Януш корчак: как любить ребенка − какие шедевры мировой педагогической литературы можно найти в библиотеке?

Любовь или ум

Участие в неинтересных мероприятиях добавляет ребенку дополнительный стресс, ведь не нужно сбрасывать со счетов постоянное давление в школе: не сдал тест, набрал меньше баллов, чем сосед по парте, и подобное. Ответьте себе честно на вопрос, часто ли вы задумываетесь об этом и ставите это ребенку в вину? Спросите себя, любите ли вы ребенка за талант или ум. Вряд ли вы дадите положительный ответ. Конечно, среди прочих причин, которые заставляют родителей таскать ребенка по различным кружкам и секциям, сильной является страх за него. Вдруг он окажется беспомощным перед жизнью? Но связь между ребенком и родителем намного глубже, чем кажется на самый придирчивый взгляд, поэтому такие вещи не должны иметь решающего значения. Абсолютно каждый ребенок заслуживает любви.

Развивать самые прекрасные качества

Януш Корчак сознательно отказался от создания собственной
семьи, осознавая заботу о чужих детях своим главным служением. Его считали
чудаком или сумасшедшим, настолько все, что он делал, отличалось от
общепринятой практики. Однако методы «старого доктора» приносили настолько
явные плоды, что к нему стали прислушиваться даже самые непримиримые скептики.
После фашистской оккупации Польши Корчак, еврей по происхождению, вместе со своими
воспитанниками оказался в Варшавском гетто. Несмотря на ужасные условия,
хронический дефицит еды и угрозу скорой гибели, педагог до последнего дня
готовил своих учеников к жизни, развивая в них самые прекрасные качества.

Детство Януша Корчака

Януш Корчак (настоящее имя — Генрих Гольдшмидт) родился в 1878 году в Варшаве. Его родители были еврейскими буржуа, имели двух детей: Януша и его сестру Регину. В детстве Януш был очень любознателен и интересовался многими вещами. Он часто читал книги, играл в шашки и общался со своими ровесниками.

Корчак был ребенком, которому очень многое интересно. Он был умным и интеллигентным мальчиком, который рано начал интересоваться медициной и философией. В 14 лет он начал учиться в медицинской школе, где получил качественное образование и много знаний.

В детстве Янушу Корчаку было очень трудно, но он был сильным и самоотверженным ребенком. Его интересы и увлечения сформировали его взгляды на жизнь и воспитание детей. В ходе своей жизни он стал известным педагогом, который посвятил все свое время и усилия воспитанию детей и поддержке их прав.

  • Ребенок Януша Корчака был наделен исключительной любознательностью и интеллектом.
  • Несмотря на трудности, которые он переживал в детстве, Корчак вырос сильным и целеустремленным человеком .
  • Его жизненный опыт и увлечения сформировали его взгляды на воспитание детей и привели к тому, что он стал известным педагогом и защитником прав детей.

Польский педагог

Одного из самых знаменитых за всю историю человечества педагогов зовут Януш Корчак. Его имя ассоциируется с героизмом, самопожертвованием и огромной, искренней любовью к детям. Именно ему принадлежат слова о том, что каждый родитель должен любить своего ребенка вне зависимости от его талантов, каким бы он ни был. В 1925 году он написал книгу «Право ребенка на уважение». В ней он подробно рассматривает такие вещи, как уважение и сила. Вот скажите, у кого хватит смелости подойти и просто так толкнуть или ударить взрослого? Среди нормальных людей такой человек вряд ли найдется. А вот идя с ребенком, взрослый вполне может вырвать свою руку из рук ребенка или выказать гнев и недовольство, и это считается нормой. Почему? Все просто: чувство беспомощности создает уважение к власти. Кто сильнее, тот и главный. Жестокость и насилие — это презрение к слабым. Януш Корчак много написал на эту тему, но главным его трудом и принципами жизни стали всего 10 принципов, касающихся родительской любви.

«Детское право на уважение» — концепция Януша Корчака на пользу детей

Януш Корчак — польский воспитатель, педиатр и писатель, который всю свою жизнь посвятил работе с детьми и их правам. В своих книгах и методиках он развивал идею о том, что дети — это независимые личности, которые обладают своими правами и достоинством.

Одной из наиболее значимых концепций Корчака является «Детское право на уважение». Он считал, что дети, независимо от возраста и социального положения, заслуживают уважения со стороны взрослых. Это означает, что взрослые должны слушать детей, уважать их мнение и учитывать их интересы в любых ситуациях.

Корчак убеждал, что уважение к детям необходимо не только для создания благоприятной атмосферы в доме или школе, но и для их психологического и эмоционального развития. Когда ребенок видит, что его мнение уважается, он становится более уверенным в себе и своих действиях.

Эта концепция, воплощенная в работе Януша Корчака, актуальна и по сей день. Она напоминает нам о том, что дети — это не просто объекты воспитания, но самостоятельные индивидуумы, которые заслуживают уважения и достоинства.

Януш Корчак и современная педагогика: применимость его теорий в наши дни

Януш Корчак — один из великих педагогов XX века, чьи идеи продолжают жить и находить свое отражение в современной педагогике.

Он считал, что уважение к детям, понимание их индивидуальности и уникальности, развитие в них самостоятельности и ответственности — это основные принципы воспитания. И все эти принципы остаются актуальными и важными и поныне, так как они позволяют детям расти и развиваться в гармонии с собой и со своим окружением.

«Мне кажется, что каждое поколение рождается новым и не сполна унаследованным. Народы, культуры, веры настолько различны, что никто не может в полной мере принадлежать тому, что было до него

Новое поколение является своим наследником, и оно принадлежит той жизни, которая будет после него.» — говорил Януш Корчак, подчеркивая важность индивидуального подхода к каждому ребенку

Современные педагоги продолжают использовать наследие Януша Корчака в своей работе, стремясь создать условия для детей, в которых они смогут реализовать свой потенциал, обрести уверенность в себе, развить свои таланты и способности.

Одна из ключевых концепций Януша Корчака — это принцип «взрослый на равных со своим воспитаником». Он считал, что дети — граждане с равными правами, которые заслуживают уважительного отношения со стороны взрослых. Современные педагоги придерживаются этого принципа, создавая для детей демократические условия обучения и воспитания, где каждый ребенок считается уникальным и значимым.

Еще одна важная идея Корчака — это уважение к детской инициативе и самостоятельности. Он подчеркивал, что дети могут и должны принимать решения самостоятельно, их мнение и желания должны быть уважаемы взрослыми. Этот принцип также продолжает существовать в современной педагогике, где ребенок часто становится центром образовательного процесса, а педагог — его помощником и наставником, который помогает ребенку раскрыть свой потенциал и реализовать свои желания.

Корчак считал, что воспитание — это не просто процесс передачи знаний, а сложное взаимодействие между взрослым и ребенком, которое должно быть основано на доверии, взаимопонимании и уважении.
Сегодня современные педагоги стремятся создавать такие условия, в которых каждый ребенок сможет чувствовать себя уверенно и защищенно, получить необходимые знания и навыки, развить свои личностные качества.
Важно помнить, что каждый ребенок уникален и особенный, и современная педагогика должна учитывать эту особенность, создавая индивидуальные подходы к каждому ребенку, чтобы он мог реализовать свой потенциал в полной мере.

Цитаты Януша Корчака о детях и воспитании

«За детей надо браться так, будто они останутся с нами навсегда. И так же, будто бы завтра пойдут своей дорогой.»

Корчак считал, что каждый ребенок есть целостное и уникальное существо, которое заслуживает индивидуального внимания и заботы. К концу своей жизни он поверил, что школы должны быть настоящим домом для своих учеников, где они могут расти и развиваться в безопасной и поддерживающей среде.

«Дети — это самовыражение жизни. Каждое второе поколение у нас не знала того, что знало предыдущее, но любое поколение знает то, что знало детство.»

Корчак считал, что воспитание детей необходимо направлять на развитие их собственной личности, а не на повторение старых стереотипов и норм. Дети есть орудия изменения мира, и взрослые должны помочь им стать самими собой.

«Нам не надо учить детей правде. Нам нужно воспитать правдивым нашего ребенка.»

Для Корчака правда была одним из главных принципов воспитания. Он учил своих учеников быть открытыми и честными друг с другом, а также сами с собой

Важно помочь детям развить свою способность к самоанализу и критическому мышлению, чтобы они могли различать правду и ложь, как в себе, так и в других людях

Образование в педагогических теориях Януша Корчака

Без лицемерия в образовании

Одной из основных идей в педагогических теориях Януша Корчака является идея об отсутствии лицемерия в образовании. Он утверждал, что дети чувствуют лицемерие педагогов и воспитателей, и это снижает доверие к ним и их авторитет. Поэтому, корчаковский подход к образованию включает принцип искренности и открытости во время взаимодействия с детьми.

Обучение через опыт

Корчак предпочитал обучение через опыт, а не через теорию. Он считал, что дети должны учиться на своих ошибках и иметь возможность самостоятельно исследовать и открывать мир. В соответствии с этим, он настаивал на том, чтобы образовательный процесс был организован таким образом, чтобы дети могли применять свои знания и умения в реальных ситуациях.

Ориентация на интересы и потребности ребенка

Корчак считал, что образование должно быть ориентировано на индивидуальные интересы и потребности ребенка. Он утверждал, что необходимо уважительно относиться к детскому мнению и поощрять их независимость и исследовательский подход к новым знаниям. В соответствии с этим, корчаковская методика образования строится на диалоге с детьми и их участии в образовательном процессе.

Развитие чувства ответственности

Для Януша Корчака, образование должно не только давать знания, но и развивать чувство ответственности. Он считал, что дети должны быть ответственны за свои поступки, и учиться принимать решения на основе логики и этики. В соответствии с этим, он предлагал участникам образовательного процесса активно участвовать в принятии решений и самих определять свои цели и задачи.

Жизненный путь Януша Корчака

Януш Корчак – выдающийся польский педагог, детский писатель, психолог и врач. Он родился в 1878 году в Варшаве в еврейской семье. Родители Януша были прогрессивными мыслителями и сторонниками равенства всех людей. Это влияние может быть отмечено во всех его работах, которые доказывают, что все дети, независимо от их социального статуса или этического происхождения, имеют право на равенство и уважение.

Корчак начал свою карьеру в педагогике в 1905 году. Он обучал детей в школе, где использовал свои научные знания о психологии детей и внедрил свою уникальную методику обучения. Он был известен тем, что считал, что главное воспитание – это не технические знания, а совершенствование личности ребенка. Корчак считал, что воспитание должно создавать условия для духовного и эмоционального развития ребенка.

В 1912 году Януш Корчак организовал свой первый детский дом «Дом на Струмой». Это был образец прогрессивной детской учреждения, где дети были свободны в своих действиях, имели право выражать свои мнения, взаимодействовать друг с другом и саморегулироваться. Именно в этом доме он доказал свою философию детской психологии и сформулировал свою теорию о необходимости создания групповой жизни в процессе обучения и воспитания.

Отношение Корчака к детям было основано на глубоком уважении к личности ребенка и понимании того, что каждый ребенок обладает неповторимыми качествами и потенциалом, который должен быть развит и раскрыт на свет. Его мудрость и пророческий взгляд на детей вдохновляют людей до сих пор.

Высказывания Януша Корчака о воспитании, о детях

Советы Януша Корчака

В этой  статье, я хочу привести опыт мудрого польского педагога и писателя Януша Корчака, который оставил для нас очень важные правила воспитания и построения отношений с детьми.

Я уверенна, что правила и заповеди, которые Януш Корчак оставил для нас — взрослых — ключ к гармонии и успеху в воспитании детей. Зная и применяя эти привила — думаю, мы сможем стать лучшими родителями и друзьями нашим детям.

  1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
  2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот — третьему, и это необратимый закон благодарности.
  3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.
  4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть и больше, поскольку у него нет опыта.
  5. Не унижай!
  6. Не забывай, что самые важные встречи человека — это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них — мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.
  7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь — но не делаешь. Помни, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
  8. Ребенок — это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.
  9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.
  10. Люби своего ребенка любым — неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним — радуйся, потому что ребенок — это праздник, который пока с тобой.

Цитаты о воспитании детей в школе

***

Чтобы обучить другого, требуется больше ума, чем чтобы научиться самому.
М. Монтень

***

Для отдыха старшекласснику я советую шахматную игру, чтение художественной литературы. Шахматная игра в абсолютной тишине, при полной сосредоточенности – замечательное средство, тонизирующее нервную систему, дисциплинирующее мысль.
В.А. Сухомлинский

***

Повторять слова учителя – не значит быть его продолжателем.
Д.И. Писарев

***

Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях.

***

Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры.

***

Ни один наставник не должен забывать, что его главнейшая обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду и что эта обязанность более важна, нежели передача самого предмета.
К.Д. Ушинский

***

Школа – это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее.
A. Барбюс

***

В обучении гораздо важнее научить ребенка мыслить, чем сообщить ему те или иные знания.

***

В основу воспитательного процесса должна быть положена личная деятельность ученика, и все искусство воспитателя должно сводиться к тому, чтобы направлять и регулировать эту деятельность.

***

Определяющим моментом в воспитательном процессе является сознание того, для чего производится то или иное действие, для чего заучивается материал.
Лев Семенович Выготский

Приглашаем посмотреть видео с цитатами о воспитании детей.

Цитаты о воспитании детей родителями в семье

***

Не думайте, что воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома.

***

Раньше, чем вы начнёте воспитывать своих детей, проверьте своё собственное поведение.

***

Родительская помощь не должна быть навязчива, надоедлива, утомительна. В некоторых случаях совершенно необходимо предоставить ребёнку самому выбраться из затруднения, нужно, чтобы он привыкал преодолевать препятствия и разрешать более сложные вопросы. Но нужно всегда видеть, как ребёнок совершает эту операцию, нельзя допускать, чтобы он запутался и пришёл в отчаяние

Иногда даже нужно, чтобы ребёнок видел вашу настороженность, внимание и доверие к его силам.
А.С. Макаренко

***

Порицания достойны родители, не желающие воспитывать своих детей в строгих правилах.
Петроний

***

Главный смысл и цель семейной жизни — воспитание детей. Главная школа воспитания детей — это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери.
В.А.Сухомлинский

***

Только прививая своему ребёнку оптимистичный взгляд на мир, вы учите его понимать себя, открывать свой внутренний мир и мир вокруг.
Мартин Селигман

***

Растите детей ваших в добродетели: только она одна и может дать счастье.
Л. Бетховен

Дом Сирот

Вся система воспитания Януша была построена на убеждении в абсолютной, безотносительной ценности детства. 

Он писал: «Те, у кого не было безмятежного, настоящего детства, страдают от этого всю жизнь. Одна из грубейших ошибок — считать, что педагогика является наукой о ребенке, а не о человеке. Вспыльчивый ребенок, не помня себя, ударил; взрослый, не помня себя, убил. У простодушного ребенка выманили игрушку; у взрослого — подпись на векселе. Легкомысленный ребенок на десятку, данную ему на тетрадь, купил конфет; взрослый проиграл в карты все свое состояние. 

Он не наказывал, а просто вводил правила: устраивал разнообразные дежурства по Дому  — за любимые детьми вознаграждения (конфеты, открытки), «разрешил» отдельные виды шалостей. Можно было драться — но по «дуэльному кодексу» — со свидетелями, секундантами и занесением в журнал повода драки. Обмены, которые так любят мальчишки, разрешались только «честные» — был составлен список эквивалентов, например, нож можно было обменять на увеличительное стекло…

У Корчака было более двухсот воспитанников и всего восемь человек обслуживающего персонала, включая самого директора. Причем все — даже повар и прачка — считались воспитателями и разделяли идеи Януша. «Дом Сирот» был маленьким «государством» детей, во главе которого стоял «Совет самоуправления». По спорным вопросам делали опросы общественного мнения. С более серьезными делами разбирался «Товарищеский суд», кодекс для которого сочинил сам «пан доктор». В своде была тысяча параграфов, но только последний гласил, что подсудимый «опасен для окружающих и подлежит исключению». Обычно суд выносил одно из двух решений: оправдать или… простить…

В 1940 году вместе с воспитанниками был отправлен в Варшавское гетто, отклонив все предложения неевреев-почитателей своего таланта спасти его и спрятать.  В августе 1942 пришел приказ о депортации Дома сирот в Треблинку.

Вместе со своей помощницей и другом Стефанией Вильчинской и 200 детьми Корчак пошел на станцию, откуда в товарных вагонах их отправляли на смерть. До последнего момента он непринужденно улыбался и подбадривал детей, чтобы подольше сохранить им минутки спокойствия…  

«Хороший» не равняется «удобный»

Еще в юном возрасте Януш Корчак понял, что такое нужда и
бедность. Он начал подрабатывать репетиторством уже в пятнадцатилетнем
возрасте. Его отец нуждался в дорогостоящем лечении от психического
заболевания, денег в семье не хватало. Эти обстоятельства отчасти лишила
Корчака безоблачного детства, которое он так ценил и которое мечтал создать для
всех своих воспитанников.

Сиротский дом, построенный Корчаком, имел определенную структуру,
подчиненную его педагогическим принципам. До мелочей было продумано
расположение комнат и учебных классов. Здание окружал сад, создавая особую
атмосферу. Комната самого «старого доктора» находилась под крышей здания. Дверь
в эту комнату никогда не запиралась. Любой воспитанник мог обратиться к
директору при первой же необходимости. Сохранились трогательные воспоминания о
том, как Корчак селил в своей квартире больного ребенка, чтобы круглосуточно
следить за его здоровьем.

Теории воспитания Януша Корчака

Позиция взрослого

Согласно Янушу Корчаку, позиция взрослого в воспитании должна быть основана на постоянном уважении и любви к ребенку, а не на строгих и бескомпромиссных правилах и требованиях. Взрослый должен воспринимать ребенка как равного себе человека, уметь слышать его и уважительно относиться к его мнению и желаниям.

Автономия ребенка

Януш Корчак придерживался мнения, что ребенок должен иметь право на свое мнение и выбор. Воспитатель не может заставить ребенка делать то, что ему не хочется. Право на свободу и выбор должно быть у каждого ребенка, при этом воспитатель должен быть готов к возможным изменениям в его желаниях.

Ценность игры

Корчак считал игру ценной формой обучения и развития ребенка. Игра позволяет детям экспериментировать, учиться работать в команде, развивать логическое мышление, фантазию и самостоятельность. Воспитатель должен позволять ребенку играть и находиться в состоянии свободного креативного процесса, не мешая ему и не диктую своих правил игры.

Свобода проявления эмоций

Януш Корчак утверждал, что ребенок имеет право на свободу проявления своих эмоций и чувств. Воспитатель не должен запрещать ребенку возмущаться, грустить, бывать злым или радоваться. Ребенок должен уметь выражать свои эмоции и чувства и не бояться ошибаться или быть не согласным со взрослым.

