Справляемся с платьями, футболками и свитерами
Все вещи должны быть свободными с минимальным количеством кнопок, молний и всевозможных застежек. Если голова будет плохо проходить в узкую горловину, то ребенок начнет нервничать и у него отпадет желание самостоятельно одеваться.
Перед покупкой кофты или платья нужно представить, сможет ли ребенок один справиться с ними:
- Терпеливо объяснить малютке, что в ворот нужно просовывать макушку, а не лицо. Иначе можно застрять.
- Потребуется повторять одно и то же много раз, набравшись выдержки.
- Показать несколько раз, как именно держать изделие в руках.
- Можно схитрить и произнести: «Конечно, только взрослым по силам справиться с этим свитером». Ребенка это стимулирует, он захочет показать свое умение.
Если ребенка не устраивает одежда – он может отказываться одеваться. На изнаночной стороне не должно быть грубых швов, которые могут натереть и этикеток. Вещь не должна сковывать движения.
ПОЧЕМУ НУЖНО УЧИТЬ РЕБЕНКА САМОСТОЯТЕЛЬНО ОДЕВАТЬСЯ?
Ребенок всегда будет казаться родителям маленьким и неумелым. Стремясь оградить детей от трудностей, родители часто усложняют им дальнейшую жизнь. Отсутствие у ребенка таких простых навыков самообслуживания, как одевание, может в дальнейшем привести к негативным последствиям.
Во-первых, постоянно обслуживая ребенка, мы лишаем его способности ухаживать за собой без помощи взрослых.
Неумение это делать приведет к привычке быть неопрятным, отсутствию контроля над своим внешним видом, а несамостоятельный неряшливый ребенок часто становится предметом насмешек сверстников, что больно ранит неокрепшую психику.
Во-вторых, так как навыки самообслуживания относятся к трудовому воспитанию, игнорирование родителями этого направления развития ребенка приведет к формированию у него негативного отношения к труду, к лени.
В-третьих, одевание относится к повседневным навыкам, а их отсутствие может вызвать конфликт родителей и ребенка. Ежедневные конфликты портят характер, формируют у ребенка капризность, эгоцентризм, упрямство. К сожалению, эти черты не исчезнут в последствие сами по себе, с ними нужно будет бороться специальными методами, но лучше предотвратить их развитие в дошкольном возрасте.
В-четвертых, неспособность к самостоятельным действиям будет требовать постороннего вмешательства.Ребенок привыкает к тому, что кто-то (взрослый) должен помочь ему в манипуляциях с одеждой и обувью. Сочетание слов «должен помочь» говорит о формировании негативных качеств личности — неуважение к окружающим, потребительское отношение к жизни. Естественно, что все эти негативные проявления не возникнут в одночасье. Но «посеешь привычку — пожнешь характер», — говорили наши мудрые предки, и были, безусловно, правы. Именно с таких мелочей как нежелание самостоятельно одеваться, начинает формироваться потребительское отношение к окружающим близким. Сначала взрослый должен одеть ребенка, а потом его обязанности в глазах ребенка будут очень быстро расширяться.
С какого возраста нужно приучать детей к самостоятельному одеванию?
Ответ на этот вопрос можно найти в стандартах образования (ФГОС). На основании этого документа разрабатываются программы дошкольного образования, которые четко определяют, чему и как нужно учить ребенка
К сожалению, родители часто обращают внимание только на образовательный компонент, считая его основой интеллектуального развития ребенка и упуская из вида тот факт, что ребенок должен развиваться всесторонне и гармонично
Мы проанализировали для вас Программу дошкольного образования «От рождения до школы» и выбрали навыки по самостоятельному одеванию детей.
Возраст ребенка
Навыки самостоятельного одевания
(в данном возрасте ребенок должен уметь)
Наличие помощи взрослых
2 года
Снимать и одевать в определенном порядке:
шапку;
обувь, расстегнутую взрослым;
колготки;
шорты (юбку, брюки) на резинке.
С помощью взрослых
3 года
Одеваться и раздеваться в определенном порядке, включая расстегивание и застегивание пуговиц, молний и липучек.
Аккуратно складывать и вешать на стульчик свою одежду.
Обращать внимание на свой внешний вид в течение дня: поправлять одежду.
С небольшой помощью взрослых
4 года
Одеваться и раздеваться в определенной последовательности самостоятельно.
Аккуратно складывать и вешать одежду.
Уметь замечать неопрятность в одежде и устранять её.
Помощь только в завязывании шнурков.
5 лет
Одеваться и раздеваться самостоятельно, включая манипуляции со шнурками.
Уметь ухаживать за одеждой при помощи взрослых.
Поддерживать порядок в шкафчике и на своих полках дома.
Без помощи взрослых, по небольшой словесной инструкции.
6 лет
Быстро и самостоятельно одеваться и раздеваться.
Поддерживать порядок в шкафу, следить за внешним видом.
Без помощи взрослых.
Эта информация поможет родителям определить уровень сформированности навыков самообслуживания у своих детей.
С чего начать?
Чтобы ребенок научился одеваться самостоятельно, необходимо следовать определенной последовательности шагов и учитывать возрастные особенности.
Вначале родители могут помочь ребенку освоить базовые навыки, такие как надевание и снятие носков или туфель, одних за другими
Дети часто предпочитают начинать с одной ноги, поэтому важно научить их последовательно надевать и снимать обувь с каждой ноги. Можно также показать, как правильно закрывать застежки на ремешках или шнуровках
Далее ребенок может начать учиться надевать и снимать штаны или юбку
Важно показать, как правильно ориентироваться по передней и задней стороне одежды и как управляться с резинкой или поясом. Также полезно научить ребенка кнопкам или застежкам-молниям на брюках или юбках
Постепенно можно перейти к надеванию и снятию рубашек или блузок
Здесь важно научить ребенка правильно ориентироваться по передней и задней стороне изделия, а также закрывать пуговицы или застежки-молнии
В зависимости от возраста, все эти навыки можно развивать постепенно, начиная с простых вещей и переходя к сложным
Важно помнить, что каждый ребенок развивается по-своему, поэтому необходимо учитывать его индивидуальные возможности и темп развития
По мере освоения базовых навыков родители могут поощрять и похвалить ребенка за его старания и успехи. Это поможет ему укрепить уверенность в себе и стимулировать дальнейший прогресс.
Навык | Описание |
---|---|
Надевание и снятие носков/туфель | Показать ребенку, как последовательно надевать и снимать обувь с каждой ноги |
Застежки на ремешке/шнуровках | Научить закрывать застежки на ремешках или шнуровках |
Надевание и снятие штанов/юбок | Показать ребенку, как правильно ориентироваться по передней и задней стороне одежды и как управляться с резинкой или поясом |
Застежки на блузках/рубашках | Научить закрывать пуговицы или застежки-молнии на блузках или рубашках |
Одежда, подходящая для самостоятельности
Когда ребенок начинает учиться одеваться самостоятельно, очень важно выбирать для него подходящую одежду. В этом возрасте дети еще не справляются с усложненными застежками, поэтому следует предпочитать одежду с простыми и удобными застежками
Хорошим выбором для самостоятельности будут одежда с молниями или кнопками на передней части. В такой одежде ребенок сможет справиться с обуванием без помощи взрослых. Также рекомендуется выбирать одежду с эластичными поясами и резинками, которые позволяют ребенку без труда надевать и снимать брюки, юбки и шорты.
Одежда, которая не мнется и не мялится, также будет отличным выбором для поддержки самостоятельности ребенка. Такая одежда позволит ему легко найти нужные вещи в шкафу и самостоятельно выбрать, что надеть.
Важно также отметить, что одежда должна быть комфортной и не ограничивать движения ребенка. Лучше выбирать натуральные материалы, которые не вызывают раздражения на коже и позволяют коже дышать
И, конечно же, не обязательно покупать дорогие вещи для ребенка
Важно, чтобы он чувствовал себя комфортно и мог справиться с одеванием без помощи взрослых
- Выбирайте одежду с простыми и удобными застежками
- Молнии и кнопки на передней части – отличный выбор
- Предпочитайте одежду с эластичными поясами и резинками
- Выбирайте одежду, которая не мнется и не мялится
- Убедитесь, что одежда комфортная и не ограничивает движения
- Выбирайте натуральные материалы
- Не обязательно покупать дорогую одежду
Советы для родителей
Занимаясь с малышом, стоит запастись терпением, ведь не все у него будет получаться с первого раза, могут возникнуть трудности.
Как следует себя вести?
- Не кричать на ребенка, это отобьет у него всякое желание учиться и будет препятствовать гармоничному развитию.
- Помогать в самом крайнем случае – например, расстегнуть сложную застежку или вывернуть платье или рубашку, а в остальном предоставить полную свободу действий. Так ребенок быстрее приучится к самостоятельности.
- Терпеливо объяснять ребенку, зачем ему необходимо учиться, говорить, что он становится старше.
- Действовать по методу «от простого – к сложному». На первом этапе (в год-полтора) можно использовать игрушки с липучками, застежками, пуговицами, чтобы, играя, малыш учился расстегивать и застегивать их. Кроме того, это хорошо разовьет мелкую моторику.
- Нельзя торопить кроху, нервничать из-за опозданий нельзя, лучше встать пораньше и приступить к одеванию заранее.
Еще один предварительный этап – изучение наименований одежды. Собирая ребенка, мама должна рассказывать и показывать ему ботинки, шапку, брюки, тогда он быстро запомнит названия.
Основные правила
Несколько простых правил помогут детям научиться одеваться, а взрослым помочь им в этом процессе.
Терпение и еще раз терпение
Взрослые привыкли одеваться быстро, однако, маленький ребенок пока не способен это делать. Его моторика еще недостаточно развита, поэтому он может путаться в рукавах, очень долго застегивать одну пуговицу или не понимать, где правый ботинок, а где левый.
Родителям придется проявить терпение и спокойствие. Раздражение и попытка поторопить только отпугнет, вызовет плач и нежелание действовать самому.
Если ребенок хочет, пусть делает
Как вы знаете, примерно в 3 года у детей появляется потребность и желание, обозначаемое «я сам». Нельзя подавлять это. Если малыш проявляет инициативу, тянет ручки к колготкам, то ему надо предоставить такую возможность
Это важно и для дальнейшего воспитания самостоятельности
Однако нельзя и категорически требовать, чтобы малыш надевал все сам. Он многое не умеет, помощь взрослых ему необходима. Попробуйте стимулировать самостоятельность, говоря, что взрослые мальчики или девочки умеют одеваться.
Критика недопустима
Маленькие дети очень чувствительны к критике в свой адрес. От родителей они ждут одобрения своих действий, поэтому ребенка надо чаще хвалить, так он быстрее научится делать то, что нужно. Часто бывает, что опаздывая с утра, родители начинают обвинять ребенка, что он делает все медленно и неправильно. Это даст обратный эффект. Ребенок расстроится, у него начнет получаться еще хуже, в итоге будут слезы и капризы. Лучше начать собираться пораньше, хваля при этом за самостоятельность.
Если совсем не хочет одеваться
Бывает так, что малыш напрочь отказывается одеваться, потому что у него это совершенно не получается. В таком случае можно немного помочь ему. Оденьте носок наполовину и предложите ребенку натянуть его дальше. Хвалите при этом, тон речи должен быть предлагающий, а не приказывающий.
Используйте куклы
Для того чтобы изучить различные элементы одежды, подойдет игра в куклы. Сшейте им красивые платья, колготки и предложите малышу одеть любимую игрушку. В процессе игры дети быстро учатся одевать на куклу одежду, а затем у них возникает желание попробовать и со своей. Полезны также развивающие игрушки, например, книги-шнуровки, игрушки с карманами, нашитыми пуговицами, липучками и молниями. Это поможет развитию мелкой моторики и не бояться элементов одежды.
Превратите все в игру
Найдите или придумайте стишок, где рассказано о процессе одевания. Читайте его малышу, это вызовет интерес и превратит процесс в игру и тогда не придется задумываться, как научить ребенка одеваться, все произойдет естественно. Помним, основной способ обучения детей младшего и старшего дошкольного возраста – это игра. Касается это любых сторон жизни и осваивания бытовых навыков. Играйте на любопытстве и желании стать, как взрослый.
Изучите одежду вместе с малышом. Расскажите ему, как называются части гардероба, пусть он получше рассмотрит молнии и пуговицы и попробует застегнуть их в игре. Руку можно представить «паровозиком» и «заехать» ей в тоннель, роль которого будет выполнять рукав. Сопровождайте все смехом, позитивом и веселыми звуками.
Подражаем взрослым
Маленькие дети очень хотят вырасти и стать, как мама или папа, даже если им всего 3 года. Покажите на своем примере, как вы надеваете носки, шапку или куртку. Разложите детскую одежду рядом и устройте небольшое соревнование, кто быстрее, малыш обязательно увлечется этим, особенно если родители дадут ему выиграть.
Рассказывайте порядок действий
Запомнить, что надо сделать первым, малыш сможет не сразу. Приучайте его постепенно, что и в каком порядке делается. Расскажите, что есть вещи, которые носят дома, в детском саду и на улице. Обязательно меняйте одежду, приходя домой, это еще и вопрос гигиены и воспитания дисциплины.
Оптимальное время
Как научить застегивать пуговицы и липучки
Это один из самых сложных навыков, которые предстоит освоить малышу, ведь мелкая моторика развита еще недостаточно. Не начинайте сразу с одежды. Лучше возьмите кусок полотна, пришейте к ней большую и красивую пуговицу и проделайте отверстие. Предложите ребенку поиграть, покажите, как пуговица заходит в отверстие и как интересно получается.
Таким же образом можно поступить с липучками, но их дети обычно осваивают быстрее. Нашейте пуговицы и застежки на игрушечные вещи, только не берите совсем мелкие, чтобы при неудаче, ребенок не расстроился и не потерял к этому интерес. Приделайте липучки к шторкам, пусть дошкольник сам их фиксирует в нужном положении.
Подбираем одежду для малыша правильно
От того, насколько правильно подобрана одежда для ребенка, будет зависеть его успех в обучении самостоятельного одевания и раздевания, его желание продолжать обучаться.
Самые распространенные советы опытных мам, на что стоит обратить внимание при выборе одежды для ребенка, мы собрали в список:
Не покупайте для 2-3 летнего малыша одежду с мелкими пуговицами. Мелкая моторика пальчиков ребенка еще плохо развита, поэтому ему будет тяжело справляться с мелкими деталями на одежде.
Выход: если вы все же не удержались и купили понравившуюся вещь с мелкими пуговками, то замените их на более крупные или на простые заклепки.
Выход: если в гардеробе малыша есть вещи, которые ему не нравятся и он не хочет их надевать, то не заставляйте. Просто, если вы его все же поймаете и заставите одеть такую вещь, то в следующий раз он может просто принципиально отказываться одеваться.
Выбирайте только удобную одежду из качественного материала. Если ребенок будет некомфортно ощущать себя в одежде, ему будет в ней жарко или холодно, то вы опять столкнетесь с полным отказом от одевания. А уж про самостоятельное надевание такой вещи можете и не рассчитывать: дети отличаются своей непосредственностью – «неудобно, не одену». Это женщины могут на неудобных шпильках пробегать весь день, а на следующий вновь их одеть, а дети не терпят неудобства.
Выход: неудобные, узкие и некачественные вещи просто уберите. Желательно их совсем спрятать или отдать, чтобы малыш их не видел. Вещи, которые вызывали дискомфорт могут спровоцировать появление плохого настроения.
Футболки, кофты и пижамы покупайте с широкой горловиной, чтобы малыш мог свободно просовывать туда голову. Это мама может просто предпринять усилия, чтобы впихнуть малыша в кофту. Сам же ребенок после первой неудачной попытки просунуть голову в ворот откажется от этой затеи.
Выход: если вы купили кофту без малыша, а примеряя дома, заметили, что ворот тугой, можете расшить его самостоятельно, или сделать на воротнике надрез, обшить его и пришить красивую пуговицу. Малыш сможет самостоятельно кофту одеть, а пуговку застегнете сами или воспитатель в саду.
Обувь приобретайте с липучками, а не шнурками. Ребенок в возрасте 2-3 лет не сможет самостоятельно завязать шнурки. Выход: есть модели обуви, на которых имеется и шнуровка и замок (или липучка).
Правила работы с наиболее используемыми предметами одежды
Существует ряд моментов, на которых традиционно «спотыкаются» все детки. К ним нужно подготовиться заранее, тогда количество проблем существенно сократится:
- Процесс застегивания вещей. Сегодня можно найти самые разные варианты застегивания детской одежды – от самых простых «молний» до сложных шнуровок. Начинать лучше всего с липучек, после чего можно переходить на кнопки, затем следуют молнии, пуговицы и в самом конце – шнурки и завязки. Не стоит изначально просить малыша самостоятельно надеть кофточку с многочисленными мелкими пуговичками. Невозможность полностью справиться с заданием может сильно его расстроить.
- Как правильно надевать обувь? Если пару планируется использовать в качестве обучающего пособия, лучше отдавать предпочтение открытым сандаликам или свободным ботиночкам, в которые свободно проходит ножка малыша. Она может быть на липучках или «молнии». Учитывая тот факт, что в этом случае ребенку даже не нужен кто-то из родителей, чтобы зацепить «молнию», такой подход поможет ему увериться в своих силах и способностях даже быстрее.
- Учимся надевать штанишки. Карапуз должен изначально понимать, что удобнее всего штаны натягивать сидя на кровати. При этом вставать можно только тогда, когда стопы появятся в проемах. В процессе обучения родителям придется одеваться точно так же, иначе кроха начнет копировать взрослых, будет торопиться и может упасть.
- Первый опыт с футболкой. Для него рекомендуется подобрать изделие с широкой горловиной, четко выраженным передом (например, аппликация или рисунок), немного больше, чем нужно малышу. Чаще всего дети пытаются пролезть в горловину лицом. Нужно объяснить, что так можно застрять и лучше просовывать макушку. С ручками тоже могут возникнуть проблемы, поэтому первое время изделие лучше чуть придерживать, чтобы кроха видел нужные отверстия.
После того, как ребенку удастся познать все базовые премудрости процесса, у него не возникнет проблем и с более сложными по конструкции вещами. Ему будет достаточно несколько раз показать, как их надевать, при необходимости немного помочь.
Особенности обучения в раннем возрасте
Учим одеваться в первый год жизни
При одевании совсем маленьких детей нужно обязательно комментировать действия, говорить названия всех элементов гардероба, описывать их качество и свойства. Cледует называть части тела ребенка: рука, нога; просить дать ручку карапуза, объяснить, что нужно просунуть ее в рукав кофточки
Совершенно не важно, может малыш это сделать или нет, умеет ли разговаривать, все запоминается в пассивном словаре
Комментарии во время одевания делятся на несколько этапов:
- Предупредить кроху о своих действиях;
- Комментировать действия и объяснять их;
- Подводить итоги при достижении результата.
Не стоит от крохи требовать только самостоятельного одевания, следует показать, как делать это правильно. В таком трудном деле помогут игры, совместные действия с карапузом. Они могут включать помощь в направлении движения ладоней малыша, демонстрацию на игрушках. Как только становится видно, что ребенок начал действовать и у него все получается, это становится дополнительным стимулом для продолжения занятий. Взрослый может оказать помощь, только если у крохи возникают затруднения. Если все идет гладко, то не стоит отбивать охоту ребенка к самостоятельным действиям. Нужно обязательно хвалить малыша за любые достижения и успехи.
Важно! Можно давать малышу различные предметы для развития моторики: пуговицы, шнуровки. Такие манипуляции помогают не только развивать логическое мышление, но и формируют навыки одевания
Учим одеваться в раннем возрасте 1 — 3 года
После года ребенок в состоянии самостоятельно подавать взрослому нужные вещи, протягивать руки при надевании кофточки или футболки, поднимать голову при надевании шапочки. Обязательно следует продолжать комментировать все свои действия, привлекать ребенка к разговору со взрослым. В полтора года карапуз способен раздеться без помощи родителей.
Важно! Рекомендуется устраивать соревнования, кто быстрей оденется: дети или взрослые. Родителям обязательно показать свою заинтересованность в игре
К двум годам малыш поднимает две ручки для надевания свитера или платья, просовывает руки в рукава пальто или курточки, ножки в колготки с помощью взрослого, снимает практически все элементы одежды
Родителям важно не упустить момент, когда карапуз станет требовать для себя самостоятельных действий, ему захочется все делать самому. В это время нужно приступать к активному обучению, процесс будет происходить легко и интересно
Естественно, нужно приобрести наиболее простую одежду. Следует как можно чаще хвалить малыша за самостоятельность, тогда можно будет заметить существенные успехи к трем годам.
При обучении одеванию нужно учитывать микропроцессы. Например, до трех лет кроха учится надевать конкретные элементы одежды. Он не в состоянии полностью переодеться после пробуждения, но способен натянуть на себя трусики и колготки, брюки и носочки без помощи взрослых. Это и называется овладением микропроцессами. Одеться полностью на прогулку является целостным процессом, а надевание отдельных элементов одежды — микропроцессами.
Как избежать капризов?
Педагоги советуют: главное — одевайтесь без слез! Маленьким деткам необходимо постоянно двигаться, у них куча нерастраченной энергии, они не могут усидеть на одном месте. В итоге одевание и раздевание кажется им слишком утомительным и скучным занятием. Они выворачиваются, изгибаются, отказываться подчиняться взрослым и не желают выполнять самостоятельные действия. Если взрослый будет проявлять нетерпение, раздражительность, слезы неизбежны
Важно перевести обучение в игровую форму! Например, сказать, что штанишки волшебные, ножки являются поездом, который движется по тоннелям
Совсем маленького можно отвлечь яркими игрушками, которые обязательно привлекут его внимание. В этот момент нужно разговаривать, читать стишки и потешки, чтобы удержать внимание крохи
Не стоит из одевания делать проблему. По мере подрастания кроха стремится сделать что-то самостоятельно, он не может постоянно отказываться подчиняться. В 5 – 6 лет дошколята обязательно научатся справляться самостоятельно.
То, каким вырастет чадо, полностью зависит от родителей. Умение самостоятельно одеваться является не только процессом самообслуживания, но и важнейшим шагом в будущую жизнь.
Учим малыша одеваться и раздеваться самостоятельно: 7 советов для родителей
В трехлетнем возрасте малыши постоянно произносят фразу «я сам». Детское стремление все делать самим легко повернуть в свою сторону, и мамы смогут без особого труда приучить детей убирать за собой игрушки и пользоваться столовыми приборами. И, конечно, научить ребенка одеваться самостоятельно.
Постарайтесь обучить малыша этому умению до момента поступления в садик. Тем самым вы превратите утренний сбор в быстрое и «бескапризное» мероприятие и значительно упростите работу воспитателя. Да и дошкольник станет ощущать себя в группе намного комфортнее. Меньшее число упреков в медлительности и собственная уверенность дорогого стоят.
Как помочь ребенку научиться самостоятельно одеваться
Возраст, в котором ребенок может научиться самостоятельно одеваться, может варьироваться от одного ребенка к другому. Некоторые дети могут начать показывать интерес к самостоятельному одеванию уже в два-три года, в то время как другие могут потребовать больше времени и помощи до пяти или шести лет.
Важно помнить, что самостоятельное одевание представляет собой важный этап развития ребенка. Это не только способность самому справляться с одеждой, но и развитие его моторики, координации движений и самоуверенности
Вот несколько стратегий и советов, которые помогут вам помочь своему ребенку научиться самостоятельно одеваться:
1. Дайте ребенку достаточно времени и пространстваРебенку необходимо время для изучения и практики. Позвольте ему самостоятельно пытаться одеться, даже если это занимает больше времени, чем если бы вы все делали за него. Дайте ему возможность и пространство для экспериментирования и развития навыков.2. Покажите ему, как делать правильноДля успешного самостоятельного одевания ребенку необходимо знать правильные шаги. Покажите ему, как надевать разные предметы одежды и объясните, почему это делается именно так. Будьте терпеливыми и готовы повторять эти шаги много раз до тех пор, пока ребенок не запомнит их.3. Играйте вместе в игры на одеваниеИспользуйте игры на одевание, чтобы помочь своему ребенку освоить навыки самостоятельного одевания. Играйте в «одевалки» или создайте собственную игру, в которой ребенку будет предложено надевать разные предметы одежды на себя или на куклу. Это поможет ребенку понять, как одеться правильно и сделает процесс более интересным и веселым.4
Поощряйте ребенкаВажно поощрять ребенка и высказывать ему комплименты, когда он делает какой-то прогресс в самостоятельном одевании. Будьте внимательными к его усилиям и похвалите его за каждое достижение, даже если оно кажется незначительным
Это поможет ребенку чувствовать себя увереннее и будет стимулом для его дальнейшего развития.
Запомните, что каждый ребенок развивается по-своему и в своем темпе. Будьте терпеливыми и поддерживающими в процессе обучения ребенка самостоятельному одеванию. Со временем ваш ребенок сможет успешно одеваться самостоятельно и будет гордиться своим достижением.
Возрастные особенности развития самостоятельности
Ребенок, посещающий детский сад, проходит через ряд этапов развития своей самостоятельности. Каждый возрастной период имеет свои особенности и требует соответствующей поддержки со стороны взрослых.
С рождения и до года ребенок полностью зависит от заботы и помощи взрослых. В этом возрасте основной задачей является удовлетворение физиологических потребностей ребенка, таких как питание, сон, гигиенические процедуры.
В возрасте от года до двух лет начинается процесс формирования элементарной самостоятельности. Ребенок начинает проявлять интерес к независимости и самостоятельности. Он может пытаться одеваться самостоятельно, хотя процесс этот может быть долгим и неловким.
С трех до четырех лет происходит активное развитие навыков самообслуживания. Ребенок становится более уверенным и самостоятельным, начинает осваивать такие навыки, как одевание и раздевание, использование ложки и вилки, мытье рук и лица.
С четырех до пяти лет ребенок уже способен одеваться самостоятельно, правда, с некоторой помощью и подсказками. Он уже осознает, какие одежду подходит для каких погодных условий и как правильно подобрать одежду к различным мероприятиям.
В возрасте от пяти до шести лет полностью сформировывается моторика рук, координация движений и навыки самообслуживания. Ребенок может самостоятельно одеваться, раздеваться, застегивать пуговки и шнурки, ухаживать за собой после посещения туалета.
Как видно из приведенных возрастных характеристик, развитие самостоятельности ребенка происходит последовательно и постепенно
Важно помнить, что каждый ребенок индивидуален и может иметь отклонения в развитии, поэтому взрослым необходимо оказывать ему поддержку и помощь в освоении навыков самостоятельности
Возраст | Особенности развития самостоятельности |
---|---|
0-1 год | Ребенок полностью зависит от заботы и помощи взрослых |
1-2 года | Формирование элементарной самостоятельности |
3-4 года | Активное развитие навыков самообслуживания |
4-5 лет | Способность одеваться самостоятельно с некоторой помощью |
5-6 лет | Полная самостоятельность в одевании и самообслуживании |
Обучение ребенка самостоятельному одеванию и раздеванию: с чего начать?
Конечно, для каждого дела нужно свое начало. Так и для обучения малыша самостоятельному одеванию.
Анна Евгеньевна, 37 лет, многодетная мама
«Если кроха не проявляет инициативы на начало самостоятельного переодевания, то вам помогут куклы, мягкие зайцы и прочие игрушечные зверята. Сшейте или купите для этих игрушек несколько самых распространенных одежек: платье, брючки, рубашку, футболку и носочки. Играйте вместе с малышом, показывайте, как нужно одеваться и что куда одевать.
Когда дело сдвинется с мертвой точки, то при сборе на прогулку попросите его взять с собой игрушку, объяснив свое желание тем, что игрушка скучает и тоже хочет гулять. Попросите малыша самостоятельно одеть эту игрушку, ведь вам некогда — вы одеваете его и себя, а без одежды на улицу нельзя даже кукле».
Алия, 29 лет, мама двух детей
«Обратите внимание малыша на то, как застегиваются пуговки, как правильно и в какой очередности нужно одевать игрушку. Через несколько дней вы заметите, что ребенок начал проявлять интерес и к собственному одеванию, ведь это же так здорово — помогать маме и быть самостоятельным»
Через несколько дней вы заметите, что ребенок начал проявлять интерес и к собственному одеванию, ведь это же так здорово — помогать маме и быть самостоятельным».
На каждый успех в одевании, той же игрушки, не забывайте хвалить малыша, просите, чтобы он так же хорошо и на себя одел носочки, ведь у вас так не получится, как получается у него.
Еще, одевая малыша, не торопитесь, делайте все медленно, чтобы он мог проследить за вашими действиями и запомнить их.
Объясняйте ребенку, почему майку одевают под футболку, а не наоборот. Так же рассказывайте ему для чего застегивать пуговицы и замочки, зачем завязывать шнурки.
Елена Владимировна, 41 год, воспитатель в детском саду, мама троих детей
«Развивайте у малыша мелкую моторику пальчиков различными пуговицами, шариками, шнуровыми лабиринтами. Такие игрушки в большом разнообразии продаются в магазинах. Кроме моторики они развивают и логическое мышление».