Ребенок боится всего нового: что делать родителям?

«мой ребенок боится чужих людей»

Принятие себя

У каждого ребёнка уже к трём годам формируется знание о себе, некий образ себя самого. И каждый ребёнок старше трёх-четырёх лет может столкнуться с конфликтом мечты и реальности: его сложившегося идеального образа себя и тех качеств, которые на самом деле даны ему от рождения.

Темноволосые мечтают стать блондинами, тихие и скромные хотят быть храбрыми героями, толстенькие — стройными, хрупкие — сильными, кто-то мечтает петь, хотя не очень получается, а кто-то собирается стать великим хоккеистом, несмотря на задатки учёного и слабые ноги. Возникает внутренний конфликт, ребёнок думает: «Ну почему я такой? Я хочу быть другим!»

О чём поговорить с ребёнком?

Спросите его: в каких ситуациях ты себе больше всего нравишься? Когда ты особенно собой гордишься? Чем ты любишь заниматься, что в тебе необычного? Если мы возьмём большой лист бумаги, нарисуем кружок (это ты), а вокруг расположим все твои удивительные черты, качества (как ты морщишь нос, что любишь и не любишь), получится ромашка с огромным количеством лепестков. Больше ни у кого на свете нет такой ромашки — есть другие, а вот точно такого сочетания лепестков больше ни у кого нет. И это здорово.

Если малыш боится всего нового

Вот три простых упражнения, которые помогут, если малыш боится всего нового:

Поиграйте в новое. Постарайтесь привнести элемент веселья в освоение новых вещей. Допустим, если ребенок боится говорить вслух в присутствии незнакомых людей, то можно справиться со страхом при помощи забавных приложений (например, гася пламя на экране или разговаривая измененным голосом).

Игры, помогающие детям делать то, чего они боятся, дают возможность попробовать что-то новое и обнаружить, что это не так страшно, как казалось.

Смените фокус. Выясните, что особенно увлекает ребенка, и побуждайте к этому занятию, когда им начинает овладевать беспокойство. Если вы в дороге, заключите пари, сколько красных машин он увидит, прежде чем доедет до места назначения, и предложите ему считать. Это поможет переключиться с беспокойства.

Инсценируйте страх. Маленьким детям часто легче описать то, что происходит с кем-то другим, а не с ними самими. Говоря с ребенком, придумайте историю о том, как друг или известный персонаж попал в ситуацию, которая испугала бы вашего малыша, и посмотрите, что, по мнению вашего ребенка, с ним произойдет. Можно превратить это в ролевую игру с помощью фигурок. Так ребенок поймет, что даже если его что-то расстроит, в конце концов все равно все будет хорошо.

Когда дети тревожатся, их мозг не отдыхает, а вот когда прыгают на батуте — другое дело! Эта книга навсегда изменит привычное отношение к страхам. Пять простых шагов и советы психологов сделают вашего ребенка счастливым и уверенным в себе человеком, которому тревоги не смогут помешать жить полноценной жизнью.

По материалам книги «Спокойные».

P.S. Хотите узнавать о самых интересных детских книгах и получать скидки на лучшие новинки? Подписывайтесь на нашу рассылку. В первом письме — подарок.

Как мы можем помочь детям справляться с ситуацией:

1.Визуализация информации

Многим детям (и на самом деле и многим взрослым тоже) гораздо понятнее, когда они не только слышат информацию, но и видят.
Поэтому, чтоб детям было спокойнее и понятнее, можно использовать:

Визуальный распорядок дня / неделиНаписать, нарисовать, использовать фотографии

Социальные историиЭто история/сказка про самого ребенка и возникшую перед ним проблему (например «хотел поиграть на площадке, но сейчас это запрещено»). О том, что ребенок почувствовал в этой ситуации, и какие возможные решения проблемы.Такие истории можно писать и рисовать (вместе с ребенком), можно создавать с помощью специальных приложений или игр (например Social Stories на айпеде, Toontastic — создание мультфильмов на любую тему, и т.д.).Можно снимать вместе с ребенком видео на какую-то тему. Можно снять видео для ребенка (например о том, как будут выглядеть его учителя в масках).

Мультики, фильмы, картинки, игры, рисование, раскраскиНа любую тему, которую хотите с ребенком обсудить, или хотите чтоб ребенок лучше усвоил и понял

Использование альтернативной коммуникации

Для детей, которые не достаточно хорошо умеют говорить и выражать себя вербально, использование альтернативных способов коммуникации важно сейчас как никогда. Когда все вокруг меняется, невероятно важно дать ребенку хоть какой-то способ общаться

Сообщать вам о чувствах и потребностях. Иметь возможность донести до вас свои чувства и информацию, а не только слушать вас. Учите ребенка общаться с помощью жестов, карточек PECS, коммуникационных досок, приложений на планшете или на компьютере (Grid, TouchChat, Sounding Board, Let me talk).

3.Не бойтесь говорить с ребенком о чувствах, но не сосредотачивайтесь на плохом

Если ребенок не достаточно хорошо говорит, очень важно, чтоб у него были способы (например картинки) для выражения чувств («я злюсь», «мне грустно», «мне страшно» и т.д.). Обязательно надо, чтоб была возможность выразить и позитивные чувства: «мне весело», «мне спокойно» и т.д.Не надо «замалчивать» разные темы, в надежде что ребенок забудет об этом и не будет расстраиваться.Так как нередко от неизвестности еще страшнее

Если не говорить с ребенком и не обсуждать, он может думать, что школы никогда не откроются, что он умрет от короны и т.д. Поэтому важно все обсуждать, подстраивая способ передачи информации под ребенка и его уровень понимания (и используя визуализацию как я написала).Но конечно не сосредотачиваться только на плохом, страшном и грустном, а наоборот искать «днем с огнем» то позитивное, что можно обсудить и о чем поговорить. Что ребенку нравится, что ему интересно, что дает ресурсы справиться. Что у него хорошо получается, в чем он крут и силен, и т.д. Силы и ресурсы есть у каждого и стоит обсуждать это целенаправленно, для поднятия настроения. Иногда только этого обсуждения достаточно, чтоб появились силы жить дальше. И не считайте никакие увлечения ребенка глупыми!!! Свои увлечения, кстати, не считайте глупыми тоже.

Желаю всем продолжать находить радость, в чем угодно, даже в этот непростой период.

Детские страхи по возрастам

Конечно, страхи у ребенка в 2 года и 6 или 12 лет будут разными (так проявляется возрастная динамика страхов). С течением времени ребенок может «перерастать» одни фобии и приобретать другие, поэтому условно можно разделить детские страхи по возрастам:

  • В первые месяцы жизни малыш может испытывать беспокойство, когда рядом нет близкого взрослого. Сильнее всего страх перед чужими людьми проявляется около 7 месяцев и в норме может длиться до 2 лет.
  • С 1 года до 3 лет естественен страх перед крупными животными (реальными и сказочными), болью, громкими звуками и другими непонятными ребенку явлениями. Например, его могут напугать маска или парик, надетые на знакомого человека.
  • С 3 до 5 лет часто встречаются страхи темноты, одиночества и замкнутого пространства. Бывает, что дети этого возраста боятся пробовать новую еду, да и в целом избегают всего нового.
  • С 5 до 7 лет впервые переживается страх смерти, реже – страх инфекционной болезни. Кроме того у детей дошкольного возраста сохраняются страхи темноты, одиночества, сказочных персонажей.
  • С 7 до 9-10 лет появляются социальные страхи, причем у девочек они выражены сильнее. В младшем школьном возрасте дети переживают страх смерти родителей, а некоторые младшеклассники боятся стихии, в том числе ураганов и землетрясений. Нередко возникает магическое мышление, то есть склонность верить в мистику (в вампиров, колдунов). Дети становятся более скрытными, реже говорят о своих страхах со взрослыми.
  • С 11 до 16 лет преобладают социальные страхи. Очень часто подростки боятся осуждения со стороны сверстников, изоляции. Могут возникать недовольство собственной внешностью (фигурой, весом, чертами лица) и боязнь своего несовершенства. Страхи тщательно скрываются.

Важно

Больше всего страхов возникает у детей от 2 до 7-9 лет. Чего боятся дети чаще всего? Это зависит от возраста.

С точки зрения психологии детские страхи – естественный этап психоэмоционального развития и формирования нервной системы ребенка. Проще говоря, это нормально, если ребенок боится! Страхи неизбежны и даже необходимы ему для взросления.

Когда малыш при поддержке родителей преодолевает свои страхи, он ощущает себя защищенным, растет его уверенность в себе. Но если даже с вашей поддержкой ребенок всего боится, если страхи «ломают» его привычную жизнь (нарушают сон и аппетит, мешают общаться со сверстниками или взрослыми, не дают беззаботно играть и учиться), необходимо обратиться за коррекцией ситуации к специалистам: психологу и психоневрологу.

Запрещенные приемы

Не внушайте страхи. Не указывайте, что кто-то злой или опасный

Предупреждайте об опасностях аккуратно.
Не акцентируйте внимание на боязни. Не унижайте ребенка перед другими.
Не шантажируйте и не подкупайте!
Не игнорируйте детские чувства, но и не бросайтесь на помощь, когда она не требуется.
Не ругайте! Не стыдите! Не запугивайте!

У родительского страха глаза настолько велики, что юный бояка вдруг предстает перед ними трусом вселенского масштаба. Но еще ни один страх не возник внезапно, без причин. Если даже малыш боится всего на свете, это началось не вчера.

Обычно дошколята ограничиваются шестью–семью основными страхами, которые укладываются в рамки возрастной нормы и корнями уходят в раннее детство. Задача родителей – поддерживать, объяснять, оставаться добрыми и любить без условий.

Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в .

Если у ребенка страхи: с чего начать?

Начните с себя:

  1. Позаботьтесь о мире и счастье в вашей семье: ученые отмечают, что у мальчиков из неполных (вследствие развода семей) страхов больше, чем при наличии полной семьи.
  2. Проработайте собственные страхи. Обнаружена зависимость между количеством страхов у детей и родителей, особенно матерей.  Обычно страхи, которые испытывают дети, были присущи родителям в детстве или проявляются сейчас. Непроизвольная передача страхов ребенку чаще происходит от мамы в общении, когда она выражает повышенное беспокойство по поводу реальных и воображаемых опасностей (без особой нужды пичкает таблетками, пугается при любой царапинке, муссирует темы страхов при ребенке).
  3. Выражайте свои чувства. Причиной детских страхов может стать  сдержанность родителей в выражении чувств, при наличии общей тревожности. Например, недостаток тепла в отношениях, эмоциональном непринятии ребенка (нежеланный, или пол не тот, или характер, или способности не соответствуют ожиданиям родителей.
  4. Будьте добрее. Излишняя строгость и множественные жесткие запеты родителей также способствуют появлению страхов. Чем больше мать запрещает дочери или отец сыну, тем больше вероятность появления у них страхов.
  5. Будьте последовательны. Попустительство и вседозволенность для ребенка тоже вредны, особенно со стороны родителя другого пола, т.е. страхов больше, если мать идет во всем навстречу сыну, а отец – дочери.
  6. Будьте осторожны при формировании пищевого поведения ребенка. Помните, что кормить ребенка насильно нельзя.

Как у детей проявляется тревога при виде чужих людей?

  1. Нерешительность, когда родители предлагают подойти и познакомиться с новым человеком.
  2. Отказ приближаться к другому человеку. Ребенок плачет, цепляется за родителей или других людей, которым доверяет или хотя бы не боится.
  3. Не участвует в играх или других групповых занятиях в моменты, когда к компании присоединяются новые люди. Другой вариант: участвует, но ведет себя скрытно или чрезмерно активно, причем снова только в обществе определенных людей.
  4. Стеснительность, молчаливость, социальное отчуждение.
  5. Ребенок плачет и держится ближе к родителям.
  6. Очень эмоциональное проявление страха или сильного перевозбуждения (бегает, кричит, даже может кусаться, жадничать).

Последовательность страхов: как дети могут бояться чужих людей в разном возрасте?

приходит по характеру очень активная и веселая тетя познакомиться с племянником. Женщина радостно жестикулирует, громко приветствует родителей и бежит к новорожденному, но тут раздается пронзительный плач.

Как понять, что у ребенка патологический страх или невроз?

  1. Очень сильный страх.
  2. Эмоции не соответствуют ситуации.
  3. Тревога начинается и нарастает неожиданно, когда чужих нет рядом или они давно мило болтали с ребенком, но вдруг он чего-то испугался и перестал идти на контакт (все это происходит при вас, то есть взрослый точно не виноват).

Сегодня девочка Катя впервые пришла в садик и увидела, как мама одногруппника громко ругалась на сына. У нее подкосились колени: «Куда я попала?», но увидев встречающую их воспитательницу успокоилась. Женщина сделала замечание скандальным родителям, со всеми была приветливой. День прошел хорошо, поэтому Катя решила, что это безопасное место.
Однажды на Катю напала большая собака, она громко лаяла и явно старалась укусить, но рядом был папа. Он взял палку и отогнал животное. Все бы ничего, но хозяин собаки был неподалеку и просто стоял и смотрел, как отец с ребенком рискуют жизнью и здоровьем. Катя запомнила его: крепкий мужчина за 50, с проседью и темными глазами. Логично предположить, что теперь девочка не один год будет бояться собак, но этого не случилось. Возник страх к их владельцам. У Катиных дяди и дедушки тоже были собаки и оба этих человека были немолоды. С тех пор девочка отказывается ходить к ним в гости. Она с опаской смотрит на всех владельцев больших животных, ожидая от них подлости.Однажды Катя потерялась в большом ТЦ. Родители сразу обратились на пост охраны. Все были взволнованы и когда увидели ребенка по камерам, один из сотрудников сразу же пошел забрать ее, пока снова не изменилось местонахождение. Для Кати это выглядело так: родители только что были тут, теперь их нет, вдруг еще какой-то дядя взял ее за руку и повел куда-то. К тому же вокруг было очень людно. Пока Катя стояла одна, некоторые толкали ребенка, спеша по своим делам

Даже подбегающие родители не сразу привлекли внимание девочки.Теперь Катя боится отпускать руку мамы в магазине, а когда видит охрану, вспоминает то происшествие. Теперь на всех сотрудников охраны, продавцов, яркие витрины не только в магазине, но и в парке, в концертном зале и других местах она не может смотреть спокойно

Давно забыв детали того случая, при виде напоминающих о стрессовом происшествии обстоятельств Катя чувствует себя нехорошо: учащается пульс, кружится голова, теряется равновесие, она не может нормально дышать, ощущение реальности куда-то исчезает, все как в тумане. Страх постепенно усилили сообщения о пропаже детей по телевизору и то, что родители так и не объяснили Кате, что нужно делать, если потеряешься в людном месте.

Включенный ночник

Ночник лишь отодвинет проблему, но не сможет воздействовать на механизмы появления страха. Есть большая вероятность, что ребенок и в более взрослом возрасте будет спать только при включенном свете, и плюс ко всему обрастет новыми фобиями.

Почему, например, ребенок боится оставаться один дома? Потому что он боится за свою жизнь – боится несуществующих монстров и опасного одиночества, которые он бессознательно воспринимает как угрозу своей жизни.

Что делать с такими страхами? «Лечить». Точнее, использовать знания, которые дает системно-векторный психоанализ, и воспитывать в ребенке способность сострадать, сочувствовать и сопереживать. В процессе такого воспитания страх выталкивается наружу и больше не беспокоит малыша. Даже если ребенок боится всего на свете.

«Страх перед чужими людьми у детей проходит к полутора годам. Если ребенок пугается клоунов, аниматоров и чужих взрослых, уведите его в сторонку и успокойте»

А если ребенок боится других детей и взрослых в более старшем возрасте? Если у него это не прошло, а, наоборот, развилось в социофобию? Что тогда?

Это еще один страх зрительного вектора, который мог закрепиться и в раннем возрасте. Причиной этого может стать гадкое слово, брошенное сверстником в адрес такого ребенка; случайно подслушанный разговор родителей (в котором ребенка осуждают или дают ему негативную оценку); неблагоприятная обстановка в семье (где мать с отцом часто ссорятся) – и так далее. В итоге ребенок боится людей и чувствует себя неуверенно.

Что с этим делать? Можно сколько угодно рассказывать такому ребенку, что он самый лучший, самый любимый и прекрасный малыш на свете. И он вам на время даже поверит. Но как только ситуация, вогнавшая его в страх, повторится, социофобия захлестнет его с новой силой.

Если ребенок боится чужих, и масштабы этого страха превышают проявления разумной осторожности, нужно срочно развивать его природные свойства. И развивать должным образом – через сочувствие, сострадание и любовь

Иначе страхи разрастутся в детской душе, как паутина, а вы не придадите этому значения, считая свое чадо образцом тонкой душевной организации.

«Если ребенок боится воды, исключите купания, обмывайте его в тазике или протирайте влажным полотенцем – до тех пор, пока ребенок не забудет свой страх»

Хорошо вам, бесстрашным взрослым, так рассуждать! Если ребенок боится мыть голову, а вы решили просто избавиться от ванны, на время это, конечно, поможет. Но только лишь до новой встречи с водой.

Страхи уйдут легко

У детей со зрительным вектором страхи уходят только при правильном развитии. Если ничего не делать в сторону этого развития, страх никуда не денется. Более того, он усилится и «расплодит» новые фобии на любой вкус и цвет. Ребенок боится горшка? Получайте новый страх, «выросший» из предыдущего. Он боится своих игрушек, домашних животных и соседских детей? Поздравляем, страхи успешно плодятся и множатся.

Правильное развитие не подразумевает проведение каких-то особенных, сложных мероприятий по развитию чувственности у вашего ребенка. Здесь не нужно делать магических ритуалов или заговоров. Это всем доступные и понятные действия: максимум общения со своим ребенком (столько, сколько нужно этому маленькому эмоциональному «троглодиту»); чувственное развитие при помощи добрых сказок, мелодичных песен, музыки, затем – за счет чтения сострадательной детской литературы, вызывающей у малыша целительные слезы сочувствия; общение с живой природой.

Следите за тем, чтобы ребенку хватало родительской любви, чтобы у него не было желания создавать эмоциональные связи с кошечками-собачками в ущерб связям с людьми. Если он уже просит вас завести ему питомца, это признак нехватки маминого внимания. Ходите с ним в зоопарки, прививайте навыки заботы и давайте ребенку возможность только «на расстоянии» устанавливать зрительные связи с животными. И старайтесь больше времени проводить со своим малышом.

Статья написана по материалам тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана

Автор статьи: Кудрявцева Анна, учитель-филолог

Страх перед чужими детьми

Возможно, ребёнок с радостью собирается на улицу, берёт с собой любимые игрушки. Но, когда приближается к детской площадке, видит незнакомых детей, отказывается идти дальше. Чем же обусловлен такой страх:

  1. Ребёнок не знает, как себя вести с новыми детками.
  2. Карапуза смущает, как он будет играться своими игрушками в присутствии других деток.
  3. Малыш не знает, как завести разговор.
  4. Ребёнок волнуется, что у него заберут его игрушки.
  5. Он может не знать, что делать можно, а что нельзя в таком новом окружении.

Родителям необходимо подготовить карапузу к общению с незнакомыми детками. Вы ежедневно должны прокручивать ситуации, рассказывать ребёнку, как себя вести в песочнице и как можно поделиться с другим мальчиком машинкой или они просто смогут дружить. Так крохе не так страшно будет идти в новую компанию

А ведь с трёх лет деткам очень важно общение со сверстниками

Почему дети в год, два и старше боятся сверстников и не хотят играть с ними

Психологи объясняют, что восприятие окружающего мира у детей и взрослых кардинально отличается. Мужчины и женщины знают, чего можно ожидать от других людей, а вот ребёнок часто бывает не готов к реальности. Дело в том, что в домашней обстановке кроха всегда окружён заботой, нежностью и любовью. Для своей семьи он целый мир, который оберегают и защищают мама и папа. Поэтому в процессе социализации малыш ждёт такого же отношения к себе и от других членов общества, и не только от старших по возрасту, но и от сверстников.

Причины появления страха у маленьких мальчиков и девочек

Гиперопека со стороны близких. Конечно, взрослые должны заботиться о своих отпрысках, поддерживать и помогать им. Но некоторые мамы и папы не оставляют места для самостоятельности, а создают неестественные условия, где всё вращается вокруг их сына или дочери: по первому требованию исполняются малейшие желания, согласно строгим критериям выбираются достойные друзья для игр. Бывают случаи, когда малышу вообще не позволяют приближаться к другим детям. Всем этим родители оказывают своему чаду плохую услугу, ведь учиться жить и контактировать с ровесниками всё равно придётся

А когда в двухлетнем или трёхлетнем возрасте приходит время для посещения детского сада и адаптации в социуме, тепличный ребёнок оказывается неподготовленным к тому, что внимание уделяется не только ему, но и в равной мере другим. Он не может правильно выстроить своё поведение, а сверстники не станут мириться с тем, кто хочет, чтобы всё было только по его плану

Поэтому кроха и близко не желает подходить к ровесникам, а предпочитают оставаться в уютном мире, который создали для него в семье.
Непонимание ситуации. Часто причиной проявления страха становится незнание того, как вести себя с другими малышами. Например, в процессе игры у крохи забрали игрушку. Он начинает плакать, ведь вещь его, и она ему нужна. Но вот как вернуть её обратно он просто не понимает. Или другая ситуация: ребёнок подходит к детям, но на этом его знания заканчиваются. Он всего лишь стоит и смотрит на то, как играют другие, а через время уходит, потому что его не принимают в группу.
Особенности характера. Стеснительность и застенчивость часто являются преградами на пути к общению между детьми. В каждой группе есть явные лидеры и те, кто стоит в стороне. Многое зависит от индивидуальных качеств развивающейся личности, поэтому некоторым ребятам нужно не несколько дней, а недель (иногда даже месяц) для адаптации. Ребёнок привыкнет, освоится и постепенно начнёт общаться с ровесниками.

Доктор Комаровский считает, что многие проблемы у маленьких членов общества возникают из-за неправильного воспитания и модели поведения, которую прививают им родители. Поэтому знаменитый педиатр настаивает: необходимо приучать детей к определённому режиму, показывать, что главные в семье именно мама и папа, их нужно слушаться, и это обязательно.

Признаки, которые должны насторожить родителей

Прежде чем принимать решение и думать, как помочь крохе, родители должны оценить ситуацию и определиться с причинами, по которым ребёнок может бояться играть с другими детьми. Часто взрослые просто не замечают, или не хотят замечать, что у их чада есть проблемы с общением и социализацией. Специалисты разъясняют некоторые признаки, которые должны насторожить мам и пап:

  • малыш с удовольствием играет на площадке только в том случае, когда там нет других детей;
  • отчётливо видно, что кроха постоянно держится на расстоянии от ровесников, даже когда они находятся рядом;
  • ребёнок делает робкие попытки подойти к другим ребятам, но сразу же возвращается обратно на свой наблюдательный пункт. Как только сверстник пытается пойти на контакт, малыш убегает и прячется за родителей.

Никто не знает вашего ребенка лучше вас

Если вы не чувствуете это как правильно, то надо понимать, что ваше мнение абсолютно равноценно мнению человека, с которым вы не согласны. Потому что, если он даже психолог, это говорит лишь о том, что у него больше опыта, он больше видел разных детей и семей, но при этом вашего конкретного ребенка, вашу конкретную ситуацию вы все равно знаете лучше, чем любой супер-пупер специалист. Поэтому, если вы чувствуете, что то, что говорит и пишет человек, вам поперек шерсти, если это не подходит вашей ситуации, то вы со спокойной совестью забываете, что он говорит, и слушаете себя, потому что вы своего ребенка знаете.

Истины, которые проверены, которые научны, — их не так много. И именно с ними обычно согласие есть, и проблем они не вызывают. Ну, например, то, что ребенка не надо бить, на него орать, — это вещь, которая вряд ли вызывает сомнения. Идея о том, что маленькому ребенку нужен контакт с матерью и его не надо в 2 месяца отдавать в ясли, — мне кажется, это тоже такая очевидная вещь

Все остальные конкретики и тонкости вырастают часто из личного опыта конкретных людей, которых растили так, а не иначе, и которым было что-то больно, а что-то было важно и хорошо

Поэтому, если вас тревожит то, что пишут психологи, — забейте. Психологи знают не больше, чем вы. Про вашего ребенка вы знаете больше. Поэтому читайте все, что считаете интересным и важным, прислушивайтесь к этим соображениям. То, что вам ложится на душу, то, что вам близко, кажется правильным, то, что заставляет вас может быть по-другому посмотреть, — то и хорошо. Может быть, это заставляет вас как-то по-другому видеть, по-новому оценить ситуацию, увидеть новые возможности, что-то подсказать, освободить вас от какого-то страха, от какой-то тревоги, от чего-то вас избавить, что вас мучило и мешало. А все, что говорит, что вы делаете не так, как это делал Доктор такой-то и кто угодно, — вы закрываете это и не берете в голову.

Людмила Петрановская также рассказывает о самой вредоносной формуле воспитания. 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Альбатрос
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: