Профессиональный стандарт педагога
Педагог ассоциируется у многих с человеком образованным, воспитанным, любящим своё дело, прекрасно разбирающимся в предмете, желающим развиваться и достигать новых высот в профессии. Все эти ожидания от учителя и ещё многие другие требования к его профессиональным качествам закреплены в специальном документе — профессиональном стандарте РФ для педагогов.
Текст профстандарта для педагогов появился в 2013 году. Однако эксперты решили, что ему нужна доработка, проверка на практике. Эксперимент, в котором участвовали 43 школы, длился 4 года и показал, что преподавание по профстандарту даёт более качественные результаты, чем работа по должностной инструкции, поэтому в 2017 году профстандарт для педагогов внедрили во все школы страны.
Документ содержит требования к профессиональным качествам педагогов начального, основного, среднего и дошкольного образования. И хотя педагогам каждого уровня образования посвящён свой раздел, есть общие требования к работе учителей 1–11-х классов. Требований огромное количество, но из текста профстандарта видно, что педагогическая этика не менее важна в работе учителя, чем знания, которыми он обладает
Важно не только чему, но и как он научит, как будет общаться с учениками, мотивировать их и решать различные проблемы, возникающие на занятиях и во внеурочное время
Сейчас профстандарт для педагогов уже не соответствует федеральному проекту «Кадры для цифровой экономики» нацпрограммы «Цифровая экономика РФ». Поэтому 1 сентября 2022 года должен был вступить в силу новый документ. Но он пока в работе — так что и учителя, и школы, и чиновники ориентируются на профстандарт 2013 года.
<<Лидген для статьи>>
Поддержание профессионального имиджа, в том числе и во внешних проявлениях (одежда, речь)
Профессионал отличается от дилетанта в том числе соблюдением профессиональной этики. Ничто так не демонстрирует ее, как речь педагога и его внешний вид.
Обычно в школе действуют утвержденные правила, которые запрещают педагогическому составу носить прозрачную, «рваную», короткую, чрезмерно облегающую одежду, шорты, головные уборы, шлепанцы, сандалии, пляжную одежду и одежду с легкомысленными текстовыми принтами. В остальном у педагога нет особых ограничений. Главное, чтобы его внешний вид соответствовал месту, где он работает.
Речь учителя должна быть близка к литературной. В то же время владение молодежным сленгом и разумное его использование в некоторых случаях может помочь наладить контакт со школьниками. В ситуации, когда педагог не знает смысла какого-то нового слова, которое используют ученики, спасает чувство юмора.
Сотрудничество
Сотрудничество является ключевым, когда дело доходит до обучения. Учителя должны иметь возможность работать вместе, чтобы создать сплоченную учебную среду для своих учеников.
Сотрудничество позволяет учителям обмениваться идеями и передовым опытом, что может помочь улучшить общее качество образования. Кроме того, что происходит, когда вы болеете? Если вы сотрудничаете со своими коллегами, они будут готовы вмешаться и провести ваши уроки за вас.
11. Планирование
Готовится одна из жизненно важных характеристик для обучения. Хорошая рабочая этика, организация времени и заблаговременная подготовка материалов имеют решающее значение для обеспечения того, чтобы урок прошел гладко и чтобы вы поддерживали свой преподавательский авторитет.
Таким образом, вы будете готовы справиться с любой ситуацией, которая может возникнуть в классе. В конце концов, неспособность планировать — это планирование неудачи.
12. Управление классом
Управление классом идет рука об руку с подготовкой. Вы можете быть лучшим коммуникатором в мире и быть хорошо подготовленным, но без эффективного управления классом все может развалиться.
Ключевой частью достижения этого является определение правил в классе и установление распорядка. Для этого нужно уметь руководить учениками.
13. Лидерство
Лидерские качества являются одним из самых ценных качеств для преподавания. Все равняются на хорошего лидера, и как учитель вы должны быть образцом для подражания для своих учеников.
Для учителя быть хорошим лидером позволяет ему управлять своим классом, а также вдохновлять и мотивировать своих учеников.
Кроме того, лидерские качества могут помочь учителям эффективно справляться с трудными ситуациями в классе.
14. Мотивация
Учителя являются важным образцом для подражания для своих учеников, и для них важно быть мотивированными, чтобы вдохновлять своих учеников учиться и делать все возможное. Учителя могут подать положительный пример своим ученикам, усердно работая и страстно желая учиться
Благодаря этому они могут помочь привить любовь к учебе у своих учеников.
Частью мотивации является установление высоких ожиданий для всех ваших учеников и внушение им уверенности. Ожидания, которые вы возлагаете на ученика, могут сильно повлиять на уровень его успеваемости. Если вы верите в кого-то, они с большей вероятностью отреагируют на вас положительно и приложат усилия, чтобы не подвести вас.
15. Учиться всю жизнь
Способность учиться на протяжении всей жизни является одной из ключевых характеристик для обучения долголетию. Лучшие учителя обычно учатся всю жизнь, потому что хотят продолжать расти и развиваться как профессионалы. Они знают, что обучение — это бесконечный процесс, и хотят дать своим ученикам наилучшее образование. Все это является частью роста мышления.
В конце концов, каждый ученик индивидуален и будет иметь разные стили обучения. По словам известного стэнфордского психолога Кэрол Двек, «каждому студенту есть чему меня научить».
Хорошие качества педагога также ценят важность продолжения обучения для самосовершенствования и собственного личностного роста. Чтобы успешно справиться с этим, важно определить любые пробелы в навыках, которые у вас есть, и пройти курсы, которые учитывают правильные качества подготовки учителей
Профессиональные качества педагога
Профессия педагога является одной из самых востребованных в современном обществе, но при этом одной из самых трудных, поскольку к ней предъявляются строгие требования.
Педагог — это специалист, профессионально занимающийся преподавательской и воспитательной деятельностью.
Педагогическая профессия имеет ряд уникальных отличий. Она относится одновременно к преобразующим и управляющим профессиям. Преобразующий характер связан с тем, что она направлена на становление и преобразование личности. В то же время педагог управляет деятельностью учащихся, их интеллектуальным, эмоциональным и физическим развитием.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут
Примечание 1
По классификации профессий деятельность педагога относится к типу «человек»—«человек». Это означает, что основное приложение труда направлено на человека. К профессиям данного типа предъявляются повышенные требования в области коммуникации.
Одной из самых важных характеристик настоящего учителя является профессиональная направленность личности. Она является той основой, вокруг которой формируются остальные профессионально значимые качества.
Профессиональная педагогическая направленность включает:
- Интерес к профессии учителя — это выражается в положительном эмоциональном отношении к учащимся и их родителям, к самой деятельности педагога в целом.
- Стремление к профессиональному росту — проявляется в постоянном стремлении получать новые знания, совершенствовать свои педагогические умения и навыки, не останавливаться на достигнутом уровне мастерства.
- Педагогическое призвание — склонность к деятельности педагога, основанная на осознании своих способностей к данной профессии. Субъективное переживание призвания не всегда может совпадать с действительностью. Наличие или отсутствие призвания определяется только путем включения педагога в реальную профессиональную деятельность.
Профессиональные качества педагога можно разделить на 4 группы:
- Предметные — выражаются в знании своего предмета — например, математики, литературы, истории.
- Дидактические — связаны со знанием педагогических законов, принципов, методов, приемов и умением применять их на практике. Например, грамотный учитель начальных классов для сохранения активности учащихся на протяжении всего урока будет менять виды познавательной деятельности и активно использовать наглядные методы.
- Организационные — проявляются в умении грамотно организовывать процесс обучения и воспитания в соответствии с поставленными целями.
- Коммуникативные — определяют способность педагога выстраивать эффективную систему коммуникации с учениками, родителями, коллегами.
- Психологические — связаны с умением погружаться во внутренний мир учащихся, проявлять психологическую наблюдательность, использовать знания в области психологии для повышения эффективности образовательного процесса.
Необходимым условием для успешной педагогической деятельности является овладение всеми вышеперечисленными профессиональными качествами.
Пример 1
Например, учитель может в совершенстве владеть своим предметом, но при отсутствии дидактических и коммуникативных навыков он не сможет передать свои знания учащимся.
Для подготовки специалистов в области педагогики существуют профессиональные учебные заведения — педагогические колледжи, институты, университеты, академии.
Примечание 2
Одной из важных проблем в области педагогического образования является существенный разрыв между теорией и практикой.
В учебных заведениях будущие педагоги получают большой объем знаний в области своего предмета, но недостаточный уровень практической подготовки к вовлечению в реальную профессиональную деятельность. Многие молодые педагоги увольняются уже после первых нескольких лет работы. Это связано как со сложными условиями работы, так и с неумением реализовать на практике свои теоретические педагогические познания.
Как проходило исследование
Итак, учёные решили сопоставить результаты эмпирических исследований, в которых изучались отличительные черты учителей-экспертов — знания, познавательные способности и убеждения, личностные качества и практики, которые они применяют в работе.
Здесь возникает закономерный вопрос: как определить, кто является учителем-экспертом? Разумеется, однозначного определения найти нельзя: экспертность учителя можно оценивать по результатам его учеников, по обратной связи от них и отзывам начальства и коллег, а также по победам в профессиональных конкурсах — и не только.
Андерсон и Танер посчитали, что наиболее полный портрет учителя-эксперта получится составить только в том случае, если не углубляться в дебри терминологии. Поэтому для начала они собрали все научные работы, где идёт речь об учителях-экспертах, — независимо от критериев, которые применяли авторы.
Затем исследователи провели несколько этапов отбора (например, исключили те работы, в которых рассматривались учителя с опытом работы меньше пяти лет, а также педагоги, обучающие взрослых) и в итоге остановились на 106 материалах. Всего в этих исследованиях участвовали 1124 человека — педагоги начальной школы и учителя-предметники из 17 стран мира.
Далее Андерсон и Танер проанализировали результаты этих научных работ, чтобы выявить конкретные особенности учителей-экспертов, которые упоминаются чаще всего. Вот что они обнаружили.
Как должен профессионально развиваться педагог
Педагог — профессия, которая требует непрерывного обучения и совершенствования. В этом помогут:
- чтение специальной литературы и просто хороших книг;
- прослушивание подкастов;
- путешествия, походы, экскурсии, фильмы, концерты, встречи со знаменитыми людьми;
- общение с детьми в неформальной обстановке;
- освоение современных инструментов преподавания;
- встречи с психологом для саморефлексии и определения своих сильных зон и точек роста;
- курсы повышения квалификации и вебинары, организованные учительскими сообществами. Но Екатерина Латыпова предупреждает: «Нужно быть максимально придирчивым к содержанию курсов и понимать, достигнете ли вы, пройдя их, тех результатов, которые хотите получить; нужно смотреть, кто спикер курсов; читать программу, отзывы. На рынке есть бесплатные курсы повышения квалификации, на них направляет школа. Но есть много онлайн-площадок». Например, на курсах Фоксфорд.Учителю можно получить самую актуальную информацию обо всём, что происходит в образовании: об изменениях в ОГЭ и ЕГЭ, ФГОС, ВПР, об инклюзивном обучении, о новшествах в нормативной базе;
- педагогический нетворкинг. Екатерина Латыпова рекомендует найти профессиональное комьюнити, близкое по содержанию и динамике общения. Такие комьюнити организуют либо сами педагоги, либо компании. Например, Фоксфорд создал сообщество для учителей Фоксфорд.Учителю, где публикуется большое количество учебных материалов. Такие сообщества дают много полезной информации, которая поможет строить уроки;
- работа в разных коллективах, форматах, с разными учениками: онлайн и офлайн, в государственных и частных школах, в классическом образовании и по нестандартным программам.
Екатерина Латыпова советует в качестве второго места работы выбрать онлайн-школу. В Фоксфорде постоянно ведётся набор преподавателей. Здесь совершенно особые отношения внутри коллектива, требования к готовности развиваться, все работают удалённо, в онлайн-школе много методистов, которые создают контент в помощь педагогу. И кстати, став преподавателем в онлайн-школе, можно очень хорошо зарабатывать.
Условия обучения
Все школы, входящие в топ-10 лучших школ Московской области 2023 года, предоставляют уникальные условия обучения, которые делают процесс образования эффективным и комфортным для учеников.
Во всех школах есть современные классы, оснащенные самой современной техникой, компьютеры и интерактивные доски. Это создает благоприятную обстановку для активной учебной деятельности и позволяет преподавателям использовать различные методы обучения.
Каждая школа обладает собственной библиотекой, где ученики могут находить любую необходимую литературу для углубленного изучения интересующих их тем. Библиотеки также предоставляют комфортное пространство для самостоятельной работы и подготовки к урокам.
Все школы обеспечивают питание для учеников в школьных столовых. В меню предусмотрены различные варианты блюд, включая пищу для детей с особыми потребностями. Питание приготавливают профессиональные повара из качественных продуктов, чтобы обеспечить здоровый рацион и правильное питание для учеников.
Для занятий физкультурой и спортом в каждой школе есть собственная спортивная площадка. Занятия проводятся под руководством опытных тренеров, что позволяет детям развивать свои физические возможности и принимать участие в спортивных соревнованиях.
Вся информация о занятиях и успеваемости учеников регулярно обновляется в электронных журналах, доступных родителям и ученикам через онлайн-систему. Это позволяет родителям отслеживать прогресс своих детей и своевременно получать уведомления об изменениях в расписании или других важных событиях в школе.
Кроме того, во многих школах проводятся дополнительные занятия и кружки по различным предметам и интересам. Ученики могут заниматься музыкой, танцами, спортом, изобразительным искусством и другими сферами деятельности, чтобы развивать свои таланты и интересы.
Все эти условия обучения делают школы топ-10 лучших школ Московской области 2023 года идеальным местом для получения качественного образования, развития навыков и получения опыта в различных сферах деятельности.
Опыт работы и эрудиция
Опытный преподаватель также обладает высокой эрудицией. Он знает много фактов, интересных историй и часто может поделиться новыми знаниями со студентами. Это позволяет ему найти общий язык с учениками и заинтересовать их.
Учитель с большим опытом и эрудицией может придумать интересные задания и уроки, которые помогут студентам лучше усвоить материал. Он может подобрать аналогии и примеры из реальной жизни, что поможет ученикам лучше понять сложные концепции.
Опыт работы и эрудиция позволяют идеальному педагогу быть уверенным в своих знаниях и преподавать с уверенностью. Он может ответить на сложные вопросы студентов и обосновать свои утверждения. Это помогает ученикам развивать критическое мышление и уверенность в своих знаниях.
В итоге, опыт работы и эрудиция — это неотъемлемая часть профессионализма идеального педагога. Они помогают ему создать учебную среду, которая вдохновляет студентов на изучение новых знаний и развитие своих способностей.
Качеств идеального учителя
Идеальный учитель – это тот, кто не только передает знания, но и вдохновляет учеников на обучение и саморазвитие. Ниже перечислены несколько качеств, которыми должен обладать идеальный учитель.
Опытность и компетентность. Идеальный учитель должен хорошо знать предмет, который преподает. Он должен быть открыт к новым педагогическим технологиям и методикам обучения
Важно, чтобы его опыт и знания были понятны и доступны для учеников.
Эмпатия. Учитель должен понимать своих учеников и уметь находить с ними общий язык
Он должен уважать степень вовлеченности каждого ученика в учебный процесс и стремится понять причины возможных проблем.
Организованность. Идеальный учитель должен уметь планировать свою работу и заранее готовить необходимый материал. Он должен быть организованным и исполнительным, что создаст ученикам ощущение стабильности и надежности.
Терпение. Учитель должен иметь терпение и спокойствие, чтобы научить учеников трудным вещам. Он должен быть готов дать несколько вариантов объяснения одной и той же темы и подбирать индивидуальные подходы к каждому ученику.
Стремление к развитию. Идеальный учитель должен постоянно стремиться к личному и профессиональному развитию. Он должен найти время для чтения научной литературы, посещения профильных мероприятий и общения с коллегами.
Педагогическое мастерство и индивидуальный подход
Педагогическое мастерство – это умение эффективно общаться с учащимися, находить подход к каждому ребенку и разбираться в его индивидуальных особенностях. Идеальный педагог обладает высокой профессиональной квалификацией, постоянно совершенствуется и применяет различные методики и подходы в своей работе.
Индивидуальный подход позволяет педагогу адаптировать свою работу под особенности каждого ученика. Это могут быть разные темпы обучения, интересы, уровень знаний и способности. Идеальный педагог учитывает все эти факторы и находит оптимальный способ обучения для каждого ребенка.
Индивидуальный подход помогает ученику освоить материал наиболее эффективно и развить свои способности. Каждый ребенок уникален, и идеальный педагог понимает это, стараясь создать комфортные условия для обучения и построить доверительные отношения с каждым учеником.
Педагогическое мастерство и индивидуальный подход являются важными составляющими успеха учителя. Благодаря этим качествам идеальный педагог способен вдохновить учеников на обучение, помочь им развить свой потенциал и достичь высоких результатов.
Умение выстраивать коммуникации со всеми участниками образовательного процесса
Знание психологии и навыки взаимодействия пригодятся в общении не только с учениками, но и с их родителями. Педагог должен знать, как обсуждать проблемы ребенка, и уметь принимать решения, учитывая интересы ученика. В общении с родителями так же, как и в общении с детьми в классе, важна дистанция. Знания из педагогики, социологии, психологии социального конфликта тоже пригодятся.
Чтобы общение с родителями получилось эффективным, нужно разобраться, почему у ребенка возникли те или иные проблемы, узнать мнение родителей об этом, после чего высказать свои предположения и предложить решение. Нужно уметь не поддаваться на провокации, слышать собеседника и обсуждать проблемы в спокойном тоне.
Кроме общения с родителями, необходимо поддерживать коммуникации с другими учителями и сотрудниками школы: посещать уроки коллег, проводить совместные занятия, вместе организовывать мероприятия, применять новые технологии на совместных уроках, подбирать стратегии и учебные материалы с учетом общего плана. Взаимопомощь очень важна.
Продолжается набор в дополнительные группы в колледж Анны Муратовой по 18 специальностям для всех желающих на базе 9-х и 11-х классов! Успейте подать заявку на комфортное обучение по выгодной цене! Мест остается все меньше.
Гимназия Примакова остаётся в лидерах
Второй год подряд в соответствии с рейтингом учебное заведение в Раздорах — второе во всём Подмосковье и лучшее в Одинцовском округе. На строительство и комплектование гимназии имени Примакова в Раздорах было потрачено 2,5 млрд руб. из бюджета Одинцовского района.
В построенном на бюджетные деньги образовательном центре созданы максимально комфортные условия для будущих лидеров.
Гимназия Примакова, школьный корпус
В сентябре 2017 года учреждение открыло свои двери для способных платить за обучение по 50 тыс. руб. ежемесячно за десять учебных месяцев плюс ежегодный взнос в 200 тыс. руб. (700 тыс. руб в год).
В отличие от переполненных школ Одинцовского округа, в классах здесь не более 20 человек, в группе дошкольного образования — не более 15.
Министерство образования Подмосковья представило рейтинг лучших школ региона. В него вошли 512 образовательных учреждений Московской области.
, – рассказала зампред правительства Московской области – министр социального развития региона Ирина Каклюгина.
Первую строчку рейтинга занял физико-математический лицей №5 округа Долгопрудный. Его директор Нина Маринина рассказала о том, что позволило образовательному учреждению достигнуть таких результатов.
Она отметила вклад регионального правительства в развитие системы образование, стимулирование лучших школ, особо отметив поддержку детей, которые выступают на всероссийских олимпиадах.
Второе место в рейтинге заняла средняя общеобразовательная школа №6 округа Мытищи.
, — пояснила директор школы №6 Лариса Ляпина.
Она отметила, что в школе работает замечательная команда учителей и руководителей.
В этом году в рамках форума были выделены абсолютные лидеры в сфере образования региона. Это гимназия имени Е. М. Примакова Одинцовского округа и Физтех-лицей имени П. Л. Капицы округа Долгопрудный.
, — поделилась видением школы будущего директор гимназии им. Примакова Майя Майсурадзе.
Рейтинг лучших школ в Подмосковье формируется ежегодно. Образовательные учреждения оценивают по качеству преподавания, использованию современных технологий, результатам сдачи ЕГЭ их выпускниками и участию школьников во всероссийских и международных олимпиадах.
-
Советы музыкального руководителя для родителей в детском саду к новому году
-
Нетрадиционные виды физических упражнений и спорта кратко
-
Требования к проведению практических работ в школе
-
Формирование здорового образа жизни беседы для детей подготовительной к школе группы
- Требования к беседкам в детском саду
Навыки современного педагога
- Умение выстраивать с коллегами профессиональные связи (нетворкинг). Такое общение — в тематических группах, соцсетях или реальной жизни — помогает получить консультацию и поддержку, найти качественные учебные материалы.
- Умение работать с разными детьми: одарёнными ребятами, детьми с ОВЗ, представителями других культур, школьниками, у которых русский язык неродной, — и выстраивать для них индивидуальные маршруты обучения.
- Управленческий навык. Педагог должен уметь мотивировать детей на выполнение задания, наладить процесс обучения так, чтобы ребята сами могли ставить себе задачи и выполнять их, брать на себя ответственность, соблюдать дедлайны.
- Владение приёмами активного слушания, распознавания эмоций, анализа собственного поведения. Нужно учиться не только слушать собеседника, но и слышать, что он говорит, понимать по жестам, мимике, позе, интонациям его эмоциональное состояние, а также уметь посмотреть на своё поведение со стороны.
- Готовность к изменениям и выходу из зоны комфорта через новые методы обучения.
Екатерина Латыпова выделила ещё три важных навыка:
- постоянное саморазвитие. Преподавателю необходимо выходить за пределы учебника, того, чему его учили в университете, совершенствовать прикладные знания, осваивать инструменты, которые помогают обучать детей. И один из инструментов — это широкий профессиональный и личный кругозор педагога;
- критическое мышление. Оно предполагает формирование разных точек зрения, наличие аргументации на каждую из них, проверку информации, умение десинтезировать знания из её огромного объёма. Если педагог это делает ювелирно, то он сможет научить этому и детей;
- владение информационными технологиями, в том числе ИИ. Освоение базовых и нужных для работы в школе компьютерных программ и сервисов, умение ориентироваться в потоке информации из интернета, знание основ безопасного поведения в Сети.
А вот каким видит современного учителя преподавательница биологии в Фоксфорде Мария Санина.
Мария Санина,преподавательница биологии в Фоксфорде
Набор личных качеств, по мнению Марии, может быть разным, но главное — это искренность и открытость, дети всегда чувствуют фальшь.
А чего же хочет сам современный учитель? Об этом мы спросили у преподавателя математики в Фоксфорде Бориса Трушина.
Борис Трушин,преподаватель математики в Фоксфорде
Топ-10 лучших школ Московской области 2023 года
Московская область славится своим высоким уровнем образования, и 2023 год не исключение. В этом году было много претендентов на звание лучшей школы региона, но только 10 из них смогли заслужить это звание.
1) Школа №1 г. Подольск — эта школа известна своим фокусом на инновации и использовании новейших технологий в обучении. Здесь развиваются таланты каждого ученика и поддерживается индивидуальный подход к обучению.
2) Школа №7 г. Красногорск — данная школа известна своим крепким академическим фундаментом и множеством активностей для развития творческого и физического потенциала учеников.
3) Школа №14 г. Химки — этот учебный заведение славится своей сильной математической программой и предлагает широкий выбор дополнительных предметов для изучения.
4) Школа №21 г. Жуковский — данная школа известна своим акцентом на развитие научного мышления и предоставляет своим ученикам возможность участвовать в научных проектах и олимпиадах.
5) Школа №33 г. Дзержинский — эта школа считается одной из лучших благодаря своей команде высококвалифицированных учителей и обширной программе по развитию социальных навыков.
6) Школа №40 г. Королёв — данный учебный заведение предлагает широкий выбор предметов и экстрауральных активностей, включая спортивные секции и клубы по интересам.
7) Школа №47 г. Люберцы — эта школа известна своей целеустремленностью и нацеленностью на подготовку учеников к поступлению в престижные университеты.
Школа №55 г. Реутов — данная школа отличается своей программой по развитию коммуникационных навыков и предлагает различные внеклассные мероприятия для всестороннего развития учеников.
9) Школа №60 г. Мытищи — данный учебный заведение известно своим строгим подходом к учебе и развитию творческих способностей учеников.
10) Школа №66 г. Электросталь — эта школа предлагает богатую программу по подготовке учеников к университетской жизни и карьерному успеху.
Выбрав любую из этих школ для своего ребенка, вы можете быть уверены в качестве образования и условиях обучения, которые они предоставят.