Детство в средневековой европе

Почему мы родились именно в этом месте и в это время?

Чем питались

Некий Бартоломеус Меттлингер в пятнадцатом веке писал о том, что для малыша материнское молоко очень вредно в первые несколько недель после его рождения. Чтобы хоть немного уменьшить вред от молока, мать должна съедать несколько ложек меда (сильный аллерген для маленьких детей), а еще лучше натереть им небо малыша.

Обеспеченные же семьи нанимали профессиональную кормилицу, молоко которой считалось полезным и безопасным для ребенка. Идеальным возрастом такой женщины считался возраст 25 лет, когда женщина находилась в самом расцвете сил, была здоровой и сильной (конечно, на деле не всегда это оказывалось правдой). Выбирали кормилицу по следующим признакам:

  • внешне она должна быть крепкой;
  • загорелое лицо и шея;
  • ее собственному ребенку должно быть не меньше 6-ти недель;
  • грудь упругая и не обвисшая, не маленького размера.

Детям из бедных семей приходилось особенно сложно. Хорошо, если у матери долгое время сохранялось молоко в груди, что случалось крайне редко из-за недостатка питания. Если же молока не стало, то детей вынужденно кормили пустой похлебкой из овощей, — малыши часто умирали от такого питания.

Питание

Первые две недели ребенка выкармливала кормилица. Вредное материнское молоко требовалось отсасывать волчице. Если кормилицу не нашли, то кормили медом, чтобы повысить питательную ценность грудного молока. Подросшие дети питались так, как принято в семье: похлебка из овса и овощей, иногда на мясном бульоне.

Сегодня доказана ценность молозива и переходного молока, которые выделяются в первые две недели после родов. В составе такого молока высокое содержание белка, что формирует крепкий иммунитет и снижает риск заболеваний. Родители сейчас чаще придерживаются принципов рационального питания, а нездоровая еда иногда служит поощрением за хорошее поведение.

Какие фильмы бесплатно смотреть онлайн в хорошем качестве можно на Тубба.ру

Различные видео, новые фильмы и сериалы регулярно добавляются на портал. Большой популярностью зрителей пользуются российские сериалы, русские мелодрамы, документальные фильмы про животный мир, всевозможные лайфхаки, поделки и идеи для творчества. Среди зарубежных фильмов большой успех имеют триллеры, боевики, фильмы ужасов, приключенческие фильмы и комедии. Последние несколько лет высокобюджетные и красиво снятые китайские фильмы стремительно захватывают всё большую аудиторию зрителей и, если вы являетесь поклонником китайского кино, обрадуем вас — произведения китайского кинематографа ждут вас на нашем портале! Смотреть фильм онлайн на русском языке с русской озвучкой в нашем кинотеатре — это удобно!

Огромная аудитория наших зрителей с удовольствием смотрит фильмы, снятые во времена СССР, а также телеспектакли и эстрадные выступления известных артистов того времени. Детям и их родителям тоже есть, что посмотреть: мультфильмы и детские фильмы широко представлены в нашем онлайн-кинотеатре. Полноценные обзоры фильмов на плохое и хорошее, записи и интересные моменты со съёмок фильмов, интервью с известными актёрами тоже позволят расширить кругозор и узнать последние новости из мира кино. Музыка и музыкальные клипы разных времён и исполнителей позволят вам создать именно ту атмосферу, в которой вы хотите быть в настоящий момент. И, конечно же, юмор — поднимите себе настроение, посмотрев выступления популярных комиков, различные розыгрыши и весёлые пранки.

Наверняка вас интересуют подробности личной жизни звезд кино и телевидения, музыкантов, спортсменов, блогеров и известных личностей. Воспользуйтесь системой интеллектуального поиска на сайте и вы найдете много информации о том, как они живут и сколько зарабатывают. А если желаете прокачать свой IQ, проходите онлайн тесты, разгадывайте головоломки и узнавайте новые, до сих пор не известные вам темы.

Устраивайтесь поудобнее, выбирайте, что будете смотреть онлайн и получайте удовольствие от просмотра!

Роль религии в воспитании детей

Религия играла центральную роль в жизни средневековых европейцев, и она также влияла на то, как воспитывали детей. Детей с раннего возраста обучали доктринам и практикам их веры. Их крестили вскоре после рождения, и они каждую неделю посещали церковные службы вместе со своей семьей. Кроме того, многие семьи отправляли своих детей в монастыри или женские монастыри для получения религиозного образования.

Религия также играла роль в формировании поведения и взглядов детей. Детей учили быть послушными своим родителям и следовать учениям своей веры. Их учили, что их конечная цель в жизни — достичь спасения и избежать вечного проклятия. Этот акцент на религиозной морали помог сформировать ценности и поведение средневековых европейских детей.

Чему учили?

В школах более высокого уровня проходили так называемые «тривиум» и «квадриум». Такое деление было уже известно с V века. К тривиуму относились грамматика, диалектика и риторика. Их основы изучали еще в начальной школе. Отсюда произошло слово «тривиальный», то есть упрощенный, банальный. В квадриум входили науки, в основе которых были математические закономерности – это арифметика, геометрия, астрономия и музыка. Главной из этих наук считалась арифметика.

Лоренцо де Вольтолина «Генрих Германский обучает студентов Болоньи» / Гравюрный кабинет Берлина, Германия

В простейших школах обучали только основам грамоты и счета. И, конечно же, везде изучали «Божье Слово» – чтение Библии и трудов Отцов Церкви было главной назидательной литературой.

Основным языком обучения был латинский язык. Даже сочинения греческих авторов проходили в переводе на латынь. Вплоть до конца Средневековья учебные пособия были рукописными. Первые печатные книги в Европе появились только в 1450-е годы.

Рыцарское воспитание отличалось своей спецификой. Грамоте и письму уделялось совсем мало времени. Гораздо важнее для будущих рыцарей было развитие физической силы, ловкости и умения владеть разными видами оружия. Интересно, что к самым необходимым навыкам рыцарей относили не только фехтование и владение копьем, но и умение слагать стихи в честь Прекрасной дамы.

Ян Стен «Деревенская школа» (фрагмент) / Национальная галерея Ирландии, Дублин

Узаконенное детоубийство

До 9 лет в Средневековье не доживали 40% детей

Детская смертность была связана с неосторожностью нянек, у которых малыш вылетал из люльки, подвешенной к потолку. Малыши могли задохнуться во сне под телами родителей, быть покусаны собаками или домашними животными

Среди причин смерти выявляли удушье, ожоги, утопление и переедание в зажиточных семьях. Смерть ребенка считалась делом обыденным, траурная церемония не предусматривалась.

Если бы подобное произошло в наши дни, то нерадивые родители давно бы оказались в тюрьме. Пусть сейчас и бывают случаи, когда мать бросает ребенка или даже пытается его убить, но их очень мало

Сейчас за неосторожное обращение с ребенком или причинение ему вреда родители рискуют отвечать перед законом, ведь человеческая жизнь ценится превыше всего

Какие же они — средневековые женщины?

Что мы знаем о средневековых женщинах? Что они якобы не умели читать. Не имели права голоса, не могли владеть собственностью или вести бизнес. Не пользовались косметикой и не носили нижнего белья. На них силой надевали пояса верности. Это было очень, очень жестоко и несправедливо.

На самом же деле у женщин Средневековья имелись, например, пинцеты для выщипывания бровей — они заботились о своей внешности. У представительниц бедных сословий было совсем мало одежды, и как раз потому ее делали так, чтобы она служила как можно дольше, — не чета одноразовым вещам из супермаркетов.

Тогдашние женщины, как и нынешние, любили и теряли, надеялись и строили тайные планы, смеялись и плакали. Их переполняли надежды. Они влюблялись.

Интимная жизнь средневековых женщин была сложной и запутанной. Среди них встречались и целомудренные, и любвеобильные. Иногда завести интимную связь было сложно. Иногда сложнее было ее избежать. Несмотря на сотни лет, разделяющие сексуальную жизнь средневековых женщин и наших современниц, в ней много схожих элементов.

Реально изменились только сами женщины.

Смена пеленок и купание

Купание детей в Средневековье считали необязательной процедурой по уходу, якобы и смены пеленок хватает. А меняли их не так уж часто, 1-3 раза в день. Кто-то скажет, что это не мало, но стоит помнить о том, что тогда не было мягких впитывающих памперсов, пеленали детей в жесткие веревки, под которыми испражнения малыши прели и раздражали кожу. Стирали их без использования моющих средств, а затем опять же пеленали в это грязное белье детей. Если малыш уж слишком испачкался, то его могли протереть тряпочкой, смоченной в вине.

Были страны, в которых детей все же купали. Опытные няньки рассказывали новоиспеченным мамам о том, что купать ребенка надо в теплой воде, но желательно не в горячей. Если же лицо его начинает краснеть, то необходимо прервать процесс купания. Увы, таких сознательных людей в Средневековье было очень мало. А вот некоторые применяли горячую воду не в гигиенических целях, а для того чтобы разгладить младенческие морщины или исправить форму носа. Конечно, кроме ожогов малыши ничего не получали.

Было ли детство в эпоху Средневековья?

Современному обывателю видится закономерным создание культа ребёнка: до второй половины XX века катаклизмы и экономические коллапсы не щадили детей. Выживал практичный и приносящий пользу. Исходя из подобной логики, Средневековье и вовсе не признавало детство и презирало его. По мнению ряда французских исследователей, сам термин «детство» человечество открыло и осознало только в эпоху Нового Времени. В изучении вопроса произошли ощутимые сдвиги: доступные нам источники рисуют иную картину.

Ребенок не являлся «маленьким императором»: время вносило свои коррективы в его жизнь, где необходимо было быстро обучаться и вооружаться, чтобы уцелеть. При этом дети не были обделены заботой и лаской, а воспитанию уделялось не меньше внимания, чем в современном мире.

Появление ребёнка считалось высшим проявлением как женской, так и мужской сущности. Он не потребитель, а производитель: этот «дар Божий» являлся важным элементом в мире труда и власти. Настоящее семейное достояние. Большинство младенцев появлялось на свет законнорожденными, но было и немало тех, кто нарушал предписанный церковью и правом регламент. Тем не менее признавали все и всех: не только матери, но и отцы.


Дети в средневековой Европе. (merryfarmer.wordpress.com)

Стоит сказать несколько слов о темах, на которые накладываются табу и сегодня. Контрацепция и радикальные меры в виде аборта были явлениями частыми не только в среде низших слоев, но и в знатных семьях. Грех возлагался на плечи обоих: на мужчину как подстрекателя, а на женщину как виновницу преступления. Выкидыш оставался обычным делом как на селе, так и в городе, но говорить о нем не следовало. Церковь зорко следила за подобными эксцессами.

Про процесс протекания беременности известно немного. Это, вероятно, связано с тем, что все средневековые хронисты — представители сильного пола. Да и демографическая ситуация ставила свои условия: женщина в среднем рожала раз в 18 месяцев, если она находилась в браке. Осложнения в процессе беременности или же потеря плода ставились в укор бедной даме. Мужское семя тут не при чём — виноваты ветхие мехи, а не вино, которое туда влили.

Рождение — дело не из простых в Средние века. Оно осложнялось неумелыми действиями повитух и всевозможными инфекциями, которые отправили бы роженицу в лучший из миров.

Дитя появилось на свет. Преодолев риск заражения инфекциями и болезнями, коих было воз и маленькая тележка, ребёнок познавал мир. Родители же находились в постоянном напряжении, забрасывая себя вопросами: «Чей он? Не подменили ли его? А если появлялись близнецы — как отличить обычного младенца от сына дьявола?» Подобные предрассудки и домыслы побуждали родителей совершать чудовищный поступок — детоубийство.

В первые годы жизни ребёнок должен пройти 2 главных обряда Средневековья — омовение и крещение. Он становился частью христианского мира.


Ребёнка приобщают к религии. (quora.com)

Пол новорождённого иногда предсказывали опытные повитухи, но зачастую этот вопрос не сильно волновал родителей. Мы можем посмотреть на реалии средневековой Европы и с уверенностью сказать, что мальчики были в приоритете: обществу нужны были пахари, воины и продолжатели рода. Настоящим достоянием для семьи в действительности являлись дочери. В будущем они могли удачно выйти замуж и обеспечить семью потомством.

Кто имел право учиться?

Отличительной чертой средневекового общества являлась сословность. Все люди делились на 3 категории:

  1. Духовенство – его представители должны были молиться за всех.
  2. Феодалы – их главным предназначением было воевать и править.
  3. Крестьяне и горожане – должны были неустанно трудиться.

В соответствии с этим делением и строилось образование. Самой образованной частью населения было духовенство. Церковные школы были трех типов – монастырские, епископальные и приходские. В них поступали мальчики лет семи. Основная цель обучения состояла в подготовке монахов и священников. Но позже стали появляться и «внешние» церковные школы, выпускники которых не обязательно связывали свою дальнейшую жизнь со служением Богу.

В основе обучения аристократов лежало рыцарское воспитание. До 6-7 лет мальчики воспитывались в семье. Затем они отдавались в пажи ко двору сеньора. С 14 лет их посвящали в оруженосцы, а в 21 год при удачном стечении обстоятельств они становились рыцарями.

У детей крестьян возможности учиться не было. Уже с ранних лет они помогали родителям по хозяйству, а с 7-8 лет начинали привлекаться к тяжелым полевым работам. Дети горожан осваивали ремесло родителей. Только в позднем Средневековье в городах появляются школы для детей бюргеров.

Физические наказания в средневековой школе

На каких устройствах можно смотреть фильмы?

Встроенный плеер воспроизводит фильмы, сериалы и любые видео без необходимости регистрации на следующих устройствах:

  • на смартфонах с поддержкой Android и iOS;
  • на планшетах, работающих под управлением Android и iOS;
  • на любых компьютерах и ноутбуках;
  • на телевизорах, имеющих выход в Интернет.

Поэтому вы можете смотреть онлайн любые фильмы, видео и сериалы совершенно бесплатно в HD качестве без регистрации практически на любых устройствах. При низкой скорости Интернета можно выбрать меньшее качество видео и наслаждаться просмотром любимых фильмов. Онлайн кинотеатр Тубба.ру всегда доступен, поэтому ждем вас в любое время суток!

Пеленание

Чтобы тело развивалось правильно, в Средневековье было принято тугое пеленание. Руки и ноги малыша дополнительно обвязывали лентами. Для формирования «благородного черепа» надевали чепчик с дощечками, а уши плотно прижимали к голове. Двигаться младенец мог только во время купания. Странные традиции обусловлены медицинскими догмами. Считалось, что когда новорожденный шевелит руками и ногами, то произойдет смещение внутренних органов.

Сейчас медицина утверждает, что при тугом обматывании затормаживается развитие двигательных навыков, нарушается кровообращение, ухудшается самочувствие и сон. Психологи добавляют: тугое пеленание провоцирует слабохарактерность и покорность. Молодых мам в роддоме учат технике свободного пеленания.

Уход и пеленание маленьких детей

Пеленание малышей в Средние века — отдельная тема. Ходило много слухов на эту тему, но любая няня считала, что ребенка нужно пеленать настолько плотно, чтобы он и пошевелиться не мог. Вот лишь несколько причин такого обращения с новорожденными, которые в те века считали основными:

  1. Ребенок должен быть с рождения похож на взрослого, поэтому малыша туго связывали, предварительно выпрямив (в этот момент любая современная мама ужаснется). Руки привязывали к телу, чтобы он не совершал ими «звериных» движений.
  2. Если не пеленать ребенка, его органы могут сместиться. Это был очень распространенный миф в Средневековье.
  3. Искривление рук и ног. Средневековые мамы были уверены, что кости малышей настолько пластичны и хрупки, что от свободных движений могут ломаться и искривляться.

Пеленали детишек не мягкими пеленками, а свивальными жесткими лентами, что делало их похожими на мумию. А еще на детей из знатных семей надевали специальный корсет, который передавливал их органы. Для придания «благородной» вытянутой формы голову покрывали специальным чепчиком с дощечками внутри.

Если у малыша начинались резаться зубки, то пальцами (не всегда чистыми) ему массировали десны, после чего натирали их паштетом из сырых заячьих мозгов. Считалось, что это средство уменьшает боль и не вызывает у детей сыпи. Если же паштета не было, то использовали собачье молоко или гусиный жир.

«Детство горькое»: реалии Средневековья

Дети росли быстро и очень скоро начинали знакомится с неприятными особенностями жизни человека. До 4 или 5 лет ребёнок сталкивался с целым букетом заболеваний: это были коклюш, скарлатина, корь и оспа. К семилетнему возрасту доживали далеко не все. Последствия плохой гигиены? Отнюдь! Частая смена белья и порой ежедневное трехразовое купание — важные детали, которые подчёркивают средневековые трактаты и семейные хроники. Естественно, все обязанности по уходу за нежным существом ложились на хрупкие плечи средневековых дам. Отец же помогал своему чаду после года встать на ноги и мог успокоить вопящего соской.

Малыш имел собственный мир с игрушками, посудой, одеждой. Изображения того времени свидетельствуют о впечатляющей массе детских увеселений: восковые фигурки, бутафорская посуда, солдатики, шарики, лошадки и игрушечное оружие.

В Средневековой Европе детский возраст разделялся на два периода: infantia (младенчество, до 7 лет) и pueritia (юность, до 16−17 лет). Таким образом, общество идентифицировало юное создание и решало, можно ли продолжать ребёнку беззаботно проводить время или пора забросить игрушки и начать заниматься серьёзными делами.

Безусловно, в сельской местности и в шумных городах семьи нуждались в помощниках и помощницах. Неокрепшее дитя в такой ситуации взрослело и познавало мир быстрее. В возрасте 12−14 лет юная девочка уже была готова к выдаче замуж, а молодой человек в 15−16 лет проходил обряд инициации и становился мужчиной.

Для средневекового обывателя ребёнок являлся сакральной фигурой, которая находилась на стадии формирования

Он — важное звено в контакте потустороннего с реальным миром. Считалось, что дитя рождается с клеймом светлой или тёмной стороны

Его причудливые жесты и звуки первых месяцев жизни сравнивали с пением ангелов. Малыш транслировал желания ушедших в мир иной

Церковь рекомендовала с осторожностью относится к детям и не донимать их расспросами и лишним вниманием. Также именно священнослужители установили отдельные стандарты воспитания и призывали следить за детским поведением

Любая провинность, неугомонное поведение и даже слёзы — всё это происки бесов. А нечистую силу следует изгонять: в данном случае — довольно жестоко, с помощью хворостин или затрещин. Строгость к детям была твёрдым наказом христианской церкви родителям. Но находилось место и для родительских ласк. Они разделяли между собой обязанности в воспитании: за начальное образование до времени бурного развития школ, здоровье и гигиену отвечала мать, а отец занимался просвещением и объяснял юному созданию какова роль авторитета бога в его жизни. Подлинные пособия по воспитанию ребёнка были доступны начиная с IX-X вв. для обеспеченных слоев населения: элиты, клира, а позднее в XV веке и для бюргеров.

Как происходило обучение?

Уроков в современном понимании этого слова – со строгим временем проведения занятия и звонками – вплоть до эпохи Возрождения не было. Первым, кто стал внедрять классно-урочную систему обучения, был великий чешский педагог Ян Амос Каменский. До XVI века время занятий ограничивалось скоростью усвоения учениками материала и желанием учителя. Во многих школах учеба велась в течение всего светового дня.

В основе учебы лежал процесс механического запоминания. Учитель мог часами читать детям текст, а те должны были дословно его воспроизводить. При ответах на вопросы требовалось буквальное цитирование изученного. Самостоятельность мышления считалась ересью. Нужно ли говорить, что такой процесс учебы был крайне утомительным и непривлекательным для учеников? Многие из них ненавидели школу и старались из нее сбежать.

Как проходило детство

В бедных семьях дети с самых младых лет познавали все самые потаенные аспекты жизни и приучались к труду. Большинство семилетних детей из бедных семей прекрасно знали, откуда появляются дети, так как с рождения видели это собственными глазами. С детства они трудились наравне со взрослыми.

Немного лучше было положение детей из богатых семей. Их детство длилось несколько дольше, хотя привлекать их к ответственности и выдавать замуж начинали с 10-11 лет, а уже в 12 лет мальчики воевали на войне и мстили за отцов.

С самого младенчества детям внушали, что они обязаны служить взрослым. Такой участи избегали лишь королевские и дети знатных людей.

С каждым поколением появляются новшества в уходе за детьми, а опыт бабушек уходит в небытие. Иногда это хорошо, иногда не очень, но если сравнивать современный уход за детьми и средневековый, то прогресс виден невооруженным глазом.

Вопросы и ответы

Какова была роль семьи в воспитании детей в средневековой Европе?

В средневековой Европе семья была основным институтом, ответственным за воспитание детей. Отец был главой семьи, а мать отвечала за повседневную заботу о детях. Ожидалось, что дети будут учиться у своих родителей и пойдут по их стопам.

Как религия влияла на воспитание детей в средневековой Европе?

Религия играла центральную роль в жизни средневековых европейцев, и она также влияла на то, как воспитывали детей. Детей с раннего возраста обучали доктринам и практикам их веры. Кроме того, религия помогала формировать ценности и поведение средневековых европейских детей.

Кто получал образование в средневековой Европе, и каким оно было?

В средневековой Европе образование было в основном уделом богатых людей и духовенства. Многие знатные семьи нанимали репетиторов, чтобы те обучали их детей чтению, письму и арифметике. Кроме того, многие мальчики отправлялись в школы, управляемые церковью, чтобы получить более формальное образование. Для девочек образование часто было более неформальным и сосредотачивалось на практических навыках, таких как приготовление пищи, шитье и ведение домашнего хозяйства.

Какова была роль игры в воспитании детей в средневековой Европе?

Хотя жизнь средневековых европейских детей часто была наполнена работой и обязанностями, игра по-прежнему играла важную роль в их воспитании. Дети играли в такие игры, как пятнашки, прятки и игры с мячом. Они также играли с такими игрушками, как куклы, свистульки и лошадки. Игра рассматривалась как способ обучения детей социальным навыкам, развития физической координации и развлечения.

Чем детство в средневековой Европе отличалось от современного детства?

Детство в средневековой Европе значительно отличалось от современного. Дети рассматривались не как отдельные личности со своими потребностями и желаниями, а скорее как члены семейной ячейки. Детство часто было наполнено работой и обязанностями, а образование не было так широко распространено, как сегодня. Однако в детстве средневековой Европы были и моменты игры и радости.

«Я узнал, что у меня есть огромная семья…»

Ребёнок Средневековья — это существо, которое всегда окружено многочисленными родственниками. Братья и сёстры, тёти и дяди, реже — бабушки и дедушки. Все они в равной степени, в зависимости от жизненных обстоятельств, влияли на самого маленького члена семьи.


Дети в средневековой семье. (merryfarmer.com)

Ещё одним важным фигурантом в делах семейных являлся брат матери. Он мог заменить отца и довольно серьёзно повлиять на его рост его статуса в обществе. Дитя находилось под влиянием сразу двух родов: каждый из них мог оставить завидное наследство или помочь с продвижением по карьерной лестнице, а также поделиться полезными контактами.

Переболев целым букетом болезней, узнав, что такое домашняя работа, изучив азы грамматики и арифметики, ребёнок переходил на новый уровень. Он становился подростком: теперь его ждала взрослая жизнь со своими законами и правилами.

Необоснованная нагота

Церковь максимально четко высказывалась против вступления в интимную связь в обнаженном виде, но вот почему? Все очень просто — чтобы не заболеть.

Средневековая медицина считала, что большую часть тепла женское тело теряет через голову и существует риск, что во время энергичного полового акта его уйдет слишком много. В результате с женщиной случится беда.

Даже во время родов женщины изображены в одежде. Рождение Богородицы. Миссал Эберхарда фон Грайффенклау. Walters Ex Libris. Manuscript W.174, folio 204v.

Хотя средневековая женщина могла довольно сильно обнажиться перед супругом, ей ни в коем случае нельзя было обнажать голову. Чтобы сохранить здоровье, активности в простынях с мужем следовало противопоставить головной убор. Чепец. Вуаль. Тюрбан. Подходила даже сеточка для волос.

Вот почему практически на всех иллюстрациях, где мужчина и женщина изображены в постели, любая порядочная дама предстает в головном уборе.

Профессия святого

Вы пишете в книге о средневековой литературе?

Да, в книге много о словесности. Я старался говорить об известных авторах (Блаженном Августине, Данте, Бернарде Клервоском, Петре Абеляре). Но, наряду с ключевыми фигурами, я рассматривал фигуры второго и даже третьего порядка, анонимные тексты на латыни и некоторых других, новоевропейских языках. Меня часто интересуют вероучительные тексты с иллюстрациями: средневековая книжная миниатюра для меня любимый документ той эпохи.

Жизнь святых – один из главных сюжетов Средневековья. Выясняется, что типы святых бесконечно разнообразны…

История святых – это история людей, которые могли грешить, но потом каялись так, что попали в святые. И это всем нам надежда.

Действительно, святые, при всей схожести их подвигов и житий об этих подвигах, очень разные. Так же как и иконы. В одном зале ты никогда не найдешь двух одинаковых икон, они всегда будут чем-то отличаться. Со святыми столько замечательных историй случалось, что это невозможно не рассказать.

Одновременно святой — «герой нашего времени». Каждая эпоха ставит памятники тем, кого она боготворит. Человек признается святым, потому что активно участвует в этой жизни, помогает слабым, сирым, вдовым, выкупает пленников, кормит хлебом тысячу людей, исцеляет. И одновременно он уходит из этого мира, чтобы молиться за этот мир.

Из лекций Олега Воскобойникова: «Одни святые были великими аскетами, другие — великими организаторами христианской общины, третьи — просветителями. У русских просветители — прежде всего Кирилл и Мефодий, общеславянские святые. Есть князья-просветители – Владимир, княгиня Ольга, первая крестившаяся из наших варягов, пришедших на Русь. <…>  Пока христианство было гонимым, именно мученическая кончина давала шанс получить венец на небесах. И когда христианство стало официальной религией и в церквах стали изображать святых, то они часто изображались с пальмовой ветвью или с венками. И венок, и пальмовая ветвь — это еще дохристианские символы победы».

Есть ли у святых своя иерархия? И кто на вершине пирамиды? Фома Аквинский? Блаженный Августин?

Фома – просто представитель определенного тип святого, как бы святого-философа. Фома сделал Аристотеля, верившего в вечность мира, принадлежностью христианской философии, его причисление к лику святых в начале XIV века стало своего рода компромиссом между традиционной христианской системой ценностей и новым рациональным мировоззрением.

Кто вам близок из католических святых? Франциск Ассизский?

Да, Франциск, хотя это и немного банально, и я точно так же люблю русских святых Сергия Радонежского и Савву Сторожевского. Но я ходил по той земле, по которой ходил Франциск, — по Умбрии (Италия). Я бы ввел Франциска Ассизского в русские святцы, ведь католики, если не ошибаюсь, ввели Сергия и Серафима в число блаженных, и мы вполне могли бы ответить взаимностью.

Мне близок и святой Петр Дамиани. Он был очень образованным человеком XI века, при этом сильно критиковал науки. Казалось бы, это мракобесие; но, когда вчитываешься, то понимаешь, что это из любви к знаниям. Он ругал ученых, что называется, конструктивно и уж точно никого не сжигал на костре. Я люблю одновременно и аскета Бернарда Клервоского, и гонимого им Абеляра, «нашкодившего» магистра. Первый – великий святой, второй же – провозвестник современного стиля мышления.

Если честно, я бы в святые вывел Данте. Ни один средневековый человек с таким совершенством не воплотил средневековую картину мира в одном поэтическом произведении. Это же чудо! Но Рим никогда не канонизирует того, кто лучшие свои стихи посвятил не жене, а другой женщине, да еще и поставил под сомнение примат папства. Я имею в виду его трактат «Монархия».

 IQ

5 декабря, 2017 г.

История

история

книги

Средневековье

Подпишись на IQ.HSE

Сексуальный статус

Положение средневековой женщины в обществе определялось не возрастом, не образованием, не профессией, не карьерными достижениями, а сексуальным статусом. С этой точки зрения она относилась к одной из следующих категорий:

— девственница (молодая, незамужняя, заниматься сексом не позволяется);
— жена (замужем, заниматься сексом позволяется);
— вдова (была в прошлом замужем, заниматься сексом не позволяется);
— блудница (незамужняя, но занимается сексом либо подозревается в этом).

От статуса женщины зависели ее права и обязанности. Те, кто не относился ни к одной категории, либо оказались в особых обстоятельствах, либо ступили на скользкую дорожку и горькая судьба их была предопределена.

Воспитание

Детей в средневековье держали в строгости. Будет ли жить отпрыск — зависело от мнения отца. Если папа брал ребенка на колени и смачивал водой лоб — дитя получало право на существование. Больных и слабых детей обрекали на гибель. В 7 лет их отдавали на обучение в чужие семьи, полагая, что воспитание в чужом доме повлияет на ребенка лучшим образом.

Сегодня методы воспитания направлены на то, чтобы создать зону психологического комфорта. Матери, как и отцы, принимают полноправное участие в жизни детей и иногда воюют за право воспитывать отпрыска единолично. А еще особенностью современного воспитания считаются ориентиры на развитие индивидуальности.

Кнут и пряник

О системе поощрения учеников известно немного. Сохранились упоминания, что иногда младшим школьникам родители давали с собой миндаль, изюм, калачи и другие лакомства, чтобы это стимулировало их ходить в школу. Разумеется, такая роскошь была доступна только детям довольно обеспеченных людей.

Похвала учителя считалась высшей формой поощрения. Но заслужить ее было трудно, так как средневековые педагоги были очень строги и мало кто из них тяготел к гуманизму. На видном месте в любом классе висели розги. Традиция бить учеников не только не считалась чем-то зазорным, но и, наоборот, приветствовалась. Кроме того, детей ставили коленями на горох, привязывали к позорному столбу и заставляли пить грязную воду.

Такие негуманные традиции были распространенными даже в эпоху Возрождения. Отец-основатель протестантизма Мартин Лютер вспоминал, что их били в школе до крови. Для этого розги обматывались проволокой. А еще волосы детей обматывали вокруг трости и таскали их за пряди со всей силы.

Как хорошо, что все это ушло в историю…

Что было, а что — нет

Книга Гилберт — исчерпывающий гид о жизни женщин в Средние века. В этом письме — лишь малая часть того, чем хочется поделиться, чему хочется удивиться и над чем хочется посмеяться (и погрустить). Тут вы найдете правдивые истории о более чем сотне настоящих средневековых женщин.

Темы — разнообразнейшие: физическая сторона интима, интерсекс, нетрадиционные связи, родительство, запретная любовь. И всё — с иллюстрациями того времени.

Кстати, что там в итоге с поясами верности? Оказывается, в Средневековые времена такие не использовали. Их появление датируется более поздним периодом. Источник

Что ещё под обложкой:

  • Когда нельзя: почему секс был запрещен по средам и пятницам
  • Что такое «куртуазная любовь»?
  • Убийцы страсти: дыня, лук-порей, лилии и семена салата
  • Если очень хочется забеременеть. И наоборот
  • Была ли послеродовая депрессия в Средневековье?
  • Она плюс… она. Как жили женщины другой сексуальной ориентации

…330 любопытнейших страниц. Понравится тем, кто увлекается историей в ее необычных аспектах и интересуется фем-повесткой и отношениями.

Книга «Интимное средневековье» — отличная возможность взглянуть на нашу жизнь пристальнее. И понять, что сегодня у нас куда больше возможностей, чтобы жить так, как хочется, наслаждаться и быть с тем, от чьего присутствия быстрее бьется сердце.

P.S.: Самое важное о культуре и искусстве — в нашей рассылке. Рассказываем про книги, которые расширяют кругозор и позволяют посмотреть на любую эпоху через призму современности

Обложка: rawpixel

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Альбатрос
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: