Как научить детей учиться и получать от этого удовольствие? отрывок из книги мэдлин левин «самое ценное»

Роль родителей в образовании детей ⋆ maximum блог

Расширяйте кругозор

Современное образование направлено не только на то, чтобы научить ребенка читать, писать и считать. В приоритете гармоничное развитие личности, которое предполагает подготовку ребенка ко взрослой жизни

Важно не забывать про физическое развитие, наполнение жизни ребёнка эмоциями и новыми впечатлениями, а также формирование умения выстраивать коммуникации с другими людьми

Особого внимания заслуживает и расширение кругозора. Эти знания не только облегчат обучение в школе, но и позволят развить логическое и системное мышление. В будущем это поможет ребенку лучше понять разные предметы и науки.

Расширять кругозор можно разными способами. Это не обязательно только энциклопедии и другие иллюстрированные книги, хотя это очень полезно. На прогулке можно изучать деревья и другие растения, наблюдать за животными и природными явлениями. Всевозможные поездки также способствуют расширению базы знаний

Конечно, при условии, что вы много разговариваете с ребенком и обращаете его внимание на то, что происходит вокруг. Задавайте ему вопросы, слушайте его рассуждения, помогайте понять закономерности и устройство происходящего вокруг.  

Очень важно научить ребенка находить причинно-следственные связи, размышлять и делать выводы. Это основа, без которой не получится учиться легко и с удовольствием

Для развития этой способности всегда обсуждайте с ребенком, какие варианты развития событий могут быть в той или иной ситуации. 

Дома тоже можно много узнать, и не только из книг. Развивающий онлайн-курс для предшкольной подготовки “Стань школьником с Робобориком” — это красочные познавательные видеоролики по разным темам и много интересных интерактивных заданий. А также упражнения, которые можно выполнять карандашами или фломастерами. В занимательной форме ребенок узнает много нового об окружающем мире, правилах безопасности и других важных вещах. 

Готовьтесь к школе заранее

Чтобы основательно подготовиться к школе, начинать это нужно заранее. Подготовка к первому классу должна иметь комплексный подход, за пару недель сделать это нереально. Оптимально начинать лет с 5, но лучше поздно, чем никогда. 

Подготовка к школе — это не только знакомство с цифрами и буквами, но и многое другое. К первому классу ребенку нужно избавиться от логопедических проблем. Он должен иметь богатый словарь и уметь выражать свои мысли

Кроме того важно, чтобы у ребенка была развита способность на слух определять количество звуков в словах, определять гласные и согласные звуки, твердые и мягкие. Он также должен иметь начальные представления о математике и общие представления об окружающем мире

Нужно ли ребенка заранее учить читать? Здесь мнения расходятся диаметрально. Одни говорят, что учить всему должна школа, а другие настаивают на том, чтобы ребенок пришел в первый класс уже умея читать. 

Учителя же на своем опыте видят, что дети учатся лучше и легче по всем предметам, если к первому классу освоили навык чтения. Времени в программе на это отводится очень мало, оно рассчитано на средний темп освоения материала. А у каждого ребенка есть свои индивидуальные особенности, которые могут не укладываться в среднестатистические нормы. 

И не забывайте, что ребенка важно не только обучить навыкам чтения, но и развивать комплексно по всем ключевым направлениям: познавательному, коммуникативному, речевому, художественно-эстетическому, физическому. 

Интерактивный онлайн-курс подготовки к школе “Стань школьников с Робобориком” предлагает материалы по всем этим направлениям. Содержание курса соответствует федеральным государственным стандартам образования, проверено и одобрено педагогами дошкольных организаций. Все занятия тесно связаны с реальной жизнью, поэтому интересны детям и очень полезны.

На курсе ребенок получит дополнительные возможности для развития, а также важный и нужный базис для своего возраста. При этом заниматься с Робобориком очень комфортно: он сделает подсказку, если ребенок ошибся, поможет найти верный ответ. А задания разного уровня сложности не дадут заскучать и будут развивать ребенка. Также все занятия тесно связаны с реальной жизнью и тем, что происходит вокруг, поэтому заниматься очень интересно и полезно. Курс “Стань школьником с Робобориком” помогает заранее подготовиться к школе по всем направлениям. Обучение на этом курсе поможет в будущем быть более успешным в школе.  

Подготовьтесь к школе с курсом “Стань школьником с Робобориком”. 

Активная роль родителя в обучении

Под активной ролью я имею в виду осознанные целенаправленные действия родителей для регуляции и поддержки процесса обучения своего ребенка. Спектр возможных действий широк и более очевиден, чем в случае с пассивным вкладом. 

Кнут и пряник

Самое простое и идущее сквозь историю развития человечества средство — активный контроль «кнутом и пряником». Система поощрений и наказаний строится на основании ценностей и воззрений самого родителя.

Помочь захотеть

Перейдем ко второму варианту участия родителя — мотивации на учебный процесс. Причем, как правило, мотивировать ребенка на учебу в школе приходится не только перед первым классом, но и в периоды учебных кризисов.

Учиться ради того, чтобы учиться хотят только младшие школьники (и то, только в идеальном мире). Учебная мотивация — хрупкая структура, и ярче всего ее падение видно со вступлением ребенка в подростковый возраст. Главной задачей в жизни становится общение со сверстниками, и учеба у многих отходит на второй план.

Пирамида потребностей

Не стоит забывать и про самое очевидное — чтобы была актуальная такая сложная и поздняя потребность как получение знаний, все базовые потребности должны быть удовлетворены. Ребенок должен иметь:

  • крышу над головой;
  • средства для того, чтобы оставаться сытым (карманные деньги, возможность поесть дома и т.д., кому что удобнее);
  • безопасное пространство в Доме, куда он может прийти из внешнего небезопасного мира и почувствовать безусловную поддержку семьи.

Кроме того, на некоторых этапах школьного обучения ребенку может потребоваться репетитор или поддержка родителя в освоении школьной программы. Все эти материальные блага входят в роль родителя.

Иногда без репетиторов действительно не обойтись. Когда у ребенка начинаются проблемы с оценками, например, или его ждут важные экзамены в конце 9 или 11 класса, дополнительные курсы подготовки незаменимы. На них ребенок получит недостающие знания, закроет пробелы, подготовится к важным письменным работам, разберется в особенностях экзаменов. Если вы ищете подходящие курсы для вашего ребенка, воспользуйтесь одной из наших бесплатных консультаций. Исходя из ваших интересов и пожеланий, мы подберем для вас и вашего ребенка тот курс, который подойдет именно ему: выбор профессии, подготовка к государственным экзаменам, повышение знаний и многое другое.

Не стоит недооценивать роль родителя в школьном обучении, потому что и так многое в нашей жизни остается без внимания. К счастью, это не значит, что нужно следить за каждым своим шагом, это не шахматы. Тем не менее стоит оставаться открытым к вопросам, честно делиться своим опытом, когда это уместно, и, как и всегда, оставаться другом для своего ребенка. 

Поощрять усилия

Детям важно видеть, что их старания замечены и оценены. Когда ребёнок чувствует, что взрослым его работа неинтересна, он моментально теряет мотивацию

Поэтому так важно поощрять даже самые небольшие усилия и отмечать успехи. Главное ― не размер награды, а сам принцип. Например, выдавайте ребёнку «смайлики» за правильно выполненные задания или показывайте короткие мультики за каждую пройденную тему.


Фото: Maria Symchych / Shutterstock

Современным детям крайне важно уметь учиться с удовольствием. Во-первых, образовательный контент сейчас конкурирует с контентом развлекательным ― играми, соцсетями, мультфильмами

Они сопровождают ребёнка с первых дней жизни и доступны в любой момент. Дети привыкли к такой активной стимуляции, и их уже не увлечь картинкой в учебнике. Обучению нужно быть не менее интересным и ориентированным на детей, чем видеоигры. Поэтому при возможности (например, если вы индивидуально занимаетесь с учеником как репетитор) стоит узнать интересы ребёнка и включить их в онлайн-взаимодействие. Скажем, если ребёнок любит динозавров, можно использовать их в примерах и заданиях.

Во-вторых, поколение альфа будет учиться всю жизнь, а не только до получения первого диплома. Во всех сферах информация теперь появляется и устаревает так быстро, что остановиться в развитии просто невозможно ― каждый день придётся учиться чему-то новому

Поэтому важно, чтобы дети с самого юного возраста воспринимали обучение не как нудную обязанность, а как весёлое и увлекательное занятие, не хуже игры

Не со всеми учениками эти методы сработают идеально. Дети разные ― одним больше нравится бегать и прыгать, другим ― решать интеллектуальные загадки. Каждый ребёнок уникален, и задача современного учителя ― не просто читать параграфы из учебника, а искать и находить подход к детям, прививать им любопытство и интерес к учёбе

И неважно, где проходит урок ― в классе или перед экраном компьютера

Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Делать занятия интерактивными

Детям, особенно в возрасте 5–8 лет, очень важно не просто слушать учителя, но и общаться с ним, принимать деятельное участие в уроке. Поэтому так важно использовать онлайн-инструменты и приложения, которые позволяют ученикам взаимодействовать с педагогом и контентом во время занятий

Педагогам, которые проводят занятие на платформе для видеоконференций, стоит попробовать подключить к учебному процессу другие сервисы и приложения. Чтобы вписать их в урок, можно отправлять ученикам ссылки на конкретные упражнения или делиться с ними своим экраном. Стоит попросить родителей открыть все необходимые ссылки для занятия заранее, а также, при возможности, ознакомить малыша с работой сервиса, платформы или приложения.

Вот несколько полезных ресурсов для всех основных предметов:

  • Online Test Pad ― бесплатный многофункциональный сервис для создания интерактивных тестов, кроссвордов и логических игр на разные темы.
  • Boom Cards — конструктор карточек, который позволяет создавать интерактивные задания с самопроверкой.
  • Izi.Travel даёт возможность создать свой виртуальный музей, аудиоэкскурсию или тематический квест. Разобраться, как это сделать, поможет вебинар.
  • LearningApps — конструктор интерактивных упражнений с шаблонами обучающих игр типа «найди пару» и других, головоломок и кроссвордов, заданий на заполнение пропусков и различных тестов. Также содержит богатую библиотеку готовых упражнений, в том числе на русском языке.
  • «Взнания» — русскоязычная образовательная платформа для создания любых интерактивных материалов к онлайн- или офлайн-урокам. Бесплатная функциональность крайне ограничена, но платная версия позволяет делать полноценные интерактивные уроки с игровыми элементами.
  • Quizlet — сервис для изучения слов, в котором удобно делать карточки для тренировки английского вокабуляра.
  • Matific — сайт с сотней математических игр для учеников 1–6 классов и дошкольников.
  • Drawar.io ― онлайн-игра «Крокодил», где один игрок быстро рисует загаданное слово или словосочетание, а остальные пытаются угадать, что он изображает. Игру можно использовать для повторения слов на уроках иностранного языка (кроме русского, сервис поддерживает английский, французский, немецкий и испанский языки) ― да и вообще любых новых понятий.
  • «IQша» содержит тысячи готовых упражнений по математике, чтению, окружающему миру и английскому, а также упражнения на развитие памяти и логического мышления.

Практически любой материал можно упаковать в игровую форму — тесты, квизы, викторины с виртуальными призами, словесные игры, квесты и головоломки. Дети любят играть, и геймифицированные задания поддерживают их внутреннюю мотивацию ― дошкольники и младшеклассники выполняют задания не потому, что так надо, а потому, что им самим хочется. Это поможет сформировать у маленького ученика установку, что учиться можно с удовольствием.

Однако стоит соблюдать баланс и не превращать полностью обучение в развлечение

Важно помнить, что игровые элементы должны поддерживать интерес к учёбе, а не отвлекать от учебного процесса, и соответствовать образовательной цели

Старайтесь меньше вмешиваться

Детям, которые не очень самостоятельны, тяжело учиться в школе. Кроме затруднений с переодеванием на физкультуру и подготовкой к уроку возникают проблемы с выполнением классных и домашних заданий. 

Самостоятельность развивается только при отсутствии тотального контроля со стороны родителей, когда они не вмешиваются в каждый шаг ребенка и дают ему возможность сделать что-то самому

Также очень важно хвалить ребенка за его попытки сделать что-то самостоятельно, и тем более за результаты от такой деятельности.  . Поэтому давайте своим детям больше свободы и не контролируйте их каждую минуту

Позвольте ребенку самостоятельно придумывать себе занятия и игры. И, конечно, учите его навыкам самообслуживания. 

Поэтому давайте своим детям больше свободы и не контролируйте их каждую минуту. Позвольте ребенку самостоятельно придумывать себе занятия и игры. И, конечно, учите его навыкам самообслуживания. 

Пассивная роль родителя в образовании детей

Под пассивной ролью я имею в виду неосознанное (или частично осознанное) влияние на учебную позицию, мотивацию ребенка, привычки в выстраивании учебного процесса, положение в школьном социуме и т.д. На все это родитель влияет вне зависимости от степени осознанности.

Родительский пример

Дети на протяжении всей жизни в своем поведении с большей или меньшей очевидностью ориентируются на своих родителей. Например, ребенок, который вырос в семье, где все всегда были и остаются трудягами, может увидеть, что людям комфортно в таком режиме, и перенять стратегию

Причем в данном случае неважно, что говорят в семье о подход к труду, потому что эмоции взрослых в течение и после работы говорят детям гораздо больше. Однако обратная зависимость тоже имеет место: если после работы родители приходят уставшие и злые, вероятность, что ребенок решит минимизировать свою активность в учебной деятельности растет

Родительская оценка

Второй часто неосознанный, но от этого не менее важный вклад в поведение ребенка вносят реакции родителей на его успехи и неудачи. Наша эмоциональная и психическая жизнь течет непрерывно, поэтому мы не способны отследить все эмоциональные реакции и мимические проявления, которые вызывают у нас те или иные стимулы

Однако люди, которым это важно, замечают эти сигналы. 

Детям труднее делать нелюбимые занятия без собственной мотивации, чем взрослым. Учеба в большей или меньшей степени относится именно к нелюбимым, во всяком случае потому, что ребенок ее не выбирал. Трудиться, потому что на примере родителей видно, что это полезно и интересно, или потому, что внутри семьи делят радость за твои успехи — проще.

Мотивация ребенка также сильно зависит от того, нравится ли ему изучать те или иные предметы. Как правило, чем увлекательнее тема, тем интереснее ей заниматься: тогда и оценки хорошие, и усталости меньше, и настроение лучше. Замечательнее всего то, что это увлечение вполне можно превратить в профессию. Получив образование по направлению, которое ему нравится, ребенок и найдет себя, и обретет гармонию в жизни.Чтобы не ошибиться в выборе профессии, предложите ребенку бесплатный тест по профориентации. С помощью нашего теста он узнает сферы, в которых ему будет комфортно развиваться, а также получит список из 3 наиболее перспективных для него профессий. Приятный бонус: еще мы расскажем, в каких вузах и колледжах эти профессии можно получить и какие экзамены для этого надо сдать.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Альбатрос
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: