорошего из беседы не получится. Помним, что у нас с учителем общая цель: дать ребёнку знания и воспитать лучшие качества. Поэтому говорим на равных, как партнёры.
Общаемся с классным руководителем, если проблема с учеником начальной или средней школы. Если ребёнок получает двойки только по химии, а по остальным предметам у него хорошие оценки, то проблема явно в личности педагога.
Если после разговора с учителем и классным руководителем ребёнок по-прежнему ходит в школу как на казнь, приносит оттуда двойки и жалуется на учителя, идём дальше — к медиатору. Так в современных школах называют специалиста, задача которого примирить конфликтующие стороны. Это может быть директор или школьный психолог. Задача медиатора — найти способы помириться.
Если медиатор не помог и школа настаивает, что в конфликте виноват школьник, то есть смысл сменить учебное заведение — например, перевести ребёнка на домашнее обучение. Вот такой пример приводит наша подписчица, мама второклассника Инга:
Школьнику нужно помочь организовать процесс обучения
Если у вас в семье существуют детские домашние обязанности, если у вас есть хотя бы какое-то подобие режима или ритма жизни, есть какая-то ежедневная цепочка событий, которая повторяется (примерно в одно время встаем, в одно время ложимся) – ребенку будет проще привыкнуть к школьному ритму.
Домашние обязанности приучают брать на себя ежедневную ответственность. И тут очень хороши цветы и домашние животные, вынос мусора – то, что необходимо делать регулярно. Цветы видимым образом засыхают, коты мяукают и просят пить, а мусорным ведром нельзя пользоваться. Взрослым надо не “спасать” ребенка и не выполнять обязанности вместо него.
К моменту попадания в школу у ребенка должны быть регулярные обязанности, то, что он делает ежедневно: чистит зубы, заправляет кровать, складывает одежду. На этом фоне к домашним обязанностям прибавляются другие ежедневные обязанности – школьные.
Школьнику полезно:
1. Самому уметь собрать вещи для занятий в секциях и сложить портфель. Это нужно начинать делать за год до школы – минимум. У мальчиков это в целом получается хуже, чем у девочек.
Сначала ребенок будет делать это с вашей помощью, с подсказкой последовательности. Пока ребенок не читает, можно повесить на стенку нарисованный список того, что должно быть в портфеле. Если ребенок забыл что-то, не нужно обязательно его поправлять: пусть он один раз окажется с недостающим предметом, зато сможет это запомнить.
2. Если вы знаете, что ребенок будет все равно забывать что-то дома, можно с ним проверять портфель. «Давай проверим, все ли ты собрал. Покажи мне, все ли есть в портфеле».
3. Знать, где лежит одежда и обувь для школы. Он должен оценить, чистая это одежда или грязная, грязную убрать в грязное белье. Тут тоже формируется ответственность: нет ничего сложного, посмотреть свою одежду на предмет пятен.
4. «Детский тайм-менеджмент»: не только собрать портфель, но еще собраться вовремя на занятия. Это базовый навык, без которого начало обучения в школе очень сложно. Формировать этот навык, который станет ступенечкой к следующему, также нужно не в 1 классе, а за год перед ним, когда занятия довольно расслабленные и не с самого утра.
5. Знать, в какие дни происходит какая подготовка. Для этого хорошо пользоваться календарями. Можно под днями написать, какие именно в этот день занятия, раскрасив их разными цветами, чтобы ребенок знал, что именно нужно собрать.
Если вы не успели дать своему ребенку все эти навыки до школы, делайте то же самое в 1 классе.
Социальные проблемы
Сложная программа обучения
Ошибка родителей – записывать ребёнка в класс с программой, которую ученик не потянет. Желание «попробуем, там видно будет» неизбежно приведёт к неуспеваемости, так как семеро действительно одного не ждут. И чем дальше затягивается эта апробация сил, тем больше ученик вязнет в непонимании школьной программы.
Непрофессионализм педагога
Думаю, многие из школьной жизни помнят, что на каких-то уроках мы слушали, открыв рот, а на каких-то позволяли себе вольности. Ничего не поменялось и сегодня. Заинтересованность в предмете и желание учиться во многом зависит от учителя.
Отсутствие предшкольной подготовки
Как бы вам не хотелось это слышать, но ребёнок сегодня должен быть к школе подготовлен, так как навёрстывать то, что другие знают и умеют с детского сада, трудно.
«Мы видим многоэтажное неравенство»
— А как социально-экономическая композиция школы связана с местом, где она находится? Школы с высоким уровнем СЭК, вероятно, городские?
— Преимущественно да, но надо учитывать неоднородность города. Есть варианты, при которых школа на периферии, в депривированном промышленном районе города может иметь менее высокий уровень СЭК, чем школа в подмосковном селе, где, например, есть ряд фермерских хозяйств. Потому что в городах есть сегрегация районов по уровню благополучия, и идут процессы дифференциации школ. Выделяются школы, которые, как пылесос, «всасывают» в себя детей из наиболее благополучных и заинтересованных семей, и есть школы, где остаются остальные. Это отдельная проблема городских территорий.
— В целом по большинству параметров ученики сельских школ в России находятся в худшем положении, чем городских. У них меньше возможностей дополнительного образования, сложнее найти репетитора, если нужно заниматься дополнительно, даже скорость интернета ниже. А есть ли показатели, по которым сельские школы опережают городские?
— Если говорить в среднем, то нет. Конечно, есть исключения — уникальные сельские школы с чудесным человеческим, социальным и культурным укладом. Но у средней сельской школы нет преимуществ перед городской.
Таким преимуществом мог бы быть меньший размер классов. Многие городские школы сейчас переполнены — вторая и третья смена, слишком высокая наполняемость классов. В селе на одного учителя приходится меньше детей. Но это действительно становится преимуществом, только если учитель высококвалифицированный. Как правило, на сельской территории в среднем мы встречаем менее квалифицированных педагогов.
Сергей КосарецкийФото: Светлана Козлова для Skillbox Media
Можно увидеть преимущество не в обучении в сельской школе, а в проживании в сельской местности с точки зрения экологии, контакта с природой. Но это уже не о качестве образования.
— Если рассматривать территориальное образовательное неравенство в России, получится, что крупные города и центральные регионы имеют преимущество перед отдалёнными?
— Да, мы видим многоэтажное неравенство. Во-первых, между регионами. Региональные исследования Института образования показали, что даже в отстающих школах в благополучных регионах качество образования выше, чем в лучших школах менее благополучных регионов.
Во-вторых — село и город. Здесь, к сожалению, не получается преодолеть разрыв. Мы можем найти примеры и стобалльников, и победителей олимпиад в селе, но в среднем качество образования в селе хуже. В своей массе условия, инфраструктура этих школ, качество кадрового потенциала слабее.
И в конечном итоге — третий уровень — всё это связано с характеристиками семей, с их уровнем социального и культурного благополучия.
— Такие этажи образовательного неравенства существуют во всех странах?
— Нет, есть примеры стран, где обучение в сельских школах более эффективно, чем в городских. Фактически ситуация там перевёрнута по сравнению с нашей, потому что более обеспеченное и образованное население предпочитает жить вне городов, на свежем воздухе в собственных домах.
Кроме того, масштаб различий между регионами тоже разный
Это фактор, на который всегда обращают внимание политики. Сегодня представление о качественном образовании — это не только шкала результатов, но и масштаб разрыва между отдельными школами, территориями, группами учащихся
Есть страны, где этот разрыв незначительный. Та же Финляндия сегодня начинает проигрывать в качестве образования многим конкурентам. Но разрыв между городом и деревней там ещё не сильно увеличился.
— То есть образование в любой финской школе более-менее однородного качества?
Кто они – отстающие дети?
В каждом классе найдётся пара-тройка детей, заметно отстающих от своих сверстников. Учиться им тяжело с первого дня: запоминают информацию и решают простейшие задачи с трудом, с одной темы на другую переключаются медленно и зачастую кажется, что всё проносят мимо ушей.
Сегодня учителя выделили таких отстающих в три основные группы.
В первой те, у которых есть всё, чтобы учиться неплохо, но они этого не хотят. Причины такого нежелания кроются во внутреннем мире ребёнка и связаны с психологическими проблемами, заниженной самооценкой и отсутствием общения. Такие отъявленные двоечники начинают искать другие пути самоутверждения, нежели успехи в учёбе. Во вторую входят школьники, стремящиеся учиться, но у них в силу разных причин не получается. Связано это может быть с внешними факторами – например, недостаточной эрудицией и низкой культурой родителей, а также с внутренними – учёбе может мешать специфика развития организма ребёнка. В третьей те, что не могут и не хотят. У таких детей все причины отставания в учёбе в полном наборе
Здесь смешано всё – недостаточное внимание, нарушение здоровья, отсутствие воли и много-много чего другого
Школьную неуспеваемость педагоги тоже делят на группы:
- при общей отставание происходит по всем основным предметам программы;
- при специфической получаются неудовлетворительные результаты по отдельным дисциплинам.
Проще говоря, либо ребёнок — потерянный для школы двоечник и его «за уши» перетаскивают в следующий класс, либо плохие отметки объясняются тем, что он гуманитарий и по математике слабак, или наоборот, считает как калькулятор, а упражнения по русскому языку пишет «как кура лапой».
Многие могут посетовать: по вечерам стихи вместе учим, задачи решаем, диктанты пишем, и на завтра на тебе — картина Решетникова «Опять двойка!».
У педагогов, в отличие от нас, ответы есть: причины неуспеваемости они подразделяют на социальные, психологические и биологические.
Личностные отношения
Казалось бы, если учителя хорошие, учеба дается легко, как можно не хотеть учиться? Очень даже запросто, если ребенок не вписался в коллектив. У подростков на первом месте запрос на человеческие отношения: дружбу, личную жизнь и т.п. И ценность школы вовсе не только в предметных знаниях, но и в социальной жизни и общении.
Что делать, если ребенок не вписался в коллектив
Если у ребенка совсем нет друзей в школе, но он активно общается, скажем, на шахматном кружке, то проблема не в его неумении общаться, а в том, что ему не подходит конкретный социум. В этом случае лучше сменить школу, чтобы у ребенка появились друзья среди ровесников, у которых сходные интересы.
Если ребенок в целом с трудом сходится с людьми, лучше обратиться к психологу с запросом: как научить ребенка налаживать отношения с ровесниками и жить в коллективе. Тогда ему будет проще учиться в классе и в школе в целом.
Не исключено, что ребенка обижают или подвергают травле. В этой ситуации родители должны вмешаться. Даже если потом вам придется сменить класс или школу, вы покажете ребенку опыт сопротивления и наглядным образом покажете, что он не должен быть жертвой. В ситуации буллинга ребенок не может хотеть учиться — все его ресурсы направлены на выживание в коллективе.
#study8-9-2#
«Большинство исследований показывает, что цифровизация усиливает неравенство»
— Как влияют на территориальное образовательное неравенство цифровые технологии? Ведь по идее с их распространением разный образовательный контент становится доступнее независимо от места проживания.
— Это поле наиболее острого исследовательского интереса. И пока большинство исследований показывают, что цифровизация усиливает неравенство.
Причина в том, что активные и образованные семьи эффективнее используют новые возможности. Когда в городе открывается хорошая гимназия, семьи с низким уровнем образования об этом даже не узнают, а если узнают, не задумаются, что можно перевести туда ребёнка. Или появился «Кванториум». Ребёнок из неблагополучной семьи может попасть туда, потому что существовавший до этого платный робототехнический кружок был его родителям не по карману. Но первым в «Кванториум» всё равно попадёт ребёнок, который уже ходил в платный кружок. Его родители быстрее узнают, быстрее найдут, как записаться, быстрее туда поедут.
То же самое происходит и с цифрой. Более ресурсные и вовлечённые родители с большей вероятностью купят возможность обучаться на хорошей онлайн-платформе или найдут репетитора онлайн, предоставят ребёнку наилучшее качество связи, создадут наилучший режим для занятий. А ребёнок из многодетной семьи, живущей в тесноте, может и тут оказаться в проигрышной ситуации.
Сергей КосарецкийФото: Светлана Козлова для Skillbox Media
— То есть те, кому, по сути, это нужнее, цифрой пользуются меньше?
— Да, большинство исследований пока говорят о том, что преимуществами цифры пользуются более сильные в социально-экономическом плане группы населения. Теоретически цифровизация могла бы усилить возможности слабых групп. Но разница между тем, чтобы иметь возможности и пользоваться ими, — важный феномен современного неравенства.
Очень часто политики, решая вопрос неравенства, не учитывают различие доступности де-юре и доступности де-факто. И если де-юре возможности созданы — кружки открыты, персонифицированные сертификаты выданы — но этим не пользуются, это даже ставят семьям в вину. Срабатывает классическая неолиберальная установка — если ты сидишь сложа руки, если ты не инициативен и не предприимчив, ты сам виноват. Почему ты ждёшь, что государство должно о тебе заботиться?