Короткие цитаты о воспитании детей

***

Лаской почти всегда добьешься больше, чем грубой силой.
Эзоп

***

Сначала убедись, а потом уж убеждай.
К.С. Станиславский

***

Истинное воспитание состоит не столько в правилах, сколько в упражнениях.
Ж.Ж. Руссо

***

Хорошее воспитание надежнее всего защищает человека от тех, кто плохо воспитан (Ф. Честерфилд)
Из всех творений самое прекрасное — получивший прекрасное воспитание человек (Эпиктет)

***

Воспитание развивает способности, но не создает их.
Ф. Вольтер

***

Воспитание есть усвоение хороших привычек.
Платон

***

Воспитателем, как и художником, нужно родиться.
К. Вебер

***

Их всех плодов наилучшие приносит хорошее воспитание.
К.Прутков

***

Не делайте из ребенка кумира: когда он вырастет — потребует жертв.
П. Буаст

***

Воспитатель, сам должен быть тем, кем он хочет сделать воспитанника.
В.И. Даль

***

Ничто так не научает, как сознание своей ошибки. Это одно из главных средств самовоспитания.
Т. Карлейль

***

Плох тот воспитатель детей, который не помнит своего детства.
М. Эбнер-Эшенбах

Великие педагоги о детях и воспитании

***

Если педагог соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный педагог.
Лев Толстой

***

Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным – даже легким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически или практически.

***

Воспитание не только должно развивать разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой.

***

Главнейшая дорога человеческого воспитания есть убеждение.
Ушинский К. Д.

***

Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

***

Каждое мгновение той работы, которая называется воспитанием, — это творение будущего и взгляд в будущее.
Сухомлинский В. А.

***

Воспитатель должен себя так вести, что6ы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать, чего он хочет в данный момент и чего он не хочет. Если воспитатель не знает этого, кого он может воспитывать?

***

Сколько бы ни создавали правильных представлений о том, что нужно делать, но если вы не воспитываете привычки преодолевать длительные трудности, я имею право сказать, что вы ничего не воспитали.

***

Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно. Только будет ли это настоящее счастье?

***

Только живой пример воспитывает ребенка, а не слова, пусть самые хорошие, но не подкрепленные делом.
А. С. Макаренко

***

Парадокс воспитания состоит в том, что хорошо поддаются воспитанию как раз те, которые не нуждаются в воспитании.
Ф. Искандер

***

Воспитывать – значит организовывать жизнь; в правильной жизни правильно растут дети.
Лев Семенович Выготский

***

Если Вы зададитесь целью вырастить хорошего ребенка, то у Вас просто не получится сделать это плохо.

***

Не говорите плохо о ребенке — ни при нем, ни без него.
Мария Монтессори

***

Усилия взрослых направлены, в сущности, на то, чтобы сделать ребёнка удобным для себя.
Януш Корчак

***

Воспитание… должно опираться… на первоначальное и независимое существование прирожденных способностей; дело идет о их направлении, а не о их создании.
Джон Дьюи

***

Задачей воспитателя и учителя остается приобщить всякого ребенка к общечеловеческому развитию и сделать из него человека раньше, чем им овладеют гражданские отношения.
Адольф Дистервег

Цитаты о воспитании детей известных людей

***

Воспитывать теперь самая трудная вещь; думаешь: «Ну, все теперь кончилось! — не тут-то было: только что начинается!..»
М.Ю. Лермонтов

***

Тот, кто желает хорошо воспитать ребенка, обречен всегда придерживаться справедливых взглядов.
О. Бальзак

***

Совместное чтение с детьми может стать отличным средством эмоционального воспитания.
Джон Готтман

***

Воспитывать — значит приготовлять к жизни… Надо учиться в школе, но еще гораздо больше надо учиться по выходе из школы.
Д.И.Писарев

***

Воспитывать — не значит говорить детям хорошие слова, наставлять и назидать их, а, прежде всего, самому жить по-человечески. Кто хочет исполнить свой долг относительно детей, тот должен начать воспитание с самого себя.
А.Н. Острогорский

***

Нравственное уродство и преступность являются результатом недостатка воспитания и испорченности, идущей с раннего возраста.
В.М. Бехтерев

***

Привычка всего прочнее, когда берет начало в юных годах; это называем мы воспитанием, которое есть, в сущности, не что иное, как рано сложившиеся привычки.
Фрэнсис Бэкон

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Альбатрос
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: